что случилось с петром мамоновым сегодня
«Отмучился»: подробности смерти зараженного ковидом Мамонова
Продолжение: «Нет слов»: известие о смерти близкого человека лишило Собчак дара речи
В московской больнице в Коммунарке в возрасте 70 лет скончался известный российский музыкант Петр Мамонов. О трагическом событии сообщила его вдова Ольга Мамонова. Создатель культового коллектива «Звуки Му» почти месяц боролся с коронавирусной инфекцией, которая в итоге оказалась сильнее.
ПО ТЕМЕ
Жена Мамонова сообщила печальную новость
Петр Николаевич Мамонов актер, художник, поэт
С чего все началось
Петра Мамонова госпитализировали в начале июля. У него было тяжелое состояние, через несколько дней его перевели в реанимацию. Врачи диагностировали у него более 78 процентов поражения легких и подключили в аппарату ИВЛ.
На какое-то время Мамонову стало легче, однако потом начались резкие ухудшения. Мамонова ввели в искусственную кому, из которой он уже не вышел. Один раз медики попытались привести его в сознание, но ничего не вышло.
Несколько последних дней вся страна следила за состоянием Петра Мамонова. Его жена держала всех в курсе. Накануне в СМИ появились новости о том, что у Мамонова отказывает сердце и почки. Жена артиста подтвердила его критическое состояние, но позже отметила, что почки у него не отказывают. Впрочем, Ольга смирилась с приближающейся смертью мужа и говорила журналистам, что не надеется на его выздоровление.
Сегодня вдова Мамонова в отчаянии заявила, что «весь мир дохнет». Также она добавила, что подозревает себя в том, что заразила мужа ковидом. Поклонники выражают глубокие соболезнования близким и коллегам Петра Мамонова и молятся за упокой его души.
«Отмучился»; «Очень печальная новость. Боролся изо всех сил. Царствие небесное и вечный покой. Ушел талант, – пишут фанаты.
Петр Мамонов родился и вырос в Москве. С детства он был творческим и талантливым, умел танцевать шейк, рок-н-ролл, твист.
В 80-х годах Мамонов создал группу «Звуки Му», потом освоил актерское мастерство. Зрители горячо полюбили его после таких лент, как «Игла,» «Такси-блюз», «Остров», «Царь», «Пепел» и другим. Также он исполнял моноспектакли.
Петр Мамонов был глубоко верующим человеком. За несколько дней до смерти к нему в палату был приглашен священник, который причастил его и соборовал.
В Москве после долгой борьбы с коронавирусом скончался актер и музыкант Петр Мамонов
Печальная новость. Ушел из жизни Петр Мамонов. Актер, поэт, музыкант, радиоведущий. В нем сочетались совершенно разные, порой даже несовместимые творческие амплуа. Бунтарь, стоявший у истоков отечественной рок-культуры, герой подпольных квартирников, лидер группы «Звуки Му». А спустя годы — серьезный драматический актер, воплотивший на экране образ монаха-отшельника в фильме «Остров». В конце июня Петр Мамонов попал в больницу: COVID-19, реанимация. Ему было 70 лет.
Гремучая смесь уличного шута, галантного поддонка и беспамятно горького пьяницы. Так говорили об издевательском образе Петра Мамонова. Лидера группы, которую он и назвал издевательски. Отрубил от названия знаменитого романтического фильма «Звуки музыки» окончание.
Скоморошество Петра Мамонова было не похоже ни на кого. Но каждый находил в нем частицу своей зажатой в тисках условностей души. В перестроечные годы «Звуки Му» имела феноменальный успех. И через много лет, он скажет никакого секрета нет.
«Это очень исповедальное искусство и можно даже быть мало умелым. Но если ты по-честному, искренне и каким-то чудесным образом это претворяется все в тексты в концерты, в фильмы», — говорил музыкант.
Его и в кино звали, чтобы в кадре он был собой. Друг Павел Лунгин увидел в нем Ивана Грозного. То ли безумного царя, то ли глумящегося шута. Казнящего и тут же кающегося.
И это тоже был он, Петр Мамонов. И каялся, наверное, по-настоящему. Ведь и в фильме «Такси Блюз» он тоже играл себя в более молодые годы.
«Я специально прошел этот путь, искорежился весь этим миром. И теперь возвращаюсь обратно к себе», — говорил он.
Одни говорили: он же юродивый. Другие, что на Руси грань между юродством и святостью тонка. Так или иначе, в 45 лет он бросил все и увез семью в деревню. Говорит, спасался. Пока дом строили, жили в палатке.
«Жить стало незачем. Живешь, а жить незачем. Работа есть, деньги есть и дети есть. И дом есть, и все, и машина есть, а жить незачем», — говорил Петр Мамонов.
Кто знает, может и в своих шаманских песнях, плясках в концертах и спектаклях и он искал что-то такое, что нашел после 45. Он все чаще обращался к Богу. И здесь в фильме «Остров» ему веришь. Потому что и здесь он был собой. Человеком без второго дна.
О прежних своих буйных годах он говорил так: «Ну, энергия дурацкая, такую бы энергию направить в нужное русло. Если б я так же молился Богу, я бы горы двигал».
Он всегда щеголял в невиданных нарядах. Шокировал песнями. А когда и это стало обыденностью, он с той же искренностью пришел к вере. И стал редким для наших дней, человеком, который улыбался каждому дню.
«Во как, во как интересно. Это же жутко здорово. Можно жить каждый раз в радости. А можно так жить всю жизнь, и в вечность вот это мы заберем. Во как можно жить, во как можно удивительно быть», — говорил музыкант и актер.
Памяти Петра Мамонова: От рокера до отшельника
Известный актер и музыкант Петр Мамонов умер от последствий коронавируса. Ему было 70 лет.
Фото, видео: globallookpress.com © Ekaterina Tsvetkova; globallookpress.com / Svetlana Mal’tseva, Youtube @WolfTVMusic, РИА Новости / Игорь Михалев, РИА Новости / Михаил Воскресенский, ТАСС / Смирнов Владимир, globallookpress.com / Anatoly Lomohov
Артист Петр Мамонов прославился еще в 80-х. Основатель рок-группы «Звуки Му» ездил по стране, давал провокационные интервью, а через пару лет очень изменился. Мало кто мог поверить, что набожный Петр Мамонов — в прошлом скандальный музыкант.
Рокерское прошлое Петра Мамонова
После этого случая Мамонов немного успокоился: окончил школу, поступил в полиграфический институт, работал корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В то же время Петр не переставал писать песни: в 1980-м он сочинил около семидесяти текстов. Чуть позже Мамонов решился создать собственную рок-группу с младшим братом Алексеем Бортничуком и друзьями, Павлом Хотиным и Александром Липницким. Коллектив назвал себя «Звуки Му» и впервые выступил в 1984-м. Через год группа прошла прослушивание в Московской рок-лаборатории, которая позволяла музыкантам выступать легально. Друзья Мамонова сочли это предательством и полагали, что Петр сделает ради заработка все. Впервые «Звуки Му» выступили на концертах рок-лаборатории лишь в 1986-м.
Молодой Петр Мамонов. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев
« Очень хотелось бы в золотом костюмчике и тридцать девочек…и вышел Петр Николаевич потихоньку, королем », — смеялся молодой Мамонов, говоря о старости.
В то время состав коллектива часто менялся: все потому, что Петр постоянно предъявлял участникам жесткие требования и заставлял писать новый материал, к которому слушатели еще не привыкли.
Конец группы «Звуки Му»
«Жизнь — это деятельность. Мы все уже действуем, только это надо фиксировать, уметь это отлавливать, анализировать, превращать в какие-то литературные труды, отлично сделанный стол, шкаф или землю вспахать…это же все одинаковое », — утверждал Петр Мамонов.
Петр Мамонов и группа «Звуки Му». Фото: globallookpress.com © Euguenii Matveev
В 90-х Мамонов запускал новые проекты, но так и не повторил былую славу. Участники коллективов уточняли, что работать с Петром невозможно: он часто запирался в студии и творил в одиночестве. В 1993-м Петр возродил группу «Звуки Му» с новым составом музыкантов и даже выпустил альбом «Грубый закат». Коллектив не мог повторить те причудливые сочетания звуков, которые нравились зрителям, и хоть выступления были успешными, отношения между участниками коллектива были напряженными.
«Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял „Звуки Му“ именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху », — рассказывал Мамонов.
Со временем Мамонов начал проявлять интерес к театру и кинематографии, музыке отдавал меньше внимания. В 1996-м «Звуки Му» снова распались, Петр Николаевич решил посвятить время новым увлечениям.
Актерские работы Петра Мамонова
Мамонов проявил интерес в кино. Он появился в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где сыграл отчаянного саксофониста Алексея. Режиссер написал героя, вдохновляясь характером Мамонова, Поэтому поверить в перформансы героя было легко. Интересно, что по фильму герой Мамонова отправляется в психиатрическую больницу — когда-то в таком учреждении побывал и Мамонов, притворяясь сумасшедшим, чтобы не идти служить в армию.
Петр Мамонов в фильме «Такси-блюз». Фото: РИА Новости
Фильм «Такси-блюз» был достаточно успешным. Мамонов присоединился к труппе театра Станиславского и играл в нескольких спектаклях. Как и с музыкантами когда-то, он не нашел общий язык с труппой.
«Неудачный был опыт, не получился спектакль. Я вот тогда понял, что работать с коллективом — это не мое. И режиссура — тоже не моя профессия», — рассказывал актер.
Из-за популярности Петр чувствовал себя некомфортно и в 1995-м переехал жить в деревню. По словам бывшего музыканта, после распада проекта всей его молодости, «Звуков Му», он переживал крах личности и не видел смысла в жизни.
«У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем» — признавался Мамонов.
В 2000-х Мамонову несколько раз предлагали работы в кино — мужчина отвергал любые предложения. Он еще работал в театре и поставил несколько спектаклей, но ушел, боясь самоповторения.
После длительного перерыва, в 2006-м, Мамонов вернулся в кинопроект к уже знакомому режиссеру Павлу Лунгину. В фильме «Остров» Петру Николаевичу досталась роль юродивого монаха, который отмаливает грех за расстрел друга в монастыре. Артист с трудом согласился на роль, советовался с духовником. Лунгин же видел в образе только Мамонова, и позже говорил, что актер на площадке будто играл самого себя. В картине были заняты звезды российского кино нулевых Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, но и критики, и зрители обращали внимание только на пронзительную игру Мамонова.
Петр Мамонов в фильме «Остров». Фото: kinopoisk.ru
В 2009-м на экраны вышла новая картина Павла Лунгина «Царь». Мамонов сыграл Ивана Грозного. Зрители остались довольны актерской игрой артиста, несмотря на отсутствие у того актерского образования. Мамонов же был недоволен собственной работой в «Царе»: по его мнению, образ Ивана Грозного у него не получился.
«Мелковат я для русского царя », — заметил актер.
После выхода картин на экраны Мамонова можно было увидеть только на выступлениях. Артист выступал с лекциями о вреде алкоголизма, давал интервью, где рассказывал о приходе в христианство, ставил редкие моноспектакли.
Отшельничество в деревне
Переехав в деревню Ефаново с семьей, Мамонов словно начал новую жизнь — уединился от всех знакомых, закодировался. Из готовящихся альбомов Петр вырезал старый «треп» о бурной молодости. Сам он начал посещать церковь, ходил исповедоваться, молился. Ни о каком золотом костюмчике и тридцати девочках не шло и речи: хотя Мамонов в интервью называл это актерской работой. Журналисты пытались выведать у артиста: какова причина такой перемены?
«Если в человеке не заглушен голос совести, он рано или поздно встанет на верный путь », — просто отвечал Петр.
В попытке понять, кто же он и зачем пришел в этот мир, Мамонов даже обращался к духовникам и святым отцам. На склоне лет артист понял, что его миссия — осуществлять все, что приходит ему в голову.
Петр Мамонов в последние годы жизни. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский
Он сделал радиопрограмму и до последних дней жизни записывал авторские песни в собственной студии. Для поклонников Мамонов рассказывал, что для него христианство и как он живет. Уже будучи пожилым, Петр Мамонов связывал распад легендарной группы «Звуки Му» с решением бога, а христианство считал не религией, а совестью.
Личная жизнь Петра Мамонова
Несмотря на бурную жизнь рок-музыканта, вторую половину Петр Мамонов нашел в молодости. Он женился в 1982-м. Избранницей артиста стала танцовщица Ольга. Спустя годы она переехала с мужем из шумной Москвы в деревню. С течением времени Ольга стала менеджером и концертным директором артиста. В браке у Мамоновых родились трое сыновей, появились внуки. Но жена артиста рассказывала, что долгое время они чувствовали себя чужими: Петру не нравились танцы Ольги, а она считала себя лишней в обществе пьяных друзей мужа. Отношения между супругами окрепли с возрастом, Ольга поняла, что Мамонов действительно любит ее и семью. Когда заболел один из сыновей артиста, Петр молился за выздоровление ребенка и чуть сам не заболел от горя и страха.
Петр и Ольга Мамоновы. Фото: globallookpress.com © Anatoly Lomohov
Умевший летать: ушел из жизни Петр Мамонов
Бывают в искусстве творцы, вспыхивающие и выгорающие дотла в считаные годы, — вспомним хоть Артура Рембо, хоть Сильвию Плат, хоть любого из печально знаменитого рок-н-ролльного «Клуба 27». Бывают и те, кто горит ровно, уверенно, долго — разве что слегка тускло (nomina sunt odiosa). Но случаются и по-настоящему редкие в своем величии художники, которым выпадает освещать своим талантом — ярким, искрящимся — жизнь нескольких поколений. Таким был Дэвид Боуи. Таким был Серж Генсбур. Таким был и Петр Николаевич Мамонов — хотя странно, нелепо писать о нем в прошедшем времени. 15 июля не стало замечательного русского актера, музыканта, философа — его жизнь, как и жизни многих других в эти печальные годы, унес коронавирус. «Известия» вспоминают, кем был для всех нас Петр Мамонов.
Кадр из художественного фильма «Такси-блюз», снятого режиссером Павлом Лунгиным в 1990 году на киностудии «Ленфильм», в главной роли — Петр Мамонов
Он родился 14 апреля 1951 года в интеллигентной московской семье (отец — инженер, мать — переводчик со скандинавских языков). Провел детство в знаменитом Большом Каретном, во дворе, еще помнившем удалую юность Володи Высоцкого. С раннего детства любил танцевать (оттуда пошли его знаменитые сценические движения со «Звуками Му»), слушал много западной музыки — причем в отличие от большинства друзей отдавал предпочтение не «битлам» и «роллингам», а менее популярным в СССР черным ритм-н-блюзовым и джазовым артистам вроде Рэя Чарльза и Майлза Дэвиса. Как и многие другие богемные персонажи 1970-х, окончив институт, перебивался на разных работах — от переводов зарубежной поэзии до растопки котельной. Много писал сам — только в 1980 году сочинил больше 70 песен. В конце концов всё привело Мамонова к созданию собственной рок-группы, получившей название «Звуки Му», — дальнейшее, как говорится, уже история. 30 лет назад казалось, что творчеству Мамонова уготовано место в рок-энциклопедиях; сегодня же явственно видно, что место его — в общей сокровищнице отечественной культуры.
Карен Шахназаров, режиссер:
Петр Мамонов был большой артист. Он создал замечательные образы в фильмах Павла Лунгина, всем запомнился его потрясающий Иван Грозный. Его, конечно, невозможно никем заменить — настолько индивидуального и внутреннего существования это был артист. Приятное впечатление Петр производил и как человек — было в нем что-то настоящее, искреннее. Огромная утрата для нашей культуры, мои соболезнования близким.
Прославившие его босховские зарисовки абсурдной жути прозябания советского человека многими были поняты сперва на уровне анекдота — разве можно всерьез воспринимать все эти «люляки», «бутылки водки», «кафель наклею на стены сортира»? Лишь со временем пришло понимание, что «Петя — отец родной», как кричали ему на концертах малолетние панки, оказался настоящим художником, понявшим и транслировавшим в своем творчестве действительность куда точнее и тоньше, чем окружавшие его толпами «прорабы перестройки». Уже в 1990-е, став, по сути, сольным артистом, он продолжил свои изыскания — и вдруг явно понял, что абсурд жизни не только пугающ, но и прекрасен. Это, видимо, и был «дамасский момент» Мамонова, Савл обратился в Павла — бывший пьяница и нечестивец, циник с тонкой душой уверовал. И уверовал всерьез, без оговорок, «буддизма» или «коловратов», как то было со многими его коллегами по рок-н-роллу.
Евгений Водолазкин, писатель:
Уход Петра Мамонова — горестное известие для нас всех. Этот удивительный, ни на кого не похожий человек воплощал русское юродство в самом глубинным смысле. Конечно, он был эксцентиричен, но не всякая эксцентрика духовна. Эксцентрика Мамонова была именно такой — это был современный юродивый, чей смех имел целительную силу. Потому что это был смех того, кто днем смеется над миром, а ночью его оплакивает — в этом и состоит высший смысл юродства, как сказано в одном из тропарей: «безумием мнимым безумие мира обличил». Я вспоминаю его выдающуюся роль в фильме Павла Лунгина «Остров» — он не играл там, а жил — именно так он ходил, размышлял, молился. Потрясающая убедительность этого образа вызвана именно этим обстоятельством.Петра Мамонова будет очень не хватать, я не представляю, кто займет его важный пост всеросийского юродивого — а такие люди нужны, они делают мир добрее и выше.
Актер Петр Мамонов (отец Анатолий) и актриса Виктория Исакова (Настя) во время съемок фильма режиссера Павла Лунгина «Остров» на побережье Белого моря
«Я самый плохой, я хуже тебя, / Я самый ненужный, я гадость, я дрянь, / Зато я умею летать!» — выкрикивал он душу в «Сером голубе», песне, которую можно было бы назвать «программной», не будь подобные пафосные определения органически чужды самой натуре Мамонова. Именно такими «серыми голубями», неприметными птицами высокого полета, были и многие его киногерои — саксофонист Леха Селиверстов из «Такси-блюза», отец Анатолий из «Острова». Но подвластны ему были и иные ипостаси. Его Иван Грозный в «Царе» стал, пожалуй, едва ли не самым сильным воплощением на экране жестокого и набожного государя со времен Эйзенштейна. Мамонов не «переиграл» Черкасова, но встал вровень с великим актером. Впрочем, ко времени съемок «Царя» Мамонова-актера знала уже вся Россия — и, возможно, для многих он был более известен именно по экрану или театральной сцене, нежели по своему рок-прошлому.
Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ:
Петя Мамонов — абсолютно культовая личность. Он не просто певец, актер и невероятный просветитель. Такие люди — штучное произведение Бога. Он был человеком-вселенной. Обладал невероятной актерской интуицией.
Его группа «Звуки Му» перевернула не только само понимание русского рока, но и сознание поклонников. В его тексты надо было вслушиваться. Он так разговаривал с миром.
У него была связь с музыкой и Богом. Я любил передачу на радио, где Мамонов читал Библию и ставил современнейший рок, и наших кумиров Led Zeppelin, The Beatles, Pink Floyd. А еще мог включить и хоралы. Он умел это, казалось бы, несоединимое объединить. И только так можно говорить о Боге, а не причитая, не злясь ни на кого, отстаивая свою точку зрения, а очень спокойно. Это было его понимание религии, музыки. Это уникально было.
Все его спрашивали: «Почему ты, Петя, не вставишь зубы?» «А мне не нужно. Когда понадобится — вставлю», — говорил он. Встречают по одежке, провожают по уму. Если кому-то казалось, что он простецкий, залихватский парень, то это ошибочное мнение. Он был невероятно образованным человеком. Он жил в такой свободе и в прекрасных мыслях об искусстве.
Каждый день приходят печальные известия, каждый день умирают друзья из-за этого страшного коронавируса. Лишний раз хочется сказать, прививайтесь, люди!
От этого прошлого он долго и сознательно уходил, найдя иные способы самовыражения. Уехав в 1995 году жить в деревню, он открыл для себя иную — настоящую, как оказалось, — веру. «Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят — или сколько там — лет жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся», — рассказывал он журналисту Сергею Гурьеву. Так уж вышло, что даже отпущенный ему срок он угадал точно.
Его долго и незаслуженно обходили с государственными наградами — тем более странно, что многим его коллегам по рок-сцене, давно перешедшим в разряд «архивных дедушек» или, пуще того, записных оппозиционеров, не отказывали в званиях и орденах. Всё же получил свой орден и Мамонов — истинный патриот России, большой художник, глубокий философ искусства. В начале июля был подписан указ о награждении его орденом Дружбы; в каком-то смысле это была последняя дань страны, которую он по-настоящему, без оговорок любил всю жизнь, своему великому артисту, трагику и комедианту, поэту и романтику.
Алексей Вишня, музыкант:
Петру Мамонову я очень благодарен. Можно сказать, он дал мне старт в Москве. Я был молодым питерским музыкантом, только что выпустил свой первый альбом. Друзья пригласили меня в Москву сыграть на квартирнике. Это был 1984 год, квартирники были очень популярны. Многую хорошую музыку можно было услышать только там. И вот удача — мой первый столичный квартирник был с Мамоновым. Я был у него на разогреве. Последние три мои песни Петр внимательно слушал, хлопал, поздравил, пожелал успехов. Потом стал сам выступать. Для меня одобрение его было очень важно. Ведь он был тогда светочем, к нему все прислушивались. «Звуки Му» уже вовсю гремели. Его, Липницкого знали очень хорошо. Это была, пожалуй, лучшая группа среди непрофессиональных музыкантов. Что значит «непрофессиональных»? А потому что основная профессия у него была другая — он же переводчиком был, работал на издательства. И тогда с книгой пришел — на португальском. Пока концерт не начался — сидел в сторонке, читал.
Актер Петр Мамонов (Иван Грозный) на съемочной площадке картины режиссера Павла Лунгина «Царь»
Павел Лунгин, кинорежиссер:
Пётр Мамонов — это невероятный масштаб личности, непонятный, великий в своих падениях и великий в своих взлетах, до конца непонятый, ни там, ни там. Он все время искал какую-то правду, желал дойти до конца и в саморазрушении, и в поиске чистоты. Других таких людей я не видел, их нет и не будет больше никогда. Чувствую себя абсолютно осиротевшим.
«Время печали еще не пришло» — назывался фильм Сергея Сельянова, в котором Мамонов сыграл одну из тех ролей, что становятся по-своему пророческими. Таинственный «изыскатель» Мефодий, указывающий наивным селянам знаки и знамения, обращается в финале могучим дубом. Сегодня время печали пришло. Петр Николаевич Мамонов покинул нас. Теперь его место всецело в истории русской культуры. Навсегда.