Что нужно сдавать чтобы поступить на адвоката
Предметы, которые нужно сдавать для обучения на адвоката в ссузе и вузе
Юриспруденция – популярное вузовское направление, которое открывает перед выпускниками профильных факультетов широкие карьерные, статусные и финансовые перспективы. Если вам интересна карьера правоведа, в частности, адвоката, но не знаете, какие предметы сдавать для поступления в вуз на юриста, в нашем гайде для будущих абитуриентов есть все ответы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Куда нужно поступать, чтобы стать юристом-адвокатом
Профессию юриста можно получить, окончив юрфак в вузе или профильный колледж, техникум. Срок обучения в ссузе зависит от базового образования:
Срок получения образования в вузе составляет 4-5 лет для программ бакалавриата и специалитета соответственно.
В вузах юристов готовят на нескольких направлениях:
Если вы решите подавать документы в колледж, то направлений для выбора меньше:
Эти специальности можно выбирать, если вы решили стать юристом, а также криминалистом в правоохранительных органах, дознавателем, помощником адвоката, нотариусом, секретарем суда и т. д.
Согласно закону об адвокатской деятельности (ФЗ № 63) адвокатом может стать кандидат с высшим юридическим образованием, окончивший вуз по аккредитованной государством программе (направление или специальность не имеют значения) и отработавший минимум два года на должности, требующей наличия высшего юридического образования. Затем понадобится сдать квалификационный экзамен. Поэтому после колледжа тем, кто наметил карьеру адвоката, надо будет окончить вуз.
Какие предметы сдавать для поступления на юрфак в вуз
В московских, питерских, да и в региональных, вузах на юридические факультеты большой конкурс на место – не меньше 15–20 человек. Главная задача абитуриента, который хочет выучиться на юриста, чтобы затем стать адвокатом, – получить высокие баллы на экзамене, иначе сложно будет поступить не только на бюджет, но и на контракт.
Для направлений «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Юриспруденция» профильный вступительный ЕГЭ – обществознание, дополнительные – история, информатика и иностранный язык (один-два на выбор образовательного учреждения). Русский язык обязателен на все направления подготовки.
Как подготовиться к поступлению на юридический факультет
Чтобы хорошо сдать экзамены, начинать подготовку к вступительной кампании надо минимум за 1–1,5 года. Главный предмет для поступления на юриста – это обществознание. Именно ему надо уделить особое внимание, конечно, не забывая и о втором предмете, который придется сдавать, – каком именно, обязательно надо уточнить в правилах приема интересующего вуза. Чаще всего это история. Планомерно проработать школьную программу поможет список вопросов, составленный по кодификаторам и спецификациям КИМ ЕГЭ. На практике изученный материал хорошо закреплять, работая с вариантами ЕГЭ прошлых лет (они есть на сайте ФИПИ).
Что сдавать на ОГЭ, чтобы получить профессию юриста в колледже
Порядок поступления в колледжи отличается от правил приема в высшие учебные заведения. После 9 класса обязательна сдача ОГЭ по четырем предметам: общим для всех математике и русскому языку, еще двум – на выбор выпускника. Можно отдать предпочтение любому из школьной программы, который хорошо дается, так как в аттестат пойдет среднее арифметическое годовой отметки из журнала и оценки, полученной на ОГЭ.
Сейчас на ОГЭ по выбору можно сдавать девять предметов:
Отбор абитуриентов в колледжах проходит по конкурсу аттестатов, поэтому важно на ОГЭ и по обязательным, и по выборным предметам получить хорошие оценки, чтобы как минимум не испортить свой документ об образовании, как максимум – улучшить его средний балл.
Итак, выучиться на юриста можно в вузе или колледже, а список предметов для поступления зависит от уровня будущего образования – среднего специального или высшего:
Но высшее юридическое образование – это первый шаг к карьере адвоката. После двух лет работы по любой юридической специальности придется сдать квалификационный экзамен на адвоката, только после этого можно получить право практиковать в статусе защитника чьих-либо интересов.
Как стать адвокатом
Сегодня мы поговорим на тему как стать адвокатом и можно ли получить статус адвоката в России, не имя связей. Не смотря на то, что бытует мнение, что всё в нашей стране делается через «связи», попасть в адвокатуру в общем порядке, не имея знакомств вполне реальная задача.
Для начала разберем какие требования предъявляются к будущему адвокату. Требования устанавливаются Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статьей 9. Вообще, если уж вы решили избрать эту профессию, то обязательно изучите этот закон, а также Кодекс профессиональной этики адвоката.
Итак, статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, либо ученую степень по юридической специальности.
Кандидат должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Тут следует оговориться, что если это стаж в правоохранительных органах или в суде, то вопросов в этой части к вам не возникнет. Но если вы числились юристом, где-нибудь у индивидуального предпринимателя, то вам могут вежливо объяснить, что это не совсем тот стаж, который вам необходим. Исчерпывающий перечень должностей, которые засчитываются в стаж смотрите в уже названной статье 9 Закона об адвокатуре. Любой трудовой стаж, имеющийся до получения диплома о высшем образовании, не засчитывается.
Для тех, кто не имеет стажа есть вариант – это стажировка адвокатском образовании.
Один год стажировки заменяет два года юридического стажа. Да и на мой субъективный взгляд, дает кое-какие бонусы при допуске к экзамену и непосредственно на сдаче экзамена. Плюс ко всему, это хороший шанс узнать получше работу адвоката и понять подходит ли вам эта профессия.
Пару слов о стажировке. Адвокат, который имеет пятилетний стаж имеет право взять себе стажера. И первое, что нужно понимать, что никто не хочет этим вопросом заморачиваться. Второе, это то, что стажер устраивается официально, то есть ему нужно платить заработную плату, которая будет не меньше прожиточного минимума.
То есть для адвоката, это лишняя головная боль. Зачем ему принимать на работу человека, не обладающего профессиональными навыками, оформлять при этом кучу документов, да еще и платить заработную плату?
То есть устроиться стажером адвоката и зарабатывать при этом какие-то деньги довольно сложно. Чаще встречается вариант следующий. Стажер сам официально вносит деньги в кассу адвокатского образования, и сам же их получает за вычетом обязательных налогов и сборов. То есть, в большинстве случаев стажер платит зарплату сам себе. Как бы странно это не выглядело, но если есть финансовая возможность в течении года таким образом оплачивать стажировку, то это довольно неплохой вариант для получения необходимого стажа. И на таких условиях вполне возможно найти место, где получится пройти стажировку.
А вот стоит ли без реального опыта идти в адвокаты решать только вам. Возможно, что в первые годы будет очень сложно работать.
Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Если все кандидат соответствует всем перечисленным требованиям. То он допускается к сдаче квалификационного экзамена, состоящего из двух частей: теста и устной части. Сразу предупреждаю, что экзамен непростой, билеты содержат в себе вопросы по всем отраслям права. К нему нужно реально готовиться и на русский авось надеяться не стоит.
Экзамен будет принимать квалификационная комиссия адвокатской палаты вашего региона. В нее входят 13 человек. Среди них судьи, работники министерства юстиции, ну и конечно адвокаты.
После сдачи экзамена, адвокат принимает присягу, получает удостоверение, вступает в адвокатское образование, как правило это коллегия адвокатов и ли адвокатское бюро и приступает к работе.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
Порядок получения статуса адвоката
Адвокатура – это важнейший правовой институт любого государства, стоящий на защите прав и законных интересов граждан и их объединений. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии.
Адвокатом является не всякий юрист, а только тот, кто в установленном Федеральным законом от 31.05.2002 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» получил статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом.
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.
Адвокатская профессия является открытой. Российское государство обязано обеспечить право всех на доступ к этой профессии. Но это не означает, что одно лишь желание кандидата позволяет ему стать адвокатом. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
— признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— имеющие судимость. Но не всякая судимость служит основанием для отказа претенденту в получении статуса адвоката, а лишь непогашенная или неснятая и только за совершение умышленного преступления.
В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
— на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
— на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
— на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
— на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
— на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
— на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
— в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
— в качестве адвоката;
— в качестве помощника адвоката;
— в качестве нотариуса.
Срок стажировки для получения статуса адвоката составляет для стажера адвоката от одного года.
Большинство адвокатских палат субъектов РФ установили дополнительный имущественный ценз для кандидата на получение статуса адвоката. Он заключается в том, что кандидат должен внести определенную сумму за «услуги» квалификационной комиссии по приему экзаменов и, после успешной сдачи экзамена, денежную сумму в кассу органа адвокатского самоуправления. Размер взноса устанавливается самими адвокатскими палатами, но, как правило, он в несколько раз превышает прожиточный минимум, установленный на территории того субъекта федерации, где лицо пытается получить статус адвоката.
Наличие у кандидата на получение статуса адвоката всех этих цензов проверяется на стадии приема документов для сдачи квалификационного экзамена.
Если документы не предоставлены или из них явствует несоответствие кандидата предъявляемым требованиям, то последнему отказывается в допуске к адвокатской профессии.
Лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, представляет в квалификационную комиссию следующие документы:
— заявление о присвоении статуса адвоката (из этого документа явствует воля лица на получение статуса адвоката, а также указание на тот субъект Российской Федерации, где он намеревается осуществлять свою адвокатскую деятельность);
— копию документа, удостоверяющего его личность (для российских граждан это копия паспорта, для иностранцев – иной документ, удостоверяющий личность);
— анкету, содержащую биографические сведения (содержит в себе фотокарточку претендента, дату, место рождения, сведения о высшем образовании, адрес места жительства и т. п.);
— копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности;
— копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности (диплом о высшем образовании, кандидата или доктора юридических наук).
Претенденту может быть предложено представить и другие документы.
Если кандидат соответствует всем указанным цензам, он допускается для сдачи квалификационного экзамена. Целью проведения квалификационного экзамена является установление наличия у претендента необходимых профессиональных знаний. Экзамены принимает квалификационная комиссия.
Квалификационный экзамен состоит из двух частей – письменных ответов на вопросы и устного собеседования.
Существует два варианта первой части экзамена: письменные ответы на вопросы либо тестирование. Причем при проведении тестирования может быть использовано компьютерное оборудование. Выбор формы проведения этой части экзамена производится квалификационной комиссией в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств, определяющих возможность обеспечить надлежащее проведение экзамена.
Вторая часть экзамена проводится в форме устного собеседования по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается по 4 вопроса. Перечень вопросов обновляется ежегодно советом Федеральной палаты адвокатов. Как правило, эти вопросы разделены на несколько тем: гражданское, уголовное законодательство и т. п.
При проведении устного собеседования претендент выбирает экзаменационный билет и не менее чем 45 минут готовится к ответу. При подготовке к ответу претендент не имеет права пользоваться никакими письменными источниками (нормативными актами, пособиями, учебниками и т. п.). Экзамен считается не сданным, если хотя бы по одному из заданий претендент показал неудовлетворительные знания.
При отрицательном результате экзамена, равно как при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена не ранее чем через один год.
Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.
Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».
Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Ведущий специалист- эксперт
отдела по контролю и надзору в сфере
адвокатуры, нотариата, государственной
регистрации актов гражданского состояния С.С. Хетагурова
Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению
Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.
1. Навыки
В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.
Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.
Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений. Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов, отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.
Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу. Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков. Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.
Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.
2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба
На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!
Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.
Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению. Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).
Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.
Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.
А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно. Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.
Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.
А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных). Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок. Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа. Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.
4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»
Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право. Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы. Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…
По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.
Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.
Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.
В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…
Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.