Что нужно учить по химии в 8 классе
Урок 1 Бесплатно Предметы и задачи Химии
Что изучает химия
Химия – наука для любопытных! Мы с вами уже узнали о том, что химия изучает вещества и их превращения.
Теперь пришло время разобраться: что же такое вещество, какие вещества бывают, из чего они состоят, какими свойствами обладают, и как они могут изменяться под воздействием различных факторов. Все это вы узнаете в процессе изучения такого интересного предмета, как химия.
Вещество – это то, из чего состоят тела, то есть совокупность одинаковых атомов и молекул.
Каждое вещество имеет свои определенные свойства, присущие только ему. Например, плотность, цвет, пластичность, запах, вкус и другие.
Тело имеет форму и объем. Это его основные характеристики.
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример.
Пластилин – это вещество. Оно имеет свои, присущие только ему, свойства.
Если мы возьмем кусок пластилина и разделим его на две части, то мы получим тот же самый пластилин.
Его свойства при этом останутся неизменными. Он по-прежнему будет мягким, липким и пластичным.
А вот если мы придадим ему определенную форму, скажем, слепим пластилиновую ворону или собаку (кому что больше нравится), то мы получим физическое тело.
В окружающем мире много примеров тел и веществ, из которых они состоят.
Телефон – тело, а пластмасса, стекло и медь, из которых он сделан, – вещества.
Стол и древесина. Ваза и глина. А какие примеры тел и веществ можете привести вы?
Химия – это наука, которая изучает все разнообразие веществ в нашем мире, а также их превращения под воздействием тех или иных факторов.
Для чего же это нужно человеку? – спросите вы.
Давайте поговорим и об этом. Человек в процессе своего развития постоянного познает окружающий его мир, стремится сделать свою жизнь безопаснее и комфортнее.
Трудно представить, как бы развивался человек и мир вокруг него без знаний и открытий, которые делают замечательные ученые-химики.
Создание новых тканей, техники, лекарств и многих других необходимых нам вещей было бы невозможным без химической науки.
Таким образом, химия – это наука, без которой не может быть технического прогресса и дальнейшего развития человечества.
В тесной взаимосвязи с другими, не менее важными науками (физикой, математикой, биологией) химия ежедневно меняет наш мир к лучшему. Впереди еще множество новых вершин.
И как знать, может быть, кто-то из вас станет гениальным ученым-химиком и получит Нобелевскую премию за свое исследование или открытие.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Когда появилась химия?
В древности люди пользовались дарами природы, производили орудия труда и предметы быта, шили одежду, готовили еду из натуральных материалов и веществ.
С развитием человечества постепенно пришло понимание того, что этого недостаточно. Появились первые попытки получить новые материалы путем смешивания различных веществ, которые стали называться синтетическими. Название возникло от греческого слова «синтез», что в переводе означает – соединение, складывание.
Как известно из истории, многие ученые в древности пытались получить золото путем смешивания различных металлов. Их стали называть алхимиками.
Золото синтезировать им так и не удалось, зато именно эти опыты привели к бурному развитию химии.
В настоящее время технический прогресс требует от ученых-химиков получения все новых и новых материалов.
Химия как наука также претерпела значительные изменения. В первую очередь, поменялись цели и задачи предмета.
Сегодня перед химиками на первый план выходит не изучение веществ и их превращений, а создание новых синтетических материалов с заданными свойствами.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Химия как наука
Как мы уже упомянули выше, развитию химии способствовало стремление человека создать золото синтетическим путем.
Почему же для человека так важен был именно этот металл?
В древности полагали, что золото обладает удивительными свойствами.
Некоторые народы считали его чудодейственным целительным металлом.
В те времена люди думали, что природа вокруг нас живая и одушевленная, а металлы «растут и созревают» в недрах земли. Золото считалось «созревшим» металлом, а свинец, железо и прочие металлы – «несозревшими».
Алхимики пытались создать философский камень, который бы мог ускорить процесс созревания и превращать «несозревшие» металлы в золото. Помимо этого металла, человек также активно использовал серебро и медь.
В первую очередь, металлы ценили за свои свойства: долговечность, ковкость, пластичность.
Для придания им прочности люди стали синтезировать различные соединения на основе металлов.
Так, в I веке до н.э. люди получили сталь. Это открытие сыграло важную роль в развитии человечества. Наступил «железный век», когда стали появляться все новые и новые орудия труда, а значит, и новые предметы быта.
Произошло и становление химии как науки, основными задачами которой на первом этапе были выработка одинаковых взглядов на химические явления и формирование единых подходов к исследованию.
В процессе своего развития химия выделилась в отдельную науку, изучающую вещества и их превращения.
Об этом мы с вами уже говорили в начале нашего урока.
В процессе обучения мы еще не раз поговорим о целях и задачах химической науки, о ее развитии и достижениях.
Вы сможете сами понять и оценить, насколько важной и нужной является химия.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Что нужно учить по химии в 8 классе
Тема 2: “Химические реакции”
1 | Признаки и условия протекания химических реакций. Тепловой эффект химической реакции |
2 | Закон сохранения массы и энергии |
3 | Составление уравнений химических реакций |
4 | Типы химических реакций |
5,6 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям |
7,8 | Решение задач и упражнений. Подготовка к к.р. |
9 | Контрольная работа №2 по теме: “Химические уравнения” |
Тема 3: “Вещества в природе и технике”
1 | Чистые вещества и смеси |
2 | Практическая работа №2 |
3 | Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде |
4 | Массовая доля растворённого вещества |
5,6 | Решение задач |
7 | Практическая работа №5. Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества |
8 | С.Р. по теме: “Смеси. Растворы” |
Тема 4: “Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение”
1 | Объёмные отношения газов при химических реакциях. Относительная плотность газов |
2 | Решение задач |
3 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения |
4,5 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства |
6 | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе |
7 | Практическая работа по теме: «Получение и свойства кислорода» |
8 | Горение и медленное окисление |
9 | Контрольный тест по теме: “Кислород” |
Тема 5: “Основные классы неорганических соединений”
1,2 | Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение |
3 | Основания: классификация, номенклатура, получение |
4 | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации |
5 | Амфотерные оксиды и гидроксиды |
6,7 | Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства |
8 | Соли: классификация, номенклатура, способы получения |
9 | Физические и химические свойства солей |
10,11 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений |
12 | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» |
13,14 | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений» |
15 | Контрольная работа №3 «Классы неорганических соединений» |
Тема 6: “Периодическая система химических элементов. Периодический закон. Строение атома”
1 | Классификация химических элементов |
2,3 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент |
4,5 | Строение электронных оболочек атомов |
6,7 | Характеристика химического элемента по положению его в ПСХЭ. Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома» |
Тема 7: “Строение вещества. Химические реакции в свете электронной теории ”
1 | Электроотрицательность химических элементов. Химическая связь |
2 | Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи |
3 | Ионная связь |
4 | Степень окисления и валентность |
5 | Повторение и обобщение по теме «Химическая связь. Строение вещества. ОВР». Подготовка к к.р. |
6 | Контрольная работа №4 по теме «Химическая связь. Строение вещества. ОВР» |
Тема 8: “Водород и его соединения”
1 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства |
2 | Химические свойства водорода. Применение |
3 | Практическая работа №6 по теме: «Получение водорода и изучение его свойств» |
4 | Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы её очистки. Пероксид водорода |
5 | Физические и химические свойства воды |
6,7 | Повторение и обобщение по темам «Водород. Вода». Решение задач |
Тема 9: “Галогены”
1,2 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Получение и применение. |
3 | Хлороводород. Получение. Физические свойства |
4 | Соляная кислота и её соли |
5 | Сравнительная характеристика галогенов |
6 | Практическая работа №7: Решение экспериментальных задач по теме: «Галогены» |
7 | Самостоятельная работа по теме: «Галогены» |
Тема 10: “Повторение, обобщение”
1 | Итоговая контрольная работа по курсу 8 класса |
При создании уроков использованы ресурсы и материалы:
Что нужно учить по химии в 8 классе
Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))
Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.
Хотим выразить благодарность преподавателю Ирине Михайловне, за проделанную работу. Математика стала любимым предметом моего сына. Спасибо.
Спасибо сайту за предоставленную возможность, так заинтересовать моего ребенка. Когда дети активны-это очень сложно. Преподаватель Диана Михайловна, нашла подход с первых же минут. Благодарю и очень рекомендую!
Проучившись три недели, ребенок начал понимать английский язык. Появилось желание учить, это самое главное. Преподаватель Евгения Викторовна, лучшая в своем деле!
Спасибо Ирине Михайловне!! ) Занималась с ней подготовкой к контрольной, очень понравились занятия, хотя признаю, что ленилась))) но подготовилась на отлично и сдала на нужный мне балл и даже выше!
Спасибо Вам и Вашему сайту. Ребенок гуманитарий, начинает понимать физику и математику, только благодаря Вашим квалифицированным преподавателям и правильному подходу к делу. Очень рекомендую.
Хочу поблагодарить за чудесные занятия по Истории России. Все настолько интересно, что когда четверть закончилась, мы не хотели прощаться с преподавателем. Очень рекомендую Евгению Владимировну, спасибо за Ваш труд.
Обществоведение, было одним из проблемных предметов моего ребенка, но это было до знакомства с преподавателем Вашей онлайн-школы. Мы стали не только лучшими в классе, но и записались на олимпиаду. Спасибо Вам!
За время обучения на сайте сделала вывод: Дмитрий Александрович – лучший преподаватель по математике. Объясняет все подробно, с ним я действительно начала понимать предмет.
Вероника Владимировна – увлечённый педагог, сразу нашла общий язык с ребенком. Индивидуальный подход к подаче материала. Занимается сын с удовольствием.
Екатерина Александровна, спасибо Вам большое за помощь с математикой!! Я поверила в то, что смогу наверстать упущенное и с радостью продолжу занятия с Вами.
Обучение на данном портале очень помогает мне. На данный момент занимаюсь с двумя преподавателями, один из них – Алёна Юрьевна. Рада, что смогла найти преподавателя, который доступно все объясняет. Время урока пролетает незаметно, с нетерпением жду каждого занятия
В этом году мне предстоит сдать вступительный экзамен по физике в вуз, но благодаря моему преподавателю, Светлане Анатольевне, я уверен в своем поступлении. Преподаватель хорошо объясняет теорию, приводя интересные примеры из жизни, после чего задачи решаются на раз-два.
Выражаю благодарность преподавателю Дмитрию Александровичу! Я, как преподаватель биологии, не мог объяснить ребёнку как решать задачи по физике. Записались на вводное занятие, после него я сам захотел посещать эти курсы. Ребёнок также остался доволен, в этот же день оформили пакет занятий.
Готовлюсь к олимпиаде по физике, в этом мне помогает Ольга Олеговна. Прекрасный педагог, за одно занятие разобрался в теме, которую мне не смогли объяснить учителя в школе. С удовольствием продолжу заниматься на вашем сайте.
Начала понимать физику только благодаря Ирине Михайловне. В школе так хорошо никто не объясняет.
Наталия Михайловна, хочу поблагодарить Вас за помощь моей дочери. Результат стал заметен чуть ли не после первого занятия, оценки значительно улучшились, время выполнения домашней работы сократилось!
Благодаря Татьяне Александровне мои познания в химии значительно улучшились, с каждым занятием боюсь этого предмета всё меньше)
На занятии с Евгенией Вадимовной мы разобрали все мои вопросы по теме, обсудили программу занятий, которая поможет мне подготовиться к экзаменам. С удовольствием продолжу занятия!
Занимаюсь у Ирины Сергеевны, готовлюсь сдавать ЕГЭ по русскому языку. Занятия проходят интересно, познавательно, преподаватель отвечает на любые вопросы по теме, замечает даже малейшие пробелы в знаниях.
Дочь хочет поступить на факультет международных отношений, где очень высокий проходной балл. Записались на занятия по английскому к Евгении Викторовне, и уже через пару уроков дочь сказала, что чувствует прогресс, замечает, что пробелов в знаниях становится все меньше. Будем продолжать занятия.
За время обучения у Дианы Михайловны я существенно подтянула грамматику, наконец-то разобралась во временах в английском языке, расширила свой словарный запас, узнала много новой полезной информации.
Светлана Анатольевна, преподаватель информатики, материал даёт понятно и доходчиво. Спасибо за профессионализм, умение объяснять, и увлекать своим предметом!
Ольга Олеговна – мой репетитор по информатике. Занятия очень разнообразные и всегда проходят на одном дыхании. Крайне рекомендую!
Дочь собирается поступать в медицинский, потому знания по биологии ей просто необходимы. Наталия Михайловна – педагог, который умеет простым языком объяснять сложные вещи. Мы были поражены прекрасной подачей материала и доброжелательностью преподавателя!
Татьяна Александровна просто находка! Мы только начали заниматься,а улучшения уже можно заметить. Побольше бы таких педагогов!
Нам посоветовали Ольгу Александровну как преподавателя со стажем для подготовки к ЕГЭ. Очень долго сомневалась,стоит ли обращаться или лучше выбрать педагога оффлайн. Но всё-таки решила попробовать и не прогадала. Во-первых, педагог действительно попался хороший,чёткий и грамотный, а во-вторых, никогда не думала,что онлайн обучение так удобно! ( особенно в период пандемии )
Спасибо iu.ru за знакомство с невероятной Мариной Владимировной. Она настолько любит своё дело и делает это со своим нестандартным подходом, что вдохновила моего сына на чтение литературы.( не знаю,как у неё это получилось за пару занятий)
Пришлось нанимать репетитора по химии нашему сыну из-за того, что получал одни 3-ки. С Наталией Михайловной занимаемся уже месяц и произошло маленькое Чудо! Сын начал понимать химию, более того, полюбил. Начали появляться уже и 4-ки 🙂 Надеюсь, что такими темпами, мы даже сдавать ЕГЭ по химии будем.
Алёна Юрьевна очень добрый и отзывчивый преподаватель. Моя дочка очень боялась встречи с ней, а в итоге постоянно спрашивает,когда будет следующее занятие. Рекомендую!
Андрей Леонидович объясняет всё чётко,доступно, по делу. Если нужно, то повторит 10 раз 🙂 Грамотный и надёжный преподаватель.
Хотелось бы выразить благодарность преподавателю по английскому языку- Евгении Викторовне. Педагог с большой буквы. Каждое занятие- это порция новых знаний, восторга от ребенка и главное результативность, которую нельзя не заметить.
Хочу поблагодарить Веронику Владимировну интересные, продуктивные и познавательные занятия. Ребенку занятия в удовольствие, а нам, как родителям- за счастье. Советую! Кому нежен репетитор по математике, однозначно к Веронике Владимировне. Не пожалеете!
Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))
Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.
Рабочая программа предмета «Химия» для 8-го класса
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М: Дрофа,2018г).
Программа рассчитана на 68 часа (2 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии, учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Цели изучения химии в 8 классе:
— освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
— овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
— воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;
2. Воспитывать общечеловеческую культуру;
3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
— осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
— постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
— выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
— составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
— работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
— анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
— осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
— создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
— составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
— преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
— уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
— Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты изучения предмета.
— осознанавать роли веществ:
— определять роль различных веществ в природе и технике;
— объяснять роль веществ в их круговороте.
— рассмотривать химических процессов:
— приводить примеры химических процессов в природе;
— находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
— использовать химических знаний в быту:
— объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
— объяснять мир с точки зрения химии:
— перечислять отличительные свойства химических веществ;
— различать основные химические процессы;
— определять основные классы неорганических веществ;
— понимать смысл химических терминов.
— характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
— проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
— использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
— различать опасные и безопасные вещества.
Обучающийся получит возможность научиться:
— выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
— характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
— составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
— прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
— составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
— выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
— использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
— использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
— объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
— критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
— осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
— создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. С одержание тем учебного курса химии в 8 классе
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Демонстрации. 1. Модели различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Атомы химических элементов (9 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели химических связей.
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов»
Простые вещества (7часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Контрольная работа № 2 «Простые вещества».
Демонстрации. Получение белого и серого олова. Неметаллы и металлы количеством 1 моль. Молярный объём газов.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов и неметаллов.
Контрольная работа № 2 «Простые вещества»
Соединения химических элементов (9часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение рН кислоты, щелочи и воды. 12. Определение рН лимонного и яблочного соков. 13. Ознакомление с коллекцией солей. 14. Изготовление моделей кристаллических решёток. 15. Ознакомление с образцами горных пород.
Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»
Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды.
Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;
Лабораторные опыты. 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди в растворах солей меди железом.
Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
Химический практикум №1 Простейшие операции с веществами. (4 ч)
Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
Практическая работа № 5. Признаки химических реакций
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (14 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации . Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 20. Взаимодействие кислот и оснований. 21.взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями. 24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействия основных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействия основных оксидов с водой. 30. Взаимодействия кислотных оксидов со щелочами. 31. Взаимодействия кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами. 33. Взаимодействия солей со щелочами. 34. Взаимодействия солей с солями. 35. Взаимодействие солей с металлами.
Химический практикум №2. Свойства растворов электролитов (2 ч)
Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач.
Повторение и обобщение изученного в 8 классе