Что образует первичную социологическую информацию
Что образует первичную социологическую информацию
В результате статист, обработки первичной информации получают определенные узаг. показатели: средние величины, вариации, дисперсии, моду, медиану и т.д. Они чаще всего имеют статус статист, резюме и отражают определенные связи, тенденции, эмпирические зависимости. «Уплотненную» таким образом информацию наз. вторичной. Вторичной наз, также такую информацию, полученную из других источников, с другой целью, другими исследователями, но пригодна для использования в данном исследовании или как доказательство правильности или сомнительности его отдельных выводов Любое эмпирическое узаг. (вторичная информация) является основой теорет. знания и обеспечивает ему (в идеале) статус достоверности, поскольку исключает различные случайные и субъективные отклонения, неотъемлемые в первичной информации. Вероятность ее истинности может приближаться к единице, а поэтому она используется как факты описательной теории.
Вторичная информация может использоваться также для верификации теории, эмпирической интерпретации дедуктивных теорет. выводов. Основанием для этого является то, что, во-первых, эта информация описывает и в определенной степени объясняет объект в целом, а не отдельные его стороны; во-вторых, она относительно свободна от ошибок исследования; в-третьих, она основывается на непосредственных (первичных) данных, степень надежности которых исследователю уже известный Благодаря этим ее качествам получением вторичной информации соціол. исследования часто завершается, особенно когда оно имеет прикладную направленность Однако в поисковом наук, исследовании, направленном на новое знание, вторичная информация рассматривается лишь как надежная основа пояснительной соціол. теории.
Первичная социологическая информация и требования к ней
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологическая информация
Есть много видов информации. Одним из самых важных видов считается именно социальная информация.
Вообще, социальная информация может рассматриваться в качестве знания, которое характеризует различные социальные явления, процессы, а также действия и взаимодействия индивидов и социальных обществ. К тому же, социальная информация может рассматриваться в виде сведений об имеющихся связях между реальной деятельностью индивидов и их сознанием, которое может быть как индивидуальным, так и социальным. Стоит отметить, что социальная информация еще рассматривает и процесс влияния индивидов друг на друга.
Социологическая информация считается частным видом социальной информации. Это информация, полученная с помощью социологических методов ее поиска и интерпретируемая в границах социологической науки. Что это за информация? Обычно это совокупность знаний, различных сообщений, данных, которые получены социологом из различных источников. Такими источниками могут быть как объективные, так и субъективные источники.
Таким образом, в процессе своей работы социолог применяет различные официальные документы. Такие документы считаются объективным источником социологической информации. Если же исследователь проводит анализ мнений, суждений, оценок людей, то в таком случае он имеет дело с субъективным источником социологической информации.
Социологическая информация делится на два вида:
Главная особенность первой заключается в том, что она получается в результате использования социологических методов сбора информации (письменные и устные опросы, социологические наблюдения, изучение личных документов, временных бюджетов и т. д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Она существует в сжатом, лаконичном, обобщенном виде. К тому же, такая информация часто обрабатывается и представляется в виде различных графиков, таблиц, а иногда и диаграмм. С помощью вторичной информации делаются важные для науки и практики выводы.
Требования к первичной социологической информации и методы ее получения
Важной характерной чертой первичной социологической информации считается ее получение в том виде, который сам по себе не может непосредственно использоваться в работе (например, заполненные респондентами анкеты, которые перед анализом нуждаются в специальной обработке). К тому же, особенностью первичной социологической информации является еще и то, что такая информация создается обычно целенаправленно. Можно сказать, что эта информация формируется по заказу исследователя – маловероятно, что респондент, которого социолог просит заполнить ту же анкету, стремился сделать эту работу самостоятельно, прежде чем он столкнулся с предложением опроса.
Рассматривая особенности первичных социологических данных, нельзя не отметить их сугубо научный характер, даже несмотря на то, что социолог инициирует получение данных о повседневной жизни, о фактах индивидуального обыденного сознания и поведения. В краткой, сжатой форме главные требования к первичной социологической информации иногда могут сводиться к ее:
Репрезентативность относится к выбору свойства пропорционального воспроизведению всех характеристик населения в целом
Под достоверностью понимается правдивость, точность социологических данных, свидетельствующие об отсутствии теоретических ошибок, которые могут возникнуть из-за неправильных исходных методологических и методических допущений при подготовке и проведении исследования.
Получение качественной первичной социологической информации считается одной из важных гарантий достоверности, точности, обоснованности различных выводов, сделанных социологом. Это необходимо ввиду того, социолог работает с различными мнениями индивидов, их оценками, определенным восприятием событий и процессов, то есть тем, что носит субъективный характер. К тому же, мнения людей часто бывают основаны на различных слухах, мыслях, стереотипах. В таких ситуациях очень важно применять социологические методы, помогающие получить неискаженную, точную первичную информацию. Способы поиска первичной социологической информации обычно основываются на прямой и косвенной связи, появляющейся между исследователем и респондентом и используются для получения данных от последнего в форме ответов на вопросы.
Существуют количественные и качественные методы поиска первичной социологической информации. Количественные методы связаны со стандартизацией и формализацией, применением различных статистических распределений, масштабных показателей, а иногда и индексов. Они, в свою очередь, направлены на исследование общественных структур и социальных институтов, различных общественных процессов, объективных факторов. К тому же, они решают проблему формирования взаимосвязей между какими-то отдельными параметрами общественных явлений. Важно, что еще они решают проблему измерения этих параметров. Вид исследования с использованием количественных методов называют обычно жестким, холодным.
Если говорить о качественных методах, то при их применении степень формализации и стандартизации намного ниже, чем при применении количественных методов, а сведения об исследованиях представлены в виде заявлений, документов, описаний ситуаций и полученных мнений. В таком случае описание ситуаций осуществляется без их идентификации. Это делается с помощью обобщения всех полученных оценок.
Вообще, качественные методы применяются при исследовании субъективных факторов, определенных процессов, деятельности индивида с целью решения задачи интерпретации общественного явления, а также его общей картины. Данный стиль исследования, который осуществляется с помощью качественных методов, часто называют мягким.
Первичная социологическая информация
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и виды первичной социологической информации
Первичная социологическая информация – это тип эмпирического знания, которое последовательно добывается и получается в социологическом исследовании с помощью различных способов сбора и обработки данных.
Первичная информация или первичные данные отражают только то состояние объекта в определенной эмпирической ситуации. Фиксируются единичные данные, высказывания, наблюдения, оценки. Именно поэтому она имеет необобщенный и неточный, вероятностный анализ. И только дальнейшее эмпирическое исследование должно обосновать результаты сбора и анализа социологической информации.
Особенность первичной информации в том, что исследователю необходимо превратить ее в организованное эмпирическое знание, отделив случайно и субъективное. Для этого используются статистические и другие индуктивные методы анализа и обработки данных.
Таким образом, в результате такой обработки получается обобщенные показатели: вариации, дисперсии, средние величины, медианы и так далее.
К первичной социологической информации обычно относят:
Обработка первичной социологической информации
Для обработки первичной информации используют:
Дисперсионный анализ дает возможность исследовать связи между несколькими зафиксированными в каждой единице наблюдения признаками, независимыми друг от друга, и их влияние на количественную переменную. Этот метод основан на выделении отдельных компонентов общей дисперсии (рассеяния) признака, который изучается.
Задача факторного анализа – установить суть признаки неизвестной, которая влияет на связки зафиксированных признаков. С помощью факторного анализа на основе парных корреляций между переменными получают набор новых, укрупненных признаков, которые называют факторами. А корреляция между этими факторами первого порядка позволяет получить факторы второго порядка и т. д. В отличие от таксономии, с помощью факторного и дисперсионного анализов классифицируют не единицы наблюдения, а их свойства.
Готовые работы на аналогичную тему
На первый взгляд, анализ данных – этап лишний, по крайней мере необязательный. Мол, исследование дало результаты, с помощью компьютера их систематизировали, проанализировали, – какого еще анализа?
На самом же деле это не так. Результат обработки информации – еще не результат всего исследования. Тот же компьютер, даже проведя некоторые операции с закодированной информацией, выдает только числа и не более. Задача же исследователя предоставить этим абстрактным знакам определенного значения, наполнить их содержанием, всесторонне и объективно истолковать их, сделать выводы на их основе, проанализировать. Без этого исследование будет минимум незаконченным. Оно не станет исследованием, то есть актом научного творчества.
Этап анализа социологических сведений является как раз наиболее творческим этапом. В то же время он предполагает также глубокое осознание и четкое соблюдение определенных норм и законов.
Анализ сведений – своеобразная противоположность кодированию. На этапе кодирования, как мы уже знаем, содержательную информацию транскрибируют в числа, при анализе же числа (правда, другие, определенным образом обработанные) наполняют содержанием. В процедурном смысле этап анализа социологических данных – это соотнесение полученной информации об объекте, который изучают, с уже имеющимся объемом знаний о нем. Следовательно, содержание и цель этапа анализа заключаются в том, чтобы объяснить смысл отдельных результатов, объединить и выделить обобщающие положения, свести их в одну теоретическую систему.
Особенности анализа в той или иной науке всегда обусловлены двумя факторами: предметом анализа и задачами этой науки. Предметом социологического анализа являются числа – индикаторы социальных ситуаций. Это первая его особенность.
Вторая заключается в том, что социологический анализ осуществляют в предметной зоне социологии, то есть он имеет целью истолковать определенные общественные явления и общественные проблемы.
Социологическое исследование
Обработка и анализ первичной социологической информации
Полученная первичная социологическая информация может быть обработана на компьютерной технике. Обработанная информация представляется в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости.
Сначала необходимо подготовить собранную информацию (анкеты, интервью и т.д.) для обработки, что включает в себя шифровку, кодирование. Некоторая часть социологической информации может обрабатываться вручную.
Шифром называют условную символическую запись первичной информации на бланке документа (в анкете, шифровальном листе, а также при анализе документов). Код – символическая, более экономная (но и более сложная) запись сравнительно с шифром для ввода в машину. При обработке вручную достаточно зашифровать ответы на отдельные вопросы.
Например, в анкете задан вопрос: «Укажите размер Вашей заработанной платы за последний месяц». Заранее в анкете со сквозной нумерацией вариантов ответов отведены для этого вопроса номера 15, 16, 17, 18. Следовательно, необходимо разделить зарплаты на 4 варианта.
Допустим, зарплату до 10 тысяч рублей мы зашифровываем под номером 15, от 10 до 20 тысяч – 17, свыше 30 тысяч – 18. Если нумерация отсутствует, то надо вписывать соответствующий номер (шифр), если цифры в анкете уже имеются, нужно обвести кружком соответствующую цифру. После этого можно вести подсчет процента работников, получающих ту или иную зарплату. Если нам необходима более детальная информация, мы можем зашифровать другие интервалы (скажем, от 25 до 30 тыс. рублей).
Обрабатывать открытые вопросы сложнее. Еще до стадии переноса на бланки нужно осуществить ряд операций. Во-первых, исследователь переносит на специальные карточки все, что вписано в опросный лист. Затем карточки группируются по очевидным признакам, под которыми подразумеваются адекватные или близкие друг другу ответы-суждения. И, наконец, все множество суждений обобщаются, сводятся к некоторому единству.
Нередко нужно получить сгруппированные данные по возрасту, образованию, стажу работы, квалификации, семейному положению, уровню зарплаты. В таком случае анкеты, интервью или другие документы группируются по определенному признаку, например, по уровню квалификации (по успеваемости). Подсчитываются путем суммирования количество ответов, определяется процент от общего количества, скажем, специалистов высшей квалификации. И так по каждому из указанных признаков необходимо создать группировки, а суммирование данных заносить в таблицу, создаваемую на каждую группу. Подобные группировки можно создать как для закрытых, так и для открытых вопросов.
Простая группировка – это классификация или упорядочивание данных по одному признаку. Например, мы распределяем работников по возрасту (возрастным интервалам). Если же мы ставим целью установить зависимость между двумя признаками, нужно обратиться к перекрестной группировке (классификации). Скажем, можно выявить соотношение возрастов мужей и жен. По данным США обнаруживается устойчивая связь: мужья в большинстве случаев старше жен. Из 850 женщин в возрасте 20 – 24 лет только 10 старше своих мужей, но в 336 случаях (39,5%) они моложе мужей.
Таким образом, прежде чем представить информацию в форме таблиц, графиков, схем, необходимо использовать такие методы анализа, как простые и перекрестные (комбинационные) группировки. Кроме того, применяют расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, факторный анализ.
Анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования, когда проверяется гипотеза, получаются ответы на вопросы, выявляются новые, неожиданные результаты и проблемы. Однако, надо иметь ввиду, что чем больше задач ставится социологом, тем больше нужно затратить сил и времени. Поэтому при обработке надо брать минимальное количество признаков, по которым создаются группировки.
Особенностью социологических исследований в школе является то, что в них изучаются социальные факты, часто не имеющие количественной (числовой) характеристики. Даже если в нашем распоряжении находятся цифровые данные, например, средняя успеваемость учащихся, они не могут служить обоснованным критерием качества знаний или продуктивности образовательного процесса. А такой «показатель», как тишина в классе, вообще не может служить критерием качества проводимого учителем урока. Поэтому необходимо при изучении качественных признаков провести процедуру приписывания им количественной определенности. Эта процедура называется измерением (квантификация). Об измерении в какой-то степени говорилось и выше.
Все, даже самые сложные социальные явления, могут быть измерены с помощью заранее разработанных шкал. Шкала – системная характеристика изучаемого свойства, выполняющая роль эталона. Чтобы измерить, скажем, качество знаний по математике, нужно использовать соответствующие индикаторы. Индикаторы – это внешние признаки измеряемых свойств. В данном случае индикатором может служить умение решать типовые задачи.
Другой пример. Как во время лекции распознать в классе рациональных и иррациональных студентов? Известно, что рационалы могут концентрировать внимание на чем-то одном в течение длительного времени, если оно дискретно (расчленено) построено. Восприятие осмысленного речевого потока рациональными типами устойчиво и эффективно. Иррационалам долго воспринимать дискретную речь без дополнительных раздражителей зрительного или кинестетического анализатора практически невозможно, ибо естественный для них режим восприятия – целостный. Поэтому индикатором иррациональных типов могут выступать такие элементы в поведении: переключение внимание на другой объект, отвлечение на посторонние разговоры, рассматривание аудитории или обстановки за окном. И, наконец, дисциплину на лекциях больше всего нарушают иррациональные экстраверты. Фиксируя эти признаки на ряде лекционных занятий, можно достаточно точно разделить аудиторию на рациональные и иррациональные типы.
Всем индикаторам свойственны различные характеристики. В инструментарии они выступают как варианты ответов на вопросы. Эти варианты ответов, расположенные в той или иной последовательности, образуют собой шкалу измерения. Наиболее распространенные – трех- и пятичленные шкалы (например, при изучении удовлетворенности работой – от максимальной до минимальной удовлетворительности)..
В социологических исследованиях наибольшее распространение получили три типа шкал: номинальная, порядковая, интервальная.
Ранговая шкала или шкала порядка, упорядочивает проявления изучаемых свойств от наибольшего к наименьшему, или наоборот. Здесь признаки проранжированы, упорядочены относительно друг друга. Ранговая шкала чаще всего имеет такой вид:
Так, для вопроса «хотели бы вы сменить профессию?» ранговая шкала выглядит следующим образом:
Интервальная или метрическая шкала образуется на основе ранговой путем присвоения баллов ее делениям. Каждой позиции ранговой шкалы приписываются числа. Например, пятибалльной шкале чаще всего присваивают баллы от 1 до 5. При шкалировании закрытых вопросов следует стремиться использовать в одном опросном листе единые шкалы, например, трехбалльные или пятибалльные.
В зависимости от формы, шкалы подразделяются на вербальные (словесные), числовые и графические. Пример графической шкалы: «На какой ступени лестницы вы находитесь сейчас в жизни?»
Интерпретация полученных данных
Научный анализ ответов не сводится к суммированию и группировке. Закономерности развития человеческих отношений нельзя определить путем организации голосования. Числовые величины, графики, таблицы – это только материал для выводов. Всестороннее и правильное объяснение может сделать только специалист, имеющий теоретическую подготовку по социологии и обладающий жизненным опытом.
Надо знать социальную жизнь и социальные проблемы, иметь определенный уровень социологической культуры, чтобы делать на основе полученного эмпирического материала верные выводы. Так, опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за: 1) неинтересного ведения урока учителем (38%), 2) неподготовленного домашнего задания (36,6%), 3) пропуска уроков (36,6%). С точки зрения учеников причинами противостояния «ученик – учитель» являются: 1) оскорбления со стороны учителя, 2) нетактичное поведение, 3) необъективность при оценке знаний, 4) завышенные требования.(Воронин Г.) Можно ли считать эти данные истиной в последней инстанции?
Очевидно, нет, ибо отражено субъективное мнение только одной стороны. Необходим более детальный анализ и, прежде всего, надо высказаться другой стороне – учителям.
Замечено, что добросовестные учащиеся из-за скромности не хвастаются своими успехами, а те, которые делают меньше и хуже, говорят о себе охотно, вольно, приукрашивая свои достижения. Этот факт нашел свое повреждение в конце 80-х годов в г. Орске, где школьникам предлагалось в сочинении рассказать о себе в третьем лице (мой друг – Эдик). Лучшие учащиеся оказались самыми самокритичными. Прогульщики и нарушители дисциплины, как правило, занимались самовосхвалением. Получено еще одно подтверждение тому, что любой документ должен проверяться на надежность и достоверность.
Ученые обнаружили типичную ошибку, которая проявляется в асимметрии приписывания причин успеха и неудачи. Оказывается, направленность внимания человека зависит от того, наблюдателем или участником события он является. В первом случае больше внимания уделяется личности деятеля, во втором – обстоятельствам. Направленность внимания зависит от того, успешным или неуспешным оказалось действие. В первом случае наблюдатель приписывает успех обстоятельствам, а участник – своим личным особенностям. Неуспех же наблюдатель связывает с личностью деятеля, а участник – с неблагоприятными обстоятельствами.
От направленности внимания на личность или на обстоятельства зависит и приписывание ответственности. Так, например, когда студентам было предложено высказать свои замечания о структуре учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жалуются в основном прогульщики, а недостаточной квалификацией преподавателя были недовольны двоечники. Иными словами, опрошенные проявили склонность приписывать ответственность за свои недостатки и неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.(Бутенко И.А.) Таким образом, нужно учитывать, что стереотипные ходы мысли человека мешают ему узнать действительные причины и следствия поведения людей, различать внешнее и существенное. Сказанное не означает, что мы должны пренебрегать конструктивной критикой, если она исходит от людей с запятнанной репутацией. Речь идет лишь о глубине, корректности и всесторонности анализа.
При интерпретации результатов следует принять во внимание возможность вполне сознательной фальсификации. Иногда и сам интервьюер искажает ответы в соответствии с собственными взглядами на ту или иную проблему. В таких случаях обоснованность (валидность) результатов исследования находится под сомнением. В любом случае ход и исход исследования в значительной мере зависит от отношений, складывающихся между социологом и респондентом, между самим обследуемыми.
Анализ и интерпретация социологических данных должны быть оформлены в форме отчета или аналитической справки. Каждый менеджер, политик, администратор должны иметь банк социологических данных, который содержал бы в себе сравнительную информацию при проведении повторных исследований.
Социологическая справка (отчет) должна состоять из трех частей:
Набор для практики
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
Основные методы получения первичной социологической информации
Любое исследование чаще всего начинается с анализа документов. Документ – это специально сделанный предмет, предназначенный для хранения информации. Документы фиксируют и отражают различные стороны жизнедеятельности практически всех социальных групп.
По форме фиксации информации можно выделить письменные, статистические, иконографические, фонетические документы.
К письменным относятся: государственные и центральные архивы, архивы организаций, учреждений, предприятий и документы временного хранения; пресса; личные документы; косвенная документация. Срок длительного хранения документов в организациях (25 – 30 лет хранения) и поступают в центральный архив. С помощью архивных материалов создаётся возможность изучить историю явления, эволюцию процесса, составить ретроспективный обзор.
Пресса является источником общей информации, даёт представление об официальной трактовке событий, общественно-политическом фоне, на котором оно происходило.
Личные документы включают письма, автобиографии, мемуары, дневники и т. п. Из них можно извлечь сведения о неизвестных событиях, пристрастиях, мнениях и оценках автора. Однако следует учитывать возможное влияние настроения, памяти, наконец прямого вымысла пишущего на достоверность данных; нередки случаи фальсификации личных документов; зачастую осложнён доступ к ним. Поэтому чаще личные документы используются как вспомогательная информация.
Косвенные документы – это печатные издания, данные которых используются как дополнительный материал (справочники, каталоги, библиография и проч.).
Статистические данные являются эмпирической основной социологического исследования. Их достоинства – удобство сбора, обработки, анализа сведений, возможность сопоставления информации во времени Но следует учитывать тот факт, что статистические данные могут существенно розниться в зависимости от методик расчёта, что сделает их трудно сопоставимыми.
Иконографические документы – кино-, фото-, видеоматериалы, произведения изобразительного искусства. К фонетическим относятся материалы звукозаписи.
По степени оригинальности различают документы подлинные и копии. Предпочтение всегда отдаётся первым, подлинность копии должна быть обоснована и подтверждена.
По возможной форме использования в исследовании можно выделить: документы, позволяющие только восстановить события; документы, дающие возможность сделать выводы; документы, используемые как иллюстративный материал (для приведения примеров, ссылок, разбора прецедентов)
По отношению к самому исследованию документы разделяются на независимые, существующие помимо его, и специальные – инструментарий исследования: анкеты, дневники, протоколы наблюдений и т. п.
Назначение анализа документов – извлечь необходимую информацию, оценить её надёжность, достоверность значимость для целей исследования, перевести информацию, содержащуюся в документе, на «язык» (в термины) исследования, зафиксировать её в виде определённых признаков (категорий анализа), попытаться найти способ квантификации (количественного измерения) этих признаков, дать с её помощью характеристику исследуемых процессов и явлений.
Существуют два основных метода анализа документов. Первый- традиционный (или «классический»). Его цель – осмысление и интерпретация содержащейся в документе информации.
В ходе традиционного анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы: что это за документ; о чём он, кто его автор; с какой целью, на каком общественном фоне он создавался; какова его достоверность и надёжность; каково его фактическое содержание; каково его оценочное содержание (мнения, убеждения, пристрастия автора исходя из содержания документа); какие выводы можно сделать относительно автора и содержания документа; достаточна ли информация, содержащаяся в нём, требуется ли привлечение дополнительных материалов.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ документов. Внешний – установление вида и формы, времени и места появления, инициатора создания и автора, цель создания, надёжность и достоверность. Внутренний – исследование содержания документа и формулировка выводов.
Второй метод анализа документов – формализованный (или «контент-анализ»). Он применяется при наличии объёмного и несистематизированного письменного материала. Его суть – выделить поддающиеся подсчёту признаки документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Он может использоваться, чтобы понять основную мысль автора, выяснить общественный резонанс событий или эффект воздействия сообщений, установить причины, породившие те или иные сообщения.
В ходе контент-анализа прежде всего выделяются основные смысловые единицы (категории и подкатегории анализа) (например: сокращение штатов, безработица, социальная справедливость и т. п.), чтобы исследователь мог отнести к ним анализируемую информацию, не путаясь и не испытывая чрезмерных затруднений. Далее определяют единицы анализа – слово, сочетание слов, абзац, глава и т. п. Затем устанавливают единицы счёта – это может быть частота повторения, площадь текста (объём внимания, уделяемый проблеме).
При проведении контент-анализа пользуются кодификатором – документом, в котором сведены все выделенные категории, подкатегории и единицы анализа, и специальным бланком (протоколом), в котором фиксируются результаты анализа по категориям. При этом иногда допускается фиксация категорий анализа не строго в соответствии с установленной терминологией, а исходя из смысла анализируемой текстовой информации.
Ещё один метод сбора первичной социологической информации – опрос, т. е. получение ответа на заранее подготовленные вопросы. Особенность этого метода – наличие непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического контакта между исследователем и опрашиваемым (респодентом); в качестве источника информации выступают суждения опрашиваемых; возможность получить сведения о мнениях, оценках, внутренних побуждениях людей. Разновидности опроса – анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрия.
1. Анкетирование- опрос с помощью специального документа – анкеты, содержащего вопросы, ответы на которые фиксируются респондентом письменно. Предваряет вопросы обращение, в котором кратко разъясняется цель анкетирования, содержится просьба искренне ответить на вопросы, при необходимости – гарантируется анонимность ответов. Формулировка цели должна быть понятна опрашиваемым и затрагивать их интересы. Немаловажно также начало обращения: для какой-то группы опрашиваемых подойдёт «Уважаемый товарищ!», для какой-то лучшее – «Дорогой друг!» и т. д.
В конце обращения иногда заранее выражают благодарность за сотрудничество, надежду на искренние и полные ответы на вопросы. Следует помнить, что если исследователь не присутствует при заполнении анкет, в обращении должен быть указан порядок заполнения (нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть, проставить цифру, выбрать один, несколько ответов и т. п.).
Цель обращения – установить психологический контакт с респондентом, затронуть его интересы, внушить доверие, создать положительную мотивацию на полные и искренние ответы на вопросы, объяснить технику заполнения анкеты.
Различают прессовые (публикуемые в печати), почтовые (рассылаемые по почте с просьбой о возврате в определённые сроки) и раздаточные (раздаваемые для заполнения и немедленного возвращения) анкеты. Недостаток анкетирования – неполный возврат анкет (92 – 98 % раздаточных, порядка 30 % почтовых и 5 % прессовых). Поэтому, определяя размер выборки, следует делать поправку на процент возврата анкет, соответственно увеличивая выборку. Кроме того, недостатком является потеря контроля над течением хода опроса с момента раздачи или рассылки анкет исследователем.
Успех проведения анкетирования, достоверность получаемой информации во многом зависит от правильности формулировки и последовательности вопросов.
Основные (содержательные) вопросы предлагаются для получения искомой информации. Функциональные вопросы используются для упорядочения течения опроса: психологические задаются для снятия напряжённости и усталости респондента, переключения с темы на тему (чаще применяются интервью); фильтрующие необходимы для определения компетентности опрашиваемого по данному вопросу; контрольные для проверки искренности ответов и представляют собой, как правило, основной вопрос, сформулированный несколько иначе, немного «замаскированный». Контрольных вопросов должно быть не менее двух, чтобы исследователь мог принять решение о том, когда респондент был искренен. Наличие контрольных вопросов делает анкету наиболее обширной, более трудоёмкой её обработку, поэтому ставятся они к наиболее существенным основным вопросам, искренность ответов на которые может быть неполной в силу разных причин.
Открытые вопросы предоставляют формулировку ответа самому респонденту – он должен написать ответ. Здесь можно получить обширный спектр мнений, оценок, мотивов. Однако обработка данных по открытым вопросам очень трудоёмка – разработать классификатор ответов, систематизировать их для дальнейшей обработки. Кроме того, открытые вопросы не подходят для анкет, где важна гарантия анонимности респондента – боясь, что кто-то узнает их по почерку, люди могут дать недостоверные ответы или уклониться от них.
Открытые вопросы предлагают респонденту перечень возможных ответов – ему остаётся лишь выбрать один или несколько из них. Здесь возможны варианты непараметрического опроса, когда респондент может выбрать любое число ответов из предложенных, или параметрического, когда количество возможных выборов задаётся исследователем. Существует несколько разновидностей закрытых вопросов:
Вопросы типа «да – нет». Их недостаток – несбалансированность формулировки, «подталкивающая» к ответу. Кроме того, не на каждый вопрос можно ответить «да» или «нет», а респондент лишён возможности неопределённого ответа типа «не знаю», в результате чего мы получаем либо недостоверный ответ, либо уклонение от ответа.
Альтернативные – вопросы с уравновешенной формулировкой; «вопросы – диалоги», когда респонденту предлагается согласиться или нет с мнением одного из вымышленных собеседников (достоинство такой конструкции вопроса заключается в том, что порой человеку психологически легче присоединиться к мнению, совпадающему с собственным, чем высказать его самостоятельно); шкальные вопросы (с их помощью отмечают интенсивность того или иного явления, выбирая один ответ из нескольких;
«вопросы – меню» предлагают респонденту выбрать один или несколько ответов из ряда предлагаемых вариантов.
Полузакрытые вопросы включают либо неопределённые альтернативы типа «не помню», «не знаю», «не задумывался», «затрудняюсь ответить», либо предлагают возможность, помимо имеющихся вариантов ответов, написать свой.
Прямые вопросы затрагивают реальные явления, ситуации. Прожективные – подразумевают условную, возможную ситуацию: «Что бы Вы сделали, если бы…?» Косвенные формулируются таким образом, чтобы их формулировка несколько скрывала подлинный смысл необходимой исследователю информации.
Для успешного проведения анкетирования должны соблюдаться определённые требования к разработке анкет. Прежде всего, если информация может быть получена другим методом, опрос проводить не нужно. Сегодня этим правилом нередко пренебрегают. Анкета не должна быть громоздкой в ней следует помещать лишь самое необходимое количество вопросов, не слишком длинных, простых в формулировке, точных, удобных для восприятия. Они должны вызывать положительную реакцию, желание ответить. Вопрос должен быть строго однозначен, не содержать слов с двойным значением, малораспространенных и специальных терминов. Очень важно избегать формулировок, предопределяющих ответ, «наводящих» вопросов. Надо учитывать, что, если содержательные вопросы идут в логической последовательности, это само по себе вызывает определённую установку у респондента и может снизить достоверность ответа. Поэтому лучше избегать такой логической последовательности, перемежать содержательные вопросы контрольными, фильтрующими и т. п. Не следует включать в вопрос эмоционально нагруженные слова («превосходный», «никуда не годный», «головотяпство»), способные повлиять на ответ.
Важно тщательно подготовить альтернативы ответов. Обычно не рекомендуется ставить предлагаемые альтернативы в порядке значимости или в логической последовательности, число ответов «за» и «против», позитивных и негативных должно быть уравновешено. В закрытых вопросах набор альтернатив должен полностью исчерпывать их содержание, если это под сомнением, лучше использовать полузакрытые.
2. Интервью – это акт непосредственного общения респондента и опрашивающего (интервьюера). В связи с этим очень важна личность последнего, его профессионализм, манера общения, умение войти в контакт, задавать вопросы и слушать собеседника, не навязывать собственное мнение, удерживать беседу в заданных тематических и временных рамках. Имеет значение и внешний вид, интервьюера, тембр и громкость голоса, темп речи, в некоторых случаях – даже возраст и пол.
По способу коммуникации различают телефонное и личное интервью, по способу ведения – стандартизированное (по жесткому предварительному плану, включающему формулировку и последовательность вопросов) и свободное, когда заранее определены лишь общая схема и тематика беседы. По количеству интервьюеров – «один на один» и «групповое». Все виды интервью имеют достоинства и недостатки. При телефонном респондент может быть более раскован и даже более искренен в ответах, однако интервьюер лишается возможности наблюдать его реакции. Личное позволяет дополнить метод интервью методом наблюдения – поза, мимика респондента может многое сказать опытному исследователю. Стандартизированное интервью упрощает обработку данных опроса, но может оставить в стороне важные дополнительные сведения и оценки. Свободное даёт возможность собрать обширную информацию, но требует высочайшей квалификации интервьюера и намного сложнее в работе. При интервью «один на один» респондент чувствует себя более свободно, легче упорядочить течение опроса, однако не исключена субъективность оценок опрашиваемого. При групповом – элемент субъективизма снижается, но психологическая нагрузка на респондента выше.
Как и в случае анкетирования, достоверность получаемой информации определяется соблюдением определённых требований при проведении интервью. Прежде всего необходимо установить доброжелательный контакт с респондентом. Для этого – разъяснить цели и порядок проведения опроса, предложить первоначально ряд лёгких, «контактных» вопросов, подводящих к основной теме – провести так называемую «психологическую разминку». Вопросы должны идти от простых к сложным, основные – проверяться контрольными. Если наблюдается усталость, нервозность респондента, следует предложить функционально – психологические вопросы для «разрядки». Интервьюер не должен прерывать ответ, тем более – высказывать личные соображения.
Очень важны условия проведения интервью. По возможности, они должны быть постоянны и одинаковы для всех опрашиваемых: место, обстановка, время проведения, порядок и формулировка вопросов. Место и время для интервью следует выбрать так, чтобы они располагали к беседе, создавали обстановку доверительности, исключали спешку, возникновение внешних факторов, отвлекающих опрашиваемого. Опрос не должен быть чрезмерно продолжительным.
Для опроса этим методом применяется специальная анкета – социометрическая карточка, на основе которой устанавливаются предпочтения (выбор, желание сотрудничать), отклонения (отвержение, желание устраниться от сотрудничества), опускания (нейтральное отношение, отсутствие и предпочтения, и отклонения). Для заполнения социокарточки опрашиваемым предлагаются особого рода вопросы – социометрические критерии выбора. В карточке содержатся обращение, гарантия анонимности ответов и указаны фамилии всех членов исследуемой группы в алфавитном порядке. В ней предложен перечень вопросов – критериев, по которым против каждой фамилии или ограниченного числа фамилий (при параметрическом опросе), исключая собственную, респондент должен поставить условный знак, означающий предпочтение (+), отклонение (-), опускание (0). Иногда по каждому критерию выбора предлагается отдельная карточка. Для достоверности получаемой информации особенно важно выбрать верные, значимые для данного коллектива критерии.
Производственные критерии определяют отношения на уровне производственной деятельности («С кем Вы хотели бы выполнять такую работу?»). Непроизводственные – определяют межличностные отношения вне работы, так называемые «психогруппы» («Кого бы Вы пригласили на день рождения?»).
Прогностические критерии выявляют ожидаемое членом коллектива отношение со стороны коллег.
Критерии могут быть положительные, предлагающие объединение для совместной деятельности, и отрицательные, предполагающие отклонение.
Двойные критерии предполагают равенство сторон в результате выбора; одинарные – возникновение иерархического неравенства. Как и вопросы анкет, по форме критерии могут быть прямые, прожективные или косвенные. Кроме того, выделяют сильные критерии, касающиеся наиболее значимых сторон жизнедеятельности группы, и слабые, связанные с малозначимыми, сиюминутными факторами – естественно, предпочтение при ведении опроса отдаётся первым.
Социометрический критерий должен отражать существенные взаимосвязи между членами коллектива, воспроизводить ситуацию выбора для совместной деятельности, быть значимым, чётко и понятно сформулированным.
Следует отметить, что социометрический опрос целесообразен в коллективах, имеющих опыт совместной работы не менее полугода, численностью не более 8-9 человек. В ином случае опрашиваемому трудно чётко определить своё отношение к членам группы (в некоторых случаях, при численности группы, превышающей оптимальную, используют параметрический опрос). Выбор в социометрии всегда ограничен пределами исследуемой группы. Опрос должен проводиться посторонними, не включённым в группу лицом, гарантия анонимности первичных данных должна быть абсолютной. В ходе проведения опроса необходимо чётко пояснить порядок заполнения социокарточки, рассадить опрашиваемых так, чтобы они могли видеть друг друга (это иногда помогает определиться с выбором), но ни в коем случае не допускать взаимных советов и консультаций.
Обработка данных социометрического опроса начинается с составления социоматрицы, сводящей данные опроса в общую таблицу. В ней определяется количество сделанных и отданных выборов по каждому члену группы и по группе в целом. Пример социоматрицы приведен в таблице 7.1.
Таблица 7.1 | Социоматрица. |
Кто выбирает | Кого выбирают | Отдано выборов | |||||
А | Б | В | Г | Д | + | — | Всего |
А | + | — | + | ||||
Б | + | + | — | ||||
В | + | + | — | ||||
Г | — | — | — | ||||
Д | + | — | — | + | |||
Полученные выборы | |||||||
+ | |||||||
— | |||||||
Всего |
Обработка данных социоматрицы ведётся двумя основными способами. Первый – графический, путём построения социограммы, наглядно отражающий взаимосвязи в группе. Члены группы изображаются условными обозначениями, а выборы – сплошными (предпочтение) или пунктирными (отклонение) стрелками, направленными от того, кто выбирает, к тому, кого выбирают. Стрелка с двумя концами означает взаимный выбор или отклонение. Социограмма позволяет наглядно определить позицию каждого члена коллектива, установить «звезд», получивших наибольшее число предпочтений, «пренебрегаемых», получивших малое их число, «отвергаемых», получивших много отклонений, «изолированных», не получивших ни предпочтений ни отклонений. По способу построения различают круговые (все члены коллектива на графике располагаются по кругу), концентрические социограммы (получившие большее число предпочтений располагаются ближе к центру круга, образуя своего рода «ядро»), «звезду» (в центре – член группы с наибольшим количеством отданных ему предпочтений, остальные располагаются вокруг) и др. Применяются так называемые «локограммы», когда обозначения взаимных выборов и отклонений наносятся на схему реального расположения рабочих мест.
Второй способ обработки данных социоматрицы – расчёт персональных и групповых социометрических индексов – показателей, количественно характеризующих взаимоотношения в группе.
Вот некоторые из них.
Индекс социометрического статуса члена группы, отражающий отношение коллектива к нему, авторитет работника. Определяется делением суммы полученных положительных (положительный статус) или отрицательных (отрицательный статус) выборов на число выборов, которые возможно было получить.
Определяются также индексы положительной, отрицательной или общей эмоциональной экспансивности члена группы – соответственно делением положительного, отрицательного или общего количества отданных им выборов, которое он мог отдать.
Если пользоваться прогностическими критериями выбора, можно рассчитать индекс адекватности оценки работником своего места в группе, разделив число угаданных им выборов на общее количество ожидаемых выборов: так оценивается, верно ли человек представляет отношение к себе со стороны коллег.
Для группы в целом можно рассчитать индекс сплочённости – как частное от деления фактических положительных парных выборов на максимальное возможное число парных выборов в группе. Последнее определяется как:
где n – численность группы
Индекс конфликтности группы определяется делением фактического числа отрицательных парных выборов на максимальное число парных выборов.
Индексы экспансивности группы вычисляются аналогично индивидуальным, только количество сделанных положительных, отрицательных выборов или их общее число делится на всю численность группы.
Всего в современной социологии используется порядка 30 социометрических индексов.
Следует отметить, что социометрия не даёт пока ответа на вопросы: почему один из членов группы оказался «звездой», а другой- «изолированным», какими мотивами руководствуются опрашиваемые, выбирая того или иного коллегу – она лишь диагностирует ситуацию. Поэтому для получения полных выводов о процессах, происходящих в сфере межличностных отношений, социометрию применяют совместно с другими специальными исследованиями, позволяющими выявить причины и мотивы выборов, сложившихся отношений в группе.
4. Экспертный опрос – разновидность опроса, где респондентами являются эксперты – специалисты в данной области деятельности. Они компетентно участвуют в анализе и решении проблемы прикладного социологического исследования. С помощью экспертного опроса можно более обоснованно выявить существенные стороны проблемы, уточнить цели, задачи, гипотезы исследования; проверить достоверность собранной информации; подтвердить обоснованность выводов.
Экспертный опрос может проводиться в форме свободного или частично стандартизованного интервью, анкеты с открытыми вопросами. Подбор экспертов в группу осуществляется на основе изучения документов (об образовании, учёной степени и учёном звании, перечни публикаций и изобретений, сведения о трудовой карьере и т. п.), путём проведения тестов, методом аттестации каждого предполагаемого эксперта специально созданной комиссией, либо с помощью самооценки эксперта по специально разработанной анкете. Эксперты могут высказывать своё мнение в произвольной устной или письменной форме, однако возможна и формализация процедуры экспертной оценки. Здесь возможен ряд вариантов.
Бальная оценка. Эксперту предлагается оценить, например, влияние того или иного фактора на исследуемый процесс, проставив баллы: от 1 (влияние отсутствует) до 5 (наибольшее влияние).
Ранжирование. Эксперту предлагается упорядочить, например, причины текучести кадров по значимости: на первое место поставить наиболее важную, по его мнению причину, и далее по убыванию значимости.
Метод парных сравнений часто используется как вспомогательный при ранжировании. Все сравниваемые объекты объединяются в пары и из каждой выбирается наиболее значимый. Затем определяется, сколько раз эксперт отдал свое предпочтение каждому из сравниваемых объектов во всех сравнениях.
С помощью последовательных сравнений эксперт оценивает важность каждого фактора в сравнении с группой других.
Существует ряд методов организации коллективной работы экспертов. Метод мозговой атаки использует элементы интуитивного мышления и основан на предположении, что среди массы выдвигаемых идей обязательно найдутся несколько заслуживающих внимания. Эта очная коллективная работа ведётся по сценарию, заданному опрашивающим, который ею и руководит. При мозговой атаке ни одна идея не может объявляться ложной, сниматься с обсуждения, участники должны заниматься выдвижением собственных идей, развитием идей других участников, но не имеют права их критиковать. Метод комиссии заключается в том, что выдвигается проблема и участники- эксперты совместно предлагают и обсуждают пути её решения. Метод «отнесённой оценки» предполагает проведение обсуждения в несколько туров, при этом по каждому туру согласовываются мнения и выводы экспертов. Стимулированное наблюдение состоит в решении экспертами проблемы на реальном объекте или модели реального объекта («деловая игра»). «Метод Дельфы» используется для коллективного, но заочного решения проблемы. Опрос проводится в несколько туров. С результатами каждого из них, в обработанном исследователем виде, эксперты знакомятся перед началом следующего тура. Каждый эксперт ставится в известность, насколько его суждение отклоняется от средних оценок (при существенном отклонении он должен дополнительно аргументировать своё мнение).
Недостаток экспертного опроса – возможный субъективизм оценок экспертов, особенно «включённых» в исследуемую ситуацию.
Помимо анализа документов и различных видов опросов, существуют и другие методы сбора первичной социологической информации.
В качестве инструментария при наблюдении используются различные документы. В дневнике наблюдения его результаты фиксируются в формализованном и неформализованном виде. В него заносятся сведения об объекте наблюдения, указываются частота и повторяемость наблюдаемых ситуаций, обстановка, поведение наблюдаемых, оценка наблюдателем преследуемых ими целей. В карточке наблюдения категории наблюдения регистрируются строго в формализованной форме – в соответствии с разработанным перечнем категорий. Часто карточка ведётся по каждому наблюдаемому объекту. По результатам наблюдения данные обобщаются и анализируются.
Метод наблюдений имеет ряд недостатков: наблюдатель может субъективно истолковать происходящее; на него могут оказать влияние имеющиеся знания и сложившиеся оценки; факт наблюдения может изменить (исказить) поведение наблюдаемого объекта.
Наблюдения различаются в зависимости от позиции наблюдателя, степени стандартизации процедуры, регламентированности во времени, обстановке, в которой они происходят.
В зависимости от протекания во времени различают систематическое, проводимое через строго определённые интервалы времени, эпизодическое и случайное наблюдения.
«Полевое» наблюдение предполагает, что условия, в которых оно происходит, не подвергается какому-либо специальному изменению – ситуация наблюдается так, как она есть. Лабораторное наблюдение отличается тем, что условия ситуации задаёт наблюдатель.
Эксперимент – один из наиболее сложных методов сбора информации в прикладной социологии. Под экспериментом понимается получение информации о социальном объекте при воздействии на него заданных и контролируемых факторов, выявление на основе этого изменений в состоянии объекта, причинно- следственных связей. Экспериментальный фактор – это независимая переменная эксперимента (например, «новая система оплаты труда»). В качестве зависимой переменной, изменяющейся под воздействием экспериментального фактора, могут выступать в приведенном примере «производительность труда», «текучесть кадров» и т. п.
Для получения достоверных данных в ходе эксперимента должны выполняться следующие требования: наличие экспериментальной (воздействует экспериментальный фактор) и контрольной (фактор отсутствует) группы – для обоснования выводов о том, что регистрируемые изменения вызваны именно экспериментальным фактором; воспроизводимость (возможность повторить) условий и процедуры эксперимента; сохранение нормального состояния и функционирования объекта эксперимента.
Научный эксперимент нацелен на достижение новых знаний, практический – на испытание и внедрение практических новшеств. В ходе параллельного зксперимента сравнивают состояние экспериментальной и контрольной групп, при последовательном в качестве контрольной выступает та же экспериментальная группа до введения экспериментальной переменной. При лабораторном эксперименте все параметры его обстановки строго задаются исследователем, либо эксперимент проводится на модели исследуемого объекта; полевой проводится в естественных условиях существования объекта исследования. «Чистый» – эксперимент, о проведении которого не знают члены исследуемой группы. Если независимая переменная вводится экспериментатором, эксперимент называют искусственным, если возникает «сама по себе» – естественным. Особо выделяется эксперимент «экс-пост-факто», когда воздействие экспериментатора на объект отсутствует, а изучается воздействие независимой переменной на объект по данным прошлых лет (с использованием анализа документов и прочих методов исследования).