что сначала венчание или роспись

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

что сначала венчание или роспись

Мир, как известно, живёт по законам рынка. В частности, спрос рождает предложение. Например, когда у первых пользователей мобильных телефонов появилась привычка ставить в конце фраз смайлики в виде открытых или закрытых скобок, производители соответствующей техники моментально сориентировались и стали включать в меню всякие разные причудливые рожицы, чтобы любителям смайликов было проще передавать разнообразные эмоции и оттенки настроения простым нажатием пальца. В итоге, пользователю это понравилось настолько, что в меню отдельных смартфонов смайликов теперь столько, что ни о каком упрощении процесса общения уже и речь не идёт.

Если бы по принципам рынка строилась жизнь в Церкви, то, наверное, в десятку наиболее ходовых предложений несомненно вошло бы венчание без регистрации брака.

Я служу в крупном городском приходе и просьбы о венчании без росписи в ЗАГСе мне стабильно приходится слышать раз в неделю-две. Благодаря тому, что в логику церковной жизни законы рынка не вписываются, на такие просьбы обычно отвечают отказом, что, в свою очередь, вызывает не менее регулярные недоумения: «почему нельзя»? «Раве венчание не важнее»? «А если я расписываться не хочу»? «Какое отношение к Церкви имеет государственная регистрация»? «Разве без свидетельства о браке мы не можем быть мужем и женой перед Богом».

И всё-таки, почему нельзя? Да и возможно ли венчание без регистрации брака в каких-либо особых случаях?

Сначала в ЗАГС, потом под венец?

Первый вопрос, которым, как правило, задаются желающие венчаться, предварительно не расписавшись: если Церковь отделена от государства, то с чего мне идти в ЗАГС, чтобы повенчаться? Действительно, Церковь от государства отделена и на первый взгляд нам должно бы быть абсолютно всё равно зарегистрирован ли брак у пары, желающей венчаться в Церкви или нет. В конце концов, нет ведь никаких правил, запрещающих венчание без свидетельства о браке. Но тогда логичным будет и встречный вопрос: если уж у вас всё так серьёзно, что вы хотите венчаться, то что мешает оформить брак официально? Увы, ответом на этот вопрос, бывают, как правило, сбивчивые фразы, изрядно сдобренные междометиями. Свидетельствуют они, как правило, либо о несерьёзном отношении к браку как таковому, либо о нежелании брать на себя ответственность.

Что является главным в семейной жизни?

Итак, мы подошли к, что называется, краеугольному камню семейной жизни. Ответственность. Именно она, а не любовь, уважение и взаимопонимание, как многим кажется, является основой основ жизни семьи. Нет, я ни в коем случае не хочу принижать роль любви или уважения в супружестве, однако сколь не уважай безответственного человека, а нормальной семьи с ним не построишь. Если муж или жена не желают брать на себя ответственности, это не исправить любовью. Если отношения строятся по принципу «ты должен», «ты должна», то никакое взаимопонимания невозможно в принципе. Выходит, что, как ни парадоксально, а другого средства для того, чтобы закрепить взаимную ответственность, кроме государственной регистрации брака, у нас нет. Не подумайте, я бесконечно далёк от мысли, что штамп в паспорте или документ с гербовой печатью пробудят ответственность в безответственном субъекте, однако как бы то ни было, а решаясь на регистрацию брака люди хотя бы явно не отказываются от фиксации взаимной ответственности и обязательств. С этой точки зрения, требование обязательной регистрации брака перед венчанием выглядит как нельзя более логичным и обоснованным. Коль скоро церковное благословение брачного союза – самое важное, высокое и главное, то вполне логично, в рамках подготовки к нему необходимо выполнить все промежуточные требования, одним из которых является регистрация брака в ЗАГСе. Если же людям принципиально важно венчание без брака, то им вполне обоснованно можно отказать – не желаете брать на себя ответственность, нечего вам делать под венцом. В конце концов, сожительство без регистрации – ни что иное, как имитация семейной жизни. Глупо требовать от Церкви, венчанием благословляющей создание малой церкви, то есть семьи, таким же образом благословлять пустопорожнюю фальшивку.

«Здравствуй, Бог, это же я пришёл»

Впрочем, сводить нежелание официально оформлять отношения, только к боязни ответственности, было бы неправильно. Есть ещё, как минимум, две категории пар, у которых семейная жизнь без свидетельства о браке не связана ни с несознательностью, ни с безответственностью. Первая из них – те, кто «имеет своё мнение» и сожительствует так называемым гражданским браком принципиально. Мне встречались такие люди. Они прямо так и заявляют «мы расписываться в любом случае не будем» или «не штамп в паспорте делает нас семьёй» или даже «я не считаю нужным идти в ЗАГС, чтобы считать её (его) женой (мужем)». Как ни удивительно, но эти странные люди и в Церковь приходят в твёрдом убеждении, что она должна считаться с их мнением. Эти, если их приводит намерение венчаться, не просят венчания и не договариваются о нём. Они требуют. А, встречая отказ, пытаются спорить и качать права, в твёрдом, как я понимаю, убеждении, что это может иметь успех. Думаю, не стоит напоминать, что в Православной Церкви такой постановкой вопроса невозможно добиться ровным счётом ничего. Но, что поделаешь, те, кто переступают порог храма только ради крестин, венчания и отпевания, вполне могут этого и не знать. Собственно, не было бы в том беды, если бы такие люди умели хотя-бы слушать. Но им зачем? У них, ведь «своё мнение»… Впрочем, с такими, как ни странно, общаться проще всего. Не взыщите за резкость, но это чуть ли не единственная категория людей, которым нет необходимости что-либо объяснять, поскольку им не нужен «отчёт о нашем уповании» и не интересен наш «ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15). Услышав первое «я считаю» и уловив между слов «я требую», прпвильнее всего будет сказать «проходите мимо». И кончен разговор.

Исключение, подтверждающее правило

А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.

Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.

Источник

Полезно знать: можно ли венчаться без регистрации в загсе – правила и исключения

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Значение венчания

что сначала венчание или роспись
Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.
что сначала венчание или роспись
Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.
что сначала венчание или роспись
Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам, что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?
что сначала венчание или роспись
Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать неторжественную регистрацию, заплатив всего 350 рублей госпошлины. При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.
что сначала венчание или роспись
Три частые причины для исключений:

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Заключение

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Источник

Что сначала венчание или роспись

Кто, как не священнослужитель, может рассказать о религиозных аспектах венчания. Несколько вопросов мы задали клирику Свято-Петропавловского собора г. Волковыска иерею Александру Богдану.

— Какие есть запреты на совершение таинства?

— Вообще, следует пояснить, что такое венчание. Это не просто красивое украшение свадебной церемонии, а особое священнодействие, благословение, которое церковь дает брачующимся. Если люди не являются членами православной церкви, то естественно, они не могут получить этого благословения. Бывает, что один из супругов принадлежит к другой христианской конфессии. В этом случае венчание допускается. Если строго следовать церковным канонам, то нельзя венчать людей, находящихся в родственной связи, т.е. ни двоюродным, ни троюродным брату и сестре церковь своего благословения на брак дать не может.

— Когда в храмах не венчают?

— Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среда и пятница) и перед большими праздниками. Но в праздники в большинстве случаев венчаться можно, хотя я бы не советовал это делать. Церковный праздник должен быть немаловажным событием, а в суматохе свадьбы может получиться все наоборот. Таким образом, допустимые для совершения обряда дни — воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье — в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.

— Молодые нередко размышляют, когда лучше обвенчаться: до или после государственной регистрации брака в ЗАГСе?

— По уставу Русской Православной Церкви венчать можно только тех, кто зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Бывает, конечно, когда время росписи ближе к вечеру, то некоторые венчаются за несколько часов до государственной регистрации.

— Венчание может быть только одно? Возможно ли развенчаться?

— Не существует в православной церкви такого понятия, как «развенчаться». Человек вступает в брак, и это должно быть на всю жизнь. В Евангелии сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Есть такое понятие, как «благословение на второй брак». Это для тех случаев, когда супруги не сохранили свой брак как таинство. Например, муж загулял или сильно запил. Жена больше не может жить с таким человеком и хочет вступить в брак с другим. Получив благословение епископа, она может венчаться второй раз. Тоже самое касается и овдовевших.

— Как быть людям, которые давно живут в браке, по-прежнему любят друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны?

— Если люди воцерковленные, то они сами захотят повенчаться. Если еще не доросли духовно до этого, то нельзя их упрекать в грехе блуда. В официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» четко прописано, что невенчанный брак не считается греховным.

— Многие сейчас практикуют гражданский брак и не регистрируют свои отношения в ЗАГСе. Таких людей могут обвенчать?

— А что значит «гражданский муж или гражданская жена»? Тот человек, с которым вы живете, мужем или женой не являются. Хотите, чтобы он стал для вас законным мужем, регистрируйте отношения в ЗАГСе и можете получить благословение церкви на свой брак, т.е. повенчаться. Только не забудьте покаяться в грехе блуда.

— Можно ли венчаться беременной?

— Можно. Только если беременность произошла вне брака, надо покаяться опять же в грехе блуда. Сексуальная связь допустима только в браке, а все что вне брака (с женихом или с «гражданским мужем») — это все блуд.

— Как себя подготовить к обряду венчания?

— Наверное, надо в первую очередь осознать, зачем и для чего нужно венчание. Избавиться от всяких суеверных предрассудков. Если есть желание получиться благословение церкви на свой брак, то нужно быть чадами церкви. Когда человек долго не исповедуется, не причащается, не участвует в церковной молитве, то он сам себя отлучает от церкви. Поэтому стоит задуматься и об этом. Исповедоваться и причащаться нужно не только перед венчанием. Это равносильно тому, как мыться перед тем, как пойти на прием к врачу.

— Каким должен быть венчальный наряд невесты?

— Тут все очень просто. Венчание совершается в храме. Наряд должен быть таким, чтобы не стыдно было зайти в храм.

— Признает ли церковь официальную регистрацию брака в ЗАГСе равнозначной перед Богом. То есть, если супруги зарегистрировали брак в ЗАГСе, но при этом не повенчались и вскоре они расходятся, то они перед Богом и церковью будут считаться, как уже пожившие в браке?

— Если из разведенных супругов каждый захочет создать вторую семью и придет в храм Божий, чтобы обвенчаться, их будут венчать уже совершенно по другому чину?

— Нет. Они же не брали благословения на свой первый брак. Однако, с другой стороны, вызывает недоумение, когда молодые супруги предпочитают отложить венчание на потом. «А мало ли что…», — рассуждают многие молодожены. Получается, что вероятность развода не то что не исключается, а даже рассматривается как нечто вполне возможное. Выходит, что супруги, образно выражаясь, живут с не распакованными чемоданами. Разумнее всего, конечно, получить благословение церкви на свой брак в самом начале. Ни к чему ждать того момента, когда наступит уверенность, что развод уже не грозит.

Нет смысла выжидать

Свое мнение по поводу обсуждаемой темы высказали психологи.

Ирина Корнилова:

— Раньше люди не жили вместе до свадьбы, не зарегистрировав брак. Вступить в брак и создать семью — означало повенчаться (то есть жених и невеста озвучивают свои намерения стать семьей и поддерживать друг друга в любой ситуации, получают на это благословение родителей и церкви, проходят обряд венчания и становятся мужем и женой перед людьми и Богом). Венчание непосредственно связано с созданием семьи, а не является чем-то отдельным с каким-либо сроком выжидания. Некоторые сначала женятся (выходят замуж), присматриваются к партнеру и только потом решают — повенчаться им или нет. Это неверный подход к семье и браку, к чувствам второй половинки. Ведь он или она вступали в супружескую жизнь не в качестве «пробника» или на время (пока не надоем ему), а рассчитывали на любовь и верность, вместе растить детей, решать проблемы, быть в горе и в радости, в болезни и в здравии. По факту получается, что можно сбежать в любой момент, передумав быть мужем или женой. Необходимо задуматься, можно ли при таком подходе к семье и к чувствам второй половинки рассчитывать на доверие и уважение с ее стороны?

Наталья Булкина:

Тема венчания в разных культурах

— Католический обряд немного отличается от православного варианта. В церкви мужчина и женщина дают друг другу обеты в присутствии свидетелей и священника, закрепляющего семейный союз данными ему полномочиями. Таинство венчания не является действительным, если кто-то из супругов принял монашество, идет под венец по принуждению или уже состоит в браке. Католическая церковь разрешает заключение союза с людьми разных религий или с атеистами, но только если обряд проходит по христианским правилам. Допускается, чтобы обет произносил только лишь верующий католик, его жена или муж имеют полное право не отвечать.

— В Республике Беларусь заключение брака может быть соверше­но только в гражданской форме. Юридическую силу имеют лишь те церковные бра­ки, которые были совершены до 1 мая 1920 года, а также церковные браки, заключенные белорусскими гражданам во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях, входящих в состав Советского Союза.

— У мусульман браки заключаются по уговору родителей молодых. Во время таинства венчания читается Коран, супруги обмениваются кольцами и клянутся в верности друг другу. Празднование этого события, носящие название валима, происходит в течение трех дней после венчания.

— В Греции можно оформлять супружеские отношения в муниципалитете, либо в церкви. В первом случае запись о браке вносится в регистрационные документы ЗАГСа, а во втором — в церковные книги. Оба вида брака имеют равную юридическую силу.

— В Италии и Испании заключение брака возможно как в гражданской, так и в церковной форме, с последующим уведомлением государственных органов о состоявшейся церемонии венчания. Католичество до сих пор не признает разводов, особенно строго к этому относятся в Италии. Запрос о разводе рассматривают специальные церковные трибуналы, выясняющие, на самом ли деле брак был заключен по принуждению или же имело место другое нарушение. При таком строжайшем контроле вторые браки заключаются очень редко.

— В Польше юридическую силу имеет только запись акта о заключении брака и его копии, выдаваемые отделом ЗАГСа. Для того, чтобы конфессиональная форма брака была признана государством, люди запрашивают в органах ЗАГСа и передают своему духовному наставнику справку, свидетельствующую об отсутствии препятствий к заключению брака. После таинства венчания священник выдает свидетельство о регистрации брака, которое должно быть представлено в отдел ЗАГСа, где составляется запись акта о заключении брака, датой которого является день конфессионального бракосочетания.

— Есть страны, в которых заключение брака возможно лишь в церковной форме. К рассматриваемой категории государств относятся двое княжеств Европы — Лихтенштейн и Андорра, некоторые страны Азии (Иран, Ирак, Мавритания), где церковная форма обязательна для лиц определенного вероисповедания, а также отдельные штаты США и отдельные провинции Канады.

— С 1 января 2009 года гражданам Германии, вступающим в брак, разрешили венчаться в церкви без обязательной регистрации брака в ЗАГСе. Однако об уравнивании статуса церковного и светского браков говорить пока рано. Венчание в храме хоть и считается законным браком, однако обвенчанные не могут воспользоваться преимуществами (в том числе при налогообложении и наследовании), которые полагаются семейным парам, зарегистрированным в ЗАГСе.

— В Финляндии браки, зарегистрированные магистратурой, лютеранской церковью и православной финской церковью, имеют равную законную силу. В этой стране необходимо состоять в общине, исправно платить церковную пошлину и только тогда венчанный брак будет иметь законную силу. Если же один из супругов официально не состоит в общине, то в этом случае церковь может благословить брак, предварительно зарегистрированный в магистратуре.

Приметы и поверья православного венчания

— Во время венчания жених и невеста старались наступить друг другу на ноги, кто первый сделает это, тот будет главенствовать в доме.

— Невеста крестилась под фатой «покрытой» рукой — это сулило жизнь в довольстве и богатстве.

— Падение обручального кольца считается плохой приметой.

— Кто из новобрачных во время венчания держит свечу выше, тому и в семье «верх» иметь.

— Чтобы жизнь была дружной и согласной, свечи лучше задуть одновременно.

— При подходе к церкви принято, чтобы молодые подавали милостыню, чтобы щедрость и милосердие сопутствовали им в семейной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *