Что общего между турками и татарами
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова «мой брат»?
К Татарстану в Турции особо теплое отношение. Потомки Османской империи уверены, что турки и татары — два братских народа, у которых общая культура и почти единый язык. Глава Татарстана Рустам Минниханов, который находится с рабочим визитом в турецком Измире, признается, что общается с президентом Турции без переводчика: «Я говорю по-татарски, он — по-турецки, и мы прекрасно понимаем друг друга». Турецкие инвестиции в экономику Татарстана впечатляют: они составили целых два миллиарда долларов. Несколько лет назад Татарстан собирался перейти с кириллицы на латинский алфавит турецкого образца. Но Госдума и Конституционный суд РФ запретили это делать.
Это стало доброй традицией: каждый год лидеры Турции и Татарстана встречаются в Анкаре, где обсуждают перспективы турецко-татарстанского стратегического сотрудничества. Лидер Татарстана Рустам Минниханов побывал в Анкаре в апреле 2015 и декабре 2016 года, где провел переговоры со своим турецким коллегой, с которым у него сложились дружеские отношения.
Реджеп Эрдоган при встрече называет Минниханова так: «Мой брат Рустам».
В этом году Минниханов прибыл не в Анкару, а в Измир, поэтому встреча двух лидеров, возможно, не состоится: у Эрдогана в Анкаре плотный график работы, и в Измир он может просто не попасть. Но впереди еще вторая половина года, и встреча двух лидеров может состояться в осенне-зимний период.
17 августа 2017 года глава Татарстана прибыл в турецкий город Измир, где на следующий день выступил с речью на Международной торговой выставке-ярмарке промышленных и потребительских товаров. Рустам Минниханов заявил об особой роли Татарстана в отношениях Москвы и Анкары. «Наша республика всегда стремится выступать эффективным связующим звеном между Россией и Турцией», — подчеркнул он.
Он сообщил, что в октябре 2017 года на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Алабуга» состоится очередное заседание российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, где будут обсуждены новые совместные проекты Татарстана и Турции.
«Возможностей для развития бизнеса у нас достаточно», — уверен глава Татарстана. Как он говорит, по итогам 2016 года двусторонний внешнеторговый оборот между Татарстаном и Турцией превысил 215,5 миллиона долларов США. Это в три-четыре раза меньше докризисных показателей: в 2012 году товарооборот превышал 900 миллионов.
Турция сегодня занимает в Татарстане первое место по количеству совместных предприятий — их более 280.
«Турецкая Республика — один из ведущих зарубежных партнеров Татарстана, — продолжал Рустам Минниханов. — Турецкие компании инвестировали в нашу республику два миллиарда долларов США. Сегодня в Татарстане успешно работают 10 турецких заводов. В Казани успешно работает генеральное консульство Турции. В Стамбуле действует представительство нашей республики. Казань имеет побратимские отношения с Анкарой и Стамбулом. Нас связывает регулярное авиасообщение между Турцией и Татарстаном».
Почему Татарстан не отказался от поста президента?
Создается впечатление, что устанавливая прямые отношения стратегического сотрудничества с Анкарой, руководство Татарстана не согласовывает каждый свой шаг с Москвой. С момента распада СССР в 1991 году Казань отстаивала для себя особый статус государственности в составе России. 11 августа 2017 года завершился срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан. Кремль отказался продлевать действие этого документа, давая понять, что парад суверенитетов в России завершен.
Но тем не менее в тексте конституции республики сохраняется положение о том, что «Татарстан — демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией». Кроме того, сегодня Татарстан является единственным субъектом в составе РФ, которым руководит не глава республики, а президент республики. И это несмотря на то, что на федеральном уровне принят закон, запрещающий руководителям регионов РФ называться президентами. Срок переименования в главу республики истек еще 1 января 2015 года.
Однако Рустам Минниханов не проявляет готовности подчиниться требованию закона. Тем самым официальная Казань дает понять Кремлю, что республика не хочет отказываться от привилегированного статуса в составе России.
Спикер госсовета республики Фарид Мухаметшин считает, что для переименования должности президента в главу необходимо провести республиканский референдум. По его словам, статья конституции Татарстана, в которую нужно вносить изменения по этому вопросу, может быть изменена только по итогам всенародного голосования. «Однако еще неизвестно, как народ проголосует», — предупреждает он.
Но эксперты считают, что это заявление президента России вовсе не означает, что Москва не перестанет убеждать Казань отказаться от поста президента. Решение этого вопроса — дело времени, уверены аналитики.
Почему Москва запретила Татарстану переходить на турецкий алфавит?
В сентябре 1999 года госсовет Татарстана принял закон о переходе с кириллицы на латинский алфавит на турецкой основе; переход должен был начаться с 2001 года. Однако в декабре 2000 года комитет Госдумы РФ по делам национальностей вынес свой вердикт, остудивший горячие головы в Казани. «Изучение проблемы показывает, что как лингвистические, так и педагогические основания для данной реформы графики отсутствуют, — говорилось в заключении думского комитета. — Современный татарский литературный язык успешно развивается при использовании алфавита на кириллической основе. Что касается вхождения в латино-письменный тюркский мир, такая ориентация может привести к изоляции Республики Татарстан от многонационального тюркоязычного населения, проживающего в различных субъектах России, включая этнических татар, использующих кириллическую графику, и в конечном итоге — к возможным межнациональным конфликтам».
Таким образом, лингвистическая проблема приобрела сугубо политическую окраску. 15 ноября 2002 года Госдума РФ приняла поправку в действующий закон «О языках народов РФ», согласно которой алфавиты государственного языка страны и государственных языков республик «строятся на графической основе кириллицы». В ноябре 2002 года госсовет Татарстана принял обращение к президенту РФ, в котором призвал главу государства как гаранта Конституции России отклонить эту поправку. Однако окончательную точку в этом споре поставил Конституционный суд РФ, который в своем решении от 16 ноября 2004 года признал право федерального центра «устанавливать графическую основу государственных языков народов России». Тем самым Татарстану было запрещено переходить на латинский алфавит.
Однако, как ни парадоксально, официальная Казань не отказалась от попыток перейти на латинский алфавит.
24 декабря 2012 года госсовет Татарстана принял закон «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан». Признав, что «кириллический алфавит остается официальным алфавитом», госсовет все же оставляет лазейку для использования латинского алфавита.
Отныне «допустимо использование латиницы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации». Кроме того, хотя в официальных ответах государственных органов используется кириллица, но также «предусмотрена возможность дублирования кириллического текста латиницей». Более того, с 2013 года допускается использование латиницы при обращении граждан в государственные органы.
Таким образом, именуя себя суверенным государством в составе РФ, Татарстан как бы дает понять, что сохраняет за собой большое пространство для маневра. Республикой руководит не глава, а президент, а в делопроизводстве латинский алфавит используется параллельно с латинским.
А «турецко-татарстанское стратегическое сотрудничество» (именно такой термин употреблен в официальном сообщении на сайте президента Татарстана) призвано показать: Казань имеет право на выстраивание прямых экономических (а на следующем этапе и политических) отношений с Анкарой, минуя фазу предварительного согласования своих действий с Москвой.
Остается лишь ответить на вопрос: укрепляет ли пример такой «исключительности», который показывает Татарстан, фундамент Российской Федерации как единого многонационального государства?
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Эрдоган: Татары и турки – это родственные народы с общим сердцем (видео)
Тайип Эрдоган процитировал Тукая на татарском языке
Татарский и турецкий народы прочно связаны общими духовными, культурными и историческими ценностями, считает премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Турецкий лидер совершил экскурсию по музею Казанского университета в сопровождении президента Татарстана Рустама Минниханова и ректора Казанского университета Ильшата Гафурова, сообщает Islam-portal.
«Я нахожусь среди братского народа. Долгая разлука подошла к концу, ведь татары и турки это родственные народы и у нас общее сердце. Мы живем в унисон друг с другом» – сказал он, выступая в казанском вузе.
В своей речи Эрдоган назвал Казань жемчужиной Поволжья и отметил, что для него большая честь находиться в Татарстане.
Премьер-министр Турции уделил особое внимание общей истории татар и турок. В частности, он остановился на именах Юсуфа Акчуры и Садри Максуди, выдающихся татарских общественных и политических деятелей конца 19 – первой половины 20 веков.
«Юсуф Акчура и Садри Максуди внесли большой вклад в развитие Турции, – отметил он, – В Турции сейчас живет очень много татар, благодаря которым укрепляются партнерские связи между нашими странами».
Восторг собравшейся публики вызвало прочитанное Эрдоганом на татарском языке стихотворение «Туган тел» татарского поэта Габудуллы Тукая. Как отметил турецкий лидер, этот год организацией ТЮРКСОЙ назван годом Габудуллы Тукая не случайно, ведь он особое внимание уделял важности родного языка.
Говоря о сотрудничестве Татарстана и Турции, Эрдоган отметил деятельность генерального консульства Турецкой Республики в Казани и работу турецких строительных компаний. «Что касается торгового оборота между Турцией и Россией, то я хочу, чтобы большая его часть приходилась именно на Татарстан», – заявил Эрдоган.
В своем выступлении премьер-министр уделил также особое внимание сотрудничеству между Татарстаном и Турцией в преддверии Универсиады-2013, рассказал о внешней политике своей страны, отметив, что турки заинтересованы в стабильности в соседних с Турцией регионах – Кавказе, Средней Азии и Ближнем Востоке. Он также отметил, что политическая ситуация в Турции отражается на положении дел в соседних с ней странах. По этой причине, как считает турецкий лидер, ни у кого не должно оставаться сомнений в добрых намерениях их внешней политики.
Видео подготовлено радио «Свобода». Ролик на татарском языке.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Да поможет ему Аллах!
«Быть «татарином» уже подразумевается, что ты из правящего сословия»
Казанский историк Искандер Измайлов приподнимает завесы тайны над значениями этнонимов «тюрк», «турки» и «татары», а также рассказывает о механике их распространения на народы.
На канале «Татары мира» в формате прямой трансляции начался цикл передач под названием «Исторические виражи этнонимов тюркских народов» вместе с казанским историком Искандером Измайловым. В первом выпуске он рассказал о механике возникновения этнонимов у народов вообще и детально разобрал, что значат и откуда пришли такие этнонимы как «тюрк», «турки» и «татары».
— Как формируются этнонимы у народов?
— Мы понимаем, как людям даются имена. Имена даются родителями или племенем. В традиционных обществах человек получает одно имя, оно же первое его имя. А когда он становится юношей, то уже получает определенное другое имя. Проходит инициацию, становится юношей, тогда он может получить новое имя. А если он станет знатным человеком или вождём, то он уже получает другое имя. Есть ещё понятие, что у людей могут быть сокровенные, тайные, неназываемые имена.
Очевидно, что у народов всё происходит иначе. Нужно признать, что у наименований народов существовала иерархия. Скажем, объединение в виде семьи, рода или клана имели своё наименование. Некоторые считают, их названия происходили как правило от топонимов. Скажем, «люди, которые живут к Красной реки» или «люди, которые живут и Зелёной горы».
— То есть, красноречушники и зеленогорцы?
Если мы посмотрим древние этнонимы, то очень часто они все восходят к наименованию «настоящие люди», «люди». В этом процессе человечество не сильно креативностью выделялось.
Например, немцы сами себя называют как «дойч». А это значит «человек», «настоящий человек».
Или, например народ России, которого все называют чукчами. Но они сами себя называют лыоравэтланы, что значит «настоящие люди». А слово «чукчи» возможно обозначал военный контингент этих лыоравэтланов, который был очень воинственным. И вот со временем этноним «чукчи» накрыл их всех как внешний этноним, как экзоэтноним. Но себя они называют как лыоравэтланы.
Или, например, индейцы навахо, у которых сегодня в США самая большая резервация, имеют на самом деле название «дены», что опять переводится как «настоящие люди».
Например, в Европе с Севера, или в Азии с Севера к границам Римской империи или Китая (не важно, везде одна и та же картина) идёт такой отряд воинов, который начинает постепенно обрастать такими же воинственными группами. И вот такой поход, такое движение людей начинает формировать какую-то новую общность, какую-то новую группу.
Подошедшая к границе цивилизации такая группа воинов может себя уже как-то по-другому называть, хотя в составе себя может иметь представителей уже совсем других народов. И эти новые этнонимы уже не восходят к языковым, территориальным общностям, к названиям себя как «настоящие люди».
— Откуда произошло название «тюрки»?
Известный дореволюционный российский востоковед-академик Бартольд один из первых сказал, что не совсем понятна этимология слова «тюрк». Но, рассуждал Бартольд, этот этноним обозначает не этническую, а социальную общность. Но в филологические тонкости и подробности термина «тюрк» он не вдавался.
Советский академик-тюрколог Кононов он сделал филологический анализ термина «тюрк». Он исходил из того, что само слово «тюрк» делится на корень «тур» и суффикс «к». Причем, отметим, что по-китайски слово «тюрк» тоже двумя иероглифами передаётся, где также есть отдельный «тур» и «к».
В понятие «тур», «тор» мы без труда слышим знакомое нам в татарском языке, в других тюркских языках слово «түрә». Это слово с татарского переводится как «начальник», «чиновник», «сановник», «закон», «знатность».
Скорее всего тот факт, что род или общность «тюрк» захватила власть среди других тюркских племён, то именно поэтому они и приняли себе этноним «тюрк». Но при этом внутри этого появившегося конгломерата «тюрк» были тёлёсы, тардуши и целый ряд других племенных группировок. История этого тюркского конгломерата в итоге пришла к тому, что Тюркский каганат распался на Западны и Восточный каганаты.
— А почему жители Османской империи в 20 веке стали турками?
Турки-сельджуки взяли под свой контроль арабского халифа. Ему было указано, что халиф теперь занимается только духовной властью, а светскую власть будут исполнять султаны из рода Сельджуков. Но потом держава чуть-чуть пережила своего основателя Тогрул-бека и распалась. В итоге, тюркские племена распространились по передней Азии, по полуострову Малая Азия.
А самое знаменательное, это когда турки-сельджуки разбили войска византийского императора в 1071 году в бите при Мцикерте. Они прорвались на Анатолийское плато. До этого арабы бились об крепости предгорья Анатолийского плато и никак не могли пройти дальше. Византийцы довольно крепко держали эти границы этими крепостми. Но туркам удалось это разгромить.
И вот получилась такая ситуация, что Сельджуки остались вокруг Багдада. А эти другая часть племени, то есть турки, прорвались в Анатолию.
— Но они же большой период истории называли себя османами. Почему они изначально себя не назвали турками?
— Османами ни себя назвали потому, что у них был завоеватель по имени Осман I Гази (1299-1324), который считается основателем Османской империи.
Но Османская империя, как и всякая другая империя, этнически не была тюркской. В этой империи многие администраторы, военначальники частично были выходцами из албанцев, из дунайских славян, частьиз армян, часть из евреев.
И по итогам Первой Мировой войны, после того, как Османская империя потерпела поражение, Мустафа Кемаль Ататюрк сказал, что основой нового государства будут анатолийские тюрки. Они должны стать кровью и плотью нации. Ещё в начале ХХ века если вы на улице Константинополя торгову сказали бы, что он турк, то могбы полезть в драгу или зарезать. В общем, сильно обиделся бы. Тогда «тюрки», «турки» у османов ассоциировались с грязными кочевниками, которые пасут коз в Анатолии. А османы себя считали благородными.
Но Мустафа Кемаль Ататюрк сделал свою революцию и заставил всех сменить свои имена, в том числе он сменил и этноним у свеого народа.
— Отуда этноним «татары»?
— Куда делось 21 татарское племя? Почему такая разница?
— Не знаю. Видимо во время Тюркского каганата произошло какое-то переформатирование татарских племён. Может часть племён куда-то обратно откочевали.
И вот после гибели Тюркского каганата образовался большой Уйгуро-Татарский каганат.
— Он так и назывался «Уйгуро-Татарский» каганат?
— Нет, только как Уйгурский каганат назывался. Но уйгуры долго воевали с татарами наконец их подчинил себе и у них образовалось общее для уйгур и татар государство. Но в 840 году государство уйгур и татар разгромили кыргызы и они буквально на короткое историческое время, буквально на два поколения захватили власть в Центральной Азии. Но потом их завоевали кидани.
Но в ходе всех этих завоевание ни уйгуры, ни татары ведь никуда физически не делись. Да, может они пострадали, кто-то убежал к границам Китая. Например, известно, что на территории Ордоса (территория Китая, на которой река Хуанхэ делает своеобразную петлю), которая пустынно-степная, ңили онгуты, которых еәһ называют как «Белые татары».
А во времена Чингисхана значительная часть вот этих татар-уйгур добровольно ему подчинилась, их на самом деле никто не истреблял. Они стали основой для администрации его государства. Значитальная часть этих татарских племён вошла в состав Улуса Джучи (сына Чингисхана, предвестника Золотой Орды). А другая часть татаро-уйгурской аристократии после кыргызского завоевания ушла в Прииртышье, где создала Кимакский каганат. Но у него название только такое, хотя персидский географ и историк Гардизи пишет, что правители Кимакского каганата были «из татар». Территория Кимакского каганата тоже добровольно вошла в состав Улуса Джучи.
После гибели Золотой Орды татары в постордынских государствах считались военно-правящим сословием. И вот эта традиция называть эту аристократию татарами перешла и в Российское государство.
— В татарско-мусульманская интеллигенция, их сообщество в составе Русского государство само себя как называло?
Если кто-то из служилых татар хотел остаться в дворянском сословии, то он должен был принять православие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Некоторые татары отказались от этого, они потеряли земли, но они сохранили деньги, влияние, образовательный уровень и начали заниматься торговлей.
В общем, при Петре произошло слияние сословия служилых татар с крестянской, сельской мусульманской массой населения.
— То есть, татары должы сказать спасибо Петру I за то, что он наших татар-началҗников, нашу татарскую аристократию спустил с небес на землю, отняв у них земли и крепостных?
— Да, Пётр I с татарами сделал то, на что у англичан в Великобритании ушло несколько веков. В общем, как создали татарскую нацию? Пётр I деклассировал татарскую аристократию в лице служилых татар, отнял у них привилегии. Те спустились к татарам вниз. В итоге у нас получилось, что вчерашняя татарская аристократия срослась с сельскими и городскими мусульманами-обывателями. И так вперёд выдвинулась национальная идентичность у татар.
Турок татарину – брат. А русскому – нет?
В Казани без всякого патриотического восторга следят за развитием конфликта между Москвой и Анкарой
В Казани с большой тревогой следят за разрастанием российско-турецкого конфликта. Озабоченность той безоглядной скоростью, с которой Москва разрывает многолетние контакты с Анкарой, прорвалась в недавнем выступлении перед журналистами президента Татарстана Рустама Минниханова, назвавшего турецкий и татарский народ «братьями».
Каждый четвертый доллар иностранных инвестиций в Татарстане – турецкий. Общий объем турецких финансовых вложений в Россию в 2014 году составил почти 12 миллиардов долларов, из них два миллиарда пришлись на Татарстан. Эта республика заключила прямые соглашения о сотрудничестве с семью провинциями Турции, рассчитывая, что «татарская» доля в турецких инвестициях в Россию в ближайшие годы удвоится. Все эти миллиарды – чем особенно гордятся в Казани – направляются в первую очередь в развитие промышленности: в автомобилестроение, деревообработку, IT-сферу, строительный бизнес, а не в нефтяной промысел.
В последние месяцы 2015 года вся эта схема выгодного сотрудничества во многом пошла прахом: после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС над сирийско-турецкой границей, двусторонние экономические программы сворачиваются, из России решением Москвы высланы турецкие студенты, прекращается культурное, спортивное сотрудничество, затихли туристические обмены. Турция в длинном списке «главных врагов России» опередила Украину и США.
– Конечно, нас такой разворот событий не может не беспокоить, – сказал в интервью Радио Свобода видный казанский интеллектуал, директор местного Института истории, доктор исторических и кандидат философских наук, член партии «Единая Россия», депутат Государственного совета Республики Татарстан Рафаэль Хакимов. – В Татарстане очень много турецких инвесторов, в последние годы турецкие партнеры построили у нас крупные заводы. Мы рассматриваем Татарстан как «окно в Турцию» для всей России. За нарастанием конфликта между Москвой и Анкарой в Казани поэтому следят с недоумением, с настороженностью, но в какой-то мере и с надеждой, что этот конфликт все-таки ненадолго.
– Означает ли это, что в Казани не находят понимания меры по разрыву отношений с Турцией, предпринятые российскими властями?
– Означает. При чем тут турецкие студенты, которые учатся в Татарстане? При чем тут турецкие бизнесмены? Турция в последние годы вложила в развитие Татарстана большие средства, миллиарды долларов, и готова инвестировать еще больше. Построенные турками заводы успешно работают и, между прочим, приносят доход не только бюджету Татарстана, но и российской казне. Все это приостанавливать из-за одного инцидента? Это нам непонятно. При чем тут, например, TÜRKSOY (Международная организация тюркской культуры; Башкирия, Тува, Алтай и Хакасия «в знак протеста против действий Турции» по рекомендации Министерства культуры России в конце минувшего года свернули свою деятельность в этой организации – РС), это же совершенно далекая от политики сфера! Тут занимаются культурой – пляшут и поют, если попросту говорить. В России тоже живут тюркские народы, зачем же вот так вдруг культурное сотрудничество сворачивать?!
– Вы думаете, слышен голос Татарстана в Москве? Иными словами, делают ли в Кремле поправку на особые отношения Татарстана и Турции, в конце концов, на некоторый особый статус Татарстана в составе РФ? Или Москва не торопится обращать на это внимание?
– Две важных турецких компании, согласно решению правительства России, не подпали под санкции, оба работают в свободной экономической зоне «Алабуга». Из организации TÜRKSOY Татарстан отказался выходить.
– В российских государственных средствах массовой информации Турция теперь упоминается исключительно в негативном контексте. Теперь Анкара, а не Киев или Вашингтон, – главный враг России. С этим что делать?
– Подождать. Еще в середине осени главными врагами России действительно считались Украина и США. Этим уже как бы объелись. Потом Сирия началась, теперь Турция. Пройдет какое-то время, и Турция станет неактуальной.
– Вы думаете, Кремль отыщет нового врага?
– Скорее всего, да. Политическая ситуация на Ближнем Востоке не улучшается. Говорить о том, что сирийский кризис можно распутать одними бомбардировками, не приходится. Все утрясти политически, наладить отношения между разными воюющими группами и фракциями, между суннитами и шиитами, между саудитами и турками, между США, Францией, Европой и Россией – это не так просто.
– Чем вы объясняете такую поспешную решительность Москвы – может быть, импульсивностью российского руководства или русского национального характера? Вам, похоже, ближе восточная мудрость – «переждать ветер»?
– Да-да, конечно. Тут вот что важно понимать: Татарстан не просто так, не сам по себе работал с Турцией. Это было согласовано не только с МИД России, но и с высшим руководством страны. Это всячески одобрялось Москвой. Не может внешнеполитическая стратегия страны строиться на эмоциях, поэтому нужно с пониманием отнестись к тому неудовольствию, которое вызвал в Москве инцидент с бомбардировщиком. Время пройдет – все уляжется.
– Когда почти два года назад Россия включила Крым в свой состав, Москва пыталась использовать казанских татар в роли переговорщиков, своего рода парламентеров, для налаживания отношений с крымскими татарами. Сейчас у вас в республике нет подобных сигналов от российского руководства? Не хочет ли Москва использовать Казань для нормализации отношений с Турцией?
– Пока нет. Я думаю, пока это невозможно, нужно, чтобы схлынули страсти. У нас ведь еще и СМИ очень. своеобразные. Они, даже если их не просят, подключаются к общей истерии. Нужно, чтобы просто прошло время. Я думаю, что Татарстан естественным образом постепенно включится в процесс восстановления связей.
– Президент Татарстана Рустам Минниханов публично предложил такую формулировку: «Для русского народа турецкий народ – друг, а для татарского народа – брат». Как бы вы расшифровали его послание? Как его читать Москве?
– Турки и татары – действительно братские народы. Во-первых, у нас есть близость в планах культурном и языковом. Во-вторых, татарские интеллектуалы в 1920-е годы внесли большой вклад в становление Турецкой республики. У Кемаля Ататюрка были советники из татар, причем на ключевых должностях. У нас есть общая история, и ее так просто не выбросишь. Это означает, что мы не можем к развитию многолетних отношений просто подходить только с точки зрения какого-то отдельного конфликта. Нужно понимать: есть дружественные друг другу народы, а правители у них бывают разные. Президент Турции Реджеп Эрдоган – очень своеобразный политический деятель, к нему и многие турки относятся неоднозначно. Поэтому нельзя сводить все к Эрдогану и только так вот судить о турецком народе. Сколько турок в Татарстане живут, работают, именно они нас научили строить по-настоящему, качественно и быстро! Без помощи турок трудно представить себе в Казани такие мероприятия, скажем, как проведение Универсиады в 2013 году. Надо быть благодарными этому народу!
– Как вся эта неприятная ситуация в треугольнике Казань – Анкара – Москва может сказаться на отношениях федерального центра и руководства вашей республики? Известно, что некоторые разночтения в подходах к политическому развитию Татарстана между Москвой и Казанью сохраняются. Непонятно, например, будет ли глава республики Татарстан по-прежнему называться президентом. Не опасаются у вас, что Кремль теперь поведет себя жестче, чем прежде, раз уж Татарстан без большого понимания относится к антитурецкой политике Москвы?
– Но мы же это делаем согласовано, каждый наш шаг – не вопреки Москве. Мы каждое свое действие обосновываем! Но если и в экономической сфере будут жесткие меры против Турции приняты, то это отразится на благосостоянии России в целом. Надо ли это делать? Я думаю, что в Москве это понимают. Мы согласовываем с Москвой свою политику, хотя по многим вопросам имеем собственное мнение. У Татарстана в целом своя экономическая политика, более эффективная, ее успешность доказана на практике. Хорошо бы, чтобы и другие регионы России шли тем же путем.
– Что именно вы имеете в виду – «своя экономическая политика»?
– С 1996 года Татарстан начал отходить от зависимости от продаж сырой нефти. Мы перешли на глубокую переработку нефти, на развитие промышленности в целом, на высокотехнологичное машиностроение, авиастроение и IT—технологии. Мы преуспели в этом деле и сегодня от экспорта сырой нефти зависим минимально. Если бы такая же политика проводилась в целом по России, то, я думаю, ситуация в экономике страны была бы совсем иной.
– А почему, как вам кажется, этот татарский пример не использован в других регионах России?
– Для этого нужно проявить политическую волю.
– Другим регионам, и Москве тоже. Разговорами ведь не отделаться. Продажа нефти – самое простое. Когда цена на нефть высокая, всегда есть соблазн продать, легко заработать и хорошо жить. Нужна политическая воля для того, чтобы самого себя ограничить, развивая то, что трудно развивается, например, машиностроение или IT-технологии. Другие регионы просто не имели столько прав, сколько мы, согласно договору о разграничении полномочий с федеральным центром. И мы, собственно, свою экономику разработали, исходя из особенностей Татарстана. Было много разговоров о том, что России опасно сидеть на нефтяной игле, нужны были кардинальные решения по структурной перестройке экономики, но они не последовали.
– Как, по вашему мнению, будет решен вопрос с титулом главы республики?
– Кто-то оценил экономический ущерб, который Татарстан понес от конфликта вокруг сбитого над границей российского самолета? Если да, то есть ли какие-то способы минимизировать этот ущерб? Ведутся переговоры на сей счет между Татарстаном и Москвой, учитывая, что ваша республика особенно сильно связана с Турцией?
– Я таких цифр не видел. Что касается продовольствия, тех товаров из Турции, которые попали под санкции и запрет экспорта, то наша республика в отношении сельского хозяйства не только самодостаточна, но и вывозит продукцию на общероссийский рынок. В отличие от других регионов России, мы не сильно зависим от турецкого текстиля, потому что у нас работает много фирм из самых разных стран. Конечно, турецкий текстиль достаточно качественный и дешевый, и кто-то все же, наверное, пострадает, но не столь заметно. Основной вопрос связан с крупными промышленными предприятиями, автомобильными, например, или со строительной сферой. Я думаю, что этот вопрос решаем. Если мы даже потеряем что-то, то не слишком значительно.
– В Москве работает какое-то татарское лобби, чтобы уберечь российское руководство от неразумных или поспешных шагов в отношениях с Турцией?
– Прежде всего, конечно, мы надеемся на хорошие отношения Минниханова с Путиным, на их личные отношения. Это главное.
– По вашим оценкам, сколько времени продлится этот конфликт? К концу этого года улягутся страсти и потихонечку все само собой вернется на круги своя? Ведь бывают такие провалы: ситуация словно обрушивается на несколько этажей и потом уже не восстанавливается?
– Все вернется к прежнему уровню, потому что Турция – это страна, которой нельзя вот так просто пренебречь. Это большая страна, это южный фланг НАТО, это страна на перекрестке Европы и Азии. Очень трудно в Закавказье, на Ближнем Востоке, на юго-востоке Европы работать, не учитывая мнения Турции. Здесь слишком много факторов, чтобы вот так себя вести: поссориться, забыть друзей, и до свидания! «Враг номер один» в России быстро появляется и так же быстро исчезает. К лету, наверное, напряжение уже спадет, – рассчитывает казанский политический комментатор и общественный деятель Рафаэль Хакимов.
Крупнейший турецкий инвестор в Татарстане – фирма «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри». В мае 2014 года эта компания ввела в эксплуатацию в республике первую очередь завода по переработке древесины и выпуску напольных покрытий и мебельных панелей. Другой крупный международный проект – совместное предприятие турецкой компании «Шишеджам» и французской «Сен-Гобэн» по производству стекла и зеркал с объемом инвестиций в семь миллиардов рублей. В феврале 2015 года в Татарстане пущен завод, построенный компанией «Хаят Кимья», по производству санитарно-гигиенической бумаги. На заводе «Джошкуноз Алабуга» турецкой постройки производят кузовные детали для автомобилей Ford. Через день после того, как в небе над Турцией был сбит российский самолет, в Татарстане запустили проект по производству автомобильного стекла (размер турецких инвестиций – около 4 миллиардов рублей). Все эти полезные начинания теперь поставлены под угрозу.