Что означает белый цвет у бурят

Добавим ярких красок. Значение цветов у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Цветовая композиция у бурятского народа строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип используется при изготовлении ковров, в ювелирном искусстве. Основные цвета можно увидеть в местах почитания духов, в дацанах.

Что означает белый цвет у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Белый. Святость и благополучие. Интересно, что этот цвет выступает в качестве символа социальных связей. Чтобы вызвать расположение человека, тронуть его душу, употребляли эпитет «белый».

Черный. Горе и гибель. Несмотря на такое значение, в культовой живописи именно черный дает законченность всему произведению. Цвет, работающий на контрасте.

Что означает белый цвет у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Что означает белый цвет у бурят

Желтый. Изначальность всего. Символ рождения и благополучия.

Что означает белый цвет у бурят

Синий. Вечность, бесконечность, постоянство, верность. Именно синий ассоциируется с небом и водой. В народной символике это один из главных цветов, обозначающее один из главных высших сил — Вечно Синее Небо. Символ мужского начала. Синим отмечалась западная мужская половина юрты.

Что означает белый цвет у бурят

Зеленый. Забота и щедрость. Символ пробуждения жизни, прихода тепла, изобилия молочных продуктов. Женский цвет. Зеленым цветом отмечалась женская восточная половина юрты.

Источник

Что означает белый цвет у бурят

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Какого цвета ваш хадак?

Это давняя традиция – подносить хадак (ритуальный длинный шарф, один из буддийских символов) большому ламе, учителю, уважаемому человеку.
Хадак – символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, сострадания. Хадак – универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому праздничному поводу, такому как свадьба, похороны, рождение ребенка, окончание университета, прибытие или отъезд гостей и так далее. Хадак может символизировать награду, поздравление с праздником, его также подносят ламам и святым во время молебнов. Если вы хотите заручиться чьей-то поддержкой, тоже можно поднести этому человеку хадак. Но в таких случаях всегда поступайте разумно, ведь порой человек, которому вы подносите хадак, может и не принять его, если он не согласен с вашим мнением или вашими действиями.

В Тибете хадак изготавливают из неокрашенной ткани. В России распространены хадаки белого, синего, желтого, зеленого и красного цветов. Особенно популярен синий цвет, символизирующий небо (или долголетие). Говорят, Далай-лама сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков.

Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурятов обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия.

Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета олицетворяют вечное синее небо, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала.

Зеленый хадак – символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю.

Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Красный – цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый – цвет веры, процветания Учения Будды.
(Алла Намсараева. Радио Свобода)

Источник

Символика цветов у бурят

Что означает белый цвет у бурят

В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головных уборах и обуви. Цветовыми акцентами украшены предметы быта и многое другое. В культуре бурятского народа на протяжении веков была выработана определённая теория цветовой символики.

Белый и чёрный

Буряты, монголы использовали преимущественно красные, жёлтые, зелёные, синие и белые краски – любимые цвета народа. Очень редко применялись нейтральные цвета, в то же время умело сочетались яркие оттенки. У бурят и монголов использование различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. Цветовая композиция строится на сочетании светлого и тёмного. Этот принцип характерен в отделке бурятских шерстяных и меховых ковров. Принцип цветовой контрастности применяется в ювелирном искусстве. Цветные камни – сердолик, лазурит, малахит, коралл, перламутр – составляют контраст серебру, золоту, стали.

Цвет и цветные предметы оказывают на человека психофизиологическое воздействие, вызывая различные ощущения – тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства. Цвет выполнял магическую, символическую, информационную и декоративную функции.

Большое место в материальной и духовной культуре занимают чёрный и белый цвета. Именно они занимают бинарную позицию: белое – чёрное; плохое – хорошее; высокое – низкое и т.д.

Предметы, окрашенные в белый цвет природой, часто заключают в себе положительные качества; прежде всего это относится к молоку и молочным продуктам. Молоко и его производные обладают особой сакральностью, но белый цвет выступает ещё и в виде символа социальных связей в бурятском обществе. В народных песнях достойным героя бывали белой масти конь или верблюд. Если хочешь расположить к себе человека, тронуть его сердце, употреби эпитет «белый», он выразит почтение и любовь. «Сагаан haнaaтa», – скажет о ком-нибудь монгол или бурят, и можно поверить, что у человека, им уважаемого, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа. Новый год по лунному летоисчислению называют Сагаан hapa – Белый месяц – праздник, который обычно отмечается в конце января или в начале февраля. Марко Поло, описывая празднование Нового года, рассказывал, что обычно в этот день и мужчины, и женщины надевали белую одежду, чтобы будущий год был счастливым и благополучным. Все дарили подарки белого цвета, веселились и пировали. К.В. Вяткина пишет: «Белый цвет – весьма уважаемый древними монголами. Юрты монгольских ханов были белыми, потом белые юрты ставили все аристократические роды (белая кость). Белую лошадь приносили в жертву небу. Молоко от белой кобылицы имели право употреблять только члены ханского дома. Существовал обычай при возведении на престол императора сажать и поднимать на белом войлоке. Белый цвет ассоциируется с дневным светом и небесными светилами – Солнцем и Луной, а также с производящей силой.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали покойников в белую одежду и покрывали белым саваном. В Китае и некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура.

Наиболее сложную и противоречивую семантику имеет чёрный цвет. Он символизирует несчастье, горе, гибель всего, что движется и дышит. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает несчастье. Чёрные глаза считаются опасными, завистливыми. Если с белым связано доброе, светлое, счастливое, святое, то с чёрным – всё негативное: злое, тёмное, несчастливое. Примерами такого рода могут служить понятия: белая пища – святая, чёрная пища – символ бедности, нищеты. Это хара сай (чёрный чай), хара архи (водка, полученная путём перегонки зерновой барды). Сагаан архи получали перегонкой молока, и только им совершали все культовые обряды. Несмотря на это, чёрный цвет занимает равноправное положение среди других цветов: по контрастности противопоставлен белому, в дацанской живописи чёрная краска в виде туши, наравне с золотом и серебром, употреблялся как материал, дающий законченность произведению.

Чёрное может иметь и благоприятное значение. У тюркских и монгольских народов слово «кара» (хара) обозначало север, тёмное небо которого с яркой Полярной звездой служило основой для ориентации в ночи. Этим же словом обозначали всё главное, большое. Поэтому «кара» обозначало и титул человека – великий, могучий. Топонимы со словом «хара» («чёрный») встречаются нередко. Хара нуур (озеро с чёрной водой), Хара-Хото, древняя столица чингисидов называлась Харахорин (Кара Корум). Это название может быть переведено как Северная, или Великая (Главная) ставка.

Красный

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках он обозначает всё красивое, прекрасное. В славянском фольклоре красный цвет – символ красоты, девственности, святости: «красная девица», «красный угол», «красная горка», «красное солнышко» – сохранившиеся подтверждения символичности этого цвета. В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. У монгольских народов красный цвет олицетворяет образ древнейшего объекта почитания всех народов – Солнца и связанных с ним огня, света и тепла, без которых немыслима жизнь на Земле. Буряты полагают, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Солнце и Луна считаются непосредственными предками монголоязычных народов. Поэтому всячески покровительствуют им. Уважительное отношение к своим древним предкам выражалось, в частности, в расположении входа в жилище, ориентированного на юг, в сторону высокого (в зените) солнца. Красный цвет, по представлениям бурят, символизирует красоту, очищение. Красные камни – рубин, коралл – служили самыми излюбленными материалами для изготовления украшений: серёжек, перстней, браслетов, колец, ладанок, ножей, огнив и трубок. Красные шёлковые кисти и дэнзэ венчают навершие головных уборов бурят, монголов. В эпосе кочевников слово «красный» («улаан») ассоциируется с каким-либо важным культом, поэтому словосочетания Улаан-Батор, Улaaн Хаан, Улаан Хонгор, Улаан-Удэ характеризовали воина, богатыря, знаменосца. Красное обозначает также власть, величие. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения (роза, гвоздика, рябина, калина, лотос). Китайцы привязывали что-нибудь красное на кисти рук детей, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы не болеть, и чтобы никто их не сглазил. Символические значения красного цвета очень многообразны и противоречивы. Символизируя радость, красоту, полноту жизни, он ассоциируется с враждой, местью, агрессивностью. Красный цвет является основным геральдическим цветом. На знамёнах он символизирует борьбу, независимость, революцию, переворот. У многих племён Африки, Америки, Австралии воины, готовясь к бою, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. В Древнем Китае повстанцы называли себя «красными воинами», «красными копьями», «красными бровями».

Жёлтый

Жёлтый цвет, так же, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету. Жёлтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Золото – материал, не меняющийся при испытаниях огнём – стал символом вечности, неизменности, постоянства, раз и навсегда установленного, «данного богом свыше». Рассматривая жёлтый цвет и ассоциированного с ним золота, выделяют несколько его главных символов. Золотой и жёлтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии это «материнская золотая утроба» и «отцовский серебряный столб», от которых пошли первые люди на земле; в монгольской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа, в мифологии кочевников существует мотив рождения ребёнка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты. Таким образом, золото, золотой, жёлтый цвет – это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, предков правителей и самих правителей. Соседство слов «жёлтый» и «золотой» в устойчивых словосочетаниях типа «золотая жёлтая земля», «золотое жёлтое солнце» говорит об их взаимозаменяемости, об изначальном мифологическом тождестве. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и представителей высших сословий. Золотые руки, золотое сердце, золотое слово, золотая нива, золотой век, золотое время, золотое царство – словосочетания, выражающие понятия самого ценного, лучшего, дорогого, как признака времени, места, явления или предмета. Особое место занимает жёлтый цвет в палитре красок буддизма, что проявляется в первую очередь в названии религии: жёлтая вера, в одеяниях лам – жёлтая одежда с красной накидкой орхимжо. Таким образом, жёлтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры – недаром производит на человека тёплое и приятное впечатление, жёлтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себе каждый из нас.

Синий, голубой

Синий, голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью. В народной символике голубой цвет обозначает одну из двух главных высших сил – Вечное небо (Хухэ мунхэ тэнгри). В мифологии бурят небо – символ мужского начала. Вместе с женским божеством улгэн Дэлхэй Эхэ (необъятная Мать-Земля) они являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.

Зелёный

Зелёный цвет – цвет травы и листьев, цветущей земли, ассоциируется с началом пробуждения природы, прихода тепла, изобилия молочных продуктов, поэтому это символ Земли. Цвет ассоциируется с понятиями размножения, роста и неувядания в природе и человеческом обществе. С зелёным цветом связывались такие представления, как плодородие, материнская щедрость, бескорыстие, счастье и радость. Зелёный цвет – символ женской, восточной половины жилища, где размещались женская кровать, сундуки, домашняя утварь, продукты долговременного хранения. В буддизме известна богиня Тара, которой приписываются черты богини-матери. В пантеоне буддизма 21 Тара, особо популярны из них Белая Тара (Сагаан Дара Эхэ) и Зелёная Тара (Ногоон Дара Эхэ). Зелёная Тара, будучи семантически связанной с Великой богиней Матерью, воспринимается как Мать-Земля (улгэн Дэлхээ Эхэ), от забот и щедрот которой зависели благополучие, процветание, и изображается она именно в зелёном цвете. У многих народов этот цвет символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек от злости «зеленеет»).

В отделе краеведения и библиографии библиотеки им. Ц. Жамцарано для читателей оформлена книжная выставка «Yнгэнγγдэй hγлдэ тэмдэг» – «Символика цветов у бурят», где можно познакомиться с литературой о цветах в традиционной культуре бурят. Представлены издания по традиционной бурятской культуре. К примеру, изготовление бурятской одежды считалось искусством. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел клеить и стегать, выделывать шкуры различных животных. Он был знаком с символикой орнамента, цветов и их сочетаний.

Яркие сочные цвета росписи использовались и в традиционных ремёслах. При художественных работах, к примеру, росписи сундуков. В каждом бурятском доме в интерьер юрты входил сундук для хранения одежды (ханза). Вся деревянная мебель, ставившаяся в юрте, была произведением местных столярных мастеров, которые умело использовали цвета при украшении своих изделий. В каждый цвет, применённый в росписи, мастер вкладывал определённый смысловой контекст. Также при использовании кожи мастерами-шорниками изготовлялись качественные и высокохудожественные образцы. Использовались крашеные в разные цвета кожи.

В изданиях, представленных на данной выставке, немало полезного и интересного для всех читателей и просто для тех, кому небезразличны быт, традиции, обряды, праздники, символика своего народа.

Бальжима Жамсоева, заведующая отделом краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано» (использован материал из книги В. Бабуевой «Мир традиций бурят»)

Источник

Синий цвет

Один из важнейших для традиционного мировоззрения вопросов – это вопрос этнического начала, возникновения различных племён и племенных групп, и синий цвет как раз служит средством выражения идеи этнической изначальности. Тотемическим предком булагатов считается синий пороз, а хори-бурят и хонгодоров – лебедь, то есть существо, связанное с небом. В аспекте тотемической племенной генеалогии символику синего цвета как объединяющей, изначальной субстанции можно усмотреть и в связи тотемического предка эхиритов – налима – с водной стихией, а именно с синим же Байкалом. Тут уместно ещё добавить, что тюркский кок (хухэ, синий) – цвет неба и травы – ассоциировался также с божественной субстанцией, как прародитель рода.

Рассмотрим символику синего цвета в поэзии:

«Скудна моя палитра:

Раскрашивать я должен полотно – оранжевый и синий»

(Н. Нимбуев. Бурятский поэт, 82)

Почему именно эти два цвета? В данном случае именно синий? Думается, что здесь поэт подразумевает оранжевое солнце на синем небе.

«На ладони гранитной гряды

Ветру синей Еравны открытой,

бьётся мной разведённый костёр»

(Н.Нимбуев. Осень в еравнинских лесах, с 53).

Символику синего цвета в данном случае также можно усмотреть и в связи с водной стихией, с синими озёрами Еравны.

«Седой хурчин раскачивался в неге, ловя на струнах горестный прелюд.

Тряс головой в далёком синем небе

Над ним слепой нечаянный верблюд.

Рыдал верблюд, в нехитром умиленье

Роняя слёзы, синие, с кулак

Описание верблюда связано с синим цветом. Синее небо, синие слёзы. Для бурятской культуры закономерно распространение положительной символики синего цвета на животных синей масти вообще. По поверью древних людей, встреча с синим быком сулит удачу, а сивый бык («х y хэ буха») и синей масти конь Хухэлдур Мэргэна обладают волшебной силой в соответствующих сказках и улигерах.

«Приснилось мне синее детство».

В культуре народов древнего Востока синему часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы. И в эпосе «Гэсэр» мы находим такие строки:

Сотворил он из синих камней

Синих бесов, тридцать числом.

Дал им тридцать синих коней,

Всех украсил синим хохлом,

Всех снабдил он синим котлом,

Всех кормил он тухлятиной синею,

Одарил их синей пустынею»

Однако синий цвет является одним из самых любимых цветов у бурят. Издавна буряты стремились носить одежду, цвет которой ассоциировался с природой.

Герой Д. Батожабая в романе «Похищенное счастье» носил тэрлиг (халат), цвет которого был похож на синеющие вдали Саянские горы. «Оо, Саяан, Саяан! – гээд хада тээшээ хараад байһан Шаралдайн нюдэн өөрынгөө тэрлиг дээрэ тогтошобо. Хитад торгон дэгэлынь Саяанай манатан байгаа хизаарта адлишаг үнгэтэй байжа байба» (Батожабай, 1965, 50). ( Оо, Саян, Саян! – смотрящие на гору глаза Шаралдая остановились на своём халате. Тэрлиг из китайского шёлка был цветом похож на синеющие в тумане Саяны).

Белый цвет

«Белую краску возьми,

Потому что это – начало» говорит Булат Окуджава.

И у бурят издавна белый цвет олицетворял начало, истоки чего-либо. Так, начало нового года называли «белым месяцем». Мышь, начинающая двенадцатилетний цикл летоисчисления, характеризуется как «мышка с белым ртом» (ама саган хулгана); по поверью, увидеть белую мышь – к удаче, ведь белый цвет означает жизненное начало, является символом богатства и благополучия. Белая мышь объединяет символическое значения цвета, числа и времени. Эпические герои называли старшего, первого ребёнка «сагаан (белый)»:

«Старший сын его белый сын,

Знаменитый и смелый сын» (Гэсэр, с 23)

«Белоцветная старшая дочь

Всем стремилась в державе помочь» (Гэсэр, с 24)

Про хорошего человека буряты говорят «сагаан сэдьхэлтэй хун» (человек с белой душой), «сагаан харгытай хун» (человек с белой дорогой).

Один из двоих дядей Гэсэра – Сагаан С аргал (букв. Белый Оберег по Е.Хундаевой) отличается благородством и чистотой души.

«Белолиц и белоголов,

Он скакал на белом коне,

Обитал он в Белой Стране,

Где дороги – белей облаков» (Гэсэр, с. 26)

Что бы вызвать расположение к себе человека, тронуть его душу, употребляли эпитет «белый». Этим выражали свое почтение и любовь, а также уверенность в том, что у человека, которого называли этим эпитетом, действительно белая, т.е. ничем не запятнанная душа.

Особо значимо атрибутивное символическое значение белого цвета для такого мифологического персонажа, как Белый Старец (Сагаан y бгэн), покровителя долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, культ которого у монголоязычных народов, и у бурят в том числе, широко распространён до настоящего времени. Закономерно поэтому, что многие сакральные, ритуально и политически значимые предметы у монголоязычных народов были белого цвета: белое знамя, белая юрта, белый войлок. Соответственно, и в жертву богам и духам монголоязычные народы предпочитали и предпочитают подносить животных и продукты белого цвета. Белый войлок символизирует пожелание счастья, богатства хозяев, и в улигере «Хухэлдуур Мэргэн» Саран Гэрэлтэ хаан даёт своей дочери в приданое юрту именно из белого войлока.

Существенное влияние на систему символических значений цветовой палитры монголов, и бурят, в частности, оказал буддизм. К буддизму восходит представление о десяти белых благих поступках, культы Белой Тары, Белозонтичного бога (Сагаан Ш y хэртэ). Буддийская цветовая символика оказалось созвучной архаической цветовой символике, известной монголоязычным народам до принятия буддизма, почему и оказалось возможным её органичное усвоение всеми сферами народной культуры. Так, в улигерах бурят Монголии повествуется о девушке по имени Сагаандайхан, перевоплощении Белой Тары.

Бурятская поэзия изобилует символикой белого цвета. Рассмотрим её на примере стихов Н. Нимбуева.

«Как будто стаи белых лебедей

С протяжной песней в воздухе летают (Нимбуев, с. 118)

Здесь упоминается праматерь хори-бурят – белая лебедь.

«Что за весна! В оправах площадей

Черёмуха так буйно расцветает,

Исхлёстан город белыми цветами,

И я хожу с оглохшими ушами» (Нимбуев, с. 118)

«Плавают белые розы»

( Нимбуев, Случайным осенним вечером на даче, 119)

У Намжила Нимбуева цветы в основном белые, а не красные, синие. Это можно объяснить тем, что у бурят белый цвет – это символ пожелания счастья, символ спокойствия и безопасности.

«На серебряных звенящих подносах» (Нимбуев, Блюз, 42)

«Пронзительное золото листвы,

Как вкус воды в серебряном кувшине» (Нимбуев, У картины Левитана, 85)

Говоря о гендерной принадлежности белого цвета, следует сказать, что он символизирует и мужчину, и женщину в зависимости от контекста или ситуации. Как упоминает В. Тернер, «белая река» у племени ндембу является бисексуальным символом, представляя как мужское семя, так и женское молоко.

В старинной бурятской песне есть такие строки :

«Сагаанхан сүүгээ хүхүүлэгшэ

(Кормящая белым молоком моя мать – драгоценна).

Праматерь хори-бурят и хонгодоров, двух больших племён бурятского народа – белая лебедь.

«Хун шубуун гарбалтай,

Коновязь наша – берёза)

«Сагаан шубуун гарбалтай,

Сагдуул модон сэргэтэй»

(Мать наша – белая птица,

Белым цветом символизируется у бурят также мужчина. Если про материнскую родню говорят «улаан шу h ан турэл» (кровная родня), то про отцовскую «сагаан я h ан турэл» (родня по белой кости).

В обычных условиях белизна служила неизменным символом женских качеств.

«Женщина с обликом лёгким и белым,

Словно бегущее облако» (Нимбуев, 39)

Красный

«Бадмарагын улагаан сагаан үнгэтэй

Мотор даган эрдэнийн хонхо баригсан,

Үхэл үгы наһанай шэди үгэгшэ

Юһэн ехэ Аюшадаа мүргэмэйб». (из Восхвалений пятнадцати богам)

(букв. Поклоняюсь девятиликому Аюше, у которого цвет красный как рубин, который даёт бессмертную жизнь).

Уважительное отношение к солнцу, дарующему тепло, а значит и жизнь, выразилось в частности, в том, что навершие головных уборов бурят венчают красные шелковые кисти и красный шарик (дэнзэ), символизирующие солнце и его лучи. Сравнивая красное солнце со своей душой, буряты верят, что их душа вечно будет реять как солнце наверху. По мнению монгольского профессора Дулам красные кисти на шапке символизируют не солнечные лучи, а огонь: «Улаан залаань монгол угсаатан гурбан цагт галынь заль мэтэ мандан бадрахын бэлгэдэл» (Дулам, 2000, 57). Красные кисти на навершие головных уборов, ассоциируясь с пламенем огня, символизируют процветание монголоязычных народов во всех трёх временах.

В бурятском фольклоре герои, обладающие здоровьем и силой юности, обозначаются красным цветом: у Гэсэра «коричневато-красное лицо»; похожа на красное солнце красавица Урмай – Гоохон; сын Хухэлдуур Мэргэна Хун-тайжа характеризуется как «краснолицый».

Положительную символику красного цвета мы видим в следующем выражении: «Хормойн улааниие хараагүйб, хотын улааниие харааб» (букв. посмотрел не на красноту одежды, а на красноту рода) говорил раньше отец, женивший сына. Здесь говорится, что не внешностью красна девица, а родом своим.

У древних греков и римлян красный был символом плодородия. Статую Приапа (бога плодородия) окрашивали в этот цвет.

Не менее важное место занимает символика красного цвета в бурятской поэзии.

«Одно лишь красное солнце

Над левым плечом восходит

Одно лишь красное солнце

Над правым плечом заходит» (Н.Нимбуев., Метиска, 73)

Солнце – источник жизни и света красного цвета.

«Кормя своего дитятю

Светлорозовой крошечной грудью» (Н.Нимбуев., Блюз,42)

Здесь оттенок красного цвета «светлорозовый» символизирует животворящую силу жизни и жизненную активность человека. Буряты материнскую родню называют кровная родня, а отцовскую родня по кости. «Кровь главный денотат жизни часто отождествляется с силой, с женщиной» (В.Тэрнер, 91)

«Не шуми, цветущая яблоня,

не роняй розовых аистят» (Н.Нимбуев., Утренний намаз, с.21)

«Розовые аистята» символ возрождения, понятие, рождающее чувство защиты.

Желтый цвет

Так же, как белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В цветовых номинациях солнца, помимо эпитета «улаан» (красное), часто используется выражения «алтан шара наран» (золотистожёлтое солнце) и «уураг шара наран» (как молозиво жёлтое солнце). Жёлтым цветом обозначается полуденное солнце, а красным – утреннее растущее солнце. Соответственно в данном случае красный цвет символизирует жизненную активность человека в частности.

Золотой и желтый цвета соответствуют идее изначальности всего. В бурятской мифологии говорится о «эхын алтан хээли, баабайн мунгэн сэргэ» (материнской золотой утробе и отцовском серебряном столбе), от которых пошли первые люди на земле. В связи с этим интерес представляет тот факт, что у хори-бурят есть понятие «5 жёлтых галзутов» 5 родов, произошедших от второй жены Хоридой Мэргэна Шаралдай.

Говорят, что от золотых лучей солнца родила наша прародительница Алан-Гуа сына. Языком поэзии говорит об этом сказании поэт Баир Дугаров:

«Говорят, праматерь наших дедов

От лучей небесных понесла,

что струились в юрту пред рассветом.

Это может правдой показаться,

Если даже через тьму веков

Волосы порою золотятся

У степнячек и у степняков. (Долгор, с. 286. / Струна земли и неба)

В бурятской мифологии птица поднимает из глубины океана «золотую землю», на которой возникает вся живая и неживая природа. Здесь же существует легенда рождения ребенка от золотого солнечного луча, проникшего сквозь дымовое отверстие юрты.

Таким образом, золото обладает «высшей ценностью»: это универсальный космический символ, с которым связано появление земли и первого человека, понятие вечности, нетленности, прочности, истинности и т.д. Золото никогда не потускнеет, оно вечно.

«Жёлтые бесы, тридцать числом.

Все нечистые – с жёлтым хохлом,

Каждый бес на жёлтом коне» (Гэсэр, 108)

Останавливаясь на специфике общетюркского слова «сары» можно отметить сходство с бурятским словом «шара» и монгольским «шар»

Зеленый цвет

«Электрический голос гитары

Скорбел о быстротечности времени,

О страданиях маленького человека

На зелёном земном глобусе» (Н.Нимбуев., Блюз, 42)

С зеленым цветом связывались такие представления, как плодородие, материнская щедрость, бескорыстие, счастье и радость.

У бурят вечнозелёные деревья считались священными. Из кедра делали основу для буддийской ступы. Существует легенда о божественном напитке бессмертия для людей и животных. Когда демоница, похитив напиток, убегала, бог почти догнал её. Тогда ведьма, разинув свою огромную пасть выпила его. Бог кинул в неё свою золотую саблю, который рассёк её надвое. Из неё вылилось часть аршана и окропила некоторые растения и деревья. И говорят поэтому кедр, ель, сосна стали вечнозелёными.

Поклонялись буряты Зелёной Таре, покровительнице матерей всей Вселенной, чей цветовой код является кодом женского начала. Как известно, в пантеоне буддизма 21 Тара, из них особо популярны Белая Тара и Зеленая Тара.

В бурятском фольклоре часто встречаются «зелёные» женские имена. Например, Ногоон Сэсэг Абхай, Гунжэ Ногоон Абхай, Сэсэг Ногоон и др. (ногоон – зелёный)

«Как чудесный цветок весенний

Средь обычных цветов и растений

Вырастала Сэсэг Ногоон» (Гэсэр, 68)

Итак, зелёный цвет у монголоязычных народов связан с землей как принципом женского начала.

Зелёный цвет, цвет земли ассоциируется с понятиями размножения, роста в природе и человеческом обществе. У бурят есть такое выражение «ногоон унаган» (зелёный жеребёнок). Говорят, что зелёный жеребёнок рождался в стаде, численность которого достигало миллион. У последнего хоринского тайши Дамба-Дугар Иринцеева, говорят, родился такой жеребёнок. Здесь уместно вспомнить о зелёной лошади Майтрея, будущего Будды, символе расцвета.

Но зелёный цвет может также производить угнетающее и отрицательное впечатление. Ведь до сих пор алкоголь у некоторых народов называют «зеленым змием». Огромная змея в улигерах бурят, несущая опасность, изображается зелёным цветом.

Зелёный цвет занимает по значению серединную позицию. По мнению учёного Б.Базымы это «цвет равноудалённый от голубизны небес и от красноты ада».

Вместе с тем наряду с сугубо негативной семантикой черный цвет может выражать и высшую степень какого-либо качества. О физической силе говорится «хара хусэн» (чёрная сила) в значении «огромная». Выражение «харахан з y рхэн» («черное сердце») употребляется для обозначения чувств неизмеримой силы. Эпитет «чёрный» в бурятском фольклоре иногда выражает величие, могущество. Во многих бурятских улигерах и сказках говорится о «м y нхын хара у h ан» (о живой чёрной воде). Слова «хара х y л h эн» (чёрный пот), «хара х y сэн» (чёрная сила), «хара худэлмэри» (чёрная работа) характеризуют трудового человека – труженика.

У Намжилова Нимбуева высшим эталоном красоты являются черноглазые, черноволосые, смуглолицые люди.

«И речь моя русская пахнет внезапно

Полынною степью, звездой, табунами,

Скрипучим седлом, и гарцующим в нём

Удальцом, и скачущей с песней к нему

С горизонта чернявой девчонкою – дочерью солнца … (Русский язык, 79)

Коричневых как земля» (Будь у меня голос, 47)

«Здесь женщины смуглы –

Они в долинах миловались с солнцем» (В родном улусе, 37)

Поэту вторит бурятский эпос. «Герои улигеров несомненно гордились именем Хара хубуун – «чёрный молодец – богатырь». И Гэсэр не скрывал своего удовлетворения тем, что относился к стану черноголовых и борется против жёлтых мангадхаев» (Чагдуров, 67).

В этом же ряду любопытно упомянуть, что выражение «кара букара» (черный народ) у казахов употреблялось не в уничижительном смысле, а в значении «сильный», «многочисленный» народ (Утешева, 38).

У бурят существует такое выражение «ухэр хара буряад» (букв. чёрный как корова бурят), которое понимается как «истинный бурят», знающий свою культуру, традиции и обычаи. В данном случае чёрный цвет символизирует прочность и глубину, а сравнение с коровой указывает на источник их жизни, дающий им кров и пищу – скотоводство.

Суммируя изложенное можно сделать вывод, что самые популярные цветовые окраски в бурятской традиционной культуре – синий, красный, чёрный, белый, зелёный, жёлтый.

Говоря о роли цветовой символики в традиционной бурятской культуре, мы остановились на пяти основных моментах:

1. Символика цвета и универсальна, и специфична. Ввиду различных условий существования и развития одни и те же цвета в различных культурах символизируют различные, а бывает, и противоположные явления. И поэтому нельзя свести, воедино исторически сложившиеся у многих народов системы цветовой символики. Обычно для подтверждения этого мнения приводятся цвета траура: белый на Востоке и черный на Западе.

2. Символическое значение цветов в традиционной культуре бурят частично выражает различные смысловые понятия в оппозициях Например, с черным цветом связано все негативное: злое, темное, несчастливое. Вместе с тем наряду с сугубо негативной семантикой черный цвет может выражать и высшую степень какого-либо качества.

3. Цвет в геосимволике. Любимые цвета и краски у разных народов используются в названии государства, народов, сторон света, в изображении государственного флага и герба.

4. Цвет как символ этических ценностей. Он символизирует эмоциональное состояние и нравственные понятия. Например, белый цвет в традиционной бурятской культуре символизирует положительную, благотворную для человека сферу деятельности. Определение «белый» употребляется в бурятском языке и устном народном творчестве в таких выражениях, как честный труд, материнское молоко, истина, открытая душа человека, придавая им особый смысл, олицетворяя уважение и почитание всего того, что честно, справедливо и прекрасно в человеческой жизни.

5. Цветовая символика в быту. Каждый определенный цвет несет в себе определенный смысл, символизирует конкретное понятие. Поэтому в колорите предметов роскоши, быта, жилья цвета подбираются с большой тщательностью и знанием их символики.

6. Цветовая символика в религии. Немаловажную роль в восприятии цвета играют ассоциации, связанные с религиозными концепциями. Нося жёлто-красные одеяния, цвет которых символизирует огонь, буддийские монахи как бы сжигают огнём страсти к мирским соблазнам.

7. Частотность цветовой символики в традиционной культуре бурят. Часто употребляются и упоминаются белый, чёрный, жёлтый, красный, зелёный и синий цвета.

Утешева Б. Цветовая символика тюркских народов // «Айт». – Алматы, 2001. № 2. – С. 32-41.

Гэсэр. Бурятский героический эпос. Перевод с бурятского С.Липкина. – М.: Художественная литература, 1972 – 393с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *