Что означает год на этикетке бутылки вина
Как читать винную этикетку
Винная этикетка содержит много полезной информации. Она дает ключ к пониманию содержимого бутылки. Но расшифровать ее не так просто, поскольку в разных странах мира свои способы маркировки вин. В этой статье мы расскажем о часто встречающихся на этикетках надписях и научим их декодировать.
Винная этикетка – ключ к пониманию содержимого бутылки
Какая информация важна для понимания вина?
Чтобы получить представление о том, что в бутылке, надо знать следующие вещи:
Это тот минимум сведений, который нужно уметь находить на винной этикетке.
Чем отличаются этикетки стран Старого и Нового Света?
Прежде всего, способом маркировки вин. Здесь есть принципиальная разница.
Вина Старого Света (Европы, Средиземноморья, Западной Азии) в подавляющем большинстве маркируют по наименованию, указывающему на регион происхождения. Для каждого из них определены свои правила производства и разрешенные сорта винограда, поэтому их не пишут на этикетке. Это подразумевается само собой.
Так, ни на одной бутылке Шабли (Chablis) вы не найдете указания на сорт винограда, поскольку это всегда будет Шардоне. Другие яркие примеры таких наименований – Бордо (Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран), Риоха (Темпранильо, Гарнача), Кьянти (Санджовезе), Бургундия (Пино Нуар для красных вин и Шардоне для белых), Бароло (Неббиоло), Киндзмараули (Саперави) и т. п.
Примеры винных этикеток стран Старого Света
Вина из Северной и Южной Америки, Австралии, ЮАР, других неевропейских стран почти всегда идентифицируют по сорту винограда. Этому есть объяснение. Изначально такие вина производили в практически неизвестных винных районах, поэтому не было смысла акцентировать внимание на месте. Наоборот, выделяли виноград, чтобы подчеркнуть связь со знаковыми европейскими регионами. Со временем это стало традицией.
Так, вина из Каберне Совиньон и Мерло – это отсылка к Бордо, из Шардоне – к Бургундии, Рислинг – к Рейну, Совиньон Блан – к долине Луары и т. д.
Примеры винных этикеток стран Нового Света
Безусловно, из любого правила есть исключения. Как в Старом Свете есть регионы и производители, где сорт винограда указывают на этикетке (например, итальянские Пино Гриджио, Ламбруско, немецкий Рислинг), так и в Новом есть те, кто этого не делает.
Основные части винных этикеток с примерами расшифровки
При маркировке своей продукции винодел обязан указать:
Рассмотрим, где эту информацию искать на этикетке.
Франция
Перед вами классическая этикетка вина из Бордо. Надписи на ней говорят о следующем:
На этикетке нет информации о сортах винограда, поскольку в О-Медок согласно правилам апелласьона могут производить только красные вина из ассамбляжа сортов Каберне Совиньон, Мерло, Каберне Фран и Пти Вердо.
Италия
В итальянской маркировке вин, как и во французской, акцент делают на происхождении вина, а не на винограде. Читается итальянская этикетка легко.
На итальянские этикетки похожи испанские – их составляют по тому же принципу.
Страны Нового Света (на примере Чили)
Этикетки новосветских вин отличаются уже тем, что на них обязательно упомянут сорт винограда. Чилийское Montes Alpta Chardonnay не исключение. Здесь мы видим:
Помимо базовой информации, на этикетках Нового Света часто встречается краткое описание дегустационных характеристик вина.
Германия: особый случай
Германские вина хоть и относятся к Старому Свету, их маркировка отличается от классической европейской. На этикетках вин категории QmP, помимо традиционных надписей, указывают уровни спелости винограда, влияющие на стиль напитка. Их обозначают терминами:
На этикетках вин других категорий, в том числе и контролируемых по происхождению QbA, указывают уровень сладости: сухое (trocken), полусухое (halbtrocken, feinherb), сладкое (süss).
На этикетке германского вина Lingenfelder Riesling видим:
Дополнительная информация на винных этикетках
Часто виноделы наносят на этикетку дополнительную информацию. Лучше понять содержимое бутылки помогут слова:
Надеемся, наша статья добавила вам ясности в понимании этикеток, и теперь вы не будете стоять перед полками с вином в полной растерянности. Удачных и осознанных вам покупок!
Как выбрать вино: учимся читать винную этикетку
Не дайте маркетологам себя обмануть и заставить вас купить некачественное вино.
Содержание
Винная этикетка – настоящий кладезь информации, важно лишь читать ее правильно. Это особенно важно в связи со вступлением в силу нового закона «О развитии виноградарства и виноделия в России», который в том числе регламентирует и информацию для покупателей.
«Винный паспорт»
Как правило, в нижней части этикетки размещается информация об объеме тары вина или другой винодельческой продукции. «Золотой стандарт» у виноделов – это бутылка объемом 0,75 литра.
Важные данные на винной этикетке:
«Продукция не является вином»
Если напиток сделан на основе виноградного сырья, но в него добавлены какие-либо ароматизаторы, красители или вода, на таких бутылках должна появиться крупная надпись «Продукция не является вином». Такая же надпись должна быть на полке розничного магазина, где выставлена «виноградосодержащая продукция».
«На этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова “вино” и производных от него слов и словосочетаний не допускается», – гласит закон.
То есть теперь в маркировке продукции, сделанной из вишни, сливы, яблок, любых других фруктов, а также из овощей, слов «вино» или «винный» быть не может. «Вино яблочное» или «Винный напиток из ревеня» будут считаться фальсификатом. Эти поправки вступили в силу в декабре 2020 года (сам закон начал действовать в июне прошлого года), и пока такие строгие меры не распространяются на фруктовые вина, выпущенные ранее. Но уже скоро полки российских магазинов очистятся от продуктов, имитирующих виноградное вино (в том числе вино игристое).
На этикетке должен быть указан сорт винограда
Раз уж вино должно быть сделано исключительно из винограда, потребителю будет полезно узнать, из какого именно, каких сортов. Эта информация также теперь указывается крупно на этикетке или контрэтикетке вина согласно закону.
Мелким шрифтом
На контрэтикетках любого вина также размещают достаточно большой объем обязательной, согласно требованиям Роспотребнадзора, информации о противопоказаниях алкоголя для беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с заболеваниями почек, печени и других органов. Там же можно найти точный адрес производителя, ссылку на ГОСТы. Для этой информации кегль не регламентирован, и пишут все строго одно и то же (согласно правилам), но очень мелко.
Виноматериал в составе – это плохо?
Всех обычно интересует состав любого продукта. В вине ничего, кроме винограда, быть не должно. Иногда производители пишут слово «виноматериал», пугая недоверчивых покупателей. Бояться нечего – это то же самое вино, только до попадания в бутылку, на любой технологической стадии. Также в любом вине присутствует разрешенная пищевая добавка – диоксид серы.
Легкое чтение
Вместе со строго обязательной информацией производители используют свои этикетки и контрэтикетки как настоящие «средства просвещения». Некоторые указывают точное количество выпущенных бутылок («тираж»). Небольшой объем выпущенного вина должен сказать о его эксклюзивности. На бутылке может быть даже помещен ее индивидуальный номер (поищите «счастливый»).
Оборотная сторона бутылки может порадовать пиктограммами, иллюстрирующими процесс производства вина (например, выдержку в бочках) или рекомендации по его употреблению (температура подачи и гастрономические сочетания). Большинство производителей стараются уместить на контрэтикетках краткое описание вкуса и аромата вина – верить им стоит «умеренно». Попадаются и очень качественные дегустационные описания, составленные профессиональными сомелье, и «сказки» о необыкновенных букетах и дивных послевкусиях, ничего общего с продуктом в бутылке не имеющие.
Цифровизация вина
Тренд последних лет – размещение на бутылках QR-кодов. Не поленитесь достать смартфон и навести его на код прямо у полки супермаркета. Так вы сможете получить большой объем дополнительной информации о производителе, вине, регионе его производства.
Увы, на этикетках всего не уместишь, как ни старайся. Обращайте внимание на главное – то, что указали эксперты Роскачества.
– Уже три года Роскачеством составляется рейтинг лучших российских вин «Винный гид России». Обращайте внимание на экспертные оценки и рекомендации, которые размещены на портале Роскачества. Так вы точно не ошибетесь в выборе вина, стоя у винной полки. Эксперты сделали всю работу по выбору лучшего вина за вас. А еще на портале умного покупателя вы попутно получите много интересной информации о вине и его производителе. Тогда вам точно будет о чем рассказать друзьям, наполняя бокалы.
Cледите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как читать этикетку российских вин?
Выбрать качественное вино — непростая задача. Эксперты Роскачества составили подробные рекомендации по изучению этикетки российского вина. Специалисты объясняют, как распознать настоящее виноградное вино и не перепутать его с «винным напитком», какие элементы маркировки помогут идентифицировать качественный напиток и в чем разница между ЗГУ и ЗНМП.
Этикетка — «паспорт» вина
Это «удостоверение» всегда предъявлено покупателю. Год, место рождения, «имя и фамилия», а также множество других полезных подробностей доступны в любой момент. Нужно только правильно их читать.
Содержание информации на лицевой этикетке и ее оборотной стороне (контрэтикетке) строго регламентировано действующими законодательством. Производитель, если он хочет сохранить свой продукт в правовом поле, должен строго соблюдать эти требования, поэтому информация, напечатанная на этикетке и контрэтикетке, отличается высокой степенью достоверности и должна быть информативна для покупателя.
Происхождение вин
Основоположнику российского виноделия князю Льву Голицыну принадлежит известная фраза: «Вино — продукт местности». Она доходчиво описывает основной принцип контроля качества вина по происхождению. Сочетание рельефа, почв, климатических особенностей (все эти факторы французы называют «терруаром») с традициями виноделия и определенными сортами винограда создает присущий определенному региону винодельческий стиль.
Географические наименования в названиях российских вин использовались с XVIII века. Достаточно вспомнить «казачьи» игристые вина из станицы Цимлянская (цимлянское вино, которое описано у Пушкина). В XIX веке популярностью пользовались вина удельных (государственных) и частных имений, где названия местностей уже сочетались с сортами винограда — Рислинг и Каберне Совиньон из Абрау, Рислинг Алькадар (современная территория Севастополя), Алиготе Ай-Даниль и др. В советские времена были известны Каберне Совиньон из Мысхако (Новороссийск), из Качинской долины под Севастополем. Требования к этим винам были прописаны в национальных стандартах и технических инструкциях, но специального законодательства под географические наименования государству тогда не потребовалось.
Построение системы контроля качества по происхождению в современной России началось в 2012 году с принятием ГОСТ на производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). В 2014 году положения ГОСТ были подкреплены Федеральным законом №409, которым были внесены поправки в основной закон, регулирующий всю алкогольную отрасль. В законе, в частности, было зафиксированы требования по происхождению винограда для производства вин ЗГУ и ЗНМП, разрешался розлив этих вин только в стеклянную тару, запрещалось использование любых добавок в процессе производства (включая концентрированный виноградный сок для придания сладости) и т. д.
Кроме того, законом установлен порядок получения лицензий на производство вин ЗГУ и ЗНМП и выдачи «акцизных» марок специального образца. После этого в региональной администрации винодельческое хозяйство должно пройти процедуру регистрации границ своего виноградника. По результатам этой процедуры производитель получает право выпускать вина определенного защищенного наименования. Нужно также предоставить подтверждение того, что виноградник находится в собственности или в аренде, сведения о котором вносились в единый «Реестр виноградных насаждений». На сегодняшний день, в России документарно зафиксированы следующие защищенные географические указания, границы которых совпадают с границами субъектов РФ: Кубань (Краснодарский край), Долина Дона (Ростовская область), Крым (республика Крым), Севастополь (город федерального значения Севастополь), Дагестан (Республика Дагестан), Долина Терека (республики Кабардино-Балкария и Северная Осетия), Ставрополь (Ставропольский край), Нижняя Волга (Волгоградская и Астраханские области).
Учитывая ассортимент винной полки, потребителю прежде всего стоит разобраться с категорией продукта: наряду с виноградными винами на российском рынке представлены, так называемые, «винные напитки». Их производство законно, но требования к качеству гораздо ниже, чем для вина. В этой категории напитка может быть до 50% виноматериалов различного происхождения (в том числе, не виноградных), а остальное — вода, ароматизаторы, сахар и другие добавки. Если хотите настоящее вино — посмотрите на надпись «вино столовое», «вино ЗГУ» или «вино ЗНМП». Если на лицевой стороне этикетки слово «вино» не написано, переверните бутылку — там, скорее всего вы увидите надпись «винный напиток».
Термин ЗГУ и ЗНМП сопровождается информацией о конкретном регионе производства вина. Например, «Вино защищенного географического указания Кубань». «Вино защищенного наименования места происхождения Кубань. Новороссийск».
Тип вина
В национальных стандартах существует общее понятие для всех типов вин, различающихся по технологии производства — «винодельческая продукция». Основные типы винодельческой продукции, помимо вин столовых, вин ЗГУ и вин ЗНМП разделяют на вина игристые и жемчужные, а также вина ликерные и ликерные специальные. Также к категории винодельческой продукции относятся коньяки и бренди.
Вина игристые и жемчужные производятся по методу вторичного брожения в емкости-акратофоре (метод Шарма) или в бутылке (классический метод). При производстве ликерных вин используется виноградный спирт для остановки брожения. В России при производстве вин такого типа допускается использование зернового спирта (так производятся известные крымские вина), эта категория имеет собственное название: «вина ликерные специальные». На этикетке должен также указываться тип вина по цвету: красное, розовое, белое.
Содержание сахаров
Для производства полусладких и полусухих столовых вин допускается добавление концентрированного виноградного сока (сусла). Путем выпаривания или вакуумной обработки получают очень сладкий сок, который может добавляться в изначально сухой виноматериал.
Для вин ЗГУ и ЗНМП добавление вакуум-сусла и других видов подсластителей запрещено. Такие вина могут быть только «природно-полусладкими» или полусухими. То есть, виноград для такого вина собирают позже остальных сортов после достижения очень высокого уровня сахаров. Брожение в определенный момент останавливают холодом, а вино фильтруют. Крепость таких вин, как правило, невысокая 10,5–12,5%.
По содержанию сахара (отраженному в информации на этикетке) вина согласно ГОСТ-Р 55242-2012 и ГОСТ 32030-2013 классифицируют на:
Содержание алкоголя
Информация о содержании алкоголя в вине является одним из обязательных элементов винной этикетки. В винах защищенного географического указания предельная объемная доля этилового спирта составляет 15%. Стоит отметить, что алкоголь в таких винах может быть получен только путем брожения виноградного сырья. Добавление спирта допускается только в одной категории — ликерных вин.
Год и сорт винограда
На большинстве вин указывается год урожая винограда. Информация об этом, как правило, размещается на лицевой части этикетки, реже на обороте. Информация о годе урожая важна при покупке недорогих вин. Они не предназначены для длительной выдержки и лучше всего пьются в течение полутора лет, следующих за годом урожая. Если информации о годе нет, возможно вино сделано из виноматериалов разных лет. В этом случае можно ориентироваться на дату розлива (эта информация также обязательна к размещению).
Более дорогие вина, особенно российские красные, могут улучшаться в процессе выдержки в бутылке. Для них почтенный возраст — это, скорее, преимущество.
Знатоки российских вин, например, высоко оценивают красные вина 2012 и 2014 годов урожая.
Если вино сделано не менее чем из 85% винограда одного сорта, он может быть указан на этикетке. Также производители могут указывать несколько сортов винограда, участвовавших в купаже.
Для вин из нескольких сортов могут выбираться и фантазийные названия или наименования по местности происхождения. В этом случае российские винодельни часто указывают сортовой состав на контрэтикетке. Наиболее педантичные виноделы даже пишут точную пропорцию сортов в процентах.
По выдержке
Многие производители сейчас используют международные термины, обозначающие выдержку вина «резерв», «гранд резерв» и др. Эта терминология в России не регламентирована. «Выдержанными», согласно российскому законодательству могут именоваться только вина, выдержанные до розлива не менее 12 месяцев (выдержка может осуществляться, как в дубовых бочках, так и емкостях). «Коллекционными» называются вина, дополнительно выдержанные после окончания обязательного срока выдержки перед розливом не менее трех лет в стеклянных бутылках.
А для игристых вин принята другая классификация по выдержке. Так, «Выдержанные» игристые — не менее 6 месяцев после завершения брожения в емкости для вин методом «Шарма» и не менее 9 месяцев для «классического» игристого. «Коллекционные» игристые — не менее двух лет для вин, выдержанных в бутылках.
Состав вина
Российские покупатели внимательно читают состав виноградного вина на контрэтикетке. Два термина в этом разделе описания вина могут вызвать вопросы. Например, виноматериал. В последнее время вся больше производителей указывают на контэтикетке в составе сырья виноград определенных сортов, но термин «виноматериал» также является абсолютно корректным для описания состава виноградного вина. К сожалению, этот термин иногда провоцирует у потребителей миф о том, что вино делают из порошка. На самом деле, ничего подобного не происходит. Специфическое слово «виноматериал» означает «вино, не разлитое в потребительскую тару для продажи населению». С точки зрения отраслевой терминологии, самое дорогое французское вино, хранящееся в бочке, — это тоже виноматериал.
То есть виноматериал — это виноградное вино на любой технологической стадии: в емкости после брожения, при фильтрации, на выдержке в красивой дубовой бочке. И виноматериалом виноградное вино называется ровно до тех пор, пока его не налили в бутылку и не укупорили пробкой.
Пищевые добавки
Сульфит (сернистый ангидрид или SO2) — пищевая добавка, использование которой регламентировано ГОСТ 2918. Сульфитирование позволяет защитить вино в бутылке во время хранения и транспортировки. Помимо виноделия, сульфиты используют в других отраслях пищевой промышленности. Например, в сухофруктах содержание SO2 превышает предельные значения, допустимые для виноделия в десятки раз.
Диоксид серы — еще один «пугающий» термин.
В вине после брожения могут оставаться микроорганизмы, избавиться от которых можно, нагрев вино до высокой температуры. Однако в этом случае вино приобретает уваренные тона, теряет свежесть и тонкий фруктовый аромат. Другой вариант — использование диоксида серы (SO2) — это пищевая добавка Е220, сертифицированная во всем мире. Фактически это альтернатива пастеризации для защиты вина от преждевременной порчи.
Виноделы пользуются диоксидом серы для обеспечения гигиены на винодельнях чуть ли не с библейских времен. Серой окуривали глиняные амфоры еще в Древней Греции, в Урарту (на территории современной Армении) — об этом свидетельствуют археологические находки, датированные II–III тысячелетием до нашей эры.
Сера в бутилированном вине находится в двух состояниях — свободном и связанном. Свободная сера скапливается в пространстве между вином и пробкой и защищает продукт от порчи. Она улетучивается в течение пары минут после открытия бутылки. Связанная сера растворена в вине. Обычно это минимальные количества, строго регламентированные законодательством. Стоит отметить, что нормы по содержанию SO2 в России существенно жестче европейских, и в среднестатистическом французском вине диоксида серы несколько больше, чем в среднестатистическом российском.
О чем рассказывает винная этикетка – отрывок из книги Оза Кларка «Вино по бокалам»
Публикуем еще один отрывок из книги Оза Кларка «Вино по бокалам» («Азбука»). Если первый был посвящен разумному подходу к коллекционированию, то теперь попытаемся «расшифровать» вино по этикетке.
О многом ли может поведать этикетка на бутылке с вином? Конечно. Этикетка засвидетельствует его происхождение и возраст, сорт винограда, из которого вино сделано, назовет производителя. Это самая главная информация, так сказать основополагающая, но есть и нюансы.
Как расшифровать вино
При выборе потребитель почти всегда ищет на этикетке название сорта винограда и вино покупает в большинстве случаев, исходя именно из этой информации. В некоторых европейских странах, в частности во Франции, в Италии и Испании, вина часто маркируют по месту происхождения, но во многих регионах для изготовления того или иного напитка разрешено использовать строго определенные сорта винограда, поэтому, если знать, что именно там выращивают, будет ясен и стиль. Каберне Совиньон и Мерло – это бордо, Темпранильо – риоха, Санджовезе – кьянти и т.д.
Откуда вино родом
Это может быть большой регион, например Бордо или Риоха, либо крошечная коммуна, скажем Вольне в Бургундии. В Европе все иногда оказывается очень запутанным, и, если речь идет о такой стране, как Италия, даже эксперты, я в том числе, не могут вспомнить все новые названия мест происхождения, а их продолжают придумывать и дальше. В Новом Свете с названиями мест происхождения попроще, но требования стандартов качества становятся все строже, и, пока отдельные регионы завоюют репутацию, пройдет немало времени. А между тем их вина уже сегодня достойны того, чтобы поискать их на полках супермаркетов.
Приведу пример. В Аргентине основным винным регионом является Мендоса, прижатая к Андам, но локально высших призов достойны виноградники близлежащих долин и те, что раскинулись на склонах, где климат попрохладнее. Стало быть, можно поискать вина, на этикетках которых указаны Уко (Uco) или Гуалталлари (Gualtallary), – это будет та же самая Мендоса, но с приставкой «супер». Мендосу-то знают все, а вот ее «составляющие» многим еще только предстоит выучить. Разумеется, все сказанное распространяется и на Старый Свет.
Роль сорта винограда
Многие любители вина стараются убедить всех окружающих, что самым важным фактором во вкусе и аромате является место, где выращивали виноград. Возможно, это верно в случае «вина для любителей вина». Но тем не менее «слагаемые» красного ли, белого ли, розового ли в первую очередь будут обусловлены характеристиками сорта винограда, из которого их сделали. Разумеется, если он не из числа называемых самими виноградарями нейтральными (есть такие). Так что роль сорта в этом грандиозном спектакле главная, а очень часто и заглавная – стили ведь нередко повторяют названия винограда.
Указание сорта винограда
Сегодня это может показаться странным, но, пока на винной карте мира была одна старушка Европа, на этикетке напитков, производимых массово, сорт винограда указывали чрезвычайно редко. Выбор бутылки вина всегда был своего рода лотереей. Ну что сообщала этикетка? Указание никому не известного региона страны происхождения? Ориентироваться, таким образом, приходилось в основном на страну. И что тут говорить о развитии культуры потребления вина населением?
Серьезных попыток сделать этикетку информативной и при этом легкой для понимания не предпринималось вплоть до 1980-х годов. К этому времени из стран Нового Света поставлялось уже много чего, и в Америке (конкретно – в Калифорнии), а также в Австралии на минуту задумались. Именно на минуту, потому что решили там все очень быстро. Виноделам двух А пришла в голову гениальная идея: указывать на этикетке сорт винограда, из которого сделано конкретное вино. Прямо в центре, большими буквами. Виноград же отличается один от другого по вкусу! Очень просто – напишем название сорта на этикетке, и люди сразу поймут, для их ли удовольствия этот напиток. И если они начинают изучать науку о вине с нуля, то знакомство со вкусом каждого сорта винограда станет самым простым и легким способом узнать о предмете изучения больше и самым верным, чтобы убедиться – заказано в баре/куплено домой/ планируется приобрести в подарок именно то вино, которое нужно.
Производитель
Важно. Как и во всех областях нашей жизни, одни люди лучше что-то делают, чем другие. Знатокам, как правило, больше нравится продукция небольших виноделен, но крупные производители тоже умеют делать хорошие напитки – это факт. Итак, и лучший ориентир, и знак качества – указание производителя или название компании, а вовсе не причудливое «имя собственное», явный признак чрезмерно активного маркетинга.
Возраст вина
Тоже важно. Обязательно обращайте внимание на этикетке на год сбора урожая и год выпуска продукции на рынок. Многие вина очень хороши молодыми, но есть такие, которые с возрастом становятся все лучше и лучше. Кстати, так часто происходит с каберне совиньоном, ширазом и рислингом. Существенный нюанс – сложившиеся вкусы конкретного человека: если он привык пить молодые вина (как большинство из нас), «состарившиеся» ему могут не понравиться. В любом случае покупка «старых» напитков не должна быть самоцелью. Хотя почему бы иногда и не попробовать что-то новенькое?
Другие сведения
Размер бутылки. Стандартная – 750 миллилитров. Выпускаются и бутылки меньшего объема – 500 и 375 миллилитров. Можно даже встретить четверть – 187 миллилитров. Есть и бутылки из разряда «чего второй раз бегать?» – 1,5 литра и даже помонструознее. Большая винная бутылка всегда обрадует собравшихся на вечеринку и часто будет уместна на семейном обеденном столе. Впрочем, подчас все серьезнее: многие специалисты считают, что бутылка объемом 1,5 литра, или магнум, является лучшей емкостью для созревания вина определенных стилей.
Дополнительная информация. Для некоторых вин, например кьянти или риохи, важны такие термины, как Reserve/ Reserva (Резерв), но часто надпись Reserve на этикетке означает, что вино это более качественное и более вкусное. Оно, разумеется, будет дороже.
Этикетка на задней стороне бутылки. Принята кое-где в Европе и повсеместно в Новом Свете. На «спинке» могут приводиться интересные подробности, например, какой у вина вкус, велико ли в нем содержание танинов, купаж каких сорта винограда использовали для производства, сколько его можно выдерживать и при какой температуре лучше подавать. Некоторые розничные торговцы используют систему градации вина по его сухости – от очень сухих до очень сладких для белых, от легких до полнотелых, насыщенных – для красных. Описание вкуса или аромата часто всего-навсего лишь маркетинговый ход. Совет человека, продающего вам вино, или комментарии в социальных сетях значительно полезнее.
© Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
© Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Классификации и место происхождения
Официальные системы классификации, обозначенные на этикетке, особо помочь в определении качества вина вряд ли смогут, но знать некоторые ключевые термины и сокращения, которые могут встретиться, нужно. И кстати, все европейские системы классификации основаны на месте происхождения.
Франция. Основная категория – Vin de France. Охватывает традиционные столовые вина для повседневного употребления, при производстве которых не используется принцип ограничения урожайности, и некоторые, так сказать, экспериментальные вина. Далее следует аббревиатура IGP – это европейская марка, присваиваемая сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной и переработанной в конкретном географическом регионе, признанном Евросоюзом, то есть принадлежность к определенному региону. Маркировка AOP (Appellation d’Origine Protégée) или AOC (Appellation d’Origine Contrôlée) означает наличие указания местности, откуда происходит урожай (зона или департамент производства). Такие напитки отвечают более строгим критериям качества, чем вина категории Vin de France.
Италия. Основная категория – Vino (столовые и некоторые экспериментальные вина). Далее, понятно, – IGP. Вина более высокого уровня качества отмечены аббревиатурой DOP (Denominazione di Origine Protetta), имеющей далее две категории: DOC и DOCG, причем право на последнюю можно получить после того, как логотипом DOC продукция маркировалась 10 лет.
Испания. Основная категория – Vino (столовые и некоторые экспериментальные вина). Обязательно – IGP. Защищенное наименование по месту происхождения – это DOP (Denominación de Origen Protegida). Контролируемое и гарантированное наименование по месту происхождения и производства – DOCa (Denominación de Origen Calificada), это, так сказать, суперкатегория, приоритет только двух вин – риохи и приората, о котором и слышали-то не все.
Португалия. Здесь основная категория – Vinho, и это тоже столовые и некоторые экспериментальные вина. Далее, ясно, – IGP. Потом нужно искать DOP (Denominação de Origem Protegida) – защищенное наименование по месту происхождения.
Германия. Система классификации этой страны основана на спелости винограда и потенциальном содержании в напитках алкоголя. Deutscher Wein – традиционные столовые вина для повседневного употребления. Landwein – это указание на определенный регион, а QbA (дословно «качественное вино из указанной области») – на одну из 13 особо установленных винных зон. QmP (дословно «качественное вино с особыми свойствами») – высшая категория с шестью уровнями в порядке возрастания качества в соответствии со спелостью винограда: Kabinett (кабинет), Spätlese (шпетлезе), Auslese (ауслезе), Beerenauslese (бееренауслезе), Eiswein (айсвайн) и Trockenbeerenauslese (трокенбееренауслезе). Для каждой категории вина определены точные уровни сахара. Кроме того, они обладают одним из особых свойств, признаков, которые указывают на этикетке.
Австрия. Категории, аналогичные немецким. Новым законом о виноделии введена Districtus Austria Controllatus (DAC), то есть система винодельческих районов Австрии, основанная на географическом наименовании с ограничениями по стилю, но удобной ее назвать трудно, поскольку для каждого района существуют разные правила и нормы. Я люблю австрийское вино, но на систему его классификации внимания, сказать по правде, не обращаю.
Соединенные Штаты Америки. Система AVA (American Viticultural Area) – зарегистрированных винодельческих регионов США, в которых производится вино контролируемых наименований, – качество не гарантирует, но требует, чтобы 85% винограда, из которого сделано вино, было выращено в указанной на этикетке зоне. А их с каждым годом становится все больше и больше.
За пределами Европы в большинстве стран приняты системы, в той или иной мере напоминающие американскую AVA. Другими словами, есть гарантия географического происхождения вина, но никакой информации о его качестве.
Сухое, полусухое или сладкое?
Наверное, потребителям было бы удобно, чтобы на этикетке указывалось, насколько вино в бутылке сладкое, но все не так просто. В целом можно допустить, что вина всех стран, кроме Германии, являются сухими, если не указано иное (подсказки смотрите ниже). Из-за глобального потепления и общей тенденции во всем потакать любителям сладкого (Америка тут первая) может показаться, что довольно много вин, например совиньон блан и шардоне, стали не так чтобы сухими. И тот, кому это покажется, будет прав. В мире теперь производится много вина из винограда позднего сбора и, стало быть, очень зрелого.
Франция. На бутылках французского вина можно встретить следующие термины: Brut – очень сухое игристое, Sec – полусухое игристое, Demi-sec – сладкое игристое, Doux или Moelleux – сладкое, Liquoreux – очень сладкое. Следует помнить, что на этикетках вин из аппелласьонов – четко очерченных территорий, внутри которых сложилась уникальная экосистема (климат, почва, ветер, влажность) и культивируются строго определенные сорта винограда, производящих в основном сладкие вина, в частности сотерны, не указывают, что вино сладкое.
Лучшим сладким вином Эльзаса является, пожалуй, «Селексьон дё Грэн Нобль» (Sélection de Grains Nobles) (буквально «отборные благородные ягоды»). В Бордо, где находится всемирно известное хозяйство Château d’Yquem, это контролируемые по аппелласьону «Барсак» (Barsac), «Кадияк» (Cadillac), «Сирон» (Cérons), «Лупьяк» (Loupiac), «Премьер Кот де Бордо» (Premières Côtes de Bordeaux), «Сент-Круа-дю-Мон» (Ste-Croix-du-Mont) и «Сотерн» (Sauternes).
Долину Луары прославили «Боннезо» (Bonnezeaux), «Кото дю Лайон» (Coteaux du Layon), «Монтлуи-сюр-Луар» (Montlouis-sur-Loire), «Кар де Шом» (Quarts de Chaume) и «Вувре» (Vouvray). Южная Рона и Лангедок-Руссильон (нынешняя Окситания) славятся мускатами, а на юго-западе страны гордятся винами «Гайак» (Gaillac), «Жюрансон» (Jurançon), «Пашранк дю Вик-Биль» (Pacherenc du Vic Bilh) (все три могут быть как сладкими, так и сухими), «Монбазьяк» (Monbazillac) и «Соссиньяк» (Saussignac).
Италия. Secco – сухое, Semisecco – полусухое, Abboccato или Amabile – полусладкое, Dolce – сладкое. Лучшие сладкие вина – «Орвьето» (Orvieto), «Москато д’Асти» (Moscato d’Asti), «Москато ди Пантеллерия» (Moscato di Pantelleria) и «Вин Санто» (Vin Santo). Все они контролируются по региону.
Испания. Seco – сухое, Semi-seco – полусухое, Dulce – сладкое. Лучшее сладкое вино «Москатель де Валенсия» (Moscatel de Valencia) (винная зона называется, стало быть, так же), а лучший херес «Педро Хименес» (Pedro Ximénez, PX). Вы ведь помните о том, что херес может быть только из Хереса?
Германия. Здешние вина часто немного более сладкие, чем заявлено на этикетке. Да уж, Германия славится традициями производства прекрасных сладких вин: если соблюдены все условия, из Рислинга получают рислинг, удивительно сбалансированный по кислотности (она тем не менее высокая!) и сахару. Такие вина обычно обозначаются на этикетке Beerenauslese (BA) или Trockenbeerenauslese (TBA). Термины Kabinett, Spätlese, Auslese, Beerenauslese, Eiswein (очень редкое вино) и Trockenbeerenauslese означают уровень качества (в порядке возрастания). Да-да, те самые вина QmP – качества от очень высокого до запредельно высочайшего. Trocken – это сухое, а Halbtrocken или Feinherb – полусухое.
Австрия. Сухих вин здесь делают не меньше, чем в соседней Германии, и благодаря более теплому климату они очень зрелые и интересные. В Австрии есть стили, похожие на великие немецкие сладкие Beerenauslese и Trockenbeerenauslese, ни в чем им не проигрывающие. Вот они – в порядке возрастания сладости: Spätlese, Auslese, Beerenauslese, Ausbruch, Trockenbeerenauslese, Eiswein.
Венгрия. Десертные золотистого цвета из ягод белого винограда, подвяленных в естественных условиях – на ветвях под лучами солнца, часто с благородной плесенью, сделанные на венгерской территории, на бутылке имеют надпись: «Токай» (Tokaji). Обладают привкусом изюма, и букет у них специфический – с медовыми нотами.
Канада. Специализацией Канады является чрезвычайно сладкий айсвайн (как игристый, так и тихий), для которого прекрасно подходят Рислинг, Видаль, Каберне Фран и другие сорта. Так что искать надо надпись: Icewine. И вот что удивительно – производство вина этого стиля также освоили Китай и Швеция.
Винные конкурсы и награды
На этикетках часто можно увидеть разные медали и другие знаки отличия, но ценность у таких наград разная – она зависит от значимости конкурса, на котором вино получило эту награду. В настоящее время проводится несколько винных конкурсов, заслуживающих похвал. Они не связаны с производителями какой-либо одной страны, а значит, к их наградам, призам и рекомендациям можно относиться серьезно. Главными британскими винными конкурсами являются International Wine Challenge и Decanter World Wine Awards, и вина на них оценивают беспристрастные эксперты. Заслуживают внимания и конкурсы, проходящие в Северной Европе.
Да, в Старом Свете есть винные конкурсы, на которых как из рога изобилия сыплются двойные золотые, платиновые, двойные платиновые и медали из других металлов, если на данный момент в мире они признаны самыми ценными. Я лично отношусь к таким наградам скептически, и говорить о них мы не будем.
На национальных и региональных конкурсах (исключительно для вин определенной страны или винодельческой области) судьи иногда бывают слишком либеральными, но, в частности, на винных конкурсах Нового Света оценивать напитки приглашают, как правило, виноделов, а не торговцев и критиков, поэтому награды таких конкурсов можно считать заслуживающими внимания.
Модные названия на винной этикетке
Ну куда же мы без моды? Она определяется как совокупность ценностей и вкусов, принятых в определенной среде в определенное время, и мы будем исходить из этой дефиниции, но в разумных пределах. Определенная среда? С этим все ясно. Определенное время? Тут сложнее, ведь в некоторых винных регионах вина делают так же, как делали 8000 лет назад. А в некоторых производят напитки с ароматами оригинальными и новыми, доселе никому не известными. Нет-нет, пренебрегать модой не станем, но будем помнить, что, кроме всего прочего, модные вещи, то есть в нашем случае вина, всегда стоят дороже. Итак, на подиуме следующие географические названия.