Что общего между полными и краткими причастиями
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №1, Контрольные вопросы и задания, с. 92 — 93
Контрольные вопросы и задания.
1. Дайте определение причастия.
Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже — сказуемыми.
2. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму.
В краткой форме они изменяются по числам и по родам, например: звук услышан; звуки услышан[ы]; звук услышан; песня услышан[а]; пение услышан[о].
В предложении краткие страдательные причастия являются сказуемыми, полные — определениями.
4. Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) ? в суффиксах -ем-, -им-?
В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-) и -ащ- (-ящ-) пишется: 1) буква у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и -им- пишется: 1) буква е, если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква и, если причастие образовано от глагола II спряжения.
5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я), в каких — е?
Буквы а и я пишутся перед н или нн в причастиях, образованных от глаголов на -ать или -ять.
Размешанный, размешан (от глаг. на -ать — размешать).
Буква е пишется перед н или нн в причастиях, образованных от глаголов на -ить или -еть.
Закрученный, закручен (от глаг. на -ить — закрутить).
Увиденный (от глаг. на -еть — увидеть).
6. Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
Две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных
Причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, имеют при себе пояснительные слова и являются главным словом причастного оборота.
Одна буква н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.
Ошибка исправлена, сочинение сдано (кр. прич.).
7. Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
Две буквы н пишутся в суффиксах отглагольных прилагательных:
2) если они образованы от глаголов совершенного вида (от причастий совершенного вида способом перехода одной части речи в другую).
Две буквы н пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени.
Дети рассеянны, взволнованны (невнимательны, неспокойны).
Девочка рассеянна, взволнованна (невнимательна, неспокойна).
8. Расскажите о правописании не с причастиями.
Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.
Не пишется слитно с полными причастиями: 1) если без не они не употребляются; 2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а.
Недоумевающий взгляд (без не не употребляется).
Незакончившееся собрание (нет зависимого слова и противопоставления).
9. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
В предложении причастный оборот является одним членом предложения — определением.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.
Краткое причастие
Понятие причастия
Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется оно так, потому что причастно к свойствам глагола и прилагательного.
У причастий, как и у некоторых прилагательных, есть не только полная, но и краткая форма:
Ответим на самый популярный вопрос: «Какие причастия имеют краткую форму?». Ее имеют только страдательные причастия, которые обозначают признак по действию другого объекта.
Понятие краткого причастия
Краткое причастие — это грамматическая форма, которую образует полное страдательное причастие настоящего или прошедшего времени. Обозначает признак предмета по действию.
Вопросы кратких причастий: «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?», а также «что сделан?», «что сделано?», «что сделана?», «что сделаны?». Они схожи с вопросами полной формы:
При образовании краткой формы происходит усечение окончания, а суффиксам -енн- и -нн- соответствуют суффиксы -ен- и -н-.
Вот как это выглядит:
Суффиксы
Примеры кратких причастий
Краткие причастия настоящего времени
управляем (от управляемый)
выполняем (от выполняемый)
Краткие причастия прошедшего времени
завешен (от завешенный)
принесен (от принесенный)
Краткое страдательное причастие можно заменить однокоренным глаголом в форме прошедшего времени:
Особенности изменения кратких причастий
Краткие причастия изменяются по родам и числам, в словосочетаниях согласуются с существительными и местоимениями.
Разница между краткими и полными причастиями
Чтобы освоить тему «Причастие», необходимо разбираться во многих нюансах. Например, нужно знать, что некоторые из таких слов могут существовать в двух формах. Рассмотрим этот вопрос подробней и выясним, чем отличаются краткие и полные причастия.
Некоторые сведения
Все слова названной категории, в зависимости от направления выражаемого действия, разбиваются на два разряда. Это действительные причастия, показывающие, что предмет выполняет что-то сам, и страдательные, обозначающие обращенность активности на объект. Слова первой группы всегда являются полными: шагающий, лежащий, стиравший. И только страдательные причастия могут быть еще и краткими: накормленный – накормлен, политые – полит.
Сравнение
Прежде всего, в каждом случае ставятся свои вопросы. «Что сделано с предметом?», «каков?» задают к причастиям кратким. Между тем словам, употребленным в полной форме, соответствуют вопросы «какой?» и тому подобные.
Некоторые грамматические признаки у причастий обоих видов совпадают. И те и другие изменяются по числам (подсказанный, подсказан – единственное; приклеенные, приклеены – множественное) и родам (приколоченное,приколоченный, приколоченная – приколочено, приколочен, приколочена). Но отличие кратких и полных причастий состоит в том, что только у последних определяется падеж (окутанный – именительный, окутанного – родительный, окутанному – дательный и т. д.).
Еще одно расхождение между этими группами слов заключается в их синтаксическом значении. Функция кратких причастий не отличается разнообразием. Им отведена роль сказуемого: Дом возведен (что сделан?) строителями. Полные причастия чаще всего становятся определением: Возведенный (какой?) строителями дом смотрелся великолепно. Они же могут представлять собой именную часть сказуемого: Платье оказалось разорванным.
Рассмотрим, в чем разница между краткими и полными причастиями с позиции орфографии. Здесь отметим, что если суффикс слова содержит «н», то в кратких формах она одинарная, а в полных – двойная (засеян – засеянный, украшена – украшенная). Следует коснуться и написания слов с частицей НЕ. Оно может быть слитным или раздельным при употреблении полных причастий. Для кратких форм верным является только второй из указанных вариантов.
Краткие и полные страдательные причастия 7 класс
План-конспект урока русского языка
Тема урока. Краткие и полные страдательные причастия
Подготовила и правила учитель первой квалификационной категории Шахэмирова Л.Д
Тип урока: урок сообщения нового материала
Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о причастии, причастном обороте, о действительных и страдательных причастиях, о страдательных причастиях, полных и кратких.
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала.
— Что обозначают действительные причастия?
— Что обозначают страдательные причастия?
— Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суффиксов действительных?
III. Изучение нового материала. (14 мин)
— Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их синтаксическая роль в предложении?
— Что общего и в чем разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными? Что общего между полными и краткими причастиями? Какая между ними разница?
«Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем осенние листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами».
— Как можно озаглавить?
— Определите тип речи, стиль речи. Докажите своё суждение.
-Обсудите предстоящую работу.
Кто быстрее и качественнее выполнит своё задание, тот победил.
После выполнения упражнения: для чего автор использует в тексте так много прилагательных и причастий?
Стиль речи: художественный.
1. Практическая работа с языковым материалом
Замените полные причастия краткими, выделяя в них суффиксы. Образец: потерянное время — время потеряно.
Составьте с выделенным причастием два словосочетания «причастие + существительное».
Обещ..нный отдых, засе..нное поле, сожж..нное письмо, застреленная птица, услыш..нный ответ, нарисов..нный портрет, отправленная корреспонденция, собр..ный урожай, скош..нная трава, выращенный колхозниками, задерж..нный пограничниками, накормл..нный ребёнок, получ..нный ответ, воплощ..нный замысел, запрещ..нный приём, освещ..нный зал, развеш..нная мука, взвеш..нные картины.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 296 (устно), упражнения 297, 298 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
• Какие формы могут иметь страдательные причастия?
• Как изменяются краткие страдательные причастия?
• Какие суффиксы присущи кратким страдательным причастиям?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника (С. 113—114).
2. Выполнить упражнение 300 (письменно).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что общего между полными и краткими причастиями
Автор: Вараксина Ирина Ивановна
Организация: МКОУ «Китежская СОШ»
Населенный пункт: Калужская область Барятинский район
Тема урока: Краткие и полные страдательные причастия.
Тип урока: Изучение нового материала.
Технология урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация ранее пройденного 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление пройденного. 5. Обобщение и систематизация знаний. 6 Домашнее задание. 7. Оценивание обучающихся, итог урока. Рефлексия.
Цель урока: Дать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; учить распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи.
Задачи: 1. Сформировать умение различать краткие и полные страдательные причастия.
2. Повторить и закрепить понятие краткие прилагательные; написание н,нн в суффиксах прилагательных.
4. Воспитывать любознательность и трудолюбие.
Планируемые результаты:
метапредметные: пользоваться словарями, перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).
предметные: определять краткие и полные страдательные причастия, их морфологические признаки, находить в предложении и тексте причастные обороты, устно и графически обозначать условия постановки / не постановки знаков препинания.
личностные: анализировать тексты, включающие краткие и полные страдательные причастия, воспроизводить по частям текст с причастными оборотами, корректировать написанное, совершенствовать навыки самоконтроля.
Основные термины, понятия: причастие, краткая форма причастия, полная форма причастия.
Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.): учебник, учебные тексты, таблица.
План урока: (Раскрыть структуру конкретного урока/ занятия в ДОУ. Все его этапы озаглавить и спланировать во времени).
Ход урока:
I. Организационный момент (1-2мин) Этап целеполагания.
-Посмотрите внимательно на тему урока. Какую цель вы поставите перед собой? Чему хотите научиться на этом уроке? Но сначала мы выясним, как вы усвоили предыдущую тему.
II. Проверка домашнего задания (3-4 мин)
1. Упр. 101 проверяется «по цепочке».
2. Повторение и закрепление ранее пройденного (6-7 мин)
У доски морфологически разбираются далекого(горизонта), тиха (ночь). (Схема разбора на с. 207 учебника)
3. Индивидуальная работа по карточке.
Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют графически их выбор.
В чернеющ..м лесу, шумящ..м потоком, устремляющ..ся потока, о льющ..мся дожде, задымивш..ся речку, закрасневш..йся зари, у волнующ..ся озера, колеблющ..мся ветерком, встречающ..ся льдинами.
Дополнительные вопросы отвечающим:
— Все ли прилагательные имеют краткие формы? (Нет, только качественные.)
— Как изменяются краткие прилагательные? (По родам, числам.)
— Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении? (В предложении являются сказуемыми.)
III. Изучение нового материала. (14 мин) с. 45 (§ 17).
— Какие причастия могут иметь полную и краткую форму? Как изменяются краткие страдательные причастия? Какова их синтаксическая роль в предложении?
— Что общего и в чем разница между краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными? Что общего между полными и краткими причастиями? Какая между ними разница?
IV.Закрепление проводится в ходе выполнения упражнений. (14-15 мин)
1. Заполнение таблицы.
Полные страдательные причастия прошедшего времени
Краткие страдательные причастия
Делается вывод о месте ударения в кратких страдательных причастиях: большинство кратких страдательных причастий, как и прилагательных, имеют ударение на основе в формах мужского, среднего рода и множественного числа и на окончании-а в форме женского рода.
— Какое причастие из записанных выше произносится не по правилу?
2. Выборочный диктант.
Вначале читается текст. Учащиеся должны определить, в каком стиле написан текст, найти элементы этого стиля. Затем выписываются краткие причастия прошедшего времени, рядом — полная форма, окончания причастий выделяются.
На южной оконечности острова Кижи на высоту одиннадцатиэтажного дома поднимается Преображенская церковь. Как говорят старинные предания, строительство ее связано с именем ПетраI.
Срублена церковь из дерева. Только чешуйчатая одежда куполов прибита коваными гвоздями. Все прочие части церкви выполнены без единого гвоздя, как того требовала традиция плотницкого мастерства. Сооружена она с помощью только топора и долота, без малейшего вмешательства даже пилы, хотя она давно была уже в ходу. Топор в руках северного плотника — поистине универсальное орудие.
Одно из предложений (по выбору учителя) записывается на доске, определяется синтаксическая роль кратких причастий в нем.
Домашнее задание: § 17; упр. 104 (1мин)
Итог урока. Рефлексия(1-2 мин). Примерные вопросы для рефлексии: Что нового вы узнали на уроке? Чему вы научились? Для чего пригодятся эти знания?
Формы контроля и оценки результатов урока: Наблюдение учителем за освоением учащихся содержания новый темы. Задание – заполнить таблицу кратких и полных страдательных причастий.
Список использованной литературы: 1. Учебник Русский язык 7 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
3. Федеральный портал «Российское образование»- http://edu.ru/
Самоанализ урока.
Данный урок по русскому языку в 7 классе является уроком №17 в системе уроков по разделу «Морфология и орфография. Культура речи» Тема урока: Краткие и полные страдательные причастия.
Цель урока: Дать понятие о кратких страдательных причастиях, об их синтаксической роли в предложении; учить распознавать полные и краткие формы причастий и употреблять их в речи.
В данном классе я поставила следующие задачи, направленные на формирование УУД:
1. Сформировать умение различать краткие и полные страдательные причастия.
2. Повторить и закрепить понятие краткие прилагательные; написание н,нн в суффиксах прилагательных.
4. Воспитывать любознательность и трудолюбие.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Тип урока – изучение нового материала.
Он включал в себя следующие этапы: 1. Организационный момент. 2. Актуализация ранее пройденного 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление пройденного. 5. Обобщение и систематизация знаний. 6 Домашнее задание. 7. Оценивание обучающихся, итог урока. Рефлексия.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала индивидуальные задания для детей.
Материал урока оказался средней сложности для учащихся.
В ходе урока была организована индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос учащихся.
Наиболее эффективной оказалась индивидуальная работа, потому что дети выполняли ее в своем режиме, так как у всех разный уровень обучаемости.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, постановка проблемных вопросов, осуществление обратной связи.
Темп урок был медленным, исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рационально. Мне удалось уложиться по времени.
Мне было интересно вести урок и наблюдать за детьми. Учащиеся включались в работу не всегда активно, но без сопротивления.
Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все научились различать краткие и полные страдательные причасти, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступность, поэтому не должно вызвать затруднения у учащихся.