Что нужно чтобы открыть винный магазин
Как открыть алкогольный магазин с нуля: необходимые документы, пошаговая инструкция
Перечень документов
Чтобы открыть алкогольный магазин, вам понадобятся определенные документы. Нужно зарегистрироваться как юридическое лицо и зарегистрировать компанию. Затем нужно оформить расчетный счет в банке и сделать печать компании. Далее обязательно следует приобрести лицензию на реализацию алкогольной продукции. Чтобы ее получить, необходимо выполнить ряд требований.
Также вы должны получить разрешение на открытие от СЭС и пожарной инспекции. У вас должен быть нотариально заверенный договор об аренде помещения или документы, подтверждающие, что вы являетесь владельцем этого помещения. Также у вас должны быть необходимые договоры с поставщиками, сертификаты о качестве товара. У сотрудников должны быть санитарные книжки и сертификат профилактических прививок.
Все нужные документы должны быть оформлены в уголке потребителя. Должна быть книга жалоб и предложений. Это все необходимые документы для открытия алкогольного магазина.
Для чего нужна лицензия
Чтобы открыть алкогольный магазин, необходимо приобрести лицензию. Реализация данной продукции без нее запрещена, иначе владельца могут оштрафовать. Магазин необходимо зарегистрировать как ООО, ЗАО или ОАО. Третий вариант следует выбирать, если вы собираетесь продавать продукцию в больших масштабах.
Как получить лицензию
Для розничной продажи алкогольной продукции нужно оформить лицензию. Для этого нужно собрать необходимые документы. Конечно, нужно зарегистрировать компанию и завести расчетный счет в банке. Также необходимо найти помещение, которое должно соответствовать всем требованиям государственных служб.
У вас должна быть справка о том, что у нет долгов по налогам. Это одно из главных условий для приобретения лицензии. Перечень нужных документов для лицензирования может отличаться в различных регионах. Поэтому лучше всего обратитесь к юристам, которые помогут вам собрать все нужные документы для открытия алкогольного магазина.
Продажа без лицензии
Некоторые начинающие предприниматели не хотят тратить лишние деньги на оплату лицензии. Но такая продажа является незаконным предпринимательством, и за нее чаще всего накладывают штрафные санкции. Размер штрафа зависит от количества изъятой продукции и задействованных в продаже лиц. Поэтому стоит приобрести лицензию на алкоголь.
Выбор помещения
Чтобы открыть алкогольный магазин и он приносил прибыль, необходимо выбрать его удачное месторасположение. К таким относятся остановки общественного транспорта, торговые центры и улицы с высоким пешеходным трафиком. Но при выборе помещения следует учитывать еще и то, что его нельзя открывать рядом со школами, детскими садами, больницами.
Какие требования к магазину алкогольной продукции нужно выполнить при выборе помещения? Минимальная площадь должна быть 50 кв. м. Также вся продукция должна будет находиться на стеллажах, чтобы покупатель мог ее как следует рассмотреть. В магазине также должен быть склад, в котором будет храниться алкогольная продукция. Хранить ее следует в соответствии с необходимыми требованиями.
В магазине должно быть достаточно места, чтобы покупателям было комфортно в нем находиться и выбирать нужный товар. Размер помещения и его месторасположение зависят и от того, в каких масштабах вы планируете реализовывать алкогольную продукцию.
Оборудование и мебель
Ассортимент
Когда у вас уже появятся постоянные клиенты, можете добавить в ассортимент и более редкие марки. Также следует быть аккуратным с необычными напитками. Чаще всего покупатели не готовы экспериментировать, поэтому такой продукции тоже не должно быть много.
Сотрудничество
Обязательно проверяйте наличие сертификатов на соответствие необходимым стандартам. Если вы планируете делать оптовые закупки определенной алкогольной продукции, то необходимо связываться с ними напрямую, чтобы не было больших наценок.
Сезонность продукции
Ограничения
Продавать алкоголь разрешено с 8.00 до 23.00. Также нельзя продавать алкоголь во время детских и школьных праздников (последний звонок, День защиты детей, День знаний).
Подбор персонала
Для работы в алкогольном магазине не нужно нанимать людей с высшим образованием или обладающих особыми навыками. Магазин работает не только в будни, но и в выходные дни. Поэтому вам нужны две смены продавцов. В их обязанности будет входить работа с кассовым аппаратом и консультирование клиентов.
Также вам нужно нанять охранников, которые будут следить за порядком в магазине. Нужно нанять уборщицу. У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, они должны иметь аккуратный внешний вид и уметь общаться с клиентами.
Рекламная кампания
Чтобы выгодно выделяться среди других, вам необходимо постоянно следить за качеством обслуживания покупателей и повышать его, а также расширять ассортимент. Но при открытии алкогольного магазина необходимо сделать рекламную кампанию. Придумайте оригинальное и звучное название, закажите яркую вывеску и рекламу в СМИ, на баннерах.
Открытие бизнеса по франшизе
В Интернете вы можете найти предложение о покупке франшизы крупных алкогольных магазинов. Но не всегда эти предложения актуальны. Бизнес по продаже алкоголя очень выгодный, поэтому ни одна крупная и успешная алкосеть не предоставляет франшизу.
С ними вы можете сотрудничать, если будете поставлять продукцию или предоставите помещение для аренды. Чтобы открыть алкогольный магазин по франшизе, у вас должен быть стартовый капитал. У каждой алкосети свои требования к стартовым вложениям. У открытия бизнеса по франшизе есть преимущества и недостатки.
К преимуществам следует отнести:
Франшиза очень выгодна на начальных этапах открытия бизнеса. Но кроме преимуществ, у такого способа есть и недостатки.
Франшиза хороша, когда вы только начинаете развивать свой бизнес. Но в дальнейшей перспективе лучше всего развивать свой бренд.
Финансовая сторона
Открытие алкогольного магазина с нуля требует достаточно больших капиталовложений.
В магазине должно быть чисто и все организовано для удобства покупателей. Правильно организованная система скидок повысит прибыльность вашего бизнеса. Сделайте интересный дизайн, акции, чтобы вы смогли выделиться среди других алкогольных магазинов. Можете добавить оригинальные напитки, которые помогут расширить вашу клиентскую базу. Для открытия алкогольного магазина вам понадобится больше капиталовложений, чем для другого бизнеса, но и прибыль будет высокой.
Как из одного бара с тремя столами создать компанию с выручкой 500 млн рублей? Бизнес-план сети «Винный базар»
Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план», в рамках которой мы раскладываем «на атомы» работу успешных компаний из разных сфер бизнеса. Мы берем за основу строгую форму реального делового документа и оживляем ее историями наших героев-предпринимателей, которые с нуля построили успешный бизнес. В каждом пункте есть два временных пласта: «тогда» — положение дел на момент запуска бизнеса, и «сейчас» — советы героев о том, какую стратегию выбрать в нынешних условиях. Первый текст в формате бизнес-плана можно прочитать здесь.
Вторым автором «Бизнес-плана» стала сеть винных баров «Винный базар». Ее основательница Евгения Качалова в 2014 году открыла на Комсомольском проспекте помещение с тремя столами, за которыми проходили экспресс-дегустации вина и сыра. Бывший исполнительный директор винного бутика Vinissimo, Качалова думала, что формат «пришел-попробовал-купил» выстрелит, но посетители не хотели уходить из бара и оккупировали столы на долгие часы. Тогда она сменила формат, добавила посадочных мест, наняла шеф-повара и стала развивать концепцию демократичного бара с недорогим вином и профессиональными кавистами. Сегодня ее компания Bazar Family насчитывает 9 заведений, среди которых несколько классических винных баров, бар с танцами и гастробар «Игристый». Оборот сети в еще не завершившемся 2019 году превысил 500 млн рублей.
Цели и задачи бизнеса
Анализ идеи
— В 2014 году проект задумывался как винотека — я пять лет работала исполнительным директором в винном бутике Vinissimo и хорошо знала всю «кухню». Идея заключалась в создании уютного демократичного места, куда людям было бы приятно зайти в любое время, выпить бокал вина и купить бутылку или несколько, которые клиент забирает с собой. Поэтому мы ограничились всего тремя небольшими столами на площади в 100 кв. м на Комсомольском проспекте и минимальным набором закусок к вину (в набор вошли сыры, оливки, вяленые томаты), а все вино разместили на высоких стеллажах в зале и написали цены прямо на бутылках. Гости могли все рассмотреть и сами выбрать вино из ассортимента или обратиться к кависту за советом.
Но в таком формате проект работал недолго. Мы стали замечать, что людям интересно проводить у нас время за беседами и бокалом вина и что они с удовольствием остались бы у нас, например, на ужин. Мы занялись полноценным оборудованием кухни и поиском шеф-повара, создали более основательное меню, три стола переросли в 14 (помещение осталось то же, просто расставили все по-умному). Так винотека стала еще и винным баром, сохранив при этом демократичные цены на вино (800 рублей за бутылку вместо 2-3 тысяч рублей в ресторанах), фишку с отсутствием винной карты и красивыми высокими стеллажами с вином.
Мы стали первым демократичным винным баром и также одними из первых, кто подавал вино не как чопорную историю, а как casual-формат, уютный, шумный, веселый, с общительными и приветливыми сотрудниками в зале, с дегустациями, баттлами и т. д.
— Мы превратились в ресторанную группу Bazar Family, куда входят девять проектов: сеть из семи «Винных базаров», бар «Танцы food&people» и гастробар «Игристый». В начале 2020 года готовим к открытию новый проект на Сретенке, в нем акцент будет сделан на еду, но и без вина, конечно, не обойдется. Мы сильно выросли и планируем расширяться дальше — открывать совсем новые проекты и открыть еще пять «Винных базаров» в наступающем году.
Сейчас мы уже не являемся самым демократичным баром: поставщики поднимают цены, новые конкуренты, которые часто открываются при виноторговых компаниях, имеют возможность демпинговать (если раньше самая дешевая бутылка вина у нас стоила 800 рублей, то сейчас — 1200). Но мы по-прежнему даем доступные средние цены — от 1200 до 12 000 рублей за бутылку, от 280 до 550 рублей за бокал, развиваем винную культуру, придумываем новые концепции и мероприятия.
Цель деятельности (чего вы хотите достичь)
— Целью было сделать вино доступным. Раньше в столичных ресторанах всегда была высокая наценка на вино, и гости считали, что хорошее вино обязательно должно дорого стоить. Появление демократичных винных форматов оказалось невероятно востребовано — в Москве сейчас работает больше 300 винных баров, постоянно открываются новые (впрочем, и закрываются такие заведения тоже). Мы хотели создать винное место, где много смеха и нет никаких правил, дресс-кода и т. д., куда гости могут зайти в футболке и джинсах и чувствовать себя комфортно. Самая дешевая бутылка вина на тот момент у нас стоила в 2-3 раза ниже, чем в классических ресторанах.
— Сейчас мы задались более глобальной целью — хотим развивать не только винную, но и гастрономическую культуру, побуждать гостей пробовать новое, развивать вкусовые рецепторы. Например, мы придумали игру «Гастромафия», где гости пробуют блюда с завязанными глазами и должны отгадать ингредиенты. Все проходит в очень динамичном и интересном формате — участники шутят, спорят, путают друг друга.
Отдельным пунктом в развитии компании стоит развитие комьюнити вокруг проектов.
Еще одна цель — всестороннее развитие сотрудников. С самого начала мы привлекали не просто официантов, а людей, способных учиться и развиваться, тех, кто хочет добиться чего-то в этой жизни. Каждый сотрудник находится на одном уровне с гостем. С самого начала из-за этого были выше зарплаты.
Мы вкладываемся в сотрудников — у компании есть свой учебный центр и образовательная программа. Есть курсы по вину, программы для управленцев, кавистов, администраторов, по развитию маркетинговых навыков, приглашаются сторонние коучи. Еще мы помогаем сотрудникам развивать творческое начало — например, сотрудник-диджей имеет возможность играть в баре, человек, увлекающийся танцами, поставил танец для поздравления гостей с днем рождения, девушка, занимающаяся вокалом, поет в заведении.
Как открыть винный магазин с нуля
💭 Как насчет идеи для магазина, где нераспроданный товар не теряет в качестве, а даже становится лучше? Да, речь о вине. Благородный напиток не нуждается в излишнем представлении, но регулярные дегустации и презентации помогут развить бизнес в нужном направлении. Расскажем, как открыть винный бизнес.
Актуальность бизнес-идеи
По статистике в России один человек выпивает 4 литра вина в год, а с учетом потребления игристых вин и прочих винных напитков — 7 литров. В сравнении со странами Европы рынок считается ненасыщенным: там употребление вина в несколько раз выше, особенно в таких традиционных «винных» странах, как Франция и Италия. Несмотря на это, вино уверенно держится в тройке самых популярных алкогольных продуктов в России, уступая только пиву и ликероводочным изделиям.
Затраты и прибыль
Инвестиции в реализацию винного магазина составят 1’000’000 рублей. Ждать быстрых денег не стоит, но при минимальной чистой прибыли в 80’000 рублей выйти на окупаемость получится за год.
Затраты на старте: примерный расчет для Краснодара
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Оформление бизнеса | 5’000 |
Ремонт | 150’000 |
Оборудование | 200’000 |
Первая партия продукции | 600’000 |
Рекламные расходы | 45’000 |
Итого | 1’000’000 |
Ежемесячные затраты
Статья расходов | Сумма, ₽ |
Арендные платежи | 80’000 |
Реклама | 20’000 |
Закупка товара | 150’000 |
Итого | 250’000 |
Разрешения и документы
Регистрация бизнеса
Для открытия винного магазина нужна лицензия от Роспотребнадзора. Однако это лицензия выдается только организациям, поэтому вам нужно зарегистрировать ООО. Также вам потребуется оформить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Документы для регистрации ООО
Заполните заявление по форме P11001 в одном экземпляре, приложите к нему решение учредителя или протокол общего собрания учредителей вместе с копией устава ООО. Также вам понадобятся документы, которые подтверждают наличие юридического адреса. Оплатить госпошлину можно в Сбербанке.
Выбор помещения
От выбора помещения напрямую зависит количество продаж. Вам подойдет помещение площадью не менее 50 кв м в центре города или людной части. Отдельно стоит позаботиться о месте и условиях хранения продукции.
Простого ремонта будет недостаточно. Внутри помещения необходимо создать воодушевляющую к покупкам атмосферу. Например, выкрашенные в винный оттенок стены, теплое точечное освещение, небольшая стойка для дегустации.
Аренда помещения – 80’000 рублей ежемесячно, затраты на ремонт – 150’000 рублей разово.
Оборудование
Винные бутылки не требуют специфического оборудования: подойдут стандартные прилавки, стеллажи, демонстрационные стойки, холодильники. Однако расходы на оборудование зависят от площади магазина и его дополнительных опций. Например, если вы предлагаете вино на розлив, то вам понадобится бочка с дозатором и краном, тара для розлива. Для проведения мини-дегустаций можно оборудовать небольшое пространство с барной стойкой и столами на высокой ножке.
Расходы на оборудование полностью зависят от площади магазина и задач, которые вы ставите. Ориентировочно на него уйдет не менее 200’000 рублей.
Как выбрать поставщика
Чем разнообразнее ассортимент, тем больше клиентов – хороший принцип, но не для винного магазина. Ассортимент должен быть правильно подобран, а не составлен на авось. Уделите внимание качеству, а не количеству. Держите на витрине не более 100 вин разных сортов и производителей.
Ориентироваться в винном разнообразии можно при помощи специализированной литературы. Рейтинговые журналы Wine Spectator, Winemag, Jeremy Oliver регулярно публикуют списки лучших напитков. Не стоит упускать из виду и народный рейтинг, например, сервис Vivino.
Кроме того, есть вина, которые не попадают в рейтинги, например, абхазские, грузинские, кагоры и другие. Если у вас есть контакты местных производителей, то можно сотрудничать с ними напрямую.
Не забудьте и про сопутствующие товары: бокалы, штопоры, декантеры. Можно продавать и другую алкогольную продукцию, но в гораздо меньшем количестве, чтобы не испортить репутацию исключительно винного магазина.
Первую партию вина закупите в соответствии со своим вкусом и предпочтениями, а дальше ориентируйтесь на обратную связь от покупателей. Держите в ассортименте бутылки разной ценовой категории. Первая партия вина и сопутствующих товаров – 600’000 рублей, последующие ежемесячные закупки – 150’000 рублей.
Персонал
Для продажи вина нужен высококлассный специалист. Не просто продавец, а консультант, который сможет ответить на любые вопросы покупателей и подобрать вино, которое нужно только им. Этим продавцом можете стать вы сами, поскольку такое непосредственное участие владельца делает общение с покупателями камерным.
Кроме того, это отличный способ сэкономить на текущих расходах в первое время, поскольку из-за крупных вложений на чистую прибыль получится выйти не сразу.
Как рекламировать бизнес
В дополнение можно создать винный магазин онлайн и завести отдельный сайт, который будет выполнять в том числе и рекламную функцию. Не забудьте создать аккаунт в Инстаграм, где вы будете делиться новостями со своими клиентами.
Хорошим способом привлечь внимание аудитории и повысить продажи станет проведение дегустаций, мастер-классы по искусству сомелье или просто лекции об истории вина. Такой культурный флер дополнительно популяризует напиток.
Плюсы и минусы бизнес-идеи
✅ К преимуществам проекта можно отнести:
❌ К минусам проекта можно отнести:
Реализация проекта сопряжена со многими сложностями, но при удачном стечении обстоятельств вы получите интересный и статусный проект. Перспективы его развития очевидны: от проведения дегустаций и организации курсов сомелье до сети магазинов. Пусть все получится!
Как открыть розничный магазин
Мы собрали в одну статью все, что нужно знать, если вы решили открыть розничный магазин с нуля
Анонимные предприниматели
Ведут бизнес в рознице
Открыть свой магазин с нуля непросто: надо найти помещение, подрядчиков, зарегистрировать бизнес, закупить товар и торговое оборудование. Подготовка к открытию может занять от нескольких месяцев до года, и на протяжении всего этого пути предпринимателю предстоит решить много задач и проблем.
Мы поговорили с несколькими предпринимателями и собрали в одну статью советы, как открыть розничный магазин, и о чем точно стоит побеспокоиться заранее. Для статьи за основу берем магазин, который работает в ТЦ или в отдельном помещении, интернет-магазин рассматривать не будем. Если вы планируете продавать в интернете, там будут другие нюансы и сложности.
Еще в статье не рассматриваем магазины, для которых нужна лицензия, например алкогольной или табачной продукции.
Статья будет полезна начинающим предпринимателям, например если вы планируете открытие магазина косметики или одежды.
Стоит ли вообще открывать свой магазин
Розничная торговля — сфера с высокой конкуренцией, вести в ней бизнес непросто. Вот с какими сложностями придется столкнуться:
Никто не даст гарантий, что бизнес начнет приносить доход. Успех магазина зависит от работы предпринимателя и еще множества внешних факторов, которые бывает трудно предвидеть.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Выбрать нишу
Чем важно. Ниша — это та часть рынка, в которой будет работать бизнес. Например, одежда — это сегмент, а отдельные магазины купальников, верхней одежды и нижнего белья — ниши этого сегмента.
От выбора ниши зависит стратегия развития, целевая аудитория, наличие конкурентов на рынке и стартовый капитал. То, что применимо к магазину парфюмерии, может не подойти для открытия магазина обуви.
Как сделать. На старте нужно провести сегментацию рынка — определиться, что и кому мы продаем, выбрать стратегию продвижения.
Чтобы сегментировать рынок, нужно ответить на вопросы:
Сегментация помогает определиться, как продавать товар и какие каналы принесут больше продаж. Важно сегментировать рынок и после открытия магазина, чтобы понимать, куда расти дальше.
На что обратить внимание. Легче всего выбрать ту сферу, о которой вы уже знаете. Если вы еще не занимались бизнесом, не стоит сразу идти в ту сферу, в которой вы не разбираетесь хотя бы на базовом уровне.
Например, если вы ранее работали с одеждой, такой магазин открыть проще, потому что у вас уже есть опыт работы и вы понимаете, с какими проблемами придется столкнуться. В знакомой сфере меньше времени уйдет на изучение особенностей бизнеса, поиск поставщиков и налаживание процессов.
Если вам нравится, как устроен чужой бизнес, или вы не хотите создавать свой бренд с нуля, стоит обратить внимание на франшизу. Франшиза — это когда предприниматель платит готовому бизнесу за возможность работать под его брендом.
Например, в городе работает несколько парикмахерских «Стрижка». Предприниматель платит владельцам франшизы первый взнос и ежемесячные отчисления за использование товарного знака, а за это ему рассказывают, как устроена работа этой парикмахерской, консультируют и помогают рекламировать его точку, например на общем сайте сети парикмахерских.
Изучить конкурентов
Чем важно. Какую бы сферу вы ни выбрали, в ней будут конкуренты. Чтобы привлечь покупателей, надо заранее продумать, чем вы будете отличаться от похожих магазинов и почему клиенты должны выбрать именно вас. Для этого нужно выявить тех, кто уже работает, и изучить их предложение.
Как сделать. Искать конкурентов можно в интернете, так же как клиенты искали бы ваш бизнес: через поиск в Google и Яндексе, на маркетплейсах и в социальных сетях. Для начала ищите компании, которые продают такие же продукты, как у вас.
Чтобы было удобнее рассмотреть отличия, лучше составить таблицу с такими пунктами:
После сравнения будет легко определить прямых и косвенных конкурентов.
Прямые — конкуренты, которые продают такой же или схожий товар и ориентированы на вашу аудиторию.
Косвенные — конкуренты, продукт которых похож на ваш, но отличается ценой или аудиторией.
Например, вы планируете продавать шампуни из Италии для парикмахерских премиум-класса. Прямые конкуренты — магазины, которые продают шампуни тех же производителей, что и у вас. С ними вы можете конкурировать только ценой товара и удобством покупки: качественным сервисом, удобным сайтом, бесплатной доставкой и другими бонусами.
У вас будут и косвенные конкуренты — российские шампуни для сетевых салонов. С ними вы можете конкурировать качеством товара и потенциальной выгодой, которую принесет парикмахерской использование более качественного шампуня.
На что обратить внимание. Решения и подход к бизнесу конкурентов могут стать ориентирами для начала работы. Советуем сходить к нескольким прямым и косвенным конкурентам и посмотреть, как устроен их бизнес.
Копировать чужой бизнес не стоит, но можно узнать новое в той сфере, в которой вы собираетесь работать. Например, вы не задумывались о бренде, а он продается у всех конкурентов.
Выбрать помещение
Чем важно. Вид помещения определяет, как будет выглядеть магазин. К вам будут как приходить целенаправленно, ради определенных товаров, так и просто заходить посмотреть с улицы, поэтому важно быть заметным для покупателей.
Удобное расположение и вывеска помогают бизнесу привлекать больше покупателей и наращивать узнаваемость. В магазины на первом этаже на первой линии клиенты заглядывают чаще, чем в магазины во дворе или на цокольном этаже.
Как сделать. За помощью в поиске можно обратиться к риелтору или искать помещение самостоятельно, но в таком случае это займет больше времени.
Искать самим можно на популярных сайтах, например на Авито и Циане. Независимо от того, какое помещение вы выберете, оно должно быть нежилым и соответствовать требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам.
Если выбранное помещение находится в жилом доме, советуем сразу познакомиться с местной управляющей компанией, которая его обслуживает. У них можно узнать расценки на вывоз мусора, спросить о возможности установить вывеску и о том, сколько придется платить за коммунальные услуги.
Это важно сделать до того, как подпишете договор аренды, чтобы избежать возникновения внезапных нюансов. Например, вы планируете установить наружную вывеску или кондиционер, а конкретно на этом доме их монтировать нельзя.
На что обратить внимание. Есть несколько критериев, которые помогут определиться с выбором помещения:
Если выбираете из нескольких вариантов, составьте таблицу с этими критериями для каждого из помещений. Так вы наглядно представите плюсы и минусы каждого и вам будет легче определиться с выбором.
Составить бизнес-план
Чем важно. Грамотный бизнес-план помогает определиться, сколько денег нужно вложить в бизнес, какое оборудование понадобится и когда окупятся вложения. Помимо этого, в бизнес-плане нужно определиться с примерной стоимостью каждого пункта: расходы на открытие магазина, постоянные расходы, переменные расходы и окупаемость.
Как сделать. Для начала можно просто собрать все данные в общую таблицу, расписать пункты доходов и расходов, указать среднюю цену и примерный объем продаж, на который вы планируете выйти. Цены могут меняться в зависимости от региона, специализации и площади магазина.
Вот какие расходы точно стоит заложить в примерный бизнес-план.
Что нужно | Что входит | Сколько стоит |
---|---|---|
Аренда | Площадь под магазин | 200 000 ₽ |
Ремонт | Подготовка стен, проведение электричества | 100 000 ₽ |
Вывеска | Световой короб с названием магазина | 100 000 ₽ |
Торговое и кассовое оборудование | Витрины, стеллажи, прилавок кассира, онлайн-касса | 250 000 ₽ |
Мелкие расходы | Форма для продавцов, канцтовары, упаковка | 30 000 ₽ |
Продвижение бизнеса | Ведение социальных сетей, запуск рекламы | 100 000 ₽ |
Итого | 780 000 ₽ |
Пример таблицы с основными расходами на открытие магазина
Какие еще пункты важны для составления бизнес-плана:
Дальше надо построить прогноз выручки и прибыли. Чтобы это сделать, посчитайте средний чек и сделайте три расчета по количеству продаж в день: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.
Чтобы понять, какое количество продаж брать за основу расчета, понаблюдайте за количеством продаж у конкурентов. Для этого можно прийти в магазин ближе к вечеру, совершить покупку и посмотреть номер чека за день.
Когда посчитаете выручку, отнимите от нее все операционные расходы: закупка товара, аренда, зарплата, продвижение, налоги — так вы получите прибыль за месяц.
Посчитайте, сколько месяцев у вас уйдет при разных сценариях, чтобы отбить изначальные деньги, которые вы планируете вложить в открытие бизнеса.
Подробно про построение финмодели рассказываем в отдельной статье — внутри шаблон таблицы и примеры расчетов. Это самый важный этап: так вы поймете, сколько вам нужно продавать, чтобы вывести бизнес в плюс.
На что обратить внимание. Бизнес-план можно заказать у специалиста или написать самостоятельно. Готовые шаблоны из интернета лучше использовать как базу, которую вы можете скорректировать под себя. Например, Тинькофф запустил платформу, где подробно описаны старты разных видов бизнеса, с цифрами и реальными историями предпринимателей.
Зарегистрировать бизнес
Чем важно. Чтобы вести бизнес легально, его нужно зарегистрировать: открыть ИП, ООО или стать самозанятым. Для розничного магазина подойдут только два варианта из трех: ИП или ООО.
Для старта вам, скорее всего, подойдет ИП. После регистрации надо будет выбрать систему налогообложения, от нее будет зависеть, как много налогов придется платить и какую отчетность сдавать.
Как сделать. Чтобы зарегистрировать бизнес, нужно выбрать режим налогообложения, подготовить документы и подать заявку в налоговую.
Мы собрали всю необходимую информацию в отдельные инструкции:
В этих статьях подробно описываем, какая форма бизнеса и система налогообложения подойдет в каждой ситуации, какие документы понадобятся и как их заполнять.
Если вы не хотите разбираться в тонкостях или боитесь допустить ошибку, зарегистрируйте бизнес через Тинькофф: мы проконсультируем по выбору системы налогообложения, подготовим и проверим все документы и сами отправим их в налоговую.
Это бесплатно, госпошлину платить не нужно.
На что обратить внимание. Розничному магазину с офлайн-точкой после регистрации бизнеса нужно уведомить Роспотребнадзор о начале работы. Легче всего это сделать через портал госуслуг, тогда не придется ходить в территориальное управление.
Также стоит обратить внимание на дополнительные налоги для розницы. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе это торговый сбор — фиксированная сумма, которую должны платить некоторые предприниматели в сфере торговли.
Открыть расчетный счет для бизнеса
Чем важно. Расчетный счет нужен, чтобы оплачивать потребности бизнеса: аренду помещения, коммунальные услуги, налоги и зарплаты сотрудников. Розничному магазину работать без расчетного счета не получится.
Как сделать. Чтобы открыть расчетный счет в банке, ему нужно представить документы. Набор документов у каждого банка свой: например, в Тинькофф Бизнесе для ИП достаточно паспорта, для ООО — паспорта директора, приказа о его назначении и устава.
Узнать точный список документов для вашего банка можно на официальном сайте или по телефону горячей линии.
На что обратить внимание. У каждого банка свои условия и продукты. Нужно прикинуть, что вам пригодится для магазина, и выбирать исходя из этого.
Какие параметры сравнивать:
Если вы выбрали несколько банков и сложно определиться, почитайте отзывы в интернете о каждом. Так можно узнать, с какими проблемами сталкиваются клиенты, как их решают и как им помогает банк.
Найти поставщиков
Чем важно. Магазины закупают товары у поставщиков по оптовым ценам. Чем больше магазин купит товара, тем ниже цены за единицу предложит поставщик. Это выгодно всем: поставщик продаст больше товара, магазин предложит выгодные цены покупателю, а покупатель купит больше и посоветует другим.
Как сделать. Для поиска поставщиков стоит задействовать все каналы: искать в интернете, по информации на упаковке аналогичных товаров, через конкурентов или на профильных выставках. Чтобы выбрать подходящих поставщиков, запросите у компаний прайс-листы и узнайте условия, затем сравните их и определите самых выгодных.
Что стоит уточнить у поставщика перед началом работы:
На что обратить внимание. Базу поставщиков нужно постоянно актуализировать. С одними вы будете работать годами, а другие будут менять условия, повышать цены или, например, перестанут продавать нужное. В среднем магазины работают одновременно с 3—5 компаниями, чтобы мониторить лучшие условия и защититься от риска, что поставщик подведет или закроется.
Установить торговое оборудование
Чем важно. Прежде чем открывать свой магазин, нужно обставить магазин мебелью и расставить товар. Легче всего работать с квадратной или прямоугольной площадью: проще продумать расположение мебели и сделать замеры.
Как сделать. Мебель можно купить готовую или сделать на заказ. Готовая мебель стоит дешевле, но придется выбирать из ассортимента изготовителя. Мебель под заказ стоит дороже, зато можно обыграть особенности помещения, например небольшие ниши или углубления. Загромождать площадь не стоит, покупатели должны свободно перемещаться по магазину, не задевая товар и не ударяясь об острые углы.
На что обратить внимание. Часто на старте у предпринимателя ограничены средства и он ищет, на чем сэкономить. Если бюджет небольшой, то можно поискать б/у мебель, например на Авито. Мебель с рук стоит дешевле, еще с продавцами можно поторговаться.
Перед покупкой замерьте свое помещение, чтобы не прогадать. Осмотрите мебель на наличие брака или поломок, за них тоже можно попросить скидку.
Установить онлайн-кассу и подключить эквайринг
Чем важно. Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который хранит все данные о доходах компании и отправляет их в налоговую. С 1 июля онлайн-кассу обязаны подключать все компании и ИП, которые принимают деньги от физлиц. Без кассы работать нельзя.
Еще для работы в рознице потребуется торговый эквайринг для оплаты банковской картой. Эквайринг не обязателен по закону, но работать без него невыгодно: клиент без наличных не сможет оплатить покупки, а магазин заработает меньше.
Эквайринг можно интегрировать с кассой или сразу подключить устройство «два в одном». Например, онлайн-кассу-эквайринг «Акси» — в Тинькофф Бизнесе мы выдаем ее в аренду бесплатно при подключении торгового эквайринга.
Как сделать. Порядок действий такой: сначала подключаем онлайн-кассу, а затем — эквайринг.
Для подключения кассы нужно:
С эквайрингом бюрократии меньше, его не нужно регистрировать в налоговой и ждать проверки. После установки магазин может сразу принимать оплату от покупателей.
Как подключить эквайринг:
Эквайрингом лучше заняться заранее, за пару недель до открытия магазина. Тогда будет запас времени, чтобы правильно настроить и протестировать терминал и к открытию магазина все работало без сбоев.
На что обратить внимание. При выборе онлайн-кассы важно, чтобы модель кассы была в реестре на сайте налоговой. Если купить кассу не из реестра, ее не получится зарегистрировать, а за использование компанию или ИП могут оштрафовать. Все кассы Тинькофф Бизнеса есть в реестре.
В случае с эквайрингом нужно ориентироваться на выгоду для бизнеса. Сравните, на каких условиях банки дают терминалы, какой процент комиссии берут за каждую операцию и какие есть нюансы. Например, некоторые банки не отправляют платежи в выходные и праздничные дни, что неудобно, если вы работаете каждый день.
Нанять сотрудников
Чем важно. В магазине много работы: нужно принимать товар от поставщика, раскладывать его по витринам, обслуживать посетителей и считать деньги. Со всем этим не справиться без помощи.
Как сделать. Сотрудников можно искать на популярных сайтах поиска работы, например через HeadHunter. Сформулируйте требования к соискателю и разместите объявление о вакансии.
Что прописать в тексте объявления:
После этого объявление о вакансии можно публиковать и принимать отклики.
На что обратить внимание. После того как нужное количество сотрудников вы набрали, важно их трудоустроить и правильно подготовить документы.
Если кратко, порядок действий такой:
Оформить сотрудника — обязанность работодателя, на словах работать нельзя. Если налоговая узнает, может привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.
Проверить маркировку на товарах
Чем важно. Маркировка — это уникальный код с информацией о товаре: дата производства, наименование производителя и срок годности. Такую маркировку можно увидеть на продуктах питания, одежде, алкогольной и табачной продукции. Список товаров для маркировки постоянно пополняется, сейчас из популярных товаров для розницы в него входит обувь, парфюмерия, некоторые виды одежды.
Цель маркировки — выявлять поддельные товары на рынке. За продажу товаров без маркировки магазину грозит штраф до 300 тысяч рублей и конфискация этих товаров.
Как сделать. Прежде чем приступать к подключению маркировки, уточните, попадают ли ваши товары под этот закон. Для этого перейдите на сайт «Честный знак» — на главной странице будет список всех товаров, которые нужно маркировать.
Если маркировка нужна, порядок действий такой:
Дополнительно можно настроить интеграцию с вашей CRM-системой, например с 1С. В этом случае вручную проверять каждый код товара не нужно, закупка и продажа отобразятся в электронном счете-фактуре или в универсальном передаточном документе. Информация о кодах будет в документе.
Если все работает правильно, при продаже товара покупателю информация о товаре поступает в систему «Честный знак» и товар автоматически снимается с учета.
На что обратить внимание. Информацию о маркировке нужно постоянно актуализировать. Если сегодня ваш товар еще не нужно маркировать, его могут добавить в список через месяц, и тогда придется оперативно подключаться к системе маркировки.
Самому магазину наносить маркировку не нужно. Важно следить за тем, чтобы товар приходил от поставщика уже с маркировкой. Если вы нашли товар без маркировки, продавать его нельзя, нужно связаться с поставщиком и вернуть товар. За продажу товара без маркировки предусмотрены штрафы от 5000 до 300 000 ₽ для должностных лиц, ИП и компаний.
Что делать после открытия
После того как вы открываете свой магазин, задачи не заканчиваются. Теперь нужно вести учет товаров, постоянно привлекать в бизнес клиентов и развивать свой магазин.
Подключить систему учета товара. Учет товара помогает видеть рентабельность магазина в цифрах: сколько товара продали, сколько закупили у поставщика, какая часть вышла в просрочку или пришла бракованной. Также в системе видны финансовые показатели, например сколько заработал магазин за месяц или за квартал.
Вести учет можно как в обычных Excel-таблицах, так и с помощью специальных программ, например 1 узнать, какие предложения есть на рынке для магазинов разного размера, и выбрать для себя оптимальный вариант.
Настроить программу лояльности для покупателей. Программа лояльности — это бонусы, которые магазин предлагает покупателям. К ним относятся акции, подарки за покупку, скидки, кэшбэк и партнерские программы. Такие программы стимулируют покупателей возвращаться именно в ваш магазин и покупать больше.
Например, клиенту дарят купон со скидкой 15% на вторую покупку — и у него теперь есть мотивация вернуться в магазин и купить еще.
Программа лояльности должна быть понятной и выгодной покупателям. Например, скидка 5% по карте покупателя за подписку в социальных сетях — это простая и понятная акция, а если давать эти же 5% за привлечение в магазин 20 человек, вряд ли много покупателей станут так заморачиваться.
Нельзя давать скидки наобум — надо рассчитывать, как это скажется на вашей прибыли и продажах. Каждый процент скидки может кратно влиять на итоговую прибыльность магазина.
Сделать сайт. Отсутствие продаж в интернете — упущенная выгода для магазина. Многие покупатели предпочитают заказывать в интернете и получать покупку с доставкой на дом, а не ездить самостоятельно.
Необязательно сразу заказывать дорогой сайт. На старте достаточно собрать небольшой сайт в конструкторе, например в Тильде или бесплатном конструкторе сайтов от Тинькофф Бизнеса. Там можно собирать сайт из базовых блоков, сразу размещать товары и рекламировать магазин.
Заняться продвижением в интернете и социальных сетях. Реклама в социальных сетях помогает клиентам узнать о магазине и изучить ассортимент. Также соцсети полезны тем, что в них можно настроить рекламу по целевой аудитории за небольшие деньги.
Дополнительно можно привлечь к раскрутке блогеров с целевой аудиторией. Например, купить рекламу у кулинарного блогера, если продаете посуду. Даже если после рекламы не будет большого потока продаж, это повысит узнаваемость магазина и люди могут вернуться, когда им понадобится ваш товар.