Исход евреев из Египта – библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход. Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.
Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.
Предыстория исхода евреев из Египта.
Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:
…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)
На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.
В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.
Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).
Переход через Красное море
После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.
… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)
После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.
Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.
Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.
Исход евреев из Египта – станы Исхода.
Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.
В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.
Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.
Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.
Карта исхода евреев из Египта.
Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.
Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.
Историчность Исхода Евреев.
Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.
Год исхода евреев из Египта.
Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.
Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (Третья книга царств, глава 6),
то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.
Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:
Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.
Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.
Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.
Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.
Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.
Почему Моисей водил евреев по пустыне целых 40 лет? Куда они так долго шли?
Бегство евреев из Египта – один из самых известных эпизодов Ветхого Завета. Порабощённый народ боролся с египтянами, а после победы беженцы скитались по бесплодной пустыне целых 40 лет! Куда держала путь многострадальная нация и почему путешествие длилось так долго?
Евреи против египтян
Согласно Библии, евреи проживали в Израиле изначально. Однако они покинули свою родину из-за голода и нашли приют в Египте.
Иосиф Прекрасный, один из родоначальников еврейских племен, стал советником фараона и женился на представительнице знатного египетского рода. Это стало залогом дружбы двух народов и переселенцы решили остаться у гостеприимных египтян на долгих 430 лет.
Через несколько поколений союзу пришел конец. Численность евреев росла быстрее, чем численность египтян. Хозяева региона забеспокоились, поработили своих гостей и приняли кровожадные законы, снизившие рост некогда дружественной нации.
Конечно, евреям не нравилось отношение Египта к ним. Моисей заручился поддержкой Бога, навлёк на египтян 10 казней и вынудил фараона отпустить порабощенный народ. Это случилось примерно в 1400-ых годах до н.э.
Так началась 40-летняя история скитаний евреев по пустыне, наполненная невероятными чудесами, божественными явлениями и периодическими восстаниями уставших путешественников против Моисея. Евреи шли обратно в Израиль – землю обетованную, свою историческую родину.
Но почему они шли так долго? Расстояние от Египта до Израиля по прямой линии составляет 370 километров. Но даже если учесть отсутствие дорог, естественные преграды и возможные трудности в пути, то путешествие должно было занять несколько месяцев или лет. Но точно не долгие десятилетия!
Почему возвращение домой растянулось на 40 лет?
Существуют две точки зрения: ветхозаветная и теологическая. Первая рассказана в 14 главе Ветхого завета. Согласно ей, евреи навлекли на себя гнев Бога и пробыли в пустыне 40 лет вынужденно.
Беженцы достигли Израиля уже через полтора года. Однако выяснилось, что их родина уже была населена народом амореи. Чтобы вернуть себе землю обетованную, скитальцам нужно было сначала завоевать её. Однако они засомневались в успехе.
В отместку разгневанный Бог обрёк людей вернуться в пустыню, чтобы погибли все евреи старше 20 лет. Они были недостойны вернуться на родину, поскольку сомневались в божьей помощи.
С теологической точки зрения, Бог не наказывал евреев. Он ждал, когда среди избранного народа погибнут все, кто познал рабскую долю. В землю обетованную должны были войти только свободные люди. Именно такая нация может претендовать на свою родину.
Тем не менее, Бог не оставил скитальцев. Господь кормил избранный народ «Манной небесной». Божественная пища появлялась на земле каждое утро, кроме субботы. Поедая её, молодежь чувствовала вкус хлеба, старики – вкус меда, а дети – вкус масла.
Спустя 40 лет евреи вступили в бой с амореями и одержали победу, вернув себе свою землю.
Почему исход Евреев не упоминается в истории Египта
Люди спрашивают, почему в египетских источниках нету ни одного упоминания о событиях связанных с исходом евреев из Египта? На самом деле упоминаются. Есть много египетских источников, где говорится о исходе евреев. Но есть причины, по которым некоторая информация скрывается от общественности.
Перед вами гранитный камень весом две тонны, который когда-то стоял в «святом месте» египетского храма. Он был найден в 1887 году на ферме недалеко от города Эль-Ариш, Весь гранит покрыт древним текстом, который подтверждающий Библейский Исход Евреев из Египта.
Когда археолог Фрэнсис Ллевеллин Гриффит нашел гранитную плиту, его главным ключом к ее значению были иероглифы сообщает библейский проект bible-facts.org. Текст, относящийся к периоду Птолемеев, представляет собой пересказ темного периода в истории Египта, который очень напоминает эпидемии, описанные в Писании, с климатическим событием утопления фараона и его армии в «месте водоворота», т.е. пересечение Красного моря.
На камне есть уникальный иероглиф: три волны и два ножа, что подтверждает историю смерти у моря, как сказано в Исходе 14.
На гранитном камне есть упоминание места под названием «Пи-Хароти», это место рядом с тем, где море разошлось. Название упоминается в книге Исход (14:9):
«Теперь, когда величие Ра Хармахиса [сражалось] со злодеями в этом бассейне, Месте Водоворота, злодеи не одолели его величество. Его величество прыгнул в так называемое Место Водоворота..»
Фараон, согласно иероглифическому тексту, преследовал «злодеев» в месте, называемом «Пи Хахирот», Место Водоворота.
Надпись также повествует о смерти фараона во время этой погони,: «Теперь, когда Величество сражался со злодеями в этом бассейне, месте водоворота, злодеи не одолели его Величество. Его Величество. Величество прыгнул на место водоворота. Говорят, что его «подняла великая сила».
Каменный гранит также сообщает о некоторых библейских эпидемиях, включая длительную темноту и ужасную бурю. Текст переводится частично следующим образом:
«Египетскую землю постигло большое бедствие. Никто не покидал дворец в течение девяти [или, по другому чтению, восьми] дней, ибо была такая буря, что ни люди, ни боги не могли видеть лиц стоявших рядом.
Его величество [фараон] Том собрал свои полки и приказал следовать за ним, дабы увидеть [небесного] отца Ра-Хорахти в области света Бахит. Вот, Его величество находит. [слова пропущены] в этом месте, называемом Пи-Хароти. Когда Его величество воевал против злодеев в этом Месте Водоворота»
Это очень напоминает черную тьму в Библии Исх.10:23: » Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; «
Обратите внимание, что разница между тремя и девятью днями может быть или не быть значительной; в течение девяти дней великого цикла из девяти богов было очевидно, что могло быть наложено в течение трех дней, чтобы соответствовать египетским религиозным практикам.
Позже, когда израильтяне уходят на Исход, они берут с собой кости Иосифа в Землю Обетованную (Исход 13:19).
Поразительно, что камень Эль-Ариш говорит, что когда «злодеи» покинули Египет, они взяли с собой «Dagai». Это одно из имен, данное Иосифу в Египте!
А кости Иосифа, которые израильтяне вынесли из Египта, были захоронены в Шехеме. Иисус Навин 24:32.
Поскольку камень Эль-Ариш использовался в качестве поилки для крупного рогатого скота, некоторые надписи были размыты, в результате чего надписи на правой и задней сторонах памятника остались практически нетронутыми. Всего 74 строки по-прежнему разборчивы. Одна строка ссылается на Моисея: его называют «Принцем пустыни», а его последователей-израильтян называют «злыми» или «злодеями».
В египетском тексте также рассказывается о том, как фараон преследовал королеву-мать Тефнут, предположительно королевскую принцессу, которая когда-то воспитывала Моисея, когда она уходила с уходящими израильтянами.
Разве не любопытно, как мировые археологи атеисты могут игнорировать неудобную археологию?
Археология не стоит на месте. Новые находки все более шире подтверждают достоверность фундаментальных библейских событий, которые по неизвестным причинам были утеряны из летописей древних историков.
Почему в египетских источниках нету ни одного упоминания о событиях связанных с исходом евреев из Египта?
Правители древности и современности ограничивали запись своей истории своими победами, а не своими поражениями. Они часто пытались стереть / скрыть все историческое, что противоречит их личному или националистическому образу или идеологии,
Дело в том, что Египтяне писали больше о своих победах. О своих поражениях никто не любит писать и говорить. Тем более где живой Господь Бог показал могущество перед фараоном. Господь развеял суеверие о том, что фараоны являются или становятся богами. Несостоятельность фараона защитить свой народ и потеря веры у народа, в своего типо сильного бога, привело Египетский народ в полное разочарование. Конечно о таком позоре никто не напишет!
Даже в последнее время правители пытались уничтожить дела и репутацию своих предшественников. Из археологических свидетельств очевидно, что все, что считалось смущающим или неприятным, было исключено из египетских надписей или стерто в кратчайшие сроки.
Есть информация, что один из сыновей фараона пытался стереть этот позор. Приказав уничтожить все записи об неудачнике фараоне. Такой метод уже практиковался в Египте.
К примеру, Хатшепсут – первая женщина-фараон была одной из самых мощных и влиятельных фигур в древнем Египте. Есть причина, которая заставляет задуматься над тем, что именно Хатшепсут была приёмной матерью Моисея.
После смерти Хатшепсут египтяне проявили непонятную ненависть к ней, если не принимать в расчёт историю с Моисеем. Её имя, изображения были тщательно стёрты из всех возможных памятников.
Если она была действительно египетской матерью Моисея, то эта диффамация как нельзя лучше объясняет причину такого отношения египтян к Хатшепсут.
У египтян есть все основания считать Моисея самым большим разрушителем их империи во всей истории Египта. На протяжении многих лет после ее управления, многие правители пытались ее удалить полностью из истории.
История Исхода израильского народа из Египта является, пожалуй, одной из самых известных библейских историй. Всем известна история о том, как Моисей пытался договориться с фараоном о том, чтобы тот отпустил еврейский народ из Египта (о чем так вдохновенно пел Луи Армстронг в песне «Let my people go»), как фараон не соглашался, за что весь Египет получил десять казней, что в итоге привело к тому, что у еврейского народа появился праздник Пасхи, а сами израильтяне вышли из Египта.
Старина Луи не был евреем, но ему очень приятно, что вам нравится его песня
В книге Бытие сказано, что все началось с того, что сыновья патриарха Иакова продали своего брата Иосифа в Египет в качестве раба. Иосиф не сидел сложа руки, и за определенное время построил карьеру от простого слуги до правой руки фараона, спас Египет от голода, примирился с братьями и переселил всю свою семью в Египет.
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жён сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят (Быт. 46:26-27)
Однако уже во времена Исхода (это примерно спустя 400 лет), согласно библейскому тексту, из Египта вышло около 600 тыс. только мужчин, а вместе с женщинами и детьми собиралось порядка 2 млн человек. Именно они и являлись израильским народом.
Все вышеперечисленное наводит на целый ряд вопросов и проблем, связанным с важнейшим событием в истории еврейского народа. В данном тексте мы рассмотрим лишь два, однако эти два вопроса являются ключевыми в вопросе об Исходе.
Если бы из Египта действительно вышла колонна израильтян в количестве 2 млн человек, то они растянулись бы примерно на 350 км
1. Сколько евреев вышло из Египта?
Согласно книги Исход, из Египта вышло 600 тыс. боеспособных мужчин со своими семьями. Крупнейшей армией того времени была армия хеттов, которые смогли выставить в битве при Кадеше (XIII век до н.э.) около 35 тыс. человек. К слову, в том сражении Египет выставил порядка 20 тыс. человек. Учитывая размеры войск, израильтяне могли бы без особого труда овладеть не только Египтом, но и всем известным тогда миром. Кроме того, передвижение столь огромного скопления людей не остались бы незамеченными для археологов, однако по пути странствия израильского народа не было найдено ни крупных захоронений, ни столь огромных мест остановок. Даже сегодня на территории современного Израиля проживает около 10 млн человек, а на месте проживания израильского народа в земле Гесем, которая находилась в дельте Нила (совр. вади Тумилат) сейчас проживает примерно 20 тыс. человек.
Предлагалось множество решений данной проблемы. Самой разумной из всех, на наш взгляд, является мысль о том, что еврейское слово eleh, которое переведено как «тысяча» может означать и воинский отряд. Таким образом мы имеем дело не с 600 тыс. человек, а с 600 отрядами. Если учесть то обстоятельство, что Моисей был знаком с военной организацией египетского войска, а по свидетельствам Иосифа Флавия, даже был командующим египетской армией, то мы можем вполне предположить, что он организовал народ в походную колонну по отрядам. Можно предположить, что в качестве отряда использовалась семья. В таком случае, во главе отряда стоял боеспособный мужчина, что означает (тем более, если в отряде было в среднем больше одного мужчины, который мог держать в руке меч), что из Египта могло выйти по самым максимальным оценкам около 5-6 тыс. человек. Такая цифра получается еще и потому, что согласно Исх. 12:38, к евреям примкнуло «много иноплеменников».
«Если бы я знал, что мы будем ходить по пустыне 40 лет, то взял бы больше солнцезащитного крема»
2. Когда произошел Исход?
Это фундаментальный вопрос, ответить на который чрезвычайно важно (а еще и чрезвычайно сложно). Дело в том, что у нас есть две примерные даты, каждая из которых вызывает целый ряд вопросов. Рассмотрим их по отдельности.
Отправной точкой здесь является строительство храма Соломона, причем здесь Соломон? о котором сказано следующее:
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3 Цар. 6:1)
Казалось бы, все настолько просто, что можно выделить чуть ли не точный год переселения. Однако ряд проблем все же возникает.
1. Не совсем понятно, является ли срок в 480 лет буквальным числом или символическим, которое означает время жизни двенадцати поколений (40х12=480), что для израильского народа является в каком-то смысле сакральным.
2. Вполне реально представить историю Иосифа во время правления гиксосов, которые также были семитами. Однако согласно библейской хронологии, Иосиф жил в Египте во времена правления XII династии, когда правил фараон Сенусерт I, самого могущественного фараона данной династии. И в данном случае крайне маловероятно, чтобы столь высокую должность как советник фараона занимал представитель семитского народа.
3. Если принять дату Исхода как 1453 год до н.э., то здесь мы также сталкиваемся с определенной трудностью. В этот период Египтом правил Тутмос III, который провел несколько военных кампаний для завоевания Ханаана. Во время его правления Палестина была полностью зависима от Египта, что очень сильно осложняет Исход именно в эту область. Да и Исход вообще.
4. Отсутствие внебиблейских свидетельств об Исходе. А еще полное несоответствие археологическим данным как в Египте, так и в Ханаане. Поэтому большинство ученых (хотя и не все) поддерживают другую точку зрения.
Сегодня большинство историков придерживаются мнения, что Исход из Египта если и был, то скорее всего произошел в XIII веке до н.э. На это указывают, прежде всего, археологические данные. Во-первых, это стелла Мернептаха, датируемая 1207 г. до н.э., которая описывает итоги карательного похода фараона против ханаанских племен. Ее важность заключается в том, что именно на ней впервые упоминается Израиль как самостоятельный народ, проживающий на территории Ханаана. Вот интересующий нас текст:
Цари низвергнуты со словами: «Пощады!» Никто не поднимает головы среди Девяти Стрел. Техену обездолена, Хатти умиротворена, Ханаан разграблен, погрязший во зле. Аскалон захвачен, покорен Гезер. Иеноам будто и не был прежде. Израиль опустошен, и не осталось его семени; Хурру стал вдовой для Египта. Все земли объединились и умиротворены. Всех, кто бунтовал, он усмирил
Можно предположить, что если бы Израиль был в Ханаане еще в XV веке до н.э., то у нас были бы более ранние свидетельства о его пребывании там. Хотя это довольно спорное утверждение.
Во-вторых, в книге Исход о пребывании евреев в египетском рабстве сказано следующее:
И поставили над ним (т.е. над еврейским народом) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов (Исх. 1:11)
Однако и у научной гипотезы есть свои ограничения:
2. Датировка Исхода XIII в. до н.э., как уже было сказано выше, основана на археологических данных. Однако и здесь кроется проблема. На территории Палестины проводилось (и проводиться сейчас) огромное количество раскопок, что, безусловно, идет на пользу науке. Между тем, разные археологи, исследую одни и те же исторические объекты, приходили к совершенно разным выводам. Возьмем, к примеру, Иерихон, который согласно книге Иисуса Навина, был первым среди ханаанских городов, разрушенным израильским народом после Исхода. Археологическая экспедиция Карла Ватцингера (1907-1909) выделила восемь слоев городских сооружений. Касательно сооружений среднего и позднего бронзового века (период Исхода), на основании своих исследований Ватцингер сделал выводы, что Иерихон не был заселен в период с 1550 по 1200 гг. до н.э., что вообще выносит событие Исхода либо раньше библейской версии, либо позже научной. Затем, Джон Гарстанг (экспедиция 1930-1936 гг.) пришел к выводу, что Иерихон был разрушен примерно в 1400 г. до н.э. Кэтрин Кэньон (раскопки велись с 1952 по 1958 гг.) датировала разрушение Иерихона 1550 г. до н.э. Датировка разрушения других ханаанских городов также варьируется от 1500 до 1200 гг. до н.э.
3. Если принимать датировку Исхода как 1250 г. до н.э., то необходимо учитывать, что это время правления Раамсеса II, одного из самых могущественных фараонов за всю историю Египта. Нам известно, что Палестина была одним из важнейших направлений его внешней политике. Именно там он столкнулся с войском хеттов в битве при Кадеше (1274 г. до н.э.). При нем Египет достиг своего расцвета. Довольно сложно представить, что при таком порядке вещей был возможен Исход из Египта целого семитского народа, тем более, что это никак не было отражено в египетских источниках.
Евреи хоть и вышли из Египта, но доставили массу хлопот современным историкам