что собирает девушка на картине брюллова итальянский полдень

Картина Итальянский полдень (Брюллов Карл Павлович) 1827 г

Пасторальная картина «Итальянский полдень», которую Брюллов написал на исходе первой четверти XIX в., представляет собой пример классической живописи. Композиция, выполненная в тёмной гамме, смотрится ярко и выразительно за счёт насыщенных оттенков и чёткой прорисовки деталей, свойственных картинам этого художника. «Итальянский полдень» вызвал неоднозначную реакцию критики своего времени, что не помешало произведению стать одним из знаменитейших полотен русской живописи первой половины XIX века.

что собирает девушка на картине брюллова итальянский полдень

История создания

Картина «Итальянский полдень», ставшая вершиной творчества Брюллова, была написана в 1827 г., в Санкт-Петербурге. История полотна начинается в 1823 г., когда Брюллов, будучи в Италии, написал композицию «Утро». Картина была отдана в дар Обществом поощрения художников императорской семье. Несколько лет спустя новый император Николай I заказал для императрицы Александры Федоровны ещё одно полотно, в пару к «Утру». Работа «Итальянский полдень», несмотря на схожесть стилистики, была плохо принята столичным критиками.

Жанр полотна «Итальянский полдень» колеблется между портретом и пейзажем. Брюллов написал эту картину в популярном тогда романтическом стиле. Этот направление, расцвет которого в живописи пришёлся на первую четверть XIX в., особенно нравилось императрице, любившей романтические пейзажи и пасторальные жанровые картины.

Автор

что собирает девушка на картине брюллова итальянский полдень

Родился Карл Павлович Брюллов ранней зимой 1799 г. в Петербурге. Семья будущего живописца была тесно связана с изобразительным искусством – отец его был скульптором, дед – академик скульптуры. Поэтому свое обучение искусству Брюллов начал с раннего детства. В 1809 г. он поступает в Академию художеств, которую оканчивает в 1821 с золотой медалью. За успехи в учёбе Брюллов получает путешествие в Италию, где работает над ранними пейзажами и портретами до 1824 г.

После возвращения в Россию художник быстро приобретает известность, его картины имеют успех как на Родине, так и за рубежом. В 1835 г. Брюллов совершает поездку в Грецию, затем – в Турцию. Весь оставшийся год живописец живёт в Москве, но в 1836 г. возвращается в Петербург. Брюллов был известен не только жанровыми композициями, но и портретами известных людей: Крылова, Кукольника, Жуковского.

Деньгами, вырученными совместными усилиями от продажи портрета Жуковского, художник по настоянию самого Василия Андреевича выкупил из крепостничества своего будущего ученика Тараса Шевченко.

К 1849 здоровье Брюллова было серьёзно подорвано, и врачи рекомендовали ему переезд на юг. В 1850 г. живописец обосновался в Италии. Последние годы Брюллов провел в доме А. Титтони, единомышленники Гарибальди. Умер художник в июне 1852 г., в местечке Манциана, неподалёку от Рима.

Описание и особенности картины «Итальянский полдень»

Композиция полотна «Итальянский полдень» проста и незатейлива. На картине Брюллов изобразил молодую южанку, собирающую виноград. Девушка стоит на лестнице, держа в одной руке корзину, в другой – спелую кисть винограда – «Итальянский полдень» посвящён уборке урожая. Восторженный взгляд её обращен к ярким, сочным ягодам. Яркий свет заливает фигуру героини, оставляя фон в полутени. Брюллов при работе над картиной всегда акцентировал внимание на правильном естественном освещении – поэтому его пейзажи и портреты настолько выразительны.

«Итальянский полдень» наполнен ощущением цветущего лета, молодости, радости жизни.

Оригинальные размеры полотна – 64×55 см. Форма холста «Итальянский полдень» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана масляными красками на деревянном холсте.

Цветовая палитра

Картина «Итальянский полдень» выполнена преимущественно в тёплых, натуральных тонах. Брюллов использовал в композиции следующие оттенки:

Центральная фигура полотна «Итальянский полдень» – девушка – контрастирует с затененным фоном за счёт яркого освещения и тёплых, кремово-бежевых тонов. А за счёт блестящих чёрных волосы героини Брюллов создает в композиции плавный переход от светлых к более насыщенным, тёмным оттенкам. Выразительным акцентом, уравновешивающим пышность зелени, является на холсте «Итальянский полдень» бордово-красная шаль, перекинутая девушкой через предплечье – скорее всего, из-за летнего зноя.

Сюжет картины

«Итальянский полдень» отображает средиземноморские виноградные поля и процесс сбора урожая. Молодая крестьянка забирается по приставной деревянной лестнице к верхним плетям лозы, чтобы сорвать поспевшие гроздья и положить их к тем, что уже виднеются из плетеной корзины в правой нижней части картины. Солнечный луч падает прямо на гроздь винограда, заставляя каждую ягоду блестеть и переливаться золотисто-зелеными бликами.

За несколько лет до написания полотна Брюллов побывал в Италии и собственными глазами видел сбор винограда – потому композиция смотрится не только живописно, но и правдоподобно.

Все внимание автор сконцентрировал на одной героине – кроме неё «Итальянский полдень» показывает только несколько виноградных плетей и верхнюю часть лестницы. Сюжет явно перекликается с написанной ранее работой, где центром композиции также является черноволосая молодая крестьянка.

Контекст

Ключевая идея произведения «Итальянский полдень» — радость жизни, цветение природы и молодости, наслаждение красотой и свежестью летнего дня. Средиземноморские мотивы всегда привлекали Брюллова яркостью и насыщенность красок и тонкой гармонией пейзажей.

Картина «Итальянский полдень» напоминает по стилю и настроению пасторали конца XVIII в. с садовницами и пастушками. Только, в отличие от более ранних живописцев, Брюллов изобразил на своем холсте «Итальянский полдень» не аристократку, облаченную в простонародный наряд, а настоящую крестьянку – румяную, полную, непосредственную, лишенную манерности, но преисполненную жизни и энергии. Это произведение не пародирует жизнь народа, а отображает её без условностей и стилизаций.

Где картина находится сейчас

«Итальянский полдень» почти столетие хранился в коллекции императорской семьи – вместе с первой работой, с которой она составила своеобразную диалогию. После Революции картина была национализирована и отправлена в Русский музей, в галерее которого полотно выставляется и по сей день.

Интересные факты

что собирает девушка на картине брюллова итальянский полдень

Композиция «Итальянский полдень» на момент создания не принесла Брюллову успеха, зато позволила развить мастерство работы с натуры и определить для себя направление, в котором он будет продвигать свое искусство до завершения творческого пути. Несколько любопытных фактов о картине:

Несмотря на недооцененность современниками, сегодня «Итальянский полдень» считается самым популярным и востребованным произведением Брюллова.

Источник

Глядя на картину. Брюллов. Итальянский полдень

Карл Па;влович Брюлло;в (Брюло;в) (до 1822 года — Брюлло; 12 [23] декабря 1799, Санкт-Петербург, Россия — 11 [23] июня 1852, Манциана, Папская область) — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.

Карл вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию для совершенствования художественного мастерства. В мае 1823 года братья Брюлловы прибыли в Рим, посетив по пути Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.

Русский музей. Петербург. 1827

Жанр полотна «Итальянский полдень» колеблется между портретом и пейзажем. Брюллов написал эту картину в популярном тогда романтическом стиле. Этот направление, расцвет которого в живописи пришёлся на первую четверть XIX в., особенно нравилось императрице, любившей романтические пейзажи и пасторальные жанровые картины.

Девушка прекрасна, так воздушна,
Словно излучает свет души.
Блики солнца нежно освещают,
Милые девичие черты.

«Итальянский полдень» отображает средиземноморские виноградные поля и процесс сбора урожая. Молодая крестьянка забирается по приставной деревянной лестнице к верхним плетям лозы, чтобы сорвать поспевшие гроздья и положить их к тем, что уже виднеются из плетеной корзины в правой нижней части картины. Солнечный луч падает прямо на гроздь винограда, заставляя каждую ягоду блестеть и переливаться золотисто-зелеными бликами.

Здесь её мы видим за работой,
В жаркий полдень фрукты собирать.
И застыла дева на мгновенье,
Глаз от красоты не оторвать.

Ключевая идея произведения «Итальянский полдень» — радость жизни, цветение природы и молодости, наслаждение красотой и свежестью летнего дня. Средиземноморские мотивы всегда привлекали Брюллова яркостью и насыщенность красок и тонкой гармонией пейзажей.

Виноград само очарование,
Спелые и сочные плоды.
Может быть попробует немного,
Божье чудо, дар небес, земли.

Картина «Итальянский полдень» напоминает по стилю и настроению пасторали конца XVIII в. с садовницами и пастушками. Только, в отличие от более ранних живописцев, Брюллов изобразил на своем холсте «Итальянский полдень» не аристократку, облаченную в простонародный наряд, а настоящую крестьянку – румяную, полную, непосредственную, лишенную манерности, но преисполненную жизни и энергии. Это произведение не пародирует жизнь народа, а отображает её без условностей и стилизаций.

Источник

Карл Брюллов. Итальянский полдень

Карл Павлович Брюллов: Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград ). 1827Холст, масло. 64 ; 55 см,Русский музей, Санкт-Петербург.Одна из лучших работ художника.

Парная к «Полдню» картина «Итальянское утро» написана в 1823 году и была подарена Обществом поощрения художников Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ.

В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.
В лице девушки нет и тени усталости, хоть у нее и собрана уже целая корзина. Все говорит о молодости девушки. Ее пышное тело «дышит» здоровьем. Привлекающие внимание серьги, яркая, свободная одежда — все это подчеркивает ее красоту.

Едва заметный румянец на щеках героини создает удивительно трепетный и свежий образ. Белая блузка оттеняет смуглую бархатную кожу. Девушка, впитавшая лучи жаркого солнца, словно сама излучает теплый свет.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки.

Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.» При виде великолепной виноградной грозди девушка откровенно восхищена этим проявлением природной щедрости. В этом и состоит сюжет работы.

Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Отзыв на картину в письме к художнику был таким:

«Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса»

На критику Брюллов ответил следующее:

«Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.»

Обидно, что современники Брюллова не признали эту картину. Для них она показалась слишком простой и обыденной. И модель им не показалась привлекательной. Они не поняли того смысла, который Брюллов вложил в свою работу.

Более поздняя уменьшенная версия «Итальянского полдня» была написана в 1831 году. Эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Источник

Описание картины Карла Брюллова «Итальянский полдень»

На выставке в Санкт-Петербурге картина Брюллова «Итальянский полдень» получила нелестный отзыв от Общества художников. Резко критиковались пышные формы, изображенной на картине итальянки. Критики писали, что модель совсем не изящна и не соответствует классическому стандарту красоты. Карлу Павловичу даже пришлось прекратить свое участие в Обществе поощрения художников.

В ответ критикам он написал, что хотел лишь чтобы модель отличалась от первой картины «Итальянское утро», которую мастер написал в тысяча восемьсот двадцать третьем году. Картина была одобрена Обществом и подарена жене императора Николая I Александре.

Пышная, белокожая, румянощекая молодая итальянка собирает виноград, стоя на деревянной стремянке. Правой рукой она снимает с ветки большую спелую гроздь белого винограда, правой, на которой висит корзинка для плодов, она держится за перекладину лестницы. На девушке свободная белая, пикантно спавшая с плеча шелковая блуза с шикарным декольте.

Вместе с бретелькой, кусочек сарафанного подола забился на руку под корзинку. Волосы собраны и сколоты в пучки специальными шпильками для прически. Большая золотая серьга в прекрасном нежном ушке. Украшен перстнем и указательный палей правой руки.

Спереди на блузке молодой итальянки Карл Брюллов оставил свои инициалы «СВ». Из корзинки выглядывают несколько виноградных листов, похоже, что там уже есть спелые гроздья.

Отдельно нужно отметить глаза девушки, они прорисованы так, что в них, как в зеркале, отражаются солнечные полуденные блики. Огромные карие завораживающие глаза, в которых так и хочется утонуть.

Нежная кожа шеи, покатые плечи, все говорит о достатке и зажиточности семьи этой девушки. Это значит, что девушка не на работе, она в свое удовольствие собирает спелые налитые гроздья в корзинку.

Лето, жара, урожай в самом разгаре. Хоть и душно, но тенисто в зарослях виноградника, вокруг лопушистые листы винограда, толстая старая лоза, виноградные усики и пробивающееся сквозь ветки полуденное солнышко. Оно падает молодой донне на руку а от виноградной кисти на ее лице образовалась тень.

Источник

Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград )

что собирает девушка на картине брюллова итальянский полдень

Описание картины «Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград )»

Картина «Итальянский полдень» (холст, масло) – одно из известнейших полотен живописца. Парное к «Полудню» произведение «Итальянское утро» было создано в 1823 г. и преподнесено Александре Федоровне, супруге императора Николая I. В этих работах есть много сходных черт: уединенный пейзаж, обрамленный листвой, игра света, мягкость отделенной от фона линии силуэта… Ключевые мотивы композиции сопоставляются по зеркальному принципу: фигура, наклоненная вниз или тянущаяся вверх; спиной или лицом к источнику освещения.

В 1825 г. общество восторженно встретило первое из завершенных в Италии полотен художника «Итальянское утро», и император пожелал дополнить его парной картиной, что послужило причиной создания «Итальянского полудня» Карла Брюллова. В данной работе в первый раз возникает любимый живописцем типаж простой женской красоты. Общество поощрения художников достаточно прохладно встретило эту работу, которая была представлена во время петербургской выставки и получила ряд неодобрительных откликов критиков: они полагали, что сама модель не обладает изяществом, не отвечает общепринятым понятиям красоты. Существует несколько вариантов картины. Тот, который находится в Третьяковской галерее, сдержаннее, условнее, а модель, изображенная на картине «Итальянский полдень» скорее подобна не настоящей крестьянке, а античной менаде, сопутствующей Вакху.

Девушка видит превосходную гроздь винограда и восхищается щедротами природы. Это и есть сюжет картины Великого Карла «Итальянский полдень». Свет солнца, наполняющий ягоды изнутри, отражается также в выразительных карих глазах красавицы, а еле приметный румянец на ее щеках подчеркивает поразительную трепетность и свежесть юности. Бархат смуглой кожи оттенен белизной блузы. Дева, впитав лучи знойного солнца, будто бы светится изнутри.

Насыщенная зелень винограда, темная лестница, плетеная корзинка – все эти детали «Итальянского полдня» художника Карла Брюллова подчеркивают яркость летнего солнца, прелесть итальянского полдня. Девушка, гроздь винограда и свет сплетаются в волшебной гармонии, характерной для всех работ К.Брюллова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *