Что общего медведь и балалайка

Что вы знаете о Русской балалайке и медведях?!

Первые иностранцы, попадавшие в Россию, были либо завоеватели, либо торговцы. с первыми, всё понятно эти огребали по полной и мало кто из них возвращался домой.

А вот со вторыми, то есть с торгашами, не всё так просто. Они-то и делали выводы, разнося сплетни о России судя именно по ярмаркам. Отсюда и возникают многие стереотипы: пьянство, безудержное веселье, балалайка и медведь. Ведь и заморские торгаши, которые пытались объегорить русских купцов не всегда возвращались с прибылью, так как упившись вдрызг оставляли весь свой товар и целые состояния в Русской казне.

Это сейчас, современные торгаши и барыги Родиной торгуют, готовы за валюту мать родную продать, а всё потому, что занимаются не торговлей, а спекуляцией и не особые купцы, а все кому не лень.

В старину, настоящие Русские купцы, это была особая каста людей, радеющих не только за личную прибыль, но и за престиж государства Российского.

Купечество на Руси существовало испокон веков, но сформировалось в корпорацию в 16-ом веке. После реформ Петра I, купечество стало выделяться из общей массы городских обывателей в отдельное сословие.

Купцом теперь мог стать не каждый торговец и промышленник, а только тот, кто имел специальное гильдейское свидетельство (платил «гильдию»). Окончательно купечество как сословие оформилось после появления в 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи».
По этому закону каждый независимо от пола, возраста, промысла при условии наличия капитала мог записаться в одну из трех купеческих гильдий.
— Для вступления в 1-ю гильдию надо было иметь не менее 10 тыс. руб.,
— во 2-ю – не менее 1 тыс. руб.,
— в 3-ю – не менее 500 руб.
Купцы каждой гильдии имели свои особые права.
— Купцам 1-й гильдии разрешалось вести торговлю с другими странами,
— купцам 2-й гильдии – розничную и оптовую торговлю в России,
— 3-й гильдии – мелкую торговлю по городу и уезду.

«Жалованная грамота городам» вводила звание «именитых граждан». Его получали богатые купцы с капиталом свыше 50 тыс. руб. и банкиры.

Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии ещё и – от телесных наказаний.

Русский купец, был не просто умён и образован, он был гением торговли. А балалайка, медведь и водка входила в арсенал приёмов одурачивания иностранных торгашей.

Специально обученные люди создавали весёлый «балаган» на ярмарке с показом специально выращенного и хорошо откормленного медведя со сточенными когтями и клыками, о чём иностранцы и не догадывались, наблюдая с ужасом за огромным зверем, который борется с Русскими смельчаками. Для иностранцев, встреча с медведем была настоящим шоком, поэтому по возвращении они с ужасом рассказывали о затеях этих «странных русских».

Затем иностранцу притупляли бдительность зазывалы-торгаши, лотошники. Всё это время за заморским гостем следили и подмечали каждую мелочь:
— Как он ведёт себя в толпе,
— как реагирует на карманника, пытающегося стянуть кошелёк,
— щедро ли расплачивается на постоялом гостином дворе,
— каков его капитал,
— склонен ли к игре в азартные игры или просто в шашки но на деньги.

И только после этого подробно изученного портрета, он попадал в руки к настоящему Русскому купцу, на надуманное торжество, или на придуманные поминки.

Этот приём срабатывал безотказно, что бы напоить и развязать языки. Здесь обычно использовался ещё один приём. Купец вёл своего гостя в овчарню или в конюшню, якобы похвастаться своими гончими, борзыми или породистыми рысаками. На самом деле, он следил, как ведут себя животные. Если лошади начинали стричь ушами и брыкаться, а собаки становились агрессивными, то ни какие контракты с этим человеком не заключались, а если и заключались, то под особым контролем.
Домашних животных на Руси держали не только для охоты, работы и развлечений, но и для защиты от нечестных на руки, злых и кровожадных разбойных людишек. Даже сегодня, каждый охотник использующий собак знает и безошибочно может определить на кого лает его собака, будь то соболь, белка или большой зверь, такой, как кабан, лось или медведь. Собака без ошибочно и очень чётко определяет эти качества в человеке, так же, как и лошадь, каким-то внутренним чутьём определяет и даёт хозяину понять, что перед ним не открытый купец, а мошенник и обманщик или же наоборот простофиля, которого можно спокойно объегорить.

Сказки иностранцев о России
Иностранные торгаши формировали представления о России в западной идеологии как о грубой, пьянствующей, недоброжелательной стране. Так как их впечатляли холода, опасности, русский характер, то, возвратившись на родину, они в приукрашенном виде об этом рассказывали и привирали от души.

Основные сказки о русских с большой охотой подхватывали и тиражировались западными СМИ. И по сей день у всего мира наша страна видится как земля, полная медведей, снега, горящей водки и людей с матрешками и балалайками.

Вы только вглядитесь в портреты Русских купцов и купчих написанные в те времена и сегодня являющиеся мировыми шедеврами. Разве мог какой то европейский хлыщ их обмануть или превзойти в торговле? Разве эти профессиональные Русские купцы могли распродавать Родину, как это делают сегодня потомки тех крепостных захватившие Российский рынок, которые имеют двойные гражданства и скупающие недвижимость за пределами России?

70 лет Советская власть вытравливала из Русского народа эту правду и стирала из памяти Русскую честь и совесть в противном случае никакие бы предатели Горбачёвы и пропойцы Ельцины не смогли бы развалить страну советов. Эти два представителя, как раз и являются теми потомками крепостных, которые влезли из самых низов и продали Россию ни за грош.
— Первый, ставропольский крестьянин, возомнил себя барином всея Руси,
— а второй, уральский бирюк из тех, кого выставляли в качестве пьяницы «робинзона» для спаивания иностранцев, видел себя хозяином Уральской республики со столицей в Свердловске.

Спасли Россию от полного развала удалось лишь благодаря ВВП и спецслужбам, где ещё оставался Русский дух и преданность Родине!

В укладе Русского быта всё было продумано и «каждый сверчок знал свой шесток»! От князя, купца, барина, кормились сотни людей занимающихся каждый своим делом и приносящий пользу всему сообществу, имению, хозяйству.

Вступая в гильдию, покупали одновременно гильдейские и промысловые свидетельства.
— У купцов 1-й гильдии были особые привилегии: они носили шпаги, их награждали орденами и медалями.
— Только купцам 1-й гильдии разрешалось иметь фабрики, заводы и морские суда. Они ездили по городу в карете, запряженной парой лошадей.

Ни один уважающий себя Русский купец никогда бы даже не помыслил о том, что бы предать или продать достояние своей Родины или переехать на ПМЖ заграницу, а ведь торговали со всем миром.

Вот как описывает в своей книге Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи», этих новоиспечённых «торгашей»:
— книга Владимира Гиляровского, описывающая традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX столетия.

Умчались к «Яру» подвыпившие за обедом любители «клубнички», картежники перебирались в игорные залы, а за «обжорным» столом в ярко освещенной столовой продолжали заседать гурманы, вернувшиеся после отдыха на мягких диванах и креслах гостиной, придумывали и обдумывали разные заковыристые блюда на ужин, а накрахмаленный повар в белом колпаке делал свои замечания и нередко одним словом разбивал кулинарные фантазии, не считаясь с тем, что за столом сидела сплоченная компания именитого московского купечества. А если приглашался какой-нибудь особенно почтенный гость, то он только молча дивился и своего суждения иметь не мог.

Но однажды за столом завсегдатаев появился такой гость, которому даже повар не мог сделать ни одного замечания, а только подобострастно записывал то, что гость говорил.

Он заказывал такие кушанья, что гурманы рты разевали и обжирались до утра. Это был адвокат, еще молодой, но плотный мужчина, не уступавший по весу сидевшим за столом. Недаром это был собиратель печатной и рукописной библиотеки по кулинарии. Про него ходили стихи:

Видел я архив обжоры,
Он рецептов вкусно жрать
От Кавказа до Ижоры
За сто лет сумел собрать.

«Вторничные» обеды были особенно многолюдны. Здесь отводили свою душу богачи-купцы, питавшиеся всухомятку в своих амбарах и конторах, посылая в трактир к Арсентьичу или в «сундучный ряд» за горячей ветчиной и белугой с хреном и красным уксусом, а то просто покупая эти и другие закуски и жареные пирожки у разносчиков, снующих по городским рядам и торговым амбарам Ильинки и Никольской.

И вот по вторникам ездило это купечество обжираться в клуб.

-Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи».

Культ медведя, он действительно для Русского народа был воплощением духа. Это неимоверно сильное животное было тотемным для жителей нашей страны, медведь был предметом фольклорных произведений где Русские богатыри выходили победителями в схватках с хищным и коварным зверем.

Даже с приходом православия в Русь, церковь поддерживала этот стереотип национальной идентичности и не запрещала показывать борьбу мужиков с медведями, как способ продемонстрировать свою силушку и удаль богатырскую. Также эти животные выращенные с младенчества выступали на потеху публике. Так появился медведь с балалайкой, как образ русского веселья. Кроме того, иностранцы наблюдали шумные кулачные бои, пьяных мужиков в трактирах, на площадях и на любых праздниках. Суть кулачного боя заключалась лишь в одном: «Бей своих, чтоб чужие боялись»!

Для Европы и Америки настоящим подарком было позорное для России поведение президента Ельцина, который любил напиться и подирижировать оркестром. Пропаганда на его примере усилила существующие представления о русских, как о пьяницах.

Сегодня могущество и силу Русского медведя пытаются подорвать ещё и тем, что по всем каналам демонстрируют «видосики» с глупыми лесными медведями, которые выходят на трассы и попрошайничают, как домашние козы. Стоит забить в поисковик: «медведи попрошайки» и вам вываливается 6 миллионов видео. не говоря уже о фото.

Все с умилением наблюдают, как оказывается просто и безопасно общение с диким зверем. На самом то деле съемка обычно ведётся до тех пор, пока не появится мать этих медвежат. Обшивку легкового автомобиля она вскрывает, как консервную банку без ножа.

превращая авто в хлам, а пассажиров и водителя в завтрак. Даже если медведь на привязи, или в вольере зоопарка, не стоит рисковать своей безопасностью. Вырваться из когтей зверя будет не так то просто.

И уж тем более детям не стоит позволять подходить близко к зверю. Реакция у него мгновенная. Медведь, только с виду неуклюжий и не поворотливый. Это умный и коварный зверь, ему даже в цирке не снимают намордник, так как он в любую минуту может атаковать.

Видео содержит ненормативную лексику:

О косолапом разбойнике, вы сможете прочитать здесь: http://proza.ru/2017/04/17/1337
И в заключение хочу сказать: Не стоит пугать Русских санкциями, вывозить из России сырьё и полезные ископаемые за бесценок, пытаться подорвать экономику изнутри, скармливать им ГМО и прочие гадости. Рано или поздно расплата вас настигнет, Русские придут и заберут своё. «Чужое нам не нужно, но и своё не отдадим»!

Даже не рассчитывайте на то, что вам удалось в чем-то обмануть Русского, считайте что он просто вас пожалел и молите своего Бога, что бы он хотя бы не на долго отсрочил возмездие.

Для большей убедительности представлю ещё одно видео, недоразвитого блогера, который шол за годовалым медвежонком и ради лайков на Ютубе снимал его сзади. Но когда этот дебил пнул медвежонка, тот просто развернулся и порвал его в клочья:

ВИДЕО, только не медведь напал, а недоразвитый «блогер» с видеокамерой напал на медведя и получил в ответ:

Медведь, даже будучи смертельно раненным, продолжает давить своего обидчика! Подумайте об этом. И давайте жить дружно!

Источник

От медведя до матрёшки: как появились символы русской культуры

Когда у нас не получается объяснить что-то, то в ход идут ассоциации. Это универсальное орудие, которое понимают во всех уголках мира. Однако образы выстраиваются на реальных фактах. Постараемся разобраться в том, почему иностранцы в контексте России упоминают балалайку, березки и прочие известные элементы.

Россия — это о медведях

Почему русский человек, который общается в интернете, так часто сталкивается с шуткой про домашнего медведя? На вопрос есть логичный ответ: в России водится огромное количество косолапых. Однако никто не ассоциирует это животное с жителями США. У них по Аляске свободно передвигаются белые медведи, а в западных районах страны часто встречаются гризли. Сообщений об их путешествиях по дорогам Америки не меньше, чем в России. На Аляске граждане сообщают в соцсетях о том, в какой части города сегодня видели зверя. Это не частные случаи, ведь люди и животные уже перестают акцентировать внимание друг на друге. Возможно, для этих мест анекдот про сгоревшего в машине гризли — рядовая ситуация.

Тем не менее медведь — это про Россию. Возможно, потому что мы сами себе выстроили этот образ. Достаточно взглянуть на действующих лиц русских сказок. Все дошло до того, что человек врывался в дом и тормошил кровати косолапой семьи. Даже на гербах наших городов и регионов есть место этому животному: Пермь, Ярославль, Хабаровский край.

Кстати, зарубежные гости приложили руку к становлению стереотипа. В середине 16 века барон Сигизмунд Герберштейн вел записи об отечественных зимах. Его пометки, скорее всего, преувеличены, однако они послужили почвой для шуток. Гость писал:

«Медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию».

А еще из России отправляли на запад дрессированных медведей. В Англии их даже продавали под брендом «Московитские». К слову, не только мы стали заложниками образа, рожденного в цирке. Посмотри на французов: они вообще ходят в полосатых костюмах и все время бьются о невидимые преграды.

Интересно, с чем ассоциируют самого зверя. В США и России в 2009 году провели забавный эксперимент касаемо символов нашей страны. Так, мишку в Америке наделили следующими качествами: агрессивность, сила, жестокость и варварство. Россияне наградили его силой, отсталостью и неуклюжестью.

Дерево плодородия, мудрости и любви

Береза неизменно ассоциируется с Россией. Хотя в той же Беларуси или Украине в процентном соотношении их не меньше. Воспетое поэтами дерево — даже не самое многочисленное на родине. Лиственница соврать не даст. Так почему же выходит, что именно белая красавица стала одним из символов нашей страны?

Свои корни береза пустила еще во времена становления Руси. Она считалась женским оберегом, в то время как мужским являлся дуб. Малые народы неизменно поклонялись ей и до сих пор наделяют дерево магическими свойствами. На Троицу ее вообще наряжали и водили вокруг хороводы. Что-то это напоминает. Дерево наделяли такими качествами, как мудрость, любовь и плодородие.

Однако не только культы древности и традиции сделали березу объектом обожания поэтов и превратили ее в главный растительный символ. Она широко применялась в быту и медицине. Отвары из почек и коры использовали при болезнях. В общем, любовь к дереву оправдана и ясна: центральный элемент повседневности, источник энергии и материалов.

Элемент верхней одежды как оскорбление

Сегодня ватник не только элемент гардероба, но и оскорбление. Однако почему его не применяют по отношению к другим народам СНГ? Потому что широкое распространение он получил именно в России, при этом в некоторых регионах такая куртка до сих пор актуальна. Так и вышло, что ватником дразнят жителя нашей страны, делая акцент на том, что содержание пуховика находится внутри головы. И это несмотря на то, что от морозов в фуфайках прятались все северные республики СССР. Армию Советов одевали в телогрейки поголовно. Позже «тренд» снизошел и до гражданского населения. Существовали ГОСТы, по которым производили женские и мужские куртки. Ватник скинул с себя все синонимы моды и стал символом прагматичности. В такой одежде и за полярный круг не страшно сунуться. Кстати, в конце 20 века ватник вызвал интерес на Западе как экзотический предмет «пост-советского» стиля.

Тем не менее непонятно, почему наши соседи отрекаются от теплого предмета гардероба, который зимой спасал всех жителей Советского Союза.

Балалайка вместо винтовки

Россияне, если верить ассоциациям иностранцев, еще и крайне музыкальный народ. В шутку считается, что отсутствие балалайки лишает человека права называться русским. Однако нельзя сказать, что это исконно наш инструмент. Да и первые упоминания о нем появились только в конце 17 века. Между тем устройство балалайки позаимствовано у домбры — струнного устройства народов Средней Азии. Вероятнее всего, скрафтили балалайку крепостные, чтобы скрасить свою жизнь. Вскоре она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по стране. Отсюда и предрассудок о том, что инструмент несерьезный.

Удивительно, что культ вокруг музыкального инструмента создавался искусственно. Музыкант Василий Андреев усовершенствовал балалайку в 1883 году, а после с его подачи было введено правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали инструмент, который они забирали с собой после службы. Получалось, что количество умеющих на нём играть росло из года в год в огромных масштабах. Так и вышло, что теперь у нас балалайка — один из национальных символов.

Китайский чай, русский самовар

Самовар также неизменный атрибут в образе нашей страны. Однако появился он там, где придумали выращивать и заваривать чай — в Китае. Позже страны Ближнего Востока переняли технологию. Однако в нашей стране горячую воду для чая стали использовать только в 17 веке. Нашим соотечественникам аппарат полюбился, и теперь у нас даже есть самоварная столица — Тула. Здесь все условия для ведения подобной деятельности, ведь какой чай без пряников и плюшек? К сожалению, прогресс остановил развитие культуры чаепития. Раньше это была церемония не хуже, чем в Поднебесной, а сегодня достаточно положить пакетик в кипяток — и готово (но лучше этого не делать). Глобализация убивает традиции.

Водочки нам принеси

Куда же разговор о символах русской культуры без водки? Не будем говорить об алкоголиках — лучше побеседуем о традиции застолья и о том, как знаменитый спиртной напиток стал классикой. Еще до того как появилось название, любители крепкого именовали ее «горячим вином» или «хлебным вином». Однако существуют споры о происхождении продукта. Дело в том, что в польском языке в 1405 и 1437 годах зафиксировано употребление форм «wodko, vodka». А вот в русском языке название «водка» зафиксировано в 1533 году в применении к лекарственной спиртовой настойке трав. Современное понимание сорокоградусного алкогольного напитка укоренилось в умах людей лишь в 19 веке.

Русской водка стала по стечению обстоятельств и любви наших соотечественников к этому напитку. У нас даже есть образ того, как правильно ее пить и какие продукты к ней подходят: сало, черный хлеб, зеленый лук. Есть еще вариант — селедка и вареный картофель с репчатым луком. Самое главное — пить жидкий лед, то есть водка должна быть максимально холодной. Исходя из этого мы, скорее, основатели целой культуры, бренда, который подхватил весь остальной мир.

Японская кукла как символ русской культуры

Казалось бы, нет ничего более русского, чем матрешка. Она появилась в 19 веке ввиду культурного развития в стране. Идея создания принадлежит художнику Сергею Малютину. Однако за основу он взял японскую игрушку даруму. Это фигурка, олицетворяющая Бодхидхарму — божество в японской синкретической мифологии, приносящее счастье. Изображалось с глазами без зрачков, раскрашивалось в яркие цвета, преимущественно в красные. А еще у него не было рук. Что-то напоминает. В действительности неизвестно, сам ли Малютин додумался до матрешки, однако вот любопытная деталь: у его знакомого Саввы Мамонтова была дарума, которую привезла жена с острова Хонсю.

Символы русской культуры придают нашей стране узнаваемый почерк и колорит, который узнается в любой точке мира. Комплимент это или стереотип — решай сам.

Источник

Если спросить какого-нибудь иностранца, с чем у него ассоциируется Россия, то он, скорее всего, скажет: у русских медведи ходят по улице и играют на балалайках. Возможно, он назовет еще что-то связанное с политикой, личностями, и государственным строем. Это лишь предположения. Но медведя и балалайку он назовет 100%.

Бразилия

Все мы с вами наслышаны о легендарном бразильском кофе. Оно ароматное и очень крепкое.

Погода и природа.

Карнавалы.

Бразилия известна своими карнавалами, которые проводятся каждый год. Это пышные, яркие и очень красивые мероприятия, которые увидев однажды не забудешь уже никогда.

Футбол.

Танцы.

Сериалы.

В конце 80-х и 90-х годах в нашей стране любили показывать различные иностранные сериалы. В основном они были мексиканскими, бразильскими или индийскими. Самый первый бразильский сериал, который показали в России был «Рабыня Изаура». Большинство бабушек и женщин нашей страны любили его, обсуждали и рыдали, переживая таким образом за главных героев картины.

Канада

Следующей страной, которую мне хотелось бы рассмотреть, является Канада. Эта страна располагается на северо-американском континенте и до сих пор формально ПОДЧИНЯЕТСЯ АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЕ.

До прихода британцев данную территорию населяли племена туземцев. Говорить, что у них была какая-то империя нет смысла. Это обычные кочевые племена, которые занимались охотой, рыболовством, земледелием и собирательством.

Страна имеет свои ассоциации, которые делают ее уникальной:

Хоккей.

Это наверное самая яркая ассоциация. Канадские хоккеисты профи в своем деле. Сравниться с ними может только российская и финская сборные.

Кленовый сироп.

Вы когда-нибудь задумывались, почему на флаге Канады изображен кленовый лист? Так вот, главным достоянием Канады является Канадский клен. Это дерево-долгожитель, которое может радовать нас, наших детей, внуков и правнуков своей красотой. Это не удивительно, ведь данное дерево живет до 300-400 лет. Из него добывают также очень сладкий и вкусный сироп. Не даром канадцы внесли это растение на свой флаг.

Лесоруб.

Природа и климат.

Леса и озера Канады очень прекрасны и красивы. Данная страна занимает 1 место среди всех стран по количеству озер и 2 место по количеству запасов пресной воды. Климат в стране похож на наш, российский. В Канаде такие же холодные и суровые зимы. Популяции животных в этой стране крайне разнообразны: гризли, бобры, лоси, олени, ондатры и многие другие интересные обитатели.

Некоторые люди представляют Канаду, вспоминая о таких личностях как: актер Киану Ривз, режиссер Джеймс Кэмерон, певец Джастин Бибер.

Источник

ПЬЯНЫЙ МЕДВЕДЬ С БАЛАЛАЙКОЙ

Что общего медведь и балалайка

Стереотипы Запада в отношении России (водка, медведи и балалайка) часто являются предметом шуток. В самом деле, русские пьют отнюдь не на порядок больше каких-нибудь шотландцев, балалайка уцелела лишь в искусственно поддерживаемых псевдо-народных ансамблях, а что касается медведей на улицах… — о-хо-хо… Это в Канаде лоси гуляют по Мейн-стрит, а вот промеж Польшей и Уралом не то что в городах — в лесу лесной живности не больно-то и сыщешь. Была да сплыла: повывели, повыбили, потравили.

Тем не менее, будучи бесспорно лживым каждой своей деталью, представление России в виде пьяного медведя с балалайкой довольно точно по сути: этим заведомо сюрреалистическим образом европейцы обозначают непредсказуемость, непонятность, угрожающую инопланетность поведения огромной страны, лежащей к востоку от их понятной, предсказуемой, знакомой цивилизации. «Он живет в другом мире», — изумленно сообщила Ангела Меркель своему партнеру Бараку Обаме после длительных переговоров с Путиным. Верно, госпожа канцлер. Вы имеете дело с совершенно другим миром, другой логикой, другим modus operandi.

Именно в этом явственно проступившем выводе и заключается главный итог нынешней крымской эпопеи. После краткого и натужного флирта противостояние Западной цивилизации и Российской империи вернулось на круги своя. Как известно, закончившийся сейчас период иллюзий ассоциировался с правлением Ельцина, который нередко буквально вел себя как пьяный медведь, пляшущий под балалайку. Но, как мы уже отметили, буквальное соответствие деталям имеет мало связи с истинной сутью этого образа. Забавно, что как раз медведоподобный алкаш со склонностью к клоунаде был более-менее понятен Западу, что и породило в Европе надежды на человеческие формы сотрудничества и интеграции с традиционно медвежьей державой. Но затем к руководству пришел его подчеркнуто трезвый германоязычный преемник, напоминающий скорее европейскую лису, а не таежного мишку, и Россия постепенно вернулась в свое прежнее пьяно-медвежье состояние. Вот и полагайся теперь на внешние признаки!

Но верно и обратное: логика Запада темна для России. Александр Блок напрасно хвалился, утверждая, что российским «скифам» «внятно всё — и острый галльский смысл и сумрачный германский гений». Привлекательно — да. Полезно — да. Интересно — да. Но «внятно» ли? Россия откровенно лукавила и в вопросе о наличии своих войск в Крыму, и в вопросе о законности бутафорского «волеизъявления народов Крыма». Однако в рассуждениях Путина относительно «двойных стандартов» и «косовского прецедента» слышится совершенно искреннее недоумение. Он (вместе с другими «скифами» и «азиатами») действительно, всерьез не понимает, чем события в Южной Осетии и Крыму отличаются от событий в Косово. И попытки объяснить ему эту разницу заведомо бесплодны, ибо здесь мы имеем дело с другой логикой, другим аршином.

Можно научить дикаря-людоеда пользоваться айфоном и водить мерседес, но вы в жизни не докажете ему, что непозволительно употреблять в пищу человеческое мясо. Даже если он для виду согласится с вами, вступит в G8 и подпишет соответствующее обязательство, вам следует постоянно держать ухо востро, а детей в поле зрения, ибо при первой же возможности каннибал вернется к привычному меню. Не потому, что он лгун, — напротив, он действует в полном соответствии со своей исконной логикой, со своим культурным и моральным аршином. И когда вы прибежите к нему разыскивать свою пропавшую Гретхен, чей скелет «хрустнул» в его «тяжелых лапах», он, ковыряя во рту зубочисткой, на голубом глазу объяснит вам, что, во-первых, девочку Гретхен никто не ел; во-вторых, те, кто ели, не имели опознавательных знаков; в-третьих, обед был узаконен всеобщим народным волеизъявлением; а в-четвертых, стыдно пользоваться двойными стандартами. Поскольку одиннадцать веков тому назад во время осады одного из ваших городов были официально зарегистрированы случаи людоедства.

Сейчас много спорят о юридических основаниях и исторической справедливости, о твердой решительности одних и мягкотелости других, о действенности будущих санкций, об имперском сознании и о том, как скоро взбаламученное болото международной политики подернется привычной застойное ряской. Предмет этих споров кажется мне (и не только мне) несущественным. Существенно совсем другое: в глазах Запада Россия надолго вернулась к образу пьяного медведя с балалайкой.

Это факт. Остальное — мнения. Мнения, которые могут сопровождаться небезынтересной дискуссией вокруг неизбежно возникающих вопросов.

К примеру: как следует расценивать факт этого возвращения? Российские идеологи так называемого «собственного пути» (типа кремлевского духовника А. Дугина) бурно приветствуют вновь обретенный пьяно-медвежий статус. Правда, при этом не совсем ясно, как этот «собственный путь» совместим с декларируемым ими же «евразийством»: вряд ли теперь прелестница Европа подойдет к медвежьей берлоге ближе, чем на пушечный выстрел. Хотя, Европу можно ведь и похитить — были на то в истории прецеденты, причем, даже близкие к косовскому… С другой стороны, то, что было дозволено быку, не обязательно дозволено медведю (вот они, двойные стандарты!).

Другие обозреватели не совсем понимают, как концепция «собственного пути» укладывается в русло современных процессов мировой глобализации. Ведь, как ни крути, а по факту эта глобализация реализуется нынче в рамках господствующей западной экономики и западного образа жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на Китай, Японию, Корею. Эти древнейшие культуры обладают таким опытом самодостаточности, какой России и не снился. И вот, поди ж ты: интегрируются, вливаются в общий процесс, в указанные Западом каналы.

Да, кое-кто вот уже полтора века твердит о неминуемом закате западной цивилизации. Но это, опять же, не более чем мнение, которое может быть верным, а может быть ошибочным. Пока же факт заключается в том, что, по состоянию на сегодняшний день, при всех существующих проблемах и болячках, солнце мировой экономики в своем движении продолжает ориентироваться на запад — ежедневно и ежегодно. И даже если мрачные прогнозы тех, кто хоронит Америку и Европу, оправдаются в будущем (что, повторяю, вовсе не обязательно), разумно ли заранее замыкать себя в берлоге, где нет ни айфонов, ни мерседесов? Где нет, по сути, ничего, кроме иссякающих энергоресурсов, досужих разговоров о «собственном пути» и реального медвежьего дерьма?

Следует также заметить, что, в отличие от ситуации тридцатилетней давности, у пьяного медведя с балалайкой совсем не осталось союзников, так что «путь» и в самом деле грозит обернуться исключительно «собственным». Ни тебе «мировой социалистической системы», ни тебе союзников из «третьего мира». Даже братья-славяне, и те давно уже сгрудились под натовским зонтиком, сбежав от «встающей с колен» России в «умирающую» Европу (выходит, не так уж она и умирает?). Да и внутри берлоги далеко не все ладно. С Кавказа подпирает суннитский имарат, из Средней Азии грозят шиитские джихадисты, Дальний Восток тянется к Японии, Приамурье — к Китаю, а народы Башкортостана, Татарии, Калмыкии, Якутии, Алтая и всех прочих Мордовий вот-вот затеют свое отдельное волеизъявление.

Еще один немаловажный вопрос: как следует поступить сейчас тем немногим, кто не принадлежит к девяностопятипроцентному скифскому большинству, которое восторженно приплясывает сейчас вокруг своего главного медведя? Смириться, включившись в общий танец? Приплясывать креативно, по-эзоповски, с фигой в кармане и связкой царевых баранок на шее? Желать поражения своей стране, как призвала на днях госпожа Новодворская? Выходить на демонстрации, сознавая, что при этом демонстрируется лишь сила медвежьей власти, которая вальяжно дозволяет этой пародии на оппозицию разгуливать по бульварам ввиду полного ее, оппозиции, ничтожества? Или сбежать, эмигрировать, поселившись там, где меньше пахнет пьяным медведем?

В эти дни мне приходилось слышать совершенно немыслимую в ситуации нынешнего всенародного воодушевления фразу: «Есть другая Россия». Простите, но о чем это? Какая такая другая? Смотрю на карту — нет, как была одна страна, так и осталась. Одна страна, со своим аршином, со своей логикой, со своим «собственным путем», едва ли не единодушно одобренным сейчас практически всем ее населением. Зачем же тогда наводить тень на плетень? Наличие «другой России» можно было бы декларировать лишь в том случае, если бы имелся хотя бы один шанс, хотя бы малейшая возможность на изменение вышеупомянутых аршинов, логики, пути.

Но таких шансов нет, и это тоже факт. Следовательно, то крошечное, пребывающее в рамках статистической погрешности меньшинство, которое сегодня заявляет о наличии «другой России» — не более чем самозванцы, с другим аршином, другой логикой, другим путем. Путинская пропаганда не врет, называя их «пятой колонной» — они и в самом деле имеют мало общего с пьяным медведем и его балалайкой. Эмигранты внутри родной, но не принадлежащей им страны, они уже давно покинули ее, хотя и продолжают пока еще проживать в своих питерских и московских квартирах.

Чем это кончится? Мне кажутся смешными рассуждения о том, что возвращение России в угрожающе-медвежью позу знаменует наступление нового мирового порядка. Идущий сейчас процесс глобализации, процесс создания единого мира под руководством Западной цивилизации неостановим. Его можно слегка затормозить, но из него нельзя выпасть надолго. От истории не спрячешься в берлоге. Те страны, которые упорствуют, отказываясь принять правила игры, попросту исчезнут с мировой карты, уступив место своим правопреемникам.

Вышесказанное относится и к России. Она тоже рано или поздно включится в цивилизационный процесс на общих условиях Запада — либо в своем нынешнем виде, либо в виде действительно «другой России» — раздробленной, распавшейся на куски, заплатившей потрясениями и кровью за приверженность отжившей пещерной логике. Как человек, искренне желающий ей добра, я, конечно, предпочел бы первый вариант, но, увы, не могу не признать и высокой вероятности второго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *