Что общего между коровой и лошадью

Методика «Сравнение понятий»

Что общего между коровой и лошадью Что общего между коровой и лошадью Что общего между коровой и лошадью Что общего между коровой и лошадью

Что общего между коровой и лошадью

Что общего между коровой и лошадью

Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.

Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:

6. маленькая девочка – большая кукла

9. ботинок – карандаш

10. золото – серебро

20. красный – зелёный

21. ворона – воробей

Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:

Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».

Обработка и анализ результатов

Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.

Ключ:

1. часть (время) суток

2. домашние (сельскохозяйственные) животные

3. военная профессия (управление военной техникой)

5. атмосферные осадки

6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра

7. причинно – следственное искажение действительности

10. драгоценные металлы

11. жидкость для питья

12. сельский (гужевой) транспорт

14. естественные водоёмы

18. плоды фруктовых деревьев

19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)

Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.

Закономерности числового ряда

Цель: исследование логического аспекта математического мышления.

Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.

4) 1 3 6 8 16 18 76 78

Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.

Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».

Обработка и анализ результатов

Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.

Источник

Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши»

Что общего между коровой и лошадью Тамара Федотова
Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Конспект НОД «Домашние животные и их детёныши»

учить детей образовывать сложные слова;

учить образовывать притяжательные прилагательные.

расширять словарь антонимов;

активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

развивать словообразование и словоизменение.

воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Маски домашних животных, картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Мультимедиа проектор, ноутбук, презентации «Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи» и «Домашние животные».

Ход занятия

1. Организационный момент

ИГРА «Кто самый нужный?»

Воспитатель раздаёт маски домашних животных, слушатели надевают их на головы

Воспитатель: однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для хозяина.

Корова сказала…. (Далее говорит слушатель у которого маска коровы на голове) я самая нужная, потому что я даю вкусное молоко

Воспитатель: а кот ей ответил…

Кот: Нет, я самый нужный, потому что я ловлю мышей, которые поедают хозяйские запасы.

Воспитатель: Но собака была с ним не согласна…

Собака: Я самая нужная, потому что я охраняю хозяйский двор.

Воспитатель: В спор вмешалась лошадь и сказала…

Лошадь: А я перевожу для хозяина тяжёлые грузы, поэтому я самая нужная.

Воспитатель: Очень долго они спорили, но так и не смогли выяснить, кто самый нужный.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных, а вы должны подумать, кто же самый нужный для хозяина.

Домашние животные.

Самым первым животным, которого человек сделал своего другом, была собака. Шло время. Домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей и по внешнему виду, и по характеру. Они миролюбивы и покладисты, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту.

Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Скот летом пасётся на лугу. Там животные едят свежую траву. На зиму им заготавливают сено. Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, кефир, творог, масло, сыр. Баранов и овец стригут, когда у них отрастает шерсть. Из овечьей шерсть делают нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. Коровы и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные приносят пользу.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель: Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела вы можете назвать (называются части тела животных)

Образование притяжательных прилагательных

Лапы собаки. Чьи лапы? (Собачьи)

Копыта коровы. Чьи копыта?

Борода козы. Чья борода?

Хвост лошади. Чей хвост?

Уши кролика. Чьи уши?

Лапы кошки. Чьи лапы?

Воспитатель: У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите на картинки и закончите предложения.

ИГРА «Скажи наоборот»

Подбор антонимов к именам прилагательным.

У коровы длинный хвост, а у свиньи…. (короткий)

У свиньи толстые ноги, а у овечки…. (тонкие)

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть…. (мягкая)

У козы острые рога, а у барана….(тупые)

У козла длинная шерсть, а у лошади…. (короткая).

ИГРА «Образуй новое слово»

Образование сложных прилагательных

У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая)

У быка острые рога. Бык какой? (Остророгий)

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? (Коротконогая)

У кролика длинные уши. Кролик какой? (Длинноухий)

У лошади длинная грива. Лошадь какая? (Длинногривая)

У овцы мягкая шерсть. Овца какая? (Мягкошёрстная)

У верблюда два горба. Верблюд какой? (Двугорбый).

Вот такой коташка, Идут «кошачьим» шагом

Круглая мордашка, Гладят лицо

Коготки-царапки. Изображают когти

Кубик и катушка. Прыжки на месте

Котик, словно мячик,

По квартире скачет.

О. Высотская Прыгают друг за другом по кругу

Воспитатель: Вы много узнали о домашних животных, а теперь отгадайте их по повадкам и голосу.

ИГРА «Отгадай, что это за животное

Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.

Сторожит, грызёт, лает. Кто это?

Мяукает, лакает, царапается. Кто это?

Хрюкает, роет землю. Кто это?

Ржёт, бегает, скачет. Кто это?

Блеет, бодается. Кто это?

Мычит, жуёт, ходит, даёт молоко. Кто это?

ИГРА «Угадай, чей голос?

Подбор к глаголу существительного, подходящего по смыслу

Мяукает. Кто? Ржёт, хрюкает, мычит, лает, блеет.

Воспитатель: У каждого домашнего животного есть детёныш. Взрослые животные находятся справа, детёныши слева. У меня для вас задание.Вы должны соединить семью: рассказать, у кого какой детёныш, и «отвести» (переставить картинку) малышей к мамам.

ИГРА «Найди детёныша»

Образование формы множественного числа существительных.

У кошки много котят.

У крольчихи много крольчат.

У коровы много телят.

У лошади много жеребят. И т. д.

Воспитатель: О ком мы говорили на занятии? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина? (Все животные важны и все нужны по-своему). Какие новые слова и домашних животных вы узнали? (имеется ввиду слова из игры «Образуй новое слово»)

Задания для закрепления вне занятий

Игра «Кто как голос подаёт?» Корова – му-у. (Корова мычит).

Кошка – мяу. (Кошка мяучит). Собака – гав. (Собака лает).

Свинья – хрю-хрю. (Свинья хрюкает). Лошадь иго-го. (Лошадь ржёт). Овца – бэ-э. (Овца блеет).

Игра «У кого кто?» У коровы – телята; у лошади; у свиньи; у овцы; у кошки; у собаки.

Игра «Кто как ест?» Корова жуёт, собака грызет, кошка лакает.

Игра «Кто чем питается?» Кошка – молоком, корова – травой, коза, собака, лошадь.

Игра «У кого что?» У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина? У кого пятачок? У кого копыта? У кого усы?

При составлении занятия использовались материалы из книги О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»

Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. Игры для развития лексико-грамматического строя речи на этапе автоматизации звуков. (на примере звука [р]) 1 Игра «Один – много» Цель: развитие.

Источник

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет Методические рекомендации (стр. 6 )

Что общего между коровой и лошадьюИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Что общего между коровой и лошадью

9. РОЖЬ — ПОЛЕ. ЯБЛОНЯ —

а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево.

10. ПАРОХОД — ПРИСТАНЬ. ПОЕЗД —

а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.

Субтест 4 Подумай и напиши, что общего между этими двумя словами.

1. КОРОВА, ЛОШАДЬ — это …

2. МУРАВЕЙ, ДУБ — это …

3. ЧЕЛОВЕК, ПТИЦА — это …

5. ПОРТФЕЛЬ, РУЧКА — это …

6. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это …

7. САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ — это …

8. ЛЫЖИ, КОНЬКИ — это …

9. ГОЛОД, ЖАЖДА — это …

10. ВАГОН, ТЕЛЕГА — это …

Субтест 5 Найди зависимость между числами и вставь пропущенное число.

7. 10, 7, 12, 9, 14, 11, 16, …

Субтест 1 Задание состоит из неоконченных предложений, в которых отсутствует одно слово. Найти из приведённых за предложением пяти слов то, которое лучше всего подходит для дополнения соответствующего предложения так, чтобы оно приобрело правильное значение.

1. Кролик больше всего похож на.

а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

2. У дерева всегда имеются.

а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

3. Противоположностью предательства является.

а) любовь, б) отвага, в) хитрость, г) трусость, д) преданность.

4. Обед не может состояться без.

а) голода, б) пищи, в) стола, г) воды, д) сервиза.

5. Занятием, противоположным отдыху, является.

а) прогулка, б) забота, в) труд, г) усталость, д) тренировка.

6. Сыновья бывают старше, чем отцы…

а) часто, б) никогда, в) не всегда, г) редко, д) обычно.

7. В слове всегда есть.

а) приставка, б) корень, в) суффикс, г) окончание.

а) основа, б) подлежащее, в) глагол, г) имя. д) определение.

9. Фонетика изучает.

а) слово, б) звуки, в) сказуемое, г) словосочетание, д) предложение.

10. Бессердечный человек — это.

а) безжалостный, б) хитрый, в) глупый, г) трусливый, д) отважный.

а) трамвай, б) книга, в) дерево, г) стол, д) ручка.

12. Второстепенный член предложения — это.

а) местоимение, б) имя существительное, в) подлежащее, г) сказуемое, д) обращение.

Субтест 2 Из данных пяти слов четыре по значению похожи. Вам следует найти пятое слово, которое не относится к данной связи и является лишним.

1. а) стул, б) стол, в) птица, г) шкаф, д) кровать.

2. а) сидеть, б) лежать, в) стоять, г) идти, д) сидеть на корточках.

3. а) писать, б) рубить, в) шить, г) читать, д) аплодировать.

4. а) узкий, б) угловатый, в) короткий, г) высокий, д) широкий.

5. а) велосипед, б) автобус, в) мотоцикл, г) поезд, д) трамвай.

6. а) ездить, б) летать, в) бегать, г) грести, д) кататься.

7. а) Лермонтов, б) Пушкин, в) Маршак, г) Репин, д) Толстой.

8. а) багровый, б) алый, в) красный, г) коричневый, д) розовый.

9. а) имя прилагательное, б) местоимение, в) имя существительное, г) глагол, д) предлог.

10. а) матрос, б) плотник, в) шофёр, г) пловец, д) парикмахер.

11. а) отважный, б) верный, в) храбрый, г) талантливый, д) трусливый.

12. а) тонкий, б) узкий, в) короткий, г) худой, д) дородный.

Субтест 3 Вам предложено три слова. Между первым и вторым словом существует определённая связь, за третьим словом следует пунктирная линия. Ниже приведены 5 слов, из которых Вы должны найти одно, которое было бы связано с приведённым словом точно так же, как 1-е и 2-е слово.

а) трава, б) сено, в) корм, г) зелень, д) пастбище

2. ТЁМНЫЙ — СВЕТЛЫЙ. МОКРЫЙ — …

а) дождливый, б) дневной, в) сырой, г) ветреный, д) сухой

3. ШКОЛА — ДИРЕКТОР. КРУЖОК — …

а) заведующий, б) руководитель, в) председатель, г) член, д) кассир

4. КРУГ — ШАР. КВАДРАТ — …

а) призма, б) фигура, в) прямоугольник, г) тело, д) куб

5. ЛУНА — ЗЕМЛЯ. ЗЕМЛЯ — …

а) Марс, б) Солнце, в) звёзды, г) космос, д) планета

6. ГОРЫ — ПЕРЕВАЛ. РЕКА — …

а) лодка, б) мост, в) брод, г) паром, д) берег

7. ВИКТОРИНА — ИГРА. ДИАЛОГ — …

а) приветствие, б) усилие, в) разговор, г) рассказ, д) вывод

8. НЕБО — ОБЛАКА. РОЩА — …

а) ручей, б) цветы, в) трава, г) деревья, д) птицы

9. ГОЛОД — ИСТОЩЕНИЕ. ТРУД — …

а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём

10. ЖИВОТНОЕ — КОЗА. ПИЩА — …

а) продукт, б) еда, в) кухня, г) обед, д) хлеб

11. МАТЕРИАЛ — ШИТЬ. БУМАГА — …

а) резать, б) рвать, в) клеить, г) печатать, д) писать

а) мебель, б) жилая комната, в) салфетка, г) скатерть, д) письменный стол

Субтест 4 Вам предложено два слова. Следует решить, что каждое из них означает, и найти, что в них общего.

1. РОЖЬ, ПШЕНИЦА — это…

3. ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА — это…

4. ПОЕЗД, КОРАБЛЬ — это…

5. ОТТЕПЕЛЬ, ЗАМОРОЗКИ — это…

6. ШЕРСТЬ, СИТЕЦ — это…

7. ЧАСЫ, ТЕРМОМЕТР — это…

9. ГРОМКО, ТИХО — это…

10. ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ — это…

11. МУРАВЕЙ, ДУБ — это…

Субтест 5 Каждое задание состоит из ряда чисел, которые расположены в определённом порядке. Вашей задачей является выявить ту закономерность, по которой построен ряд, и найти число, продолжающее ряд.

Источник

Метод сравнения и различения

Этот метод известен в психологии так же давно, как описанный выше метод определения понятий, и широко используется в течение многих десятилетий, входя в целую систему тестов. Материалы, полученные с помощью этого метода, оказываются исключительно ценными и информативными.

Метод заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающих те или иные предметы, и просят сказать, что общего между ними. Иногда называние слов заменяется их наглядным изображением, но это, однако, не меняет суть дела.

Этот метод предполагает, что взрослые испытуемые при решении этой задачи свободно выделяют нужный признак, общий для обоих предметов, и подводят оба названных слова под определенную общую категорию. Так, сравнивая корову и лошадь, они говорят: Оба животные; или, сравнивая кровать и диван, Оба мебель и т.д.

Сложность применения этого метода заключается прежде всего в правильном подборе слов (предметов), подлежащих сравнению. Можно выделить три категории приемов (три категории задач), которые применяются для сравнения и различения понятий.

Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящихся к одной категории. Например, испытуемого спрашивают, Что общего между собакой и кошкой? львом и тигром? велосипедом и мотоциклом? Естественно, во всех этих случаях легко напрашивается категориальный ответ (собака и кошка домашние животные, лев и тигр это хищные животные, велосипед и мотоцикл средства передвижения и т.д.). Задача сравнить эти вещи и отнести, их к определенной категории очень легкая.

Во-вторых, испытуемому предлагается сказать, что общего между двумя объектами, у которых общее найти трудно и которые непосредственно гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае. Это имеет, например, место, если мы спросим, что общего между львом и собакой, вороной и рыбой, карандашом и пишущей машинкой. Естественно, что эти объекты весьма отличаются друг от друга и нужно сделать известное усилие, для того чтобы абстрагироваться от тех конкретных признаков, которые их различают, и отнести их к общей категории, например сказать, что лев и собака животные, ворона и рыба животные-существа д т.д.

Третья группа задач еще сложнее. Это опыты на сравнение и различение объектов в условиях конфликта. В этих случаях испытуемому называются объекты, у которых различия выражены гораздо больше, чем сходство, и которые-скорее можно соотнести путем их практического сопоставления, путем анализа одной конкретной ситуации, чем путем отнесения их к одной отвлеченной категории. Так, например, если мы спросим испытуемого, что общего между всадником и лошадью, то естественным ответом будет: Общее то, что всадник ездит на лошади, но такой ответ будет воспроизведением наглядно-действенной ситуации; в-этом случае гораздо сложнее абстрагироваться от этого наглядного взаимодействия и сказать, что и всадник и лошадь это живые существа.

Таким образом, за простым методом сравнения и различения могут стоять тесты разной сложности, и сложность задач заключается в неодинаковой трудности абстрагирования от различающихся признаков или наглядного взаимодействия объектов, в разной трудности включения этих объектов в определенную категорию. Какие ответы возможны в этих опытах?

Первый тип ответов заключается в наглядном выделении различных признаков обоих объектов или сближения их в единой наглядной ситуации. Например, ответ на вопрос Что общего между собакой и кошкой?, можно начать с описания каждого из этих животных, говоря, что у собаки и у кошки острые зубы или что у той и другой длинный хвост. На вопрос Что общего между автомобилем и телегой?, можно сказать: На обоих ездят, у телеги и у автомобиля есть колеса. Разновидностью этого наглядного ответа является и ответ, который вводит две данные вещи в наглядное взаимодействие. Например, можно ответить, что общим между собакой и кошкой является то, что кошка может поцарапать собаку, что собака может укусить кошку. В данном случае слово общее понимается не как отнесение к отвлеченной категории, а как указание на возможное наглядное взаимодействие обоих объектов.

Совершенно естественно, что в тех случаях, когда различие двух названных предметов явно бросается в глаза и преобладает над их сходством, испытуемый сначала указывает не на черты сходства, а на черты различия, например: Собака лает, а кошка мяукает, Телега ее лошадь везет, а автомобиль сам ездит и т.д. Наглядный анализ признаков обоих названных объектов здесь также отчетливо сохраняется.

От этого типа решений коренным образом отличается тот, когда испытуемый может отвлечься от наглядных общих признаков и совершить принципиально другую операцию, вводя оба предмета в определенную общую отвлеченную категорию. Для этого, как правило, у каждого объекта, обозначенного словом, выделяется общий признак и на основании этого общего признака оба объекта относятся к одной категории. Понятно, что здесь ведущую роль играет уже не наглядно-действенное воспроизведение образа объекта, а вербально-логическая переработка информации. Типичные примеры такого решения задачи мы уже приводили выше.

Какие реальные факты можно получать при помощи этого метода?

Психологам уже давно известно, что у детей дошкольного возраста и у младших школьников абсолютно преобладают наглядно-действенные операции. Кроме того, психологи уже указывали и на один парадоксальный факт, который был всем известен, но квалификация которого оставалась до последнего времени недостаточно ясной.

Этот парадоксальный факт заключается в следующем. Когда дошкольников или младших школьников спрашивали, что общего между собакой и кошкой или между велосипедом и мотоциклом, то вместо выделения общего между двумя предметами, дети обычно указывали на их различие. Психологи всегда говорили о том, что умение различать созревает раньше, чем операция обобщения. Это верно, но существо этих фактов долго еще оставалось нераскрытым.

Правильная квалификация этого факта заключается в том, что за операцией различения объектов стоит наглядно-действенное мышление (У собаки острые зубы, а у кошки острые когти; кошка может влезть на дерево, собака не может влезть на дерево). За указанием же на общее кроется не наглядное мышление, а операция введения в отвлеченную категорию (собака и кошка животные, велосипед и автомобиль средства транспорта и т.д.). Если на ранних ступенях развития преобладает умение выявлять различие, а не сходство, то это является лишь внешним признаком того, что на этих ступенях развития еще не созрел сложный процесс выделения общего признака и введения обоих предметов в общую отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, означает коренную смену психологических операций, которые использует ребенок, выполняя задачу. Это означает переход от наглядно-действенного выделения признаков к вербально-логическому обобщению, введению-наглядных предметов в общую отвлеченную категорию.

В только что описанном опыте у дошкольников абсолютно преобладает не операция обнаружения сходства, а операция различения указание на наглядные признаки, различающие два упомянутых объекта; поэтому второй или третий из описанных выше типов задач, где непосредственного сходства между объектами сразу не видно, оказывается для них особенно трудным.

У младших школьников уже возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто и за ней кроется еще наглядное сравнение предметов или введение обоих предметов не в общую отвлеченную категорию, а в общую наглядную ситуацию. Например, если предложить младшему школьнику вопрос: Что общего между воробьем и мухой, он ответит, что воробей может проглотить муху; на вопрос Что общего между собакой и коровой, он ответит, что собака может укусить корову, и т.д. Однако выделить признак, по которому воробья и муху, собаку и корову можно ввести в одну категорию, он еще не может.

Для старшего школьника доступна уже и отвлеченная операция, даже в условиях сложной конфликтной задачи, когда для правильного решения необходимо игнорировать четко выступающие различия или столь же четкий факт вхождения обоих объектов в общую практическую ситуацию (как это, например, имеет место в вопросах типа: Что общего между всадником и лошадью?). Старший школьник, хотя и с некоторым усилием, может отвлечься от наглядного взаимодействия обоих объектов и совершить другую операцию введение объектов в общую отвлеченную категорию.

Совершенно ясно, какое значение имеет этот простой тест для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости.

Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию.

Наоборот, для шизофреника характерно обратное полный отрыв от наглядного практического сличения и обобщение по несущественным признакам объектов. Например, если попросить шизофреника сказать, Что общего между зонтиком и ружьем, он может ответить, Что оба они издают звук или на вопрос, Что общего между человеком и птицей, он может сказать, что Оба они подчиняются закону всемирного тяготения и т.п., т.е. выполнить операцию обобщения на основании выделения признака, не имеющего существенного значения (Зейгарник, 1969, 1973; Поляков, 1974).

Метод классификации

Пожалуй, одним из самых продуктивных методов проникнуть во внутреннее строение значения слова является метод классификации.

Метод классификации по существу является развитием метода сравнения и различения. Он имеет большое теоретическое и диагностическое значение и применяется в трех. основных вариантах, на которых следует остановиться отдельно.

Первая и наиболее простая форма метода классификации обычно называется четвертый лишний. Этот метод заключается в следующем.

Испытуемому дается четыре предмета или четыре изображения и предлагается отобрать из четырех объектов три, которые можно объединить общим понятием (т.е. назвать. одним и тем же словом), и отбросить четвертый объект, который не входит в эту категорию (т.е. который нельзя назвать этим словом).

Ожидается, что испытуемый, которому будет, например. предъявлена группа из четырех изображений (например, пила, топор, лопата и полено), отберет первые три как относящиеся к категории орудия и исключит последнее, относящееся к категории материалы. Такое решение будет указывать на наличие у испытуемого категориального-мышления.

При первом, самом простом варианте метода испытуемому дается три объекта, одинаковых по форме и по принадлежности к определенной категории, в то время как четвертый объект отличен и по форме и по цвету и не относится к данной категории. Например, ему дается четыре картинки, из которых три изображают круглые фрукты или овощи яблоко, сливу и апельсин, а четвертый предмет совершенно иной как по форме, цвету, так и по смыслу (например, зонтик, окно или стол). Естественно, что такую задачу решить очень легко. Однако ее решение может протекать как по категориальному типу (ответ: три картинки изображение фруктов, а четвертая изображение чего-то нефруктового), так и по наглядному (три предмета круглые, а четвертый некруглый). Данный вариант самый легкий.

Второй вариант метода четвертый лишний более сложен. Испытуемому даются объекты, которые относятся к одной и той же категории, но они различны по внешнему-виду (форме, цвету или величине), а четвертый предмет может быть, напротив, сходен с одним из трех (по форме, цвету или величине), но относится к другой категории. Например, ему даются изображения репы, моркови и помидора (все они овощи, но разные по форме), а четвертым является мяч (тоже круглый, как и помидор, но относящийся к иной категории). В этом случае испытуемый должен абстрагироваться от внешнего признака и объединить три объекта по их принадлежности к одной общей категории. Естественно, что эта задача психологически значительно сложнее.

Наконец, может быть предложен и третий вариант, который можно назвать конфликтным. Испытуемому дается три объекта, которые относятся к одной и той же категории и которые можно обозначить одним словом (например, инструменты пила, топор и лопата), а четвертый предмет, который относится к другой категории, например к материалам, но участвует в общей ситуации с этими орудиями (например, полено). Если попросить испытуемого выделить три предмета, которые можно обозначить одним словом, так как они относятся к одной категории, и отбросить четвертый лишний, то для этого испытуемому нужно преодолеть непосредственную конкретную ситуацию взаимодействия объектов, иначе его классификация будет носить не категориальный, а ситуационный характер. Это будет иметь место, например, если испытуемый отнесет в одну группу полено, пилу и топор (потому что полено нужно сначала распилить, а потом разрубить) и скажет, что лопата относится к совершенно другой категории к огороду и не входит в эту наглядную практическую ситуацию. В случае, если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сближать объекты по общим наглядным признакам: по цвету, по форме, по величине или по принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же у испытуемого за словом стоят абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слово относится к одной определенной категории.

Именно поэтому результаты, получаемые у разных испытуемых, могут быть резко различны.

Многочисленные опыты, проведенные по этой методике, являющейся общепринятым диагностическим приемом и вошедшей в большое число тестовых наборов, дали вполне определенные и однозначные результаты.

Оказалось, что у дошкольников и младших школьников отчетливо преобладает соотнесение предметов по наглядным признакам или по принадлежности их к общей наглядной ситуации. Такие испытуемые, как правило, могут объединить предлагаемые изображения по цвету, форме или размеру или что выступает со всей отчетливостью несколько позднее ответят, что между топором, пилой и поленом, конечно, есть общее потому, что все они связаны с рубкой дров, в то время как лопата не имеет к этому никакого отношения. Конечно, у этих испытуемых есть своя наглядно-действенная логика, однако если настаивать на другом решении и оказать им помощь и, например, сказать: Ведь это можно назвать орудием, а полено не является орудием, картина окажется совсем иной. Дошкольник не сможет подхватить эту подсказку, так как его мышление носит еще наглядно-действенный, или сенсорный характер. Младший школьник подхватит, но не удержит этот принцип, не перенесет его на последующие опыты и снова соскользнет на наглядно-действенный принцип объединения объектов. А вот у старшего школьника будет преобладать классификация по категориальному принципу, и даже в конфликтных опытах преодоление непосредственного впечатления или непосредственной наглядно-действенной ситуации окажется возможным.

Именно в силу такого разнообразия возможных решений оказалось, что данный метод (четвертый лишний) имеет большое диагностическое значение.

Характерно, что умственно отсталый ребенок не в состоянии отвлечься ни от сенсорных, ни от наглядно-действенных признаков, объектов и, как правило, отбирает предметы, имеющие сходство по цвету или по форме, или пытается найти ту конкретную ситуацию, в которую входят все три предмета. Характерно, что никакие попытки перевести его операции в более отвлеченный категориальный план не имеют успеха, и даже после показа ему возможного категориального решения задачи он продолжает выполнять задание по-прежнему.

Такой тип решения был обозначен Вейгелем (1927), который был одним из первых, внимательно изучивших процесс классификации предметов, немецким термином Aufraumen, принципиально отличающимся от подлинной категориальной классификации, названной им как Ordnen. Позднее глубокое психологическое различие обоих типов решения было многократно изучено выдающимся немецким неврологом К. Гольдштейном (1934).

Описываемый метод дал очень интересные результаты при исследовании особенностей мышления людей, живущих в различных социально-экономических формациях и в разной степени обладающих школьными навыками.

Таким образом, метод четвертый лишний оказался одним из лучших диагностических приемов для обнаружения уровня умственного развития и способности перейти от наглядно-действенных форм обобщения к обобщению отвлеченному.

Второй вариант опыта с классификацией более сложен, но вместе с тем дает более богатую информацию. Это опыт со свободной классификацией.

Опыт заключается в следующем: испытуемому дается большой ряд реальных предметов или карточек из лото. На карточках изображены разные объекты животные, растения, посуда, мебель, различные виды транспорта и т.д., и предлагается сгруппировать эти объекты в определенные группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом, обозначить одним понятием. После того, как испытуемый выполнит эту задачу, ему предлагается обозначить каждую группу и объяснить, почему он разложил карточки именно таким образом. Затем испытуемому дается третье задание и предлагается укрупнить группы; например, если он разложил карточки на 10 групп, ему предлагается сделать только 3 группы, снова анализируется, как он это делает, и вновь предлагается назвать новые группы определенными словами и снова объяснить, на каком основании он произвел эту группировку.

Этот опыт дает исследователю важную информацию. Понятно, что испытуемый может разложить данные ему предметы на группы по разным основаниям. Он может разложить их соответственно внешним, наглядным признакам (например, в одну группу отнести все красные, в другую все синие; в одну группу все круглые объекты, в другую все угловатые и т.д.), и это будет наиболее элементарный тип классификации,

Можно сказать, что в обоих случаях не только смысловое объединение предметов, но и структура психологических процессов, которые лежат в основе этих операций, будут совершенно различными.

В случае категориальной классификации у испытуемых возникает иерархия понятий, которые, по выражению Л. С. Выготского, имеют известную долготу (от элементарных к более сложным) и широту (потому что в систему понятий могут войти не только те объекты, которые наглядно взаимодействуют, но и те, которые никогда не встречались в их опыте). Характерно, что иерархическое построение логической системы отсутствует в тех формах обобщения, которые исчерпываются только восстановлением наглядно-действенных ситуаций. Наличие или отсутствие логической иерархии понятий является, следовательно, основным признаком, который отделяет наглядно-действенное применение слова от вербально-логического применения понятий, выраженных в слове.

Итак, переход значения слова на стадию отвлеченных понятий не только обеспечивает значительно более совершенную переработку получаемой информации, но вместе с тем придает познавательным процессам ту свободу, о которой говорил еще А. Гельб, анализировавший психологические изменения, вызываемые категориальным значением слова.

Какие реальные результаты были получены с помощью метода свободной классификации?

Эти результаты оказались очень существенными. Метод свободной классификации стал одним из основных диагностических приемов для характеристики умственного недоразвития, умственной отсталости или умственной патологии.

Установлено, что умственно отсталый ребенок может разложить предметы на группы только по сенсорному, или по наглядно-действенному признаку, вводя их в одну наглядную ситуацию. Так, один умственно отсталый ребенок в ответ на предложение разложить в разные группы картинки лото сложил в одну группу: бутылку, стакан, стол и рака потому, что можно поставить на стол бутылку пива, выпить и закусить раком, и всякие попытки убедить его в том, что все эти предметы относятся к разным категориям, не привели ни к каким результатам. Наоборот, нормальный ребенок младшего школьного возраста, который тоже может дать такого же типа наглядную классификацию, в состоянии перейти и к более высокой форме действий: достаточно было показать ему, как можно расклассифицировать предметы иначе он легко начинал справляться с этой задачей.

Мы можем говорить вслед за Л. С. Выготским, что у умственно отсталого ребенка нет (или она очень мала) золы ближайшего развития, которая дала бы ему возможность с помощью примера или обучения перевести наглядно-действенное мышление в отвлеченное, в то время как у нормального ребенка такая зона ближайшего развития есть и данное ему объяснение или пример отвлеченного применения слова достаточен, чтобы задача, которая была до сих пор неразрешимой, стала для него выполнимой.

Опыт показал далее, что умственно отсталый ребенок с огромным трудом обозначает словом ту группу объектов, которую он сформулировал, и следовательно, оказывается ее в состоянии осознать выполняемые им операции; иногда он вообще не отвечает на вопрос, почему он разложил предметы именно так, а не иначе.

Наоборот, нормальный ребенок, например школьник младшего возраста, легко это делает и без труда обозначает полученные группы словом, имеющим общее категориальное-значение.

Дальнейшее различие между умственно отсталым и нормальным школьником имеет еще один, очень существенный признак. Умственно отсталый ребенок не может укрупнить раз созданные группы, он, скорее, разобьет эти группы на еще более дробные и еще более конкретные. Нормальный школьник выполнит эту задачу с большой легкостью и, если ему один раз показать, как это делается, сможет легко не только укрупнить группы объектов, но и обозначить их соответствующим словом.

Таким образом, очень простой метод свободной классификации оказался одним из самых важных диагностических приемов для определения умственной отсталости или оценки интеллектуальных возможностей человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *