что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

Александр Пушкин — Вакхическая песня: Стих

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Анализ стихотворения «Вакхическая песня» Пушкина

С 1824 г. А. С. Пушкин находился в «деревенской» ссылке в родовом отцовском имении. Он тяжело переживал время вынужденного затворничества, которое скрашивалось только рассказами Арины Родионовны и редкими посещениями близких друзей. Но тоска не могла полностью захватить душу поэта. Пушкин надеялся на свое скорое освобождение и долгожданную встречу со всеми товарищами. Оптимизм поэта ярко проявляется в произведении «Вакхическая песня» (1825 г.).

Широко известна любовь Пушкина к шумным застольям. Многие обвиняют великого поэта в неумеренном употреблении алкогольных напитков. Но такой взгляд опирается на современные представления о пьяной компании. В эпоху Пушкина пили преимущественно легкие вина или шампанское. За столом не прекращались высокоинтеллектуальные разговоры о высших человеческих идеалах и литературе. Допьяна напивались редко. По свидетельствам современников, Пушкин вообще очень строго придерживался меры.

Поэтому своеобразный гимн поэта богу виноделия никак нельзя поставить ему в упрек. В дружеском застолье Пушкин ценил не выпивку, а возможность тесного и открытого общения. Великого поэта скорее можно обвинить в чрезмерном увлечении женским полом («да здравствуют нежные девы»), чем в пьянстве. К тому же автор страдал от долгого одиночества. Вполне естественно, что самыми яркими для него воспоминаниями были шумные дружеские компании.

Призыв Пушкина бросить в стаканы «заветные кольца» (с нанесенными условными знаками, которые указывали на принадлежность к какому-либо обществу) символизирует единство дружеского круга. В то время малознакомые или с неприязнью относящиеся друг к другу люди никогда бы не сели за один стол.

Тост Пушкина («Да здравствуют музы, да здравствует разум!») лишний раз подчеркивает, что собравшиеся совсем не собираются спать в салате или лежать под столом, как принято сейчас. Все товарищи Пушкина были высокообразованными людьми, для которых лучшим домашним развлечением была дружеская беседа на различные темы. Они с презрением относились к тем, кто позволял себе во время застолья потерять разум. Пушкин, развивая свою мысль, не случайно говорит о «ложной мудрости» и «бессмертном уме», завершая свой тост словами «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».

В целом стихотворение «Вакхическая песня» — шутливая выходка скучающего в деревенской глуши Пушкина.

Источник

Вакхическая песня (Пушкин)

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Примечания [ править ]

Тема пира. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. «Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы. Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.

Источник

Что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

Анализ стихотворения «Вакхическая песня»

«Вакхическая песня» посвящена солнцу и свету. Само название означает песню, исполняемую на пиру, заздравную песню. «Вакхическая песня» Пушкина — здравица солнцу и свету.
Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира — это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина символ братства, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутствует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, единомыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в виду, что пир — совместное вкушение хлеба и вина — древний символ неразрывной связи. То, что «Вакхическая песня» исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. Ср. «Веселый пир»:
Я люблю вечерний пир,
Где Веселье председатель,
А Свобода, мой кумир,
За столом законодатель.
Обратите внимание на то, что свобода и веселье пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир — это соединение Свободы и Веселья.
«Вакхическая песня» создает перед нашими глазами образ перехода от ночи к свету. Это песня, которая исполняется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы.
Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой над композицией, рассмотрев все три части и показав развитие пушкинской мысли.
Первая часть
Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Центр части — здравица в честь любви:
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому способствует употребление славянизмов — «веселие» вместо «веселье», «глас» вместо «голос».
Необходимо обратить внимание на форму «Да здравствует!» В современном русском языке она звучит торжественно, но не воспринимается как архаическая, церковнославянская. В пушкинскую эпоху она употреблялась только в высокоторжественной речи и сохраняла церковнославянскую окраску. Побудительная частица «да» — это архаический синоним русскому «пусть» (ср. в «Борисе Годунове»: «Да ведают потомки православных»). Троекратное повторение в стихотворении Пушкина «Да здравствует» усиливает торжественное звучание текста.
Следует обратить внимание на звуковой строй этого отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое число плавных «м», «н», «л») и полугласного j создает мажорное звучание. Заметим, что первая строчка — единственная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит о наступившей минуте молчания и содержит слово с семантикой тишины и, может быть, печали: «смолкнул». Все остальное стихотворение противопоставлено первой строчке и наполнено ликующей, радостной лексикой. Все предложения, кроме первого, заканчиваются восклицаниями — призывами к веселью. Вместе с восклицательными интонациями следует отметить и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан глагол только в первом стихе — «смолкнул». Все остальные глаголы — «наливайте», «бросайте», «подымем», «раздайтесь» — императивны. Как мы уже отмечали, форма «да здравствует» также императивна. Все это вместе придает первому отрывку стихотворения радостное и волевое звучание.

что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жены, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!
Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
1825

Источник

Что смолкнул веселия глас раздайтесь вакхальны припевы

Стихотворения. Сказки. Поэмы

Серия «Библиотека всемирной литературы»

Разработка художественного оформления серии А. Бондаренко

Оформление суперобложки Н. Ярусовой

В оформлении суперобложки использованы фрагменты работ художников Василия Тропинина, Ивана Айвазовского и Ореста Кипренского

© Сурат И.З., статьи, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Сказать о Пушкине, что он первый среди русских писателей, – значит не сказать ничего. Сразу заняв центральное место на русском Парнасе, он уже для современников приобрел значение национального символа – и до сих пор не уступил это единственное место никому. Он стал не только «солнцем нашей поэзии» (В. Ф. Одоевский), но и «солнечным центром нашей истории» (И. А. Ильин), фокусом национального сознания. Объяснить и понять это тем более трудно, что Пушкин был только художником, он, по словам Гоголя, «дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт», «что такое в существе своем поэт». И во всем и до конца жизни оставаясь поэтом, он именно в этом качестве далеко вышел за рамки литературы, и саму литературу далеко вывел за ее рамки, закрепив надолго царственный статус слова в русской культуре.

Не секрет, что за пределами России Пушкина по-настоящему не признают и в общем не понимают. При переводе, даже самом тонком и точном, на другие языки он слишком многое теряет – уходит особая пушкинская глубина слова и стиха, с мерцанием бесконечных смыслов и перекатами интонационных волн. Что не переводится – это и есть Пушкин. Все дело в том, что Пушкин – это прежде всего явление русского языка, с которым непонятно: то ли Пушкин его формировал, то ли он дал нам Пушкина, это апофеоз русского языка, а вместе с ним и того национального склада, который в языке заключен. Россия нашла себя в Пушкине, и вспышка его гения совпала с золотым веком ее культурного развития.

При этом Пушкин – первый европеец в русской литературе. Не в смысле влияний, которые он перерастал мгновенно, а в смысле поразительной свободы, с которой он вошел в единое пространство мировой литературы, где чувствовал себя как дома. Никогда не быв за границей, он в творчестве стал подлинным гражданином мира, легко осваивая языки различных национальных культур и эпох – осваивая их в русском слове, он и русскую литературу выводил на мировую дорогу.

Шекспироведы уже полтора века спорят о том, кто, собственно, написал пьесы Шекспира, был ли их автором скромный актер родом из Стрэтфорда, или мы имеем дело с великой мистификацией. О Пушкине такой спор невозможен, и не только потому, что он к нам ближе и жизнь его документирована несравнимо лучше. Главное, потому, что он предстает нам как живая личность, не отделимая от сочинений, в которых эта личность выразилась со всей полнотой. И этот близкий нам человек прошел за свои 37 лет головокружительный путь и оставил уникальный опыт, который можно воспринять, изучая в единстве жизнь и слово Пушкина.

Александр Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в семье Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Пушкиной, урожденной Ганнибал. Свой род он вел от прусского выходца Радши, попавшего в Россию во времена Александра Невского – от него пошли ветви знатных дворянских фамилий, среди которых были и Пушкины, сыгравшие заметную роль в русской истории. С другой стороны были Ганнибалы, происходившие от сына абиссинского князя, вывезенного мальчиком из Африки; воспитанник и любимец Петра I, он вошел в силу при Елизавете, а дети его породнились с древними русскими родами. Пушкин всегда чувствовал за собой это родовой многовековый шлейф и оглядывался на него, считая «уважение к мертвым прадедам» основой личного достоинства дворянина.

Семья Пушкиных была не чужда литературным интересам. В доме бывали В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин (малолетний Александр, по воспоминаниям отца, «вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз»), дядя Василий Львович был известным поэтом – все это с детства вовлекло Пушкина в мир современной словесности, но подлинное его рождение как поэта произошло в Царскосельском Лицее, куда он был определен в 1811 году и где провел в кругу близких, любимых друзей шесть лет, которые впоследствии вспоминались и воспринимались как самые счастливые в жизни.

Юный Пушкин воспитывался «среди святых воспоминаний», военных памятников Царского Села, в непосредственной близости ко двору – и чувствовал себя в эпицентре всей европейской истории: «Чему, чему свидетели мы были! / Игралища таинственной игры, / Металися смущенные народы; / И высились и падали цари…» Его историческое и патриотическое сознание сформировалось как будто враз, в те дни, когда мимо лицейских стен «текла за ратью рать» – на войну с Наполеоном. В 15 лет в Царскосельском парке он вспоминает звонкими стихами века русской славы, данной ему здесь в наследство. Эти стихи – «Воспоминания в Царском Селе», – прочитанные 8 января 1815 года на лицейском экзамене в присутствии восхищенного Державина, сделали его знаменитым.

Там же, в Лицее, при всей неровности того образования, Пушкину открылась не только история, но и вся европейская культура, хоть и усвоенная зачастую по вторичным источникам. «Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал», – вспоминал он о лицейском времени в «Евгении Онегине». Но мы-то знаем, что читал, – и не только Цицерона, но и Канта, и Сенеку с Тацитом («Под стол ученых дураков!» – сказано о них в лицейском стихотворении «Пирующие студенты»), не говоря уж о художественной литературе, древней и новой. Именно в Лицее, благодаря его гуманитарной ориентации и некоторым европейски образованным профессорам (А. П. Куницын, А. И. Галич), этот мир мировой культуры открылся перед ним, лег к его ногам.

Пушкина родила молодая Россия, только что победившая Наполеона, – бодрая страна, уже не только прорубившая окно, но и распахнувшая дверь в Европу, страна, в которой кипела энергия преобразований, давшая реформатора М. М. Сперанского, а потом декабристов. На этой энергической волне возрастал и Пушкин, увлекшийся после Лицея политикой и ловивший новые социальные идеи. Но он был прежде всего поэт, и под его пером эти различные идеи, иногда противоречившие друг другу, получали такую публичную поэтическую силу, о какой могли только мечтать породившие эти идеи радикальные умы.

За это он и угодил в ссылку – в мае 1820 года был переведен по министерству иностранных дел, в котором формально числился на службе, в Кишинев, в канцелярию генерала И. Н. Инзова. Это было его первое большое путешествие по Российской империи, по Кавказу и Крыму, давшее целую гроздь так называемых «южных поэм» – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». С Юга же начинается и полноводная пушкинская лирика со всем ее тематическим разнообразием, отражающим разнообразие и широту его стремительно развивающейся личности. Он по-прежнему увлечен освободительными идеями, в особое возбуждение его приводит греческое восстание против турецкого владычества, и он мечтает, вырвавшись из ссылки, участвовать в этой революции и, может быть, погибнуть, как погиб впоследствии Байрон, за свободу греков. Жизнь он ведет не ссылочную, бурную, с любовными увлечениями, дуэлями, побегами в цыганский табор, поездками по Бессарабии, в Одессу и к декабристам в Каменку. Тем временем слава его растет – после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила» (1820), вызвавшей бурю споров, от него ждали новых свершений, и дождались: в начале сентября 1822 года выходит из печати «Кавказский пленник» – поэма, которую Пушкин больше года не решался выдать публике, будучи не вполне ею доволен. В. П. Горчакову в ответ на его замечания он писал осенью 1822 года: «Характер Пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения. Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».

Источник

Краткий анализ стихотворения «Вакхическая песня» по плану

1. История создания

В 1825 году, когда родилась «Вакхическая песня», Пушкин пребывал в очередной ссылке. На этот раз в родовом поместье Михайловском, которое представлялось ему глушью, и он скучал, томился, всей душой рвался обратно, к друзьям и привычной жизни.

Поэт хотел снова оказаться в шумной компании приятелей, где льется вино и идут интересные беседы об искусстве и обществе, поднимаются различные животрепещущие вопросы, в танцах кружатся прекрасные женщины.

Но он был в ссылке, под негласным, однако тщательным присмотром родного отца, и потому мечтам не суждено было сбыться. Пушкин отчаянно скучал.

Исследователи справедливо считают, что «Вакхическая песня», созданная именно в таких жизненных обстоятельствах, стала своего рода шуткой, проказой изнывающего в глуши поэта.

Опубликовали ее годом позже, в 1826 году.

2. Литературное направление

Формально стихотворение относится к классицизму, так как восходит к античному жанру заздравной песни. Однако в нем просматриваются и реалистические, и даже романтические черты.

3. Род

По роду это произведение относится к лирике.

4. Жанр

По жанру это заздравная песня – произведение, в античные времена исполняемое во время пира.

5. Проблематика

Явно автор не затрагивает никаких значимых проблем.

6. Тематика

Основополагающая тема – тема дружбы, единства людей, схожих во взглядах, мнениях, чувствах.

Известно, что Пушкин очень дорожил своими товарищами, относясь к ним как к братьям. Вынужденное одиночество, отчуждение от друзей тяжело переносилось поэтом.

Кроме того, в стихотворении мелькает и тема свободы, веселья, пира.

7. Идея

Идея стихотворения заключается в некоем единении людей. Автор стремится снова оказаться рядом с близкими по духу товарищами. Пир для него – образ некого братства.

Надо заметить, что в античные времена совместное принятие пищи за одним столом приравнивалось к образованию священного союза, всех членов которого связывали крепкие узы.

Пушкин относился к пирам примерно так же, что становится понятно из содержания анализируемого произведения.

8. Пафос

Стихотворение передает читателю радость, разнообразные возвышенные чувства. Оно полно оптимизма.

Пушкин, находясь в ссылке, прекрасно понимал, что тяжелый период не будет вечным, и, создавая «Вакхическую песню», подбадривал сам себя, настраивал на позитивный лад.

9. Система образов

Автор в ярких красках рисует картину шумного, веселого пира.

Образ «заветных колец», которые поэт призывает бросить в бокалы, – прямая отсылка к тайным союзам. Только участники таких организаций или кружков могли позволить себе снять с рук кольца и опустить их в бокал. Именно таким был древний обычай, которого придерживались члены тайных обществ.

Пушкин любил веселые застолья. Однако он никогда не напивался на них, и, как отмечают современники, всегда точно знал свою норму. Превыше опьянения он ценил открытое общение, возможность обсудить различные новости и вопросы, приятные разговоры.

Именно так и проходили пиры тех времен – без драк и скандалов. Публика была высокообразованной, поэтому никто не напивался допьяна, а поговорить любили все. Это нравилось и Пушкину, по этому он скучал в Михайловском, рисуя такие яркие образы в своих стихах.

А вот женщин он любил. Недаром в произведении появляется их образ — образ «нежных дев и юных жен, любивших нас».

Известно, что у Пушкина было много дам сердца, они пробуждали в поэте незабываемые чувства, которые он непременно изливал на бумаге. Неудивительно, что в подобном стихотворении появляются эти образы.

Вообще, произведение дышит оптимистическим настроем. В нем собрано все то, что любил и ценил Пушкин, по чему он скучал и тосковал в имении.

10. Центральные персонажи

Как таковых, персонажей тут нет. Но читатель легко может представить рисуемую автором картину и увидеть пушкинских друзей, вместе с которыми пирует великий поэт. Ведь это именно к ним он обращается в стихах.

11. Лирический герой

Лирическим героем произведения является проекция личности автора. Это именно Пушкин призывает всех сдвинуть бокалы, именно он произносит своеобразные тосты и радуется в шумной компании.

12. Сюжет

Заздравная песня по своей сути похожа на тост, только оформленный более художественно и принадлежащий (в данном случае) конкретному автору.

В тексте Пушкин призывает друзей к веселью, к приятному времяпрепровождению, в котором нет места тьме, потому что им правит солнце и разум.

Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Очень интересна и необычна композиция рассматриваемого произведения. Она не имеет выраженных точек, однако все равно четко прослеживается. Читатель может увидеть явную градацию призывов.

Сначала автор прославляет нежных дев и прекрасных женщин, любивших мужчин, присутствующих на пиру.

Потом – поэзия и разум, настоящий ум, перед которым бледнее и гаснет ложная мудрость.

Наконец, поэт прославляет само солнце, свет, прогоняющий тьму. Явно прослеживается нарастание важности призывов, произносимых в этой песне.

14. Художественные особенности произведения

Так как стихотворение построено по принципам классицизма, в нем довольно часто встречается высокая лексика.

Преимущественно это старославянизмы («глас», «жены», «содвинем», «веселие»), а также церковные слова («святое», «лампада»).

Предложения емкие, короткие, синтаксис максимально упрощен. Много восклицательных предложений и глаголов в повелительном наклонении, что только подчеркивает призывный характер стихотворения.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение написано одной строфой со стихами разной длины.

Размер нетипичный для Пушкина: амфибрахий. Однако его выбор легко объяснить, если вспомнить, что анализируемая песня восходит к античным традициям.

Рифмовка смешанная:

16. Средства художественной выразительности

Из средств художественной выразительности можно особенно отметить многочисленные эпитеты: «вакхальны припевы», «нежные девы», «юные жены», «звонкое дно», «густое вино» и т.д.

Также есть метафоры: «смолкнул веселия глас», «ложная мудрость мерцает и тлеет».

Кроме того, автор явно использует звукопись. В произведении очень много сонорных согласных «л», «м», «н», что создает особенную напевность, мелодичность. Оно как будто создано для произнесения вслух, чтобы люди слышали и воспринимали.

Также встречается инверсия («Что смолкнул веселия глас?», «полнее стакан наливайте»). Она тоже придает тексту оригинальность, красоту и необычное звучание.

17. Значение

Стихотворение помогает лучше понять состояние Пушкина, находящегося в очередной ссылке. Оно является важнейшим для дальнейшего развития творчества поэта.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор, так как помогает человеку переживать трудные жизненные периоды и настраивает на лучшее.

19. Мое отношение

Мне оно нравится своим легким настроение, яркостью и образностью.

20. Чему учит

Стихотворение учит дружбе, правильному отношению к людям, которые близки. Кроме того, оно показывает, как нужно переживать тяжелые периоды судьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *