Что общего между собакой и львом

Что общего между собакой и львом

Этот метод известен в психологии так же давно, как описанный выше метод определения понятий, и широко используется в течение многих десятилетий, входя в целую систему тестов. Материалы, полученные с помощью этого метода, оказываются исключительно ценными и информативными.

Метод заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающих те или иные предметы, и просят сказать, что общего между ними. Иногда называние слов заменяется их наглядным изображением, но это, однако, не меняет суть дела.

Этот метод предполагает, что взрослые испытуемые при решении этой задачи свободно выделяют нужный признак, общий для обоих предметов, и подводят оба названных слова под определенную общую категорию. Так, сравнивая «корову» и «лошадь», они говорят: «Оба — животные»; или, сравнивая «кровать» и «диван», — «Оба — мебель» и т. д.

Точно так же предполагается, что взрослые испытуемые, которые определяют, чем различаются два предмета, свободно указывают на то, что они принадлежат к разным категориям (например, говоря, что «хлеб это орудие» и т. д.).

Сложность применения этого метода заключается прежде всего в правильном подборе слов (предметов), подлежащих сравнению. Можно выделить три категории приемов (три категории задач), которые применяются для сравнения и различения понятий.

Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящихся к одной категории. Например, испытуемого спрашивают, «Что общего между собакой и кошкой? львом и тигром? велосипедом и мотоциклом?» Естественно, во всех, этих случаях легко напрашивается категориальный ответ («собака и кошка домашние животные», «лев и тигр — это хищные животные», «велосипед и мотоцикл — средства передвижения» и т. д.). Задача сравнить эти вещи и отнести их к определенной категории очень легкая.

Во-вторых, испытуемому предлагается сказать, что общего между двумя объектами, у которых общее найти трудно и которые непосредственно гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае. Это имеет, например, место, если мы спросим, что общего между львом и собакой, вороной и рыбой, карандашом и пишущей машинкой. Естественно, что эти объекты весьма отличаются друг от друга и нужно сделать известное усилие, для того чтобы абстрагироваться от тех конкретных признаков, которые их различают, и отнести их к общей категории, например сказать, что лев и собака — животные, ворона и рыба — животные существа и т. д.

Источник

Необычная дружба льва и таксы

Традиционно считается, что кошки и собаки плохо ладят между собой, а дружеские отношения между животными завязываются и вовсе в единичных случаях. Именно поэтому история взаимоотношений льва по прозвищу Бондиггер и таксы Мило по-настоящему особенная!

Что общего между собакой и львом

Герои этой статьи живут в Парке экзотических животных небольшого американского городка Виннвуд (Wynnewood), что в штате Оклахома. Животные познакомились друг с другом несколько лет назад, и с тех пор они стали настоящими друзьями.

Думаю, сложно представить, как огромный лев может найти общий язык с маленькой таксой. Как вообще зародилась эта дружба?!

Что общего между собакой и львом

Как рассказывают работники парка, всё началось с того, что у них на руках оказался крохотный львёнок, от которого отказалась мать. Дело в том, что малыш оказался болен (чуть позже ветеринары диагностировали у него остеопороз), и львица решила отказаться от своего детёныша. Сработал так называемый закон джунглей…

Что общего между собакой и львом

Конечно, сотрудники парка не могли остаться в стороне и решили поместить малыша в отдельный вольер и подселить к нему двухлетнюю таксу Мило, которая должна была стать новой мамой для львёнка. Задумка сработала, и собака взяла под свою опеку будущего короля джунглей. С тех пор Бондиггер и Мило не разлей вода. Они проводят практически всё время в компании друг друга – вместе едят и вместе играют!

Что общего между собакой и львом

Интересно, что помимо Мило к заботе о львёнке было привлечено ещё две Таксы по кличке Буллет (Пуля) и Энджел (Ангел). Они также нашли с львёнком общий язык, хотя и не стали к нему столь близки, как Мило.

Что общего между собакой и львом

Сегодня пятилетний лев Бондиггер весит чуть более 200 кг, и таксы на его фоне выглядят совсем крохотными. Между тем, лев очень ценит своих друзей и, даже разыгравшись, не позволяет себе лишнего. Видимо он понимает, что может сделать больно своим приятелям. Вот такая вот удивительная дружба!

Источник

Характеристика мужчин и женщин Львов в год Собаки

Лев-Собака – яркая и уверенная в себе личность с задатками лидерами. Он любит привлекать внимание окружающих и мастерски делает это, поэтому вокруг такого человека нередко собираются большие шумные компании. Представитель сочетания Лев-Собака обладает сильным характером, который позволяет ему переносить сложные жизненные ситуации с минимальными потерями. Таким людям не свойственны депрессии, они не отходят от дел, чтобы отдохнуть и разобраться в себе.

Лев-Собака – сильный и дисциплинированный боец, которого неудачи мотивируют на еще большую самоотдачу. Но человек, представляющий эти знаки, не лишен и чувственности. Он эмоциональный, отзывчивый, щедрый. Не терпит несправедливости, даже если она не затрагивает его лично.

Львы-Собаки проявляют себя как ответственные и надежные люди, которые всегда готовы прийти на выручку в нужный момент

Несмотря на серьезное отношение к жизни, представители описываемого астрологического сочетания умеют в полной мере наслаждаться ею, находя радость в простых повседневных мелочах. Они почти никогда не сомневаются в себе, обладают решительностью и целеустремленностью. Влияние зодиакального гороскопа наделяет этих людей самоуверенностью – Львы не любят, когда им противоречат и всегда отстаивают свои позиции до победного конца.

Лев, рожденный в год Собаки, способен уделять работе огромное количество времени и сил. Это трудоголик, ставящий карьеру на первое место в списке приоритетов. Ради продвижения по службе он готов на любые жертвы, но громкий голос совести не позволяет ему грубо нарушать принципы морали.

Благодаря влиянию китайского гороскопа характер героев этой статьи дополнен ярко выраженной любознательностью. Собаки постоянно жаждут новых эмоций и впечатлений, поэтому обожают путешествовать. Для этого им вовсе необязательно собираться в длительную поездку по экзотическим странам, иногда бывает достаточно прогуляться по парку на другом конце города. Главное – чтобы было разнообразие, а чем занять свой пытливый ум Собаки всегда найдут.

Что общего между собакой и львомЛев, рожденный в год Собаки, способен уделять работе огромное количество времени и сил

Львы-Собаки с большим удовольствием посещают разнообразные места, но дома все должно быть стабильно. Представителям этого астрологического сочетания крайне тяжело дается переезд на новую квартиру, даже если он осуществляется в пределах одного населенного пункта. Переезд в другой город и вовсе становится для них настоящей трагедией – Львы-Собаки мучительно долго привыкают к незнакомой обстановке, чувствуя себя чужими в собственном доме.

Характеристика мужчин Львов, рожденных в год Собаки

Что общего между собакой и львомЛев-Собака – надежный и порядочный парень

Рожденный в год Собаки парень Лев склонен тщательно продумывать все важные шаги. Он эмоционален, но крайне редко делает импульсивные поступки. Представитель этого сочетания из тех людей, которые сначала думают, а потом уже делают или говорят.

Львы-Собаки становятся карьеристами отнюдь не из-за любви к работе. Они жаждут финансового благополучия, поскольку могут чувствовать себя комфортно лишь в окружении определенных материальных благ. Если у мужчины этого знака будет достаточно денег, он может и вовсе отказаться от работы в пользу хобби или ведения домашнего хозяйства.

Мужчина, появившийся на свет под влиянием знаков Собака и Лев, с удовольствием тратит деньги на близких людей. Он не скупится на подарки, может подарить супруге дорогой букет без особого повода. Возлюбленная этого человека никогда не будет ходить в старых поношенных вещах – парень Собака не допустит такого.

Для мужчины этого знака важно позаботиться о материальном благополучии своих детей

Многие Львы-Собаки заводят специальные счета в банке или копят деньги на счастливое будущее для потомства в домашних условиях. Ребенок такого мужчины наверняка получит хорошее дорогостоящее образование.

Недостатки знака

Представители царственного знака эгоистичны и слишком самоуверенны. Лев-Собака не умеет работать над ошибками своего характера и в большинстве случаев даже не способен их распознать. Услышав критику, он просто рассердится и вряд ли сделает какие-нибудь полезные выводы. Слабый шанс достучаться до Льва появится если разговаривать спокойно и доброжелательно, подмешивая в многочисленные комплименты небольшую толику критики.

Другой минус Льва-Собаки – чрезмерное стремление к лидерству.

Мужчина этих знаков может эмоционально подавлять свою супругу, ограничивать ее свободное пространство

Характеристика женщин Львов, рожденных в год Собаки

Женщина, представляющая сочетание знаков Собака-Лев, очень не любит одиночества. Она старается окружить себя множеством друзей и подруг, чтобы всегда было с кем обсудить наболевшее. При этом в роли психолога чаще выступает сама Львица – она внимательно слушает собеседника, всегда может поддержать его ласковым словом и действенным советом. Характер девушки-Собаки можно описать как сильный, настойчивый, упрямый. Но доброты в нем тоже хватает с избытком.

В списке приоритетов у этой женщины на первом месте значится карьера. В отличие от мужчин Собак, девушки этого знака не гнушаются нечестными методами для продвижения по службе. И хотя совесть у Львиц очень громкая, рабочие интриги она полностью игнорирует.

Представительницы сочетания Собака-Лев на службе ведут себя жестко и деспотично, особенно если занимают руководящую должность. Дома склонны проявлять те же качества, чем нередко расстраивают своих близких. Львицы-Собаки – весьма конфликтные личности, которые не привыкли молчать в ответ на колкости или упреки.

Что общего между собакой и львомЖенщина, представляющая сочетание знаков Собака-Лев, очень не любит одиночества

В основе такого поведения лежит на агрессивность, а обостренное чувство справедливости. Девушка Лев, рожденная в год Собаки, не прощает обидчиков, предпочитая воздавать им по заслугам. Порой ей не достает мягкости и тактичности.

Женщины Собаки хорошо управляются с финансами. Они умеют планировать бюджет, удачно вкладывают сбережения и преумножают их. Карьера в их жизни играет первую скрипку лишь до замужества.

Как только Львица-Собака обзаводится семьей, сразу начинает уделять ей почти все свободное время

Ей нравится заниматься домашними делами: воспитывать детей, создавать уютную атмосферу в доме.

Недостатки знака

Львица-Собака горда, эгоистична и прямолинейна. Она не умеет сглаживать конфликты, зато легко разжигает их из пущих мелочей – даже слабый упрек в ее адрес может стать поводом для серьезного скандала.

В семейных отношениях эта женщина всегда будет пытаться занять позицию превосходства. Она не терпит противоречия, жаждет подчинить себе всех домочадцев. Этот минус не так заметен в Львицах, занимающих руководящие посты. Вдоволь накомандовавшись на работе, они ведут себя мягче при общении с семьей. Львицам-домохозяйкам некуда девать свой потенциал начальника, и они обрушивают его на головы домочадцев.

Что общего между собакой и львомЛьвица-Собака горда, эгоистична и прямолинейна

Любовная совместимость мужчин и женщин Львов, рожденных в год Собаки

Собаки-Львы обоих полов больше ориентированы на карьеру, но прекрасно осознают необходимость создания семьи. К решению этого вопроса, как, впрочем, и любого другого, они относятся серьезно: долго выбирают подходящего избранника, проявляют завидную ответственность при воспитании младшего поколения. Люди этого сочетания очень любят детей и в подавляющем большинстве случаев рады их появлению, даже если оно не было запланированным.

Мужчина Лев, рожденный в год Собаки, видит в любви основной источник счастья. Познав радость взаимных чувств, он становится веселым и жизнерадостным, с головой погружается в омут любовных приключений. Ему нравится дарить подарки своей девушке, баловать ее романтическими сюрпризами и нежными словами. Делая приятно второй половинке, Лев-Собака и сам чувствует себя счастливым.

Но назвать его идеальным избранником нельзя. Мужчины представленного знака очень требовательны, часто ставят перед партнершей сложные или даже невыполнимые цели. При этом свою свободу трепетно оберегают, не считая нужным идти на уступки ради близких людей.

Лев-Собака ищет женщину, которая примет его со всеми недостатками и не будет пытаться перекроить характер любимого

В интимных отношениях такой мужчина проявляет себя как инициативный лидер, обычно ему не сложно довести партнершу до «нужной кондиции». Лев-Собака внимателен и нежен в постели с дамой, но иногда забывает о ее желаниях и сосредотачивается на своих. Чтобы направить его обратно в правильное русло, обычно достаточно небольшого намека.

Мужчина Лев-Собака станет отличным супругом для девушки, которая будет подходить ему по характеру. В идеале она должна быть внимательной, спокойной и щедрой на похвалу. Ради такой избранницы Лев-Собака готов практически на все.

Женщина, представляющая это астрологическое сочетание, тоже темпераментна и любвеобильна. Но создать крепкий брак для нее – дело нелегкое. Гордая Львица не позволит кому-либо помыкать собой, она всегда будет стремиться к лидерству в отношениях. Поэтому партнер ей нужен особый, который сможет балансировать на грани равноправия.

Что общего между собакой и львомСобаки-Львы обоих полов больше ориентированы на карьеру

Вступив в брак с таким человеком, девушка Лев, рожденная в год Собаки, станет настоящей хранительницей очага. Ради семьи она отодвинет работу на задний план, хотя вряд ли сможет полностью отказаться от нее. Но этого и не понадобится – Львицы-Собаки очень энергичны, им хватает сил на совмещение домашних обязанностей и карьеры.

Такие женщины служат крепкой опорой для своих мужей. Они поддерживают партнера во всех сложных ситуациях, могут простить почти любой проступок. Но к супружеской измене настроены категорично и быстро разрывают отношения в случае обнаружения таковой.

Максимальная совместимостьСредняя
совместимость
Минимальная совместимость
По восточному календарюСобака, Тигр, ЛошадьКоза, Кот (Кролик), Свинья, ПетухКрыса, Дракон, Обезьяна, Змея, Бык
По западному календарюЛев, Рыбы, БлизнецыДева, Стрелец, Козерог, Рак, Телец, СкорпионВесы, Водолей, Овен

Любовная совместимость Львов, рожденных в год Собаки, по западному календарю

Совместимость в любви Львов, рожденных в год Собаки, по восточному гороскопу

Полная характеристика ребенка Льва, рожденного в год Собаки

Ребенок Лев-Собака – домосед, который ценит комфорт и уют. Несмотря на активность и любознательность, он не любит долго гулять на улице.

Малышам этого знака свойственны отзывчивость и тяга к справедливости, поэтому они нередко становятся защитниками более слабых детей

Сам Львенок в защите обычно не нуждается, поскольку имеет сильный характер и пользуется авторитетом у сверстников.

Защищать слабых будет не только рожденный в год Собаки мальчик Лев, но и девочка этих знаков. Если она не сможет дать отпор физически, будет искать обходные пути. В любом случае, рано или поздно, она все равно добьется справедливости.

Основную сложность в воспитании маленьких Львов-Собак составляет их упрямство. Иногда они отказываются выполнять те или иные распоряжения с первого раза. В таком случае родителям стоит проявить настойчивость, но не оказывать на ребенка морального давления.

Источник

Метод сравнения и различения

Этот метод известен в психологии так же давно, как описанный выше метод определения понятий, и широко используется в течение многих десятилетий, входя в целую систему тестов. Материалы, полученные с помощью этого метода, оказываются исключительно ценными и информативными.

Метод заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающих те или иные предметы, и просят сказать, что общего между ними. Иногда называние слов заменяется их наглядным изображением, но это, однако, не меняет суть дела.

Этот метод предполагает, что взрослые испытуемые при решении этой задачи свободно выделяют нужный признак, общий для обоих предметов, и подводят оба названных слова под определенную общую категорию. Так, сравнивая корову и лошадь, они говорят: Оба животные; или, сравнивая кровать и диван, Оба мебель и т.д.

Сложность применения этого метода заключается прежде всего в правильном подборе слов (предметов), подлежащих сравнению. Можно выделить три категории приемов (три категории задач), которые применяются для сравнения и различения понятий.

Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящихся к одной категории. Например, испытуемого спрашивают, Что общего между собакой и кошкой? львом и тигром? велосипедом и мотоциклом? Естественно, во всех этих случаях легко напрашивается категориальный ответ (собака и кошка домашние животные, лев и тигр это хищные животные, велосипед и мотоцикл средства передвижения и т.д.). Задача сравнить эти вещи и отнести, их к определенной категории очень легкая.

Во-вторых, испытуемому предлагается сказать, что общего между двумя объектами, у которых общее найти трудно и которые непосредственно гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае. Это имеет, например, место, если мы спросим, что общего между львом и собакой, вороной и рыбой, карандашом и пишущей машинкой. Естественно, что эти объекты весьма отличаются друг от друга и нужно сделать известное усилие, для того чтобы абстрагироваться от тех конкретных признаков, которые их различают, и отнести их к общей категории, например сказать, что лев и собака животные, ворона и рыба животные-существа д т.д.

Третья группа задач еще сложнее. Это опыты на сравнение и различение объектов в условиях конфликта. В этих случаях испытуемому называются объекты, у которых различия выражены гораздо больше, чем сходство, и которые-скорее можно соотнести путем их практического сопоставления, путем анализа одной конкретной ситуации, чем путем отнесения их к одной отвлеченной категории. Так, например, если мы спросим испытуемого, что общего между всадником и лошадью, то естественным ответом будет: Общее то, что всадник ездит на лошади, но такой ответ будет воспроизведением наглядно-действенной ситуации; в-этом случае гораздо сложнее абстрагироваться от этого наглядного взаимодействия и сказать, что и всадник и лошадь это живые существа.

Таким образом, за простым методом сравнения и различения могут стоять тесты разной сложности, и сложность задач заключается в неодинаковой трудности абстрагирования от различающихся признаков или наглядного взаимодействия объектов, в разной трудности включения этих объектов в определенную категорию. Какие ответы возможны в этих опытах?

Первый тип ответов заключается в наглядном выделении различных признаков обоих объектов или сближения их в единой наглядной ситуации. Например, ответ на вопрос Что общего между собакой и кошкой?, можно начать с описания каждого из этих животных, говоря, что у собаки и у кошки острые зубы или что у той и другой длинный хвост. На вопрос Что общего между автомобилем и телегой?, можно сказать: На обоих ездят, у телеги и у автомобиля есть колеса. Разновидностью этого наглядного ответа является и ответ, который вводит две данные вещи в наглядное взаимодействие. Например, можно ответить, что общим между собакой и кошкой является то, что кошка может поцарапать собаку, что собака может укусить кошку. В данном случае слово общее понимается не как отнесение к отвлеченной категории, а как указание на возможное наглядное взаимодействие обоих объектов.

Совершенно естественно, что в тех случаях, когда различие двух названных предметов явно бросается в глаза и преобладает над их сходством, испытуемый сначала указывает не на черты сходства, а на черты различия, например: Собака лает, а кошка мяукает, Телега ее лошадь везет, а автомобиль сам ездит и т.д. Наглядный анализ признаков обоих названных объектов здесь также отчетливо сохраняется.

От этого типа решений коренным образом отличается тот, когда испытуемый может отвлечься от наглядных общих признаков и совершить принципиально другую операцию, вводя оба предмета в определенную общую отвлеченную категорию. Для этого, как правило, у каждого объекта, обозначенного словом, выделяется общий признак и на основании этого общего признака оба объекта относятся к одной категории. Понятно, что здесь ведущую роль играет уже не наглядно-действенное воспроизведение образа объекта, а вербально-логическая переработка информации. Типичные примеры такого решения задачи мы уже приводили выше.

Какие реальные факты можно получать при помощи этого метода?

Психологам уже давно известно, что у детей дошкольного возраста и у младших школьников абсолютно преобладают наглядно-действенные операции. Кроме того, психологи уже указывали и на один парадоксальный факт, который был всем известен, но квалификация которого оставалась до последнего времени недостаточно ясной.

Этот парадоксальный факт заключается в следующем. Когда дошкольников или младших школьников спрашивали, что общего между собакой и кошкой или между велосипедом и мотоциклом, то вместо выделения общего между двумя предметами, дети обычно указывали на их различие. Психологи всегда говорили о том, что умение различать созревает раньше, чем операция обобщения. Это верно, но существо этих фактов долго еще оставалось нераскрытым.

Правильная квалификация этого факта заключается в том, что за операцией различения объектов стоит наглядно-действенное мышление (У собаки острые зубы, а у кошки острые когти; кошка может влезть на дерево, собака не может влезть на дерево). За указанием же на общее кроется не наглядное мышление, а операция введения в отвлеченную категорию (собака и кошка животные, велосипед и автомобиль средства транспорта и т.д.). Если на ранних ступенях развития преобладает умение выявлять различие, а не сходство, то это является лишь внешним признаком того, что на этих ступенях развития еще не созрел сложный процесс выделения общего признака и введения обоих предметов в общую отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, означает коренную смену психологических операций, которые использует ребенок, выполняя задачу. Это означает переход от наглядно-действенного выделения признаков к вербально-логическому обобщению, введению-наглядных предметов в общую отвлеченную категорию.

В только что описанном опыте у дошкольников абсолютно преобладает не операция обнаружения сходства, а операция различения указание на наглядные признаки, различающие два упомянутых объекта; поэтому второй или третий из описанных выше типов задач, где непосредственного сходства между объектами сразу не видно, оказывается для них особенно трудным.

У младших школьников уже возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто и за ней кроется еще наглядное сравнение предметов или введение обоих предметов не в общую отвлеченную категорию, а в общую наглядную ситуацию. Например, если предложить младшему школьнику вопрос: Что общего между воробьем и мухой, он ответит, что воробей может проглотить муху; на вопрос Что общего между собакой и коровой, он ответит, что собака может укусить корову, и т.д. Однако выделить признак, по которому воробья и муху, собаку и корову можно ввести в одну категорию, он еще не может.

Для старшего школьника доступна уже и отвлеченная операция, даже в условиях сложной конфликтной задачи, когда для правильного решения необходимо игнорировать четко выступающие различия или столь же четкий факт вхождения обоих объектов в общую практическую ситуацию (как это, например, имеет место в вопросах типа: Что общего между всадником и лошадью?). Старший школьник, хотя и с некоторым усилием, может отвлечься от наглядного взаимодействия обоих объектов и совершить другую операцию введение объектов в общую отвлеченную категорию.

Совершенно ясно, какое значение имеет этот простой тест для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости.

Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию.

Наоборот, для шизофреника характерно обратное полный отрыв от наглядного практического сличения и обобщение по несущественным признакам объектов. Например, если попросить шизофреника сказать, Что общего между зонтиком и ружьем, он может ответить, Что оба они издают звук или на вопрос, Что общего между человеком и птицей, он может сказать, что Оба они подчиняются закону всемирного тяготения и т.п., т.е. выполнить операцию обобщения на основании выделения признака, не имеющего существенного значения (Зейгарник, 1969, 1973; Поляков, 1974).

Метод классификации

Пожалуй, одним из самых продуктивных методов проникнуть во внутреннее строение значения слова является метод классификации.

Метод классификации по существу является развитием метода сравнения и различения. Он имеет большое теоретическое и диагностическое значение и применяется в трех. основных вариантах, на которых следует остановиться отдельно.

Первая и наиболее простая форма метода классификации обычно называется четвертый лишний. Этот метод заключается в следующем.

Испытуемому дается четыре предмета или четыре изображения и предлагается отобрать из четырех объектов три, которые можно объединить общим понятием (т.е. назвать. одним и тем же словом), и отбросить четвертый объект, который не входит в эту категорию (т.е. который нельзя назвать этим словом).

Ожидается, что испытуемый, которому будет, например. предъявлена группа из четырех изображений (например, пила, топор, лопата и полено), отберет первые три как относящиеся к категории орудия и исключит последнее, относящееся к категории материалы. Такое решение будет указывать на наличие у испытуемого категориального-мышления.

При первом, самом простом варианте метода испытуемому дается три объекта, одинаковых по форме и по принадлежности к определенной категории, в то время как четвертый объект отличен и по форме и по цвету и не относится к данной категории. Например, ему дается четыре картинки, из которых три изображают круглые фрукты или овощи яблоко, сливу и апельсин, а четвертый предмет совершенно иной как по форме, цвету, так и по смыслу (например, зонтик, окно или стол). Естественно, что такую задачу решить очень легко. Однако ее решение может протекать как по категориальному типу (ответ: три картинки изображение фруктов, а четвертая изображение чего-то нефруктового), так и по наглядному (три предмета круглые, а четвертый некруглый). Данный вариант самый легкий.

Второй вариант метода четвертый лишний более сложен. Испытуемому даются объекты, которые относятся к одной и той же категории, но они различны по внешнему-виду (форме, цвету или величине), а четвертый предмет может быть, напротив, сходен с одним из трех (по форме, цвету или величине), но относится к другой категории. Например, ему даются изображения репы, моркови и помидора (все они овощи, но разные по форме), а четвертым является мяч (тоже круглый, как и помидор, но относящийся к иной категории). В этом случае испытуемый должен абстрагироваться от внешнего признака и объединить три объекта по их принадлежности к одной общей категории. Естественно, что эта задача психологически значительно сложнее.

Наконец, может быть предложен и третий вариант, который можно назвать конфликтным. Испытуемому дается три объекта, которые относятся к одной и той же категории и которые можно обозначить одним словом (например, инструменты пила, топор и лопата), а четвертый предмет, который относится к другой категории, например к материалам, но участвует в общей ситуации с этими орудиями (например, полено). Если попросить испытуемого выделить три предмета, которые можно обозначить одним словом, так как они относятся к одной категории, и отбросить четвертый лишний, то для этого испытуемому нужно преодолеть непосредственную конкретную ситуацию взаимодействия объектов, иначе его классификация будет носить не категориальный, а ситуационный характер. Это будет иметь место, например, если испытуемый отнесет в одну группу полено, пилу и топор (потому что полено нужно сначала распилить, а потом разрубить) и скажет, что лопата относится к совершенно другой категории к огороду и не входит в эту наглядную практическую ситуацию. В случае, если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сближать объекты по общим наглядным признакам: по цвету, по форме, по величине или по принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же у испытуемого за словом стоят абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слово относится к одной определенной категории.

Именно поэтому результаты, получаемые у разных испытуемых, могут быть резко различны.

Многочисленные опыты, проведенные по этой методике, являющейся общепринятым диагностическим приемом и вошедшей в большое число тестовых наборов, дали вполне определенные и однозначные результаты.

Оказалось, что у дошкольников и младших школьников отчетливо преобладает соотнесение предметов по наглядным признакам или по принадлежности их к общей наглядной ситуации. Такие испытуемые, как правило, могут объединить предлагаемые изображения по цвету, форме или размеру или что выступает со всей отчетливостью несколько позднее ответят, что между топором, пилой и поленом, конечно, есть общее потому, что все они связаны с рубкой дров, в то время как лопата не имеет к этому никакого отношения. Конечно, у этих испытуемых есть своя наглядно-действенная логика, однако если настаивать на другом решении и оказать им помощь и, например, сказать: Ведь это можно назвать орудием, а полено не является орудием, картина окажется совсем иной. Дошкольник не сможет подхватить эту подсказку, так как его мышление носит еще наглядно-действенный, или сенсорный характер. Младший школьник подхватит, но не удержит этот принцип, не перенесет его на последующие опыты и снова соскользнет на наглядно-действенный принцип объединения объектов. А вот у старшего школьника будет преобладать классификация по категориальному принципу, и даже в конфликтных опытах преодоление непосредственного впечатления или непосредственной наглядно-действенной ситуации окажется возможным.

Именно в силу такого разнообразия возможных решений оказалось, что данный метод (четвертый лишний) имеет большое диагностическое значение.

Характерно, что умственно отсталый ребенок не в состоянии отвлечься ни от сенсорных, ни от наглядно-действенных признаков, объектов и, как правило, отбирает предметы, имеющие сходство по цвету или по форме, или пытается найти ту конкретную ситуацию, в которую входят все три предмета. Характерно, что никакие попытки перевести его операции в более отвлеченный категориальный план не имеют успеха, и даже после показа ему возможного категориального решения задачи он продолжает выполнять задание по-прежнему.

Такой тип решения был обозначен Вейгелем (1927), который был одним из первых, внимательно изучивших процесс классификации предметов, немецким термином Aufraumen, принципиально отличающимся от подлинной категориальной классификации, названной им как Ordnen. Позднее глубокое психологическое различие обоих типов решения было многократно изучено выдающимся немецким неврологом К. Гольдштейном (1934).

Описываемый метод дал очень интересные результаты при исследовании особенностей мышления людей, живущих в различных социально-экономических формациях и в разной степени обладающих школьными навыками.

Таким образом, метод четвертый лишний оказался одним из лучших диагностических приемов для обнаружения уровня умственного развития и способности перейти от наглядно-действенных форм обобщения к обобщению отвлеченному.

Второй вариант опыта с классификацией более сложен, но вместе с тем дает более богатую информацию. Это опыт со свободной классификацией.

Опыт заключается в следующем: испытуемому дается большой ряд реальных предметов или карточек из лото. На карточках изображены разные объекты животные, растения, посуда, мебель, различные виды транспорта и т.д., и предлагается сгруппировать эти объекты в определенные группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом, обозначить одним понятием. После того, как испытуемый выполнит эту задачу, ему предлагается обозначить каждую группу и объяснить, почему он разложил карточки именно таким образом. Затем испытуемому дается третье задание и предлагается укрупнить группы; например, если он разложил карточки на 10 групп, ему предлагается сделать только 3 группы, снова анализируется, как он это делает, и вновь предлагается назвать новые группы определенными словами и снова объяснить, на каком основании он произвел эту группировку.

Этот опыт дает исследователю важную информацию. Понятно, что испытуемый может разложить данные ему предметы на группы по разным основаниям. Он может разложить их соответственно внешним, наглядным признакам (например, в одну группу отнести все красные, в другую все синие; в одну группу все круглые объекты, в другую все угловатые и т.д.), и это будет наиболее элементарный тип классификации,

Можно сказать, что в обоих случаях не только смысловое объединение предметов, но и структура психологических процессов, которые лежат в основе этих операций, будут совершенно различными.

В случае категориальной классификации у испытуемых возникает иерархия понятий, которые, по выражению Л. С. Выготского, имеют известную долготу (от элементарных к более сложным) и широту (потому что в систему понятий могут войти не только те объекты, которые наглядно взаимодействуют, но и те, которые никогда не встречались в их опыте). Характерно, что иерархическое построение логической системы отсутствует в тех формах обобщения, которые исчерпываются только восстановлением наглядно-действенных ситуаций. Наличие или отсутствие логической иерархии понятий является, следовательно, основным признаком, который отделяет наглядно-действенное применение слова от вербально-логического применения понятий, выраженных в слове.

Итак, переход значения слова на стадию отвлеченных понятий не только обеспечивает значительно более совершенную переработку получаемой информации, но вместе с тем придает познавательным процессам ту свободу, о которой говорил еще А. Гельб, анализировавший психологические изменения, вызываемые категориальным значением слова.

Какие реальные результаты были получены с помощью метода свободной классификации?

Эти результаты оказались очень существенными. Метод свободной классификации стал одним из основных диагностических приемов для характеристики умственного недоразвития, умственной отсталости или умственной патологии.

Установлено, что умственно отсталый ребенок может разложить предметы на группы только по сенсорному, или по наглядно-действенному признаку, вводя их в одну наглядную ситуацию. Так, один умственно отсталый ребенок в ответ на предложение разложить в разные группы картинки лото сложил в одну группу: бутылку, стакан, стол и рака потому, что можно поставить на стол бутылку пива, выпить и закусить раком, и всякие попытки убедить его в том, что все эти предметы относятся к разным категориям, не привели ни к каким результатам. Наоборот, нормальный ребенок младшего школьного возраста, который тоже может дать такого же типа наглядную классификацию, в состоянии перейти и к более высокой форме действий: достаточно было показать ему, как можно расклассифицировать предметы иначе он легко начинал справляться с этой задачей.

Мы можем говорить вслед за Л. С. Выготским, что у умственно отсталого ребенка нет (или она очень мала) золы ближайшего развития, которая дала бы ему возможность с помощью примера или обучения перевести наглядно-действенное мышление в отвлеченное, в то время как у нормального ребенка такая зона ближайшего развития есть и данное ему объяснение или пример отвлеченного применения слова достаточен, чтобы задача, которая была до сих пор неразрешимой, стала для него выполнимой.

Опыт показал далее, что умственно отсталый ребенок с огромным трудом обозначает словом ту группу объектов, которую он сформулировал, и следовательно, оказывается ее в состоянии осознать выполняемые им операции; иногда он вообще не отвечает на вопрос, почему он разложил предметы именно так, а не иначе.

Наоборот, нормальный ребенок, например школьник младшего возраста, легко это делает и без труда обозначает полученные группы словом, имеющим общее категориальное-значение.

Дальнейшее различие между умственно отсталым и нормальным школьником имеет еще один, очень существенный признак. Умственно отсталый ребенок не может укрупнить раз созданные группы, он, скорее, разобьет эти группы на еще более дробные и еще более конкретные. Нормальный школьник выполнит эту задачу с большой легкостью и, если ему один раз показать, как это делается, сможет легко не только укрупнить группы объектов, но и обозначить их соответствующим словом.

Таким образом, очень простой метод свободной классификации оказался одним из самых важных диагностических приемов для определения умственной отсталости или оценки интеллектуальных возможностей человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *