что считается деревом а что кустарником по закону
Что считается деревом а что кустарником по закону
(введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
2. Древесина может быть получена при использовании лесов и осуществлении мероприятий по их сохранению, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Из древесины путем обработки, первичной и последующей, физическими способами или переработки физическими и химическими способами получают продукцию из древесины, в том числе лесоматериалы (хлысты, обработанные и необработанные сортименты и иные лесоматериалы, классифицируемые по видовому (породному) и сортиментному составам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), а также классифицируемые в соответствии с указанными классификатором и номенклатурой иные виды продукции (продукция переработки древесины).
4. К необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путем поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путем поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе бревна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.
5. К обработанным лесоматериалам относятся лесоматериалы, подвергшиеся последующей (промышленной) обработке, в том числе лесоматериалы, полученные путем продольного деления стволов на сортименты распиловкой или расщеплением вдоль, обработанные строганием или лущением, шлифованием и иными способами, имеющие или не имеющие торцевые соединения, пиломатериалы.
6. Для целей применения части 2 статьи 80.1 настоящего Кодекса к продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости относятся пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанера, прессованная древесина, древесная масса, целлюлоза, бумага, картон и иная продукция из древесины, перечень которой установлен Правительством Российской Федерации.
Посадила под окном сирень, а УК грозится ее спилить
Живу на первом этаже многоквартирного дома. Посадила сирень у себя под окнами, чтобы было красиво и уютно. Работник УК ругается — говорит, что рядом с домом не должны расти деревья, поэтому он их спилит. Все осложняется тем, что у нас под домом паркинг, поэтому по факту моя сирень растет на его крыше.
Прав ли работник УК? Можно ли сажать деревья и кусты у дома?
Закон не запрещает сажать деревья и кусты возле жилых домов. Но есть ограничения, которые все-таки придется соблюдать.
Расскажу подробнее, почему сирень может расти прямо под окнами, а дуб — только при определенных условиях.
Что говорят градостроительные нормы
Деревья и кустарники нельзя сажать как захочется. Есть требования, которые нужно соблюдать при посадке. Например, надо учитывать расстояние от стен дома до деревьев и кустов и размеры зеленых насаждений.
п. 2.4 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
Расстояние от стены дома до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно быть не менее 5 м. Если дерево больше, придется посадить его еще дальше от дома. Расстояние от стены до кустарника должно быть не меньше 1,5 м. И растущие рядом с домом кусты не должны быть выше нижнего края окна помещений на первом этаже. Но именно эту проблему решить несложно: куст всегда можно обрезать до нужной высоты.
Сирень — это кустарник. Проверьте, на каком расстоянии от стены она растет. Если есть 1,5 м или больше, требования СанПиНа вы учли и работник вашей УК неправ, когда говорит, что возле дома деревьям не место. И на крыше паркинга она тоже может расти на законных основаниях, если соблюдать определенные требования. Сейчас расскажу подробнее.
А вот если расстояние меньше 1,5 м, вы точно нарушаете требования законодательства. Придется куст выкопать или пересадить.
За какие деревья на участке их владельцам грозит штраф в закладки 11
Не только постройки, но даже деревья и кустарники на личном земельном участке могут стать причиной судебных разбирательств и штрафов для его владельца.
Разберем, какие правила сейчас установлены в отношении зеленых насаждений на земельных участках, принадлежащих гражданам.
1. Спиленные на своем участке деревья
Полагаю, всем известно, что нельзя просто так спилить дерево в лесу (даже если очень нужны дрова) — за это сейчас предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной (ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений»).
Что же касается вырубки деревьев на личном участке земли (выделенном под садоводство, ИЖС или ЛПХ), то уголовная ответственность на это однозначно не распространяется (согласно разъяснениям Верховного суда РФ — п. 15 ПП ВС от 18.10.2012 №21).
Чего, однако, нельзя сказать по поводу административных штрафов. Дело в том, что в каждом регионе есть определенные правила содержания зеленых насаждений, а также вырубки деревьев и кустарников в пределах территории городских и сельских поселений.
Как правило, требуется получать в местной администрации специальное разрешение на вырубку. За нарушение этих правил грозит штраф и взыскание денежной компенсации за ущерб, причиненный зеленым насаждениям.
Например, согласно правилам г. Москвы уничтожение зеленых насаждений в границах земельного участка, находящегося в частной собственности, допускается на основании выданного разрешения на строительство капитального объекта.
Если же такого разрешения не выдавалось (а оно сейчас не требуется для ИЖС, в частности), то вырубка производится при условии получения порубочного билета (Постановление Правительства Москвы от 26.05.2016 № 290-ПП).
За нарушение этих правил в Москве предусмотрен штраф для граждан от 4 до 4,5 тысяч рублей (ст. 4.19 КоАП Москвы).
В Московской области за самовольную вырубку деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд, установлен штраф в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей (ст. 6.15 КоАП МО).
В Краснодарском крае действует закон об охране зеленых насаждений, который распространяется в т.ч. и на личные участки граждан для ИЖС и садоводства в части особо охраняемых древесных пород, перечень которых официально утвержден (Закон Краснодарского края от 23.04.2013 № 2695-КЗ).
Несколько лет назад там было возбуждено даже уголовное дело в отношении гражданина, который спилил на своем участке несколько деревьев, включенных в список особо охраняемых (дело прекратили только после обращения гражданина в Конституционный суд РФ — определение от 15.03.2018 г.).
А на федеральном уровне утвержден перечень пород деревьев и кустарников, которые запрещено вырубать на древесину — это, в частности, дуб курчавый, липа Максимовича, клен японский, сосна густоцветная и т. д. (Приказ ФАЛС от 05.12.2011 № 513).
Поэтому на данный момент нельзя утверждать, что за вырубку деревьев на собственном участке владельца не могут оштрафовать.
2. Деревья, посаженные слишком близко к соседнему участку
Как видно, с одной стороны, за вырубку деревьев может грозить штраф, но с другой стороны — суд может обязать собственника спилить деревья, которые посажены слишком близко к границе с соседним участком.
Поскольку деревья могут затенять большое пространство вокруг себя, для их расположения есть определенные нормативы. Согласно правилам для СНТ (СП 53.13330.2019) минимальные расстояния до границы с соседним участком составляют:
– 3 метра — для высокорослых деревьев,
– 2 метра — для среднерослых,
– 1 метр — для кустарников.
Четких критериев для разграничения высокорослых и среднерослых деревьев нет — поэтому решение этого вопроса остается на усмотрение суда. Как правило, к высокорослым на практике относят лесные деревья (береза, дуб, ель и т. д.).
Для частных домовладений минимальные расстояния до границы участка такие:
– 4 метра — от стволов высокорослых деревьев,
– 2 метра — от среднерослых деревьев,
– 1 метр — от кустарника (СП 30-102-99).
Если деревья затеняют соседний участок, его владелец может обратиться в суд с иском об их спиливании.
Но дополнительно нужно будет доказать, что деревья нарушают не только нормативы минимальных расстояний, но и создают препятствия для пользования участком. Прежде всего — дефицит инсоляции.
Действующие санитарные нормы по освещенности земельных участков приведены в СанПиН 1.2.3685-21 (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021).
В судебной практике есть примеры, когда по иску соседей владельцу участка приходилось спиливать высокие деревья (Одинцовский горсуд МО, дело № 2-4385/2019).
Читаю законы о вырубке и посадки деревьев и кустарников на своем участке и сложилось такое мнение что они направлены на разжигание вражды между соседями..Мало того что годами судятся за 10 см.земли теперь еще и за тень судится будут..
Высасывают всякие законы из пальца, я эти деревья садила и я же не имею права их срубить, ну не дебелизм это? Уже и не знают,как бы еще содрать деньжат
Ну, с частными домами – это просто шок!! Сам посадил-и сам не можешь вырубить!! Так пусть государство приедет по заявлению хозяина участка – выкорчует дерево и пересадит на другое место, и все будут довольны, не надо выращивать, уже готовое есть……А как же быть с кустарниками (например, сирень) и живой изгородью, высотой 40-50см от земли, возле многоэтажного дома на землях общего пользования? Если соседи из соседних подъездов просто взяли и вырвали их, посаженные из земли? Сирень и изгородь живую купили за свои средства и посадили возле подъезда (сирень-1,5м от дома). Может кто знает, куда обращаться по этому вопросу, чтобы ответили по закону?? УК вопрос о посадках не поднимала, её все устраивает.. Может есть какой-то закон со стороны экологии?
Т.е. если нужна живая ВЫСОКАЯ изгородь, то садить надо деревья только из перечня пород деревьев и кустарников, которые запрещено вырубать на древесину — это, в частности, дуб курчавый, липа Максимовича, клен японский, сосна густоцветная и т. д.
Думаю, что здесь много “за уши притянутого” в этом законе. Ну вот кому нужно будет сообщать о вырубке какого-то дерева, тем более кустарника, на соседском участке. Разве только с целью напакостить соседу. А доказательства вырубки, тем более, если все после этого убрано? Ведь нет же реестра древесных и кустарниковых насаждений по личным участкам. А на нет и суда нет.
А почему еще не учудили закон о разрешенном количестве деревьев на своих участках? Упущение у вожачков.
Перечень
видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается
(утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. N 513)
I. Виды (породы) деревьев
1. Абрикос (все виды рода Абрикос) – Armeniaca Scop.
2. Бархат амурский – Phellodendron amurense Rupr.
3. Бархат сахалинский – Phellodendron sachalinense (Fr. Schmidt) Sarg.
4. Береза карельская – Betula pendula Roth var. carelica (Merckl.) Hamet-Ahti.
5. Береза Максимовича – Betula maximowicziana Regel.
6. Береза Радде – Betula raddeana Trautv.
7. Береза Шмидта – Betula schmidtii Regel.
8. Ботрокариум спорный – Bothrocaryum controversum (Hemsl. ex Prain)
Pojarkov.
9. Вишня (все виды рода Вишня) – Cerasus Mill.
10. Груша (все виды рода Груша) – Pyrus L.
11. Дзельква – Zelkova carpinifolia (Pall.) С. Koch.
12. Дуб зубчатый – Quercus dentata Thunb.
13. Дуб курчавый – Quercus crispula Blume.
14. Ель Глена – Picea glehnii (Fr. Schmidt) Mast.
15. Калопанакс семилопастный, диморфант – Kalopanax septemlobus (Thunb.) Koidz.
16. Каштан посевной – Castanea sativa Mill.
17. Клен ложноплатановый, или белый (явор) – Acer pseudoplatanus L.
18. Клен японский – Acer japonicum Thunb.
19. Лапина крылоплодная – Pterocarya pterocarpa (Michx.) Kunth ex Iljinsk.
20. Липа Максимовича – Tilia maximowicziana Shirasawa.
21. Лиственница ольгинская – Larix olgensis A. Henry.
22. Магнолия снизу-белая – Magnolia hupoleuca Siebold et Zucc. (Magnolia obovata Thunb.).
23. Мелкоплодник ольхолистный, рябина ольхолистная – Micromeles alnifolia (Siebold et Zucc.) Koehne [Sorbus alnifolia (Siebold et Zucc.) С Koch].
24. Можжевельник вонючий – Juniperus foetidissima Willd.
25. Можжевельник высокий – Juniperus excelsa Bieb.
26. Можжевельник твердый – Juniperus rigida Siebold et Zucc. subsp. litoralis Urussov.
27. Орех айлантолистный – Juglans ailanthifolia Carr.
28. Орех маньчжурский – Juglans mandshurica Maxim.
29. Орех грецкий – Juglans regia L.
30. Орех медвежий, лещина древовидная – Corylus columa L.
31. Пихта Майра – Abies mayriana (Miyabe et Kudo) Miyabe et Kudo.
32. Пихта цельнолистная, или маньчжурская – Abies holophylla Maxim.
33. Пихта грациозная – Abies gracilis Kom.
34. Платан восточный – Platanus orientalis L.
35. Самшит (все виды рода Самшит) – Buxus L.
36. Слива растопыренная, алыча – Prunus divaricata Ledeb.
37. Сосна корейская (кедр корейский) – Pinus koraiensis Siebold et Zucc.
38. Сосна густоцветная – Pinus densiflora Siebold et Zucc.
39. Сосна меловая – Pinus sylvestris L. var. cretacea Kalenicz. ex Kom.
40. Сосна могильная – Pinus x funebris Kom. (P. densiflora Siebold et Zucc. xP. sylvestris L.).
41. Сосна Палласа – Pinus pallasiana D. Don.
42. Сосна пицундская – Pinus pityusa Stev.
43. Тис остроконечный – Taxus cuspidata Siebold et Zucc. ex Endl.
44. Тис ягодный – Taxus baccata L.
45. Фисташка туполистная – Pistacia mutica Fisch. et С A. Mey.
46. Хмелеграб обыкновенный – Ostrya carpinifolia Scop.
47. Хурма обыкновенная – Diospyros lotus L.
48. Шелковица, тут (род) – Morus L.
49. Яблоня (все виды рода Яблоня) – Malus Mill.
50. Ясень шерстистый, ясень Зибольда – Fraxinus lanuginose Koidz. (Fraxinus sieboldiana auct.).
II. Виды (породы) кустарников
1. Жимолость Толмачева – Lonicera tolmatchevii Pojark.
2. Калина Райта – Viburnum wrightii Miq.
3. Клекачка колхидская – Staphylea colchica Stev.
4. Клекачка перистая – Staphylea pinnata L.
5. Падуб Сугероки – Ilex sugerokii Maxim.
6. Экзохорда пильчатолистная – Exochorda serratifolia S. Moore.
Что считается деревом а что кустарником по закону
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 2020 г. «Относятся ли отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки растительности) на территориях домовладений и придомовых территориях, к твердым коммунальным отходам, и кто должен оказывать услуги по обращению с такими отходами (на примере Воронежской области)»
При этом согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (утверждена приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298) под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
По сути, в указанных документах рассматриваемые понятия отходов тождественны, но в вышеуказанном определении понятия ТКО прямо указано, что ТКО образуются, в том числе, в результате удовлетворения бытовых нужд в жилых помещениях, что вносит недостаточную определенность в регулировании проблемы вывоза отходов с придомовой территории в сельских населенных пунктах, сельских и малых городских поселениях, преимущественно на территориях приусадебных участков (придомовых территорий) объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.
В соответствии с жилищным законодательством к жилым помещениям относятся жилой дом, (часть жилого дома), квартира (часть квартиры) и комната (часть 1 статья 16 Жилищного кодекса). Дополнительно отмечаем, что жилой дом, часть жилого дома рассматриваются Жилищным кодексом в качестве жилого помещения исключительно для целей жилищного законодательства Российской Федерации.
Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса и статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (статьи 44, 44.1 Жилищного кодекса).
Таким образом, представляется, что придомовая территория объекта ИЖС может рассматриваться как целостный объект при формировании бытовых отходов.
Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативно-правовое регулирование по нормированию, в состав отходов, подлежащих учету, включило такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории, в том числе ИЖС, что не предполагает произвольного утверждения нормативов накопления ТКО, являющихся одним из видов отходов.
Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.
Кроме того, в разъяснениях Минстроя России (письмо от 18 мая 2018 г. N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами») указывается, что организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Отмечается, что отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.
Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию судов, отметим, что довод о том, что ТКО не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543, Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2020 г. N АПЛ19-508). Представляется, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории ИЖС (смёт, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.
С учетом системной взаимосвязи вышеуказанных правовых норм и формирующейся судебной практики в данной сфере правоотношений представляется, что вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
Обзор документа
Указано, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории объекта ИЖС (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т. п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта РФ обеспечиваются региональными операторами.
Вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
Прокурор разъясняет
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Межрайонная природоохранная прокуратура
Прокуратура
Липецкой области
Прокуратура Липецкой области
28 августа 2020, 17:14
Природоохранная прокуратура: «Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора «
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.