Что нужно чтобы открыть фаст фуд
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.
Кафе-ларек быстрого питания: бизнес для торопливых
Современный мир диктует свои правила. Темпы жизни в мегаполисе растут с каждым годом. Чтобы не отстать от завтра, сегодня нужно бежать изо всех сил. Жесткий ритм отражается не только на работе, бизнесе, делах, но и на питании человека. У менеджеров среднего звена больше нет времени на комплексные обеды в кафе и ресторанах, а ланчи проходят параллельно с деловыми встречами. В реалиях такого времени, бизнес на фастфуде набирает глобальные обороты.
Ассортимент
Прошли те времена, когда при упоминании ларька быстрого питания мысленно представлялись масляные пирожки, жирные чебуреки и пиццы не первой свежести. На сегодняшний день, практически все рестораторы, задающие тон культуре общепита, имеют в своем подчинении фаст-фуды. Продуманная концепция таких заведений отличается современным дизайном, обученным персоналом и едой высокого качества. Перед тем, как составить бизнес-план кафе быстрого питания, необходимо определиться с направлением.
Главная идея проекта – максимально быстро и вкусно обслужить клиента. Зачастую, цена перекусов невысокая. Но это ни в коем случае не зависит от качества используемого сырья.
Низкая стоимость достигается малым количеством персонала, низкой арендной платой и высокими оборотами. Если вы хотите создать рентабельное заведение, не экономьте на продуктах.
В последние годы прогрессивное население пришло к здоровому питанию. Можно сделать ставку на это. Составить меню на основе органической здоровой пищи: салаты, мюсли, каши, безглютеновые батончики, злаковые, семена, молоко без лактозы и прочее. Минимум сахара, соли, дрожжей, жиров – максимум пользы. Такой девиз заведения. Это новомодное веяние имеет место быть и в далеком будущем.
Вторая распространенная кухня – японская. Роллы, суши, мисо-супы, салаты так полюбились постсоветскому человеку, что без них не обходится ни одно кафе и ресторан. Кроме этого, рис с рыбой – питательные сбалансированные компоненты. Кроме быстрых перекусов, такие блюда будут пользоваться популярностью.
Стандартный фаст-фуд с привычным наполнением в качестве гамбургеров, чизбургеров, салатов, картофеля фри можно видоизменить и внести поправки. Например, делать бутерброды из хорошего стейка на гриле, без вредных жиров а картофель не жарить в огромном количестве масла, а запекать в духовом шкафу.
Целевая аудитория и месторасположение
Определившись с концепцией, переходите к потенциальным клиентам. Это важный пункт бизнес-плана кафе быстрого питания. Основные посетители таких заведений:
Если вы решили идти стандартным проверенным путем, открываясь в общественных местах большого скопления людей, данные, приведенные выше, изменятся. Создавая общепит в метро, на вокзалах, переходах и остановках общественного транспорта, постоянных клиентов не ждите, зато массовый поток обеспечен.
Месторасположение зависит от ассортимента и ориентации:
Не забывайте, что ориентация на учащихся и работников будет подвержена сезонности, в то время, как остальные места проходимы в любое время года.
Помещение
К помещению под кафе быстрого питания предъявляют жесткие требования. Размеры варьируется в зависимости от ваших предпочтений и будущего формата. Несмотря на то, что точке с питанием далеко до полноценного кафе, наличие канализации, воды и электроэнергии – обязательно. Помещение должно быть с хорошей вытяжкой. Отделка стен и пола — из влагоустойчивого, поддающегося систематической влажной уборке, материала. Установите мощную систему кондиционирования.
При выборе площадки под размещение, руководствуйтесь нормативным документом Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме этого, изучите СанПиН 2.3.4.1079-01.
В них четко прописаны основные требования, которым обязано соответствовать помещение:
Система противопожарной безопасности важна не меньше, чем санитарные нормы. Электрическая проводка должна выдерживать большие нагрузки на сеть.
Реклама играет немалую роль в раскрутке. Закажите неоновые вывески, штендеры, растяжки. В день открытия можно нанять промоутера для раздачи скидочных листовок.
Регистрация бизнеса и сертификация
Перед тем, как открыть кафе быстрого питания с нуля, необходима регистрация. Здесь придется выбирать между ООО и ИП. Индивидуальное предпринимательство проще организовать, пакет документов – стандартный. В случае неудачи, ликвидация происходит быстро.
Общество с ограниченной ответственностью подойдет тем, у кого есть партнеры, и планируется крупный сетевой проект. В этом случае понадобится уставной капитал и Положение организации. Обществу проще получить кредитование в банке, появляется возможность для международного развития и сотрудничества.
После выбора организационно-правовой формы, идет постановка на налоговый учет. Коды ОКВЭД для фаст-фуда:
После этого, обратитесь в санитарно-эпидемиологическую службу и пожарную инспекцию для получения соответствующих разрешений. Представители государственных органов проводят выездную проверку, на момент которой необходимо завершить ремонт, расставить технику, чтобы помещение было полностью готово к работе.
Заключите договор с СЭС о проведении плановых мероприятий по дератизации, дезинсекции и дезинфекции заведения. Отдельно составляется договор на вывоз ТБО и утилизации люминесцентных ламп.
Если квадратные метры под точку берутся в аренду, необходим договор с арендодателем. В нем прописывается срок найма, размеры, обязательства по ремонту и техническому оснащению.
Организация общественного питания вне зависимости от объемов и направления, сертифицируется и контролируется Санэпидемстанцией согласно закону №184-ФЗ «О техническом регулировании». На все сырье и продукцию для приготовления распространяются такие же требования:
Приобретая холодильное оборудование, приспособления для термической обработки и прочую аппаратуру, проверяйте технические паспорта, соответствие ГОСТу.
Позаботьтесь о медицинских книжках и трудовых договорах для персонала.
Необходимое оборудование
Полное оснащение торговой точки – главный пункт в бизнес-плане кафе фаст-фуда. Условно, все необходимое оснащение можно разделить на клиентскую зону и место работы повара. К первому относится:
Для качественного приготовления пищи потребуется:
Список может меняться в зависимости от продукции, которая будет реализовываться. Для хранения заготовок нужно приобрести металлические и пластмассовые контейнеры с вакуумными крышками. Не забудьте о расходных материалах:
В летний период возле ларька разрешено установить столики, стулья, зонты от солнца. На улице необходима урна. Этот пункт контролируется СанПиН 2.08.02-89.
Расчет вложений и окупаемость
Как отмечают специалисты, рентабельность фаст-фудов превышает крупные заведения общественного питания в несколько раз. Но даже небольшой ларек требует определенных затрат. Стартовые вложения:
Ежемесячные траты составят:
В таком виде бизнеса нет фиксированной наценки, поэтому накрутка достигает 100%. При правильной организации, маркетинге и рекламе, за 6 месяцев можно выйти на чистый доход.
Даже если учесть сезонные колебания, фаст-фуд как бизнес — выгодное начинание. Даже если вы не хотите экспериментировать, открытие ларька шаурмы и хот-догов в хорошем месте позволит достичь успеха.
Что нужно чтобы открыть фаст фуд
Жители мегаполисов и больших городов все чаще предпочитают быстро и вкусно перекусить по дороге в офис, устроить обед в парке или захватить с собой стаканчик с кофе, выходя из метро. Ежегодно спрос на точки с уличной едой растет, делая этот бизнес все привлекательнее для потенциальных предпринимателей.
Так Олег задумался о собственной точке стрит-фуда, но не знает, с чего начать. Предприниматели дали молодому человеку свои рекомендации и советы, которые могут помочь успешно запустить бизнес.
С чего начать?
Первое, что вам придется сделать – зарегистрировать свой бизнес. Для предприятий уличной еды оптимальным вариантом является индивидуальное предпринимательство. Следующим шагом станет визит в налоговый орган, где вам предстоит выбрать систему налогообложения и зарегистрировать контрольно-кассовую технику.
Что касается выбора системы налогообложения, то наиболее удобными для вас будут упрощенная или патентная системы. При патентной системе (ПСН) налог уплачивается с условного дохода, который потенциально может получить предприниматель. Ставка на потенциальный годовой доход определяется отдельным региональным законом и составляет 6%, а также предусмотрены налоговые каникулы для впервые зарегистрировавшихся ИП – в этом случае ставка 0%.
Выбирая упрощенную или патентную систему, вы освобождаетесь от уплаты ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций (НДФЛ), НДС, налога на имущество организаций (физических лиц), за исключением отдельных объектов.
Где разместить точку?
Традиционно выделяют несколько форматов размещения: оно может быть стационарным, например, островок в торговом центре, место на фудкорте или собственный киоск, а может быть и передвижным, например, фургончик на колесах. Не забудьте зарегистрировать его в ГИБДД, поскольку он является транспортным средством. Кроме того, вам придется получить разрешение на торговлю в общественных местах, для этого необходимо обратиться в городскую администрацию.
Прежде всего стоит помнить, что стрит-фуд нацелен на тех клиентов, которые не планируют надолго задерживаться возле вашей точки, а хотят перекусить на ходу или взять еду с собой. Именно поэтому локации вблизи офисных центров, учебных заведений, популярных городских пространств, аэропортов и вокзалов считаются самыми удачными.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова рекомендует:
Не забудьте определить вашу целевую аудиторию и их покупательную способность, это станет определяющим фактором при формировании ценовой политики. Если вы ориентируетесь на школьников или студентов, то помните, что их финансовая возможность гораздо ниже, чем, например, у работников офисных центров. Для тех, кто выбрал формат «стрит-фуда на колесах», рекомендую на этапе покупки фургона обратить внимание на документы. Компания, что продает переоборудованные фургоны, должна их самостоятельно перерегистрировать в ГАИ. В противном случае, Госавтоинспекция имеет право снять с учета автомобиль без внесенных в документацию изменений.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Не обязательно ориентироваться только на центральные городские локации, обратите внимание и на спальные районы, где еще нет такой высокой конкуренции, но зона торговли обладает потенциалом – ВУЗы, школы, гуляющие с колясками мамочки, обилие детских зон и площадок, крупные сетевые магазины в шаговой доступности, то есть центры притяжения людей. Рекомендую обязательно познакомиться с управой района. Они введут вас в курс дела и в специфику работы именно в их округе, а также помогут решить массу бюрократических вопросов.
Какие нормы СЭС существуют для фастфуда?
Помните, что точка с уличной едой должна соответствовать определенным санитарным нормам и правилам (СанПин – далее). Они отражены в СанПине к организациям общественного питания и вынесены в раздел требований к временному общепиту быстрого обслуживания.
Например, вам необходимо наладить бесперебойную доставку воды, в случае отсутствия централизованных канализации и водоснабжения, оснастить точку холодильным оборудованием, использовать только одноразовые приборы и посуду. Предусмотрите наличие емкостей для сбора мусора и его своевременный вывоз. Не забудьте уведомить Роспотребнадзор о начале вашей деятельности.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Заключите договор с Центром дезинфекции и перед началом работы обязательно проведите процедуру дезинсекции и дератизации, это будет гарантировать вам отсутствие неприятного соседства в виде насекомых и грызунов на точке продаж. Обязательно заключите договор на вывоз/утилизацию мусора со сторонней компанией, выбрать которую тоже может помочь управа района. Если у вас нет возможности протянуть воду к точке, то используйте бутилированную воду, а также различные насосы и помпы, которые позволят заменить реальный кран с водой без ощутимой разницы. Для канализации используйте насос, который способен выгнать отработанную воду за сотни метров от точки продажи.
Какой формат выбрать?
Сфера стрит-фуда очень разнообразна, поэтому вам необходимо выделяться среди потенциальных конкурентов. Так, вы можете запустить продажу здорового фастфуда для тех, кто считает калории, или вегетарианского – для тех, кто не ест мясо. Не стоит забывать о таких популярных форматах уличной еды, как сахарная вата, вареная кукуруза или карамельный попкорн, но, открывая такие точки, учитывайте сезонность их работы.
Владелец пиццерии PiCono Александр Потехин считает:
Для начала проанализируйте рынок конкурентов в той локации, где вы собираетесь открыть точку. Подумайте, чего не хватает вашим потенциальным клиентам: если поблизости уже есть бургерная, тогда, возможно, стоит открыть точку со свежей выпечкой и кофе навынос. Помните, что вашим конкурентным преимуществом может быть необычная подача блюда, например, цветные булочки для бургеров, использование необычных соусов и ингредиентов. На этом вы можете построить PR-кампанию вашего заведения.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
На этапе старта очень важно получать обратную связь от ваших клиентов, понимать, какие позиции наиболее популярны в меню, а что лучше исключить из продаж, поэтому попробуйте первое время самостоятельно поработать за прилавком. Это позволит вам не только наладить связь с потенциальным покупателем, но и расположить его.
Владелец точек «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров рекомендует:
Не загружайте точку быстрыми скоропортящимися продуктами, иначе ежедневно вы будете списывать 90% из ассортимента. Сконцентрируйтесь на продуктах глубокой заморозки с длительным сроком хранения, но при этом не забывайте про правильный температурный режим. Сфокусируйтесь на своей идее/продукте и продавайте именно то, что считаете своим драйвером!
Какое нужно оборудование?
Выбор оборудования напрямую зависит от концепции вашего стрит-фуда и, как правило, не требует больших финансовых вложений. Чаще всего предприниматели покупают холодильники, печи, микроволновки, специальные блинницы, подогреваемые прилавки, гриль, кофемашины и чайники, а также специальное оборудование, необходимое этому виду бизнеса, например, машина для попкорна и сладкой ваты. Закупка такого оборудования обойдется не дороже 500 тыс. рублей.
Если у вас нет собственных финансовых средств, то можно привлечь льготные заемные средства за счет государственных программ, которые призваны поддержать малый бизнес. Так, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития РФ внесло поправки в программу кредитования малого бизнеса, и теперь для сферы розничной торговли стали доступны займы, процентная ставка по которым не превышает 8,5%. Кроме того, можно обратиться в государственные микрофинансовые организации, где можно получить займ, в том числе и на этапе стартапа, до 5 млн рублей. Ставка зависимости от категории заемщика и начинается от 3,5% годовых сроком до 36 месяцев.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
Если у вас нет возможности купить новое оборудование, то возьмите его в аренду. Со всеми предложениями вы сможете ознакомиться в интернете. Это позволит вам на первоначальном этапе избежать больших трат, при этом оценить востребованность на вашу точку. Так, например, аренда кофе-машины и кофемолки в месяц составляет порядка 15 тыс. рублей.
Как выбрать поставщиков?
Еще один вопрос, который вам предстоит решить – наладить поставку готовой еды или полуфабрикатов для вашей точки. Это потребует заранее продуманной работы с поставщиками продуктов питания.
Владелица мобильных кофеен «Кофе с печенькой» Аделина Михайлова советует:
Поставщиков полуфабрикатов и готовой продукции можно найти как в интернете, так и на различных российских продовольственных выставках. При их выборе обязательно просите тестовые наборы – они есть абсолютно у всех компаний. Вам привезут небольшую коробочку с продукцией, и вы сможете оценить ее вкусовые качества. Некоторые продукты вы можете закупать самостоятельно в гипермаркетах, если объем закупок небольшой, это существенно сэкономит средства на этапе старта.
Владелец точек формата «кофе с собой» Voodoocoffee Юрий Прохоров обращает внимание:
Помните, что на всю еду у вас должны быть соответствующие бумаги от поставщика, а продукция должна быть маркирована, так как вы несете ответственность за своего потребителя и за любой продукт, который попал к нему в рот с вашей точки. Перед тем как заключить договор, проверьте надежность вашего поставщика, например, через сервис СПАРК-Интерфакс, там вы сможете увидеть и финансы предприятия, и судебные иски.
Свой бизнес: уличное питание от шеф-повара
Наверное, не найдется человека, который не слышал про фаст-фуд. Это слово (fast food) в переводе с английского означает «быстрая еда». Таким образом, к фаст-фуду можно отнести практически любое блюдо, которое не требует долгого приготовления, специальной сервировки или «вдумчивого» поглощения. Это блюда, которые готовятся в кафе или передвижных киосках быстрого приготовления (картофель фри, картофель с наполнителями, пицца, шаурма, хот-доги, бургеры и т. п.), продукты, которые можно довести до готовности, просто добавив воды (супы, каши, картофельное пюре, лапша быстрого приготовления), и, наконец, это различные мелкие закуски, которые продаются в киосках и продуктовых магазинах (сухарики, орешки, чипсы, поп-корн и пр.).
Итак, понятие фаст-фуда довольно широкое и включает в себя практически все, что можно съесть на ходу, не отрываясь от своих дел. Из-за этой специфики за фаст-фудом закрепилась плохая репутация. Распространено мнение, что блюда, приготавливаемые наспех не в условиях стационарного заведения, обжариваемые в не самом качественном масле и имеющие в своем составе разные сомнительные ингредиенты (майонез, усилители вкуса, консерванты, красители и пр.), являются очень вредными. Мнение это имеет определенные основания. Во-первых, блюда фаст-фуд, действительно, очень калорийны, что вполне понятно. Покупатели отдают предпочтение варианту быстрого перекуса, когда необходимо утолить голод, но нет возможности для полноценной неторопливой трапезы. Для того чтобы с помощью одного лишь блюда получить ощущение сытости, необходимо использовать высококалорийные продукты с максимальной энергетической ценностью. По калорийности один хот-дог вполне заменит обычный обед. Во-вторых, для того чтобы покупатель вернулся за следующим бургером или хот-догом, вкус блюда быстрого приготовления должен быть максимально запоминающимся и притягательным. Усилить вкусовые ощущения можно несколькими способами, но наиболее простой и дешевый – добавить в блюдо побольше жира и сахара. Таким образом, легкие заправки на основе натурального йогурта заменяются на намного более жирный и дешевый майонез, а натуральные подсластители и сахарозаменители – на сахар и патоку. Избыток калорийности, конечно, не улучшает наше здоровье, поэтому на волне пропаганды здорового образа жизни и правильного питания фаст-фуд стал символом того, что нужно избегать любой ценой.
Однако рынок продуктов быстрого приготовления и быстрого питания тоже не стоит на месте: на любой спрос обязательно появляется свое предложение. В нашей стране это направление относительно молодое. Первые заведения общественного питания подобного формата появились в России в 90-е года. «Первопроходцем» стала сеть Макдональдс. Затем количество подобных заведений начало расти в геометрической прогрессии. Появлялись и исчезали новые торговые марки, активно продвигался «закусочный» бизнес по франшизе, изменялся формат и ценовая категория. Казалось, что в этом направлении уже сложно изобрести что-то новое.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Однако буквально 1-2 года назад в крупнейших российских городах – Москве и Санкт-Петербурге стали появляться заведения уличного фаст-фуда принципиально нового формата. Открывают их не случайные предприниматели, которые нанимают работников, а сами выполняют исключительно административные функции, далекие от самой сути бизнеса. Точки быстрого питания нового поколения принадлежат известным шеф-поварам, участникам различных кулинарных конкурсов, успешным людям, которые по каким-либо причинам решили уйти из ресторанного бизнеса в сферу уличного фаст-фуда и открыть собственное дело. Правда, сами они категорически против смешения понятий уличной еды и фаст-фуда. По их мнению, уличная еда может и должна не уступать по вкусовым и прочим качествам ресторанным блюдам. Однако, в отличие от последних, ее употребление не требует никаких «ритуалов», в том числе сервировки стола и использования столовых приборов. Фаст-фуд же они приравнивают к «пошлым» хот-догам, шаурме и гамбургерам, цель которых – заглушить сиюминутное чувство голода в ущерб своего здоровью.
Впрочем, можно долго спорить о терминологии и взглядах, но все же существует общепринятое определение уличного фаст-фуда, под которым понимается особый формат предприятий общественного питания, которые предназначены для оперативного приготовления блюд из полуфабрикатов и их реализации в уличных киосках, павильонах, автофургонах, на мобильных прилавках, тележках и т. д. В этом определении не идет речь о составе блюд, но предполагается, что в ассортимент таких точек входят мультикомпонентные блюда быстрого приготовления. Помимо основного ассортимента, здесь можно приобрести и сопутствующую продукцию – снеки, жевательные резинки, шоколадки, соки, воду и пр. (но любой алкоголь находится под запретом). Доля сопутствующей продукции обычно не превышает 25-30 %. Таким образом, точки уличного питания (именно так их называют сами владельцы) нового поколения можно смело отнести к направлению фаст-фуд с той лишь разницей, что качеству и составу их блюд уделяется особое внимание.
Можно ли назвать такой бизнес перспективным? С одной стороны, главное преимущество традиционного фаст-фуда – его низкая цена. При использовании дополнительных ингредиентов и увеличения стадий приготовления блюда себестоимость продукции неизменно увеличивается, соответственно, возрастает и розничная цена готового продукта. Однако, как показывает опыт первопроходцев в этом бизнесе в столице нашего города, потребители согласны переплатить до 50 % за качественную и, главное, полезную для здоровья еду. Спрос на такую продукцию довольно высокий, но сам бизнес имеет определенную специфику. Если вы планируете открывать такую точку в своем городе, заранее проанализируйте все за и против, обдумайте формат и тщательно выбирайте место для ее расположения.
Юридические аспекты открытия точки общественного питания
Для того, чтобы открыть точку горячего питания, необходимо зарегистрировать ИП или ООО, а после этого приступать к оформлению документов на открытие своего заведения уличного питания. Заниматься регистрацией можно самостоятельно или же обратиться за помощью к посредническим фирмам. В последнем случае специалист сам соберет и оформит за вас все необходимые документы и проконсультирует вас по всем рабочим вопросам. Однако это сопряжено с дополнительными расходами. В целом, зарегистрировать ООО и, тем более, ИП нетрудно, даже если вы не профессиональный юрист. Но услуги посредников помогут сэкономить время и нервы.
Независимо от концепции вашего кулинарного проекта, после регистрации фирмы вам придется заняться оформлением всех необходимых документов на организацию точки быстрого питания. Прежде всего, нужно будет получить разрешение на занятие предпринимательской деятельностью и свидетельство налоговой инспекции о постановке плательщика налогов на учет. Порядок получения этих документов определяется Федеральным законом № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Гражданским кодексом РФ и различными региональными постановлениями. Он регулярно претерпевает некоторые изменения, в том числе и внутри одного региона, поэтому рекомендуется уточнить список необходимых документов и сроки их представления в торговом отделе вашего города или района.
Хотя уличные кафе автономны и мобильны, могут достаточно легко менять свое месторасположение, но даже передвижная точка предполагает все же определенное расположение на специально отведенной торговой площади. Вариантов мест для ее размещения может быть много, но мы рассмотрим аренду площади на территории торгового центра. Плюсы и минусы этого варианта мы рассмотрим ниже. Для работы такой точки необходимо заключить договор аренды с владельцем торгового центра (и его территории, так как ваша торговая точка будет располагаться на улице). В договоре нужно заранее оговорить размер арендуемой площади, стоимость аренды, сроки аренды и сроки ее оплаты.
Так как ваша деятельность предполагает появление отходов и мусора на территории вашего заведения общественного питания, то нужно определиться, как вы будете их вывозить. Это можно делать самостоятельно, заключив договор с определенной организацией, либо использовать мусорные контейнеры торгового центра (скорее всего за определенную плату или в ограниченных объемах).
Формат уличного питания предполагает, что пищу перед подачей (в нашем случае продажей) нужно будет разогревать. Соответственно, оговорите все условия подключения и использования электрической энергии. В этом случае вы также можете либо установить отдельный счетчик энергии, заключив договор с РЭС, либо пользоваться счетчиком торгового центра, заранее оговорив объемы потребления энергией (количество приборов и их мощность).
Независимо от размера и формата работы, любое предприятие общественного питания контролируется службой Санэпидстанции, согласно Федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Для открытия своей точки вам нужно будет получить соответствующие разрешения и сертификаты на оказание таких услуг. В противном случае вас оштрафуют, а ваше заведение быстро прикроют. Учтите, что нужно будет также провести санитарную экспертизу используемой воды (конечно, тоже за ваш счет).
Всем работникам сферы общественного питания (в том числе и наемным) необходимо оформить медицинские книжки. Это требование прописано в Трудовом кодексе (ст. 213), в ряде федеральных законов и местных законодательных актов. Оформить медицинскую книжку нетрудно, но на это также потребуется время, что нужно учитывать при планировании работы.
Для приготовления и разогревания пищи используется пожароопасное оборудование, поэтому вам нужно будет в обязательном порядке заключить договор на пожарную безопасность и пройти инструктаж.
Если вы планируете использовать в своей работе кассовый аппарат, то его нужно будет зарегистрировать.
Помещение, где осуществляется приготовление (разогрев) пищи, должно хорошо вентилироваться. Кроме того, придется регулярно проводить дезинфекцию помещения. За выполнением этих требований следит Роспотребнадзор.
Наконец, в список обязательных документов входят сертификаты качества на все продукты, которые вы используете для приготовления своих блюд. Получить их можно у ваших поставщиков продуктов питания.
Оснащение и основные требования к предприятиям, относящимся к заведениям общепита, регулируются строительными нормами «Проектирование предприятий общественного питания» (СНиП 2.08.02-89).
Государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, выдачей соответствующих справок, паспортов, результатов экспертиз и заключений занимается Роспотребнадзор. Его сотрудники осуществляют свою деятельность на основании нормативов Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также руководствуются санитарно-эпидемиологическими правилами (в том числе СанПиН 2.3.6.1079-01). Согласно «Требованиям к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания, в условиях отсутствия централизованных канализации и водоснабжения необходимо обеспечить бесперебойную доставку воды, соответствующей по качеству воде централизованного водоснабжения; ваш торговый павильон должен быть оснащен холодильным оборудованием для скоропортящихся пищевых продуктов, мороженого, напитков; допускается использовать только одноразовые приборы и посуду; блюда, а также горячие напитки разрешается готовить с использованием питьевой бутилированной воды; необходимо предусмотреть наличие емкостей для сбора мусора и его своевременный вывоз; обязательно проведение санитарной обработки и соблюдение персоналом необходимых правил личной гигиены; необходимо наличие туалета для персонала в радиусе 100 м от места торговли.
Открываем точку уличного питания: план работы
Организация и ведение бизнеса в сфере общественного питания – это довольно долгий процесс. Его можно разделить на два основных этапа. Первый, довольно масштабный этап предполагает решение всех организационных вопросов. Сюда относится выбор места расположения вашей точки с учетом близости расположения к основным категориям потребителей, покупка соответствующего оборудования, разработка рецептур и технологий, организаций динамичной работы точки общественного питания (организация производства полуфабрикатов, пищевых продуктов, поиск надежных поставщиков, отладка процесса реализации), развитие бизнеса. Второй этап связан с отладкой вашей работы уже после ее начала. Он включает в себя действия по улучшению качества продукции, расширению ассортимента, обучению персонала и т. д.
На первом этапе вы определяетесь с концепцией своей работы. Ваше предприятие может базироваться на основе стационарного заведения или же производственного цеха. В первом случае приготовление блюд на самой точке продажи не осуществляется. Они просто разогреваются, при необходимости дорабатываются (добавляется соус, специи, свежие овощи, зелень и т. д.) и подаются покупателям. Во втором случае еда приготавливается сразу в торговом павильоне. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. В первом случае вам не придется тратиться на дополнительное оборудование, вы экономите время на приготовление блюда и деньги на заработной плате ваших наемных работников, ведь для того чтобы разогреть и «сервировать» уже готовую еду, не нужно ни специальной квалификации, ни большого опыта. Однако возрастают расходы на доставку блюд (вам потребуются специальные контейнеры-холодильники и пр.), возможны перебои с поставками (например, при возникновении каких-либо внештатных ситуацией вплоть до пробок на дороге) или, напротив, могут возникнуть излишки продукции (особенно в самом начале работы, когда еще сложно точно спрогнозировать объемы продаж). Кроме того, вкус повторно разогретой пищи (да еще и в микроволновой печи) вряд ли удовлетворит гурманов.
Второй вариант имеет самый большой недостаток: приготовление блюда непосредственно на точке продажи занимает довольно много времени. Вашим клиентам придется ждать несколько минут (от 5 до 15), пока их заказ не будет выполнен. Даже если они никуда не спешат, зимой это ожидание будет не очень комфортным. Существует и третий вариант: при отсутствии базового предприятия и собственного производственного цеха продукцию можно закупать у оптовых поставщиков. Однако в этом случае ни о каком высоком качестве блюд речь, конечно, не идет, поэтому этот вариант не подходит под новую концепцию уличного питания.
Считаем доходы и расходы точки уличного питания
Уличный общепит отличается самыми доступными ценами и не требует больших расходов на открытие точки. Последние оцениваются в сумму от 450 тысяч рублей. При этом столь скромные вложения не ограничивают возможности для дальнейшего расширения бизнеса. При грамотном ведении дел окупаются они быстро – в течение первых 6-9 месяцев работы, в зависимости от формата, расположения, ассортимента, ценовой политики и других факторов. Рентабельность мобильной точки фаст-фуда в десять раз превышает показатели стационарного предприятия.
В отличие от стационарного кафе в случае с уличным питанием аренда кажется не самой большой статьей расходов. Стоимость аренды 1 кв. метра в месте с высокой проходимостью на территории торгового центра составляет около 3-5 тысяч рублей. Но учтите, что перед открытием, помимо стартового капитала на все расходы, необходимо иметь «страховой запас» на оплату аренды в течение хотя бы полугода и такой же запас на заработную плату наемным работникам при наличии таковых.
Придется потратиться и на оборудование, включая его доставку и монтаж, но эти расходы будут разовыми. Точный перечень оборудования, необходимый для мобильной точки быстрого питания, зависит от формата вашей работы. В любом случае, вам не нужна ни дорогая мебель, ни сложное технологическое оборудование. Все расходы составят от 100 тысяч рублей (при первом варианте работы – без собственного производственного цеха) и от 300 тысяч рублей (в случае второго варианта – с организацией цеха прямо на месте продаж). Однако кроме производственного оборудования, вам нужен сам киоск по продаже фаст-фуда. Подержанный торговый прицеп типа Купава, Тонар обойдется в сумму от 140 тыс. рублей и выше, в зависимости от размеров.
Не забывайте про расходы на получение разрешительной документации от пожарников, санэпидстанции и пр. По опыту других предпринимателей на оформление всех необходимых бумаг потребуется около 30-50 тысяч рублей.
Для работы на точке вам потребуются сотрудники. Даже если вы планируете в первое время работать самостоятельно, без персонала на смену все равно не обойтись. Заработная плата такого работника составляет 10-15 тысяч рублей в месяц (плюс различные начисления, которые будете уплачивать вы как работодатель). График работы, как правило, ненормированный и посменно. Если вы работаете самостоятельно или только с одним помощником, без выходного дня вам не обойтись, но лучше всего делать его среди недели (к примеру, во вторник), так как в субботние и воскресные дни выручка будет ощутимо выше. Для обслуживания одной точки, которая работает семь дней в неделю с 8-9 утра до 19-20 вечера, потребуется в среднем четыре человека. Для такой работы лучше всего подходят студенты, которые смогут работать практически в любое время за сравнительно небольшую заработную плату. Однако будьте готовы к высокой текучке. Даже если ваша технология приготовления блюд не требует специального обучения, частая смена персонала чревата материальными потерями, так как будет сложно контролировать работников на местах. Чтобы не допустить хищений и прохождения денег мимо кассы, стоит установить на вашей стационарной точке видео-наблюдение.
Особого внимания заслуживает вопрос рекламы и продвижения ваших услуг. Лучший способ рекламы для любого бизнеса – это сарафанное радио. Но особенно он актуален в данном случае: уникальное предложение (качественный и разнообразный фаст-фуд) и отсутствие других возможностей рекламирования, кроме наружной рекламы в месте расположения (билборд, штендер) и брендирования вашего торгового киоска. Пока о вас никто не знает, можно запустить вирусную рекламу в интернете. Отзыв на местном форуме о «супервкусных бургерах» поможет вам значительно повысить осведомленность потенциальных покупателей о вашем предложении. При грамотном подходе расходы на рекламу не будут превышать 10 тысяч рублей в месяц. Некоторые предприниматели с успехом обходятся совсем без вложений в продвижение.
К основным производственным расходам относятся затраты на покупку полуфабрикатов и/или продуктов. Они составляют от 100 тысяч рублей. При этом стандартная наценка в сфере общественного питания – не менее 100-150 %.
Ежемесячные расходы на различные нужды, не указанные выше (например, покупка салфеток, упаковочных пакетов и пр.), составляют около 10 тысяч рублей.
С расходами все понятно, а что насчет доходов? В целом, этот бизнес считается быстро окупаемым и высокорентабельным. Минимальный заработок одной точки уличного питания со стандартным ассортиментом составляет около 100 тысяч рублей в месяц. Владельцы «концептуальных» точек не разглашают сведения о своей прибыли, но по оценке экспертов она раза в 1,5 выше, чем прибыль обычной точки по продаже фаст-фуда. Однако нужно учитывать фактор сезонности, который присущ этому бизнесу. Открываться лучше всего весной или осенью. А вот в самые холодные зимние месяцы – январь и февраль – продажи значительно снижаются. Казалось бы, горячие сытные закуски более актуальны в холода, но люди не готовы в мороз ждать, когда их заказ будет готов.
Опытные предприниматели называют несколько основных условий успешного развития бизнеса. К ним относится грамотная организация работы точки, высокий уровень обслуживания, рациональное распределение труда, что позволяет избежать образования очередей, безупречное качество продукции и (что также важно) периодически меняющийся ассортимент. При соблюдении всех этих требований ваши случайные покупатели быстро превратятся в постоянных, но даже вкусная еда со временем приедается. Поэтому не забывайте раз в три месяца убирать из своего предложения позиции, которые не пользуются большим спросом, и добавлять новые блюда.