Что нужно чтобы открыть косметический салон
Когда салону красоты нужна медицинская лицензия и как её получить
Парикмахер, мастер маникюра и косметолог — тройка, способная закрыть все потребности клиентов в салоне красоты. Но такая комбинация может усложнить жизнь владельцу салона: придётся получать медицинскую лицензию. Рассказываем, какие услуги можно оказывать без лицензии, в каких случаях она нужна и как её получить.
Косметические — бытовые услуги. Чтобы стать мастером маникюра, красить брови хной или прокалывать мочки ушей, сотруднику не нужна лицензия. Всё это — бытовые услуги. Если хотите предлагать их клиентам в салоне, специальные разрешения не нужны. Ваш салон должен работать по « Правилам бытового обслуживания населения ».
Косметологические — медицинские услуги. Чтобы делать инъекции ботокса, массаж и эпиляцию, нужна лицензия. Косметология — это наука и область медицины, поэтому такие услуги считаются медицинскими. Ваш салон должен работать по « Правилам предоставления платных медицинских услуг ».
Список медицинских услуг Минздрава довольно большой и в нём перечислены не только косметологические услуги, которые оказывают в салонах. Чтобы разобраться, сделайте так:
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Например, в вашем салоне можно сделать контурную пластику лица. Вводим в поиск в браузере запрос «контурная» и видим — это медицинская услуга, значит для неё нужна лицензия
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Чтобы не ошибиться с выводами, попробуйте написать названия по-разному. Например, по запросу «дарсонваль» в поиске ничего нет. Услуга, которую оказывают в салонах, в перечне Минздрава называется «дарсонвализация»
Спорные ситуации. Индустрия красоты развивается быстрее, чем российское законодательство в этой сфере. Не всегда можно чётко определить, к каким услугам относится конкретная процедура, к бытовым или медицинским.
Например, шугаринг многие считают бытовой услугой, так как волосы удаляют с помощью сахарной пасты, а не медицинского аппарата. Процедуру достаточно просто сделать в домашних условиях, она не требует специального оборудования. Но при этом нарушается целостность кожного покрова, а такое вмешательство требует медицинской лицензии. В этом споре суд на стороне тех, кто считает шугаринг медицинской услугой, так как это один из видов депиляции, а депиляция входит в номенклатуру медицинских услуг Минздрава. Если сомневаетесь по поводу какой-то услуги, лучше проконсультироваться с юристом, чтобы потом не платить штраф и не бегать по судам.
В Республике Коми на баннере с рекламой салона красоты среди прочих услуг были перечислены массаж и шугаринг. В антимонопольной службе решили, что салон рекламирует медицинские услуги и не напоминает о противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистом, как того требует закон. Салон оштрафовали на 100 000 ₽.
В апелляционном суде владельцы салона пытались доказать, что массаж и шугаринг — бытовые услуги, а значит, их реклама ничего не нарушает. Суд не согласился. Шугаринг и массаж признали медицинскими услугами, штраф не отменили.
Кто может открыть косметологический салон и работать в нём
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование. Одного диплома будет недостаточно, нужен ещё стаж работы по специальности:
На форумах часто пишут, что если у вас нет медицинского образования, достаточно окончить медучилище, на это уйдет всего несколько лет. Но не забывайте, что вам придётся подтвердить стаж работы по медицинской специальности, а для этого нужна запись в трудовой книжке.
Если у вас нет медицинского образования, открывайте ООО. Но чтобы получить лицензию, придётся нанять медицинских специалистов на должность руководителя салона и его заместителей. У них должны быть дипломы и трудовые книжки с подтверждением стажа.
Все сотрудники вашего салона, которые делают инъекции и другие косметологические процедуры, тоже должны быть медиками. Косметологические услуги может оказывать только врач-косметолог. Специалисту недостаточно коротких курсов — у него должен быть диплом и сертификат об обучении в области медицины.
Как получить лицензию
Лицензию на медицинскую деятельность выдаёт Росздравнадзор. Чтобы её получить, нужно заплатить пошлину, собрать документы по списку и заполнить заявление.
Вот документы, которые нужно приложить к заявлению:
Заявление можно подать тремя способами:
Заявление рассматривают в течение 30 дней.
Что будет за работу без лицензии
В салон может прийти проверка, например, по жалобе клиента, которому не выдали чек. Если инспектор увидит, что вы оказываете медицинские услуги, у вас могут попросить лицензию. Если лицензии нет — оштрафуют ( ч.2 ст.14.1 КоАП ):
Но только штрафом отделаться не получится. После того, как вы его заплатите, лицензию всё равно придётся получить или отказаться от косметологических услуг.
Подытожим
Услуги салонов красоты делятся на косметические (бытовые) и косметологические (медицинские). Для бытовых услуг лицензия не нужна, для медицинских — нужна.
Если в вашем салоне красоты много разных услуг и вы сомневаетесь, нужна ли лицензия, составьте список услуг и проверьте их в перечне Минздрава. Если хоть одна услуга салона окажется медицинской, придётся получать лицензию. Если ситуация спорная, проконсультируйтесь с юристом.
ИП может открыть косметологический салон, только если у самого предпринимателя есть медицинское образование и стаж работы по специальности. Если медицинского образования нет, можно открыть ООО. Но на должность руководителя салона и его заместителей всё равно придётся нанять медиков с дипломами и стажем.
Чтобы получить лицензию на медицинскую деятельность, нужно собрать документы, заполнить заявление, оплатить пошлину и подать эти бумаги в Росздравнадзор.
Если оказывать медицинские услуги без лицензии, при проверке могут оштрафовать. После уплаты штрафа лицензию всё равно придётся оформить.
Бизнес план запуска салона красоты
Описание бизнеса
Суть бизнеса: cалон красоты экономкласса с услугами парикмахера, косметолога и мастера ногтевого сервиса. Дополнительный доход с продажи косметических средств.
Клиенты: местные жители, в основном женщины от 20 до 55 лет.
Повод зайти: сделать плановую стрижку, обновить маникюр и педикюр, сделать укладку к праздничному вечеру, пройти курс процедур у косметолога.
Чтобы у вас была не абстрактная, а реальная картина, мы рассчитали цены для запуска в Москве. Мы — это Тинькофф Бизнес и Корпорация МСП, которая поддерживает малый и средний бизнес со стороны государства.
Чтобы запуститься, нужно изучить законы и разобраться с помещением, сотрудниками и закупками.
Закон и документы
После регистрации ИП ставят на общую систему налогообложения, но она выгодна не всем видам бизнеса. Чтобы не переплачивать налоги, сразу перейдите на другую систему, написав заявление. Как ее выбрать — рассказываем в видео:
Выбираем систему налогообложения
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое отправляет информацию о покупке клиентам и в налоговую. Почитайте наш разбор о том, что теперь обязательно по закону об онлайн-кассах.
Открыть расчетный счет в банке. Счет нужен, если вы:
Обычно для открытия счета достаточно заявления, паспорта ИП и выписки из единого госреестра ИП (ЕГРИП).
Тинькофф Бизнес — это банк для предпринимателей. Мы специализируемся на малом и микробизнесе — у нас выгодные тарифы для компаний с малыми оборотами, а еще мы помогаем с отчетами и бухгалтерией. Посмотрите наши предложения для бизнеса.
Подключить торговый эквайринг. Чтобы принимать к оплате карты, нужен терминал. Но сам по себе терминал не работает, нужно подключить услугу от банка — торговый эквайринг.
Терминал, например, такой
Разобраться с документами.
Для работы нужно получить разрешительные документы:
Перед началом работы предупредите Роспотребнадзор — отправьте уведомление по адресу ведения бизнеса или подайте его через МФЦ. Скачать шаблон уведомления можно с сайта Роспотребнадзора.
Цены для запуска в Москве
Производственный план
Помещение
Арендовать помещение. Рекомендуемая площадь: 100 м².
Аренда + коммунальные расходы: 140 000 ₽ в месяц.
Если арендовать помещение в ТЦ, часть забот о противопожарной безопасности перейдет к администрации центра. Вывоз мусора и размещение вывески, скорее всего, придется согласовывать с администрацией ТЦ — зависит от договора аренды.
Договориться об арендных каникулах. Арендодатель может пойти на уступку и не взять плату за аренду, пока вы занимаетесь ремонтом. По закону он не обязан так делать, но в бизнесе понятие о каникулах есть. Если договоритесь, пропишите это в договоре.
Купить оборудование
Кресла для клиентов | 200 000 ₽ |
Прибор для стерилизации инструментов | 50 000 ₽ |
Кондиционер | 45 000 ₽ |
Мойка | 23 000 ₽ |
Косметические лазеры | 28 000 ₽ |
Рабочее место мастера | 20 000 ₽ |
Детское кресло | 10 000 ₽ |
Мебель для ресепшена | 15 000 ₽ |
Специальная кушетка | 11 000 ₽ |
Компьютер | 45 000 ₽ |
Телевизор | 50 000 ₽ |
Кассовый аппарат | 24 000 ₽ |
Нагреватель воска или сахара | 3000 ₽ |
Стеллажи, полки, тумбочки, витрины | 70 000 ₽ |
Плойки, фены, инструменты для стрижки | 37 000 ₽ |
Зеркала, лампы, телефон | 25 000 ₽ |
Противопожарная система | 69 000 ₽ |
725 000 ₽
Оформить уголок потребителя с книгой отзывов и предложений, регистрационными документами и Законом о правах потребителей.
Организационный план
Сотрудники
Администратор: два сотрудника, которые принимают звонки, ведут запись клиентов и работают с кассой.
Парикмахер-стилист: 2 человека. Работают в плавающем графике, принимают клиентов по записи. Делают стрижки, повседневные и праздничные укладки.
Косметолог: проводит разовые косметологические процедуры и курсы лечебных.
Мастер по маникюру и педикюру: снимает старое покрытие, проводит ухаживающие процедуры, делает дизайн ногтей и цветное покрытие.
Уборщица: поддерживает чистоту в зале.
Бухгалтер понадобится раз в квартал, когда нужно будет отчитываться перед ФНС. Можно платить за услуги бухгалтера разово, когда он нужен. А можно стать клиентом Тинькофф и пользоваться бесплатной онлайн-бухгалтерией.
Найти и трудоустроить
Администратор 2 ставки | 110 000 ₽ |
Парикмахер—стилист, 2 ставки | 109 000 ₽ |
Косметолог | 54 700 ₽ |
Мастер по маникюру и педикюру | 48 300 ₽ |
Уборщица на полставки | 24 000 ₽ |
Бухгалтер на аутсорсе | 8000 ₽ |
354 000 ₽
Мы посчитали зарплаты сотрудников с учетом тех налогов, которые нужно за них платить. Мы добавили минимальный процент к окладу — 30,2%, но он может быть выше.
Все налоговые тонкости разобрали в статье.
На запуск потребуется 2 млн ₽
Финансовый план
Закупка
Запастись расходными материалами:
Как открыть семейную парикмахерскую в небольшом городе
Пару лет назад Светлана Трусагина резко оставила один семейный бизнес ради другого важного дела — реализации идеи семейной парикмахерской, которая тогда для ее родного города Ухта была уникальной. Всего за месяц удалось найти помещение, сделать в нем ремонт, привлечь специалистов. Уже через девять месяцев небольшой бизнес вышел на самоокупаемость.
О том, как удалось за столь рекордные сроки запустить бизнес-проект, насколько перспективно развитие такого направления, как продажа франшизы, почему небольшие парикмахерские сталкиваются с проблемами привлечения персонала, Светлана Трусагина рассказывает в интервью «Контур.Журналу».
Выбор ниши для бизнеса
Мысль о том, чтобы открыть свой бизнес, появилась два года назад. Мы с мужем хотели открыть в Ухте что-то такое, чего еще не было, и стали подыскивать бизнес-идеи. Категорически не хотелось связываться с торговлей. В этой сфере я проработала десять лет и знала, что рынок уже перенасыщен предложениями.
До открытия салона у меня был опыт ведения семейного бизнеса. Мои родители владеют розничными магазинами обуви, и на протяжении десяти лет я им сильно помогала в этом деле. За это время я успела побывать в нескольких ролях: менеджера по рекламе, бухгалтера, директора магазина.
Родители были против того, чтобы я покинула семейный бизнес. Но это все же произошло, поэтому два года назад я в буквальном смысле все начинала с нуля — в кредит, без какой-либо финансовой помощи. Зато за десять лет я накопила уникальный опыт, даже тренинги для персонала вела — обучала администраторов и продавцов.
В процессе поиска идеи для бизнеса мы остановились на варианте с развитием детского направления. Изначально думали о том, чтобы открыться по франшизе и даже выбрали для себя одну. Но люди сильно затягивали переговоры, а нам нужно было действовать быстро, так как в тот момент я находилась на девятом месяце беременности. В итоге мы отказались от этой идеи и выбрали название, которого ни у кого нет, чтобы можно было зарегистрировать свой бренд и потом уже продвигать свою франшизу.
На регистрацию товарного знака документы мы подали сразу, еще до открытия салона, так как в России это достаточно длительный процесс, который занимает 16 месяцев. Сам салон мы открыли буквально за месяц.
На рынок сразу вышли с концепцией семейной парикмахерской, предварительно проанализировав опыт существующих российских проектов, в том числе и детских парикмахерских. Мы обратили внимание на то, что многие ориентируются конкретно на детей, но мы подумали, что не стоит сужать круг клиентов. Дети всегда приходят в парикмахерскую не одни, а с родителями, бабушками, дедушками, которым тоже можно предложить услуги. Поэтому было решено сразу рекламировать и позиционировать бизнес как парикмахерскую для всей семьи.
Документы и выбор помещения
Мы, как, наверное, многие новички, думали, что для открытия салона нам потребуется куча документов. Поэтому заранее стали интересоваться этим вопросом: обращались в Роспотребнадзор, санэпидемстанцию, пожарную инспекцию. Как оказалось, процедуру давно упростили. Нас успокоили и попросили только уведомить письмом Роспотребнадзор об открытии бизнеса. Сказали, что раньше, чем через три года к нам никто не придет с проверкой, если в течение этого периода на нас не будут поступать жалобы. Таким образом, для открытия салона из документов нам потребовался только договор аренды.
Конечно, если вы хотите оказывать косметологические услуги, нужна медицинская лицензия. И ради нее придется побегать, так как здесь уже будут более жесткие требования и к помещению, и к профессионалам — в штате должен быть врач-дерматолог с определенным опытом работы. Если просто открывать салон красоты с парикмахерской, маникюрно-педикюрными услугами (сейчас даже прокол ушей относится к бытовым услугам), то все гораздо проще, нет бумажной волокиты.
Мы предлагаем только парикмахерские услуги и маникюр. Поэтому нам хватает небольшого помещения — всего 45 кв.м. Нам очень повезло с помещением, так как много времени на поиск тратить не пришлось. Как-то муж катался на велосипеде, проезжал мимо и увидел, что сдается помещение. Мы сразу его посмотрели, оно нас устроило, и мы быстро смогли договориться с арендодателями. Для ремонта мы нанимали бригаду.
Сейчас для открытия салона необходим стартовый капитал в размере от 900 000 руб. до 1,5 млн. Все зависит прежде всего от площади помещения. Если брать площадь как у нас — 45 кв.м, то можно уложиться в 1 млн руб. Есть вещи, на которых можно сэкономить. Но мы на начальном этапе инвестировали в бизнес 1,3 млн руб., так как старались все сделать идеально сразу.
Кадровая проблема
На первых порах сложности возникли с подбором кадров. Главный вопрос заключался в том, где искать людей. Причем мы были заинтересованы в привлечении опытных специалистов. Многие набирают новичков, сразу теряют репутацию и, соответственно, клиентов. Мы хотели избежать таких проблем.
Подбор кадров — это самый больной вопрос. И не только для регионов, но и для Москвы. К сожалению, большинство молодых людей сегодня хотят зарабатывать, но не хотят работать. Среди них много безответственных, которые могут просто позволить себе не выйти на работу.
Задачу с поиском персонала мы решали в первую очередь через знакомых. Почти все, кто пришел к нам по рекомендации, работает у нас до сих пор. Это основной костяк команды. Со временем, конечно, состав расширялся, пополнялся новыми людьми. Но в итоге, я считаю, нам удалось сформировать хороший коллектив из опытных мастеров. На сегодняшний день в Ухте у нас работает порядка 12 человек.
Какая реклама эффективна
Для привлечения клиентов мы используем разные каналы. Очень хорошо работает «ВКонтакте». Если им серьезно заниматься, то вы практически получаете бесплатную работающую рекламу. Но в каждом городе по-разному, поэтому мы наблюдаем, анализируем, что эффективно. В Ухте, например, мы используем «ВКонтакте» и периодически публикуем статьи в местных газетах, которые бесплатно распространяются по почтовым ящикам. Это не только рекламные, но и рекламно-новостные материалы. Как правило, после статей мы получаем неплохой отклик.
Как показала практика, радио у нас в городе дает нулевой результат. Телевидение — слишком дорогое удовольствие, и здесь приходится взвешивать, стоит ли вообще вкладываться в такую рекламу. Мы не отказываемся и от классического варианта продвижения — листовок. Правда, до сих пор приходится раздавать их самой, потому что я не могу найти человека, который бы делал это ответственно и с энтузиазмом. В данном случае нужно исходить из того, что если ты хочешь сделать это хорошо, то лучше сделай сам. Если не хочешь делать сам и готов кому-то делегировать эту задачу, то постоянно контролируй человека, иначе просто спустишь деньги на ветер. У нас были случаи, когда листовки раздавали с кислым лицом или вообще выбрасывали.
Перспективы
Считается, что салонный бизнес окупается до трех лет. Но нам повезло — мы окупились всего за девять месяцев. И что нас действительно радует, так этот факт, что показатели салона от месяца к месяцу растут. Мы постоянно их анализируем и сравниваем с цифрами предыдущего года.
На сегодняшний день по нашей франшизе работают два салона в Екатеринбурге и один в Москве. Люди проявляют интерес к нашей франшизе, мы постоянно получаем отклики. Многие, кто задумывается о своем бизнесе, но не имеет стартового капитала, просят их кредитовать, но мы объясняем, что не являемся кредитной организацией и не предоставляем деньги на открытие бизнеса. К сожалению, сейчас получить кредит в банке стало сложнее, многим отказывают. Но в планах на ближайшее время у нас развитие франшизы, ее продвижение в других городах.
Не так давно мы открыли еще семейный детский центр, который днем в будни работает как ясли, а вечером и по выходным — как место, где проводятся дополнительные развивающие занятия для детей, дни рождения и праздники.
Сегодняшняя кризисная ситуация в экономике не так сильно отразилась на нашем бизнесе. Могу сказать, что пока кризис затронул только такую услугу, как маникюр, поскольку все остальное не так сильно завязано на продукции. В маникюре используются дорогие гель-лаки, на которые цены подскочили почти в два раза. Мы не могли не поднять цены на эту услугу в своем салоне, и маникюр сразу же просел в продажах. Но мы ожидаем, что постепенно ситуация выровняется, и люди привыкнут к новым ценам. Что касается остальных услуг, то на них мы цены не поднимали.
Сейчас, спустя время, я могу сказать, что любому предпринимателю, независимо от сегмента, в котором он работает, чтобы достичь успеха, нужно работать, работать и еще раз работать, не отчаиваться и не опускать руки. Проблема в том, что многие сдаются именно на первом этапе, когда нужно всего лишь потерпеть, ведь на раскрутку любого бизнеса требуется время.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что нужно чтобы открыть косметический салон
Мы продолжаем рассказывать о том, как открыть собственный бизнес в разных сферах. Мы уже публиковали инструкции для тех, кто хочет открыть кафе или отель. Сегодня говорим про бизнес в салонной индустрии и прокладываем путь, который предстоит пройти начинающему предпринимателю.
Общая заинтересованность в косметологическом и эстетическом сервисах продолжает расти, и при верном подходе будущий предприниматель может уверенно занять свое место в салонной бизнес-нише. Доходность бизнеса в индустрии будет зависеть от изюминки заведения, верно или неверно рассчитанной экономики салона, методов продвижения и ваших управленческих способностей.
Чтобы сократить круг задач при открытии салона и снизить риски, предприниматели могут приобрести франшизу известного бренда. Франчайзер поможет с дизайн-проектом и ремонтом, с командой и обучением персонала, разрешительными документами, закупкой рабочей продукции и многим другим. Безусловно, у франчайзера почти всегда есть конкретные требования к новой точке. Будьте готовы, что он станет контролировать вашу работу, следить за тем, соблюдаются ли стандарты качества.
Так что, с одной стороны, франчайзинг — это оптимальный вариант, чтобы получить отлаженную организацию бизнес-процессов и выгоду с репутации бренда, тем самым сэкономив на рекламе. С другой стороны, у вас не будет монополии на принятие решений в собственном бизнесе.
Открывая салон, отдавайте себе отчет в том, какую услугу, какой локальный продукт вы продвигаете, чем вы лучше остальных. История по принципу «я открою еще один такой же салон», как правило, не срабатывает.
Забегая вперед, скажу, что боли с нашим салоном мы пережили так много, что в конечном счете радостно его закрыли. Почему? Салонный бизнес невероятно сложный, и связано это в первую очередь с тем, что требования к уровню сервиса в России, и тем более в Москве, находятся на каком-то запредельном уровне. Клиент выбирает из множества мест, где он может купить услугу, и требования к качеству у него высокие. Если клиента не устроит качество услуги или что-то еще в салоне, очень вероятно, что он в следующий раз пойдет за ней куда-то еще. Соответственно, у первого салона уменьшится поток клиентов и он в конце концов закроется.
Вы определились с типом и концепцией салона красоты — теперь нужно понять масштаб инвестиций. Исходя из цифр, начинайте работать над финансовой моделью бизнес-плана вашего предприятия.
Прединвестиционные исследования сформируют выводы о рентабельности будущего бизнеса. Маркетинговый анализ поможет рассчитать плановые издержки и доходы салона красоты — он также должен быть отражен в вашем бизнес-плане.
Бизнес-план салона красоты надо составить с учетом:
● определения целевой аудитории;
● ориентировочного перечня услуг;
● доходной и затратной частей;
● окупаемости предприятия;
● среднего чека.
Теперь вам надо зарегистрировать бизнес и открыть счет.
О том, какая юридическая форма подойдет вашему будущему бизнесу, мы писали в этой инструкции. В заявлении на регистрацию нужно будет указать основной вид деятельности: для салона красоты подойдет код ОКВЭД 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Это основной ОКВЭД, можно также указать сколько угодно дополнительных:
● 47.75 — продажа косметических товаров и средств личной гигиены;
● 47.19 — розничная торговля в неспециализированных магазинах;
● 96.04 — деятельность соляриев и салонов для похудения;
● 96.09 — предоставление персональных услуг, которые не включены ни в одну другую группировку.
Расположение вашей студии очень важно. Для салона красоты эконом- и среднего класса важно, чтобы вокруг была хорошая инфраструктура, через него проходил пешеходный трафик и поблизости находилась транспортная развязка. Предприятиям премиум- и люкс-классов необходимо располагаться в престижном районе (ищите места с частной парковкой) и обладать таким же престижным соседством в лице ближайших предприятий.
Помещение вашего будущего салона красоты должно соответствовать требованиям, закрепленным правилами СанПиН 2.1.2.2631-10 от 18 мая 2010 года № 59. Правила обязывают салоны оборудовать отдельный вход и вентиляцию, не совмещенную с квартирами; салоны не должны располагаться в подвальном помещении или быть объектами жилого фонда; нужны отдельные кабинеты для разных процедур, разделенное на зоны пространство и другое. Если остановите выбор на помещении в крупном ТЦ, также надо будет учесть дополнительные требования его владельцев — например, провести вентиляцию и подачу воды.
Начинающему предпринимателю я рекомендую не гнаться за большими площадями и престижнейшими районами. Возьмите небольшое количество квадратов в проходимом месте, и у вас будут все возможности для того, чтобы развивать бизнес. Если все получится, в будущем возьмете помещение больше по квадратуре и в более престижном районе.
Что касается спальных районов, я «за» только в том случае, если мы говорим о традиционных парикмахерских эконом-класса. Вы охватите какое-то количество домов, и если у вас будет загрузка, такой салонный бизнес будет приносить доход.
Лучше всего обратиться за консультацией к дизайнеру, который неоднократно делал дизайн-проекты салонов красоты и знает техническую сторону вопроса. Даже, казалось бы, небольшой салон потребует пространства: на каждое рабочее место уйдет от 3 до 6 кв. м в зависимости от предоставляемой услуги, за счет чего на клиентскую зону вы выделите не менее 30–50 кв. м, стойка администратора ориентировочно займет 10 кв. м, также потребуется уместить мойку и подсобное помещение.
Оборудование бьюти-студии напрямую зависит от типа и класса будущего салона. Обычно для студий красоты закупка сводится к двум категориям: косметическим и уходовым средствам и непосредственно оборудованию и мебели.
Самое сложное в салонном бизнесе — это кадры. В салонах всегда высокая текучка, даже если сотрудники работают на очень выгодных условиях. Хорошие мастера понимают, что без работы они не останутся, что могут работать из дома или открыть собственный салон. Также мастеру может быть чужда дисциплина и понятие субординации или, что тоже нередко, он будет пытаться воровать продукцию или не проводить услуги через кассу. Эти причины также порождают текучку.
Тем не менее вам необходимо сформировать команду хороших мастеров. Обеспечьте им хорошую заработную плату (вы готовы ее платить?), официальное трудоустройство с оплачиваемым отпуском 28 дней в году, постоянное повышение квалификации за счет компании, медицинское страхование, выездные мероприятия с командой.
Первым делом нужно получить разрешения на запуск работы от местной администрации (оно понадобится для размещения вывески и торговли сопутствующими товарами), затем санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора и пожарной инспекции. Если вы решили открыть салон по франшизе, получите перечень документов от франчайзера.
Если в список предоставляемых услуг войдут аппаратные методики, подкожные инъекции, пилинги с использованием химпрепаратов и прочие услуги, квалифицируемые как медицинские, то салон обяжут получить специальную лицензию. Она оформляется на основании двух документов: постановлении Правительства «О лицензировании медицинской деятельности…» от 16.04.12 № 291 и приказа Минздравсоцразвития от 11 марта 2013 года № 121н.
Также каждому салону красоты важно подготовить документы на расходные косметические материалы и прайс с действующими ценами на услуги салона. Не забудьте оборудовать уголок покупателя книгой жалоб и предложений, копиями сертификатов и лицензии.
Теперь вам нужно привлечь первых клиентов.
Не вкладывайте сразу много денег в один канал рекламы, протестируйте разные способы привлечения клиентов. Создайте сайт и пару аккаунтов в соцсетях, сделайте на них привлекательную визуальную картинку. Аккаунтами должен кто-то заниматься, и желательно, чтобы это был обученный человек. Также продумайте персональную программу лояльности, запускайте больше акций в первое время и в низкий сезон.
Для того чтобы клиенты к вам возвращались, важно выстраивать персонализированное отношение к каждому посетителю. Если ваш салон класса премиум или люкс, у вас должны быть на это ресурсы. Администратору нужно знать, что постоянный клиент предпочитает пить, какую конфету съесть, на каком кресле он любит сидеть и прочее. То есть желания постоянного клиента надо знать и во многом предугадывать.
Также в салонах красоты важны детали. Это могут быть красивые полотенца в уборной или особенная упаковка товара, который клиент купит на кассе. Обязательно должна играть приятная музыка, которая нравится именно клиентам, а не администратору.
«На открытие небольшого салона где-то на 50–60 кв. м стоит закладывать от 1,5 млн рублей. Безусловно, на эту сумму получится красивое, достойное пространство с хорошим ремонтом. Деньги уйдут на аренду на два месяца (первый месяц и депозит), хороший ремонт, закупку мебели и оборудования, подбор команды и первичный маркетинг», — Альбина Назарова, основатель международной сети салонов депиляции SAHAR&VOSK и косметического бренда SV laboratories.
«Основная сумма, которую вы отводите на открытие салона, уйдет на аренду. Я рекомендую запастись средствами на год оплаты аренды: надо понимать, что первое время салон будет работать в минус, а потом в ноль. Если вам повезет найти помещение, где до вас также находился салон красоты и которое не требует капитального ремонта, то на открытие салона вы можете заложить от 1 млн рублей. Несколько сотен тысяч рублей уйдут на оборудование — в зависимости от количества рабочих мест и предлагаемых услуг», — Татьяна Никонорова, основатель салонов красоты lash&brow hall Nikonorova, основатель обучающих курсов по наращиванию ресниц и реставрации бровей Академия красивого взгляда Nikonorova.
«Есть салоны, которые приносят и по 3–4 млн рублей в месяц чистого дохода на точку (примерно при 10 рабочих местах). Но есть и гигантское количество салонов, которые еле-еле себя окупают и приносят владельцу, если повезет, по 100 тысяч рублей. При этом стабильный доход в 100 тысяч ежемесячно — это уже хороший результат в салонном бизнесе», — Илья Мутовин, CEO и основатель сервиса Zoon.ru, экс-владелец салона красоты Sweet lab.
«Сумма, которую можно зарабатывать на собственном салоне красоты, зависит от количества рабочих мест и кабинетов. Если говорить про наш опыт, то в регионах в городах-миллионниках оборот наших салонов составляет 1 млн рублей в месяц. Рентабельность у салона 30%, следовательно, владелец получает 300 тысяч рублей чистой прибыли ежемесячно», — Альбина Назарова, основатель международной сети салонов депиляции SAHAR&VOSK и косметического бренда SV laboratories.