Что означает до нашей эры и наша эра
«Наша эра», «до нашей эры» — что это означает?
Что означает «нашей эры» и «до нашей эры»?
До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:
Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)
С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.
Как и когда появилось обозначение «нашей эры» и «до нашей эры»?
Обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» появилось не сразу. Его не было сразу же после Иисуса, не было и 500 с лишним лет после. Во времена когда обозначение «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» возникло, существовала Римская империя с ее собственным летоисчислением. Случилось это в 241 году от начала правления римского императора Диоклетиана (воцарившегося в 284 году нашей эры) — монах Дионисий Малый, занимаясь утановлением дат Пасхи, вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры.
Иконографическое изображение Дионисия Малого (жил в первой половине VI века)
Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.
Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году (уже нашей эры) другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде «О шести возрастах мира».
Иконографическое изображение Беды Достопочтенного (годы жизни 672-735)
Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону — «до нашей эры». После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия — в 1422 году. В России «новую эру» ввел Петр I в 1699 году — до этого в России считали «от сотворения мира».
Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: «после Рождества Христова», «до Рождества Христова». Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах — где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается «н.э.», «до н.э».
Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?
Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку. Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры.
А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.
А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).
Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На вопрос: «какая сейчас эра?», любой человек, не задумываясь, ответит – «наша». А до этого была «до нашей эры». Все помнят когда и по какому поводу начали делить «нашу эру» и ту, которая была до?
Во времена Римской империи летоисчисление велось по разным системам. Каждая часть государства могла отсчитывать года, опираясь на привычные для нее традиции. Как правило, в качестве точки отсчета брали день, связанный с каким-то важным событием, или приходом к власти определенного правителя и т.д. Например, распространенными вариантами были отсчеты от основания Рима или разрушения Иерусалима. В восточной части империи были свои эры: после Александра Македонского, от сотворения мира и др. Одной из часто используемых считалась эра, которая начиналась со дня прихода к власти Диоклетиана.
Римский император Диоклетиан
Это был римский император с 284 по 305 год. С ним связано начало нового периода в государстве – домината. Именно Диоклетиан сделал власть императора неограниченной и неоспоримой. Также он известен тем, что начал гонения на христиан в 303 году, а продолжались они вплоть до 313. Летоисчисление велось от 29 августа 284 года даже после того, как Диоклетиан оставил престол. Этим методом пользовались как астрологи, так и епископы из Александрии. В частности на основе этих подсчетов они определяли дни празднования Пасхи.
Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?
Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.
В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов. Появилась необходимость придти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.
В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния. Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.
Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”
Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями. Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.
Интересный факт: в России переход на новое летоисчисление произошел благодаря указу Петра I (1699 г.н.э.). С момента его издания новый год начинался 1 января 1700 вместо 1 марта 7208.
Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.
Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье. На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.
Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века. Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.
Новое в блогах
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАШЕЙ, ИЛИ НОВОЙ, ЭРЫ (Н.Э.)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАШЕЙ, ИЛИ НОВОЙ, ЭРЫ (Н.Э.)
Каждый календарь должен указать начало счёта годов, называемое эрой.В разных календарях эры устанавливались по различным событиям, как реальным, так и мифическим. В Древнем Египте эры считались по годам воцарения фараонов, в Древнем Китае – от начала царствования императоров, в Древнем Риме – сначала по именам консулов, затем от «основания Рима»(соответствует 753 г. до н.э.) и, наконец, по императорам. В еврейском календаре за начало летоисчисления принят день мифического «сотворения мира»(3671 г до н.э.), а в средневековой Греции и на Руси счёт годов тоже исчислялся от «сотворения мира», но оно было отнесено к 5508 г. до н.э. Всё это сильно затрудняло хронологию событий и связей между государствами по мере их развития. Необходимо было ввести единую эру хотя бы в странах, исповедовавших христианскую религию.
Поэтому в 248 г. эры эпохи императора Диоклетиана* римский учёный монах Дионисий Младший предложил считать годы от новой эры, названной им эрой «от рождества Христова».Дионисий объявил, что 248 год эры эпохи Диоклетиана соответствует 532 году новой эры, и рекомендовал следующий год нумеровать 533 годом. Так возникла новая, или наша эра, от которой ведётся счёт до нашего времени.
Число 532 было взято Дионисием потому, что по нему легко предвычислять даты празднования пасхи, чем Дионисий и занимался. Как ему было известно, ещё в 432 г. до н.э. древнегреческий астроном и математик Метон установил, что 235 лунных месяцев содержат 6940 дней и столько же суток заключено в 19 тропических годах. Поэтому в лунно – солнечных и солнечных календарях через каждые 19 лет одинаковые лунные фазы приходятся на одни и те же календарные числа месяца. Этот 19-тилетний цикл известен в астрономии под названием круга Луны или метонова цикла.
Так как полнолуния наступают в одни и те же календарные даты через 19 лет, пасха празднуется только в воскресенье, которое бывает раз в 7 дней, а период високоса равен 4, то Дионисий просто нашёл наименьшее общее кратное этих чисел : 19 х 7 х 4 = 532. Следовательно, через каждые 532 года пасха приходится на воскресенье одной и той же даты. Составив на основе этого таблицу, можно заранее знать даты пасхи на много лет вперёд. Такая таблица существует и называется пасхалией.
Таким образом, новая, или наша, эра не связана ни с каким историческим событием и является такой же мифической, как и эра «от сотворения мира». Новая эра завоевала себе признание далеко не сразу. В Риме она начала внедряться с 533 г, но но окончательно утвердилась лишь в середине Х V века, а в России – лишь с 1 января 1700 г. До этого счёт годов вёлся от «сотворения мира», и новый календарный год начинался 1 марта (мартовский стиль), а с 1492 г. – с 1 сентября (сентябрьский стиль). Указом Петра I (1672-1725) начало года было перенесено на 1 января (как и в европейских странах, но только по юлианскому календарю, и введена новая эра.
*Первый год эры Диоклетиана соответствует 284 году нашей эры.
Источник информации: «Астрономия», учебник, М, «Просвещение», 1983 г.
Кто придумал нашу эру?
В этом, последнем выпуске ликбеза 2005 года по просьбе читателя мы разберёмся, кто и когда решил вести летоисчисление от Рождества Христова.
Вообще говоря, у каждого народа и каждой религии есть свои отправные точки, с которых можно вести отсчёт времени. Однако в этом обзоре речь пойдёт только о самом распространённом в мире летоисчислении – нашей эре. Сразу оговорюсь, что термины «наша эра» и «новая эра» являются синонимами друг другу, равно как и церковному определению «от Рождества Христова».
Итак, около полутора тысячелетий тому назад, в 241 год эры императора Диоклетиана и 753 год от основания Рима скифский монах Дионисий Малый – настоятель одного из римских монастырей – по указанию папы римского Иоанна I занялся календарными расчётами по продолжению на очередной 95-летний период пасхалии – таблицы дней празднования христианской пасхи. Для упрощения своей задачи и дабы облегчить расчёты по юлианскому календарю, Дионисий и решил установить точную дату рождения Иисуса Христа, чтобы взять её за точку отсчёта. До сих пор не утихают споры о том, насколько точно монах выяснил год рождения Мессии. Чаще всего называют ошибку в 4 года, то есть вполне вероятно, что на самом деле от Рождества Христова прошло уже 2010, а то и больше лет! Сказать по совести, до XVI века отсчёт времени по новой эре не применялся на практике широко, преимущественно им пользовались лишь христианские летописцы и священнослужители.
В России счёт лет по эре, предложенной Дионисием Малым, был введён указом Петра I, которым предписывалось вместо 1 января 7208 г. «от сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». В то же время государь повелел начало года отсчитывать с первого января. Не случись этого всего, завтра вслед за 31 декабря 7513 года наступил бы день 1 января 7513 года. А 1 марта все мы дружно бы отмечали наступление нового 7514 года.