Что обозначает белая полоса у края проезжей части
Сплошная линия разметки. Разделительная полоса. Штраф за выезд за сплошную линию
Водители изо дня в день встречаются с дорожной разметкой. Она бывает сплошной, прерывистой и двойной сплошной. Белого цвета, желтого, оранжевого. Кто-то упоминает про разделительную линию. Для чего она нужна и в чем разница между ними? Можно ли ее пересекать, а если нет, то какой штраф за нарушение? На эти и многие другие вопросы эта статья даст развернутый ответ.
Для чего нужна дорожная разметка?
Для нормального функционирования чего-либо без сбоев и проблем необходимо урегулировать это правилами. Дорожное движение не исключение. Правила дорожного движения созданы для того, чтобы создать порядок на дорогах, исключить дорожно-транспортные происшествия и максимально обезопасить людей и их имущество. Эти правила регулируют, предписывают, запрещают. Для того чтобы людям из разных стран, говорящих на разных языках, было понятно, что именно от них требуют правила, была разработана универсальная система символов – дорожные знаки и дорожная разметка. Учитывая тему данной статьи, необходимо более подробно остановиться на последней. Тем более что этот вопрос весьма актуален среди автомобилистов.
По поводу разметки у автомобилистов всегда много вопросов, например, можно ли пересекать сплошную линию разметки, если из-за снега ее не видно? Какие штрафы и санкции грозят за нарушение? Чем отличается «сплошная» от «двойной сплошной»? Правда ли, что штраф за пересечение «двойной сплошной» больше, чем за «одну сплошную». Можно ли ехать по разделительной линии? Эти и еще много других вопросов постоянно возникают у водителей, которые уже порядком подзабыли ПДД и не следят за изменениями в законодательстве о штрафах. Эта статья поможет разобраться в вышеуказанных нюансах.
Виды дорожной разметки
Для того чтобы разобраться в указанном разделе ПДД, касающемся дорожной разметки, необходимо сначала разобраться с видами дорожной разметки. Мало кто из автолюбителей помнит, что разметка бывает как горизонтальной, к которой все привыкли, так и вертикальной, на которую мало кто обращает внимания,тили вовсе принимает ее за дорожные знаки. В принципе, ничего удивительного в этом нет, потому что встречается она гораздо реже, чем горизонтальная. Тем не менее она имеет место.
А вот горизонтальная разметка заслуживает куда большего внимания. Большинство водителей забывают, что вариантов горизонтальной разметки гораздо больше, чем «сплошная», «двойная сплошная» и «прерывистая».
Во-первых, необходимо учитывать цвет разметки. Помимо белого есть еще желтый или оранжевый. Эти цвета обозначают временную дорожную разметку. Если одновременно на дорожное полотно нанесена разметка двух цветов и одна противоречит другой, то нужно отдавать приоритет желтой или оранжевой.
Также стоит разделять сплошную линию, обозначающую край проезжей части (разметка 1.2), и сплошную, разделяющую транспортные потоки разных направлений (разметка типа 1.1).
Еще одной немаловажной деталью является разница между длиной отрезков прерывистой линии. Это тоже разные виды дорожной разметки, а именно, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8. Хоть, по сути, это все прерывистая линия, но она несет в себе разный смысл. Например, разметка 1.6 предупреждает о приближении к «сплошной», а 1.7 обозначает направление проезда на перекрестках.
В данной статье более подробно будет описана именно разметка типа 1.1.
Сплошная линия
В ПДД сплошная линия обозначается шифром 1.1 (если разделяет встречные полосы); 1.2, если определяет край дороги (обочину). Служит она для того, чтобы показать водителям, что за ее пределы выезжать нельзя, если речь идет о «встречке», и что справа от нее ехать нельзя, если это именно разметка 1.2, потому что движение по обочине запрещено. Но первый вариант все же строже, ведь движение по встречной полосе чревато лобовым столкновением. Поэтому и санкции за нарушение требований сплошной линии серьезные, но обо всем по порядку.
Стоит отметить, что поворот или разворот через сплошную линию наказывается не так сильно, как движение по встречной полосе в нарушение предписаний разметки. Кроме того, если принимать во внимание характеристики самой линии, то они должны удовлетворять определенным стандартам, а именно должны быть четкими и шириной от 10 до 15 сантиметров, если это именно разметка под шифром 1.1, и от 10 до 20 сантиметров, если эта линия обозначает край дорожного полотна.
Разделительная полоса
Как уже было сказано ранее, существует несколько видов дорожной разметки. А является ли разделительная полоса отдельным видом разметки наряду, например, со «сплошной»? Таким вопросом задаются многие автомобилисты. Ответ – нет. Это не дорожная разметка. Разделительная полоса – это составная часть дороги, обособленная с помощью специальных конструкций или с помощью дорожной разметки. Этот участок разделяет смежные проезжие части и не предназначен для движения транспортных средств, за исключением автомобилей со включенными спецсигналами.
К сожалению, довольно часто водители пренебрегают этим правилом, и чтобы объехать затор, выезжают на этот запрещенный для движения элемент дорожного полотна, что, конечно, запрещено правилами и связано с риском получить штраф. В ПДД пункт 9.9 прямо запрещает движение по этому элементу дороги наравне с тротуарами, обочинами и пешеходными дорожками.
Двойная сплошная и разделительная полоса – это одно и то же?
Помимо вышеописанной информации, есть много других моментов, в которых следует разобраться. Например, многих водителей также интересует вопрос: две сплошные линии разметки и разделительная линия – это одно и то же или разные вещи? Вопрос весьма интересный.
Двойная сплошная линия разметки – это вариант дорожной разметки (1.3). Она разводит встречные потоки автомобилей, ее, так же как и «одинарную», нельзя пересекать, да и в целом она выполняет такую же функцию, как и «сплошная». Отличие межу ними только в одном – «двойная сплошная» наносится на проезжей части с четырьмя и более полосами движения. Получается, что если на проезжей части только две полосы, то можно наносить «одинарную», а если две полосы в одну сторону и две в другую, то нужно наносить «двойную».
А вот разделительная полоса делит дорогу на две проезжие части. Поэтому эти термины не одно и то же. Здесь есть кардинальная разница. Разметка 1.3 служит для отделения друг от друга встречных потоков в рамках одной проезжей части, а разделительная линия делит дорогу на разные проезжие части.
Санкции за нарушения
Большинство водителей интересует, какой применяется штраф за выезд за сплошную линию? В данном случае ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Все зависит от характера нарушения. Самая серьезная санкция в данной ситуации – это лишение водительского удостоверения на срок до полугода за выезд на встречную полосу в нарушение предписаний «сплошной». Также за это нарушение можно можно получить штраф в размере пяти тысяч рублей с учетом того, что нарушение зафиксировано средствами видеофиксации, а не сотрудником ДПС.
За езду по обочине, как правило, можно получить штраф 1500 рублей. За поворот налево или разворот через «сплошную» на водителя может быть наложен штраф в размере от тысячи до полутора тысяч рублей.
И есть еще момент, о котором все забывают. Нарушение сплошной линии разметки при следовании в попутном направлении или на парковке тоже наказывается, однако штраф весьма небольшой – 500 рублей.
Отдельно необходимо отметить санкции за движение по «разделительной». Наказать водителя за этот проступок можно сразу по двум статьям КоАП РФ: 12.15 часть 1 – нарушения правил расположения автомобиля на дороге, что наказывается штрафом 1500 руб. и по ч. 1 ст. 12.16, а именно несоблюдение требований дорожной разметки, что штрафуется суммой пятьсот рублей.
Спорные моменты
Как и везде, в рамках данной темы можно найти множество неоднозначных ситуаций. Во-первых, можно ли пересекать сплошную линию в условиях крайней необходимости? Такие вопросы решает суд. А водителю в судебном порядке придется доказывать, что его действия были вызваны определенными обстоятельствами и для избежания наступления серьезных негативных последствий ему пришлось нарушить правила. Случаи бывают разные, и в зависимости от обстоятельств дела суд может признать, что водитель нарушил ПДД действительно в условиях крайней необходимости, что снимает с него юридическую ответственность и отменяет наказание.
Нормативно-правовая база
Как и у любого правоотношения, здесь тоже присутствует своя нормативно-правовая база, источники права. Нарушение сплошной линии разметки подпадает под определение правонарушения, указанного в статьях 12.15 и 12.16 КоАП РФ, а именно нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части и нарушение предписаний дорожной разметки. Разумеется, КоАП РФ содержит определения нарушений и санкции. Сами установки, предписания, а именно как правильно ездить, не нарушая, содержатся непосредственно в своде ПДД. Это является основным источником права в данном случае.
Наиболее частые нарушения разметки
К сожалению, ни высокие штрафы, ни даже опасность лишения прав, ни другие потенциально возможные последствия нарушения, такие как ДТП, не останавливают водителей. Многие раз за разом продолжают совершать опасные маневры, обгоны «через сплошную», развороты в неположенных местах с выездом на полосу встречного движения и риском для себя и безопасности других людей. Хотя большинство понимают, что пересечение одинарной сплошной крайне опасно, все равно находятся люди, которые пренебрегают этими правилами.
Также постоянно для объезда «пробок» водители выезжают на обочину – это тоже очень частое нарушение. А в крупных городах, где ширина улиц позволяет создать разделительную полосу, выезжают и на нее тоже.
Как сократить число нарушений?
В заключение
Подводя итог, можно сказать, что все правила дорожного движения крайне важны, тем не менее некоторые пункты, как, например, соблюдение предписаний сплошной линии разметки, не просто помогают организовать дорожное движение, но и удерживают водителей от риска серьезной аварии. Хочется верить, что с каждым годом на дорогах будет становиться все больше ответственных, законопослушных водителей, которым не все равно.
Дорожная разметка ПДД 2021
Горизонтальная разметка
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.
Разметка 1.1.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
———————————
Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.
(Прим. Пересекать запрещается!)
Разметка 1.2.
Обозначает край проезжей части.
(Прим. Допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.)
Разметка 1.3.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами — при ширине полос более 3,75 м
(Прим. Пересекать запрещается!)
Разметка 1.4.
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)
Разметка 1.5.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Пересекать разрешается с любой стороны.
Разметка 1.6.
Линия приближения (прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.
(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)
Разметка 1.7.
Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками — обозначает полосы движения в пределах перекрестка.
Пересекать разрешается с любой стороны
Разметка 1.8.
Широкая прерывистая линия — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.).
(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)
Разметка 1.9.
Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование.
(Прим. Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.).
Разметка 1.10.
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)
Разметка 1.11.
Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории).
(Прим. Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.)
Разметка 1.12.
Стоп-линия — указывает место, где водитель должен остановиться, при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).
Разметка 1.13.
Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
Разметка 1.14.1., 1.14.2.
Обозначает границы пешеходного перехода.
Стрелки разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.
Разметка 1.15.
Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
Разметка 1.16.1.
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы
Разметка 1.16.2.
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.
(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)
Разметка 1.16.3.
Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков
(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)
Разметка 1.17.
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.
Разметка 1.18.
Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2)
Разметка 1.19.
Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1, 1.20.2, 1.20.3.
Разметка 1.20.
Предупреждает о приближении к разметке 1.13.
Разметка 1.21.
Надпись СТОП — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5.
Разметка 1.22.
Указывает номер дороги или маршрута.
Разметка 1.23.1.
Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств
Разметка 1.23.2.
Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.
Разметка 1.23.3.
Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы
Разметка 1.24.1., 1.24.2., 1.24.3.
Данные виды разметки дублируют соответствующие дорожные знаки и применяются совместно с ними.
Разметка 1.24.4.
Разметку 1.24.4 допускается применять для дублирования знака 6.22 «Фотовидеовиксация».
Разметку 1.24.4 наносят в одном поперечном сечении дороги со знаком 6.22. Разметку 1.24.4 наносят посередине каждой полосы, предназначенной для движения в данном направлении, основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств.
Разметка 1.24.5.
Дублирует значение таблички 8.4.3.1; Эта разметка может применяться самостоятельно.
Разметка 1.24.6.
Дублирование дорожного знака 5.33.1 «Велосипедная зона»
Разметка 1.24.7.
Дублирование дорожного знака 8.9.2 «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса»
Разметка 1.25.
Обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.
Разметка 1.26.
Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.
Пояснение:
В народе разметка называется «вафельной» или «вафельницей». Она представляет собой пересекающиеся диагональные желтые полосы и обозначает участок перекрестка, на который нельзя выезжать, если впереди образовался затор.
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.
Разметка 2.1.1 — 2.1.3.
Обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств.
Разметка 2.2.
Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.
Разметка 2.3.
Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности.
Разметка 2.4.
Обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное
Разметка 2.5.
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках.
Разметка 2.6.
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках.
Разметка 2.7.
Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.
Желтая разметка
Следует различать разницу между желтой и оранжевой разметкой, так как они имеют ввиду совершенно разные вещи. К примеру, желтой разметкой обозначают следующее:
Оранжевая разметка
Такой вид линий на дороге является временным. То есть, его действие будет не постоянным. Как правило, оранжевую разметку наносят на тех участках автомобильных дорог, где производится ремонт. Для этого стоит рассмотреть банальный пример:
На участке дороги срезали дорожное полотно. Новое положат нескоро, поэтому для автовладельцев быстро делают новую разметку оранжевого цвета. Там где она была прерывистой, теперь станет сплошной.
Временная разметка всегда имеет приоритет над постоянной. Поэтому даже при наличии одновременно обоих видов линий, водители должны опираться именно на оранжевые. Впрочем, такой вид линий редко присутствует при белой разметке. И даже если это случилось – ситуацию можно рассматривать, как нарушение со стороны дорожных служб.
Что имеет приоритет – дорожные знаки или разметка на асфальте?
Многих автовладельцев интересует, а чем нужно руководствоваться при противоречиях на дороге? К примеру, на дороге установлен дорожный знак, запрещающий обгон, но линия посередине – прерывистая.
В правилах дорожного движения сказано, что в любом случае, приоритетом будет пользоваться именно дорожный знак. При этом, если разметка временная, а дорожный знак постоянный – то это нарушение дорожных служб. С оранжевой разметкой должны быть в обязательном порядке применены соответствующие знаки.
Штрафы за нарушения дорожной разметки
Если не подчиняться требованиям разметки на дороге, то можно получить штраф. Размер его и степень наказания зависит от тяжести подобного нарушения. Список штрафных санкций выглядит следующим образом:
Нарушение правил стоянки или остановки
Разметка может обозначать места, где допускается остановка или стоянка. Если водитель нарушает правила, предписываемые линиями на дороге, то штраф будет варьироваться от 500 до 5000 рублей, в зависимости от места парковки. Для Москвы и области минимальный штраф составляет 2500 рублей.