Что обозначает вымпел на корабле
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это — набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту.
К началу XIX века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году.
После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов.
Поднятые сигнальные флаги — вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флаговое сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли. Сигнальные цветные флаги хранятся в специальном шкафу на корабле
Фото: Источник
В своде сигналов российского военно-морского флота прямоугольный флаг желтого цвета соответствовал букве «Д». В старорусской азбуке все буквы назывались словами («Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро»). Сигнальный же флаг, соответствующий этой букве, обозначал: «Да», «Разрешаю», «Согласен». Отсюда в русском морском языке появилось словосочетание «Давать добро», то есть соглашаться. А из языка флотского оно довольно быстро перебралось на сушу. Благодаря фильму «Белое солнце пустыни» в народ ушла фраза: «Таможня дает добро».
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению — если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется. Фото: Марк Блау, личный архив
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов — это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 — 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
«England expects that every man will do his duty». («Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг».)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина?
Дело в том, что в 1805 году на британском морском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите: 4, 21, 19, 24.
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у них на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
ВЫМПЕЛ
вимпел (Pendant, pennant) — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на грот-мачте всякого военного корабля, находящегося в кампании, если на нем нет брейд-В. или флага должностного лица. Служа внешним признаком плавающего корабля, В. носится днем и ночью, в хорошую и дурную погоду и спускается только с концом кампании. Кроме того, слово В. обозначает единицу состава эскадры; так, напр., эскадра в составе двадцати В. означает, что в состав данной эскадры входит двадцать кораблей. См. Брейд-вымпел.
Смотреть больше слов в « Морском словаре »
Смотреть что такое ВЫМПЕЛ в других словарях:
ВЫМПЕЛ
узкий, но очень длинный флаг, поднимаемый на военных судах для обозначения национальности. В. коммерческих судов бывают другой формы, произвольного хар. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
вымпел м. 1) а) Узкий длинный флаг с раздвоением на конце, поднимаемый на мачте военного корабля во время плавания для обозначения его национальной принадлежности. б) Любой флаг или флажок с узким и длинным или треугольным полотнищем (обычно символизирующий что-л.). в) Предмет (обычно такой формы) с нанесенной на него символикой. 2) Узкий треугольный флажок, служащий выражением общественного признания каких- л. достижений, заслуг (обычно на производстве или в спорте). 3) Футляр с длинной яркой лентой, сбрасываемый с самолета при доставке донесений, распоряжений.
ВЫМПЕЛ
вымпел м.1. pennant 2. мор. (количество кораблей) unit 3. ав. (с донесением) dropped message bag
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ (голл. wimpel), 1)узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг; поднимается на мачте воен. корабля, находящегося в плавании, и служит признаком е. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ, узкий длин. флагь, поднимаемый: на грот-мачте всякаго воен. к-бля, находящагося в кампании, если на нем нет брейд-В. или адмир. флага. Служа вн. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ(нем. Wimpel). Двухконечный разрезной значок, поднимаемый на судах.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910. смотреть
ВЫМПЕЛ
A и C сущ см. _Приложение IIв́ы́мпеламн.в́ы́мпелы и́ вымпела́в́ы́мпелов и́ вымпело́в́Их паруса поникли в штиле,Не трепетали вымпела́.— Друзья, откуда в. смотреть
ВЫМПЕЛ
-а, м. 1.Раздвоенный на конце длинный и узкий флаг, служащий признаком национальной принадлежности плавающего военного корабля.|В обозначении числа ко. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
Голландское – wimpel.Немецкое – Wimpel.Слово «вымпел» появилось в русском языке во второй половине XVII в.Исследователи указывают на возможность заимст. смотреть
ВЫМПЕЛ
1) узкий длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимаемый иа мачте корабля, находящегося в кампании (плавании); расцветка — по национальной принадлежно. смотреть
ВЫМПЕЛ
2)] Специальный знак (полотнище, прикрепленное к древку), вручается участникам спортивных и других состязаний, выставок.
3) Футляр с яркой лентой, используемый при сбрасывании с самолетов донесений, писем и др.
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
в техническом анализе фигура на графике движения цен, похожая на равносторонний треугольник. По числу колебаний цены в пределах В. судят о будущем направлении движения цены.
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
вы́мпелГолландское – wimpel.Немецкое – Wimpel.Слово «вымпел» появилось в русском языке во второй половине XVII в.Исследователи указывают на возможность. смотреть
ВЫМПЕЛ
термин, используемый в техническом анализе конъюнктуры финансовых рынков для обозначения движения цен на графике, похожем на треугольный флажок (равнос. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
м. 1) мор. flamme f 2) ав. (с донесением) message m lesté 3) спорт. fanion m
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
м.1) мор. gallardete m2) ав. (футляр с донесением) mensaje aéreo3) спорт. banderín m
ВЫМПЕЛ
(2 м); мн. вы/мпелы и вымпела/, Р. вы/мпело/вСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
(от голл. wimpel) длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на грот-мачте всякого военного корабля, находящегося в кампании, если на нем нет брейд-вымпела или соответствующего флага; не спускается до конца кампании, не зависимо от состояния погоды или времени суток; также обозначает корабельный количественный состав эскадры, соединения. смотреть
ВЫМПЕЛ
flama,bayrak* * *м(флаг) flama; flandra мор.; bayrak спорт.Синонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
Rzeczownik вымпел m bandera f proporzec m
ВЫМПЕЛ
м.1) мор. flamme f 2) ав. (с донесением) message m lesté 3) спорт. fanion m Синонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
1. мор. вымпел (кеме мачтасындағы жіңішке ұзын жалау);2. ав. вымпел (самолеттен, аэростаттан мәлімдеме жасау үшін тасталатын кішкене шартты жалау немесе сауытқа салынған мәлімдеме);3. спорт. вымпел (жарысатын командалардың алмасып, берісетін үшкіл кішкене жалауы). смотреть
ВЫМПЕЛ
1) 旗子 qízi; мор. 长旒 chángliú2) авиа 空投信号筒 kōngtóu xìnhàotǒngСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
м. вымпел (1. мор. кеменин мачтасындагы ичке узун желек; 2. ав. самолёттон же аэростаттан кабар үчүн желекче же кутуча түрүндөгү таштала турган шарттуу белги; 3. спорт. мелдешип жаткан командалар алмашып ала турган үч бурч формалуу желекчелер). смотреть
ВЫМПЕЛ
вымпел вы́мпел»узкий длинный флаг на корабле», стар. вымпел, вымпель, вимпел (при Петре I); см. Смирнов 76. Заимств. из нж.-нем., голл. wimpel, ср.-нж. смотреть
ВЫМПЕЛ
вымпелנֵס ז’ [ר’ נִיסִים]* * *דגלדגלוןכותרת ראשיתСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
м мор.Wimpel m; ав. Abwurftasche fСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
streamer* * *вы́мпел м.droppable message bag* * *burgeeСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
морflâmula f, pendão m; спорт bandeirola f, flâmula fСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
Выбросить вымпел. Жарг. угол. Подать условный знак — предупреждение об опасности. ББИ, 51.Синонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
«узкий длинный флаг на корабле», стар. вымпел, вымпель, вимпел (при Петре I); см. Смирнов 76. Заимств. из нж.-нем., голл. wimpel, ср.-нж.-н. wimpel, wumpel (Ш. – Л. 5, 787); см. Христиани 38; Мелен 238. смотреть
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ м. морск. род флага или значка тесьмой, с двумя косицами или хвостами, подымаемый под клотиком, на самой вершине мачты. Вымпелфал м. подъемная снасть для вымпела.
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
Ударение в слове: в`ымпелУдарение падает на букву: ыБезударные гласные в слове: в`ымпел
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ
вымпел м мор. Wimpel m 1d; ав. Abwurftasche f cСинонимы: германизм, флаг, флажок, футляр
ВЫМПЕЛ
ВЫМПЕЛ вымпела, м. (гол. wimpel) (мор.). Раздвоенный на конце узкий и длинный флаг, поднимаемый на грот-мачте военного судна.
karl_lvovich
karl_lvovich
Порядок передачи сигналов флагами.
Международный свод сигналов.
Международный свод сигналов (МСС) предназначен главным образом для связи с иностранными кораблями и судами в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод позволяет осуществлять сигналопроизводство всеми способами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал. Каждый сигнал или группа сигналов должны оставаться поднятыми до появления ответа на принимающем корабле.
Сигналы свода, за исключением показывающих действие корабля, передаются флажной
сигнализацией в следующем порядке:
— Флагманский корабль сигналы по соединению передает без позывных адресата и отправителя;
эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения;
— Флагманский корабль сигналы в адрес одного корабля или нескольких кораблей передает только с позывными адресата (адресатов); эти сигналы репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы в адрес одного корабля (в том числе флагманского ) или
нескольких кораблей передают с позывными адресата и отправителя; эти сигналы
репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы, являющиеся донесением флагману и одновременно оповещением кораблей соединения, передают только со своими позывными; эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения.
Репетование сигнала.
Репетование сигналафлагами производится в такой последовательности :
— корабль-отправитель поднимает сигнал до места;
— корабли, репетующие сигнал, поднимают его же до половины;
— корабль-адресат поднимает сигнал до места; вслед за этим корабли, репетующие сигнал,
поднимают его тоже до места.
Сигнал спускается всеми кораблями, следуя действиям флагманского корабля.
Порядок передачи сигналов показывающих действия корабля.
Сигналы показывающие действия корабля, передаются без позывных отправителя и не
репетуются.
При расцвечивании не употребляются:
— Государственный флаг
— флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
— гюйс;
— флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
— иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц ;
— флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
Что обозначает вымпел на корабле
На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова «История военно-морских флагов», книги В.А.Соколова «Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР», а также писем А.Н.Басова.
Вымпел, поднятый на мачте корабля, обозначает его присутствие в кампании. Вымпел поднимается при выходе корабля из гавани вместе с кормовым флагом и носится все компанию в любую погоду, на рейде и на ходу. Спускается только при входе в гавань.
Вымпел не поднимался, если на судне уже имелся какой-либо стеньговый флаг или брейд-вымпел. Вымпел не поднимали также портовые суда.
Вымпелы также поднимались на носу гребных судов (Морской Устав 1879). Для расцвечивания флагами судна могли использоваться флаги Императорских Величеств и Императорских Высочеств, но только под вымпелом.
Брейд-вымпелы обозначают присутствие того или иного командира или члена императорской фамилии. Брейд-вымпелу не полагается салюта, поэтому брейд-вымпел вместо штандарта мог поднять Государь император или члены императорской семьи, если «им не угодно получить салюта». Салют был положен только брейд-вымпелу отдельного отрядного начальника на рейде, т.к. он практически заменял по функциям адмиральский флаг. Брейд-вымпела поднимаются по личному приказанию владельца.
Первые вымпелы русских военных кораблей (1697-1700) были, видимо, трехполостными бело-сине-красными с двумя косицами. Судя по рисунку бывшего штурмана корабля «Крепость» (ок. 1700 г.) на «Крепости», отправившемся в Стамбул, были бело-сине-красные вымпелы, при этом вымпел «плавучий», на рейке. Вероятно, такими же они были на первом русском военном корабле «Орёл», во всяком случае известно, что для изготовления вымпелов были использованы белые, синие, красные ткани.
Трехцветный вымпел без андреевского креста изображен и в труде В. Звегинцова «Знамена и штандарты. «. В. Звегинцов датирует его 1700 годом.
В труде В. Звегинцова цветные вымпелы с андреевским крестом в головке датированы 1709 годом.
Около 1708 года (сохранилась указ генерал-адмирала Апраксина об этом) Петр I учредил «ординарный вымпел» военных кораблей России. Он был бело-сине-красным, у шкаторины андреевский крест. Эскиз этого вымпела сохранился в записной книжке Петра I. В период 1708-1712 этот вымпел по-видимому был единственным во флоте. Затем этот вымпел (ординарный вымпел) поднимали корабли, находящиеся в самостоятельном плавании вне определенной дивизии ВМФ. Этот же вымпел поднимался на кораблях Морского кадетского корпуса. Его несли, например, новые корабли, не причисленные к дивизиям, корабли, военные суда портового комплекта и т.д.
Александр I в 1804 году предусматривал вымпелы поднимать на грот-стеньгах «сообразуемые в цветах эскадренным своим командирам».
В книге В. Звегинцова после описания знаменных флагов 1856 года приведена фраза, что весь Черноморский флот поднимает Георгиевские Андреевские флаги, вымпелы и брейд-вымпелы.
Ординарный вымпел просуществовал до 1870 года. В приказе генерал-адмирала от 24 марта 1870 года указывалось, что вымпелов иметь на флоте только два: белый и белый же Георгиевский.
5 июня 1819 года Александр I ввел для отличия судов гвардейского экипажа и специальный Георгиевский вымпел. Это было трехцветное полотнище с андреевским флагом в головке, в центре андреевского креста помещался красный щиток с изображением Святого Георгия Победоносца.
С 1870 года Георгиевский вымпел стал из трехцветного белым.
«ст.1325. Судам русского военного флота присвоены вымпелы двух родов: а) общий и б) Георгиевский. Общий вымпел носят все корабли русского военного флота, кроме тех, которым присвоен Георгиевский вымпел. Георгиевский вымпел носят все корабли Гвардейского экипажа, корабли которым пожалован Георгиевский военный флаг и корабли, комплектуемые командою экипажей, перечисленных в ст.1316».
В 1903 г. в Ст. 1325 Морского устава «О вымпеле» вносились правки.
В Уставе военного флота 1797 года галерные флаги и флюгеры уже не упоминались, т.к. галерный флот к тому времени уже практически не существовал.
В Главе 5 Устава 1797 года говорится (после описания флагов и вымпелов трех дивизий и трёх эскадр) «. прочие корабли партикулярные отличаются один от другого флюгерами, поднимаемыми на фот и крюйс-стеньгах, как то явствуется в приложенной при сем таблице». При этом приводится пространная таблица сочетаний расцветок флюгеров на различных мачтах кораблей, таким образом, что у каждого корабля получается индивидуальное сочетание цветных флюгеров и вымпелов на мачтах.
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry. All rights reserved
last modified 25.4.2007