Что нужно чтобы подготовить ребенка в 1 класс
Подготовка к школе: практические советы родителям
Узнайте, как правильно подготовить ребенка к школе, и решите несколько логических задач для дошкольников от ЛогикЛайк.
На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.
Подготовка к 1 классу всегда волнительна и для детей, и для взрослых. Самые ответственные родители спешат научить будущего первоклассника читать и считать, выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?
В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.
Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания
1. Физическое развитие
С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.
Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.
Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.
2. Психологическое развитие
Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?
1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.
Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.
Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.
2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.
Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.
3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.
Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.
Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.
3. Интеллектуальное развитие
Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.
Что именно нужно делать?
1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.
2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.
3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.
Каким образом?
Для этой цели нужно регулярно выполнять нестандартные задания и решать задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца. Читайте подробнее, как и зачем развивать логику.
Где искать задачи?
10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?
Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.
На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Как подготовить ребенка к школе: полезные советы родителям
Подготовка к школе — ответственный и волнительный процесс как для учеников, так и для родителей. Особенно если дети идут в первый класс. На сайте «Школа. Москва» в разделе «Ребенок и школа» представлены советы психологов и врачей по организации учебного дня и тайм-менеджмента, списки вещей, необходимые для школы, инструкция о том, как записать детей в кружки и секции.
Например, в разделе «Как собрать ребенка в школу» размещен подробный перечень необходимых канцтоваров, школьной одежды и обуви для мальчиков и девочек, а также других полезных мелочей.
Информацию о том, как войти в учебный режим, задать нужный темп в начале учебного года и научить ребенка выстраивать график своего дня, можно найти в разделе «Советы психологов».
Сегодня в Москве для ребят работает более 130 тысяч кружков на базе школ, колледжей и организаций дополнительного образования. Юные жители столицы могут попробовать себя в спорте, научиться создавать своих роботов или рисовать картины. На сайте есть подробная инструкция о том, как записать ребенка на занятия.
Кроме того, там можно почитать журнал «Школа. Москва», а также посмотреть видеоматериалы обновленного Московского образовательного телеканала: видеовизитки московских школ, познавательные мультфильмы и программы, интервью с победителями олимпиад и выпускниками, сдавшими ЕГЭ на 100 баллов, и многое другое.
«Устали все»: сколько стоит подготовить ребенка к первому классу во время пандемии
История и расчеты читательницы Т—Ж
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
Последний год детского сада выдался довольно напряженным.
Хотелось подойти к вопросу подготовки к школе максимально ответственно, ведь этот процесс не ограничивается закупкой канцелярских товаров по списку. Ребенка нужно подготовить и морально, и интеллектуально.
Судя по тому, что мне рассказывали другие мамы, занятий в саду явно недостаточно. Учителя почему-то уверены, что уже в первом классе ребенок должен быть чуть ли не нобелевским лауреатом. Если раньше можно было смело признаться учительнице, что из 33 букв вы не знаете ни одной, то сегодня такое просто немыслимо. Поэтому родители изо всех сил стараются, чтобы ребенок ни в коем случае не выделялся в худшую сторону.
План занятий для ребенка
Мы много чего пробовали: акробатику, танцы, вокал, английский, шахматы, лепку. Всего понемножку. Хотелось показать дочери все разнообразие, чтобы она могла выбрать что-то самостоятельно. И это удалось. От одних кружков мы отказывались практически сразу, на другие ходили долгое время и с большим удовольствием.
Современные родители часто перегружают детей кружками. Бывает, что не все малыши морально и физически готовы бегать из секции в секцию и знакомиться с кучей новых людей. С гораздо большим желанием они проводили бы вечера дома, в компании игрушек и родителей. Я полностью полагалась на внутренние потребности и ощущения ребенка, все кружки были только с согласия дочери. Но у меня возникла другая проблема — финансовая. Дочка хочет и на танцы, и в спортивную секцию, и на лепку, теперь ей вот еще и теннис подавай. Все это стоит денег, поэтому выбирать все-таки приходится.
Впрочем, время на моей стороне: так как оно не резиновое, решили выбрать только самые привлекательные и полезные виды деятельности. И уже под них стали подбивать бюджет. Учитывая весь необходимый объем работы, в начале года я составила план подготовки к школе, где выделила самые важные занятия как обязательные, а второстепенные оставила как возможный вариант.
Траты на занятия до пандемии
В силу обстоятельств нам не удавалось посещать каждое занятие, потом мы заболели ветрянкой, затем были новогодние праздники, а там и всем известный коронавирус закрыл людей по домам. В общем, работа шла наперекосяк и не давала особых результатов.
Английский язык. С английским повезло больше. Мы посещали групповые занятия, где было в общей сложности 7 человек. Тоже не без пропусков, но эти уроки дочке очень нравились. Говорит, было весело. Курсы обошлись нам примерно в 1500 Р в месяц за 2 занятия в неделю по 30 минут. С учетом того, что урок очень короткий, а на дорогу мы тратили больше времени, чем он длился, это не так уж дешево и не очень удобно. Итого: 1500 Р в месяц за 8 занятий.
Подготовка к школе. Поначалу я хотела самостоятельно заняться подготовкой к школе. Едва ли я осознавала, что это такое, но, порывшись в интернете и расспросив подруг, получила некое представление. Мне показалось, что мы справимся своими силами. Я накупила тетрадей-развивашек, книг по обучению чтению и грамоте, математических игр… И уже спустя три недели поняла, что потратила деньги зря.
Здесь нас постигла такая же проблема, как и везде. Мы ничего не успевали, пропускали материал, а нагонять его самостоятельно у меня не получалось. Результат ожидаемый: деньги на ветер и никакого эффекта. Итого: 1800 Р в месяц.
Ежемесячные расходы на занятия ребенка
Логопед | 4800 Р |
Английский язык | 1500 Р |
Подготовка к школе | 1800 Р |
Хореография | 2000 Р |
Итого | 10 100 Р |
Шокирующий опыт: онлайн-занятия
В начале года дочь заявила, что будет ходить на танцы во что бы то ни стало, и мне пришлось подгонять все остальные занятия под расписание хореографии. А если учесть, что мы постоянно участвовали в разных фестивалях и концертах, ходили на дополнительные репетиции, из-за чего и пропускали прочие кружки, то все осложнялось еще больше. Мы кое-как пытались везде успеть, но выходило не очень. Устали все. Ведь еще есть работа и домашние дела, которые никто не отменял.
А потом весь этот процесс прервал коронавирус. Занятия с логопедом вовсе прекратились: она заверяла, что онлайн-работа в этом случае — совершеннейшая ерунда, поскольку постановка звуков требует личного присутствия и использования специальных инструментов. Посоветовала нам упражнения, но это было совершенно бесполезно. У меня не получалось заставить дочь делать их как следует.
Поэтому я стала искать альтернативные варианты. У меня было два вопроса. Первый: раз уж мы занимаемся через интернет, зачем нужны группы? Индивидуальная работа всегда была эффективнее, ведь никого не нужно ждать и подгонять, контакт тет-а-тет. Второй: какую еще деятельность можно перевести в онлайн, чтобы освободить время?
Чему можно учиться онлайн: поиск школы и подбор преподавателей
Через поисковик я нашла сайт онлайн-школы «Фоксфорд». Платформа встретила меня дружелюбно. Можно сообщить основную информацию мистеру Фоксу, а он в ответ подскажет, как зарегистрироваться на сайте и начать обучение.
Потом попала на сайт Tutoronline. Дети моей подруги полностью на домашнем обучении, здесь они занимаются с разными репетиторами. Я не поверила, что таким способом можно полноценно учиться. Платить за каждый урок сможет только очень обеспеченная семья. Школьный репетитор — это дорогое удовольствие, а тут еще и по многим предметам сразу.
Что меня особенно шокировало, так это наличие на обеих онлайн-платформах специалистов-логопедов. Как? Ведь мне было ясно сказано, что онлайн-занятия невозможны. Оказывается, такая форма работы все-таки существует. Я понимала, что, скорее всего, эффективность будет недостаточной, но все же это лучше, чем ничего. И решила попробовать.
В поисках репетитора по английскому я зашла на сайт известной онлайн-школы Skyeng. Платформа мне понравилась, но я уже знала, что найти преподавателей и даже носителей языка можно на тех ресурсах, которые я смотрела. А работать с учителями на разных сайтах — так себе удовольствие, если можно найти сразу всех на одном. Более того, я так и не смогла отыскать на Skyeng расценки, а специально записываться на пробный урок, связываться с менеджером и все выяснять не хотела.
Добавлю, что все это время, находясь в процессе поиска и анализа, я пребывала в сомнениях. Очень сложно поверить, что занятия по компьютеру могут заменить полноценные живые лицом к лицу. Но пандемия не оставила нам выбора, а ребенок уже пух от скуки. Поэтому я просто стала подсчитывать планируемые траты.
В итоге мы остановились на Tutoronline: меня привлекла система скидок и куча бонусов. Например, за то, что я пришла по совету подруги, мы обе получили по 60 минут в подарок. Еще минуты дарят за написание развернутых отзывов после проведенного урока на самой платформе — 15 минут — или на «Отзовике»: присылаете ссылку и получаете 45 минут. Я подсчитала, что таким образом можно сэкономить до 3560 Р в пересчете на их тарифы.
Перед тем как принять окончательное решение, я произвела необходимые мне расчеты. Итак, нужно было оплатить занятия у логопеда, по английскому и подготовке к школе. Каждый урок длился 30 минут и проходил два раза в неделю. Мне сразу же пришла в голову мысль, что благодаря онлайн-формату теперь не придется нагружать ребенка сразу несколькими занятиями в день, выстраивая их друг за другом, как это приходилось делать раньше. Можно будет распределить нагрузку равномерно.
Пробные занятия
Последние сомнения были развеяны благодаря возможности попробовать пройти первый урок бесплатно. Негативный опыт с «Зумом» вызвал некоторое недоверие к онлайн-платформам. Я переживала, что потрачу деньги, а результат получится таким же никчемным из-за технических неполадок. Тем не менее мы зарегистрировались и записались на пробный урок.
Все это заняло не больше минуты. Нам практически сразу перезвонил менеджер и рассказал подробности. Связываться с репетиторами можно не только через сайт, но и в «Скайпе». В личном кабинете пользователя есть расписание занятий, там же ведется учет уроков и количество доступных минут. Для решения всех вопросов можно обращаться к дежурным преподавателям при помощи чата в личном кабинете.
Нам предложили сразу два пробных урока. Мы записались к логопеду и на английский. Выбирать преподавателей можно самостоятельно, основываясь на отзывах и анкете. В анкетах учителей были не только сухие данные про образование и опыт работы, но и видеообращение. Мы выбрали самых внушающих доверие и добрых по мнению дочери, записались и стали с нетерпением ждать первого урока. Вечером того же дня через личный кабинет пользователя со мной связалась логопед и предложила предварительно созвониться, чтобы уточнить запрос и на занятии тратить время только на работу.
Первым был урок с логопедом. Мы с дочкой устроились на диване поудобнее и созвонились с преподавателем в «Скайпе». Я думала, мое чудо будет стесняться или вовсе не захочет ничего делать. Но она с интересом воспринимала все происходящее. Логопед продиагностировала проблемы с произношением звуков, определила направление работы. На это ушло около 15 минут. Оставшееся время она потратила на постановку звука «л», который тоже требовал внимания.
В конце занятия мы договорились о расписании и согласовали ход работы. После урока логопед через «Скайп» выслала задания, которые можно тренировать самим. Хотя в нашем случае это едва ли имело смысл. Тем не менее меня порадовал такой ответственный подход.
С английским была примерно такая же история. У нас была совсем молодая — дочка сказала, что это девочка, а не тетя, зато очень современная преподавательница с прекрасным произношением, прошедшая через стажировки, побывавшая во многих странах, со свежими и живыми знаниями. Никогда не видела таких в наших школах. И, конечно, индивидуальная работа — совсем другое дело. Уже после первого урока я поняла, что с этим преподавателем у нас получится заговорить на английском.
После пробных занятий мы также записались на подготовку к школе, уже самостоятельно подобрав преподавателя. Оплатили пакет из 100 уроков, уладили расписание и настроились на продуктивную учебу. Все игры и тетрадки по чтению, письму и математике, которые я покупала для самостоятельных занятий с ребенком, пришлись кстати: преподаватель адаптировала программу под наши пособия. Я не люблю тратить деньги зря, поэтому обрадовалась такому повороту.
О рекомендациях, как правильно подготовить ребенка к школе
Роспотребнадзор напоминает, что детей нужно готовить к школе заранее, так как успешная учеба зависит от многих факторов жизни школьника, в том числе от того, насколько правильно сформированы у ребенка режим дня, здоровый сон и питание. Родителям первоклассников особенно важно понимать, что в школе для ребенка меняется все – место пребывания, режим и вид деятельности, которым он следовал первые семь лет жизни.
Как правильно настроить ребенка на учебу
· За одну-две недели до начала учебного года необходимо организовать соблюдение режима дня, который будет в школе.
· Спокойно разбудите ребенка
· Не торопите, предусмотрите дополнительное время на сборы
· Обязательно покормите ребенка перед школой – легкий завтрак поможет лучше настроиться на учебу и общение со сверстниками
· Не забывайте, что в течение года могут быть кризисные периоды, когда учеба дается особенно тяжело, ребенок быстро устает. Обычно это первые четыре недели, конец полугодия, первая неделя после зимних каникул, середина третьего триместра.
· Внимательно относитесь к жалобам ребенка на плохое самочувствие, усталость и головную боль
· Взаимодействуйте с учителем.
· Принимайте активное участие в жизни школы
· Помните, что вы как родитель, имеете право контролировать качество горячего питания в школьной столовой. Как это правильно сделать, вы можете уточнить у администрации школы.
Как правильно делать уроки
· Самое подходящее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00.
· За 1-1,5 часа до выполнения домашних заданий ребенка нужно накормить обедом. Не стоит садиться за уроки голодным.
· После школы необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
· В начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час.
· Не стоит делать все задания за один раз, через 15-20 минут делайте перерыв и после отдыха возвращайтесь к работе.
· Помните, что «делать домашку» поздним вечером совершенно бессмысленно и даже вредно для здоровья ребенка, так как и он, и вы уже устали от насыщенного событиями дня.
· Если ребёнок все легко схватывает, но быстро теряет интерес, начинайте домашнюю работу с самого трудного задания.
· Если ребенку нужно время, чтобы вникнуть, включиться в работу, начинайте с заданий средней сложности и только потом переходите к самым трудным.
· Если ребенок никак не может войти в рабочее состояние, выберите самые легкие задания, чтобы успех настроил ребенка на выполнение более трудных упражнений и задач.
· Помните, что в режиме дня ребёнка важна динамика и смена сферы деятельности, монотонное, долгое просиживание за учебниками не пойдет школьнику на пользу.
· Очень важно четко установленное время занятий. Это помогает выработать привычку к определенному часу быть готовым к умственной работе.
· При установке начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, которое приходится на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
· Необходимо организовать постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так у ребенка вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий. До тех пор, пока у ребенка не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий. Ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров там быть не должно, если они не нужны для текущей работы.
· Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенное время нужно обязательно выделить и освободить место для занятий.