что снижает градус пафоса 4 буквы сканворд
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
м о д а
что капризнее погоды?
• Непрочная, быстропроходящая популярность
• Совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенное время
• Это русское слово происходит от латинского, означающего »мера», »способ», »правило»
• Манера поведения, обычай
• «Особа», издающая последний писк
• актуальное в одежде
• дуновение с подиума
• ее «писк» будоражит модников
• ее «писк» будоражит щеголя
• ее показывают на подиуме
• за ней не угонишься
• каждый год новое в одежде
• непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры
• непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в узком смысле — смена форм костюма
• образцы предметов одежды, отвечающих современным вкусам
• одежда, дрессирующая людей
• пискля из Парижа, за которым не угнаться
• поветрие, но не болезнь
• продвинутость в одежде
• регулятор длины юбки
• рождаясь, она издает последний крик
• совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде в определенное время
• что капризнее погоды
• что создает кутюрье
• это когда всем нравится то, о чем известно, что оно всем нравится
• в романе «Евгений Онегин» Пушкин называл ее «нашим тираном» и недугом «новейших россиян»
• в статистике — величина признака (варианта), чаще всего встречающаяся в совокупности единиц или в вариационном ряду (БЭМэ)
• во все века женщины за ней гоняются, а она меняется
• особа, пищит каждый год по-новому
• периодическая переэкзаменовка на стадность — желание и способность не отличаться, Александр Круглов
• тип колебаний (нормальные колебания) в распределенных колебательных системах или тип волн (нормальные волны) в волноводных системах и волновых пучках
• тиран женщин и фатов
• непрочная, быстропроходящая популярность
• не то, в чем ходят, а то, за чем гоняются
• временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе
• она капризная и изменчивая, но к ее писку все прислушиваются
• одно из собственных колебаний тела
• властвует на подиумах
• крикливая изменщица в одежде
• её «писк» будоражит стиляг
• в романе «Евгений Онегин» Пушкин называл ее «нашим тираном» и недугом «новейших россиян»