Что нужно помнить при выполнении ору

Терминология ОРУ

Обязательные требования при обучении ОРУ – знание терминологии и технически правильное выполнение упражнений. Даже самое полезное упражнение, освоенное с ошибками, не только не принесет пользу организму, но и может навредить. Незнание учителем техники выполнения движений и принятия положений тела в целом и отдельных его частей, а также их терминологических названий приводит к тому, что дети не могут научиться оценивать свои движения в пространстве и во времени, в результате двигательные навыки формируются и закрепляются с ошибками.

Методика обучения терминологии

При работе с детьми дошкольного возраста можно применять такой методический прием, как проговаривание выполняемых движений. Ребята выполняют упражнение и вместе с учителем проговаривают названия движений, например, говорят: «Присед, руки вперед», выполняя соответствующие движения, и т.д. Этот методический прием особенно эффективен, когда упражнение разучивается методом «по разделениям».

Начиная с 1-го класса для обучения терминологии полезно использовать различные способы создания представления об упражнении. При разучивании нового ОРУ на первом уроке при объяснении нового положения, например выпада вперед, в сторону и др., можно применять метод «по разделениям», когда новое движение обозначается новым термином и уточняется техника его выполнения. При этом учитель говорит: «Запомните, это положение называется “выпад правой” (левой, вправо, влево и т.д.)»; на втором уроке при объяснении упражнения использует рассказ с показом, а на третьем – рассказ. Если ученики запомнили терминологическое название положения, то они поймут его содержание без показа учителем.

Чтобы убедиться в том, что все ученики понимают терминологию изученных положений, нужно на последующих уроках применить такие построения, в которых все учащиеся вынуждены будут самостоятельно выполнять упражнения, например, стоя в кругу спиной к центру, а не наблюдать за товарищами, стоящими впереди.

Можно использовать учебные карточки, на которых указаны назначение упражнения, его описание согласно требованиям терминологии и правилам записи ОРУ, рисунок и методические указания к технике выполнения.

Методика обучения технике ОРУ

На данном этапе необходимо соединение логического, зрительного и двигательного компонентов в единое идеомоторное представление. Эта задача решается путем последовательной отработки элементов действия, а затем и действия в целом – вначале в материальной форме (выполнение упражнения), затем в речевой (проговаривание схемы движений) – при этом формируется умение – и, наконец, с закрытыми глазами. При формировании навыка, в первую очередь, следует обратить внимание на положение тела в пространстве. Затем фиксируются мышечные ощущения при выполнении изучаемого движения.

Если обучение будет построено в соответствии с этим правилом, то дети усвоят материал без ошибок и в кратчайший срок, в то время как при стихийном обучении господствует низшая форма его усвоения – подражание, которое основывается на копировании случайно выделенных учениками признаков действия. Формирование навыков при этом происходит часто без осознания существенных элементов упражнения, с концентрацией внимания на случайно выделенных действиях и в основном на его конечном результате.

Статья подготовлена при поддержке ресторана «BELLAGIO». Если Вы решили провести банкет, который запомнится хорошими впечатлениями, то оптимальным решением станет обратиться в итальянский ресторан «BELLAGIO». Перейдя по ссылке: «ресторан для банкета в Москве», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о ценах и условиях проведения банкетов. В итальянском ресторане «BELLAGIO» работают только высококвалифицированные повара, которые смогут порадовать Вас своей оригинальной средиземноморской кухней.

Правила записи ОРУ

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;
– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;
– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;
– конечное положение, если необходимо;
– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например:

«И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

1 – дугами назад руки вперед, присесть;
2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

1–3 – присед, руки за голову;
4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;
4 – и.п.».

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу (рис. 1).

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.
1–2 – круг руками вперед;
3–4 – круг руками назад».

Что нужно помнить при выполнении ору

Рис. 1. Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища (рис. 2).

Что нужно помнить при выполнении ору

Рис. 2. В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы (рис. 3).

Что нужно помнить при выполнении ору

Рис. 3. Лежа на спине, поднять руки вперед

Источник

Методика проведения ОРУ в парах без предметов

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Методические указания

Что нужно помнить при выполнении ору

Характеристика упражнений

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) называютcя движения ру-ками, ногами, туловищем и головой, выполняемые с различным мышеч-ным напряжением, разной скоростью и амплитудой. Цель их – общее фи-зическое развитие и подготовка занимающихся к овладению сложными двигательными действиями. ОРУ выполняются без предметов и с предме-тами (с гантелями, набивными мячами, палками, скакалками, гирями и т.д.) на различных гимнастических снарядах, а также в паре с партнером.

Регулярное выполнение общеразвивающих упражнений способствует развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, что способствует улучшению физического развития, работоспособности, укреплению здоровья зани-мающихся.

Особенности ОРУ

1. ОРУ просты и доступны всем категориям занимающихся. Они слу-жат основным содержанием занятий гигиенической, коррегирующей, про-изводственной и основной гимнастики. Обучать этим упражнениям до-вольно просто.

2. С помощью ОРУ можно избирательно воздействовать на отдельные части тела или группы мышц, что способствует гармоничному развитию двигательного аппарата.

3. ОРУ позволяют регулировать физическую нагрузку. Нагрузка зави-сит от подбора упражнений и их количества в одном занятии, упражнения могут быть легче или труднее в зависимости от прилагаемых мышечных усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе. В занятия можно включать по 10 – 30 упражнений; чем их больше, тем нагрузка выше.

Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных на-пряжений, с которой выполняются упражнения. Повышение интенсивно-сти мышечных напряжений достигается:

2) повышением скорости выполнения упражнений;

3) увеличением веса отягощений (гантели, набивные мячи, гири);

4) изменением исходных положений (сгибания рук в упоре стоя и в упоре лежа различны по нагрузке);

5) применением волевых усилий можно увеличивать и уменьшать на

6) сокращение интервалов отдыха.

Классификация ОРУ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

3) для мышц ног и тазового пояса;

4) для мышц туловища;

5) для мышц всего тела.

Для первой группы упражнений применимы различные движения рук: рывки руками, круговые движения, упражнения для пальцев, кистей, пред-плечей, плеча.

Для второй группы – наклоны головы, повороты, круговые движения.

Для третьей группы – приседы, выпады, махи, упоры присев.

Для четвертой группы – наклоны, повороты туловища, круговые дви-жения, седы, упоры лежа и др.

Для пятой группы – выпады с наклонами, упоры лежа, наклоны с раз-личными положениями рук и ног, прыжки.

Методика применения ОРУ

В занятиях гимнастикой выполняются общеразвивающие упражнения, серии из них, а также специально составленные комплексы. Комплексы составляются для решения различных задач физического воспитания.

При составлении комплексов нужно учитывать их назначение, место и время проведения, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся.

Прежде всего следует определить объем и содержание упражнений, ко-торые будут включены в комплекс в зависимости от его назначения, по-добрать необходимые упражнения и установить их число (их может быть в комплексе 8 – 15).

При подборе упражнений следует руководствоваться следующими пра-вилами:

1) подобранные упражнения должны отвечать назначению комплекса;

2) упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всесто-роннее воздействие на занимающихся (воздействовали на все группы мышц и обеспечивали развитие основных физических качеств);

3) упражнения должны быть доступными, т. е. соответствовать возрас-ту, полу и физической подготовленности занимающихся.

При обучении общеразвивающим упражнениям следует строго придер-живаться правила – от простого к сложному. Определяя очередность уп-ражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила:

· первым в комплексе должно быть упражнение на ощущение пра-

вильной осанки (это особенно важно для детей и подростков), чтобы создать установку на сохранение её при выполнении следующих упражне-ний;

· вторым и третьим выполняются упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба, приседания, выпады и т.д.). Эти упражне-ния активизируют действие всех органов и систем, что важно для подго-товки организма к предстоящей работе;

• следующими в комплексе должны быть упражнения для различных

групп мышц (рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу следует включать последовательно различные части тела.

Первая серия этих упражнений выполняется в таком порядке:

б) для мышц рук и плечевого пояса;

в) для мышц туловища;

Вторая и третья серии следуют в таком же порядке, но с повышенной трудностью и интенсивностью. Такой порядок следования упражнений по-зволяет постепенно увеличивать нагрузку и чередовать работу различных частей тела, что повышает эффективность мышечных усилий для активно-го отдыха работающих мышц.

Далее в комплекс включаются 2 – 3 наиболее интенсивных и сложных упражнений для всех частей тела. В конце комплекса выполняются упраж-нения умеренной интенсивности. Каждое упражнение в комплексе повто-ряется от четырех до восьми раз.

Требования к проведению ОРУ:

1. Одновременный показ с объяснением упражнения.

2. Правильная гимнастическая терминология.

3. Идеальный и зеркальный показ упражнения.

4. Наличие методических замечаний и указаний.

5.Хороший контакт с группой.

Способы проведения ОРУ

В практике работы существует ряд способов проведения общеразви-вающих упражнений.

Раздельный-способ выполнения упражнений,при котором каждоеупражнение выполняется раздельно из исходного положения и заканчива-ется тем же исходным положением. Имеются паузы между отдельными упражнениями. Этот способ считается основным по ряду обстоятельств:

1) допускается возможность обучения и объяснения (позволяет точно поставить задачу перед исполнением упражнения и во время его выполне-ния делать соответствующие поправки);

2) допускается возможность варьировать физическую нагрузку (паузы между выполнением упражнения).

Поточный способ.Сущность его заключается в том,что все упражне-ния комплекса выполняются непрерывно, без остановки. Составляя ком-плекс упражнений поточным способом, рекомендуется:

¨ использовать знакомые и относительно простые по форме упражне-ния; ¨ продумать логичность переходов от одного упражнения к другому;

¨ сохранить однотипный размер счета.

В практике работы существуют следующие варианты проведения об-щеразвивающих упражнений поточным способом:

· с предварительным объяснением следующего упражнения;

· с объяснением следующего упражнения в момент его выполнения;

Первый вариант проведения следует признать основным, так как он свободен от присущих другим вариантам недостатков, а именно:

1) нарушается техника исполнения при первых попытках выполнить упражнение;

2) еобходимости все время выполнять упражнение самому преподава-

Игровой способзаключается в том, что во время выполнения общераз-вивающих упражнений имеется момент игры. При выполнении ОРУ мож-но проводить различные игры.

Комбинированный способ– сочетание вышеуказанных способов (не-скольких) в одном занятии.

Методика проведения ОРУ в парах без предметов

Огромное разнообразие ОРУ в парах не требует инвентаря и предостав-ляет возможность проведения разминки с лицами любого возраста, пола и физической подготовленности.

ОРУ в парах применяются для развития силы, гибкости, быстроты, лов-кости, координации движений, формирования правильной осанки. ОРУ в парах очень эмоциональны и повышают интерес к занятиям.

Виды упражнений в парах:

1. Упражнения на сопротивление.

2. Упражнения на оказание помощи.

3. Упражнения с поддержкой.

4.Упражнения с подниманием и переносом партнера.

5.Партнер как отягощение.

6.Упражнения в движении в парах.

Характер упражнений в парах:

1. Одновременное выполнение упражнения.

2.Поочередное выполнение упражнения.

3.Попеременное выполнение упражнения.

Методические указания по организации занятий:

1.Подобрать партнеров по полу с относительно одинаковой физической подготовленностью, весом и ростом.

3.Рационально разместить занимающихся с увеличением интервала и дистанции (рекомендуется удобное расположение по кругу, диагонали или шеренгами).

4. Точно и понятно объяснить упражнение с показом.

5. Согласовать движения с нужным темпом.

6. Соблюдать технику безопасности.

7.В заключительной части урока провести игру, эстафету, соревнования в парах.

Движение частей тела

Основные движения головы:

1.Наклоны головы: вправо, влево, вперед, назад.

2.Повороты головы: направо, налево.

3.Круговое движение головой: вправо, влево.

4.Движения головой: вправо, влево, вперед, назад.

Основные положения рук:

Промежуточные положения рук:

1. Руки вперед-книзу.

2. Руки вперед-наружу.

5.Руки в стороны-книзу.

6. Руки в стороны-кверху.

Основные положения согнутыми руками:

4.Руки перед грудью.

6.Руки за голову ( в замок).

. Круговые движения руками ( из положения руки вниз):

1.Круг руками вперед.

2.Круг руками назад.

3.Круг руками наружу.

4.Круг руками внутрь.

5.Круг руками вправо.

6.Круг руками влево.

8.Наклон с захватом.

10.Поворот туловища направо.

11.Поворот туловища налево.

12.Круговые движения туловища вправо.

13.Круговые движения туловища влево.

16.Круговые движения тазом вправо.

17.Круговые движения тазом влево.

2.Стойка ноги вместе (сомкнутая).

4.Стойка ноги врозь.

6.Стойка правой (левой).

7.Стойка правой (левой) врозь.

8.Стойка скрестно правой (левой).

10.Стойка на коленях.

11.Стойка на правом (левом) колене.

12.Стойка “Вольно”, “Вольно правой (левой)”.

2.Полуприсед с наклоном назад.

5.Присед на правой (левой).

6Полуприсед на правой (левой).

2.Упор на правом (левом) колене.

3.Упор присев на правой (левой), левая (правая) вперед на носок.

4.Упор присев на правой (левой), левая (правая) в сторону на носок.

5.Упор присев на правой (левой), левая (правая) назад на носок.

2.Упор лежа на правой (левой) руке.

3.Упор лежа на согнутых руках.

4.Упор лежа на предплечьях.

5.Упор лежа на бедрах.

6.Упор лежа на бедрах и согнутых руках.

7.Упор лежа на бедрах и предплечьях.

10.Упор лежа сзади на согнутых руках.

1.Упор стоя согнувшись.

2.Упор стоя ноги врозь.

2.Упор сидя сзади ноги врозь.

3.Упор сидя сзади согнув ноги.

4.Упор сидя сзади углом.

5.Упор сидя сзади углом ноги врозь.

6.Упор сидя сзади на пятках.

7.Упор сидя сзади на правой (левой) пятке.

6.Сед углом ноги врозь.

3.Выпад правой назад..

3.Лежа на правом боку.

4.Лежа на левом боку.

Основные исходные положения в парах:

1.Стоя лицом друг к другу взяться за руки (руки в стороны, вверх, вперед, на пле-чи и т.д.).

2. Стоя спиной друг к другу взяться за руки (руки в стороны, вверх, под локти и

3. Стоя лицом друг к другу, руки на плечи партнера, правая в левой руке партнера.

4. Стоя в затылок друг к другу, руки на плечи партнера, правая в левой руке парт-

5. Наклон прогнувшись лицом друг к другу, руки на плечи (взяться за руки).

6. Упор присев лицом друг к другу, руки на плечи (взяться за руки).

7. Присед спиной друг к другу, взяться за руки (руки в стороны, вверх, под локти).

8. Сед лицом друг к другу, взяться за руки (то же ноги врозь).

9. Сед углом (то же ноги врозь).

10.Упор сидя сзади (то же ноги врозь).

12.Упор сидя сзади согнув ноги (правую вперед).

13.Сед на пятках лицом (спиной) друг к другу.

14.Упор сидя сзади спиной друг к другу (взяться под локти).

15.Стойка на коленях лицом (спиной) друг к другу.

16. Сед ноги справа (слева).

Способы хватов ОРУ в парах:

2.Хват в замок (пальцы переплетаются).

3.Хват за большие пальцы.

4.Прямой (обычный) хват ладоней одноименных рук партнеров,лучезапястные суставы между указательными и средними пальцами.

5.Лицевой хват, кисти поперечно ладоням друг к другу разноименными руками.

Источник

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду

Что нужно помнить при выполнении ору Надежда Алексеевна
Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста в детском саду

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, во время физкультминуток в сочетании с закаливающими процедурами на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения

упражнений,подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.

Младший дошкольный возраст(1-2 мл. гр)

Организация детей для проведения ору имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве ; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводится примерно 15- 30 с, иначе внимание детей рассеивается.

Для выполнения ору малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру, взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. В младших группах используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, сулнчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья.

Воспитатель заранее готовит пособия : кладет их на пол по кругу или на каждый стул. Иногда педагог сам раздает предметы. Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.

Мелкие предметы не должны быть многоцветными (достаточно одного или двух цветов, иначе дети начинают отвлекаться, рассматривать, что есть у товарища.Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры : они помогают приучить детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным, ярким (на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).

Малышей учат пользоваться пособиями : показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводиться в начале года, когда пособие вносится впервые. Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.

Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.

Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения ; каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает им принять нужное исходное положение,при этом часто прибегает к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка».Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Это побуждает детей лучше передать характер движения.

Отличительной особенностью объяснения является то,что оно носит целостный характер : «Присесть, постучать флажками об пол, выпрямиться».При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному выполнению движений. Не все распоряжения понятны каждому ребенку, иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справиться с заданием.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не дается.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом,оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений : «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!».Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминает ребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная

1 младшая группа

ОРУ их дети могут выполнять, стоя врассыпную или в кругу. В каждое занятие следует включать 4 – 5 ору, выполняемых из разных исходных положение, а также упражнения для формирования правильной осанки и развития свода стопы. Любое упражнение в зависимости от степени сложности повторяется 4 – 5 раз. При разучивании нового упражнения темп выполнения может быть несколько медленнее обычного, а количество повторений сокращается до 3 – 4 раз.

2 младшая группа

К детям четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения ору (не сгибать колени при наклонах, подниматься на носки и др.). В содержание занятий включают 5 – 6 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. Темп выполнения в основном средний. Упражнения для мышц туловища следует проводить в более медленном темпе. При разучивании новых ору их сначала показывают и объясняют последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами : «Высоко поднимем флажок, помашем им. Опустим руки вниз. Как и ранее, широко используется имитация, зрительные ориентиры, предметы (султанчики, погремушки, кубики и т. п.).

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ср. гр.)

Организация детей. С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо вспомнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный, иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре (ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.

Основным является построение в три колонны или три звена.

При свободном построении пособия подготавливаются заранее.Их раскладывают по- разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно но одном – двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.

Подготовка и раздача пособий. В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее их количество и расположение. Для работы с детьмипятого года жизни рекомендуются следующие пособия : флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи (большие, средние, малые, набивные, косичка (короткий шнурок с петлей и пуговкой, мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.

Мелкие предметы, так же как и в младшей группе, кладут на стулья ; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук в разных местах зала ; обручи, палки – на подставках или раскладывают на полу вдоль стены ; мячи – на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.

Методы и приемы обучения. В начале учебного года методика обучения ору такая же, как и в мл. гр..Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов.

Показ упр-я без объяснения воспитатель дает 1 – 2 раза, затем с замедлением отдельных частей упр-я и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить «налево», «направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4 – 5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упр я, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность и. п., напомнить, что упр-е надо начинать и заканчивать одновременно. Упр-е сопровождается краткими командами – указаниями( «Присесть – встать!», «Посмотреть на палку, поднять – опустить!» ит. п.). Во время выдоха в некоторых упр-ях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова (например «вниз»). Это помогает осознанному овладению движением.По окончании упр-я педагог дает краткую положительную оценку: «молодцы, хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упр-я и создает положительные эмоции.

Когда детям упр-я знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методови приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упр-е называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию и. п. и его проверка у детей, команда к началу упр-я, распоряжения по ходу упр-я («Присесть – встать!») и указания к качеству выполнения («Присели, колени развести», «руки прямые» и т. п.).

В зависимости от того, как упр-е усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упр-я или те, которые не получаются у большинства детей ; дается краткое описание движений без показа или только его название. Позже перед детьмиставится новая задача : вспомнить порядок, способ выполнения упр-я; предварительно дается установка – заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить 1 – 2 детей, как выполнить упражнение. Конечно эти приемы сложны, но эффективны для формирования двигательных навыков, поэтому их можно использовать их можно в конце учебного года.

Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения ору ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияетна качество выполнения движений.

(В занятие следует включать 6 – 7 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. ОРУ для мышц туловища, а также все новые нужно выполнять в более медленном темпе ис меньшей дозировкой (не более 4 раз). Необходимо продолжать учить детей занимать правильное и. п., четко выполнять все промежуточные положения. Пока упражнение не освоено, дается наглядный образец его выполнения. Дети могут выполнять ору с предметами (шнурами – круглыми и сплетенными в косички, обручами, палками). Воспитатель особенно внимательно следит за тем,чтобы ребенок не задерживал дыхание : оно не должно быть прерывистым или учащенным.)

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Организация детей. В начале года старшей группе используются в основном те же построения, что и в средней групп е. Новым является построение в несколько кругов у пособий (например, у больших обручей), построение в шахматном порядке (после того, как дети встанут в 3 – 4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед, затем все поворачиваются направо или налево). Построение в один круг используется для упражнений с мячами, скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова : больше используются указания, распоряжения, команды ; меньше предметных ориентиров.

Подготовка и раздача пособий. Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий.Используются разнообразные пособия : флажки, ленты (с палочками и без палочек, кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, мячи малые, средние, большие, волейбольные, мячи набивные, веревки, палки короткие и длинные, обручи большие и малые, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.

Детям чаще дают те пособия, которые требуют коллективного выполнения упражнений : гимнастические скамейки, большие обручи, набивные мячи. Реже используются флажки.

Как и в средней группе, практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий, преимущество отдается тем, которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи товарищам.

Методы и приемы обучения. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнение упражнений, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

Многие упражнения, которые проводились в средней группе, повторяются, или из известных элементов составляются новые комбинации.

В тех, случаях, когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям, не объясняются,а только называются, более сложные элементы раскрываются подробнее.

Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто – то один, но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений, приучает их к анализу движений. Простые, знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде, распоряжению.

Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений. так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей, делая краткие индивидуальные указания,помогает отдельным детям.

СТАРШАЯ ГРУППА

С детьми шестого года жизни проводятся упражнения с палками, обручами, мячами, шнуром. Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами (весом 1 кг), но не более трех на одном занятии. Предметы, используемые для ору, раздают и убирают сами дети. Воспитатель лишь напоминает,как их надо переносить.

На этапе закрепления и совершенствования движений ребёнок сознательно воспринимает задания, действует целенаправленно, точно, красиво, выразительно. На этом этапе педагог может использовать выполнение упражнений под счет, музыку ; вносить творческие задания, предлагая детям изменить, сделать по – другому одному или группой физическое упражнение. Знакомые детям упражнения только называются («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны»). Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог даёт дополнительные указания, помогает ребёнку прикосновением руки выпрямиться и т. д., подбадривает, поощряет («Хорошо, Таня, выполняешь приседание, спина прямая, голову не опускаешь!»). Иногда (если большинство детей затрудняются, делают ошибки) возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь к этому ребенка, который выполняет его правильно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Основные принципы их подбора те же, что ив старшей группе. На одном занятии дети выполняют 8 – 10 ору из разных и. п., повторяя их 6 – 8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени новизны и трудности. Многие ору, предусмотренные «Программой», требуют значительного физического напряжения, поэтому важно правильно определить их дозировку и темп выполнения. При выполнении таких упражнений, как поднимание туловища из и. п. лежа, прогибание, лежа на животе, и др., дыхание должно быть произвольным. Необходимо продолжать учить детей правильно принимать и. п., точно соблюдать промежуточные и конечные положения, согласовывать ритм дыхания с характером упражнения, добиваться завершенности движений, их выразительности, красоты. В целях поддержания у детей интереса к ору следует изменять и. п., темп и амплитуду движений. Большое значение имеет также оценка качества выполнение упражнений.

Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.

Колядки. Сценарий для детей средней-старшей группы в детском саду (походы по группам) Колядки. Сценарий для детей средней-старшей группы в детском саду (походы по группам) Цель: вызвать интерес к традициям и искусству русского.

Что нужно помнить при выполнении оруКомплексы общеразвивающих упражнений для детей старшего дошкольного возраста Комплексы ОРУ для детей 5-6 лет. «Герои сказок», на гимнастической скамейке 1. И. п. – сидя верхом на скамейке друг за другом, (Баба-яга.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего возраста. Физиологи считают движение врожденной,жизненно необходимой потребностью. Двмгаясь,ребёнок познаёт окружающий мир,учится любить его и целенаправленно.

Методика проведения родительских собраний в детском саду «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам Для фиксации меняющихся природных объектов могут.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам. Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2 младшая группа).

Тематический план по художественной литературе по всем возрастным группам из опыта работы 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ выполнила Чикуленко Мира Николаевна художественная.

Значение общеразвивающих упражнений для дошкольников и методика их проведения. Ушинский к. д. :Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *