Что обозначает имя существительное 3 класс
Имя существительное.
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Основные признаки имени существительного.
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).
Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).
Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).
Свекла из огорода – самая полезная (определение).
Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
Также существительное в предложении может выступать в роли обращения:
Мама, мне нужна твоя помощь!
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Что такое имя существительное в русском языке?
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Узнаем, что такое имя существительное в русском языке, определив его общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки.
Части речи
Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.
Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.
В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.
Существительное как часть речи
Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:
Имена существительные называют
Существительные одушевленные и неодушевленные
Одушевленность/неодушевленность — это постоянный грамматический признак имен существительных.
Одушевленные существительные обозначают нечто живое и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления неживой природы, растения, совокупность живых существ и отвечают на вопрос что?
Следует понимать, что эта грамматическая категория может не совпадать с различением живого и неживого в природе.
В языке к одушевленным существительным относятся
Собственные и нарицательные имена существительные
По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
К собственным именам существительным относятся наименования отдельных предметов, которые выделяются из ряда однородных (имена, отчества, фамилии, географические и астрономические называния, названия литературных и музыкальных произведений, картин, журналов, организаций, исторических событий и т.д.):
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями ряда однородных предметов без указания их индивидуальных особенностей.
Лексико-грамматические группы имен существительных
В зависимости от того, какой предмет по значению называют слова этой части речи, выделяют группы существительных:
Конкретные имена существительные называют конкретные предметы и явления действительности.
Они сочетаются с количественными числительными:
Абстрактные (отвлеченные) существительные обозначают действие или признак в отвлечении от его производителя или носителя признака.
Обозначаемые ими понятия нематериальны, их нельзя увидеть, измерить или потрогать. О них можно только размышлять, их можно описать или проанализировать.
Вещественные существительные обозначают вещества, материалы, лекарства, пищевые продукты, химические элементы и соединения и др.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое.
Род существительных
Грамматическая категория рода является постоянным признаком существительных.
Слова этой части речи распределены по родам с учётом окончаний в форме именительного падежа единственного числа.
Мужской род
1. существительные с основой на твердый и мягкий согласный и нулевым окончанием
2. некоторые существительные с окончанием -а/я, называющие лиц мужского пола
4. существительное «подмастерье».
Женский род
1. существительные с окончанием -а/я
2. существительные с основой на мягкий согласный и «ж», «ш» с нулевым окончанием
Средний род
1. существительные с окончанием -о/-е
2. существительные на -мя
3. существительное «дитя».
Общий род
1. существительные, называющие людей обоего пола по качествам
2. некоторые имена собственные
У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется.
Число имен существительных
У имен существительных категория числа является непостоянным морфологическим признаком.
Число является словоизменительной категорией существительных, которая выражается в противопоставлении сопоставимых форм единственного и множественного числа:
Большинство существительных изменяются по числам. Ряд слов этой части речи имеет формы единственного или только множественного числа:
Склонение существительных
Склонение — постоянный признак существительных.
Падеж — это непостоянный признак существительных.
В зависимости от родовой принадлежности и падежных окончаний в русском языке различают три основных типа склонения существительных.
К первому склонению отнесем существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)
Третье склонение составляют существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).
Существительные I, II и III склонения имеют следующую систему падежных окончаний.
Десять существительных на -мя (имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя) и слова «путь» и «дитя» являются разносклоняемыми.
Отдельные типы склонения имеют:
Заимствованные слова являются несклоняемыми существительными.
Подытожим рассуждения об имени существительном как части речи и укажем постоянные и непостоянные признаки.
Морфологические признаки имени существительного
I. Общее грамматическое значение предметности. Начальная форма — именительный падеж единственного числа.
Видеоурок
Урок русского языка на тему «Имя существительное»(3 класс)
Тема урока: «Имя существительное как часть речи» 3 класс «Школа России»
— систематизировать знаний обучающихся об имени существительном;
-повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, взаимоконтроль
-воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
— расширять кругозор обучающихся;
-воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
— создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
— формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
-знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
-умение находить существительные в тексте, разбирать их.
-формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.
— учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
-уметь оценивать свою работу.
-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, умение работать в группе.
-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-формировать умение работать с текстом, выполняя учебнопознавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
-понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
-извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные методы обучения:
I .Организационный момент.
В класс крадётся тишина,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
А на пять – урок начни!
Организация рабочего места учащихся.
— Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
II .Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Отгадайте загадку: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».
— О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
— Правильно, это имя существительное.
— Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
III . Актуализация знаний
Есть много интересных слов,
Вот, например: собака, стол,
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
— Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
— А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
— Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)
— А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)
— А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
IV . Первичное усвоение новых знаний.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
V . Первичная проверка понимания
— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Пенал, мальчик, лететь, дождь, корова, окно, красный, ученик, часы, добрый, мама, праздник.
— А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.
— Распределите имена существительные по грамматическому значению. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
3группа названия веществ (вода, мука, молоко),
5. группа географические названия ( Россия, Дон, Москва ),
6 группа названия фактов, событий, явлений ( пожар, спектакль, беседа),
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева),
8 группа название действий ( бег, прыжок, ходьба)
3. Диктант с сигнальными карточками
-Теперь мы должны с вами вспомнить о тех признаках имени существительного, которые вам известны.( род, число)
трактор, картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, сон, солнце, небо, земля, дочь, день, дружба, вода, сом, облако, ручей.
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.
Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром.
5.Найди лишне слово.
Собака, книга, девочка. (одуш.)
Москва, город, Россия. ( собств.)
Ключи, уроки, класс. (число)
6.тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“ Берёзы украшают леса ”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
VIII .Рефлексия (Продолжите фразу).
Составить синквейн слова « Существительное»
1) Имя существительное
Обозначает, отвечает, выполняет.
Служит, обозначает, употребляется.
Речь невозможна без существительных.
-Благодарю вас за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-142372
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение
Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.
Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.
В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.
Существительные могут обозначать:
Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
Части предметов: экран, дно, рукоятка.
Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
Вещества: вода, песок, кислота, мука.
Явления природы: снег, дождь, радуга.
Признаки: глубина, чернота.
Действия: сражение, бег, плавание.
Факты и события: представление, пожар, отпуск.
Состояния и чувства: сон, страх, радость.
Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.
Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:
Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.
Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.
Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.
Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.
Число: единственное или множественное
Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Одушевленные и неодушевленные существительные
Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.
Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.
Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.
Имена собственные и нарицательные
Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.
Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».
Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.
Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.
Род имен существительных
Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.
Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.
Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.
Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.
Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.
У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).
Единственное и множественное число имен существительных
Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).
Согласовательные классы существительных
В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:
Мужского рода одушевленные: зверь
Мужского рода неодушевленные: трактор
Женского рода одушевленные: мама
Женского рода неодушевленные: буква
Среднего рода одушевленные: животное
Среднего рода неодушевленные: окно
Только множественное число, парный род: ножницы
Группы имен существительных
Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.
Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.
Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.
Склонение имен существительных
Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения
Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).
Начальная форма: именительный падеж единственного числа.
I. Постоянные признаки
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
II. Непостоянные признаки
Морфологический разбор имени существительного. Пример
Читайте о других частях речи в русском языке
Местоимение указывает на предмет.
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.