Что означает жить по совести
Что значит жить по совести? итоговое сочинение ЕГЭ 2021 с аргументами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что значит жить по совести? 3 готовых примера итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Что значит жить по совести? итоговое сочинение ЕГЭ:
Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Бывает так, что человек совершает плохие поступки против других ради своей выгоды. И даже если об этом не узнает общество, человеку будет совестно за то, что он сделал. А бывает так, что у человека есть чувство долга перед другим человеком или перед целым обществом. Это и значит — жить по совести.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отправляется в ссылку, так как на него донёс Швабрин в пособничестве Пугачёву. Но Маша Миронова, которую спас главный герой от рук Швабрина, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы подать прошение императрице. Героиня понимала, что никто не спасёт невиновного Петра, и она готова помочь ему всеми возможностями, как помог когда-то ей сам Гринёв. Это и есть то чувство долга перед человеком, ради которого Маша поехала к самой Екатерине II. И императрица поверила героине и не стала сомневаться в благородности Петра. Таким образом, Маша Миронова спасла Гринёва от заточения. Именно благодаря ей, справедливость восторжествовала.
Ф.М. Достоевский в произведении «Преступление и наказание» рассматривает вопрос человеческой морали. Родион Раскольников, молодой бедный студент, решает закрыть вопрос с нехваткой денег, но абсолютно бесчеловечным и незаконным путём. Он убивает старуху-процентщицу, чтобы забрать её сбережения. Но на место преступления неожиданно приходит сестра старухи, которую главный герой тоже убивает. После таких зверских поступков Родиона охватывает ужас. В конце концов, он не справляется с мучениями совести и раскаивается всем в убийстве. Он отправляется на каторгу в Сибирь. Главному герою стыдно за то, как он глупо загубил свою жизнь, и жизнь других людей.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что у каждого человека есть совесть, которая делает человека чувственным, порядочным, нравственным. Она заставляет человека делать правильным выбор в жизни и отвечать за свои поступки.
Пример сочинения ЕГЭ №2 с аргументами из литературы
В каждом обществе есть нормы: социальные, правовые, корпоративные, но особое место в нём занимают моральные. Говоря о них, человек рассматривает происходящее вокруг с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Очень часто мы прибегаем к помощи такого явления, контролирующего нас изнутри, как совесть. Так что значит «жить по совести»? Я считаю, что так живет тот, кому не чуждо чувство стыда, кто всегда руководствуется моральными нормами. Слова и действия должны укреплять самоуважение, а не подтачивать его – тогда и будет уместно использовать данное понятие. Для аргументации своей позиции приведу примеры из читательского опыта.
Вспомним рассказ Александра Грина «Зелёная лампа». Два богача, Стильтон и Реймер, замечают лежащего на улице человека. Этим беднягой был Джон Ив, выходец из Ирландии. Ему было около 25 лет, за которые он успел поработать и фермером, и матросом, и углекопом. Теперь он находился в Англии в поисках лучшей жизни. Стильтон предложил бездомному 10 фунтов в месяц, если тот сейчас же снимет в одной из центральных улиц квартиру с окном на улицу. Бродяга должен был каждый день с пяти вечера до двенадцати ночи зажигать лампу, покрытую зелёным абажуром, никуда не выходить и ни с кем не разговаривать. Джон от безысходности согласился на странную сделку. Так он и поступал каждый день, слыша под окнами гадкие фразы в свой адрес. Прошло 8 лет. В одну из больниц города доставили старика, которым был Стильтон, сломавший ногу на лестнице. Это был уже не тот богатый человек, который когда-то пил дорогое вино и ходил по клубам. Он уснул на койке, а после пробуждения увидел доктора, лишившего его правой ноги. Этим специалистом был Джон Ив, та самая «игрушка», над которой подшутил Стильтон. Он поведал историю своей жизни, рассказав, что унизительная шутка миллионера помогла ему найти себя. Сидя дома, он читал книги о медицине, а с экзаменами для поступления в колледж помог студент, живший с ним. Этот пример ярко показывает контраст двух людей. Стильтон – олицетворение бессовестного человека: в свои 40 лет он лишь ходил по клубам, ничего не желая в этой жизни. Он позволил себе унизительную «шутку» над человеком, однако для бродяги наказание стало подарком судьбы. Джон жил по совести, ведь честно учился и трудился во благо общества. И он не отказался помогать своему обидчику, а выручил его в трудную минуту. Его поведение соответствует моральным нормам.
Прекрасный пример можно также найти в рассказе Андрея Платонова «Юшка». Ефим, человек лет сорока, явно похожий на старика, работал в кузнице. Все называли его Юшкой. Не только дети, но и взрослые обижали его. Каждое лето он уходил из деревни, но никто не знал куда. Однажды больного толкнул в грудь прохожий, и Юшка умер. Лишь спустя время в деревню приехала девушка, искавшая Ефима Дмитриевича. Не сразу кузнец вспомнил, что так звали его помощника. Оказалось, что Юшка каждое лето уходил в город помогать девушке-сиротке, которая теперь явилась проведать своего кормильца. Конечно, она не застала его, но, будучи врачом, продолжила добрые дела Ефима, бескорыстно помогая людям. Этот пример показывает, что Юшка жил по совести: он поддерживал сироту безвозмездно и вложил в ее душу моральные ориентиры, которые направили героиню на верный путь.
Таким образом, совесть – это внутренний контролёр, который, к сожалению, свойственен не всем людям. Она формируется в зависимости от социально-культурного окружения и является моральной основой личности. Если человек совестливый, его поступки будут соответствовать нормам морали. Жить по нравственным правилам — это значит уважать и себя, и других людей в равной степени.
Пример сочинения ЕГЭ №3 с аргументами из литературы
Совесть-это индикатор личных моральных ценностей человека. Ею можно, и нужно руководствоваться при выборе каким образом поступить в той или иной ситуации. Так что же значит выражение жить по совести? Для меня это означает быть честным к самому себе, не поступать вопреки своим принципам и нравственным ценностям. Для аргументации своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.
В произведении Быкова «Обелиск» повествуется о жизни сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Всю жизнь Алесь преподавал своим ученикам не только науки, но и правила жизни. Когда началась война, ситуация в селе значительно ухудшилась, слабые духом люди перешли на сторону фашистских захватчиков и стали полицаями, в ежедневные задачи которых входило угнетение населения.
Данный вопрос также нашел свое отражение и в произведении Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». В романе рассказывается о ситуации, которая произошла с плотником по имени Егор. Он всегда поступал не для одобрения со стороны общества, а так, как велела ему его совесть. Вступив в строительную бригаду, герой старался и дальше следовать своим принципам, но его постоянно торопили и заставляли оставлять работу некачественной. Егор сильно стыдился, глядя на результат. Мастер побывал на разных стройках, но нигде ему не позволяли подходить к делу ответственно и основательно, как он привык, потому что на предприятии таким образом понижалась производительность. Герой не смог смириться с муками совести от плохого выполнения работы, поэтому перестал работать в бригадах и пошел в разнорабочие. На этом примере мы видим, что Егор остался верен своим нравственным принципам, несмотря на давление окружающих его людей.
В заключение хочется сказать, что каждому следует быть тем, кем он является, и поступать в любой ситуации так, как велит совесть, придерживаться своих внутренних идеалов.
Сочинение-рассуждение Что значит жить по совести?
Жить по совести, значит не нарушать тех законов, которые ты сам считаешь важными в своей жизни. Но, законы эти, не должны противоречить общепринятым нормам. Если ты добрый и отзывчивый человек, то для тебя жить по совести значит не обижать никого, защищать маленьких и слабых, помогать тем, кто в этом нуждается. Жить по совести учит нас и сама жизнь, которая своевременно наказывает нас за проступки и нарушения законов совести.
Жить по совести иногда очень трудно, но если пойти против совести – это значит предать самого себя. Когда делаешь плохой поступок, то совесть, как внутренний судья, начинает тебя мучить, как говорят в народе «угрызения совести» мучают.
Это первый шаг к саморазрушению – поступок против совести. А когда ты сам свои законы соблюдаешь, то и жить приятнее. Тогда получается и человек живет в гармонии с собой и с окружающим миром. Недаром совесть часто перекликается с честью человека.
2 вариант
Казалось бы, что человек устроен одинаково: две руки, две ноги, голова, глаза и остальное. Но всё-таки мы все разные, со своими достоинствами и недостатками. Люди отличаются друг от друга наличием разных качеств и чувств, и проживают свою жизнь соответственно все как могут. Есть такое выражение в русском языке «жить по совести». Кто-то старается жить согласно этой фразе, а другие живут как хотят. Хотя и понятие «жить по совести» для всех разное.
Совершив какое-нибудь действие, человек не всякий раз задумывается в тот самый момент, правильно ли он поступил. В течение жизни много раз приходится преодолевать разные трудности и не всегда, получается, поступать правильно по отношению к другим людям. А как собственно понимать выражение «жить по совести»? На мой взгляд, это жить так, чтобы своими поступками не вредить другим людям и не обижать окружающих.
Конечно, жить, так как подсказывает тебе твоя совесть далеко не всегда легко. Бывают такие моменты в жизни, когда проще поступить по-другому, чем по совести. И бывают случаи, что человек всё-таки совершает поступки, которые противоречат его совести. В таких случаях ему бывает не по себе, он мучает себя переживаниями, сомнениями и душевными страданиями.
Получается так, что когда человек поступает против совести, то он находится в конфликте со своим внутренним миром. Если такие моменты случаются часто, то это ведёт к разрушению гармонии внутри его. И наоборот, когда поступаешь по совести, чувствуешь удовлетворенность жизнью и появляется уверенность в себе. Ты видишь, как меняется отношение окружающих к тебе. Для меня если человек «живет по совести», значит, у него имеется честь.
Также читают:
Картинка к сочинению Что значит жить по совести?
Популярные сегодня темы
Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.
Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
Антон Павлович Чехов – это известнейший русский писатель и драматург конца 19 начала 20 века. Он подарил этому миру большое количество прекрасных произведений, которые поражают своей оригинальностью и глубиной смысла
Лев Николаевич Толстой во всех красках описал события Первой Мировой войны в романе-эпопеи «Война и Мир», которое в дальнейшем стало бесценным произведением всех времён и народов.
Совесть: что это и как с ней жить?
Почему про одних людей говорят, что у них нет «ни стыда, ни совести», а про других, что они «живут по совести»?
Является ли совесть врожденным качеством или развивается по мере взросления и при правильном воспитании?
Где в мозге человека возникают чувства, составляющие совесть?
Всегда ли совесть играет во благо или из-за нее человек может жертвовать всем, испытывая постоянное чувство вины и страха наказания?
На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.
Что такое совесть?
Совесть – это часть личности человека, которая помогает ему делать нравственный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Именно данное качество не дает ему действовать в соответствии с основными побуждениями и желаниями, противоречащими общепринятым моральным нормам. Это то, что заставляет человека чувствовать себя виноватым, когда он сделал что-то плохое или, наоборот, не сделал то, что должен был [VeryWell Mind, 2019].
Согласно теории Фрейда, совесть является частью Суперэго, которое содержит информацию об основных моральных нормах. Данные нормы в ребенка с самого рождения закладывают его родители и ближайшее окружение. Это именно те ценности, которые он усваивает в процессе воспитания. Подрастая, он продолжает впитывать от окружающего его социума информацию о том, что принято считать хорошим и плохим, правильным и неправильным, добрым и злым.
Совесть описывает две вещи: то, что человек считает правильным, и то, как именно он решает, почему это правильно. Она становится стандартом, необходимым для оценки этичности его действий и действий окружающих.
Совесть иногда называют «голосом разума в голове». Хотя, в буквальном смысле это далеко не так. Когда этот самый голос говорит человеку, что ему делать или не делать, он проживает определенного рода эмоции.
Иногда эти эмоции положительные. Сочувствие, благодарность, справедливость, сострадание и гордость – все это примеры чувств, которые побуждают человека делать что-то для других. К эмоциям, которые останавливают его от определенных поступков, относятся чувство вины, стыда, смущения и страха наказания или осуждения [Science News for Students, 2019].
Совесть является моральной основой, которая заставляет людей вести себя социально приемлемым и даже альтруистическим образом, являясь не просто «инстинктом», а «моральным мускулом» [The Ethics Centre, 2017].
Откуда берется совесть?
Вопрос о том, как формируется совесть, волновал умы многих мыслителей древности. Так, например, средневековый философ Фома Аквинский считал, что совесть возникла из синдерезиса – «искры совести». Он буквально имел в виду способность человеческого разума понимать мир с моральной точки зрения. А древнегреческий философ Аристотель в своих трудах описал фронезис – «благоразумие» или «доброту практического разума». По его мнению, способность ясно оценивать ситуацию необходима человеку, чтобы он понимал, как действовать добродетельно в сложившихся обстоятельствах [The Ethics Centre, 2017].
Философ Патрисия Черчленд утверждает, что «у людей не было бы четкой моральной позиции, если бы они не были социальными существами» [Nature, 2019]. Наличие совести, по мнению Черчленд, связано с тем, как эволюция сформировала нейробиологию человека для социальной жизни. Чаще всего люди судят, что правильно, а что неправильно, используя чувства и суждения.
Такое суждение обычно отражает «некоторый стандарт группы, к которой человек чувствует себя привязанным». Идея совести как нейробиологической способности усваивать социальные нормы контрастирует со строго философскими представлениями о том, как и почему люди отличают хорошее от плохого [Nature, 2019].
В эволюционной биологии существует точка зрения, выдвинутая теоретиком Бретом Вайнштейном, что способность к моральным дебатам сама по себе имеет социальную функцию. Более того, многие из моральных правил (например, идея о том, что нельзя предавать своих друзей или бросать детей) были явно сформированы естественным отбором, чтобы оптимизировать человеческую способность жить в группах. Другие правила (например, касающиеся правил взаимности) аналогичны: люди глубоко и врожденно чувствуют, что на оказанную услугу следует ответить взаимностью в будущем [Nature, 2019].
Человек – существо биосоциальное. Это означает, что с древних времен люди работали вместе, чтобы добиться главной цели – выжить. Однако человек не единственный вид, который поступает подобным образом. Некоторые виды обезьян (шимпанзе, гориллы, бонобо и орангутаны) так же живут во взаимодействующих группах. То же самое происходит и с некоторыми птицами, которые работают вместе, чтобы вырастить птенцов или собрать пищу для своей социальной группы. Но люди работают вместе так, как не работает ни один другой вид [Science News for Students, 2019].
Черчленд рассказывает о том, как другие приматы, такие как шимпанзе, вели себя, будто у них есть совесть. К подобному поведению можно отнести модели, проанализированные приматологом Франсом де Ваалем: сотрудничество для достижения общих целей, совместное питание, усыновление сирот и разделение горя. Патрисия Черчленд утверждает, что такие примеры указывают на эволюционное происхождение человеческого сознания [Nature, 2019].
Способность общаться с сородичами заложена в человеке с самых древних времен. Ведь именно благодаря взаимодействию с остальными членами племени человечество смогло не только выжить, но и в значительной мере эволюционировать. На сегодняшний день процесс общения включает в себя огромное количество техник, приемов и инструментов, которые позволяют сделать его максимально эффективным и полезным. Кстати, чтобы разобраться во всем этом многообразии и улучшить свои навыки общения, предлагаем вам пройти программу «Лучшие техники коммуникаций». Уверены, в ней вы найдете для себя инструменты, которые сможете сразу же применить на практике. Но продолжим.
Известный ученый, автор теории эволюции Чарльз Дарвин считал, что совесть – это то, «что делает людей людьми», и что обезьяны не поощряют сотрудничество в такой степени, как люди.
Эволюционный антрополог Катарина Хаманн со своей командой из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге провела интересное исследование. В нем дети в возрасте двух-трех лет и детеныши шимпанзе оказались в ситуации, когда им приходилось работать с партнером их собственного вида, чтобы получить вознаграждение в виде угощения.
Для детей задача заключалось в том, чтобы натягивать веревки на концах длинной доски. Когда дети начали тянуть за веревки, на каждом конце доски лежали по две части их награды (конфеты в форме шариков).
Пока они тянули за веревку, один шарик перекатывался из одного конца в другой. Получалось, что один ребенок получил три шарика, а другой – только один. Когда обоим детям приходилось работать вместе, дети, получившие «лишние» шарики, возвращали их своим партнерам три из четырех раз. Но когда они тянули за веревку самостоятельно (без необходимости сотрудничества) и получали три шарика, они делились с другим ребенком только один раз из каждых четырех [Science News for Students, 2019].
Детеныши шимпанзе также работали за угощение. Но во время испытаний они никогда активно не делились полученной наградой со своими партнерами, даже когда работали вместе, чтобы получить лакомство.
«Из этого можно сделать вывод, что даже очень маленькие дети признают сотрудничество и вознаграждают его, разделяя поровну», – говорит Хаманн. «Эта способность, вероятно, проистекает из нашей давней потребности сотрудничать, чтобы выжить» [Science News for Students, 2019].
Так когда же появилась совесть? Антропологи полагают, что это началось, когда древним людям пришлось работать вместе, чтобы охотиться на крупную дичь. Если они не работали вместе, то они не получали достаточно еды. Только объединившись, они могли охотиться на крупных животных и получать достаточно, чтобы прокормить свою группу в течение нескольких недель. Сотрудничество означало выживание. Тот, кто не помогал, не заслуживал равной доли еды. Это означало, что люди должны были отслеживать, кто принимал участие в охоте, а кто нет. При этом у них существовала система вознаграждения тех, кто участвовал в общем деле [Science News for Students, 2019].
Психически здоровые люди получают удовольствие, совершая добрые поступки совершенно бескорыстно. Они способны испытывать сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости. При этом бесполезное поведение или неспособность решить проблему, заставляет большинство людей чувствовать вину, смущение или даже страх за свою репутацию.
Подобные чувства развиваются рано, еще в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что даже очень маленькие дети могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что устроили беспорядок. Они также могут почувствовать себя лучше, если помогут этот беспорядок устранить.
Роберт Хепач и Амриша Вайш, ученые из Медицинской школы Университета Вирджинии, провели исследование, в котором изучали изменения в зрачках детей, чтобы понять, насколько виноватыми они себя чувствовали в той или иной ситуации [Science News for Students, 2019].
Зрачки человека могут менять размер в течение дня. Это зависит от освещения, психологического состояния, настроения и многих других факторов. Одной из причин данных изменений, по мнению ученых, является появившееся беспокойство о других и желание им помочь. В своем исследовании Хепач и Вайш наблюдали за расширением зрачков трехлетних детей, чтобы изучить, чувствовали ли они себя виноватыми, считая, что стали причиной несчастного случая.
Перед детьми поставили задачу проложить рельсы так, чтобы игрушечный поезд смог доставить по ним ко взрослому, стоящему в центре комнаты, стакан, наполненный водой. В одной половине испытаний дети самостоятельно нажимали на кнопку компьютера, чтобы запустить поезд. В другой половине кнопку нажимал второй взрослый. В каждом случае поезд опрокидывался, проливая воду еще до того, как добирался до места назначения [Science News for Students, 2019].
Далее одним детям разрешали взять бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок, в остальных случаях взрослый брал полотенца первым. Зрачки детей, которые смогли принять участие в уборке воды, были меньшего размера, чем у детей, молча наблюдавших за тем, как все убирали взрослые.
Более того, зрачки увеличивались у всех детей, независимо от того, был ли ребенок «причиной аварии». Данный факт говорит о том, что все дети могли чувствовать себя виноватым из-за того, что устроили беспорядок. Если взрослый убирал его сам, у ребенка не было шанса исправить эту ошибку. Это и заставляло их чувствовать себя плохо [Science News for Students, 2019].
Роберт Хепач объясняет: «Мы хотим быть теми, кто оказывает помощь. Мы остаемся разочарованными, если кто-то устраняет ущерб, который мы намеренно или случайно причинили». Одним из признаков этой вины или разочарования может быть расширение зрачков [Science News for Students, 2019].
«С самого раннего возраста у детей есть элементарное чувство вины», – добавляет Амриша Вайш. «Они знают, когда кому-то причинили боль. Они также знают, что для них важно снова все исправить».
Ученые отмечают, что чувство вины – очень важная эмоция. Более того, она начинает играть роль в раннем детстве и усугубляется по мере взросления ребенка. Подростки могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что не сделали что-то, что должны были сделать, или просто думают о том, чтобы сделать что-то плохое [Science News for Students, 2019].
Иногда муки совести становятся настолько сильными, что человек не может нормально работать, общаться и жить полноценной жизнью. В такие моменты очень важно умение анализировать происходящее, рефлексировать и настраивать себя на нужный лад. Именно этому и посвящена наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», в которой всего за 6 недель вы рассмотрите лучшие техники и приемы для гармонизации своего состояния.
«Чувства, лежащие в основе совести, помогают людям поддерживать социальные связи», – считает Амриша Вайш. «Эти эмоции критически важны, чтобы сделать наше взаимодействие с другими более плавным и согласованным. Так что даже если эти угрызения совести могут вызывать неприятные ощущения, они необходимы, чтобы оставаться человеком [Science News for Students, 2019].
Нейробиология совести
Что происходит внутри человека, когда он испытывает угрызения совести, и от чего зависит ее появление? Ученые провели десятки исследований, чтобы понять это. Они сосредоточились на поиске областей мозга, связанных с «моральным мышлением».
Исследователи проводили сканирование мозга человека с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной терапии и наблюдали за изменениями активности в его зонах во время просмотра различных сцен. Так, например, некоторым испытуемым предлагали сделать нравственный выбор и решить, кого они смогут спасти от съехавшей с рельс вагонетки: пятерых человек или одного [Science News for Students, 2019].
Вначале ученые ожидали найти в мозге так называемую «моральную зону», отвечающую за чувство вины и совесть. Но это оказалось не так-то просто. Фактически, во время этих экспериментов включалось несколько областей мозга. Работая вместе, они, вероятно, и включают угрызения совести в определенной ситуации. Ученые назвали эти области «моральной сетью».
«Данная сеть на самом деле состоит из трех более мелких сетей», – говорит психолог Файери Кушман из Гарвардского университета. «Одна сеть мозга помогает нам понимать других людей. Другая позволяет нам заботиться о них. Последняя помогает нам принимать решения, основанные на нашем понимании и заботе» [Science News for Students, 2019].
Первая из этих трех сетей состоит из группы областей мозга, которые вместе называются сетью режима по умолчанию. Она помогает человеку «проникнуть в головы» других людей, чтобы лучше понимать, кто они и что их мотивирует. Эта сеть включает в себя части мозга, которые становятся активными во время мечтаний и визуализации. По словам Кушмана, несмотря на то, что «мы можем видеть только действия человека, мы можем представить, о чем он думает или почему он сделал то, что сделал» [Science News for Students, 2019].
Вторая сеть – это группа областей мозга, часто называемая матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то испытывает болезненные ощущения на эмоциональном или физическом уровне.
«Эмпатия – это способность разделять чужие чувства. Чем более чутким является человек, тем больше перекрываются первые две сети мозга. У очень чутких людей они могут почти полностью совпадать. Это показывает, что матрица боли важна для сочувствия», – говорит Файери Кушман. «Это позволяет нам заботиться о других людях, связывая то, что они чувствуют, с тем, что испытываем мы сами» [Science News for Students, 2019].
По мнению психолога, понимание и забота важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими представлениями об этом. Вот тут-то и появляется третья сеть – сеть принятия решений. Именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.
Когда человек попадает в ситуацию морального выбора, все три сети начинают работать. «Нам не следует искать моральную часть мозга», – говорит Кушман. «Скорее, у нас есть сеть областей, которые изначально развивались, чтобы выполнять другие задачи. В течение эволюционного периода они начали работать вместе, чтобы вызвать чувство совести» [Science News for Students, 2019].
Подобно тому, как не существует единого морального мозгового центра, не существует единого типа морального развитого человека. «Есть разные пути к нравственности», – говорит Кушман. «Например, некоторые люди очень чуткие. Это побуждает их сотрудничать с другими. Некоторые люди вместо этого действуют по своей совести, потому что это кажется им наиболее логичным. А третьи просто оказываются в нужном месте в нужное время, чтобы изменить ситуацию к лучшему» [Science News for Students, 2019].
Совесть – хорошо или плохо?
Как совесть влияет на жизнь человека? В политике большая часть споров вокруг этого чувства касается права на отказ от военной службы по убеждениям. Следует ли требовать от врачей, выступающих за аборты, делать аборты или направлять пациентов к врачам, которые это сделают? Должны ли священники снимать исповедальную печать и сообщать о лицах, совершивших сексуальные преступления, которые исповедуются перед ними? Можно ли освободить пацифистов от призыва на военную службу из-за их неприятия войны? [VeryWell Mind, 2019].
В течение долгого времени западные страны, опираясь на католическую интеллектуальную традицию, верили в «примат совести» – идею о том, что человека нельзя принуждать делать то, что, по его мнению, противоречит его самым глубоко укоренившимся ценностям и принципам.
В последнее время, особенно в медицине, это вызывает споры и множество вопросов. Австралийский специалист по биоэтике Джулиан Савулеску считает, что врачам, работающим в государственной системе, следует запретить возражать против проведения медицинских процедур, поскольку это ставит под угрозу уход за пациентами [VeryWell Mind, 2019].
В ходе этих дебатов происходит столкновение двух мировоззрений. Согласно первому, основная ответственность людей лежит в их личных убеждениях о том, что хорошо и что правильно, согласно второму, данная обязанность уравновешивается потребностями общего блага.
Философ Майкл Уолцер считает, что бывают ситуации, когда человек обязан «запачкать руки», даже если за это приходится платить собственным чувством совести. В ответ Аристотель мог бы сказать: «Ни один человек не желает владеть миром, если он сначала должен стать кем-то другим». Т.е., согласно мнению философа, люди не могут изменить то, кем являются или во что верят, ни за какую цену [VeryWell Mind, 2019].
Моральный субъективизм утверждает, что люди определяют сами, что хорошо или плохо, правильно или неправильно. Человек никогда не может ошибаться с моральной точки зрения. Поскольку он является источником морали, тогда субъективизм не предлагает выхода далеко за рамки морального заблуждения и усиливает ненадежность совести. Более того, если «всегда позволять совести быть вашим проводником», это означает «быть верным себе», нести свое собственное добро [VeryWell Mind, 2019].
Альтернативой может быть развитие совести согласно некоторому внешнему моральному авторитету, такому, к примеру, как религия, которая действительно является незаменимым помощником в ее формировании.
Формирование совести вовсе не означает слепое подчинение нравственным учениям любого религиозного сообщества. Во-первых, совесть не создает сами понятия «правильно» и «неправильно», но свидетельствует об объективном моральном законе, которому подчиняется человек. Во-вторых, совесть является сокровенной и неприкосновенной частью личности, на которую никто не вправе повлиять, кроме самого человека [The Ethics Centre, 2017].
Таким образом, с одной стороны, совесть относится к внешнему моральному закону, которому люди должны подчиняться, и, с другой стороны, она формируется из личных убеждений, ценностей и переживаний самого человека.
Это приводит к некоторому напряжению, поскольку первое предполагает, что работа совести – это послушное подчинение моральным законам, которые объективны и, следовательно, универсальны для выполнения, в то время как последний предполагает, что совесть – момент достаточно интимный для каждого конкретного человека.
Так, формирование совести является всеобъемлющим процессом, задействующим разум, чувства, эмоции, опыт, интуицию и воображение человека. При этом не стоит отметать значимость критического мышления, поскольку именно оно позволяет адекватно оценивать и анализировать все источники, которые могут влиять на формирование совести человека, не давая им искажать его моральное восприятие. Оно включает в себя поиск истины [The Ethics Centre, 2017].
Совесть важна для человеческой способности выдерживать привязанности и извлекать из них пользу. По мнению Патрисии Черчленд, «привязанность порождает заботу, а забота порождает совесть». Следовательно, способность формулировать моральные нормы и действовать в соответствии с ними возникает из необходимости разработки практических решений социальных проблем [Nature, 2019].
Часто наличие совести подкрепляется социальными стимулами: например, одобрением добрых поступков или осуждением лжи. Таким образом, совесть в понимании Черчленд, предполагает «усвоение общественных стандартов».
Совесть сложна, и моральные правила (например, против убийства) сами по себе не являются тем, что кодирует нейробиология. Патрисия Черчленд исследует связанные темы, в том числе отсутствие совести, как при антисоциальном расстройстве личности, или ее избыток, как у людей, которые следуют моральным ограничениям религии с чрезмерной скрупулезностью [Nature, 2019].
Для большинства людей, как утверждает Черчленд, «любовь к членам своей семьи – это колоссальный нейробиологический и психологический факт, от которого идеология просто не может отказаться». Она уверена, что «утилитаризм неразрешимо противоречит тому, как функционирует человеческий мозг, учитывая, что мы эволюционировали, чтобы больше заботиться о людях, которых мы знаем, чем о тех, кого мы не знаем» [Nature, 2019].
Заключение
Совесть, которая является одновременно хорошо сформированной (социальным окружением, образованием и опытом) и хорошо информированной (осведомленной о фактах, доказательствах и т. д.), позволяет людям познавать себя и окружающий мир и действовать соответственно.
Такой взгляд на совесть важен, потому что он демонстрирует, что она не является врожденной. Только лишь постоянно работая над пониманием того, что нас окружает, человек укрепляет свои «моральные мускулы», а значит, становится лучше.