Что означает звездочка в требовании об уплате налогов
Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой
Для сверки с налоговой понадобятся два документа:
Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Справка о состоянии расчётов
По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.
В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:
Почему в справке возникает переплата?
Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.
Выписка операций по расчётам с бюджетом
В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.
Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.
В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.
Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.
Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.
! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.
Пример выписки по налогу УСН
Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:
Пример выписки по страховым взносам за сотрудников
Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что означает звездочка в требовании об уплате налогов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность взыскания пени за счет денежных средств на счетах в банках ограничивается сроками, предусмотренными п. 3 ст. 46 НК РФ.
При этом пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган мог утратить право на принудительное взыскание пеней.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как адаптировать позиции суда по «Звездочке» к нормам статьи 54.1 НК РФ
Я не ставлю целью прокомментировать все затронутые им аспекты. Данные ниже комментарии далеки от полного анализа определения. Я послушал и почитал коллег, и решил поделиться теми мыслями, которые в их комментариях не увидел.
Определение делает большой вклад в раскрытие термина «проявления осмотрительности». Этот вопрос в нём проработан гораздо подробнее, чем раньше. Но не закончился ли «сезон» для применения этих выводов?
С 19 августа 2017 года вступила в силу ст. 54.1 НК РФ. Она установила новые правила для определения «пределов осуществления» дарованных налогоплательщику прав. Иными словами, она определила границы, за пределами которых использование этих прав является злом (превращается в злоупотребление правом). Так вот, ФНС в связи с появлением этой статьи разъяснила в письме от 16 августа 2017 г. N СА-4-7/16152@: новыми правилами «не предусмотрено оценочное понятие «непроявление должной осмотрительности»».
В другом письме ФНС указала «Статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 …, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики».
Налицо такая логика: раньше Кодекс не устанавливал пределов для осуществления прав налогоплательщиков. Он не определял:
— до каких пределов их использование – это добро,
— где границы, за пределами которых применение благоприятных налогоплательщику норм становится злом.
Пределы, поэтому, определяли суды. А затем их заменила статья 54.1, установив эти пределы по-новому. Они установлены не путём фиксации в ней подходов, выработанных судами, а иначе. Поэтому проверка соблюдения пределов с появлением ст. 54.1 должна осуществляться иначе.
Новые правила устанавливают три группы пределов, за которые налогоплательщику нельзя выходить. Первая группа (п. 1) – это минимизация налога за счёт искажений. Вторая группа – операции, основная цель которых заплатить поменьше налога (подп. 1 п. 2). Обе эти группы охватывают умышленные действия налогоплательщика. К ним критерии осмотрительности не применимы. Неосмотрительность и умышленные действия, вошедшие в эти группы, просто нельзя совместить. Поэтому стандарты осмотрительности из «Звёздочки» не могут повлиять на рассмотрение тех дел, где недоплата налога обоснована инспекцией нарушением пределов, установленных в п. 1 или подп. 1 п. 2 ст. 54.1 Кодекса.
Третья группа – это нарушения, обусловленные тем, что обязательство по сделке исполнено не непосредственным контрагентом по сделке, а кем-то другим. В этом случае вычет может оправдать только существование непрерывной цепочки договоров, доводящей до конечного исполнителя[1]. Здесь также об осмотрительности не говорится ничего. И в рамках прежней логики ФНС это означает, что её проявление или непроявление правового значения не имеет.
Тогда получим, что критерии для проверки соблюдения стандарта осмотрительности, выработанные в «Звёздочке», не нужны там, где применена ст. 54.1. В интерпретации ФНС правила этой статьи подлежат применению по проверкам, начатым с 19 августа 2017 года. У меня и моей команды дел по проверкам, начатым так давно, почти нет.
Но, я бы попробовал применить стандарт осмотрительности как дополнительное условие для фиксации нарушений третьей группы, той где обязательство исполнено не налогоплательщиком, а третьим лицом (подп. 2 п. 2 ст. 54.1). Почему?
Во-первых, это нарушения, по которым вина может быть в форме неосторожности. Тогда помимо объективных признаков нарушения, перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 54.1, нужно установить и признаки вины.
Неосторожным считается такое нарушение, когда нарушитель не осознаёт «противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя» должен был и мог «это осознавать» (п. 3 ст. 110). Неосмотрительность определена в «Звёздочке» очень похоже: «Дифференциация вызванных указанными нарушениями последствий для налогоплательщиков … с учётом того, знали и должны ли последние были знать о допущенных контрагентом и третьими лицами нарушениях при исполнении обязанности по уплате НДС, необходима, поскольку позволяет обеспечить нейтральность налогообложения по отношению ко всем плательщикам НДС, которые действовали осмотрительно …». И тут, и там основополагающий признак –должен ли был знать. Поэтому критерии стандарта осмотрительности уместно применять по любым неосторожным нарушениям.
Во-вторых, чаще всего именно по нарушениям третьей группы инспекции ссылаются на то, что у непосредственного контрагента не было ресурсов на осуществление операций (не было достаточно людей, техники, основных средств и т.п.). И в отсутствии договора с третьим лицом, восполняющего этот недостаток, делают вывод о несоблюдении подп. 2 п. 2 ст. 54.1. Здесь, прямо напрашивается вопрос осмотрительности: знал или должен был знать покупатель-заказчик, что у контрагента нет ресурсов и (или) что последний передаст это третьему лицу без оформления договора (или третье лицо передаст четвёртому без договора и т.д. до конечного исполнителя).
Но в статье 54.1 критерий осмотрительности не используется и по этой группе нарушений. Вот тут можно пойти двумя путями:
1) руководствоваться логикой ФНС – не указано на осмотрительность, значит она не важна;
2) руководствоваться иной логикой. Раньше на осмотрительность тоже не указывалось в законодательстве. Это не помешало применению этого стандарта. Суды обосновали это конституционными принципами налогообложения и судопроизводства. Принципы эти никуда не делись. Поэтому отсутствие указание на неосмотрительность в подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК не препятствует её применению в качестве обязательного дополнительного критерия.
Получается, что по третьей группе нарушений установить нужно:
— не только выполнение обязательства третьим лицом, а не непосредственным контрагентом, и
— не только отсутствие непрерывной цепочки договоров, приводящих к конечному исполнителю,
но и неосмотрительность налогоплательщика. Нужно дополнительно установить, что налогоплательщик знал или должен был знать об обстоятельствах, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 54.1.
Выполнение обязательства третьим лицом
Чтобы далеко не уходить от подп. 2 п. 2 ст. 54.1, разберём сразу вот эту ремарку коллегии: «Сделка с налогоплательщиком была исполнена именно избранным обществом поставщиком с привлечением третьих лиц (экспедиторов) на основании заключенных между ними и обществом «СК-Лоджистик» договоров».
Напомню, что подп. 2 п. 2 ст. 54.1 не позволяет лишать налоговой выгоды по тем сделкам, где обязательство исполнено непосредственным контрагентом. Если обязательство исполнено не им, то оправдать налоговую выгоду может наличие непрерывной цепочки договоров, доходящей до конечного исполнителя. Как обеспечить контроль за наличием такой цепочки? Это была большая головная боль заказчиков (покупателей).
Коллегия же здесь сделала важный вывод о том, что обязательство считается исполненным непосредственным контрагентом даже в том случае, если для его исполнения поставщиком привлечены третьи лица. Иными словами:
— если непосредственный контрагент выполнял координирующую роль по деятельности привлечённых лиц, то лицом, исполнившим обязательство (совершившим операцию), является непосредственный контрагент. В таком случае наличие или отсутствие цепочки договоров, по которым привлекались конечные исполнители, роли не играет;
— если же посредничество было формальным (номинальным и т.п.), т.е. посредник в действительности не выполнял координирующих и иных функций, не использовал свои активы и не принимал риски, то только тогда обязательство (операцию) нужно считать исполненным третьим лицом. И только тогда отсутствие непрерывной цепочки договоров может лишить покупателя права на налоговую выгоду.
Источник в бюджете
В определении достаточно много сказано о том, как проверять этот критерий. В основном, с пользой для налогоплательщика. Но возникает тот же вопрос, что и с осмотрительностью. Как быть с тем, что идея источника никакого закрепления в ст. 54.1 не нашла?
Нарушения по вычету НДС у первой и второй групп обязательно должны сопровождаться отсутствием источника для возмещения НДС. Как мы говорили, это умышленные нарушения, цель которых как раз и заключается в том, чтоб, не создав в бюджете источника, возместить (вычесть) НДС. Поэтому позиции ВС по проверке источника пригодятся по нарушениям, предусмотренным п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 54.1.
По нарушениям третьей группы ссылки на наличие или отсутствие источника нет. Означает ли это, что критерий источника не актуален и здесь? Нет. В Определении по Звёздочке подробно расписывается, почему этот критерий имеет значение. Нормы, обосновывающие требование к источнику, не претерпели существенных изменений с появлением ст. 54.1. Поэтому вытекающее из них требование источника никуда не уходит с появлением этой статьи.
Более того, последний абзац на стр. 7 и первый абзац на стр. 8 Определения показывают, что источник и осмотрительность идут вместе, т.е. это критерии, которые должны применяться одновременно. Иными словами, отсутствие источника – это дополнительный критерий для неосторожных нарушений третьей группы. Поэтому подп. 2 п. 2 ст. 54.1 может быть применён лишь там, где:
1) обязательство исполнено не самим налогоплательщиком, и
2) нет непрерывной цепочки договоров от непосредственного контрагента до конечного исполнителя, и
3) всё это сопровождается неуплатой НДС в бюджет (отсутствием источника для вычета), и
4) налогоплательщик действовал неосмотрительно, т.е. он знал и обо всех трёх признаках объективной стороны нарушения, перечисленных выше.
Таким образом, критерии осмотрительности и источника, наиболее полно и по-новому раскрытые в Определении, могут и должны быть использованы по нарушениям третьей группы. Пригодятся выводы коллегии об осмотрительности и в других случаях, где речь идёт о неумышленных нарушениях. В отношении умышленных нарушений, в том числе тех, что предусмотренных подп. 1 п. 2 и п. 1 ст. 54.1 НК, пригодятся выводы, раскрывающие критерий источника.
[1] Ситуацию, когда переход обязательств произошёл на основании закона, я не рассматриваю.
Требование об уплате налогов и сборов в 2021-2022 годах
Требование об уплате налога — одна из мер, применяемых налоговиками к неплательщику. Какая должна быть задолженность для получения этого требования и какими последствиями может обернуться неуплата налога, читайте в материалах нашей рубрики.
Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.
Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых «Почтой России» или полученный через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2017 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 01.12.2018. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.
Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.
Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале «Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе».
С какой даты применяется обновленная форма требования об уплате (утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@), узнайте из публикации.
Требование об уплате налога содержит следующие сведения:
Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.
В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога
Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.
Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.
Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.
ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!
Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.
Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.
Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.
Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога, задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.
Когда должно быть исполнено требование об уплате налога
Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.
В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.
Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.
О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте здесь.
Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.
Когда недоимку по налогам могут списать с депозитного счета, узнайте из публикации.
Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.
Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам
Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.
Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.
Законно ли требование об уплате взносов, полученное простым, а не заказным письмом, узнайте здесь.
ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:
Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.
Материалы нашей рубрики «Требование об уплате налога (взноса)» помогут вам правильно и вовремя среагировать на требование об уплате налога и избежать возможных негативных последствий