Что нужно ребенку для рисования
Зачем учить ребенка рисовать
Уважаемые родители!
Зачем учить ребенка рисовать? И самое главное, надо ли учить ребенка рисованию?
Многие думают, что если у ребенка нет таланта к рисованию, то тогда зачем и время на это тратить. А другие считают, что если даже их ребенок и не станет в будущем художником, но занятия рисованием принесут ему огромную пользу.
Педагоги абсолютно убеждены, что те дети, которые много рисовали, быстрее и легче обучаются красивому каллиграфическому письму. Рисование развивает мелкую моторику, укрепляет руку ребенка, поэтому оно обязательно должно предшествовать письму. Еще педагогами замечено, что те дети, которые много рисовали, лучше постигают красоту и законы окружающего мира, быстрее осваивают, например, азы геометрии и пространственное мышление.
У историков есть свои наблюдения: в разных странах расцвет науки и искусства очень часто совпадал с теми периодами, когда рисование в жизни людей занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. Дени Дидро – французский философ-просветитель, писатель и драматург, автор «Толкового словаря наук, искусств и ремесел» говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах».
Это объясняется тем, что рисуя, человек раскрепощается, выражая на бумаге или холсте то, что присуще только ему. Развитие индивидуальности, влечет за собой становление творческой личности.
Итак, что же дают ребенку занятия изобразительной деятельностью?
Советы родителям
Уже с годовалого возраста можно учить своего ребенка рисовать пальчиковыми красками.
По мере взросления ребенка дайте ему для рисования карандаши, фломастеры, мелки, масляные краски. И обязательно расспросите, что Ваш ребенок нарисовал, обсудите вместе с ним получившийся шедевр.
Изображая на бумаге окружающий мир, ребенок передает свое отношение к нему, свои чувства, которые в настоящий момент им владеют. Это ценно само по себе, а кроме того позволяет родителям проникнуть во внутренний мир ребенка и понять его.
Чтобы научить ребенка рисовать, можно записать его в детскую художественную школу. Опытные преподаватели научат ребенка видеть красоту окружающего мира и раскрыть творческие способности малыша или школьника.
Мы твердо убеждены в том, что неталантливых детей не бывает!
Чем полезно рисование для детей
Как рисование влияет на развитие детей? Чем оно полезно? Рассказываю в статье о пользе рисования для детей дошкольного и школьного возрастов. Чему учит рисование и какие качества оно развивает у ребенка. Читайте подробности в новой статье!
Даже если у вас нет собственного ребенка, вы знаете, что дети любят рисовать. Маленькие дети рисуют какие-то каракули, и лишь к школьному возрасту, а некоторые и на несколько лет раньше, начинают рисовать более конкретно и уверено.
И чем старше становится ребенок, тем более продуманными становятся его рисунки. А еще сами материалы становят более разносторонними – уже не только цветные карандаши, но и краски, мелки, пастель и многое другое.
Можно заниматься с ребенком самостоятельно, а можно отдать его в художественную школу, нанять преподавателя, или записать в кружок рисования. В любом случае, польза рисования для ребенка будет. В этой статье я хочу разобрать с вами все моменты и тонкости рисования с детьми и рассмотреть, чему это способствует.
Роль рисования в развитии ребенка
Почему ребенку так важно рисовать в разном возрасте, начиная с самых младших лет? На этот вопрос есть несколько ответов.
Рисование развивает мелкую моторику ребенка
Как вы знаете, развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, в следствие чего развивается мышление, память, координация, зрение и речь. Во время процесса рисования работают оба полушария мозга и между ними образуются важные связи.
Рисование помогает развивать усидчивость и самодисциплину у ребенка
В процессе рисования ребенок концентрируется на своем рисунке, на одном занятии, что помогает развивать его усидчивость. Видя, как создается рисунок, ребенок учится планировать и анализировать то, что получилось. А еще, помимо дисциплины, ребенок учится работать со временем.
Чем полезно рисование, так это возможностью самовыражаться
Пока ребенок маленький, он пытается выразить себя, свои способности подручными средствами. Одно из таких доступных средств – это рисование.
Психологическая польза рисования
Маленький ребенок не всегда может поведать нам о своих страхах, не говоря уже про более взрослых детей, которые, подрастая, становятся более скрытными от взрослых. Роль рисования еще в том и состоит, что оно способно выявить то, что не получается сказать словами. Многие эмоции, которые испытывает ребенок, но не может ими поделиться, он может выплеснуть на бумаге, посредством рисования.
Рисование помогает развивать эстетический вкус ребенка
Приобщаться к прекрасному никогда не поздно, но лучше это делать в раннем возрасте, когда ребенок так хорошо впитывает информацию, слушает и запоминает. Начать можно с детских книг по искусству, копированию каких-то известных работ, рисованию под впечатлением от увиденного.
Рисование влияет на развитие воображения у ребенка
Хорошо развитое воображение – залог успеха во многих начинаниях. Так почему бы не начать его тренировать в такой приятной форме.
Ребенок получает что-то взамен, когда рисует
Занимаясь рисованием, ребенок получает не только похвалу от учителей и родителей, но и видит результат своих стараний – красивый рисунок, развитие своих навыков. Это стимулирует продолжать заниматься рисованием и ставить себе цели. Также, процесс рисования и создания картин дает чувство значимости, хороша влияет на самооценку ребенка.
Рисование помогает найти друзей и единомышленников
Общий интерес обычно сближает людей. Так, например, если ваш ребенок будет ходить в кружок или специальную школу, велика вероятность что он найдет среди других учеников новых друзей, и сможет разделить радость своего творчества с другими детьми.
Когда начинать рисовать ребенку
Первые шаги в рисовании можно начинать еще до года, например, месяцев в восемь-девять, примерно к этому возрасту ребенок уже начинает самостоятельно сидеть.
Для такого раннего возраста будет достаточно просто листа бумаги, можно взять форматом побольше, и безопасных красок. Можно приобрести пальчиковые краски, они, как правило, подходят именно для этого возраста.
Дети дошкольного возраста, как правило, рисуют по наитию, стараясь передать свои внутренние впечатления и переживания. Отсюда может быть зеленое небо, розовая трава, синяя корова. Дошкольникам, как правило, не нужно принципиально точно передавать предмет. Помните об этом, когда будете смотреть на рисунки ребенка.
Если вы начинаете рисовать с ребенком до года, то это будут обычные каракули. Важно позитивно реагировать на рисование ребенка, чтобы закрепить результат.
В возрасте от одного до двух лет, у ребенка начинает формироваться образное мышление. Дети в этом возрасте начинают понимать основные процессы рисования, но рисуют все равно не реалистично. Важно поддерживать любые рисунки ребенка.
В возрасте от двух до трех лет, ребенок начинает понимать, что рисует. Очень важно хвалить ребенка даже за простые каракули, чтобы поддерживать желание ребенка рисовать.
В дальнейшем возрасте, ребенок будет развивать свои способности, и уже будучи школьником у него появится желание рисовать более правильно и реалистично.
Более подробно о том, когда ребенку начинать рисовать, вы можете почитать в другой моей статье – https://nyblog.ru/kak-nauchit-rebenka-risovat/
Как поддерживать ребенка в рисовании и стоит ли помогать рисовать детям
Как поддерживать ребенка, если он сам стал рисовать и стоит ли вмешиваться родителю в процесс рисования? На этот счет у разных педагогов и родителей есть много разных мнений.
Как я уже отметила, что рисование развивает у детей очень многие способности. Поэтому, однозначно стоит поддерживать ребенка, если он возьмет в руки карандаши и краски.
Если вы хотите заинтересовать ребенка в рисовании, то лучше начать с игровой формы и рисовать вместе с ребенком, начиная с дошкольного возраста.
Если вы видите, что ваш ребенок уже сам заинтересовался рисованием и делает успехи в этом деле, старайтесь поощрять его желание заниматься рисованием – покупайте материалы, водите в специальную школу и так далее. Будьте внимательны к ребенку и всегда хвалите его.
Не стоит вмешиваться непосредственно в сам процесс рисования и помогать ребенку рисовать, если у него что-то не получается. Ведь вы же помните, какие важные качества развивает рисование. Рисование учит многому, нужно чтобы ребенок самостоятельно учился всему, что дает этот процесс.
Заключение
Рисование имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Начиная с самого раннего возраста в 8-9 месяцев, ребенок может начинать рисовать.
Рисование полезно со всех сторон, оно помогает развивать моторику, воображение, образное мышление, усидчивость, самодисциплину.
Рисование – это новый, удивительный и увлекательный мир, который ребенок может открыть для себя. С помощью своих рисунков дети учатся не только анализировать внешний мир, но выражают свой внутренний мир, свои страхи, желания и проблемы с помощью различных средств художественной выразительности.
Родители играют большую роль в развитии ребенка, его становлении как личности, и, конечно же, в его тяге к рисованию. Не стоит препятствовать желанию ребенка учиться рисовать, а также постоянно его исправлять. Нужно всячески поддерживать и хвалить любые рисунки вашего ребенка, даже если пока, это просто каракули.
Чем рисовать ребенку в 2, 3, 4 года: что выбрать — краски, карандаши или фломастеры
Рисование у детей, можно сказать в крови. Абсолютно все дети любят порисовать то тут, то там (на обоях, на столе, на ковре)… Но чтобы интерьер не пострадал и ваши нервы остались целы, ребенку необходимо полноценное рабочее место для выражения своих фантазий и эмоций. И, конечно же, правильный и безопасный материал для творчества.
Способность рисовать определена развитием одного из полушарий нашего мозга: абсолютно у всех детей развито правое, и лишь с годами, когда ребенок идет в школу и начинает решать логические задачи, левое полушарие догоняет правое в своем развитии. Ну а до этого момента родители должны обеспечить малышу пространство для творческого выражения себя.
На сегодняшний день довольно много материалов, которыми можно рисовать: разные виды красок, фломастеры, карандаши, мелки, маркеры… У молодой мамы голова пойдет кругом от такого ассортимента. Но не каждый материал подойдет двухлетке. Попробуем разобраться, чем рисовать ребенку в 2-3 года? Какие материалы существуют и какие лучше выбрать с точки зрения безопасности и практичности?
Масляные мелки (пастель)
Не надо путать этот материал с восковыми мелками, которые были в нашем детстве. Основой восковых мелков служил воск, писали они не ярко и требовали усилий. Масляная же пастель отличается мягкостью и яркими цветами и может стать первым материалом для рисования ребенку в 2-3 года. Нарисовать такими мелками можно абсолютно все: маму, папу, машинки, облака, пейзаж.
Что касается цветовых палитр, то, конечно же, лучше брать сразу набор, но предназначенный именно для детей, а не для профессиональных художников. На первое время хватит и 6-12 основных цветов. Чаще всего каждый мелок упакован в бумажную или полиэтиленовую обертку, чтобы не пачкались руки. А некоторые мелки имеют форму карандаша, которыми еще удобней рисовать.
Для первых творческих занятий нет необходимости покупать особенную бумагу, подойдет обычная для принтера.
Фломастеры
Один из любимых материалов для любого ребенка: оставляют яркий след и не требуют особого нажима. Да и в нашем детстве были одни из любимых материалов для рисования благодаря своей цветовой палитре.
Минусом обычных фломастеров является их стойкость на различных поверхностях (например, на стенах), поэтому для детей до 3 лет лучше выбирать смываемые фломастеры. Но стоимость таких будет гораздо выше обычных.
Цветовую палитру выбирайте по желанию: кто-то из родителей предпочитает остановиться на более дорогих, но с меньшим количеством цветов, а кто-то предпочитает разнообразие красок. Но чтобы и те, и другие фломастеры не засыхали, нужно учить ребенка, чтобы он всегда закрывал колпачки.
Фломастеры для самых маленьких обычно имеют в сечении треугольную форму (для более удобного захвата) и скругленный кончик стержня.
Что касается бумаги, то также подойдет обычная для принтера, но свежие фломастеры могут протекать на другую сторону, поэтому под бумагу нужно что-то подкладывать, чтобы не поверхность стола не окрасилась.
Для более старших детей можно пробовать покупать художественные маркеры (современный материал, в основе которых спирт и пигмент), которые считаются более профессиональным материалом.
Пальчиковые краски
Возможно, в это трудно поверить, но рисование пальчиковыми красками нравится не всем малышам. Странная киселеобразная консистенция, которая пачкает и руки, и все вокруг, подойдет не каждому ребенку. Но как ни странно, именно с пальчиковых и рекомендуют психологи начинать знакомство с рисованием.
Рисовать можно на любой поверхности, особенно, если вы купили смывающиеся краски, но лучше сразу давать понять ребенку, что для рисования предназначена отдельно отведенная поверхность. Конкретно для пальчиковых красок выбирайте форматы побольше (например, нарежьте листы ватмана на форматы А3 и А2). Можно также пробовать бумагу в рулоне.
Карандаши
Еще один материал, который нравится не всем. По сравнению с теми же масляными мелками, карандаши более твердые и требуют усилия, чтобы получить насыщенный яркий цвет. Но, конечно, же, чтобы определиться, каким именно материалом вашему ребенку удобней всего рисовать, первые карандаши все же стоит купить.
Выбирайте мягкие трехгранные с небольшим количеством цветов в наборе (вполне хватит 12 цветов, чтобы определиться, нравится или нет). Некоторые производители выпускают специальные наборы для самых маленьких: они трехгранные, увеличенного диаметра и с крупным стержнем.
Краски
Для малышей актуальны два вида красок: акварельные или гуашь. Кто-то привыкает к одному виду, а кому-то нравятся другие. В любом случае, нужно пробовать, чтобы понять.
Что касается акварели, то немногие рекомендуют ее в качестве первых красок, хотя современные производители выпускают наборы, предназначенные именно для самых маленьких (так называемая медовая акварель). Это безопасные водорастворимые краски, которые подойдут в качестве первых. В их основе нет токсичных веществ, учитывая, что ребенок может случайно облизать кисточку. Хорошо подходят для раскрасок и экономичны.
Гуашь следует выбирать с того возраста, когда ребенок перестает всё тянуть в рот (гуашь не относится к тем краскам, которые можно пробовать на вкус). Рисовать гуашью приятно, если правильно выбрать марку (к слову, мы всегда покупали гуашь фирм Гамма или Луч
и не жалели, но и в той, и другой серии, по отзывам, встречаются дешевые наборы с грязными оттенками). Некачественные краски будут плохо ложиться на бумагу и некрасиво смешиваться, иногда выпадая в осадок и комки, что точно отобьет всю охоту рисовать именно гуашью. Так что отнеситесь к выбору ответственно.
Рабочее место
Прежде, чем приступать к урокам рисования, оборудуйте удобное рабочее место для малыша. Рисование на стопке книг у мамы на руках либо отобьет у ребенка желание рисовать вовсе, либо сподвигнет выбрать себе местечко поудобнее, например, на стене или на ковре.
В любом случае, материал для рисования должен выбирать именно ваш ребенок, а не вы, иначе, если что-то будет малышу не нравиться, можно отбить всю охоту к дальнейшему творчеству.
Что нужно для рисования ребенку 0-6 лет. Выбираем, составляем набор и анализируем. Личный опыт.
Что нужно иметь в домашнем арсенале, чтобы занятия по рисованию с малышом были разнообразными и занимательными?
Я, основываясь на своем опыте НЕпрофессионала и исходя из нашего домашнего «репертуара», подведу некоторые (несомненно, промежуточные) итоги.
Многоцветные: радужный грифель, за счет чего на бумаге рисуется не один цвет, а сразу несколько. Интересно использовать в раскрасках в сочетании с обычными одноцветными карандашами. Можно создавать интересный эффект травы, неба и т.д.
Карандаши могут быть и с выдвигающимся стержнем: толщиной с обычные карандаши, но в пластиковом корпусе. Они не требуют заточки, легко и мягко рисуют.
Фломастеры
Очень и очень не рекомендуют их давать малышам, хотя, надо признать, нередко дети начинают свой «творческий путь» с них. За мнимой простотой кроется коварство: фломастеры не дают возможности контролировать нажим и при их использовании невозможно смешивать цвета. Часто в последнее время я читаю рекомендации, что до трех лет малышу их желательно вообще не давать либо использовать эпизодически.
Удачи вам, интересных находок и открытий!
Рисуйте! Творите! Любите!
При копировании или использовании материалов с моего блога,
пожалуйста, делайте на него активную ссылку. Спасибо!
If you copy or use any of these materials please make reference to this blog.
Развитие рисования у детей: что нужно знать родителям
Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.
Правила рисования с ребенком
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:
Обзор инструментов и средств для рисования
При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.
Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.
На развивающих занятиях в центре «Созвездие» дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.
Стадии развития детского рисунка
Возраст
Содержание рисунков
До 1,5 лет
Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. Предоставьте ребенку как можно больше материалов для творчества, чтобы он мог выразить себя.
1,5 – 3,5 года
Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.
3,5 – 8 лет
Стадия схематичных изображений. В этом возрасте дети обычно начинают рисовать привычные нам домики, цветочки, солнце. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.
Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.
После 10 лет
Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.
Специалисты отдельно выделают особенности изображения детьми человека:
Возраст
Особенности изображения человека
4 года
Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.
5 лет
Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).
6 лет
Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея.
7 лет
Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.
8 лет
Линия шеи, плеч и рук непрерывна.
9 лет
Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.
10-11 лет
Стремление создать объемное изображение.
Свободное рисование для малышей
С помощью рисования у детей отлично развиваются творческие и интеллектуальные способности. Как сделать так, чтобы развитие происходила как можно быстрее? На этот счет есть два противоположных мнения. Первая, и самая распространенная, точка зрения заключается в том, что рисование в любой форме способствует творческому развитию детей. Поэтому многие родители покупают детям всевозможные пособия с заданиями по рисованию, раскраски, альбомы, а также специальные инструменты для рисования (например, необычные кисти, штампы т.д.). Такое «рисование» приучает ребенка не прилагать слишком много усилий для достижения результата и развивает не творческие способности, а мелкую моторику. Вторая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники считают, что не нужно предоставлять ребенку готовые шаблоны для рисования и специально учить малыша рисовать разные предметы. Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его интеллект, не нужно ничего лишнего. Творческое мышление развивается тогда, когда малыш сам придумывает, что нарисовать. Бумага, кисточки и краски – это лучшее пособие для развития творчества. Такой подход пропагандирует «свободное» рисование.
Не спешите ждать от ребенка художественных шедевров в раннем детстве. Прежде чем у ребенка начнут получаться реалистичные изображения, рисунки малыша пройдут стадии штрихов, каракулей и схематичных изображений.
В дошкольном возрасте очень важно предоставить ребенку свободу творчества. Позвольте малышу самому придумать, как лучше нарисовать солнце или домик. Теория свободного рисования говорит о том, что нужно максимально оградить ребенка от шаблонов в рисовании. Так как такие эталоны окружают нас в повседневной жизни повсюду, нужно постараться, чтобы шаблоны, с которые сталкивается ребенок (в книгах, телевизоре, на занятиях) были качественными.
Выводы
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте ему советами, цените его старания. Давайте ребенку возможность рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он сможет в полной мере развить свой творческий потенциал. Приобщайте ребенка к эстетике, выбирайте книги с хорошими качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности посещайте музеи и выставки.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» работает художественная студия, в которой детям прививают любовь к прекрасному, помогают не бояться проявлять свою фантазию и создавать уникальные работы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раскрыл свой творческий потенциал, познакомился с различными нетрадиционными техниками рисования и научился создавать объемными творческие работы, то вам точно к нам! Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана