что считается плагиатом в литературе
Плагиат, рерайтинг, копирайтинг и не только
В последнее время все чаще употребляются термины: плагиат, рерайтинг, копирайтинг.
Рерайтинг, копирайтинг – не оскорбительные слова, не унижают и не позорят автора. Качественный рерайтинг или копирайтинг, выполненный на заказ, хорошо оплачивается, и имеет некоторые преимущества перед произведениями собственного сочинения, написанных на низком уровне и с ошибками.
Что такое «плагиат» знают даже школьники. Понятия «рерайтинг», «копирайтинг» многие путают с плагиатом, приписывая авторскому тексту воровство из других источников.
Не все понимают, что означают эти термины, что в них общего и как они различаются.
На простейшем примере рассмотрим эти термины, их сходство и различие.
В Википедии приведено определение плагиата:
«Плагиат – умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе» (Википедия).
Взятое в кавычки определение термина «плагиат» представляет собой цитату со ссылкой на источник. Если данное определение поместить в свой текст без кавычек и без ссылки, то цитата автоматически перемещается в разряд плагиата и означает, что автор выдает позаимствованный текст за свой.
Перескажем эту цитату своими словами, сохраняя стиль, и, главное, суть термина:
Творческий труд любого автора охраняется законом. Умышленное использование чужого творческого труда в своих работах без указания имени действительного автора, является плагиатом. Автор, незаконно используя результаты чужого труда, выдает их за свои и этим вводит в заблуждение других лиц.
Получился совершенно иной текст. Пересказанный своими словами, он не является плагиатом, хотя в нем просматривается научное определение термина «плагиат».
Переработка чужого текста и пересказ его своими словами определяется термином «рерайтинг».
«Рерайтинг (англ. rewriting) – обработка исходных текстовых материалов в целях их дальнейшего использования» (Википедия).
Большинство текстов, размещенных на различных сайтах, носит характер рерайтинга. Да и как можно преподнести научную информацию, не делая собственных исследований, на которые ушли бы годы. И нужны ли эти «новые» исследования, если они давно проведены и процессы изучены?
Для того, чтобы показать, чем отличается плагиат от рерайтинга, и, как формируется научная работа, не имеющая ничего общего с рерайтингом, проведем небольшие исследования.
Проведем иследования понятия «плагиат».
В Википедии приведено определение: «Плагиат – умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность» (Википедия).
В Словаре Ожегова приведено следующее определение слова «плагиат»:
«Плагиат– выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства» (Словарь Ожегова).
Значение слова «плагиат» по словарю Ушакова:
«Плагиат (от латин. plagium, первонач. похищение и продажа чужих рабов) (книжн., право) – незаконное опубликование чужого произведения или его части под своим именем; выдача чужого труда (художественного, научного) за собственное произведение» (Словарь Ушакова).
Значение слова «плагиат» по Финансовому словарю:
«Плагиат – умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФ влечет уголовную ответственность. Плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет. Заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом» (Финансовый словарь).
Проанализируем определение слова «плагиат», приведенное в четырех источниках.
Приведенное в Википедии определение «плагиата» содержит литературную и юридическую трактовку. Здесь рассматривается и значение слова «плагиат» в литературе, и применяемый в юридической практике термин «плагиат».
Приведенное в Словаре Ожегова значение слова «плагиат» трактуется более узко, чем в Википедии. Кроме того, не указано, что плагиат преследуется по закону.
Несколько шире приведена трактовка термина в Словаре Ушакова. Здесь указано, что чужой труд может быть художественным или научным. А также уточняется, что может быть использовано как целое произведение, так и его часть. Это немаловажно при определении плагиата, ибо небольшую часть текста другого автора, использованную в своей работе, не всегда считают за плагиат.
В то же время, в Словаре Ушакова, так же, как и в Словаре Ожегова, не указаны последствия использования чужих произведений и научных работ. Данное определение слова «плагиат» имеет литературную основу, а не юридическую.
Наиболее полно значение слова «плагиат» раскрыто в Финансовом словаре. Здесь приводится значение слова «плагиат», указывается ответственность по законодательству РФ, и, самое главное, объясняется, какие заимствования темы или сюжета не относятся к плагиату.
Предыдущая часть данной работы содержит анализ и относится к исследованиям.
Теперь, опираясь на свои исследования, сформулируем выводы.
Вывод. В результате исследования значения слова и термина «плагиат», приведенного в различных источниках, сделан вывод о том, что в проанализированных источниках данный термин определен не полно и необходимо собственное определение.
Итак, на основе проведенного исследования и учитывая недостатки и достоинства приведенной трактовки понятия слова в каждом источнике, сформулируем собственное определение термина «плагиат»:
Плагиатом является публикация чужого произведения – научного или художественного под своим именем без ведома автора. При этом, может быть использовано как целое произведение, так и его часть. За незаконное использование чужого творческого труда наступает юридическая ответственность. К плагиату не относится применение в своей работе темы или сюжета чужого произведения и научных идей, если не использована форма их выражения. Идеи не являются авторским правом. Следовательно, подражание, пародия, заимствование идей и цитирование плагиатом не являются.
Можно взять в кавычки и сделать ссылку на автора: Дива Заморская.
Данное определение не является плагиатом. Здесь соединены четыре определения слова и термина «плагиат», позаимствованные из различных источников. В то же время, определение «плагиата» не относится к рерайтингу, потому что предварительно проанализировано значение слова «плагиат», проведены исследования, на основании которых сделан вывод и впоследствии сформулировано собственное определение.
Проведенная работа по изучению значения слова «плагиат» относится к числу научно-исследовательских.
Используя учебники, статистический материал, научные статьи, источники из Интернета, студенты систематизируют, анализируют информацию и на ее основании делают выводы. Такая работа носит характер научно-исследовательской.
В курсовой работе необходимо использовать не менее тридцати источников и привести из них цитаты. В дипломной работе и того больше.
Ни курсовая, ни дипломная, ни другие научные работы не относятся к рерайтингу.
Основой курсовой или дипломной работы всегда является опубликованная информация, имеющая научный характер. Переработав текст и изложив его своими словами, подкрепив исследования собственными выводами, студент представляет уникальную работу и ни один преподаватель не припишет ему плагиат и рерайтинг. Если, конечно, приведенные цитаты взяты в кавычки и на них имеются ссылки.
Проверка в программе «Антиплагиат» не учитывает кавычки и ссылки и отнесет цитаты к плагиату. Именно поэтому в работах, носящих научно-исследовательский характер допускается до тридцати процентов плагиата.
С одной стороны, требуются ссылки на приведенные цитаты, с другой – эти цитаты в программе относятся к плагиату.
Главное, сохранить баланс: использовать необходимое количество источников в соответствии со стандартами для научно-исследовательских работ и не превысить объем цитирования.
Ни одна научно-исследовательская работа не допустит рерайтинг – в такой работе должен быть не просто пересказ своими словами текста из учебника, разбавленного цитатами и статистическим материалом.
Научный характер работа примет только в том случае, если в ней проводятся исследования и анализ, и на их основе автор формулирует собственные выводы.
Если в работе проводятся только исследования и не анализируются цифры, не сравниваются высказывания других людей, но при этом делаются собственные выводы, то такая работа относится к числу исследовательских. Объектом исследования может быть любая информация: документы, художественные произведения с высказыванием на интересующую тему, научные статьи и др.
Автор может не приводить в своей работе всех исследований, не показывать пошагово, как он пришел к тому или иному выводу, как откинул ложные утверждения и нашел истину. Даже в этом случае работа будет носить исследовательский характер и ее никак нельзя отнести к рерайтингу.
В отличие от копирайтинга, при рерайтинге, за основу берется уже написанный текст. Этот текст пишется своими словами, при сохранении смысловой нагрузки (Википедия).
Текст из Википедии намеренно не взят в кавычки, так как не является цитатой – в нем изменены порядок слов, введены новые слова. Но и не является плагиатом: текст из Википедии приведен не дословно. Достаточно сделать ссылку на источник информации.
«Копирайтинг – профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют или популяризируют товар, компанию, услугу, человека или идею. (Википедия).
Копирайтинг предусматривает написание оригинальных текстов.
При этом в некоторых случаях копирайтинг также опирается на уже имеющуюся информацию, например, о товаре или услуге, при описании истории городов или местности.
При рерайтинге нельзя приукрашать или додумывать какие-либо факты и приводить собственные впечатления, высказывать собственное мнение о происходящих событиях. Копирайтинг – это статьи рекламного, информационного характера, различные сценарии, слоганы и бизнес-предложения.
Как можно описать, например, памятник, не зная его историю создания? Собственных впечатлений недостаточно – читателю интересны подробности: где установлен, кто автор, идея создания.
На помощь приходит информация, опубликованная в достоверных источниках.
Добавляются собственные впечатления и такая статья является уникальным произведением и не относится к числу плагиата, рерайтинга, копирайтинга, ибо это противоречит определению данных терминов.
Рерайтинг – творческая работа, требующая от автора строгого соблюдения стиля и содержания исходной информации. Добавленное к такому тексту собственное мнение автоматически переводит новое произведение в разряд произведений, не относящихся к рерайтингу.
Элементы рерайтинга используются многими авторами при описании исторической эпохи. Обстановка жилого дома, нравы, обычаи – автор не мог этого знать в силу своей «молодости». Вся информация берется из уже написанных статей, архивных документов, произведений, написанных в те далекие времена. Перерабатывается своими словами и вносится в собственное произведение.
Например, описание карсельской лампы, мебели, которую автор не мог видеть и воссоздал по чужим произведениям. Эта информация не «сидит» в голове, такое невозможно придумать, иначе историческая эпоха будет отражена не верно.
Аналогично по произведениям воссоздается отделка жилого дома, обустройство дворов, сантехническое устройство. Автобиография знаменитостей, выдающихся людей всегда берется из достоверных источников, именно на их основе создается собственное произведение.
Любителей проверять мои тексты на антиплагиат прошу не беспокоиться. Текст оригинальный, написан автором собственноручно, не относится ни к плагиату, ни к рерайтингу, ни к копирайтингу. Исследования терминов выполнены автором данной работы.
Исключение составляют приведенные цитаты, взятые в кавычки.
Плагиат — что это такое, какой бывает и кто такие плагиаторы.
Плагиат – это термин которым принято называть акт присвоения чужой работы или идеи с целью получения собственной материальной или нематериальной выгоды. Так под подобное заимствование может попадать письменный материал, устная речь, произведения изобразительного искусства, музыка, научные работы и так далее. Также можно сказать, что плагиат – это использование в своих целях чужого материала, защищенного авторским правом (Копирайтом).
Что такое ПЛАГИАТ – определение простыми словами.
Простыми словами, Плагиат – это воровство или говоря мягче «заимствование» материала у настоящих авторов или правообладателей. Как правило, плагиаторы используют заимствованный материал выдавая его за свой в надежде что реальный автор не узнает об нарушении его прав. Так довольно часто мы можем услышать новые песни, которые уж очень сильно напоминают западные, увидеть фильмы или сериалы повторяющие идею или сюжет зарубежных, прочесть одну и ту же информационную статью без указания первоисточника.
Какие действия считаются плагиатом:
Следует отметить, что авторское право в большинстве случаев предполагает отсутствие наказания за использование заимствованного материала. Как правило, если указать достоверных источник откуда был взят материал или его фрагмент, то правовых последствий можно избежать. Но, существуют и исключения, связанные с эксклюзивными авторскими правами, которые не допускают абсолютно никакого использования работ или идей без предварительного согласования с авторами. К примеру, законодательством запрещено снимать фильмы или делать игры по вселенной «Властелина Колец», не имея на это разрешения от правообладателя. Нарушение этого запрета может повлечь за собой судебные тяжбы и огромнейший штраф. Тем не менее данный жесткий критерий применим в основном к коммерческим продуктам. На различные фанфики которые распространяются внутри фэндомов правообладатели обычно закрывают глаза не предъявляя исков.
Виды и формы плагиата.
Итак, разобравшись в том, что собственно представляет собой плагиат, перейдем к его всевозможным формам и видам. В первую очередь следует отметить, что плагиат может делится на 2 основные формы, это:
Плагиат песен и музыки.
Музыкальным плагиатом принято называть использование музыки или текстов песен, защищенных авторским правом, без согласия правообладателя. Следует отметить что плагиатом будет считаться не только полное копирование всего произведения, но и использование его отдельных частей: куплетов, музыкальных отрывков или основной мелодии.
Пример музыкального плагиата:
Очень ярким примером полнейшего плагиата может выступать песня группы Quest Pistols – «Я устал, хочу любви» (2007г.) которая полностью копирует песню Shocking Blue – Long & Lonesome Road (1969г.).
Плагиат в литературе.
По аналогии с музыкальным плагиатом, литературный заключается в заимствовании у других авторов различных идей и концепции произведения. Так плагиаторы могут копировать даже целые вселенные, характерные черты персонажей и даже сюжетные линии, предварительно внеся несколько правок и измененных деталей.
Плагиат в интернете.
К плагиату в интернете относится незаконное использование на своем сайте такого контента как: письменные материалы, фотографии и графика, видео и аудио. Следует отметить, что вероятней всего, данный вид плагиата является самым распространенным, так как ежедневно на тысячах сайтов публикуются совершенно не авторские и неуникальные статьи без указания реального источника.
Академический или научный плагиат.
В данную категорию входит плагиат, связанный с присвоением различных научных или образовательных работ. Так часто можно услышать, что чья-то докторская диссертация является плагиатом на более раннюю работу. Более простым примером может послужить система скачивания с интернета готовых рефератов школьниками. Естественно, что в таких случаях реальное авторство меняется на собственное, и якобы уникальная работа сдается преподавателю.
Плагиат
Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.
Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.
Содержание
История термина
Что является плагиатом
Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору. Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя «Колумбом» истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права.
Определение плагиата
Анализ плагиата или выявление плагиата — это компьютерные методы выявления плагиата.
В настоящее время существует достаточно большое количество сервисов и программ, позволяющих каким-либо образом выявить плагиат. Так же существует ряд компьютерных методов обнаружения плагиата.
Лингвистический аспект
Плагиат (речевое воровство) — одна из единиц изучения юрислингвистики. В «Финансовом словаре» указано, что плагиат признается независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет, а также то, что потерпевший от плагиата автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в том числе требовать возмещения убытков. Плагиат по законодательству РФ влечет уголовную ответственность. Только заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается плагиатом.
Таким образом, необходимы чёткие критерии для того, чтобы определить, что является плагиатом, а что нет.
Т. И. Стексова посвятила данному вопросу статью «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы», опубликованную в сборнике «Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка». Автор отмечает, что в ходе лингвистической экспертизы проблему определения индивидуального авторства решали в основном, квалифицируя половую принадлежность автора. Т. И. Стексова предложила другой способ установления авторства того или иного текста: анализ модусных компонентов речевого произведения, которые чётко выявляют индивидуальные особенности конкретных языковых личностей, их языковые предпочтения. Модусная информация, содержащаяся в тексте, отражает манеру и способы изложения мыслей автора, которые характеризуют его произведения и которые нельзя изменить без целенаправленных действий, например авторского редактирования.
Т. И. Стексова определяет:
Отношение к плагиату в разное время
Взгляды на плагиат и на то, в какой мере позволительно использование чужих произведений, меняются со временем. То, что прежде считалось вполне допустимым, в настоящее время нередко может быть признано плагиатом.
Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра.
Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков. Бруни д’Ареццо опубликовал в 1444 году под своим именем «Историю готов» Прокопия; Перотти выдал себя за автора басен Федра; венецианец Альционо уничтожил манускрипт трактата Цицерона «De gloria», поместив лучшие места из него в своих сочинениях [уточнить] ; Доменики не только выкрал из сочинения Дони свой известный диалог «Della stampa», но вставил в него три «инвективы», направленные против настоящего автора.
В XVII веке во Франции были даже своеобразные теоретики плагиата, такие как Ла Мот-Ле Вайе, заявлявший, что «заимствовать у древних — всё равно, что сделать морской набег, но обирать современников — всё равно, что разбойничать на большой дороге», и Ришесурс, который в своей оригинальной «Академии ораторов» и в руководстве «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.» среди прочих средств компенсации недостатка творческих способностей указывал и «плагиаризм», заключающийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами. Крупнейшие писатели этой эпохи не видели ничего плохого в заимствованиях. Мольер, перенесший в «Проделки Скапена» почти дословно целую сцену из Сирано де Бержерака, отвечал на упреки знаменитой фразой: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу» (фр. «Je prends mon bien où je le trouve» ). Несколько ранее Шекспир о сцене, целиком взятой им у другого, заметил: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет». Известно, что Шекспир брал у других не только сцены, но и множество отдельных стихов.
В XVIII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d’Allemagne» отрывок в 200 страниц из «Истории Карла XII» Вольтера. Сам Вольтер тоже позволял себе мелкие заимствования. Обвинение в плагиате было брошено и в Руссо, но сходство между его «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitalis» не идёт далее совпадения некоторых мыслей. В 1812 году был раскрыт один из наиболее наглых плагиатов: перевод «Voyage d’Abdoul Rizzak», изданный известным ориенталистом Лангле под видом собственной работы, оказался отрывком из старого перевода сочинения того же Абдул-Риззака; плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана, не зная, что существует её дубликат.
Михаила Шолохова подозревали в том, что «Тихий Дон», по крайней мере, частично, был написан другим автором (назывались имена Фёдора Крюкова, В. А. Краснушкина, Ив. Родионова и других).
Современная юридическая практика
Принятие законов об охране авторского права превратило проблему плагиата из чисто искусствоведческой в юридическую и коммерческую. В настоящее время практически во всех государствах действуют законы, запрещающие присвоение авторских прав. Нарушение этих законов может приводить к серьёзным санкциям, вплоть до тюремного заключения.
С одной стороны, законодательная защита авторских прав на результаты творчества позволила отстаивать интересы авторов произведений, пострадавших от плагиата. С другой, как и любые правовые ограничения, законодательство об охране авторских прав может быть применено как средство некорректной конкуренции. Вышеупомянутая расплывчатость понятия плагиата приводит к тому, что суды, рассматривая дела о плагиате, за исключением совершенно очевидных случаев, не могут самостоятельно принимать решения о наличии в том или ином произведении плагиата. Признание произведения плагиатом производится на основании заключения экспертов, которые далеко не всегда беспристрастны. Так, при рассмотрении спора о плагиате между отдельным автором и крупным издательством у одиночки практически нет шансов: богатое издательство всегда может нанять команду экспертов, которые будут утверждать, что плагиат имеется или, наоборот, отсутствует, в зависимости от того, кто кого в нём обвиняет.
Наиболее свежим примером судебного разбирательства о плагиате является Нарушение авторских прав писательницы Чжуан Юй писателем Го Цзинмином в Китае.
Плагиат в научно-популярной литературе
«Татевский монастырь» — расположен в селе Татев. По сегодняшний день является крупным культурным центром с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднён в 1917 г. [10]