Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Казахстан при Назарбаеве: итоги 30-летней эпохи президента

Нурсултан Назарбаев, 78 лет. 19 марта он сложил с себя президентские полномочия, но сохранил звание «Лидера нации», пост пожизненного главы Совбеза, лидера правящей партии и членство в Конституционном совете – что делает его «пожизненным главой», говорят эксперты. Чем запомнился Назарбаев-президент, и каким он «оставил» Казахстан, читайте в материале Новостей ТВК.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Нурсултан Назарбаев возглавлял Казахстан 29 лет 8 месяцев и 25 дней. Инженер-металлург, выходец с Карагандинского металлургического завода в 1962 г. вступил в КПСС, активно продвигался по партийной линии и 22 июня 1989 г. занял должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Меньше, чем через год, 24 апреля 1990 г. стал президентом Казахской ССР. С 16 декабря 1991 г. до 19 марта 2019 г. занимал пост президента Республики Казахстан.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Казахстан при президенте Нурсултане Назарбаеве вышел из состава СССР, стал независимым государством, осуществил переход от плановой экономики к рыночной. Страна вступила в несколько международных организаций, в том числе ОДКБ, ШОС, ОБСЕ. Казахстан является одним из государств – основателей СНГ и инициатором создания Евразийского экономического союза.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

За время работы Нурсултана Назарбаева на посту население Казахстана выросло на 8,9% – с 16,54 млн до 18,6 млн человек. Доля русского населения в Казахстане сократилась на 17,6% – с 37,4% в 1989 г. до 19,8% в 2018 г. В октябре 2017 г. президент Казахстана подписал указ о переводе казахстанского алфавита с кириллицы на латиницу. В документе говорится о планах поэтапно перейти латинскую графику до 2025 г.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

В Казахстане множество объектов, построенных при президенте, носят имя Нурсултана Назарбаева: университеты, школы, лицеи, аэропорт, культурные и научные центры, парки. Кроме того, в честь Назарбаева называется горный пик высотой 4 тыс. 376 м.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

За время правления Назарбаева интернет в Казахстане попал под жесткий контроль. Первые блокировки начались еще в середине 2000-х: блокировались оппозиционные издания, критиковавшие власть. В 2009 г. Назарбаев подписал закон, который приравнял все сайты, чаты и блоги к СМИ, что позволило в будущем блокировать ресурсы, если на них находили незаконную информацию. В казахстанском сегменте интернета часто происходили сбои в работе YouTube и Facebook. В 2011 г. в Казахстане заблокировали популярный ресурс LiveJournal за распространение экстремистской информации. В 2014 г. суд закрыл доступ к изданию «Медуза» за репортаж из Усть-Каменогорска о «сепаратистском» конфликте.

В июне 2016 г., после теракта в г. Актобе, временно отключили интернет и мобильную связь, из-за чего местные жители не могли связаться с родными, что спровоцировало панику. В 2017 г. под запретом оказались онлайн-магазины «Лабиринт», Ozon, Book24 и сайт «Пикабу». Причина – размещение на этих платформах книг, запрещенных на территории Казахстана. Среди заблокированных в Казахстане интернет-ресурсов также числятся: сайт сбора онлайн-подписей Change.org, видео-хостинг Coub, сервис погоды Gismeteo, Pornhub, Microsoft Online, информагентство Reuters.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

В 2016 г. в южных районах Казахстана прокатилась волна протестов против продажи земель иностранцам, в основном выходцам из Китая. Поводом для митингов послужили поправки к Земельному кодексу. После первых акций протеста Нурсултан Назарбаев заявил, что о продаже земель иностранцам речи не идет, но это не успокоило население.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Протесты 2016 г. – первые крупные волнения после забастовки нефтяников в 2011 г., которая длилась 7 месяцев в Мангистауской области Казахстана. Волнения сопровождались митингами, демонстрациями и преследованием протестующих и активистов. Во время митинга в г. Жанаозен, по официальным данным, погибли 15 человек, некоторые были застрелены сотрудниками полиции. Раненых и арестованных, по неофициальным данным, около 200 человек.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

С начала 1990-х годов количество зарегистрированных преступлений в Казахстане выросло почти в два раза: в 1991 г. совершено 173,9 тыс. преступлений, в 2017 г. – 316,4 тыс. преступлений.

Новость о добровольной отставке Нурсултана Назарбаева стала неожиданностью для всех, особенно для жителей Казахстана. Но эксперты называют это решение обоснованным из-за нарастающих протестных настроений и усилением оппозиции.

«Думаю, президент учел обстановку в стране. А она в последнее время не очень спокойная на фоне существующих социальных проблем. Играет свою роль и активность оппозиции, находящейся за рубежом. Протестные настроения в стране нарастают, и президент это не только понимает, но и учитывает. Видимо, с учетом всего перечисленного он и принял такое непростое для себя решение», – рассказал изданию «Еврорадио» политолог Жан Кошербаев.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Покинув пост президента, Нурсултан Назарбаев занял должность главы Совбеза страны и сохранил за собой статус «Лидера нации», который был введен в 2010 г. Это звание дает ему право обращаться к народу, должностным лицам и государственным органам с инициативами, которые обязательны к рассмотрению. Кроме того, у Назарбаева есть право выступать перед парламентом, правительством, а также возглавлять Ассамблею народа Казахстана, входить в состав Конституционного совета и Совбеза Казахстана.

Слухи и предположения экспертов о том, что Назарбаев готовится сложить свои полномочия, появились еще в 2018 г., после вступления в силу закона, позволяющего ему пожизненно занимать должность председателя Совбеза «в силу его исторической миссии». В связи с широкими полномочиями Совбеза, Назарбаев обеспечил себе контроль над страной, даже после его отставки, говорят эксперты. Казахстан пока единственная из постсоветских стран, где выстроена такая модель «пожизненной власти одного человека», при которой не важно, кто сидит в кресле президента.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

В феврале 2019 г. президент Казахстана подписал указ об отставке правительства страны. Согласно документу, члены нынешнего правительства будут исполнять свои обязанности до утверждения нового состава.

Некоторые эксперты считают, что процесс выстраивания модели, при которой Назарбаев сможет править страной после отставки, активизировался после смерти узбекского лидера Ислама Каримова. Отставка главы Узбекистана запустила экстренный транзит власти с плохими последствиями для семьи бывшего лидера страны.

«Нурсултан Назарбаев видел, что произошло с семьей Ислама Каримова. Одна дочь в тюрьме, другая потеряла весь бизнес вместе с мужем. Назарбаев четко понял: лучше уйти самому, но обеспечить преемственность», – приводит слова казахстанского политолога Досыма Сатпаева издание «Коммерсантъ».

У Назарбаева есть жена и три дочери. Младшая, Алия Назарбаева, – руководитель строительной компании «Элитстрой», президент АО «КазТрансОйл». Средняя дочь, Динара Кулибаева – возглавляет Фонд образования имени Назарбаева, крупный акционер Народного банка Казахстана. Старшая, Дарига Назарбаева, – председатель комитета Сената парламента Казахстана по международным отношениям, обороне и безопасности.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Эксперты в 2018 г. называли старшую дочь Назарбаева будущим претендентом на пост главы государства. Но позже организация «Европейская демократическая инициатива» рассказала о «миллионах долларов» на счетах австрийских банков. Сообщается, что часть денег Дарига Назарбаева получила после смерти первого мужа, которого подозревали махинациях на посту главы Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ).

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Возможными преемниками называют племянника Назарбаева, первого заместителя председателя комитета нацбезопасности Самата Абиша и мужа средней дочери Назарбаева Динары. Главным претендентом на пост президента, по мнению экспертов, все-таки остается 65-летний Касым-Жомарт Токаев, которому Назарбаев передал полномочия главы государства. Токаев с 1994 по 1999 гг. и с 2002 по 2007 гг. возглавлял МИД страны, а в 2011-2013 гг. был заместителем генсека ООН. Токаев уже предложил переименовать Астану в Нурсултан.

Напомним, после 30-летнего периода правления Казахстаном 19 марта Назарбаев заявил об уходе в отставку, хотя конституция республики не предусматривает такого права. В своем к гражданам обращении он сообщил, что сделал все, что мог ради «птенцов гнезда независимого государства». Отставка Назарбаева стала неожиданностью для всех. Пользователи соцсетей забастовки нефтяников в 2011 г. на эту новость и попытались осознать, что произошло.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

Источник

Ретроспектива независимости: что сделал Нурсултан Назарбаев?

Двадцать семь лет назад для Казахстана начался новый отсчёт времени.

16 декабря 1991 года Верховным советом РК был принят Конституционный закон «О государственной независимости РК». Он заложил основы политики доверия, партнёрства и стабильности на евразийском пространстве, стал правовой базой для проведения преобразований в политической и социально-экономической сферах.

Вскоре независимость Казахстана признали многие страны. Согласно международному праву, существует три основных критерия независимости: определённая территория, население и эффективное управление данной территорией (fixed territory, a population, effective government). Им Казахстан соответствовал.

Затем настали сложные процессы укрепления государственности, создания фундамента новой экономики, основанной на рыночных отношениях, последовательного проведения реформ в самых различных сферах деятельности.

Из истории возникновения новых независимых государств на пространстве бывшего СССР известно, что для многих из них изучение «букваря суверенитета» сопровождалось нешуточным напряжением в обществе. Например, ряд стран (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Таджикистан) пережили в первые годы существования разрушительные внутренние конфликты и кровопролитные гражданские войны, которые с трудом удалось погасить или приостановить, в том числе благодаря значительным усилиям стран – внешнеполитических партнёров и международных организаций.

Первые годы независимости имеют огромное значение для любой страны. Именно в это время закладываются основы государства, а самому обществу даётся изначальный импульс развития. Если же основы оказываются непрочными, а импульс неверным, то эти государства у специалистов принято называть несостоявшимися или недееспособными (failed state).

Опыт многих государств, обретших независимость, свидетельствует о том, что на первых этапах важна субъективная роль тех, кто эти государства возглавляет. Это должен быть лидер, знающий, куда и для чего он страну ведёт. Им стал Нурсултан Назарбаев – первый всенародно избранный Президент Казахстана.

Осенью 1991 года он был выдвинут на пост президента тогда ещё Казахской ССР коллективом Карагандинского металлургического комбината. Именно на этом предприятии начиналась его политическая карьера. Выборы были назначены на 1 декабря. Было очевидно, что подавляющая часть населения встанет на сторону Нурсултана Назарбаева. По официальным данным, за него проголосовало 98,78% избирателей.

«Результаты выборов превзошли все ожидания, – комментировали в книге «Первый Президент РК Н. Назарбаев. Хроника деятельности 11.12.1991 – 31.05.1993» Константин Жигалов и Булат Султанов. – Определённая часть избирателей одобрительно восприняла все направления предложенного стратегического курса. Другая часть голосовала только за проводимую Нурсултаном Назарбаевым политику межнационального согласия, воспринимая лишь отдельные элементы рыночных реформ. Очевидно, именно интернационализм Нурсултана Назарбаева послужил социальным цементом, соединившим голоса избирателей. По сути дела, он сразу провозгласил сохранение межнационального согласия в качестве основополагающего принципа государственной политики – самого главного звена в фундаменте проводимых преобразований«.

10 декабря Нурсултан Назарбаев подписал Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики». С этого дня Казахская ССР стала именоваться Республикой Казахстан. Так страна получила современное имя, известное сегодня миру. В этот же день состоялась инаугурация Президента во Дворце Республики в Алматы. Нурсултан Назарбаев дал клятву Президента РК: верно служить народу многонациональной республики, строго следовать Конституции РК, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности Президента РК.

12 декабря Нурсултан Назарбаев подписал два привлекательных для населения экономических указа: «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения РК» и «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление, и о повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений». Местным Советам было поручено удовлетворить все заявки населения на выделение земли под огороды, дачные участки и строительство индивидуальных домов. Вводилось распределение минимума продовольственных товаров по талонам и карточкам.

Надо было созидать и спешить – построение независимого Казахстана не терпело отлагательств. «Нация не может существовать без государственности, она исчезнет. В свою очередь исчезновение нации делает бессмысленным существование её государства. Такова жёсткая диалектика вопроса«, – писал Нурсултан Назарбаев в сложном 1992 году в своей работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».

Вслед за историческим актом провозглашения независимости последовали непростые дни каждодневного труда по созданию государственных институтов, формированию внутренней и внешней политики новой страны, обеспечению её безопасности.

Прежде всего возникла необходимость определения оптимальной модели государственного устройства, учитывающей специфику страны, исторические условия и ментальность населения. Мало кто сомневался, что форма правления должна быть республиканской. Характер казахстанской государственности оказался отражён в преамбуле Конституции 1995 года, где есть такие слова: «Мы, народ Казахстана, объединённый общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…». Наконец по форме административно-территориального устройства Казахстан благодаря однозначной позиции Нурсултана Назарбаева стал унитарным государством. Как отмечал глава государства, только в этом случае Казахстану удастся сохранить и национальные черты государственности, избежать участи быть простой суммой административно-территориальных единиц.

Формирование органов государственного управления началось с выстраивания слаженной системы исполнительной власти. В феврале 1992 года был принят Указ Президента Казахстана «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления республики в условиях экономической реформы». В короткие сроки практически с нуля была создана законодательная система.

Основной упор сделали на быстрые и энергичные социально-экономические реформы. Конечно, их динамика порой носила шоковый характер, но только так удалось достичь необходимых темпов и войти в третье тысячелетие как рыночное государство. Системные преобразования, которые сформировали сегодняшний облик экономической модели Казахстана, были реализованы уже до 1997 года. Наиболее важными из них являлись разгосударствление и внедрение института частной собственности, либерализация экономических отношений, приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, введение национальной валюты и создание финансовой системы. В Казахстане также сформировали национальную налоговую и бюджетную системы, создали условия для привлечения иностранных инвестиций и трансферта технологий.

Более того, в 1997 году в связи с принятием Стратегии «Казахстан – 2030» перед страной (а это прецедент на постсоветском пространстве) была впервые поставлена долгосрочная цель – создать профессиональное государство. Уже в начале XXI века жизнь подтвердила правильность проведённых экономических реформ и выбора модели открытой рыночной экономики. При этом удалось удержать стабильность, избежать крупных внутриполитических баталий.

За прошедшие годы Нурсултан Назарбаев никогда не останавливался на достигнутом. Он ведёт страну дальше, ставя перед ней новые задачи. Они раскрываются в ежегодных посланиях народу, стратегических планах и программах развития, указах и постановлениях. Причём при движении учитываются новые вызовы и угрозы: например, процессы глобализации мировой экономики, о которых почти не говорилось в 1990-х годах, региональные вызовы, состояние малого и среднего бизнеса, необходимость цифровизации экономики и т. п.

Но главная цель была всегда неизменна. Необходимо сделать Казахстан процветающей страной с высоким уровнем жизни населения, обеспечивающей ему безопасность, а во внешней политике и экономике – стать равноправным и сильным партнёром других государств. Вся эта колоссальная работа приносит свои плоды. Празднование Дня независимости позволяет подвести очередные итоги, продемонстрировать достижения и успехи, озвучить дальнейшие планы развития.

Источник

«Диалог — это путь в будущее» Что привнес Нурсултан Назарбаев в международную политику

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

В 2021 году Казахстан будет отмечать 30-летие независимости, и сегодня страна является одной из самых эффективных на постсоветском пространстве — с развитой рыночной экономикой, устойчивыми государственными институтами, демократической системой. Об этом заявила во время своего официального визита в Республику Казахстан председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко, высоко оценив вклад первого президента страны Нурсултана Назарбаева в достижение нынешнего уровня двусторонних отношений и реализацию инициатив Елбасы в сфере евразийской интеграции и создания Евразийского экономического союза. «Лента.ру» в преддверии юбилея братской страны и дня рождения первого президента вспомнила о внешнеполитических инициативах Нурсултана Назарбаева и вместе с экспертами задумалась о природе его авторитета.

Отказ от ядерного потенциала

Казахам испокон веков приходилось жить между двумя мощнейшими центрами политического, экономического и культурного развития — между Россией и Китаем. И кроме того, всегда чувствовалось дыхание Британской и Иранской империй. Страна оказывалась в цейтноте мировой политики, не имея ни малейших возможностей для того, чтобы влиять на глобальные процессы. Это часто оборачивалось для казахского народа трагедией. Собственно, главная заслуга Нурсултана Назарбаева как раз и состоит в том, что он обернул минусы исторически сложившейся геополитической ситуации, в которой оказался Казахстан, в плюсы.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Многовекторный Казахстан

Сразу же после избрания на пост президента Казахстана 1 декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев провозгласил многовекторность как основную составляющую концепции внешней политики страны. По его мнению, многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан, в силу своего геополитического положения и экономического потенциала, не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана — и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиям в нашей стране».

«Мы не можем с Китаем построить еще одну Великую Китайскую стену, если захотим отгородиться. Мы не можем вырыть гигантские каналы и отгородиться от России, потому что у нас одна из самых протяженных в мире границ. То есть мы должны понимать, что, являясь соседями, хотим мы того или нет, но соседство должно переходить в партнерство. И партнерские взаимоотношения начали оформляться именно с развалом Советского Союза. В Советском союзе Казахстан следовал общесоюзной внешней политике. А советская внешняя политика по отношении к Китаю была неоднозначной. И Китай в течение долгого времени рассматривался как один из потенциальных врагов. Как, впрочем, и Китай рассматривал Советский Союз в этом качестве», — объяснял причины многовекторной политики Казахстана директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

«Одни бывшие советские республики взяли курс на четкую ориентацию в каком-то одном направлении. Например, Украина в течение долгого времени придерживалась прозападной ориентации, пыталась войти в Европейский союз. Другие страны, в частности, в Центральной Азии хотели занять позицию раковины, закрылись в себе. И эта позиция автаркии, политической и экономической изоляции, до сих пор наблюдается — минимум взаимодействия со своими соседями, минимум поддержки региональных инициатив. Вот многовекторная внешняя политика Казахстана оказалась наиболее удачной. Потому что она привела к очень хорошим, в том числе экономически выгодным, условиям для Казахстана, — продолжает размышлять эксперт. — Оказывается, нет смысла определять только одного стратегического партнера. Необходимо взаимодействовать абсолютно со всеми крупными геополитическими игроками, тем более с такими крупными соседями как Россия и Китай, при этом сохраняя свой суверенитет и независимость. То есть наличие многовекторной политики Казахстана — это некий элемент, с одной стороны, позволяющий сохранить свою независимость, потому что баланс между геополитическими игроками легче поддерживать, когда ты сотрудничаешь со многими из них. С другой стороны, это позволяет активно привлекать в Казахстан инвестиции из России, Китая, Западной Европы, США. Но если речь идет именно о казахстано-российских, казахстано-китайских отношениях, то они за все это время не переходили в фазу серьезных конфликтов. Были моменты затишья, сейчас мы наблюдаем момент активного, я бы сказал даже бурного взаимодействия».

По мнению Досыма Сатпаева, и Россия и Китай имеют свои собственные интересы в Центральной Азии, в том числе по отношению к Казахстану. Но тот факт, что Казахстан единственная из постсоветских республик является участником практически всех региональных объединений, существующих на постсоветском пространстве, говорит о том, что Казахстан пытается по максимуму привлечь к себе всех заинтересованных участников экономического и политического взаимодействия для того, чтобы от этого тоже получить собственные дивиденды. Более того, Казахстан является инициатором многочисленных региональных проектов, которые начинал в разное время Нурсултан Назарбаев.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

ШОС и СМВДА

Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 году на базе «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Основными целями организации является укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других сферах.

Члены ШОС — Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Индия. Наблюдатели — Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия. Партнеры по диалогу — Азербайджан, Армения, Непал, Камбоджа, Турция и Шри-Ланка. То есть это широкий круг стран, географическим центром которых является Казахстан. ШОС не военный блок или замкнутый альянс, направленный против кого-либо, а представляет собой открытую организацию, ориентированную на широкое международное сотрудничество, включая возможность расширения ее состава. И Нурсултан Назарбаев пытается извлечь максимальную выгоду для себя от участия в этой авторитетной организации.

Так, товарооборот между Казахстаном и странами Шанхайской организации сотрудничества за 4 месяца только 2021 года вырос на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 14,2 миллиарда долларов. Об этом сообщил министр торговли и интеграции Казахстана Бахыт Султанов. По его словам, потенциал наращивания экспорта Казахстана в страны-участницы ШОС составляет порядка двух миллиардов долларов по таким отраслям как химическая и пищевая промышленность, машиностроение и другие обрабатывающие отрасли экономики. Кроме того, в 2020 году объем транзитных железнодорожных перевозок через Казахстан вырос на 17 процентов. Было перевезено почти 900 тысяч контейнеров, из которых на маршрут Китай — Европа — Китай приходится более 90 процентов.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

«Совокупную мощь трехмиллиардного человеческого потенциала наших стран следует использовать для активизации экономического сотрудничества ШОС. Важно обеспечить переход к реализации торгово-инвестиционных проектов между нашими странами с двустороннего на многосторонний уровень. Мы выступаем за то, чтобы создать в рамках организации совместные механизмы финансирования проектов и мобилизации технологических ресурсов», — говорил Нурсултан Назарбаев.

Не обошлось без актуальной повестки. Нурсултан Назарбаев одним из первых предложил странам, входящим в ШОС, перейти во взаиморасчетах на национальные валюты в целях снижения зависимости от мировых валют.

В октябре 1992 года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была впервые представлена идея о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). По мысли президента, это должен быть международный форум, объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Путь к созданию организации был непростым — первый саммит СВМДА был проведен в 2002 году, и Казахстан, в лице Нурсултана Назарбаева, стал первым председателем форума.

Одним из главных приоритетов развития форума является процесс его трансформации в полноценную международную организацию региональной безопасности в Азии. По словам исполнительного директора Кайрата Сарыбая, в настоящее время СВМДА имеет возможности для постепенного преобразования в организацию без серьезных структурных изменений и с соблюдением всех своих фундаментальных принципов и целей. Предполагается, что преобразование СВМДА не только укрепит сотрудничество между его 27 государствами-членами, охватывающими около 90 процентов территории азиатского континента, но также и усилит роль Азии в глобальной архитектуре безопасности.

«Казахстан всегда выступал за открытый диалог и проводил миротворческую политику, стараясь примирить конфликтующие стороны, и нередко достигал в этом успеха, — заявил Нурсултан Назарбаев. — Соединение миров — наша историческая миссия».

Кроме того, Астанинскую площадку казахстанский лидер предложил и для нового саммита ОБСЕ, который мог бы обновить Хельсинкские соглашения, заключенные в разгар холодной войны. По мысли Назарбаева, СВМДА совместно с ОБСЕ могли бы создать зону безопасности на всем евразийском пространстве. Создание азиатского аналога Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — это лишь вопрос времени, считает Елбасы.

29 марта 1994 года, в период, как выразился президент Казахстана, «развала СССР и поиска путей развития», выступая в Московском государственном университете имени Ломоносова Нурсултан Назарбаев предложил идею создания нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза. «Его концепция базировалась на принципах общей истории, экономического притяжения, тесной взаимосвязи культур», — отметил Назарбаев. Тогда его инициатива выглядела для многих по меньшей мере странно. Идея долго пробивала путь к реализации — слишком экстравагантной она показалась вначале.

Прошло долгих 20 лет, и только в 2014 году был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Хотя уже в 1995 году лидеры Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а позже и в ЕАЭС.

Казахстан тяжело пережил распад Советского Союза, собственно, он и не собирался выходить из Советского Союза, — его выпихнули. Достаточно сказать, что Казахстан стал единственной республикой бывшего СССР, которая провозгласила независимость уже после фактического развала Союза, и, разумеется, последней кто это сделал. После этого выпихивания наступили довольно тяжелые события, когда начала падать экономика, когда разрыв связей привел и к обрыву огромного количества человеческих взаимоотношений — произошло много человеческих трагедий, гуманитарных катастроф. Это теперь Казахстан по уровню жизни и экономики одна из самых развитых стран на постсоветском пространстве. Тогда все было иначе. Триумфы начались потом, когда заработала грамотная экономическая политика Назарбаева, которая позволила, прежде всего, прийти инвестициям.

Сегодня важна идея создания крупного интегрированного экономического пространства. В современном мире размер экономики имеет значение. Сейчас всем достаточно очевидно, что ни Россия, ни Белоруссия, ни Казахстан, не интегрируемы в какие-то другие международные структуры. Собственно, а куда интегрироваться России, куда интегрироваться Казахстану? Очевидно, что страны постсоветского пространства так или иначе будут оставаться самостоятельным центром силы современного мира, а значит, этот центр должен быть большим. Экономическое пространство, количество людей, которые на нем живут, должно быть тоже большим. Если в рамках единого экономического пространства живет больше 200 миллионов человек, он может самостоятельно существовать как достаточно самообеспеченный, обладающий большим внутренним спросом регион. Наши страны, действительно, на протяжении многих столетий жили вместе, поэтому наши экономики интегрированы и мы совершенно естественные союзники. Примерно так можно изложить концептуальный подход Назарбаева к созданию ЕАЭС.

Что нурсултан назарбаев сделал для казахстана

Эффект масштаба, который достигается за счет расширения рынка, — это снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности и снижение цен. Казахстанская промышленность и сельское хозяйство работают на весь большой рынок ЕАЭС, убежден академик Российской академии наук, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев.

«Современная геоэкономическая конкуренция показывает, что мир трансформируется сейчас. Раньше было два крупных блока, капиталистический и социалистический. Потом, после распада социалистической системы, было доминирование Соединенных Штатов. Сейчас мир фрагментируется, и начинается конкуренция между крупными экономическими пространствами. Это Европейский Союз, это те же Соединенные Штаты, Китай, Индия, Латинская Америка, которая тоже объединяется, это блок арабских стран, которые между собой тоже имеют зону свободной торговли, это Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли, — говорит Сергей Глазьев. — И мы, для того чтобы выдержать эту конкуренцию, должны тоже создавать свое большое экономическое пространство, которое было бы не только обеспечено ресурсами, но имело бы диверсификационную экономику, было во многом самодостаточным с точки зрения источников экономического развития, обладало устойчивостью по отношению к шокам, которые мы постоянно испытываем со стороны мирового хозяйства. И статистика показывает, что прохождение кризиса у нас было существенно облегчено благодаря тому, что мы устранили таможенные барьеры, и расширили возможности взаимной торговли. Для бизнеса это расширение возможности сбыта своих товаров, повышение инвестиционной привлекательности. Потому что инвесторы, рассматривая свои планы по развитию производств, теперь уже мыслят категориями большой экономической территории. Значит, инвестиции становятся более надежными и большими по масштабам».

«Нурсултан Абишевич, много лет назад выступая перед российскими интеллектуалами в Московском университете, очень дальновидно предложил создать Евразийское сообщество из стран, которые бы составили интеграционное ядро, готовое идти дальше вместе. Без России, конечно, такое интеграционное ядро просто немыслимо. Россия является естественным центром формирования всех процессов интеграции на постсоветском пространстве просто в силу своего большого экономического потенциала. Белоруссия не имеет большой свободы выбора, потому что она, как сборочный цех Советского Союза, потребляет Российское сырье и большую часть продукции возвращает на территорию наших государств. У Казахстана была свобода выбора, потому что это крупное государство, достаточно богатое природными ресурсами, имеющее возможность широко развивать внешнеторговые связи. Вместе с тем Назарбаев четко взял курс на интеграцию, на формирование ядра общего экономического пространства. И вслед за его идеей, постольку стало ясно, что проекты по удержанию всего СНГ в рамках экономического союза не получаются, выделилось интеграционное ядро», — так оценил роль Нурсултана Назарбаева в создании ЕАЭС Сергей Глазьев.

ЕАЭС — это колоссальный инструмент влияния, убежден Дмитрий Абзалов. «Например, если вы ведете переговоры с Европейским союзом, либо с тем же самым Китаем самостоятельно как Казахстан — то это делать очень сложно просто потому, что всегда есть возможность сыграть на альтернативе. В результате переговорные позиции всегда слабее. Создание интеграционной схемы позволяет, практически не потеряв суверенитет, создать очень мощные экономические рычаги для переговоров. Два мощных сырьевых экспортера совместно смогут договориться практически со всеми, начиная от Китая и заканчивая Европейским союзом. Плюс ко всему дается целый ряд возможностей и льгот для развития. То есть помимо ликвидации таможенных постов — это фактически возможность создавать и использовать ту инфраструктуру, которая уже существовала и органично связана с сельским хозяйством, топливно-энергетическим комплексом, машиностроением. Современный мир все-таки устроен по принципу интеграции регионов», — напомнил Дмитрий Абзалов.

Только одно снятие таможенной границы резко облегчило кооперацию производства, поскольку товар часто пересекал границы несколько раз. Между Белоруссией и Казахстаном 40 процентов времени товар тратил в простоях на границах. В результате темпы роста взаимной торговли опережают среднемировые темпы торговли.

«Великая заслуга Нурсултана Абишевича в том, что под его руководством реализуется долгосрочная стратегия развития Казахстана и ЕАЭС. Если бы не было долгосрочной стратегии, были бы одни нефтевышки. А наличие стратегии, политическая воля и реализация экономических механизмов позволяют рассчитывать на то, что казахстанское экономическое чудо состоится», — завершил мысль Сергей Глазьев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *