Что образует сочетание групп атомов
Что образует сочетание групп атомов
Смысловое чтение. МБОУ «ООШ 5» г.Лесосибирска запись закреплена
4 КЛАСС ЗАНЯТИЕ 3
Ребята, перед вами РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Ответы продолжайте писать в тетради по смысловому чтению или, если есть возможность, напечатайте текст с заданиями. На этом напечатанном листе выполняйте задания.
2. Запиши, какова тема текста?
_______________________________________________________________________________
3. Определи и ЗАПИШИ стиль текста: научный, художественный, публицистический.
__________________________________________________________
4. Запиши ОТВЕТ.
Какой продукт, содержащий углерод, водород и кислород, имеет сладкий вкус? ________________________________________________
Что образует сочетание групп атомов? _______________________________
Чем сахар «снабжает» наш организм? _______________________________
6. Подбери и запиши к словам антонимы.
быстрее____________________________
богатый____________________________
разрушить__________________________
добавить___________________________
толстый____________________________
дать_______________________________
7. Вставь пропущенные буквы. Выпиши второе и пятое предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Наступила в..сна. Колхозники зас..яли п..ля с..менами свёклы. Вскоре по..вились з..лёные ростки. Всё лето люди ухаживали за растениями. Осенью они собрали богатый ур..жай сахарной свёклы. Много получится сахару!
9. Найди и выдели в таблице слова.
КРИСТАЛЛ, САХАР, САХАРОЗА, ТРОСТНИК, АТОМ.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
4 класс. Развитие речи. Урок 4
Практическое задание к уроку 4 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Сахар — это сладкий на вкус пищевой продукт. (1) Он входит с состав мороженого, конфет и фруктовых вод. (2) Кристаллы сахара мы добавляем в кашу, кофе или чай. (3) Сахар снабжает наш организм энергией, причём быстрее, чем любая другая пища. (4) Но надо помнить, что неумеренное употребление сахара может привести к разрушению зубов. (5)
Сахар содержит углерод, водород и кислород. (6) Различное сочетание групп атомов образуют различные виды сахара. (7) Сахар, который мы употребляем в пищу, называют сахарозой. (8)
Любое зелёное растение производит сахар. (9) Тот сахар, который мы используем в пищу, получают из двух растений: сахарного тростника и сахарной свёклы. (10) Сахарный тростник – это разновидность гигантской травы. (11) Сахарная свёкла – это овощ, толстый корень которого богат сахаром. (12)
(По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»)
1. Прочитай текст.
2. Какова тема текста?
3. Определи стиль текста.
4. Заполни таблицу.
Вопрос | Ответ |
Какой продукт, содержащий углерод и кислород, имеет сладкий вкус? | Сладкий продукт, содержащий углерод и кислород, — с ахар. |
Что образует сочетание групп атомов? | Различное сочетание групп атомов образуют различные виды сахара. |
Чем сахар «снабжает» наш организм? | Сахар снабжает наш организм энергией. |
5. Вставь слова из текста так, чтобы предложения имели смысл.
6. Подберите и запишите к словам антонимы.
богатый — бедный, нищий
добавить — убавить, уменьшить
толстый — тонкий, худой
дать — взять, забрать
7. Вставь пропущенные буквы. Выпиши второе и пятое предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Наступила в е сна. Колхозники зас е яли п о ля с е менами свёклы. Вскоре по я вились з е лёные ростки. Всё лето люди ухаживали за растениями. Осенью они собрали богатый ур о жай свёклы. Много получится сахару!
Колхозники засеяли поля семенами свёклы. Осенью они собрали богатый урожай свёклы.
8. Отметь рисунки с изображениями растений, из которых получают сахар.
√ |
√ |
9. Образуй и запиши из данных слов словосочетания прилагательное + существительное.
гигант, трава — гигантская трава
сахар, пудра — сахарная пудра
сладость, каша — сладкая каша
фрукт, мороженое — фруктовое мороженое
10. Найди и выдели в таблице слова: кристалл, сахар, сахароза, тростник, атом.
11. Из какого растения получают сахар, который используют в пищу? Найди более точный ответ к тексту. Обведи цифру выбранного тобой варианта ответа.
1) Любое зелёное растение производит сахар.
2) Из двух растений: сахарного тростника и сахарной свёклы.
3) Сахар не могут получать из растения.
4) Сахарный тростник – это разновидность гигантской травы.
12. К чему может привести неумеренное употребление сахара? Найди более точный ответ к тексту. Обведи цифру выбранного тобой варианта ответа.
1) Наш организм может больше получить энергии.
2) Может привести к резкому повышению уровня сахара в крови.
3) Может привести к разрушению зубов.
4) Можешь получить прозвище «сладкоежка».
13. Замени слово «неумеренное» (из предложения 5) близким по значению словом (словами), запиши это слово (слова).
14. Как ты понимаешь значение слова «мороженое» (из предложения 2)? Запиши своё объяснение.
Мороженое – это сладкое замороженное десертное лакомство, обычно на основе молока, сливок, масла или фруктов.
15. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения из самого текста.
Химическая связь
Химическая связь и строение вещества
Все системы стремятся к равновесию и к уменьшению свободной энергии — так гласит один из постулатов химической термодинамики. Атомы, взаимодействующие в молекуле вещества, тоже подчиняются этому закону. Они стремятся образовать устойчивую конфигурацию — 8-электронную или 2-электронную внешнюю оболочку. Этот процесс взаимодействия называется химической связью, благодаря ему получаются молекулы и молекулярные соединения.
Химическая связь — это взаимодействие между атомами в молекуле вещества, в ходе которого два электрона (по одному от каждого атома) образуют общую электронную пару либо электрон переходит от одного атома к другому. |
Как понятно из определения химической связи, при взаимодействии двух атомов один из них может притянуть к себе внешние электроны другого. Эта способность называется электроотрицательностью (ЭО). Атом с более высокой электроотрицательностью (ЭО) при образовании химической связи с другим атомом может вызвать смещение к себе общей электронной пары.
Механизм образования химической связи
Существует два механизма взаимодействия атомов:
обменный — предполагает выделение по одному внешнему электрону от каждого атома и соединение их в общую пару;
донорно-акцепторный — происходит, когда один атом (донор) выделяет два электрона, а второй атом (акцептор) принимает их на свою свободную орбиталь.
Независимо от механизма химическая связь между атомами сопровождается выделением энергии. Чем выше ЭО атомов, т. е. их способность притягивать электроны, тем сильнее и этот энергетический всплеск.
Энергией связи называют ту энергию, которая выделяется при взаимодействии атомов. Она определяет прочность химической связи и по величине равна усилию, необходимому для ее разрыва. |
Также на прочность влияют следующие показатели:
Длина связи — расстояние между ядрами атомов. С уменьшением этого расстояния растет энергия связи и увеличивается ее прочность.
Кратность связи — количество электронных пар, появившихся при взаимодействии атомов. Чем больше это число, тем выше энергия и, соответственно, прочность связи.
На примере химической связи в молекуле водорода посмотрим, как меняется энергия системы при сокращении расстояния между ядрами атомов. По мере сближения ядер электронные орбитали этих атомов начинают перекрывать друг друга, в итоге появляется общая молекулярная орбиталь. Неспаренные электроны через области перекрывания смещаются от одного атома в сторону другого, возникают общие электронные пары. Все это сопровождается нарастающим выделением энергии. Сближение происходит до тех пор, пока силу притяжения не компенсирует сила отталкивания одноименных зарядов.
Основные типы химических связей
Различают четыре вида связей в химии: ковалентную, ионную, металлическую и водородную. Но в чистом виде они встречаются редко, обычно имеет место наложение нескольких типов химических связей. Например, в молекуле фосфата аммония (NH4)3PO4присутствует одновременно ионная связь между ионами и ковалентная связь внутри ионов.
Также отметим, что при образовании кристалла от типа связи между частицами зависит, какой будет кристаллическая решетка. Если это ковалентная связь — образуется атомная решетка, если водородная — молекулярная решетка, а если ионная или металлическая — соответственно, будет ионная или металлическая решетка. Таком образом, влияя на тип кристаллической решетки, химическая связь определяет и физические свойства вещества: твердость, летучесть, температуру плавления и т. д.
Основные характеристики химической связи:
насыщенность — ограничение по количеству образуемых связей из-за конечного числа неспаренных электронов;
полярность — неравномерная электронная плотность между атомами и смещение общей пары электронов к одному из них;
направленность — ориентация связи в пространстве, расположение орбиталей атомов под определенным углом друг к другу.
Ковалентная связь
Как уже говорилось выше, этот тип связи имеет два механизма образования: обменный и донорно-акцепторный. При обменном механизме объединяются в пару свободные электроны двух атомов, а при донорно-акцепторном — пара электронов одного из атомов смещается к другому на его свободную орбиталь.
Ковалентная связь — это процесс взаимодействия между атомами с одинаковыми или близкими радиусами, при котором возникает общая электронная пара. Если эта пара принадлежит в равной мере обоим взаимодействующим атомам — это неполярная связь, а если она смещается к одному из них — это полярная связь. |
Как вы помните, сила притяжения электронов определяется электроотрицательностью атома. Если у двух атомов она одинакова, между ними будет неполярная связь, а если один из атомов имеет большую ЭО — к нему сместится общая электронная пара и получится полярная химическая связь.
Ковалентная неполярная связь образуется в молекулах простых веществ, неметаллов с одинаковой ЭО: Cl2, O2, N2, F2 и других.
Посмотрим на схему образования этой химической связи. У атомов водорода есть по одному внешнему электрону, которые и образуют общую пару.
Ковалентная полярная связь характерна для неметаллов с разным уровнем ЭО: HCl, NH3,HBr, H2O, H2S и других.
Посмотрим схему такой связи в молекуле хлороводорода. У водорода имеется один свободный электрон, а у хлора — семь. Таким образом, всего есть два неспаренных электрона, которые соединяются в общую пару. Поскольку в данном случае ЭО выше у хлора, эта пара смещается к нему.
Другой пример — молекула сероводорода H2S. В данном случае мы видим, что каждый атом водорода имеет по одной химической связи, в то время как атом серы — две. Количество связей определяет валентность атома в конкретном соединении, поэтому валентность серы в сероводороде — II.
Число связей, которые могут быть у атома в молекуле вещества, называется валентностью.
Характеристики ковалентной связи:
Ионная связь
Как понятно из названия, данный тип связи основан на взаимном притяжении ионов с противоположными зарядами. Он возможен между веществами с большой разницей ЭО — металлом и неметаллом. Механизм таков: один из атомов отдает свои электроны другому атому и заряжается положительно. Второй атом принимает электроны на свободную орбиталь и получает отрицательный заряд. В результате этого процесса образуются ионы.
Ионная связь — это такое взаимодействие между атомами в молекуле вещества, итогом которого становится образование и взаимное притяжение ионов. |
Разноименно заряженные ионы стремятся друг к другу за счет кулоновского притяжения, которое одинаково направлено во все стороны. Благодаря этому притяжению образуются ионные кристаллы, в решетке которых заряды ионов чередуются. У каждого иона есть определенное количество ближайших соседей — оно называется координационным числом.
Обычно ионная связь появляется между атомами металла и неметалла в таких соединениях, как NaF, CaCl2, BaO, NaCl, MgF2, RbI и других. Ниже схема ионной связи в молекуле хлорида натрия.
Характеристики ионной связи:
не имеет направленности.
Ковалентная и ионная связь в целом похожи, и одну из них можно рассматривать, как крайнее выражение другой. Но все же между ними есть существенная разница. Сравним эти виды химических связей в таблице.
Характеризуется появлением электронных пар, принадлежащих обоим атомам.
Характеризуется появлением и взаимным притяжением ионов.
Общая пара электронов испытывает притяжение со стороны обоих ядер атомов.
Ионы с противоположными зарядами подвержены кулоновскому притяжению.
Имеет направленность и насыщенность.
Ненасыщенна и не имеет направленности.
Количество связей, образуемых атомом, называется валентностью.
Количество ближайших соседей атома называется координационным числом.
Образуется между неметаллами с одинаковой или не сильно отличающейся ЭО.
Образуется между металлами и неметаллами — веществами со значимо разной ЭО.
Металлическая связь
Отличительная особенность металлов в том, что их атомы имеют достаточно большие радиусы и легко отдают свои внешние электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы (катионы). В итоге получается кристаллическая решетка, в узлах которой находятся ионы, а вокруг беспорядочно перемещаются электроны проводимости, образуя «электронное облако» или «электронный газ».
Свободные электроны мигрируют от одного иона к другому, временно соединяясь с ними и снова отрываясь в свободное плавание. Этот механизм по своей природе имеет сходство с ковалентной связью, но взаимодействие происходит не между отдельными атомами, а в веществе.
Металлическая связь — это взаимодействие положительных ионов металлов и отрицательно заряженных электронов, которые являются частью «электронного облака», рассеянного по всему объему вещества. |
Наличие такого «электронного облака», которое может прийти в направленное движение, обусловливает электропроводность металлов. Другие их качества — пластичность и ковкость, объясняются тем, что ионы в кристаллической решетке легко смещаются. Поэтому металл при ударном воздействии способен растягиваться, но не разрушаться.
Характеристики металлической связи:
Металлическая связь присуща как простым веществам — таким как Na, Ba, Ag, Cu, так и сложным сплавам — например, AlCr2, CuAl11Fe4, Ca2Cu и другим.
Схема металлической связи:
M — металл,
n — число свободных внешних электронов.
К примеру, у железа в чистом виде на внешнем уровне есть два электрона, поэтому его схема металлической связи выглядит так:
Обобщим все полученные знания. Таблица ниже описывает кратко химические связи и строение вещества.
Водородная связь
Данный тип связи в химии стоит отдельно, поскольку он может быть как внутри молекулы, так и между молекулами. Как правило, у неорганических веществ эта связь происходит между молекулами.
Водородная связь образуется между молекулами, содержащими водород. Точнее, между атомами водорода в этих молекулах и атомами с большей ЭО в других молекулах вещества. |
Объясним подробнее механизм этого вида химической связи. Есть молекулы А и В, содержащие водород. При этом в молекуле А есть электроотрицательные атомы, а в молекуле В водород имеет ковалентную полярную связь с другими электроотрицательными атомами. В этом случае между атомом водорода в молекуле В и электроотрицательным атомом в молекуле А образуется водородная связь.
Такое взаимодействие носит донорно-акцепторный характер. Донором электронов в данном случае выступают электроотрицательные элементы, а акцептором — водород.
Графически водородная связь обозначается тремя точками. Ниже приведена схема такого взаимодействия на примере молекул воды.
Характеристики водородной связи:
Кратко о химических связях
Итак, самое главное. Химической связью называют взаимодействие атомов, причиной которого является стремление системы приобрести устойчивое состояние. Во время взаимодействия свободные внешние электроны атомов объединяются в пары либо внешний электрон одного атома переходит к другому.
Образование химической связи сопровождается выделением энергии. Эта энергия растет с увеличением количества образованных электронных пар и с сокращением расстояния между ядрами атомов.
Основные виды химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая и водородная. В отличие от всех остальных водородная ближе к молекулярным связям, поскольку может быть как внутри молекулы, так и между разными молекулами.
Как определить тип химической связи:
Ковалентная полярная связь образуется в молекулах неметаллов между атомами со сходной ЭО.
Ковалентная неполярная связь имеет место между атомами с разной ЭО.
Ионная связь ведет к образованию и взаимному притяжению ионов. Она происходит между атомами металла и неметалла.
Металлическая связь бывает только между атомами металлов. Это взаимодействие положительных ионов в кристаллической решетке и свободных отрицательных электронов. Масса рассеянных по всему объему свободных электронов представляет собой «электронное облако».
Водородная связь появляется при условии, что есть атом с высокой ЭО и атом водорода, связанный с другой электроотрицательной частицей ковалентной связью.
Химическая связь и строение молекулы: типом химической связи определяется кристаллическая решетка вещества: ионная, металлическая, атомная или молекулярная.
Определить тип химической связи в 8 классе поможет таблица.
Тест » Смысловое чтение»
Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.
Данный материал может использоваться с любым учебником.
Пособие адресовано учащимся начальных классов, учителям и родителям, занимающимся с детьми. Материал готов к печати. Каждый вариант содержит 10 заданий. В конце работы находятся ответы.
Литература: О.Н.Крылова « Чтение. Работа с текстом. 4 класс». Издательство «Экзамен» 2017 г. Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Сахар содержит углерод, водород и кислород. Различное сочетание групп атомов образуют различные виды сахара. Сахар, который мы употребляем в пищу, называют сахарозой.
Любое зелёное растение производит сахар. Тот сахар, который мы используем в пищу, получают из двух растений: сахарного тростника и сахарной свёклы. Сахарный тростник – это разновидность гигантской травы. Сахарная свёкла – это овощ, толстый корень которого богат сахаром.
(106 слов) (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»)
2. Какова тема текста?
3. Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический.
Какой продукт, содержащий углерод, водород и кислород, имеет сладкий вкус?
Что образует сочетание групп атомов?
Чем сахар «снабжает» наш организм?
5. Вставь слова из текста так, чтобы предложения имели смысл.
Сахар, употребляемый нами в пищу, называется_______________ .
6. Подбери и запиши к словам антонимы.
7. Вставь пропущенные буквы. Выпиши второе и пятое предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Наступила в..сна. Колхозники зас..яли п..ля с..менами свёклы. Вскоре по..вились з..лёные ростки. Всё лето люди ухаживали за растениями. Осенью они собрали богатый ур..жай сахарной свёклы. Много получится сахару!
8. Отметь рисунки с изображением растений, из которых получают сахар.
9. Образуй и запиши из данных слов словосочетания прилагательное + существительное.
10. Найди и выдели в таблице слова.
Кристалл, сахар, сахароза, тростник, атом.
4. 1) сахар; 2) различные виды сахара; 3) энергией
5. Любое зеленое растение производит сахар.
Сахар, употребляемый нами в пищу, называется сахарозой.
7. Наступила весна. Колхозники засеяли поля семенами свёклы. Вскоре появились зелёные ростки. Всё лето люди ухаживали за растениями. Осенью они собрали богатый урожай сахарной свёклы. Много получится сахару!
Колхозники засеяли поля семенами свёклы.
Осенью они собрали богатый урожай сахарной свёклы.
9. Гигантская трава, сахарная пудра, сладкая каша, фруктовое мороженое
10.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
КТП по «Литературному чтению» (1 класс)
Конспект по литературному чтению С.Есенин «Лебёдушка»
Презентация по литературному чтению на тему «МАлька провинилась» (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению на тему «Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
Урок по литературному чтению во 2 классе «Л.Н.Толстой. Царь и рубашка»
Урок по литературному чтению в 4 классе: К.Паустовский «Старый повар»
Презентация к уроку литературного чтения на тему «Я и мои друзья» (2 класс)
Сборник текстов для проверки техники чтения 2-4 классы
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5348106 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.