Что нужно спросить у работодателя на собеседовании
Типичные вопросы на собеседовании: к чему готовиться?
В чистом виде такие собеседования встречаются нечасто. Но принцип, по которому оценивают кандидата в каждом конкретном случае, поможет разобраться, что и зачем рассказывать работодателю.
Что обязательно спросят
Каждый, кто искал работу, сталкивался со стандартными вопросами. На них легко подготовить ответы заранее — и для работодателя это главный минус, ведь многие кандидаты лукавят, чтобы понравиться интервьюеру. Тем не менее, этими вопросами часто продолжают пользоваться. Подробнее мы рассказывали о них здесь, ниже перечислим краткие советы.
Опытные HR-специалисты за годы практики вырабатывают собственную копилку уникальных вопросов, которые, на их взгляд, хорошо помогают раскрыть кандидата. Не удивляйтесь, если вас спросят о чем-то, не имеющем прямого отношения к работе — просто интервьюер старается лучше понять вашу мотивацию и другие важные для этой вакансии вещи.
Проективное интервью
Чтобы лучше понять тип личности кандидата и присущие ему модели поведения, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.
Проективные вопросы звучат так:
Вы можете вернуть интервьюера из гипотетических ситуаций в реальность: «Не могу говорить за всех людей, но лично мне кажется…»
Поведенческое интервью
Успехи и неудачи на работе зависят не только от самого человека. На результаты влияют многие факторы: от доступных технических средств до критериев оценки труда в конкретной организации. Нередки случаи, когда успешного профессионала из одной компании переманивали в другую, но повторить успех на новом месте у него не получалось.
Чтобы избежать таких ситуаций, работодатели исследуют поведение человека на предыдущем месте — и оценивают, сможет ли человек стать успешным в их компании. У поведенческого интервью есть строгая структура и критерии оценки. Кандидату на интервью предлагают рассказать о конкретных проблемах и задачах, которые он решал.
Обычно поведенческое интервью строится по следующей схеме:
Подумайте заранее, о каких собственных успехах или неудачах хотелось бы рассказать потенциальному работодателю. Если есть возможность, соберите перед интервью цифры и факты, которые помогут рассказать об этом.
Кейс-интервью
Кейс — это проблемная ситуация, которую кандидату предлагают решить. В такую задачку работодатель закладывает важный для него вопрос. Например, компания ищет на должность в финансовый департамент абсолютно честного человека и проверяет это качество с помощью кейсов. Кандидату на собеседовании в этой компании дадут задачу, которую можно решить несколькими очевидными путями, один из которых — схитрить и сказать неправду. Так же пытаются проверять на уровень эмпатии тех, чья будущая работа предполагает много общения с клиентами.
Обычно работодатель описывает гипотетическую ситуацию и предлагает кандидату рассказать, как бы он из этой ситуации вышел. Например:
Понять, что именно хочет узнать работодатель с помощью кейса, очень сложно. Лучше не угадывать, а честно рассказать, как, по-вашему, можно решить задачу.
Ассессмент-центр (центр оценки персонала)
Еще один комплексный метод оценки — ассессмент-центр — включает в себя сразу несколько блоков: тесты, деловые игры, групповые дискуссии и индивидуальную презентацию кандидата. Это очень эффективный метод оценки, который при этом отнимает много времени и применяется редко у ограниченного количества работодателей (не каждая компания может позволить себе организовать такую систему оценки), далеко не на любые позиции (в основном — для оценки менеджеров среднего звена).
Готовьтесь к тому, что придется сделать небольшую самопрезентацию, пройти тестирование, возможно, участвовать в бизнес-играх, решать задачи в команде и презентовать свои решения.
В этом случае работодатель оценивает кандидата сразу по множеству параметров: он вживую видит, как он общается, решает проблемы, какие роли играет в команде и как выстраивает отношения. Поэтому лучший совет для подготовки к такому интервью — выспаться, прийти на него в хорошей форме и рабочем настроении.
Групповое интервью
Этот метод используют, чтобы быстро закрыть «массовую» позицию или сразу несколько вакансий: например, выбрать несколько операторов кол-центра или несколько продавцов-консультантов. Работодатель успевает за короткое время познакомиться со всеми кандидатами и задать им одинаковые вопросы. Будьте вежливы и ведите себя естественно — этого достаточно, чтобы произвести хорошее впечатление.
Вопросы на сообразительность
Иногда вопрос на собеседовании ставит в тупик. Например:
Правильного ответа на эти вопросы не существует. Работодатель просто хочет узнать, как именно кандидат будет рассуждать. Это важно для позиций, на которых предстоит предлагать новые решения, а не выполнять рутинные операции по инструкции. Возьмите паузу и продумайте свой ответ. Здесь важно просто порассуждать на тему — скажем, сопоставить численность жителей Чехии с общей численностью автомобилей и популярностью желтого цвета, и тому подобное: все зависит от вашей фантазии и чувства юмора. Главное не теряться и высказывать свои предположения, даже если точного количества желтых машин в Чехии никто не знает.
Сосредоточьтесь на своих ответах, а не на мыслях работодателя
Предугадать вопросы и ход мыслей работодателя невозможно. Может быть, вопросом про желтые машины в Чехии он проверяет ваши знания автопрома, а кейсы дает, чтобы проверить, насколько связно вы излагаете свои мысли. Лучше сосредоточиться на своих ответах и сделать все от вас зависящее, чтобы получить интересную работу.
А главное, постарайтесь быть искренним. Допустим, вы удачно притворитесь совсем другим по характеру человеком в желании получить эту работу. А потом выяснится, что вам по-настоящему эта работа (ни ее функционал, ни особенности внутренней культуры в компании) совсем не подходит. Стоило ли обманывать?
И помните — вы тоже оцениваете работодателя. Задавайте вопросы, важные для вас. Не только про зарплату и график работы, а побольше спрашивайте про сам функционал, про то, как и что в компании устроено, какие есть особенности, в связи с чем открылась вакансия. Почему-то многие думают, что это может отпугнуть. Наоборот: рекрутеры и руководители, которые проводят интервью, часто сетуют, что кандидаты мало о чем не спрашивают и на всё кивают. На самом деле ваши вопросы показывают вашу заинтересованность и серьезный подход к выбору работы — а это уже само по себе преимущество.
13 способов произвести хорошее впечатление на собеседовании
Что значит — произвести хорошее впечатление?
Оговоримся сразу: задача профессионального рекрутера (если он действительно профи) не в том, чтобы оценить вас чисто субъективно «нравится — не нравится» на уровне эмоций, без рационального обоснования. Его задача оценить:
Поэтому на собеседовании важно не допустить досадных ошибок в общении, которые могут быть превратно истолкованы не в вашу пользу. Сделайте всё возможное, чтобы случайности не помешали вам произвести приятное впечатление. В этом помогут простые правила хорошего тона. Если вы отлично знакомы с деловым этикетом, то знаете их и так. Правда, знать и соблюдать — не одно и то же. Перед собеседованием не будет лишним вспомнить о них снова.
1. Подготовиться к встрече
Поищите больше информации о компании перед встречей. Если изучали ее еще перед тем, как отправить отклик, освежите информацию в памяти. Без этого вполне можно обойтись, если вы претендуете на массовую линейную позицию (например, продавца). Но если вы устраиваетесь менеджером или специалистом, то для вас станет плюсом возможность упомянуть на собеседовании что-то, что вы знаете о компании, ее проектах и достижениях. Это показывает вашу заинтересованность в работе именно здесь. Работодатели это ценят. А некоторых случаях такая подготовка — совершенно необходимое условие. Например, очень странно, если вы маркетолог и ничего не разузнали о продуктах компании перед встречей. Для руководителей предварительно почитать о компании тоже обязательно.
2. Прийти вовремя
Опаздывать на собеседование нельзя. Это относится и к традиционному очному интервью, и к уже ставшему для нас привычному онлайн-формату. Об этом правиле знают все и всё равно часто его нарушают из-за обидных случайностей. Можно привести тысячу причин, объясняя, что вообще-то вы очень пунктуальны, просто в этот раз вам не повезло, но увы — первое впечатление о себе вы уже испортите и получите минус в оценке. Вы должны быть готовы к пробкам на дорогах, поломке транспорта, тому, что не сумеете сразу найти нужный адрес, что засбоит домашний интернет или компьютер. Подключайтесь к видеовстрече заранее, рассчитывайте время на дорогу с запасом: ничего страшного, если вы появитесь на связи / на месте раньше, чем нужно, зато успеете еще раз собраться с мыслями и исключите эффект «взмыленности» и взволнованности из-за спешки.
3. Предупредить заранее об изменении планов
Тоже элементарное правило, которое, тем не менее, очень часто нарушают. Всё бывает, в том числе обстоятельства, которые невозможно предвидеть. Чувствуете, что можете не успеть на собеседование — постарайтесь позвонить заранее и честно объясните ситуацию, попросите назначить другую дату. Это воспринимается гораздо лучше, чем если вы просто не придете или не подключитесь, но позвоните потом. При втором варианте уже будут сделаны выводы о вашей необязательности.
4. Одеться соответственно обстановке
Конечно, внешность не главное, но встречать на собеседовании все равно будут по манерам и по одежке. Чтобы последняя не подвела, позаботьтесь о своем внешнем виде (даже если ваше интервью проходит в онлайн-формате!). Как это сделать, мы уже рассказывали. Общий совет для всех, независимо от того, предполагает ли ваша работа присутствие в офисе: главное — выглядеть аккуратно и невызывающе. Что касается стиля одежды, то постарайтесь узнать заранее, есть ли в компании дресс-код (разумеется, это касается случаев, когда предполагается работа в офисе). Ничего зазорного, если вы спросите про дресс-код, когда договариваетесь о встрече. Если строгого дресс-кода нет, то допустимо одеться в сдержанном стиле кэжуал.
5. Взять с собой только нужное
Возможно, зарядившись кофеином, вы лучше соображаете. Но это не значит, что нужно брать с собой на собеседование недопитый стаканчик капучино или ставить рядом с компьютером чашку с американо. Минимум вещей — минимум проблем. И уж точно не стоит приезжать на очное собеседование с пакетами из магазина — так вы продемонстрируете, что не очень-то заинтересованы в этой работе, раз зашли сюда просто «по пути».
Возможно, рекрутер попросит распечатанную копию вашего резюме или портфолио. Всё это должно быть наготове, чтобы не пришлось рыться в сумке, копаясь в груде лишних бумажек и отнимая драгоценные минуты интервью. Разумеется, ваш собеседник может всё это распечатать и сам, раз вы эти документы уже ему направляли. Но почему бы вам не использовать простую возможность показать свою собранность и деловой настрой?
6. Отложить телефон и выключить звук
Это правило хорошего тона для любых деловых встреч. Человек, который уткнулся в телефон, показывает тем самым свою незаинтересованность в том, что происходит вокруг, и в цели своего визита. Да и вам в ожидании встречи полезнее еще раз пробежаться глазами по своему резюме и подготовить основные тезисы устного рассказа о себе, чем листать ленту соцсетей.
7. Быть вежливым со всеми
Вас начинают оценивать еще до того, как вы войдете в кабинет и начнете беседу. Многие рекрутеры и непосредственные руководители, которые подбирают сотрудника себе в команду, внимательно наблюдают за тем, как кандидат ведет себя, появившись в офисе. Будьте вежливы с секретарем на ресепшен, а если вас поведут в переговорную комнату через рабочие помещения, при входе поздоровайтесь с сотрудниками, которые там сидят. На такие мелочи обращают внимание, и у вас есть шанс показать себя как человека, с которым приятно иметь дело.
8. Установить контакт
Не бойтесь сделать первый шаг при общении с рекрутером (или вашим потенциальным начальником) — начните беседу сами. Старайтесь изначально задать позитивный тон общению: «растопить лед» легкой уместной шуткой (только не переборщите!) или замечанием о погоде. Будьте открыты и приветливы, но в то же время постарайтесь держаться в рамках деловой беседы. Например, если заметили грамоты или дипломы в кабинете собеседника или что-то знаете о его успешных рабочих проектах, спросите об этом — ему будет приятно. Возможно, у вас найдутся общие темы и даже общие знакомые в деловом мире. Это поможет наладить неформальный контакт, который так важен для возникновения неподдельной человеческой симпатии. Одновременно вы продемонстрируете свои коммуникативные навыки, которые, возможно, важны для этой вакансии.
9. Не переходить личные границы
Стараясь установить контакт с собеседником, важно держаться золотой середины. Переход на приятельский стиль общения, неловкие попытки польстить неуместными комплиментами, посулить личные выгоды, если рекрутер посодействует вам в устройстве на эту работу, излишне подробный рассказ о вашей жизни с целью вызвать восхищение или, наоборот, жалость — всё это за гранью приличий и сыграет против вас.
10. Не перебивать интервьюера
Такое же простое и очевидное правило, как «прийти вовремя», но и о нем часто забывают. У рекрутера обычно есть сценарий беседы и стандартный набор информации, которую он должен рассказать кандидатам о компании и условиях работы. Не сбивайте его, чтобы он ничего не упустил. Если в процессе возникнет уточняющий вопрос, запомните его или запишите и задайте потом: рекрутер обязательно даст такую возможность.
11. Избегать лишней эмоциональности
Даже если вас очень сильно воодушевляет вакансия, это компания вашей мечты, не нужно пытаться поразить собеседника напором эмоций и тем более давить на него («Поверьте, я тот, кто вам нужен!», «Пожалуйста, пожалуйста, дайте мне шанс, эта работа нужна мне как воздух! Обещаю, вы не пожалеете, если возьмете меня!»). Излишняя экспрессия может вызвать впечатление о вашей неуравновешенности. Постарайтесь проявить свою заинтересованность в спокойном тоне. Просто расскажите, чем вас привлекает эта компания и эта вакансия, задавайте больше вопросов по существу работы — тем самым вы дадите понять, что она вам действительно интересна.
12. Быть честным, но избегать негатива
Редкое собеседование обходится без неудобных вопросов. Причины поиска работы, конфликты с руководителем, профессиональные неудачи — работодателю важно составить полную картину вашего опыта.
Будьте откровенны, но не уходите в негатив: будьте осторожны в высказываниях о предыдущих руководителях и компаниях,в которых вы работали. И уж точно не стоит пытаться обмануть собеседника: кадровый рынок меньше, чем кажется, ваш интервьюер может оказаться приятелем вашего бывшего начальника, а рекрутеры разных компаний зачастую хорошо знакомы друг с другом — им не составит труда навести о вас справки и проверить ваши рекомендации. О типичных ошибках в рассказе о себе мы писали здесь. А как отвечать на неудобные вопросы — здесь.
13. Постараться реагировать спокойно
Бывает, что поведение интервьюера на собеседовании вызывает раздражение. Возможно, это стресс-интервью — один из способов проверки ваших коммуникативных навыков. Например, задавая много вопросов подряд, проверяют вашу внимательность и умение сосредоточиться. Ничего удивительного, если работа предполагает большой поток устной информации в режиме многозадачности (вы устраиваетесь личным помощником руководителя, администратором в офисе, менеджером по работе с клиентами). Часто и резко перебивают, пытаются сбить с толку? Возможно, проверяют стрессоустойчивость. Сможете реагировать сдержанно и доброжелательно — получите плюсик к своей кандидатуре. Другой вопрос, сможете ли вы потом работать в таком же режиме постоянно, привычен ли вам такой формат. Если нет — это не та работа, которая вам нужна. Поэтому не стесняйтесь прямо спросить интервьюера, правильно ли вы понимаете, что вакансия предполагает много общения в стрессовом режиме.
О чем спрашивать на собеседовании
Чтобы проверить работодателя
В прошлой статье я рассказала, как проверить потенциального работодателя до собеседования, чтобы убедиться, что не будет проблем с зарплатой.
Но это не вся проверка. Если вы решили пойти на собеседование, будьте готовы задавать вопросы.
Чтобы проверить потенциального работодателя и убедиться, что проблем с зарплатой не будет, задайте ему эти 10 вопросов.
Доктор, я стесняюсь
Если вам стыдно задавать такие вопросы работодателю, делайте так:
«Черная» и «серая» зарплаты — это нарушение закона. Если работник соглашается получать неофициальную зарплату, он становится соучастником экономического преступления и несет ответственность наряду с работодателем.
При конфликте с руководством, в декрете или на больничном работник может остаться с одной лишь официальной зарплатой. Серую часть работодатель платить не обязан, и заставить его крайне трудно.
👎 Серая зарплата как у всех
Доказать, что зарплата выплачивалась в большем размере, сложно. Взыскать ее — еще сложнее. Суды подчеркивают, что выплата неофициальной зарплаты не порождает никаких юридических последствий для работника, и считают, что выплачиваться должно лишь то, что на бумаге.
Если же работник выиграет суд — есть риск, что ФНС привлечет его к ответственности за неуплату налогов.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2017 по делу № 33-5833/2017 и от 29.03.2016 по делу № 33-3645/2016
Зарплата должна выплачиваться два раза в месяц: не реже, чем каждые полмесяца.
Плавающие сроки выплаты незаконны. Даты выплаты зарплаты должны быть четко закреплены и не должны зависеть от того, «когда клиент заплатит».
👎 Плавающие сроки
— Сколько раз в месяц выплачивается зарплата?
— Зарплату выплачиваем в конце месяца, полностью всю.
— А выплата в строго определенный день?
— У нас есть специальный период выплаты. В течение него и выплачиваем.
Задержки заработной платы запрещены. Неважно, по какой причине, — хоть клиент не платит, хоть в банке задержка, хоть что.
Работодатель в любом случае несет материальную ответственность: работник должен получить зарплату и дополнительную компенсацию за каждый день просрочки.
👎 Задержки по чьей-то вине
Если оклад, который установлен на испытательном сроке, меньше оклада по должности в штатном расписании — это дискриминация.
Чтобы официально платить новичкам меньше, компания может ввести в штатное расписание специальную должность с меньшим окладом или установить систему надбавок за стаж работы.
👎 Зарплата ниже на испытательном сроке
— Зарплата в вакансии — это зарплата с первого рабочего дня? Или зарплата, которая будет у меня после испытательного срока?
— Зарплата — 10 тысяч на испытательный срок. После — 20 тысяч, по штатному расписанию для вашей должности.
Зарплата может выплачиваться наличными через кассу или по безналу на банковскую карточку.
Закон позволяет работнику получать зарплату и другие выплаты на любую удобную ему карту. Для этого нужно написать заявление не менее чем за 15 календарных дней до очередной даты выплаты зарплаты.
👎 Зарплата только на наши карточки
— Как выплачивается зарплата: наличными или по безналу? Если по безналу, можно получать ее на мою карту Тинькофф-банка?
— У нас есть банк, с которым мы работаем. На карты других банков по запросу работников мы ничего не перечисляем: бухгалтерии неудобно вручную делать платежки, вбивать разные реквизиты, другие банки берут с нас комиссию за перевод.
Работодатель обязан выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности. Он не имеет права оплачивать дни болезни как отпуск или оформлять вместо больничного отпуск без сохранения зарплаты.
Был случай: работодатель не оплачивал работнице листок нетрудоспособности. Суд взыскал с работодателя не только сумму пособия, но и проценты за задержку выплаты с компенсацией морального вреда.
👎 Вместо больничных — отпуск
— Вы оплачиваете работникам больничные?
— Нет. Мы оформляем работнику отпуск без сохранения зарплаты или оплачиваемый, чтобы уменьшалась задолженность по отпускам.
Работодатель обязан выплачивать работнику отпускные, причем минимум за 3 дня до отпуска. Если отпускные выплатили не вовремя, работник имеет право перенести отпуск.
Например, работодатель вместо оплачиваемых отпусков оформлял работнику отпуска без сохранения зарплаты из-за якобы нехватки денег в компании. К тому же работник утверждал, что с его зарплаты ежемесячно удерживали 5% для накопления отпускных. Суд взыскал с работодателя только часть отпускных. Доказать факт удержаний работник не смог.
👎 Нет отпускных
— В какой срок выплачиваются отпускные?
— Какие отпускные? Кто не работает, тот деньги не получает.
Штрафовать работников запрещается. За провинность можно применить только дисциплинарные взыскания, закрепленные в кодексе: замечание, выговор или увольнение.
Чтобы наказать работника деньгами за нарушение трудовой дисциплины, компания может уменьшить премию или не выплатить ее вообще. Для этого порядок премирования и зависимость премий от проступков должны быть закреплены в локальном акте, а работник должен быть письменно и своевременно ознакомлен с ним.
👎 Штраф из зарплаты
— А вы штрафуете работников за провинности?
— Да. Если опоздали на работу или пропустили звонок от клиента — минус 5 тысяч из зарплаты в этом месяце.
Компания обязана рассчитать работника в день увольнения: выплатить зарплату за отработанное время и компенсацию за неиспользованные отпуска.
В одном деле работодатель оштрафовал работницу на 500 рублей за грязное рабочее место. Также он не выплатил расчет в день увольнения: по условиям трудового договора, выплата производилась в течение 15 дней после увольнения. Суд признал штраф и условие договора незаконными и взыскал с работодателя все недоплаченное с компенсацией.
👎 Расчет через три дня
— Вы платите расчет при увольнении? В какие сроки?
— Расчет при увольнении платим в течение трех дней со дня увольнения.
Уточните, ведет ли компания в настоящее время проекты, расширяет ли деятельность, выходит ли на новые рынки. Спросите, выигрывает ли она тендеры, планирует ли развитие. Попросите привести конкретные примеры, запомните их и поищите в интернете после собеседования.
Компания имеет право оберегать свою коммерческую тайну и потому может дать расплывчатую информацию, но вопросы о работах все равно стоит задать. Чем меньше у компании работ, тем меньше денег она получает и больше вероятность перебоев с зарплатой.
👎 Не скажу
— Видел в новостях, что полгода назад вы получили крупный тендер. А сейчас вы участвуете в тендерах, выигрываете?
— Да-да-да, конечно! Вот устроитесь — расскажем про наши проекты подробней.
Не бойтесь задавать вопросы и вести диалог. Если потенциальному работодателю нечего скрывать, он отнесется к вашим вопросам спокойно, а к вам — как к грамотному сотруднику.
Даже если работодатель прошел проверку до и во время собеседования и похоже, что платить вам будут исправно, расслабляться рано. Нарушение права на зарплату — одно из многих. В следующих статьях я расскажу, как не устроиться на работу к тому, кто разглашает персональные данные и нарушает право на безопасный труд.
Запомнить
Была в Кроке на собеседовании, задавала стандартные вопросы. Про график работы получила ответ: «Официально до 18:00, но у нас принято работать до 20:00». На моё уточнение как это компенсируется, дама эйчар вскинула брови и ещё раз повторила, что у них ТАК ПРИНЯТО. Про зарплату мне так и не сказали, даже вилку отказались обозначить: «Всё будет объявлено успешному кандидату на последнем этапе». Не ожидала я такой культуры от крупной российской компании, не ожидала)
Vinsent, в моей отрасли к сожалению все привыкли к норме 8 часового дня с 8 до 8. И это от слова «совсем» не вызывает вопросы соискателей. Обычно такие режимы покрываются более высокими зарплатами, чем в других отраслях