Что общего в этих правилах
Почему говорят, что исключение подтверждает правило, а не опровергает: примеры и факты
Риторический прием
Почему говорят, что исключение подтверждает правило, а не опровергает? Дело в том, что эта фраза обычно применяется человеком для того, чтобы подтвердить собственные тезисы, зачастую неправильные. На сайте Lurkmore даже есть раздел, посвященный этому выражению. Автор статьи утверждает, что оно является волшебным словосочетанием, которое надо приводить, когда аргумент нечем подкрепить.
Фраза «существование исключение подтверждает существование правил» действительно может стать сильным, но ложным аргументом. А благодаря тому, что употребляется она довольно часто, многие даже не задумываются над ее истинным смыслом. С ее помощью можно обратить противоречащие основному суждению факты на свою сторону, использовав в качестве риторического приема. Например, человек может утверждать, что все в мире видели летающие тарелки. Если собеседник скажет ему, что он и его семья не были свидетелями появления в небе НЛО, можно парировать пресловутым выражением «да, но это исключение — лишь подтверждение общего правила». И может показаться, что тот, кто убежден в постоянных визитах пришельцев на Землю, действительно прав. Но это — далеко не так. Чтобы понять, почему, стоит узнать, откуда взялась фраза о подтверждающих правила исключениях.
Немного истории
Выражение, которому посвящена статья, на латыни звучит так: «Exceptio probat regulam in casibus non exceptis». На английском ее можно сказать следующим образом: «Exceptions confirm the rules». Иногда его ошибочно приписывают Ивану Тургеневу. Но впервые оно было употреблено великим Цицероном. Он считал, что в случае, если есть некое исключение из одного правила, значит, есть другое, которое объясняет наблюдаемые факты, является более всеобъемлющим.
Цицерон использовал данный аргумент во время судебного процесса над Луцием Бальба старшим, которое слушалось в 56 году до нашей эры. Луций обвинялся в том, что он незаконно получил римское гражданство. Цицерон во время суда заявил, что между Римом и его ближайшими соседями есть договоренности, предполагающие у граждан невозможность двойного гражданства. То есть человек не может быть гражданином Рима, при этом не отказываясь от собственного. Луция обвиняли в том, что у него двойное гражданство. Цицерон заявил, что, если в некоторых соглашениях имеется исключения, значит, в тех документах, где они не прописаны, двойное гражданство по умолчанию разрешено. То есть наличие исключения говорит о том, что есть правило, из которого оно сделано, даже если у него отсутствует формулировка в письменном или любом другом виде.
Вот простой пример. Допустим, историки спорят, была ли в некоей переставшей существовать стране всеобщая воинская обязанность. Все, что удается обнаружить — это табличка, на ней указано, что мужчины, у которых есть дети в возрасте до 10 лет, освобождены от обязательной службы. По сути, обнаружено некое исключение. Но его существование говорит о том, что имелся закон, гласящий, что граждане мужского пола, у которых детей нет (или дети старше 10 лет), служить обязаны.
Как парировать в спорах
Что делать с тем, кто сказал в споре, что ваши доводы неверны, воспользовавшись расхожим выражением о правилах и исключениях? Прежде всего стоит попросить его привести другие примеры и факты, подтверждающие его правоту. В упомянутом разговоре об НЛО можно поинтересоваться, оставляли ли пришельцы какие-то следы своего присутствия, были ли сняты на видео или сфотографированы? Ведь если каждый человек хотя бы раз видел летающую тарелку, должны быть тысячи подобных свидетельств.
Можно приводить дополнительные аргументы. Например, собеседник считает, что всех женщин интересуют в мужчинах только деньги. Если сказать ему, что многие люди заводят семьи в студенческие годы, когда о высоких зарплатах не может быть и речи, он может ответить стереотипной фразой об исключениях из правил. Но статистика говорит о том, что количество браков, заключенных в молодые годы, весьма велико. А значит, далеко не всех женщин волнуют только доходы партнера.
В дискуссиях не следует опускаться до использования риторических приемов и ловушек. Фраза, которой посвящена статья, может обескуражить собеседника и вызвать у него когнитивный диссонанс. Но ее использование вряд ли поможет добраться до истины, ради поиска которой, как известно, и должен затеваться любой спор!
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Мудрецы древности
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
МУДРЕЦЫ ДРЕВНОСТИ
Мудрецы древности о правилах поведения. Что общего в этих правилах? Чем ценны для людей нашего времени наставления библейских мудрецов, Будды, Конфуция, Сократа? Чем — поучения Иисуса Христа?
Мудрецов-мыслителей, философов, пророков в древности было более чем достаточно. Все они рассказывали людям о своих умозаключениях о том, какова должна быть жизнь и как достойно нужно ее прожить человеку. Конечно, они по-разному подходили к жизненно важным для людей понятиям. Одни считали, например, что некоторые люди рождены для того, чтобы быть рабами, другие проповедовали всеобщее равенство людей. Одни полагали, что гармонии можно достичь лишь при обретении просветления, отказа от всех благ материального мира, чувств и желаний. Другие считали, что гармоничное общество можно построить благодаря гармоничным взаимоотношениям людей с учетом их социального положения в обществе. Одни считали, что все в руках Бога, и человек должен поклоняться ему, другие полагали, что лишь человеческий разум обладает сверхличной универсальной частью, и эта часть – Вселенский разум, или Бог. Тогда, что же объединяет наставления библейских мудрецов, Иисуса Христа, Будды, Конфуция, Сократа? Ответ достаточно прост – все они пытались определить место человека в природе и обществе; понять, каковы должны быть взаимоотношения человека с Богом, природой и другими людьми; определить понятия добра и зла, добродетели и греха; создать понятные правила поведения, которым должен следовать человек, в попытке достичь добродетели или высшего состояния души.
Давайте попробуем рассмотреть основные философские и религиозные позиции известных мудрецов древности.
Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.
На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.
Основатель конфуцианства, древний китайский мыслитель и философ Кун Цю (Конфуций), тоже пришел к выводу, что гармония жизни заключена в гармоничных человеческих отношениях. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности и лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.
Также Конфуций проповедовал очень разумный подход к осмыслению и отношению к различным понятиям, таким как благородство, справедливость, богатство, бедность, радость и невзгоды. Его поучения по отношению людей к этим понятиям действительно и сегодня могут сделать мир добрее и правильнее.
Сократ родился в обычной греческой семье в V веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия Сократа изложена в трудах Ксенафонта и Платона.
Сократ считал, что люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.
Однако несмотря на все стремления, люди не способны полностью понять истину, все знает только Бог. При этом греческий философ ставил единого Бога выше признанных греческих и считал, что божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Таким образом Сократ верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.
Кстати, и по сей день многие умозаключения Сократа популярны и его изречения знают во всем мире. Например:
С Моисеем связывают обретение человечеством мифических скрижалей завета, на которых написаны 10 заповедей, которые должен соблюдать каждый человек, если хочет обрести спасение после смерти. Во эти 10 заповедей, приведенные в простой форме:
Таковым по версии Ветхого Завета должен быть праведник. В принципе, эти заповеди актуальны и сегодня. Они предлагают человеку определенную модель поведения. И если заповеди второй половины десятка соответствуют общепринятой морали, то первые четыре заповеди характеризуют характер веры.
Напомним, Иисус родился в Вифлееме, в семье плотника из Назарета. Когда он вырос, Иисус стал ходить по землям Иудеи и проповедовать. Иисус объявил себя сыном единого Бога. Иисус считал, что признание единого Бога отцом всего сущего ведет к совершенно иным взаимоотношениям между Богом и людьми. Это должны быть уже не страх и формальное исполнение законов Моисея, а сыновняя любовь к Богу, как к отцу всего сущего. Иисус Христос в своих проповедях расширил требования к правильной жизни, изложенные в десяти заповедях. Он призывал любить ближнего своего как самого себя, «строить» храм веры в своей душе, и поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. В принципе, последний пример резюмирует практически все заповеди. Никто не хочет себе зла, а значит не должен желать зла другим. Никто не хочет, чтобы его обокрали, обманули или убили, поэтому не должен этого делать по отношению к другим. Любовь к себе и к ближнему должны быть мотивом всех действий человека, который хочет жить правильно. И в этом заповеди Ветхого Завета и проповеди Иисуса соответствуют общепринятой человеческой морали, а следовательно, признаются правильными большинством людей в нашем обществе.
Пропагандируемые Иисусом идеи отказа от традиционного религиозного формализма и общения каждого человека с Богом не через посредников, а только «в сердце своем», рассматривались иудейскими первосвященниками как ересь, подрывающая устои их власти. Это и привело в конечном счете к преданию ими Иисуса мученической смерти, которую он принял фактически добровольно, принеся тем самым искупительную жертву за все человеческие грехи.
Конечно же Иисуса из Назарета сложно назвать философом-мыслителем. Его проповеди не являются результатом умозаключения, его высказывания нельзя подтвердить аргументами и доводами – просто все его постулаты основаны лишь на вере. Поучениям Иисуса можно верить или не верить, они не поддаются разумному осмыслению, их сложно даже оспаривать, поскольку на любой вопрос можно получить ответ – все происходит по воле Бога, и неисповедимы пути Господа, и нам понять его не суждено. Лишь вера имеет значение.
Тем не менее, проповеди Иисуса о добре, праведности, любви к себе и к ближнему своему сделали намного больше, чем размышления всех философов вместе взятых. Люди, ведомые проповедями Иисуса, приходили к добродетели не через мыслительный процесс, как призывали поступать философы древности, а через веру.
Как мы видим, все мудрецы и пророки древности стремились сделать мир лучше, пытались научить людей понимать, что такое добро и зло. Философы видели величие души человека, призывали познать ее, и через познание прийти к добродетели. Пророки проповедовали, что лишь вера дает возможность найти в своей душе Бога и таким образом прийти к добродетели. И тот и другой путь может привести к одному и тому же результату, только в первом случае человек должен думать, а во втором – верить. Как поступать – каждый выбирает для себя сам.
Научно-исследовательский реферат на тему: Мудрецы древности о правилах поведения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Мудрецы древности о правилах поведения
Выполнила: Ломанова Виктория,
Княгинина Анастасия Сергеевна
Библейские мудрецы.……………………………………………. СТР. 4-5
Мудрецы в Древнем Китае……………………………………..… СТР. 7-10
Высказывания Сократа…………………………………………… СТР. 11-12
Сравнение древних и современных правил поведения…………………………………………………………. СТР. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. СТР. 14
Издавна люди хотели выработать правила хорошего поведения. С хорошо воспитанным человеком всегда приятно общаться. Он правильно говорит, имеет хорошие манеры, уважает своих родителей и других людей. Мне стало интересно, чему древние мудрецы учили своих современников. Каждый день мы следуем определенным правилам поведения. Мы знаем, как надо себя вести в школе, дома, в общении с другими людьми, но не у всех людей совпадают понятия хорошего и плохого поведения. Так что же это такое «правила поведения» и кто их вообще установил? В современном мире крайне важно знать и соблюдать правила поведения, чтобы быть воспитанным человеком. Также эта тема заинтересовала меня потому, что меня хотела узнать, кто и когда создал правила, которым люди следуют в жизни. На уроках истории мы изучали Конфуция и его правила, и мне стало интересно, кто еще создавал правила поведения. И я решила провести исследование по этим правилам.
Объект исследования: правила поведения созданные мудрецами Древнего мира.
Предмет исследования: правила древних мудрецов, которыми мы пользуемся сейчас.
Проблема исследования: Современны ли правила созданные древними мудрецами?
Гипотеза : древние мудрецы задолго до нас установили правильные образцы поведения.
Цель: Выяснить какие правила созданные древними мудрецами, используются в современной жизни, которым следуем мы.
Узнать какие правила поведения существовали в древности;
Выяснить следуют ли этим правилам люди в наше время.
1.Мир един. Всё живое создано во благо человека. Животный и растительный мир взаимосвязаны и человек должен беречь и приумножать всё это во благо самого себя.
2. У каждого человека должно быть имя, семья, близкие, которые всегда готовы прийти на помощь. Но человеку свойственно ошибаться и важно понимать и осознавать свои ошибки и пытаться не совершать их или исправить.
3.За каждый свой поступок нужно отвечать и можно понести наказание. Нужно быть человеком, на котором прекращается цепочка зла.
Нагорная проповедь Иисуса Христа о поведении человека :
1.ТЕРПЕНИЕМ вашим спасайте души ваши.
2.ДАРОМ ПОЛУЧИЛИ, даром давайте.
3.НИЧТО, ВХОДЯЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКА ИЗВНЕ, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
4.ИТАК, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
5.НЕ ИСКУШАЙ Господа Бога твоего.
6.БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ, ибо они наследуют землю.
7.КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
8.ВСЯКИЙ, КТО СМОТРИТ НА ЖЕНЩИНУ с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
9.НЕ СОБИРАЙТЕ СЕБЕ СОКРОВИЩ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.
10.КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ПЕРВЫМ, будь из всех последним и всем слугою.
11.КОГДА ТЫ БЫЛ МОЛОД, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.
12.НЕ БОЙТЕСЬ УБИВАЮЩИХ тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
13.ИСТИННО, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
14.ВОЗВРАТИ МЕЧ ТВОЙ в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.
15.КТО НЕ ПРОТИВ вас, тот за вас.
16.И ПРИЛЕПИТСЯ человек к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
17.ВСЯКИЙ ДЕЛАЮЩИЙ ГРЕХ, есть раб греха.
18.ВСЯКОЕ ЦАРСТВО, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
19.ЕСЛИ ЛЮБИТЕ любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят.
20.НЕ ДАВАЙТЕ святыни псам.
21.БУДЬТЕ МУДРЫ, как змии, и просты, как голуби.
22.ИТАК, БОДРСТВУЙТЕ, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет.
23.ПОРОЖДЕНИЯ ЕХИДНИНЫ! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?
24.ГОРЕ ВАМ, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
25ДУХ БОДР, плоть же немощна.
26.ПРЕДОСТАВЬ МЕРТВЫМ погребать своих мертвецов.
27.НЕ БОЙСЯ, только веруй.
МУДРЕЦЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Будда о правилах поведения человека:
Не лгать и не клеветать
Не использовать дурманящих веществ
Не сплетничать о других буддистах
Не превозносить себя и не унижать других
Не скупиться к нуждающимся
Не держать зла и не побуждать к злу
правильное понимание : следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
правильная сосредоточенность : следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
МУДРЕЦЫ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
Из высказываний Конфуция:
2. Оттачивайте свои инструменты.
Жизнь не стоит на месте, постоянно изменяются условия и обстоятельства, и это требует повышения мастерства в любом роде деятельности. Если вы хотите достичь цели, нужно принимать во внимание меняющиеся условия и обстоятельства, постоянно учиться, приобретать новые необходимые навыки и совершенствоваться – и это приведет к успеху. Это важное правило Конфуция люди часто упускают из виду.
3. Корректируйте методы достижения цели, но не саму цель.
Если вы чувствуете, что цель правильная, но становится недостижимой, не нужно изменять цель, нужно корректировать методы ее достижения. Другими словами, нужно найти другие способы достижения цели, которые окажутся эффективными на данном этапе пути. Помните, что жизнь всегда меняется, поэтому, чтобы достичь своих целей, нужно учитывать эти изменения и самому меняться. От этого зависит успех в достижении целей.
4. Делайте лучшее, делайте хорошо.
Что бы вы ни делали, делайте это хорошо, качественно, с любовью – насколько это вообще возможно. Делая лучшее из того, что вы можете, вы не будете потом сожалеть. Конфуций говорит: «Куда бы вы ни шли, следуйте туда всем своим сердцем». Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от вас зависящее.
5. Ваше окружение определяет ваше будущее.
Человек во многом зависит от своего окружения, которое значительно влияет на систему ценностей и мировоззрение, и, таким образом, на будущее человека. Конфуций рекомендует не иметь дел с людьми, которые не занимаются самосовершенствованием. Такие люди «застыли» в своем развитии, и будут только тормозить вас на пути к успеху и достижению целей. Ведите дела и больше общайтесь с людьми, которые идут в ногу со временем и развиваются. Следуя этому правилу, вы тоже будете постоянно развиваться.
6. Хорошие вещи дорого стоят.
Трудно добиться всего хорошего, так как всё действительно стоящее требует больших усилий. Гораздо легче ненавидеть, чем любить. Легко быть негативным, и трудно излучать позитив. Проще совершать зло, чем делать добро. Всё лучшее, чего можно достичь в этом мире, требует больших усилий, работы над собой. Но оно того стоит. Конфуций говорит, что внешний мир – это отражение нашего внутреннего мира, поэтому, если мы хотим сделать внешний мир лучше, мы должны заниматься собой, развивать свои лучшие качества. Работа над собой – это неотъемлемая часть успеха в достижении любых целей. Возьмите за правило каждый день стараться что-то делать для саморазвития.
7. Обида разрушительна.
Быть обиженным означает жить в негативе, а жизнь в негативе не может привести ни к чему хорошему. Что излучаем, то и притягиваем. Излучая негатив, мы не можем притянуть позитив, так как это противоречит законам жизни. Оставьте обиды в прошлом, отпустите их, и ваше движение к успеху и счастью значительно ускорится. Конфуций советует продолжать движение к своим целям, несмотря на обидные поступки других людей, не позволяя обидам сбить нас с курса. Использование этого правила обязательно для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше.
8. Всегда помните о последствиях.
Каждое слово и действие приводит к тем или иным последствиям, и это правило всегда нужно помнить. Конфуций говорит: «Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях». Гнев отключает разумность, здравомыслие. Под влиянием эмоций человек делает глупости, что может замедлить его духовное развитие и отодвинуть цель. Умение контролировать свои эмоции – это залог успеха в достижении поставленных целей.
9. Каждый может вас чему-то научить.
Каждый человек может стать нашим учителем в чем-то. Конфуций говорит, что чему-то хорошему в другом человеке можно подражать (стараться привить себе, развивать), а видя что-то плохое в другом, стараться искоренять это в себе. Таким образом, каждый человек может нас чему-то научить. Старайтесь использовать это правило каждый день, в общении с каждым человеком.
Основные мысли, которые сформулировали мудрецы:
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.
Если ты ненавидишь – значит, тебя победили.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.
На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.
Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
Драгоценный камень нельзя отполировать без трения.
Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.
Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.
Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
Берегись, чтобы, добиваясь славы, не достичь противоположного. Посмотри, как относятся к тем, которые говорят и делают без понимания. К ним относятся с презрением. И, наоборот, разве ты не находишь, что люди, пользующиеся славой и удивлением, принадлежат к числу лиц, превосходно знакомых с своим делом.
Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг – это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.
Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.
Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.
Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.
СРАВНЕНИЕ ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ
Следить за здоровьем.
Сократ, Конфуций, ИисусХристос.
Добро всегда побеждает зло.
Сократ, Конфуций, ИисусХристос.
Не сдавайтесь, несмотря не на что.
Добивайтесь цели, несмотря на трудности
Обязательно создавайте семью
Бездружбы нет общения
Не превозносить себя и не унижать других
Какие правила соблюдаем мы :
2.Не сплетничать о других (Будда)
3. Жизнь она простая просто мы её усложняем. (Конфуций)
4. Без дружбы нет общения. (Сократ).
6. Не унижать других (Сократ)
7. Быть добрым к окружающим тебя людей и ко всем. (Иисус Христос)
Когда я закончила свое исследование, то я увидела в сравнительной таблице, что некоторые правила повторяются у нескольких древнейших мудрецов, и хотя они записаны совсем по-другому, то смысл один и тот же. В наши дни эти правила не забыты, и до сей поры люди соблюдают эти правила.
Я думаю, что эти правила сохранились до сей поры потому, что они передавались из поколения в поколение для того чтобы люди знали как себя вести и что делать, что бы стать настоящим человеком. Следуя этим правилам, человек становится человечней. Нормы и правила поведения существовали с глубокой древности. Многие мудрецы и философы создавали их в разных странах и в разное время. Но все они учат одному: милосердию, почитанию родителей, великодушию, прощению, всегда говорить правду, не обижать слабых, любить ближнего, быть вежливым. Эти правила актуальны всегда. Но, к сожалению сегодня, многие люди забывают об этих ценностях, сквернословят, грубят друг другу, лгут, не уважают родителей, убивают, совершают плохие поступки и не раскаиваются в этом.
Я считаю, что доказала свою гипотезу, и правила, которые были в древности актуальны и сейчас.
на научно-исследовательский реферат
учащейся 5А класса МБОУ СОШ №1
Ломановой Виктории на тему:
«Мудрецы древности о правилах поведения»
Актуальность выбранной темы, заключается в том, что она заинтересовала ребенка меня и ей захотелось узнать, кто и когда создал правила, которым люди следуют в жизни. На уроках истории мы изучали Конфуция и его правила, и ей стало интересно, кто еще создавал правила поведения.
При написании исследовательской работы учащаяся самостоятельно проводила поиск и анализ исторических данных, изучение различных религиозных источников.
Работа представляет огромный кропотливый труд. В работе имеются не только «сухие» теоретические данные, но и очень много интересных фактов.
Практическая значимость исследования в том, что результаты этой работы могут быть использованы для включения для дополнительного изучения учащимися.
Рекомендуемая оценка выполненной работы – отлично.
Вывод: проектная работа Ломановой Виктории по теме: Мудрецы древности о правилах поведения отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ Княгинина А.С.
(подпись) (фамилия, инициалы,
Название проекта: «Мудрецы древности о правилах поведения»
Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно, чему древние мудрецы учили своих современников. Каждый день мы следуем определенным правилам поведения. Мы знаем, как надо себя вести в школе, дома, в общении с другими людьми, но не у всех людей совпадают понятия хорошего и плохого поведения. Так что же это такое «правила поведения» и кто их вообще установил? В современном мире крайне важно знать и соблюдать правила поведения, чтобы быть воспитанным человеком. Также эта тема заинтересовала меня потому, что меня хотела узнать, кто и когда создал правила, которым люди следуют в жизни. На уроках истории мы изучали Конфуция и его правила, и мне стало интересно, кто еще создавал правила поведения. И я решила провести исследование по этим правилам.
Я поставила следующую цель: выяснение какие правила созданные древними мудрецами, используются в современной жизни, которым следуем мы.
Узнать какие правила поведения существовали в древности;
Выяснить следуют ли этим правилам люди в наше время.
В ходе проекта мы выполняли следующие действия:
Составили план работы над проектом
Определили цель работы над проектом
Изучили дополнительную литературу
Выполнили исследования, практическую работу