Что общего и что различного между утро вечер
Методика «Сравнение понятий»
Методика применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8‑10 пар слов, подлежащих сравнению.
Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.
1. Утро – вечер 16. Ворона ‑ воробей
2. Корова ‑ лошадь 17. Волк ‑ луна
3. Летчик ‑ танкист 18. Молоко ‑ вода
4. Лыжи ‑ коньки 19. Ветер ‑ соль
6. Озеро ‑ река 21. Сани ‑ телега
7. Река ‑ птица 22. Очки ‑ деньги
8. Дождь ‑ снег 23. Воробей ‑ курица
9. Поезд ‑ самолет 24. Кошка ‑ яблоко
10.Ось ‑ оса 25. Вечер ‑ утро
11.Обман ‑ ошибка 26. Дуб ‑ береза
12.Стакан ‑ петух 27. Голод ‑ жажда
13.Маленькая девочка ‑ большая кукла28. Сказка ‑ песня
14.Ботинок ‑ карандаш 29. Корзина ‑ сова
15.Яблоко ‑ вишня 30. Картина ‑ портрет
Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.
Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.
Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару ‑ его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.
При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.
Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз»
Методика применяется для исследования мышления. Выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений. Прием объяснения смысла пословиц используется психиатрами издавна, но особая экспериментальная методика соотношения пословиц и фраз разработана Б.В.Зейгарник.
Для проведения опыта нужны таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6‑7 таблиц) и тексты фраз (14‑15).
Куй железо, пока горячо.
Цыплят по осени считают.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Лучше меньше, да лучше.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Тише едешь, дальше будешь.
Не в свои сани не садись.
Не все то золото, что блестит.
Материал разрезают ножницами.
Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
Каждое утро овец выгоняют за деревню.
Не всегда то, что нам кажется хорошим, действительно хорошо.
Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно.
Цыплята вырастают к осени.
О деле судят по результатам.
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих.
Если не знаешь дела, не берись за него.
Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот,который торопится.
Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать.
Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу. Так, например, если среди пословиц будет «Не в свои сани не садись», то среди фраз будет такая, как «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и такая: «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Первая фраза соответствует по смыслу пословице, а вторая лишь внешне похожа на нее, но никакой общей идеи с пословицей не содержит. Таким образом, фраз оказывается примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же соотношение метафор и фраз.
Художник сделал статуэтку с позолоченной головой.
Золото ярче железа.
Человек высек на скале сердце.
Железо тверже меди.
Мальчик наелся сладостей и заболел.
Его укусила ядовитая змея.
Он всегда с камнем за пазухой.
Больной вместо лекарства глотнул яду.
У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого пословицы или метафоры одну под другой, столбиком. Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: «Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу». При этом экспериментатор предупреждает, что «не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице».
После того как испытуемый выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея.
Обилие фраз, из которых нужно выбрать нужные, провоцирует соскальзывания и неточности суждений у тех больных, у которых мышление нецеленаправлено и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносится с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных шизофренией.
Примером не столь выраженных расстройств мышления являются следующие решения больной, свидетельствующие о диффузности, нечеткости ее суждений.
Пословицы или метафоры | Подобранные фразы | Объяснения больного |
Например, Куй железо … | Кузнец, который работает | |
Семь раз отмерь | Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих. | Здесь одна мысль – нужно делать хорошо |
Куй железо | Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно. | Нужно делать быстро и до конца |
Лучше меньше, да лучше | Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать. | Здесь говорится о том, что как бы получше все делать |
ПРИМЕР БОЛЕЕ ГРУБОГО РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ
Золотая голова | Человек высек на скале сердце | Потому что человек ‑ золотая голова высек на скале сердце |
Ядовитый человек | Мальчик наелся сладостей и заболел | Здесь почти что маленькая аналогия: мальчик наелся сладостей и заболел. Мальчик. Допустим он не мальчик. Юноша. Кто является виновником того, что он заболел? Ядовитый человек. |
Зубастый парень | Больной вместо лекарства глотнул яду (?) | Потому что следствие того, что он осознал свои ошибки. Я уверен, что с И. получится это. Такие люди не умирают своей смертью. Их, знаете ли, из-за угла убивают |
Глухая ночь | У Ивана были крепкие и здоровые зубы | Потому что зубная боль, она. можно ее сравнить с ушной болью, то есть с наиболее такой, знаете, ноющей, пульсирующей, вот и именно глухая ночь способствует, знаете, переживаниям этой боли |
Тест эббингауза
(Заполнение пропущенных в тексте слов)
Методика, предложенная Эббингаузом, применялась для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления.
Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.
Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск ‑ только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.
При оценке работы следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например: холодный ветер выл как. или начала что-то. ), а также критичность испытуемого, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие ‑ исправляют и переделывают уже написанное. Однако если испытуемый заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.
Больной К. Над городом низко повисли снеговые туча. Вечером началась перестрелка. Снег повалил большими пятакам хлопья. Холодный ветер выл как собака, дикий. На конце пустынной и глухой горе вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с тарелкой пробиралась по столовой. Она была худа и бедно выглядела. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и тяжело ей идти. На ней было плохое одеяло с узкими рукавами, а на плечах мешок. Вдруг девочка испуганно и наклонившись начала что-то кричать у себя под ногами. Наконец, она стала на ноги и своими посиневшими от озноба ручонками стала прыгать по сугробу.
Методика «Сравнение понятий»
Цель: исследование логического мышления, процессов анализа, синтеза и обобщения.
Материалы и оборудование: тестовый бланк с 22 парами понятий для сравнения:
6. маленькая девочка – большая кукла
9. ботинок – карандаш
10. золото – серебро
20. красный – зелёный
21. ворона – воробей
Процедура исследования: Испытуемым предлагают бланк, в котором 15 пар относятся к одному семантическому полю, а 7 – к разным. То есть эти понятия являются «несравнимыми» («река-птица», «волк-луна», «ветер-соль», «очки-деньги» и др.), Испытуемому об этом не сообщают. Он сам должен это понять. Дается следующая инструкция:
Инструкция: «Сравните эти понятия. Выделите общие признаки в каждой паре».
Обработка и анализ результатов
Норма соответствует 10-15 баллам. Максимальный балл – 15.
Ключ:
1. часть (время) суток
2. домашние (сельскохозяйственные) животные
3. военная профессия (управление военной техникой)
5. атмосферные осадки
6. внешнее сходство, аналогия, размер, игра
7. причинно – следственное искажение действительности
10. драгоценные металлы
11. жидкость для питья
12. сельский (гужевой) транспорт
14. естественные водоёмы
18. плоды фруктовых деревьев
19. спортивный зимний инвентарь (зимние виды спорта)
Если легко сравниваются несравнимые понятия, и испытуемый настаивает а своем решении, то это явный признак предполагать психическое заболевание.
Закономерности числового ряда
Цель: исследование логического аспекта математического мышления.
Материалы и оборудование: тестовый бланк, карандаш или ручка.
4) 1 3 6 8 16 18 76 78
Процедура исследования: Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения — 5 мин.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 мин».
Обработка и анализ результатов
Интерпретация производится по числу правильно написанных чисел. Норма для взрослого человека — нахождение закономерности в 3 числовых рядах и выше.
На эти 3 вопроса правильно отвечают только шизофреники. Ну или гении
Ответы на самые простые вопросы могут многое рассказать о человеке и о том, что творится у него в голове. Психологи всего мира используют эту технику, чтобы понять: этот человек — гений или ему необходимо лечение.
Мы узнали 3 вопроса, которые помогут определить, кто сидит у вас в голове: Безумный Шляпник или Сальвадор Дали.
1. Что общего у чайника и парохода?
2. Что общего у гоночного болида и торнадо?
3. Что общего у ботинка и карандаша?
А теперь — самое интересное: кто же вы?
Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.
Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.
Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.
Болид и торнадо движутся по кругу.
Оба оставляют след.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ДИАЛОГ 7. Почему важна разница между утренним и вечерним весом? Для тех, кто стремится узнать о себе больше и извлечь из этого пользу.
Раннее на страницах нашего издания было опубликовано интервью с доктором технических наук, профессор ИТМО Самуилом Горелик (далее С.Г.) на тему современных научных подходов в решении проблем избыточного веса (Диалог 5).
Эта тема нашла отклик у наших читателей, и мы пригласили профессора для продолжения беседы. Ведущий: Юлия Лещинская (далее Ю.Л.).
В предыдущем интервью и на страницах своего канала «Калориям Нет!» Вы в пух и прах разбили теорию калорий и начали рассказывать о новом научном подходе в решении проблем избыточного веса и поддержания его в оптимальном (здоровом) для организма состоянии. Метод разработан командой ученых и имеет полностью научное обоснование.
Наши читатели ждут продолжения…
Современный ритм жизни, отсутствие доступной и качественной медицинской помощи не позволяет нам вовремя обратить внимание на сбои, происходящие в нашем организме. Да разве мало других причин, из-за которых нам не хватает времени на самих себя?
Вот уж и вес вышел за пределы нормы. Появилась одышка, быстрая утомляемость, периодически повышается давление, нервы стали сдавать. Что делать?
Большинство проблем со здоровьем не возникают внезапно. Имеется довольно длительный латентный период, когда происходят изменения в организме, не ощущаемые явно. Обнаружить эти изменения можно только регулярно измеряя некоторые интегральные характеристики организма и выявляя с помощью математических методов статистически значимые тренды.
Одним из показателей здоровья человека является его вес. Вернее не сам вес, так как показатель оптимального веса (вес при котором человек чувствует себя комфортно, как эстетически, так и физически, исходя из своей конституции) для каждого человека свой, а динамика (изменение) между утренним и вечерним весом.
Почему важна именно разница между утренним и вечерним весом? Я вот следую правилу взвешиваться раз в сутки по утрам.
Объясню. Это как раз и является сутью метода.
Суточный график веса каждого человека имеет колебания массы тела в течении суток. При помощи ежедневного взвешивания и регистрации данных создается представление об индивидуальном характере изменений веса тела каждого из нас, зависящим от особенностей организма и, в большей мере, от стиля жизни. Общеизвестно, что стабильность массы тела зависит от баланса масс входного потребления (еда +вода) и совокупности отходов организма (моча + каловые массы +пот). Влага также испаряется при каждом выдохе со слизистой оболочки дыхательных путей. Взрослый человек ежедневно теряет от одного до нескольких килограммов. Восполнение затрат происходит с поступлением еды и питья. В среднем тоже до нескольких килограммов в день. На протяжении всей жизни масса тела постоянно изменяется. Эти изменения в течение суток носят ритмический характер. Во время активного дня наши затраты значительно больше чем ночью, но их восполнение происходит днем. В результате вечером перед сном мы весим больше, чем утром. Если в этом периоде жизни наш вес стабилен, то за ночь добавочная вечерняя разница исчезает, и на следующее утро вес вновь такой же, как и накануне. При тенденции повышения или снижения веса ситуация выглядит иначе, что не замедлит отразиться в измерениях. Возможность создания использования разницы между утренним и вечерним весом для оценки метаболизма появилась сравнительно недавно, благодаря доступности в широкой продаже недорогих электронных весов с точностью измерения до 50-100 гр. В этих целях в течение первой недели необходимо взвешиваться два раза в день – утром и вечером. Утром – сразу после пробуждения и посещения туалета, а вечером перед сном. Результаты измерения записываются в виде простой таблицы.
Таким образом, появляется столбик данных, показывающий динамику массы тела по ночам, обозначенный как В – У1.
Как видно из представленной таблицы, в третьем столбце указана легко высчитываемая разница между вечерним и утренним весом. У большинства из нас в обычных условиях к вечеру перед сном масса тела повышается от 300-400 г до 1-2 кг. По сравнению с утренним весом у некоторых увеличения веса у вечеру достигает 3-х и более кг. Ночью масса тела, как правило, снижается. Разумеется, если мы не едим и не пьем по ночам. Во время сна к утру организм теряет 200-500 г. После пробуждения и утреннего туалета с мочой убывают очередные 200-500 гр. В сумме 400-1000 гр. Эти показатели тоже могут быть значительно большими. Ночное снижения веса вычисляется путем вычитания из вечернего показателя утреннего веса следующего дня. Теперь можно предварительно оценить ситуацию с суточной динамикой веса в первую неделю. Сравним данные в каждом отдельном столбце, красноречиво показывающие насколько стиль жизни в этом периоде был систематичен и регулярен. Прежде всего, каков был характер питания в это время.
Равномерное, умеренное физиологическое ежедневное увеличение массы тела к вечеру, которое полностью исчезнет к утру, свидетельствует о хорошем пищеварении и сбалансированном метаболизме нашего организма.
Подобный ритм способствует спокойному глубокому ночному сну и полному восстановлению сил к утру. В случае когда мы пожелаем откорректировать свой вес, изменить фигуру, используя данные, получаемые в результате утреннего и вечернего взвешивания, это будет сделать значительно проще.
Так как работает эта методика для корректировки веса?
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер»
Зимнее утро и вечер в лирике
У этих чудесных стихов прославленного поэта можно выявить общее. В обоих литературных произведениях главное — это чувства и переживания лирического героя, которые он испытывает перед пейзажем в зимнее время года. В снежное утро автор восторгается картиной зимы, он очарован и вдохновлён утренним снежным убранством.
Сходства и различия стихов
В «Зимнем вечере» Пушкин грустен и тревожен: «ветхая лачужка и печальна, и темна», «буря мглою кроет». Присутствует одиночество, отчуждённость. Лишь завершительные строки произведения оптимистичные и ободряющие: «сердцу будет веселей». Метель пройдёт, на душе станет светлее.
Следует отметить и время создания литературных сочинений, это объясняет волнения поэта. Стих о зимнем вечере написан в 1825 году, тогда Александр Пушкин был сослан в Михайловское, где пребывал под домашним арестом. Русский писатель опечален и встревожен. А произведение о зимнем утре сотворено в 1829 году. В тот период поэт ощущает себя умиротворённо. Пейзаж зимы поутру радостен и умилителен.
Общие черты этих стихов:
Александр Сергеевич любил зимнее время за белоснежные сугробы, за чистоту, где воздух свежий и бодрый. Поэт противопоставляет зиму зною, духоте и пыли лета. Многие стихотворения великий русский классик посвятил морозной красавице. Если сравнить произведения «Зимнее утро» и «Зимний вечер», то они имеют множество отличий, но художественно оформлены одной и той же рукою.
Различие в произведениях:
Стих о вечерней вьюге написан в 1825 году, когда писатель вернулся из ссылки на юг в столицу Москву. Здесь его встретили новые трудности.
Пушкинское родовое имение находилось во владении отца поэта, который в то время вознамерился посадить своего сына за решётку в тюрьму. Отношения в семействе были весьма сложными, по этой причине Александр Пушкин испытывает гнетущее одиночество.
Описание ночной вьюги
Ему пришлось гостить у знакомых и друзей, домой идти не представлялось возможным. Пришла осень, родители писателя уехали из имения, теперь ему можно вздохнуть с облегчением. В один из снежных вечеров той зимой было написано исследуемое литературное произведение.
Главный персонаж — это лирический герой, который следит за зимней бурей, что воет, шумит, стучит в оконное стекло. В стихотворении «Зимний вечер» сравнения передают более полную картину русской зимней ночи: холодные порывы ветра сопоставляются с плачущим ребёнком, с диким зверем, со странником в непогоду. Пожалуй, этот письменный образ появился в художественном произведении, так как поэт тогда был одинок и печален.
При анализе стихотворения для 6 класса «Зимний вечер» Пушкина появляется настроение тревоги и грусти: вокруг дома героя стиха бушует стихия. Создаётся впечатление, что жилище перед вьюгой — это «ветхая лачужка». Во второй части литературной работы оказывается, что персонаж в стенах не один. У оконной рамы расположилась старушка, к ней обращается лирический герой: «Мой друг». Достоверно известно, что, когда мать и отец поэта выехали из имения, то там осталась Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича, она и есть «старушка» в стихотворении.
Главный персонаж предлагает совместно выпить кружку, для того чтобы залить печаль и повеселить усталое сердце. Инверсии (нарушение обычного расположения слов) усиливают восприятие читателем чувств лирического героя: буря мглою кроет; девица за водой поутру шла, «…синица тихо за морем жила».
Снежный солнечный день
Литературное произведение о зимнем утре создано осенью 1929. Писатель грустен, но строки стиха содержат совершенно иные настроения. Автор беседует с незнакомой читателю «прелестной красавицей», стараясь пробудить девушку от крепкого сна. Лирический герой восторгается снежным зимним утром, которое наполнено солнечным светом. Он удивлён, что ещё прошлым вечером «злилась вьюга», луна мрачно посылала через тёмные тучи холодный свет.
Плохая погода пропала вместе с ночью, поутру с новым днём пришло и истинное чудо: восхитительные сияющие снежные сугробы, комната мерцает янтарём, в печи радостно трещат поленья. Эти настроения подвигают героя отправиться гулять на санях по бескрайним просторам русской земли.
Александр Пушкин применяет риторические возгласы, задаётся вечными вопросами. Благодаря этим художественным фигурам стихотворение оживляется. Русская природа всегда заставляла сердце поэта трепетать. В своей пейзажной лирике старался не только иллюстрировать прекрасную картину натуры, но и передать читателю чувства и эмоции, которые рождаются при взгляде воочию на это великолепие.
Исследование текста
Основная идея пейзажной лирики великого русского поэта весьма проста: вокруг нас во все времена года существует нечто прекрасное. Необходимо найти возможность его видеть и воспринимать со всем этим волшебством.
Образы в литературных произведениях
Поутру в морозную зиму автор разговаривает с юной девушкой, будит её для нового дня. Девушка — это «прелестный друг», лирическому герою приятно её общество, сердце трепещет и испытывает счастье. В строках стихотворения вчерашним вечером была метель, спускалась мгла, которые наводят на грустные раздумья.
Далее Пушкин описывает великолепный спокойный день. На этом контрасте явнее заметны преимущества погожего дня перед тёмной ночной вьюгой. Персонаж под тёплыми лучами солнца получает прилив жизненных сил, характеристика его настроения — герой влюблён и счастлив.
Настроения свежего доброго утра легко передаются читателю, эта положительная картина явна предстаёт перед глазами. Появляется желание находиться в уютном помещении в тепле с горящей печью. В ближайших планах отправится на прогулку в санях, подышать морозным прохладным воздухом, полюбоваться сказочными пейзажами. Из-за чистоты и ослепительно белого цвета снега небесная высь кажется голубой. Стволы деревьев контрастируют на фоне ледяного блеска, они похожи на темнеющие вдали острова.
Выразительные средства
От литературного произведения о снежном утре веет счастьем, воодушевлением. Строки подхватывают внимание читателя, письменные образы увлекают и несут с собой. Начало лаконичное и стремительное, оно в одночасье приводит в нужную обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!». Далее автор обращается с восклицанием, предлагает прогулку по блестящим белым сугробам.
В стихе о морозном утре присутствуют различные выразительные приёмы, к примеру:
Александр Сергеевич применяет выразительное средство противопоставление: вчера — сегодня; уют и тепло дома — прогулка на свежем воздухе (в плане подать сани, чтобы «предаться бегу нетерпеливого коня»). Детали лирического стиха красочны и выразительны.
В лирическом стихотворении «Зимнее утро» сравнения передают обстановку и настроения погожего зимнего дня:
Во второй строфе описывается непогода минувшего дня. Автор применяет эпитеты: мутное небо, бледное пятно луны (вовсе не светлый месяц). В «Зимнем утре» выразительные сравнения, звучит описание печали и одиночества. «Вьюга злится» — она наделена человеческими чертами.
Третья строфа вся в свете погожего дня. Небеса окрасились в голубое, снег лежит ковром. Всё это приносит счастье. Утром заметно то, что было сокрыто от взора в прошлую метель. Лесная чаща прозрачна, река сияет под коркой льда, ели зеленеют, мерцает иней. Как точно изображены все мелочи, каков образ русской зимы, как наблюдателен автор!
В четвёртой строфе комната залита янтарным блеском, печь радостно потрескивает, играя роль семейного очага. Действительно, можно увидеть янтарный отсвет огня из печи и услышать хруст просушенных и объятых пламенем дров. В произведении сравнения очень точны и живописны, перед читателем предстаёт цельная картина прекрасного морозного дня.
Завершающие строки «берег, милый для меня». Перед читателем возникает мотив радостных и приятных памяти близких отношений. Пушкин не описывает их, но понятно, что они не омрачены ничем плохим, несут в себе лишь бодрость и счастье.
У великого русского поэта написано множество стихов о природе, эти два литературных произведения о российской зиме наполнены выразительными красками и яркими образами. Они выделяются в пейзажной лирике живописными сценами и общим мелодичным тоном. Стихотворения легко запоминаются читателем и остаются навсегда любимыми сердцу и душе.