что случилось с самолетом в беларуси
Расследование инцидента с самолетом Ryanair в Белоруссии отложили на год
Западные страны намеренно блокируют расследование инцидента с посадкой самолета Ryanair в Белоруссии и специально отложили его рассмотрение на год, заявила представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова. Об этом сообщает корреспондент «Ленты.ру».
«Минск обратился в ICAO (Международную организацию гражданской авиации — прим. «Ленты.ру») с просьбой о скорейшем рассмотрении этого вопроса, но ряд стран пытается отложить всю эту историю, обсуждение этой неудобной для них темы в дальний ящик. С их подачи рассмотрение было перенесено на следующую сессию, которая состоится в 2022 году», — рассказала Захарова.
Материалы по теме
Дотянулся до небес.
«Он невероятно умелый манипулятор».
Представитель МИД уверена, что западные страны делают все, чтобы заблокировать обсуждение вопроса с посадкой самолета, так как «тема была отыграна» — то есть все необходимые меры, включая введение экономических и политических санкций против Белоруссии, Запад уже предпринял.
На заседание в ICAO, на котором рассматривали вопрос о расследовании дела, представителей Белоруссии даже не пригласили. Все это говорит о том, что европейские политики, которые ведут агрессивную политику в отношение Минска, не имеют на нее реальных оснований, считает Захарова.
Эксперты оценили действия властей при посадке самолета Ryanair в Минске
Если исходить из известных на данный момент официальных данных, предоставленных Минском, незапланированная посадка пассажирского самолета Ryanair Афины — Вильнюс в аэропорту белорусской столицы осуществлена в полном соответствии с правилами выполнения международных полетов. Об этом РБК заявил директор Института воздушного и космического права AEROHELP, эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов.
По его словам, экстренная посадка была выполнена по правилам, «даже если информация о минировании самолета исходила не от экипажа, а от какого-то третьего лица, в том числе анонимного».
Пока в этой ситуации вызывает вопрос участия истребителя МиГ-29, так как для принудительной посадки должны быть серьезные основания, отметил эксперт. «Например, экипаж выполняет полет в сторону АЭС, не выходит на связь или не выполняет команды диспетчера. Для подобных случаев есть доктрина о возможном применении силы в отношении такого воздушного судна, вплоть до его уничтожения. Все зависит от оценки перспектив возможных неблагоприятных последствий», — заявил он.
Аксаментов допустил существование версии, согласно которой маршрут Ryanair не пролегал через воздушное пространство Белоруссии, например, самолет мог облететь ее через Польшу. «В этом случае нахождение самолета в воздушном пространстве Беларуси уже является неправомерным. В этом случае воздушное судно-нарушитель принуждается к посадке или выпроваживается за пределы национального воздушного пространства любыми средствами, которыми государство располагает, в том числе ВВС», — указал он.
«Истории с якобы минированием самолетов можно придумывать, но в случае с самолетом Ryanair мы этого не знаем», — отметил Аксаментов. Он напомнил о случае с вынужденной посадкой летом 2013 года самолета президента Боливии в Австрии с якобы находившимся на борту экс-сотрудником Агентства нацбезопасности США Эдвардом Сноуденом.
Аналитик уверен, что иски со стороны пассажиров или авиакомпании не будут иметь перспектив. «Случившееся — хороший кейс для «муткорта» (moot cort — игровой судебный процесс. — РБК) или студенческого конкурса по воздушному праву. На практике никак не доказать, что ситуация была сконструирована для достижения политических целей. Одного сообщения, даже впоследствии оказавшегося ложным, о заминированном воздушном судне достаточно, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту», — считает он.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров заявил РБК, что не видит в действиях Белоруссии нарушений международных авиационных правил. «Белоруссия, как член ICAO (Международная организация гражданской авиации), отвечает перед международным сообществом за безопасность полетов гражданских воздушных судов в своем воздушном пространстве. Соответственно, любые действия, которые они предпринимают для обеспечения этой безопасности, они абсолютно правомерные», — считает Гусаров. По его мнению, ответственность наступает в том случае, если бы Минск не отреагировал на поступивший сигнал.
«Мы не будем обсуждать, был ли сигнал, не был ли сигнал, во всяком случае белорусские авиационные власти говорят, что был. Они сообщили об этом командиру воздушного судна, и поскольку он находится на территории Белоруссии, он должен подчиняться указаниям диспетчерских служб — подчиняться правилам воздушного пространства того государства, в котором он находится», — уверен Гусаров.
Сопровождение самолета истребителем МиГ-29 также не противоречит нормам, так как нет данных о том, что он угрожал лайнеру или делал опасные маневры, отметил Гусаров. «Вот тогда бы да, встал вопрос о правомерности такого принуждения. В данном случае принуждения не было, командир выполнил указания диспетчерских служб ICAO — неполитическая организация, которая ставит безопасность пассажиров во главу угла если был сигнал, спецслужбы отработали, ничего не случилось», — сказал Гусаров.
Юрист отметил, что международные стандарты — ни Чикагская, ни Монреальская, ни Гаагская конвенции — не регулируют порядок действий государств, в воздушном пространстве которых пролетает предположительно заминированный самолет. По словам Елтунова, решение в таких ситуациях принимает командир воздушного судна, руководствуясь, в частности, инструкциями авиакомпании, реальными обстоятельствами происходящего, а также национальным правом государства, которому принадлежит авиакомпания.
Алексей Елтунов назвал инцидент с посадкой лайнера серьезным и предположил, что на базе ICAO либо иного международного института будет создана международная комиссия, которая может проанализировать случай и подготовить предписание для подобных ситуаций в будущем. «Я не помню в ближайшие годы такого случая, когда военный самолет сажал гражданское судно, которое не нарушало воздушное пространство, а летело на законных основаниях из одного государства в другое. Это серьезный момент», — сказал авиаюрист.
Елтунов добавил, что на внутренних рейсах России в большинстве случаев командиры принимают решение совершать посадку в аэропорту назначения без экстренной посадки.
Самолет Ryanair экстренно сел в Минске днем 23 мая. Как сообщили РБК в авиакомпании, от белорусских диспетчеров поступила информация об угрозе на борту лайнера, экипажу дали указание совершить посадку в аэропорту белорусской столицы. В Минск самолет сопроводил военный истребитель Белоруссии МиГ-29; как заявили военные, это было сделано, чтобы «в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну».
Всего на борту самолета были 132 человека. Проверка не выявила ничего опасного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. В Следственном комитете республики заявили, что данные о минировании рейса оказались ложными, следователи завели дело из-за ложного сообщения.
Одним из пассажиров самолета был бывший главный редактор признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, его задержали. В стране на него заведено дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ внесло его вместе с другим основателем канала, Степаном Путило, в список террористов. Лидер оппозиции Белоруссии, экс-кандидат в президенты страны Светлана Тихановская уверена, что самолет вынудили совершить посадку именно для того, чтобы задержать Протасевича.
«Давления на экипаж не было»: в Минске раскрыли подробности инцидента с самолётом Ryanair
Глава департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артём Сикорский раскрыл ряд подробностей инцидента с самолётом Ryanair, летевшим из Афин в Вильнюс, который 23 мая экстренно сел в аэропорту Минска.
«23 мая на электронную почту Национального аэропорта Минск с электронного адреса protonmail.com на английском языке поступило письменное сообщение: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы ЕС отказался от поддержки Израиля в этой войне», — цитирует его РИА Новости.
Как утверждали угрожавшие, им было известно, что участники Delphi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978, заявил Сикорский.
Он также подчеркнул, что белорусские власти не оказывали давления на экипаж самолёта.
«Давления на принятие экипажем Ryanair решения осуществить экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск со стороны белорусских диспетчеров не было», — отметил он.
Накануне в Минске совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Ryanair, следовавший рейсом Афины — Вильнюс. Истребитель МиГ-29 ВС Белоруссии был поднят в воздух для сопровождения самолёта авиакомпании Ryanair, который запросил экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск, сообщил первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Андрей Гурцевич. Как сообщило БЕЛТА со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого», приказ принять Ryanair в аэропорту Минска отдал лично президент Белоруссии Александр Лукашенко.
В ходе досмотра воздушного судна взрывчатых веществ обнаружено не было. Следственный комитет Белоруссии открыл уголовное производство по факту «заведомо ложного сообщения об опасности по ч. 1 ст. 340 УК».
После приземления был задержан один из основателей признанного в республике экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. Его задержали, поскольку он находился в списке физических лиц, причастных к терроризму. Мужчине грозит до 15 лет лишения свободы.
Вечером 23 мая рейс FR4978 прибыл в Вильнюс, где пассажиров встречала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.
«Важно оценить ситуацию на трезвую голову»
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции с греческим коллегой Никосом Дендиасом призвал дать оценку инциденту с посадкой пассажирского самолёта компании Ryanair в Минске «не впопыхах, сгоряча, а на основе всей имеющейся информации», указав, что представитель МИД Белоруссии сделал развёрнутое заявление.
«Важно на трезвую голову оценить эту ситуацию, тем более что белорусские власти готовы предоставить всю необходимую информацию», — сказал он.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада на инцидент с посадкой самолёта Ryanair в Белоруссии.
«Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом «антимайдана». Либо не должно шокировать аналогичное поведение других», — написала она в Facebook.
При этом в МИД РФ назвали ложью слова белорусского политика Светланы Тихановской о том, что российский консул отказался встречаться с задержанной после приземления россиянкой.
«Тихановская врёт, говоря, что российский консул отказался встречаться с Сапегой. Наглая ложь», — заявили РИА Новости в МИД России.
Как отметил Лавров, российское посольство обратилось в МИД Белоруссии из-за задержания находившейся на борту самолёта гражданки РФ с просьбой предоставить информацию о ней.
«Мы уже связались с её отцом, и наше посольство обратилось в МИД Белоруссии с просьбой предоставить информацию о нашей гражданке и обеспечить к ней консульский доступ», — добавил Лавров.
По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, намерение евродепутатов провести срочные дебаты в связи с посадкой самолёта Ryanair в Минске — жесточайшее проявление двойных стандартов. Российский депутат напомнил, что аналогичного рвения не наблюдалось в 2013 году, когда принудительной посадке и обыску подвергся самолёт Эво Моралеса, занимавшего в тот момент пост президента Боливии.
«Нашим уважаемым партнёрам вместо поспешных выводов стоит обратить весь свой праведный гнев на тех, кто открыл ящик Пандоры и стёр с лица земли целые государства во имя целей установления однополярного мира», — цитирует его ТАСС.
Как заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, ситуации с посадкой в Минске самолёта Ryanair нужно дать трезвую оценку.
«Пока просто нужно трезво дать оценку этому событию с этим самолётом. Кто-то требует санкций, кто-то говорит, что всё абсолютно соответствовало международным правилам и нормам авиационным. В данном случае здесь много противоречивых заявлений», — сказал он, отвечая на вопрос о возможных политических последствиях в связи с инцидентом.
Реакция Запада
В понедельник, 24 мая, Европейский союз вызвал в Брюссель постпреда Белоруссии при ЕС Александра Михневича для выражения ему решительного осуждения в связи с ситуацией вокруг самолёта Ryanair.
«По просьбе верховного представителя Жозепа Борреля генеральный секретарь Европейской службы внешних действий Стефано Саннино вызвал посла Республики Белоруссия в Евросоюзе Александра Михневича, чтобы осудить недопустимый шаг белорусских властей, которые вынудили гражданский самолёт совершить аварийную посадку в Минске и задержали его пассажира Романа Протасевича, независимого белорусского журналиста и активиста», — говорится в пресс-релизе.
Незадолго до этого глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что ситуация с самолётом Ryanair, в ходе которой белорусские власти подвергли риску пассажиров и экипаж лайнера, будет обсуждаться на саммите ЕС 24-25 мая.
«ЕС обдумает последствия этих действий, включая принятие мер против ответственных. Международное расследование этого инцидента должно быть проведено для установления любых фактов нарушения международного авиационного права», — говорится в сообщении.
Законодатели из восьми стран (США, Великобритания, Ирландия, ФРГ, Латвия, Литва, Польша, Чехия) призвали Международную организацию гражданской авиации (ICAO) немедленно провести расследование по факту инцидента с Ryanair.
«Пока ICAO не сообщила о его результатах, призываем исключить Белоруссию из состава организации и наложить запрет на все пролёты над её территорией, в том числе рейсами в саму Белоруссию и из неё. Очевидно, что нынешняя власть в Минске не уважает безопасность наших граждан что ей нельзя доверять защиту их прав. Данный акт государственного терроризма и похищение человека являются угрозой всем, кто путешествует по Европе и за её пределами. С этим мириться нельзя», — говорится в их заявлении.
Политики стран Запада также призвали НАТО и ЕС наложить санкции на Белоруссию и лишить её возможности использовать базу Интерпола.
Согласно сведениям западных СМИ, Международная организация гражданской авиации получила запрос на приостановку полётов над Белоруссией.
Кроме того, агентство Bloomberg сообщает, что по итогам саммита ЕС европейским авиаперевозчикам могут запретить летать над Белоруссией, а самолётам белорусской компании Belavia запретят приземляться в аэропортах Европы. При этом РИА Новости со ссылкой на слова представителя НАТО передаёт, что постпреды стран Североатлантического альянса проведут консультации по инциденту с самолётом Ryanair во вторник, 25 мая.
Минск считает, что Запад политизирует инцидент с экстренной посадкой в белорусской столице самолёта авиакомпании Ryanair, следовавшего рейсом Афины — Вильнюс. Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел республики Анатолий Глаз.
«Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит её намеренная политизация, звучат ничем не подтверждённые обвинения, клеятся ярлыки. При этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться. Вместо этого незамедлительно снова зазвучали лозунги о санкциях. Мы всё же призываем тех, кто поддался этой порочной практике, помнить о правилах и безопасности пассажиров, всё спокойно проанализировать, дождаться заключений компетентных экспертов. Ведь только на этом основании можно делать хотя бы какие-то заслуживающие внимания выводы», — сказал Глаз.
По словам представителя МИД, белорусские службы действовали в соответствии с установленными международными правилами — безопасность экипажа и пассажиров Ryanair была полностью обеспечена совместными усилиями.
«Конечно, чисто по-человечески понятно и печально, что пассажиры указанного рейса столкнулись с определёнными неудобствами. Однако правила авиационной безопасности — это абсолютный приоритет, притом везде и для всех, — пояснил он. — Белорусская сторона всегда ответственно подходила и подходит к их соблюдению. Это признаётся и соответствующими регуляторами в авиационной сфере. Более того, уверен, что в данном вопросе мы в состоянии гарантировать полную транспарентность, в случае необходимости принять экспертов и продемонстрировать все материалы, чтобы исключить инсинуации».
В Минске задержан основатель Telegram-канала NEXTA Чтобы посадить самолет, которым он летел, Лукашенко поднял истребитель
Президент Белоруссии Александр Лукашенко приказал поднять в воздух истребитель МиГ-29, чтобы сопроводить самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании. Самолет следовал по маршруту Афины — Вильнюс, однако был вынужден приземлиться в Минске, поскольку пилоты сообщили о внештатной ситуации — угрозе взрыва.
На борту лайнера находился Роман Протасевич — создатель Telegram-канала NEXTA, который в Белоруссии признали иностранной экстремистской организацией и запретили на территории страны. С соответствующей инициативой ранее выступил Следственный комитет Белоруссии.
Протасевича задержали в аэропорту Минска после посадки самолета. Эту информацию официально подтвердило Министерство внутренних дел Белоруссии. При этом в пресс-службе аэропорта заявили, что сообщение о минировании самолета, на котором летел Протасевич, не подтвердилось.
Истребитель МиГ-29 будет оставаться в аэропорту Минска до тех пор, пока не завершатся необходимые проверочные мероприятия, чтобы сопроводить лайнер до границы с Литвой. На борту приземленного самолета находилось 123 пассажира. Всех собрали в транзитной зоне аэропорта для прохождения дополнительного осмотра Службой авиационной безопасности.
Позднее правозащитный центр «Весна» сообщил, что в вместе с Протасевичем была задержана девушка, которая летела вместе с ним. По информации BBC, речь может идти о Софье Сапеге, 23-летней гражданке России. Она учится в магистратуре Европейского государственного университета (ЕГУ) в Вильнюсе. В вузе подтвердили задержание россиянки и сообщили, что стараются «приложить все усилия по немедленному освобождению Софии», передает Telegram-канал РБК.
Фото: Andrius Sytas / Reuters
Telegram-канал «Беларусь головного мозга», где задержанный работает главным редактором, сообщил, что Роман Протасевич заметил слежку в аэропорту Афин.
По словам Протасевича, перед вылетом к нему начал проявлять «нездоровое внимание» некий мужчина средних лет, говоривший на русском языке. Протасевич рассказал, что сначала неизвестный попытался снять на камеру его документы, а затем ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов.
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что обратилась в Ryanair и Международную организацию гражданской авиации (ICAO) с требованием расследовать произошедшее, а затем принять меры вплоть до исключения Белоруссии из ICAO.
«С сегодняшнего дня ни один человек, который совершает полет над Белоруссией, не может быть уверен в своей безопасности», — констатировала она. Политик добавила, что режим Лукашенко поставил под угрозу безопасность всей гражданской авиации «ради расправы над человеком, который руководил самыми крупными белорусскими независимыми Telegram-каналами».
Кроме того, президент Литвы Гитанас Науседа потребовал от Белоруссии освободить Протасевича. «Беспрецедентно! Гражданский пассажирский самолет, летевший в Вильнюс, был принудительно приземлен в Минске. В самолете был белорусский политический активист. Он арестован. Я требую срочно освободить Романа Протасевича!» — заявил Науседа.
«Началось досудебное расследование по факту захвата самолета и обращения с людьми, запрещенного международным правом», — сообщили в Генеральной прокуратуре Литвы. В полиции добавили, что уже сегодня будут опрошены члены экипажа и некоторые пассажиры. Правоохранители при этом допросили пилотов еще по прибытии самолета в Вильнюс.
Уголовное дело также возбудили в Польше. Генеральный прокурор Збигниев Зебро постановил открыть производство по факту принуждения к посадке самолета в Минске. По словам пресс-секретаря Государственной прокуратуры Польши Лукаша Лапчиньского, польские службы безопасности проведут расследование «использования обмана и угрозы для захвата контроля над воздушным судном и лишения свободы его пассажиров».
Правительство Литвы в ближайшее время предложит Европейскому союзу (ЕС) запретить европейским авиакомпаниям летать над Белоруссией. Кроме того, под санкции может попасть белорусский авиаперевозчик «Белавиа». Авиакомпании собираются запретить входить в воздушное пространство ЕС. Над санкциями работают Франция и ее европейские партнеры.
Также по информации Financial Times, ЕС может признать небезопасным воздушное пространство Белоруссии. В пресс-службе президента Франции Эммануэля Макрона сообщили, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) уже получила заявку на приостановку полетов над территорией Белоруссии. Во вторник, 25 мая, ситуацию обсудят также послы государств-членов НАТО.
Не дожидаясь решений международных инстанций, одна из крупнейших бюджетный авиакомпаний ЕС Wizz Air и латвийская AirBaltic отказались от полетов над Белоруссией. Одновременно премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что страна не будет пропускать рейсы, пересекшие или планирующие пересечь белорусское воздушное пространство. Она посоветовала литовским гражданам не приезжать в Белоруссию, а тем, кто уже находится в стране, немедленно покинуть ее территорию по соображениям безопасности.
Еще в ноябре Комитет государственной безопасности (КГБ) Белоруссии внес Протасевича, а также другого основателя Telegram-канала NEXTA Степана Путило в список лиц, причастных к террористической деятельности.
До этого Следственный комитет Белоруссии возбудил в их отношении уголовные дела. Путило и Протасевича обвиняют в организации массовых беспорядков, а также в действиях, направленных на «возбуждение социальной вражды» в отношении представителей власти и силовиков страны. Санкции статей, по которым проходит в качестве обвиняемого задержанный Протасевич, предполагают наказание вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, говорится в Уголовном кодексе Белоруссии.
Фото: страница stepanexta в Facebook
Авторы интернет-проекта Путило и Протасевич находятся в межгосударственном розыске. В конце октября суд Центрального района Минска признал экстремистскими материалы Telegram-канал NEXTA и его логотип. После этого проект провел ребрендинг и стал называться Нехта — кириллицей вместо латиницы.
NEXTA и NEXTA Live, в частности, активно освещают протесты в Белоруссии, начавшиеся в августе после президентских выборов. Последний является крупнейшим русскоязычным каналом в мессенджере. На него стали активно подписываться с начала акций протеста. Аудитория канала в настоящее время насчитывает около 1,8 миллиона подписчиков. В определенные периоды она составляла более 2 миллионов.
Что грозит Минску из-за задержания лайнера с экс-главредом NEXTA. Главное
Днем 23 мая в Минске задержали Романа Протасевича, сооснователя и бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA, который власти Белоруссии признали экстремистским. Протасевич был на борту пассажирского самолета авиакомпании Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс. Когда лайнер пролетал над территорией Белоруссии, экипаж был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Минска.
Международная реакция на произошедшее
Как задержание самолета объясняют власти Белоруссии
Случались ли подобные инциденты в прошлом
«Не помню случая, который можно было бы считать копией того, что произошло. Конечно, в истории гражданской авиации были инциденты с посадкой самолетов с нарушением экстерриториальности борта, в последнее время такое было в 2013 году, когда из-за подозрений, что на борту самолета президента Эво Моралеса находится Эдвард Сноуден, самолет был вынужден совершить посадку в Вене», — заявил РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Самолет Моралеса летел из Москвы в Боливию, когда для него закрыли свое воздушное пространство Франция и Португалия, Италия и Испания. Борт президента был вынужден приземлиться в Вене, а его пассажиры — пройти паспортный контроль. После того как выяснилось, что на борту Сноудена нет, самолет президента смог продолжить полет.
«Инцидент с президентским самолетом вызвал большой резонанс, но резонанс был купирован, потому что Сноудена не было на борту. В данном случае это не президентский борт, но поскольку человека сняли и, по всей видимости, задержали — считать инцидент исчерпанным нельзя», — продолжил Кортунов. По его мнению, произошедшее говорит об определенной неуверенности белорусских властей: «Зачем идти на такие крайние и неоднозначные меры, если ты считаешь, что твои оппоненты маргиналы» — также эти действия позволяют всем, кто недоволен происходящим в Белоруссии, продолжать свою активность, указывает Кортунов. Он полагает, что авиакомпания может предпринять юридические действия, а политики в ЕС — принять новые решения в отношении белорусских властей.
В феврале 2010 года ВВС Ирана принудительно посадили самолет Boeing 737 авиакомпании «Кыргызстан», летевший из Дубая в Бишкек. Это было сделано ради задержания лидера действующей на юго-востоке страны суннитской террористической организации «Джундалла» Абдульмалика Риги и его соратника.
21 октября 2016 года диспетчер управления воздушного движения районного центра «Киев» сообщил экипажу вылетевшего из украинской столицы самолета «Белавиа», что лайнер должен немедленно вернуться в аэропорт Жуляны. По возвращении в Киев сотрудники правоохранительных органов сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна, который был активистом «Антимайдана». После допроса и обыска он был отпущен.
Что может грозить Протасевичу в Белоруссии
В 2015 году Роман Протасевич вместе со Степаном Путило основали YouTube-канал NEXTA («Нехта»). Несколько лет спустя «Нехта» перешел в Telegram, позже канал разделился на NEXTA и NEXTA Live. Они освещали протестные акции в Белоруссии, которые начались в августе 2020 года после президентских выборов. За это время редакция неоднократно призывала подписчиков выйти на несогласованные митинги, а также просила делиться информацией о превышениях должностных полномочий со стороны силовиков.
В октябре прошлого года белорусский суд признал NEXTA Live и его логотип экстремистскими. Редакция ресурса в ответ сменила название канала на «НЕХТА Live». После этого Протасевич объявил, что уходит из проекта. Он отмечал, что решение уйти было принято им самостоятельно и не является спонтанным. В последнее время Протасевич был администратором Telegram-канала «Беларусь головного мозга».
Против Протасевича и Путило в Белоруссии возбуждено уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ страны внес их в список террористов. Путило объявлен в розыск в России; в ноябре 2020-го, когда он находился в Польше, Белоруссия потребовала его экстрадиции.
В соответствии со ст. 293 УК Белоруссии (организация массовых беспорядков) Протасевичу может грозить до 15 лет лишения свободы. Как пишет литовское издание Delfi со ссылкой на одного из пассажиров, сам Протасевич после того, как самолет сел в Минске, сказал: «Здесь меня ждет смертная казнь».