Что нужно произносить после упоминания аллаха
Учитесь правильно поминать Аллаха
Азкары – это слова поминания Аллаха или слова, которые считаются молитвой. Произнося их, человек получает воздаяние от Всевышнего и благодать.
Бывают азкары, читаемые в намазе, после намаза, перед выходом из дома, перед едой, после еды и т. д. Каждый из таких азкаров произносится в определённое время, в определённых ситуациях. Например, «Бисмиллях» говорят перед едой, а «Альхамдулиллях» после еды.
Так же и с другими азкарами и молитвами..
Есть и молитвы, не связанные с какими-либо условиями, которые желательно читать постоянно. У таких молитв, которые также являются поминанием Всевышнего, есть свои правила чтения, которые нужно соблюдать. Кто хочет читать молитвы постоянно, тот должен изучить этику постоянного поминания, чтобы впоследствии его молитвы не оказались напрасными. Есть хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что даже читающий Коран может получать проклятие от читаемого им Корана. По какой причине? Из-за несоблюдения необходимой этики чтения Корана. Впрочем, этика Корана – это отдельная тема, достаточно подробно раскрытая в достоверных исламских источниках. Мы же сейчас говорим о некоторых ошибках в читаемых повседневно молитвах и азкарах.
Приведём несколько примеров.
На вопрос «Как дела?» положено отвечать: «Альхамдулиллях (хвала Аллаху), хорошо». Ответить в этом случае «Субханаллах, хорошо» будет неправильно. Один мой товарищ, позвонив своему знакомому, спросил его: «Как дела, что делаешь?» Тот ответил: «Субханаллах, по парку гуляю». Уместно ли в данном случае сопровождать свой ответ: «По парку гуляю» – выражением «Субханаллах» (т. е. «Пречист Аллах от всех не соответствующих Ему качеств и атрибутов»)?! Другой приходит в закусочную и говорит: «Субханаллах, дай одну шаурму». Какая связь между шаурмой и этим поминанием Аллаха?! Был ещё случай, когда одна девушка, возмущённая тем, что некоторые мусульмане разговаривают в мечети о мирских делах, рассказывала: «Сидят в мечети и, «бисмиллях», начинают говорить о любви». Непонятно, причём здесь «бисмиллях». Это поминание означает «с именем Аллаха», его произносят перед тем, как начать делать что-то – например, перед входом в дом, перед едой, перед чтением Корана и т. д. Но ведь эти люди не начинали с «бисмиллях» разговор в мечети о любви. Это же смешно! Хотя нет, уже не смешно. Это небрежность по отношению к молитвам.
В таких случаях азкары теряют свой истинный духовный смысл, а значит, произносивший их вполне может потерять воздаяние за прочитанную молитву.
Например, «Аль-Фатиха» – очень ценная сура, прочитавший её получает огромное вознаграждение. Давайте спросим себя: получим ли мы полное вознаграждение за чтение этой суры в намазе сидя? Нет! Сидя читают «ат-Ташаххуд» («Аттахийату»), а не «Фатиху». Другой вопрос: получим ли мы воздаяние за чтение суры «Аль-Фатиха» на мусорной свалке или в туалете? Нет! Такое неуважительное отношение к суре – грех. Так и с остальными азкарами. Прежде чем произносить их вслух, человек должен подумать: а не ошибается ли он? Рекомендую всем, и в первую очередь себе, изучить этику чтения азкаров и молитв, ведь это не пустая болтовня, а поминание Всевышнего Аллаха.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые основные моменты:
1. Не следует читать азкары напоказ.. Спросите себя, сколько раз вы читаете эти азкары наедине и сколько раз произносите их на публике, и вы увидите степень своей искренности. Но и это не главный критерий стремления к показному. Такое стремление является очень скрытым и весьма опасным в духовном смысле. Оно не только сводит на нет наши благие деяния, но и может превратить их в грех.
2. Уровень богобоязненности и праведность человека определяются не количеством публично произнесённых им азкаров и молитв. Богобоязненность – нечто скрытое в сердце человека. Не отрицаю, что поведение богобоязненного человека отличается от поведения грешника, но внешность не является основным показателем богобоязненности, и уж тем более небрежное использование азкаров не может служить доказательством набожности. Поэтому человек, читающий азкары, пусть не возносит себя над тем, кто не читает их вслух. Быть может, наедине со Всевышним тот за один раз читает столько азкаров, сколько ты не прочитаешь публично за всю свою жизнь.
3. Произносите азкары в тех случаях, когда они уместны. Прочитайте в достоверных книгах или статьях и запомните, где, как и когда следует читать тот или иной азкар или определённую молитву. Это очень важно, потому что нарушение правил приводит к несоблюдению этики по отношению к азкарам, ведь молитвы с именем Создателя нужно произносить с соответствующей этикой. Нормы этики бывают как желательными, так и обязательными. Несоблюдение желательных норм ведёт к потере вознаграждения за молитву. Да поможет нам Всевышний. Амин!
После упоминания этих имен следует говорить «разия-Ллаху ‘анху»
Как известно, после упоминания имён сподвижников (сахабов) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносятся слова «разия-Ллаху‘анху». Также эта формула пишется в тексте после имён сподвижников.
В переводе на русский язык эти слова означают «да будет доволен им Аллах». Как видно из смысла текста, эти слова представляют собой своего рода дуа за сподвижников. Поэтому произносить или писать их желательно каждому, кто упомянул или написал имена сподвижников.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«А опередившие других людей в вере и самые первые из числа мухаджиров (мусульман, переселившихся в Медину) и ансаров (жителей Медины, которые помогли Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) и те, которые последовали за ними (таби’ины– последователи сподвижников) с искренностью в благих делах: доволен ими Аллах, и они довольны Им (Аллахом). И уготовал Он им райские сады, где под дворцами и деревьями текут реки – для их вечного пребывания в них. Это самый великий успех». (сура Ат-Тавба: 100)
Всевышний Аллах доволен сподвижниками и их последователями, потому что они повиновались Ему и ответили на призыв Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Также они (сподвижники и их последователи) благодарны Всевышнему Аллаху за ту награду, которую Он уготовал им в виде райских садов, где под дворцами и деревьями текут реки.
Исходя из этого, большинство учёных посчитало желательным произнести слова «разия-Ллаху ‘анху» и после упоминания имён таби’инов и других саляф ас-салих (праведных предшественников). Более того, нет ничего предосудительного в произнесении этих слов после упоминания любого праведного мусульманина вне зависимости от того, жив он или мертв, ибо это есть нечто иное, как дуа, чтобы Аллах был доволен этим человеком.
Однако согласно мнению большинства учёных, распространение получила традиция, в соответствии с которой слова «разия-Ллаху‘анху» стали использоваться не только в сочетании с именами сподвижниками, но и в отношении таби’инов, всех праведных предшественников, шейхов и праведников.
Имам Ан-Навави пишет об этом следующее:
«Желательно (мустахабб) просить довольства и милости для сподвижников, таби‘инов и тех, кто был после них– из числа учёных, ‘абидов (упорно поклоняющихся Всевышнему) и других праведников. Следовательно, после их упоминания произносятся слова «разия-Ллаху‘анху» (да будет доволен им Аллах), «рахимаху-Лллах» (да смилуется над ним Аллах) или другие подобные слова.
А что касается мнения некоторых учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху«должны использоваться только в отношении сподвижников, а по отношению к остальным должны использоваться только слова»рахима-ху-Лллах«, то оно не соответствует действительности, и с ним нельзя согласиться.
Напротив, правильным является мнение, с которым согласно большинство учёных, что слова «разия-Ллаху ‘анху» желательно использовать не только по отношению к сподвижникам.
Если упоминается имя сподвижника, у которого и отец является сподвижником, в таком случае говорят: «Разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах). Например, после упоминания Ибн ‘Умара (сын ‘Умара) говорят «разия-Ллаху ‘анхума» (да будет доволен ими обоими Аллах).
Также говорят после упоминания Ибн‘Аббаса, Ибн Аз-Зубайра, Ибн Джа‘фара, Усамы ибн Зейда и других подобных им сподвижников, чтобы включить в дуа этого сподвижника и его отца». («Аль-Маджму‘ шарх Аль-Мухаззаб»)
Следует отметить, что если человек произносит эти слова, то есть говорит: «Аллах доволен таким-то человеком», не подразумевая под этими словами дуа, а просто констатируя тот факт, что Аллах доволен этим человеком, в таком случае слова «разия-Ллаху‘анху» допускается использовать только по отношению к сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Кроме всего этого, существует необходимый этикет, который должен соблюдаться, когда человек пишет имена наших праведных предшественников. Эти великие люди получили известность благодаря своему служению Исламу, и они заслуживают определённого уважения. И подобающее отношение к их именам является выражением нашего к ним уважения и почтения.
Тем не менее, некоторые люди, в том числе те, кто обладает определёнными религиозными знаниями, имеют привычку сокращать формулу дуа, которая обычно пишется после их имён аббревиатурами, например, так: «р.а.» и «а.с.».
Намного хуже этого – использование акронима «с.а.с.» и тому подобного по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является величайшим человеком и заслуживает большего уважения.
Джалалуддин Ас-Суюти пишет об этом следующее:
«Порицается ставить знаки в виде одной или нескольких букв вместо написания благословения и приветствия (салята и саляма) после упоминания имени Пророка (мир ему и благословение Аллаха), подобно тому, кто пишет: с.а.с. Напротив, необходимо писать это полностью! Передаётся, что первому, кто так сократил написание салавата, была отрезана рука». («Тадриб ар-рави фи шарх Такриб ан-Навави»)
На сегодняшний день полное написание салавата, слов «разия-Ллаху‘ анху», «рахима-ху-Лллах» или «‘алайхиссалям» не займёт у человека много времени и не потребует дополнительных усилий, особенно когда он набирает текст на компьютере или на другом современном устройстве.
Практически все текстовые редакторы дают возможность сохранить эти формулы в быстром наборе или в памяти аппарата. Более того, на клавиатуре можно использовать готовые сочетания (комбинации) клавиш для написания этих слов в полной форме.
Известный таби‘ин Джа‘фар Ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Ангелы продолжают посылать благословение тем, кто написал «да смилуется над ним Аллах» или «да благословит его Аллах и приветствует», до тех пор, пока эти чернила остаются на бумаге». («Тадриб ар-рави фи шархТакриб ан-Навави»).
Исходя их всего вышеприведённого, каждому, кто произносит или пишет имена Пророков (мир им), в том числе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение е Аллаха), его сподвижников, их последователей (таби‘инов) и остальных праведных предшественников (да будет доволен ими всеми Аллах), следует обращать особое внимание на правильность и полноценность форм, произносимых после их упоминания дуа.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Поминайте Меня, и Я вас помяну
Нужно стремиться к поминанию Аллаха каждый день.
ولقد عهدنا إلى آدم من قبل فنسي ولم نجد له عزم ا
(Смысл): «Прежде Мы заключили завет с Адамом (сказали, чтоб не кушал плоды с дерева), но он забыл (нарушил завет), и Мы не нашли у него твёрдой воли (решительности, терпения, от чего Мы его оградили)» (сура «Таха», аят 115).
В хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Забыл Адам и забыли его потомки и ошибся Адам и ошиблись его потомки» (ат-Тирмизи, №3002).
Мы знаем о поминании из Корана и сунны, и это путь салафу салихинов, на котором они были усердны. В этом есть отдых для нафса, побуждение к благому и отдаление от порицаемого. Сохранность от плохого, получение сияния в сердце.
О поминании в Коране сказано:
فاذكروني أذكركم واشكروا لي ولا تكفرون
(Смысл): «Поминайте Меня (совершением намаза, тасбиха) и Я буду помнить о вас (воздам вам). В хадисе от Аллаха говорится: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про себя, кто помянет Меня среди людей, того Я помяну среди лучших творений» (Ахмад, №8296). Благодарите Меня (за Мои блага поклонением) и не будьте неблагодарны Мне (совершая грехи)» (сура «аль-Бакара», аят 152, тафсир аль-Джалалайни).
والذاكرين الله كثيرا والذاكرات أعد الله لهم مغفرة وأجرا عظيما
(Смысл): «Для поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение (грехов) и великую награду (за поклонение)» (сура «аль-Ахзаб», аят 35, тафсир аль-Джалалайни).
يا أيها الذين آمنوا إذا لقيتم فئة فاثبتوا واذكروا الله كثيرا لعلكم تفلحون
(Смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом (с группой кяфиров), будьте стойки и многократно поминайте Аллаха (молите Аллаха о помощи). Быть может, вы преуспеете (победите)» (сура «аль-Анфаль», аят 45, тафсир аль-Джалалайни).
إن الصلاة تنهى عن الفحشاء والمنكر ولذكر الله أكبر والله يعلم ما تصنعون
(Смысл): «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного (до тех пор, пока человек совершает намаз). Но поминание Аллаха гораздо важнее (другого поклонения), и Аллах знает о том, что вы творите (воздаст вам этим)» (сура «аль-Анкубат», аят 45, тафсир аль-Джалалайни).
Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) указывает на то, что намаз сдерживает человека от плохого, когда он совершается искренно с ихсаном так, как будто мы видим Аллаха, хотя и не видим Его, а Он нас видит (Фатхуль- аллям).
О посте Аллах сказал:
ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون
(Смысл): «Он желает, чтобы вы довели до конца (число дней поста месяца Рамазан) и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «аль-Бакара», аят 185, тафсир аль-Джалалайни).
فإذا أفضتم من عرفات فاذكروا الله عند المشعر الحرام واذكروه كما هداكم وإن كنتم من قبله لمن الضالين
(Смысл): «А когда вы вернётесь с Арафата (после стояния), поминайте Аллаха (после проведения ночи в Муздалифе чтением Лябайка, Ляиляха илля Лллах, мольбы) в Заповедном месте (это гора в конце Муздалифа, её называют «Кузаху» и в хадисе говорится: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встал на этой горе и делал дуа до тех пор, пока совсем не рассвело» (Муслим, №2137). Поминайте Его (признаки религии, обряды хаджа). Он наставил вас на прямой путь, ведь прежде вы были заблудшими» (сура «аль-Бакара», аят 198, тафсир аль-Джалалайни).
واذكروا الله في أيام معدودات
(Смысл): «Поминайте Аллаха (такбиром при бросании камешков) в считанные дни (в течение трёх дней в долине Мина)» (сура «аль-Бакара», аят 203, тафсир аль-Джалалайни).
Когда у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) спросили: «Кто обладает самый высокой степенью перед Аллахом в День Суда?», Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Тот, кто много поминал Аллаха» (ат-Тирмизи).
В другом хадисе сказано: «Поминай Аллаха так часто, пока люди не скажут, что ты сошёл с ума» (Хаким).
Нужно стремиться к поминанию Аллаха каждый день утром и вечером, столько, сколько это возможно. Ведь когда мы поминаем Аллаха, то и Аллах поминает нас. Дай Аллах нам силы занять место в списке тех, кого Аллах поминает! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Фразы, используемые с именами особо почитаемых людей в исламе
Правоверные в своей речи нередко употребляют имена выдающихся личностей в истории ислама. К ним относятся пророки, сахабы, табиины, праведники, богословы и т.д. Эти фразы служат не только формой почитания конкретных людей, внёсших весомый вклад в развитие и распространение исламских ценностей, но и мольбой (дуа) за них.
1. Пророк Мухаммад (с.г.в.)
При упоминании Пророка Мухаммада (с.г.в.), даже если мы просто говорим «Посланник Аллаха», «Наш Пророк» и т.д., необходимо проговаривать слова «СаляЛлаху (г)алейхи уас-салям» («Да благословит Его Аллах и приветствует»). Также допускается использование фразы «Алейхи саляту уас-салям» («Мир ему и благословение Аллаха»). В текстах принято использовать сокращения этих фраз (в виде с.г.в., с.а.в., с.г.с., с.а.с. либо другие вариации).
Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром (33:56)
Однажды Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, того, кто испрашивает для меня одно благословение, Господь одарит десятью» (Муслим).
При этом добавлять фразу «Да благословит Его Аллах и приветствует» следует не только в тех случаях, когда вы упоминаете Пророка Мухаммада (с.г.в.), но даже когда слышите его имя. В одном из хадисов сказано: «Скупым является тот, кто не произносит салават, услышав моё имя» (Тирмизи).
2. Другие пророки
В отношении других пророков и посланников, а также высших ангелов необходимо использовать выражение «алейхи салям» (а.с., «мир ему»). Если перечисляются сразу несколько из них, то допускается не говорить после каждого имени «мир ему» – можно сказать «мир им (всем)» после упоминания последнего.
3. Сахабы и табиины
Имена сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) сопровождаются фразой «РадыАллаху (г)анху» – для мужчин, и «РадыАллаху (г)анха» – для женщин (р.а., р.г., «Да будет доволен им/ей Аллах»). Если же упоминается такой сахаб, чей отец также был сподвижником, например, Абдуллах ибн Умар, то в данном случае говорят «РадыАллаху (г)анхум» («Да будет доволен ими Аллах»). Эти слова могут быть использованы и при перечислении нескольких сахабов.
Необходимость почитания сподвижников исходит из суры «Покаяние»:
Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом (9:100)
Основываясь на этом аяте, некоторые алимы указывают на желательность проговаривать слова «РадыАллаху анху» также после упоминания табиинов и других праведников, к которым могут относиться, например, основоположники мазхабов.
4. Великие учёные, богословы, факихи
Великих мусульманских учёных, которые внесли свой вклад в развитие исламской мысли, удостаивают фразой «РахимахуЛлах» («Да помилует его Аллах»).
Особенности в шиизме
Верующие-шииты используют иные словосочетания после упоминания особо почитаемых и уважаемых людей. Говоря о Пророке Мухаммаде (с.г.в.), они проговаривают фразу «Да благословит Аллах его и его род». Дело в том, что в шиизме особо почитаются представители семьи Посланника Аллаха (с.г.в.), к каковым относятся его дочь Фатима Захра (р.а.), зять Али ибн Абу Талиб (р.а.) и их потомки.
В отношении других пророков, а также Фатимы Захры (р.а.), Али ибн Абу Талиба (р.а.) и представителей их рода, которые в шиизме почитаются как праведные имамы, произносится «Да будет мир с ним (ней)».
Говоря об имаме Махди, который должен вернуться в наш мир перед Судным днём, мусульмане-шииты добавляют: «Да приблизит Аллах его приход».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум.Паста Colgate оказалась харам.Есть ли грех за то,что я ею чистил зубы
Поминание Аллаха
Поминание Аллаха – это одна из самых важных тем в Исламе и требует к себе соответствующего отношения со стороны верующих мусульман, оно превосходит собой все. Поминание Аллаха Всемогущего и Великого – к этому прибегают, когда просят помощи не только в делах наиболее важных, самых почетных, которые требуют от человека внимания и заботы, но и в незначительных поступках.
Поминание Всевышнего – это лучшее из тех дел, на которые уделяет время человек, это лучшее применение своего времени и сил, это лучший способ для того, чтобы провести свое свободное время дома или на досуге.
Поминая Аллаха, сердце верующего смягчается, его душа успокаивается, а его вера и убежденность увеличивается.
Человек, поминающий Всевышнего, счастлив и находится на пути к успеху как в этом мире, так и в вечном мире. Поминание Всевышнего – это путь верующего мусульманина к тому, чтобы приобрести счастье и благо, радость и спокойствие, это лучший способ обрести отдых как в жизни мирской, так и в загробном мире.
Шариат и все его законы и постановления были ниспосланы для того, чтобы Поминание Аллаха претворить в жизнь. Узаконив для своих рабов молитву, узаконив Хадж и послав все другие повеления, Господь повелел мусульманам поминать Его.
Если человек любит что-то, он вспоминает об этом часто, и чем больше верующий мусульманин любит Всевышнего, чем больше он стремится Его возвеличить, тем чаще его язык и его сердце поминает Его. Всевышний повелел поминать Его дома, утром и перед закатом, благодарить Его и не быть неблагодарным, сообщив, что поминание Аллаха верующим – это лучшее проявление его благодарности Творцу и милости Его.
Под поминанием Аллаха понимается не просто произнесение языком, но и осознание в сердце того, насколько велик Аллах, насколько велика в сердце мусульманина любовь к Нему и насколько велика надежда на милость Его и прощение. И от того, насколько сердце верующего наполнено любовью к Аллаху, зависит и то, какова будет награда за поминание. Поминание Аллаха оживляет сердце мусульманина, дарит ему ощущение простора в его груди.
Хадисы
Как сказал Посланник Всевышнего ﷺ в хадисе-кудси, переданном Муслимом и Бухари, Всевышний указал, что если мусульманин верующий «…помянет Меня в обществе, то Я помяну его в лучшем обществе» (имеется ввиду среди ангелов).
Посланник ﷺ называл поминание Аллаха лучшим из дел верующих, называл его самым чистым делом, которое увеличивает награду мусульманам у Всевышнего, повышает их степени. Он говорил, что это дело лучше, чем расходовать золото и серебро, об этом говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи и Ахмадом.
По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Всевышний сказал, что Он находится там, где поминает Его мусульманин. Пророк сказал ﷺ, что покаяние раба Его радует поистине Творца больше, чем путник радуется, найдя в пустыне своего верблюда.
В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, приводятся такие слова Всевышнего: «К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!».
Абдулла ибн Бусра сообщает, что однажды один человек попросил Пророка ﷺ указать ему среди множества установлений то, чего ему следует твердо придерживаться, Пророк Мухаммад ﷺ сказал ему поминать Аллаха без устали. Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что тому, кто «усядется где-либо, не помянув там Всевышнего», постигнет тира Всевышнего, и то же самое будет и тому, кто «уляжется где-либо, не помянув там Всевышнего!».
Пророк Мухаммад ﷺ также сказал в хадисе, что отмщение Создателя настигнет и тех людей, которые присутствуют на собрании, где не поминается Всевышний и не обращаются к нему с мольбами за Пророка, и Господь покарает этих людей, если не пожелает простить их. Пророк Мухаммад ﷺ сравнивал собрание, на котором не поминают Господа, с тушей дохлого осла, и мусульмане должны покидать такое собрание с таким чувством, иначе горе постигнет их.
Пророк Мухаммада ﷺ сравнивал с живым и мертвым того, кто поминает Аллаха и не поминает Его. Постоянное поминание Аллаха, частое обращение с просьбами к Нему дарит жизнь сердцу и чистоту его душе.
Когда и как надо поминать Аллаха?
Милость Всевышнего к верующему проявляется и в том, что Им подарены те мгновения, которые несут сердцу человека пробуждение и оживление. Пророк Мухаммад ﷺ говорил мусульманам те слова поминания Аллаха, которые можно сказать в любое время. Но есть и такие слова поминания Аллаха, которые произносить можно только при определенных обстоятельствах. Есть и такие, которые верующий должен произносить постоянно, каждый день, чтобы поддерживать связь сердца верующего с Богом, чтобы не уподоблялся верующий мусульманин тем беспечным людям, которые следуют страстям своим. О них Всевышний в хадисе сказал, что «Мы сделали небрежными к Нашему поминанию» (сура Аль-Кахф (Пещера), 28-й аят) и указал, что они потакают своим желаниям, а их дела будут тщетными.
В любом месте и в любом положении верующий мусульманин может поминать Аллаха. Об этом Всевышний сказал в хадисе, что достойны похвалы те, кто поминает Всевышнего «стоя, сидя и на боку» (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 191-й). Но это не относится к тому времени и ситуации, когда человек посещает отхожее место. Похвалы достойны также те, кто поминает Аллаха утром и вечером в мечети, и ни продажа, ни торговля не отвлекают этих людей от поминания Аллаха.
Поминать надо на арабском?
Об этом деянии часто мусульмане задаются вопросом, обязательно ли поминание Аллаха произносить на арабском языке? Поминание Всевышнего должно идти от сердца, также как от сердца должен идти страх перед Аллахом и Его возвеличивание при произнесении слов поминания. Поминать Аллаха можно на любом языке мира, поскольку главной целью поминания Аллаха является объединить слова, которые произносит язык, с теми словами, которые идут от сердца.
Но есть такие слова поминания Всевышнего, которые должны быть произнесены только по-арабски. К ним относятся коранические аяты, поскольку Коран читают только на арабском языке, хотя и используют переводы на разные языки мира для того, чтобы понимать его смыслы. К таким словам можно отнести и краткие формулы, которые повторяются в молитвах или прочих видах поклонения. Такие словесные формулы мусульманин должен знать наизусть, заучить их, но должен понимать их смысл. К таким словесным формулам относятся слова «Ля иляха илля-Ллах», что в переводе означает «Нет божества, кроме Аллаха», слова «Субхана-Ллах», что означает по-арабски «Пречист Аллах», слова «Альхамдули-Ллях» в переводе «Вся благодарность и хвала принадлежат только Аллаху», и слова «Аллаху Акбар», что означает «Аллах Велик».
Во всех остальных случаях мусульманин может поминать Аллаха такими словами, которые для его сердца ближе, и язык, на котором произносятся эти слова, значения не имеет.
Пользы поминания Аллаха
Более подробно о наградах за утренний и вечерний тасбих читайте в данной статье.
Как заработать 2500 благих дел в день? О пользе зикра в Исламе.
Предписания шариата многочисленны и разрозненны, но поминание Аллаха – это то дело, которое обобщает все эти предписания и установления, и верующий мусульманин должен придерживаться этого как дела, посредством которого он способен достичь счастья и благ в обоих мирах. Это дело легкое и не требует от человека многих сил, чтобы выполнять его, но оно приносит великий результат в виде благ и наград, которые мусульманин не способен достичь другим путем. Это самое обильное по вознаграждению деяние и самое легкое для мусульманина.
По словам ученых, даже если поминание Всевышнего становится больше и чаще, оно все равно продолжает оставаться для мусульманина самым легким делом, которое не требует от него большой силы или усердия, не утруждает мусульманина и не является для него тяжелым, не приносит напряженности или усталости. Поминанием Аллаха утешаются сердца, принося мусульманину спокойствие и удовлетворенность, даря покой его сердцу и отдых, и все эти причины составляют счастье для мусульманина.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)