Что общего в лексических значениях указанного слова

Что общего в лексических значениях указанного слова

Добро пожаловать на сайт «каккак.нет»

Математика 5 класс

Математика 6 класс

Русский язык 5 класс

Русский язык 6 класс

Русский язык 7 класс

Что из себя представляет данный сайт?

1) На сайте ты сможешь найти любой пример, номер, задачу разобранную до мелочей.

2) Создатели сайта решают задачи вручную; фотографируют примеры и размещают на портале.

3) Номера кратко объясняются несколькими словами: какая тема используется для решения задачи; какой параграф можно прочитать и посмотреть необходимый материал.

На нашем сайте подробно разобрана математика 5 класса, 6 класса оформлено как гдз.

Также сможешь отыскать на данном полезном ресурсе для школьника гдз русский 5 класса, 6 класса, 7 класса в подробной форме.

Полезно будет ознакомиться ученикам постарше с гдз по алгебре 7 класса, автор учебника Макарычев.

На ресурсе kakkak.net всё гдз оформлено в тетради, все примеры написаны от руки школьниками и грамотными людьми.

Мы всегда рады Вам помочь)))

Лена: «Спасибо за такой крутой сайт))) Мне учителя ставят пятёрки)))»

Виталик: «Очень классно, что вы сделали сайт, мне теперь легче учиться. У вас почти все примеры с краткой записью и решены понятно. Спасибо огромное.»

Алина: «Авторы постарались, спасибо вам огромное. «

Аня: «Я приболела, осталась дома, теперь я могу спокойно догнать всех в классе, благодаря сайту и вам. Добавляйте еще учебники)»

Катя: «Мне очень пригодилось решение, теперь я отличница))) Спасибо)))»

Мария : «Спасибо!Но как можно быть таким добрым. все дети любят вас! «

Анюта: «Спасибо. Очень помогли. ваша группа просто супер. «

Елизавета: «Спасибо! Очень классный сайт!»

Айгуль: «Спасибо большое вам вы мне очень помогли»

Влада: «Очень помогли! Хоть я и знаю русский язык на отлично, но иногда, в д\з, могу и поленится! А если насчёт математики, так её, я вообще не знаю, точнее знаю, но так, на четвёрку.»

Яна: «Я только посмотрела, я не буду списывать, у меня прочитав это, появились идеи, спасибо»

Денис: «Очень помогли спасибо огромное благодаря вам у меня 5 за четверть.И всё понятно.»

Карина: «У меня засчёт этого текста появилось множество идей, спасибо большое!»

Максим: «Спс я за это получил 5+ я сам в ШОКЕ. «

Анаконда: «Спасибо, очень помогло с: Кстати, очень красивый почерк.»

Виктория: «Спасибо очень хороший сайт! Я это домашнее задание зделала на 5!!»

Маша: «Спасибо, очень помогли сестре. Отличный сайт! Всем советую ;)»

Лена: «Спасибо всё супер идеально понятно и акуратно».

Источник

Вопрос

1. Запишите пары слов по группам: 1) синонимы: 2) антонимы; 3) слова, входящие в одну лексическую тематическую группу.

1) Мелкий — глубокий; 2) деревянный — алюминиевый; 3) съесть — слопать; 4) кресло — стул; 5) начало — конец; 6) учитель — преподаватель; 7) мама — бабушка; 8) тут — здесь; 9) тут — там.

Составьте словосочетания с этими словами чтобы «прояснить» их значение.

Подсказка

Ответ

Что общего в лексических значениях указанного слова

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выберите верные утверждения.

1) Лексикология изучает лексические значения слов.

2) У каждого слова может быть только одно лексическое значение.

3) Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.

4) Слова синоним и антоним не являются ни синонимами, ни антонимами.

5) По толковому словарю можно установить правильное написание слова.

6) Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.

7) В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

8) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.

9) Пометы — это условные обозначения в словаре.

10) Я знаю значение всех слов русского языка.

Подсказка

Ответ

Что общего в лексических значениях указанного слова

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выполните тестовые задания.

1)чердак
2) чулан
3)балкон

1)доблесть
2) вояка
3) потолок

1) лес
2)бедствие
3) запарка

1) огонь
2)баловник
3)недуг

1) стена
2) лук
3) морковь

1) чёрствая булка
2) серебряная ложка
3) золотые руки

1) бросать — кидать
2) конец — финал
3) атмосфера — осадки

8. В какой из приведённых пар слов представлены антонимы?

1) добрый — сильный
2) ложь — правда
3) прыгать — бежать

1) песчаная коса — русая коса
2) длинные корни — исторические корни
3) марка машины — почтовая марка

1) бить баклуши — бездельничать
2) водить за нос — обижаться
3) сломя голову — быстро

Подсказка

Ответ

Что общего в лексических значениях указанного слова

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

3. Составьте фразеологизмы, выбрав нужное слово. Перепишите.

Подсказка

Ответ

Что общего в лексических значениях указанного слова

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

4. Прочитайте фрагменты текста. Расположите их так, чтобы получился связный рассказ.

I. Вся тысячелетняя история государства Российского запечатлена в этом отлитом из бронзы монументе. 129 фигур изображено на нём: русские князья, летописцы, государственные деятели, священнослужители, полководцы, народные герои, учёные, артисты, писатели, художники и музыканты. Все они внесли существенный вклад в российскую историю.
II. Памятник производит неизгладимое впечатление, потому что помогает увидеть древнюю историю нашего государства в лицах. И сегодня у колокола собираются люди — молодые и пожилые, группами и в одиночку. Они неспешно обходят монумент и пристально, внимательно рассматривают возвышающиеся на постаменте фигуры.
III. В центре новгородского Кремля, или как его называли новгородцы, Детинца, высится необычный памятник, общими чертами напоминающий колокол. Это памятник «Тысячелетие России». Памятник построен в 1862 году по проекту молодого скульптора Михаила Микещина. Высота памятника составляет 15,7 м, диаметр — 9 метров. Вес бронзового литья — 65,5 тонны.

1. Используя информацию, сопровождающую текст:

2. Письменно составьте план текста в форме вопросов.

3. Какие исторические памятники есть в вашем крае, области, городе? Расскажите об одном из них, используя составленный вами план прочитанного текста.

4. Найдите фотографию памятника «Тысячелетие России» в энциклопедическом словаре или используйте возможности Интернета.

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 15

67. Укажите общее в лексическом значении слов каждой из тематических групп и дополните их примерами.

1. Араб, болгарин, венгр, русский – группы народов 2. Дискета, монитор, файл, мышка – комплектующие компьютера 3. Адвокат, прокурор, судья, юрист – профессии. 4. Аудитория, конспектировать, лекция, студент – учеба.

68. Прочитайте. Определите, какой темой объединены пословицы. Сформируйте и запишите группы слов, объединенных этой темой.

1. Наследство — ни дар, ни купля. 2. Меньшому сыну отцовский двор — старшему новоселье. 3. Чем дарят, тем не корят. 4. Подарки любят отдарки. 5. Дар дара ждет. 6. Не дорог подарок, дорога любовь.

Темы дары и подарки

69. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Медведь». Выделите слова, образующие текстовую тематическую группу. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило русской орфографии необходимо вспомнить?

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь.

70. Назовите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Театр аплодировал — в остальных примерах слова кабинет, дом использованы в прямых значениях. 2. Коридор окрашен — в остальных примерах использованы слова класс, стадион в метонимических значениях. 3. Выпил молоко — в остальных примерах слово молоко использовано в метафорических значениях.

71. Найдите лишнее в группе слов. Мотивируйте свой ответ.

1. Страус — название птицы в группе слов семантического поля «география». 2. Свиристель — наименование птицы среди слов, называющих породы собак. 3. Козодой — наименование птицы среди слов, называющих людей по профессии.

Право писание: атлас, компас, свиристель, шофер, столяр.

72. Спишите, выбирая нужный вариант. Выпишите слова в прямых значениях, предложите свое толкование этих значений. Выделите слова в переносных значениях, укажите их типы. Выделите фразеологизм.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души и трав неясный запах. (Ф.) 2. Сквозь морозные ресницы утро смотрит на синицу. На синицу, на березу, драгоценную с мороза. (Утк.) 3. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (Ник.) 4. Не о закате, не о зыби, что серебрится вдалеке, — народ беседует о рыбе, о сплаве леса на реке. (Марш.) 5. На горных вершинах ветер в узорах ветвей трепетал. (Бальм.)

73. Прочитайте текст. Укажите слова в переносных значениях, тропы. Составьте и запишите рассказ о встрече с каким-либо произведением искусства или изложите данный текст.

Настя вошла в комнату, оглядела ее и вздохнула.

Как хорошо! Она смотрела на картину на стене и не расслышала последних слов Толи. Ей казалось, что она уже давно видела то, что было изображено на картине, но никак не могла вспомнить где.

Голубоватые сумерки простирались над морем, над равниной тусклой и тихой воды, а вдали, на берегу какой-то неизвестной страны, горели желтые портовые фонари. Их свет отражался в воде длинными столбами. И одна-единственная, страшно отдаленная звезда блестела в небе, похожая на туман, — печальная звезда, спутница кораблей. «Что там, на берегу?» — думала Настя.

Она долго смотрела на картину с сумеречным морем и огнями, потом заметила около этой картины старую морскую карту. Какие-то синие реки впадали на ней в зеленый океан, маяки были очерчены тонкими кружками. В углу карты Настя увидела нарисованную тушью звезду и над нею надпись «Роза ветров».

74. Из текста предшествующего упражнения выпишите слова, которые можно отнести к одной текстовой тематической группе, лексикосемантической группе. Назовите группы, дополните их состав своими примерами.

Море, карта, берег, корабль, портовые фонари – морская тематика

Источник

Что такое лексическое значение слова и каким оно бывает – как легко в этом разобраться и больше никогда не путаться

То, что обозначает слово.

Что общего в лексических значениях указанного слова

Чтобы легко понять, что такое лексическое значение слова, выбросьте слово «лексическое». Что такое «значение» слова? То, что оно «означает». Например, телефон – это устройство, с помощью которого можно позвонить другому человеку, ручка – принадлежность для письма, страх – чувство, когда мы чего-то боимся.

Но возникает вопрос, зачем тогда говорить «лексическое», если можно просто сказать «значение» слова? Потому что есть еще грамматическое значение.

Чем лексическое значение отличается от грамматического

Грамматическое показывает, к какой части речи относится слово, в каком оно, например, числе, падеже. Грамматическое значение слова «нога» – имя существительное, женского рода, в именительном падеже, единственном числе.

А лексическое значение – это то, как мы «понимаем» слово. Когда мы слышим или читаем слово «нога», мы сразу понимаем, что это часть тела человека или животного, нижняя «конечность», то, с помощью чего мы ходим.

Виды лексических значений

Основных видов два – прямое и переносное.

Прямое

Это когда слово и предмет связаны напрямую. Например, золотое кольцо – то есть кольцо из золота, чистая вода – то есть вода без грязи.

Переносное

Когда слово связывается с каким-то предметом через другой предмет. Например, как связались слова «золотые» и «руки»? Через другой предмет – золото. Золото – это драгоценность. Золотые руки – то есть такие же драгоценные, как золото.

А как связаны слова «чистая» и «совесть»? Через представление человека о чистоте и грязи. Чистая совесть – то есть не «испачканная» плохими поступками, точно так же как ничем не испачкана «чистая вода».

Благодаря переносному значению в литературе есть эпитеты и метафоры.

Связанные и не связанные

У большинства слов в русском языке значения связанные. То есть их несколько и у них у всех есть что-то общее.

Например, идти – то есть передвигаться пешком, перемещаться из одной точки в другую (поезд идет), начинать делать что-либо (идти в пляс) и т. д. У всех этих значений есть общий компонент – идти из одного места в другое. Я иду (из дома в институт), поезд идет от станции к станции, девушка стояла в углу, а потом пошла танцевать – всегда имеется в виду перемещение «из пункта А в пункт Б».

Если значения связанные – то перед вами многозначные слова.

Бывает так, что слово одно, а значений у него несколько. Если они не связаны, то возникает «омонимия», а слова получают название «омонимы». Например, брак – свадьба и брак – недостаток в товаре. Никакой связи.

Схожие и противоположные

Если у разных слов похожие значения, возникает явление под названием синонимия. А слова с похожим значением попадают в ряды синонимов. Например: красивый – привлекательный – милый – клёвый.

Если значения противоположные – то возникает антонимия, а слова попадают в группу антонимов. Например: красивый – уродливый, плохой – хороший, тихий – громкий.

Лексическое и лексикографическое значение слова

Лексикографическое значение – то, которое отражено в словарях. Лексическое значение – это не совсем то же самое, что лексикографическое. Потому что лексическое намного шире.

Произнесите слово «мама». О чем вы подумали? Какие чувства испытали? Наверняка вы подумали о своем детстве, о тех чувствах, которые испытываешь к матери. Одно слово способно пробудить в нас много-много чувств, представлений, воспоминаний.

И всё то, что пробуждается словом в нашей голове – и будет для нас лексическим значением. То есть данное слово значит для НАС именно то-то и то-то.

А лексикографическое значение будет намного более узким. Потому что в словарях отражается то, что значит определенное слово для ВСЕХ людей, то есть самое общее его значение.

Есть ли границы у лексического значения

Они могут быть у слов, которые обозначают предметы, например, «стол», «кровать», «ручка» – понятно, что это такое. Обозначил предмет и всё тут.

А что такое любовь? Счастье? Одиночество?

Почему Пушкин, Есенин, Лермонтов, Бродский писали стихи о любви? Почему другие поэты писали и продолжают их писать? Потому что они пытаются понять, что это слово значит и ВЫРАЗИТЬ его значение. Но у них не получается. Потому что значение слова «любовь» бесконечно и при том еще очень индивидуально.

Полезные материалы для учеников и родителей

Если вы читаете эту статью, потому что учитесь в школе, советую вам подписаться на нашу рассылку. Раз в неделю вам будут приходить лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие месяцы мы как раз планируем написать много текстов в эту рубрику.

Еще загляните в подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные пособия, их можно сразу скачивать:

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Форма для комментария чуть ниже, прокрутите и увидите ее.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §79. Лексика и фразеология. Упражнение №*

Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы?
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?

Решение

Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы? Слова в языке служат для того, чтобы называть предметы, признаки, действия, чтобы человек с их помощью мог выразить свои мысли, чувства, передать свой опыт. Фразеологизмы, как и слова, могут называть предметы (камень преткновения), признаки (без царя в голове — легкомысленный, спустя рукава — плохо), действия (бить баклуши), но их употребление придает речи особенную выразительность, а также подчеркивает стилистическую окраску речи (нить Ариадны, камень преткновения — высокий стиль; сесть в калошу, зарубить на носу, навострить лыжи − разговорный стиль).
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Лексическое значение — это то, что слово обозначает.
Грамматическое значение — это набор определённых морфологических признаков, благодаря которому мы причисляем слова к определённым частям речи.
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами? Синонимы — это слова, имеющие одно и то же значение, могут являться одной и той же частью речи, но могут отличаться оттенками значений (большой, огромный, громадный).
Антонимы − слова, противоположные по значению, общим у них, как и у синонимов, является принадлежность одной и той же части речи.
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова в художественных произведениях необходимы для создания местного (диалектизмы), исторического (устаревшие слова — архаизмы и историзмы) колорита, а также для характеристики речи персонажей, относящихся к разным профессиональным и социальным группам (профессионализмы, жаргонизмы). Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: балык, барабан, компьютер, сканер, диван, витрина, бутерброд и т. п.
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?
Фразеологизмы состоят из двух и более слов (спустя рукава, держать язык за зубами), но лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, так как каждое слово, входящее в его состав, теряет своё лексическое значение. Словари бывают лексическими,
фразеологическими, словари синонимов, словари антонимов, орфографические словари, толковые словари, словари иностранных слов, исторические словари, словари сокращений слов русского языка, этимологические словари.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1. Значение «помещение между потолком и крышей» соответствует слову
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?