что собой представляет информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, [1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. [2]

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. [2]

Содержание

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. [2]

Информационная инфраструктура в России

Президент Российской Федерации посредством документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» обозначил задачу перехода страны на инновационный путь развития. Но для этого нашей стране необходима информационная инфраструктура, которая на данный момент активно развивается, а потому привлекает к себе огромное внимание. В России ещё не сложилась информационная инфраструктура, которая обеспечила бы информационное сопровождение инновационного цикла от возникновения идеи до её внедрения в жизнь.

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.

STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.

Scopus — это библиографическая и реферативная база данных, отслеживающая публикации более 18 000 источников, выпускаемых более, чем 5 000 издательствами. Следует отметить, что база учитывает как технические, так и гуманитарные и медицинские науки, а разработчик проекта, компания Elsevier, позиционирует Scopus как наиболее полный и исчерпывающий ресурс для поиска научной информации.
В России большой вклад в развитие информационной инфраструктуры вносят компании из сферы телекоммуникационного бизнеса. Например, оператор связи «МегаФон» инвестирует в развитие сети Центров обработки данных. Этот же оператор приобрел одного из крупнейших операторов фиксированной связи, что позволит создать единую магистральную сеть протяженностью более 100 тыс. км. вместе с обширной спутниковой инфраструктурой.

Формирование информационной инфраструктуры

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.

Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей

В социально-политическом проекте «Актуальные проблемы безопасности социума» [3] взаимодействие информационной инфраструктуры и пользователей (потребителей: человека, отдельных групп людей и общества в целом) рассматривают в виде иерархии отдельных слоев [3] :

Источник

Информационная инфраструктура и информационная безопасность в одном флаконе. Часть 1

Информационная инфраструктура и информационная безопасность в одном флаконе. Часть 1

Информационная инфраструктура и информационная безопасность в одном флаконе

Часть 1

Станислав ЯСЬКО, кандидат технических наук, эксперт

что собой представляет информационная инфраструктура

Николай Нашивочников, эксперт

что собой представляет информационная инфраструктура

что собой представляет информационная инфраструктураЗАДАЧИ информатизации крупных организаций (в особенности финансовых и естественных монополий) имеют ряд уникальных особенностей:

В этих условиях первостепенное значение имеет построение адекватной системы управления информационной инфраструктурой организации. Без такой инфраструктуры организация несет неоправданные прямые эксплуатационные расходы, теряет перспективы развития, результатом чего могут быть косвенные финансовые потери (упущенная прибыль). Отдельным аспектом отсутствия информационной инфраструктуры является угроза информационной безопасности системы.

Базовым элементом информационной инфраструктуры может служить система управления идентификационными данными (Identity management), обеспечивающая ролевое управление доступом к ИТ-ресурсам на основе единой политики безопасности и должностных обязанностей сотрудника.

При этом важнейшим аспектом принятия решения о внедрении системы Identity management является выбор поставщика технологий.

Цель управления идентификационными данными

Централизованное управление идентификационными данными совместно с корпоративной стратегией безопасности, обеспечением защиты бизнес-транзакций и корпоративных сетей и межсетевых взаимодействий являются теми «тремя китами», на которые опирается безопасность любого крупного бизнеса.

В связи с постоянно возрастающим количеством корпоративных приложений, требующих разграничения прав доступа, развертывание централизованного управления идентификационными данными пользователей обеспечит ощутимый рост производительности, уменьшая при этом затраты, связанные с управлением «идентификационным хаосом» разнородных приложений [1].

Внедрение централизованного управления идентификационной информацией требует затрат. Однако, по оценкам Gartner Group, возврат инвестиций в размере около 100% за срок от двух лет может быть получен для предприятия в 10 000 сотрудников в случае развертывания решения по централизованному управлению идентификационной информацией для 12 корпоративных приложений. Еще более убедительных результатов можно достичь для организации, имеющей большее количество сотрудников и корпоративных приложений.

Конечной целью решения по управлению идентификационными данными является централизованное управление пользовательской информацией (учетные записи, параметры доступа, роли), обеспечение доступа пользователей к ресурсам компании согласно их бизнес-функциям и оперативный контроль этих процессов. Именно такие технологии, позволяющие эффективно управлять доступом пользователей к корпоративным ресурсам и приложениям, рассматриваются как перспективные и наиболее востребованные в настоящее время [2].

Когда использовать идентификационное решение

Целесообразность развертывания решения по централизованному управлению идентификационными данными возникает в случае:

Источник

Информационная инфраструктура бизнеса

В системе современного бизнеса существуют значительные массивы информации, обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности которых имеет для бизнеса решающее значение. К такого рода информации относятся:

На начальных этапах внедрения информационных технологий АИС использовались главным образом в системах учета и контроля. В настоящее время АИС все активнее используются в качестве ядра бизнес-процессов. Новый импульс для использования информационных технологий в бизнесе дал интернет. Сначала его роль сводилась, главным образом, к роли нового канала коммуникаций – через электронную почту пошел основной поток переписки между сотрудниками фирм. В настоящее время наиболее популярными являются два направления развития бизнеса через интернет, получивших названия: «business to business» (B2B) и «business to customer» (B2C).

Важнейшим для развития интернет-бизнеса является сектор платежных систем и систем обеспечения безопасности электронного документооборота. Роль и число организаций этого сектора будут возрастать по мере интенсификации использования интернета в бизнесе, расширения и укрепления нормативной и законодательной базы интернет-экономики. В значительной степени именно недостаточная развитость указанного сектора препятствует развитию новых форм бизнеса с применением интернета. В качестве еще одного препятствия нельзя не отметить противоречивость существующей нормативно-правовой базы по вопросам применения криптографии. И если в законодательной области в ближайшее время можно рассчитывать на какие-то сдвиги в связи с принятием Закона об электронной цифровой подписи, то в области криптографического обеспечения интернет-бизнеса можно констатировать чрезвычайно тревожную ситуацию.

На сегодняшний день существует положение о том, что разрешено использование в системах общего пользования только сертифицированных ФАПСИ средств криптографической защиты информации, что обеспечивает определенные гарантии их безопасности, но нужно что-то делать с тем, чтобы при этом решалась проблема отсутствия на отечественном рынке достаточно полного набора средств криптографической защиты, отвечающих указанному требованию. Предлагаемые отечественными предприятиями сертифицированные средства и системы криптографической защиты либо ориентированы на ведомственные решения, либо предназначены для создания систем обслуживания узкого круга клиентов и не применимы для реализации реальных крупномасштабных проектов интернет-бизнеса.

Для успешного развития систем электронной коммерции в нашей стране нужно обеспечить возможности широкого доступа пользователей к криптографическим средствам формирования электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Необходимо создать сеть удостоверяющих центров открытых ключей ЭЦП, которые будут выдавать сертификаты открытых ключей и удостоверять их правильность при заключении сделок и проведении финансовых транзакций.

Развитие современного бизнеса невозможно без обеспечения конфиденциальности при обмене информацией через телекоммуникационные каналы связи, что делает обязательным применение надежных средств шифрования. Однако требование обеспечения широкомасштабного доступа к средствам сильного шифрования в масштабе страны сталкивается с проблемой существования угрозы того, что средства шифрования могут быть использованы преступными организациями для координации и организации своей деятельности или использоваться недобросовестными предпринимателями, например, для ведения двойной бухгалтерии и сокрытия доходов от налогообложения. Для нейтрализации этих угроз необходимо создать эффективную инфраструктуру центров доверенного хранения и восстановления секретных криптографических ключей. Для того, чтобы нейтрализовать угрозы возможных злоупотреблений со стороны обслуживающего персонала или официальных лиц соответствующего уровня, необходимо разработать и реализовать технологии распределенного хранения отдельных частей ключей в различных центрах с возможностью предоставления частей ключей только их владельцам или правоохранительным органам в порядке, установленном законодательством.

Обеспечение информационной безопасности бизнеса в современных условиях

Расширение видов деятельности, освоение новых рынков, расширение круга клиентов и поставщиков, появление новых служб – все это ведет к усложнению структуры и алгоритмов функционирования организации и к требованию постоянного совершенствования ее информационной инфраструктуры на основе новых компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Вместе с тем с созданием АИС расширяется число источников угроз нарушения информационной безопасности.

К внешним источникам можно отнести:

Объектами обеспечения информационной безопасности являются:

Меры по работе с персоналом включают:

Очевидно, что принятие всех возможных средств и методов защиты на все случаи жизни абсурдно и нереально. От чрезмерных мер безопасности организационная система может стать неработоспособной и разорительной для собственников. Решение этой коллизии состоит в необходимости создания механизма, который бы позволил, отслеживая реальные риски и угрозы, принимать рациональные, наиболее эффективные и посильные для организации меры защиты. Таким механизмом может стать создание системы управления информационной безопасностью, аналогичной системам управления финансами, качеством, проектами, функционирующим в любой организации. Такое решение будет представлять собой тот самый системный комплексный подход к обеспечению информационной безопасности бизнеса, который будет гарантировать от неприятных «сюрпризов», связанных с нарушением защиты информации.

В рамках системы управления информационной безопасностью бизнеса должны решаться следующие задачи:

Источник

информационная инфраструктура

3.1.34. информационная инфраструктура: Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам

3.1.4 информационная инфраструктура: Совокупность объектов информатизации, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам.

Полезное

Смотреть что такое «информационная инфраструктура» в других словарях:

Информационная инфраструктура — система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура: включает совокупность информационных центров, банков данных… … Финансовый словарь

информационная инфраструктура — Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. [ГОСТ 7.0 99] информационная инфраструктура Совокупность организационных структур, которые поддерживают… … Справочник технического переводчика

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам … Юридическая энциклопедия

Информационная инфраструктура — У этого термина существуют и другие значения, см. инфраструктура. Информационная инфраструктура система организационных структур, подсистем,[1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств… … Википедия

Информационная инфраструктура — 3.9. Информационная инфраструктура: Система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Примечание. Информационная инфраструктура: включает… … Официальная терминология

информационная инфраструктура — Rus: информационная инфраструктура Eng: information infrastructure Fra: infrastructure d information Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Информационная инфраструктура — структура системы информационного обеспечения деятельности ПС РФ, представляющая собой совокупность должностных лиц и органов, занимающихся информационным обеспечением, информационно вычислительных центров, пунктов управления, узлов и линий связи … Пограничный словарь

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

Информационная инфраструктура инновационной деятельности — множество юридических лиц, ресурсов и средств и других элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее целостность, направленную на обеспечение информационного обслуживания инновационной деятельности. Источник: РЕШЕНИЕ… … Официальная терминология

Источник

ИТ-инфраструктура предприятия. Как это работает?

Содержание:

Определение

Простой инфраструктурой можно назвать персональный компьютер с установленным программным обеспечением и подключением к интернету.

что собой представляет информационная инфраструктура

Состав ИТ-инфраструктуры

СКС (структурированные кабельные системы) являются фундаментом ИТ-инфраструктуры предприятия. Объединяют в одну цепь ПК и оборудование, а также передают данные.

ИБП (источник бесперебойного питания) защищает от аварии рабочие процессы, устройства компании при кратковременном отключении основного источника.

АТС (автоматическая телефонная станция) представляет собой совокупность устройств, способных в автоматическом режиме передавать сигнал вызова от абонента к абоненту.

Задачи ИТ-инфраструктуры

превентивные меры от сбоев во внутренних бизнес-процессах организации;

реализация проверенных решений для быстрой масштабируемости предприятия;

обеспечение безопасности хранения данных;

прозрачность и эргономичность системы управления;

снижение расходов на создание активов и их дальнейшее обслуживание.

что собой представляет информационная инфраструктура

Мониторинг ИТ-инфраструктуры

Многие думают, что для мониторинга ИТ-инфраструктуры обязательно приобретать дорогие решения. Но откуда данное предубеждение? Мы изучили самые популярные приложения для мониторинга и отобрали наиболее удобные и эффективные. Надо признаться: анализ приложений был трудоемкой, сложной задачей, но этот вопрос в дальнейшем окупает все усилия.

Что же такое “мониторинг ИТ-инфраструктуры”? Это система отслеживания параметров инфраструктуры, которая помогает удерживать значения различных показателей в пределах нормы, своевременно устранять сбои и работать над профилактикой их возникновения.

При выборе средства мониторинга ИТ-инфраструктуры предприятия необходимо учитывать следующие критерии:

функционал инструментов (должен соответствовать техническим требованиям и учитывать запросы бизнеса);

уровень подготовки ИТ-специалистов.

Ниже приведены распространенные инструменты мониторинга информационной среды предприятия.

Nagios

Nagios является одной из основных систем мониторинга ИТ-инфраструктуры. Она имеет открытый код, а также способна предоставлять информацию по рабочим станциям конечного пользователя, информационным сервисам и активным сетевым компонентам. Также имеется возможность получить коммерческую Nagios XI, которая имеет новые возможности, удобные веб-интерфейсы. Данные интерфейсы позволяют работать с информационными панелями, включающими обзор хостов, сервисов, устройств сети. Задача модернизации ИТ-инфраструктуры решается за счет формирования графика тенденций и визуально информативных инструментов планирования мощности.

Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:

вывод полной схемы информационной структуры;

автоматический перезапуск приложений;

ограничение доступа с целью управления видимостью для отдельных пользователей (решает задачу предоставления доступа к элементам ИТ-инфраструктуры, связанным с конкретной зоной ответственности)

возможность расширения архитектуры.

Zabbix

Zabbix может похвастаться понятной инсталляцией, но конфигурирование потребует вникания в процесс, особенно в случае настройки специального режима проверки.

Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:

анализ серверов Java приложений посредством технологии Java Management Extensions;

защита интерфейсов пользователей на стороне клиента от нежелательных действий;

увеличение функциональности с помощью внешних скриптов (языки программирования: Python, Java, PHP, др.);

способность объединения с прочими ИТ-инструментами системного менеджмента.

Cacti

Cacti входит в список основных приложений для мониторинга ИТ-инфраструктуры. Имеет открытый программный код. Данное приложение легко взаимодействует с операционными системами Linux, Windows. Cacti генерирует статистические данные за конкретные интервалы времени и дает возможность отображения их в графическом виде.

Основной перечень возможностей данной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры:

инструмент формирования функций CDEF, либо шаблон графиков Cacti предоставляют возможность создания огромного количества элементов графика;

автозаполнение для графиков;

файловая поддержка RRD;

удобство использования приложения;

функция выборочного сбора пользовательских данных.

Перспективы

Сегодня облачные решения становятся все более популярны. Во многих организациях они стали корпоративной нормой в решении тех или иных бизнес-задач. Мониторинг ИТ-инфраструктуры с помощью облачных инструментов проще внедрить, но потребуется особое внимание к приватности данных, контроле доступа.

Быстродействие приложений определяет рентабельность предприятия. Уже скоро инструменты управления производительностью приложений займут свое законное место в портфеле инструментов ИТ-специалиста. Ключевым параметром, который влияет на параметры процессов бизнеса и способность удерживать клиентов, является так называемая «отзывчивость» приложений.

Но необходимо учитывать, что рынок меняется и компаниям требуется все быстрее получать результат. Как следствие, бизнес-сообщество переходит на скорые (agile) методы разработки, позволяющие сократить срок выпуска ПО.

Можно смело утверждать, что решения, казавшиеся вчера смелыми проектами передовых компаний, уже сегодня становятся нормой бизнес-процессов. Мы же помогаем бизнесу идти в ногу со временем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *