Так вот чем ты занимаешься вместо уроков
Что ответить на вопрос «что делаешь»?
Сегодня большая часть общения происходит в переписке. Мы спрашиваем друг у друга о планах на время отпуска, поздравляем с праздниками, интересуемся «как дела». Этика дружеской, деловой или рабочей переписки диктует свои правила ответов на вопросы.
К примеру, ответить на поздравление не составит труда, ведь достаточно проявить вежливость и поблагодарить. А вот вопросы о том «что делаешь», часто вызывают смешанные чувства. Ведь хочется ответить так, чтобы беседа продолжилась, перешла в иное русло, принесла радость или заставила оппонента заинтересоваться вами.
Собрали коллекцию выражений, которыми можно оригинально ответить на вопрос «что делаешь». выбирайте нужный вариант и достигайте поставленных целей.
Отвечаем другу / подруге
Вопрос «что делаешь» в переписке чаще всего задают другу другу друзья. Так уж принято, что после приветствия мы интересуемся занятием человека, а уже потом переходим в сути.
Смотрите еще.
Чтобы вежливо, красиво, а иногда и смешно, ответить старому знакомому, школьной подруге, коллеге по работе или соседке, выберите один из вариантов, который мы придумали для вас.
Не поверишь, но как раз думал(а) о тебе.
Решаю, что полезного сделать сегодня.
Думал(а), что полезного сделать сегодня.
К сожалению для тебя, не думаю о тебе.
Играю со споим котом/собакой.
Наблюдаю за тем, как спит мой кот/собака.
Планирую сделать себе чай, хочешь присоединиться?
Разрабатываю план по захвату вселенной.
Думал(а) поработать, но быстро отпустило.
Пытаюсь решить эту дурацкую задачу, не хочешь мне помочь?
Пытаюсь найти решение задачи, которую откладываю уже второй день.
Планирую пообедать. Не хочешь присоединиться?
Собираюсь в торговый центр, не хочешь составить мне компанию?
Любому человеку (парню, девушке)
Пытаюсь понять, когда ты наконец-то решишься пригласить меня на свидания.
Думаю, почему ты так долго не пишешь.
Решаю, какое придумать тебе наказание за столь длительную задержку ответа.
Как обычно, скучаю по тебе.
Мечтаю о дне нашей свадьбы. Кстати, каким ты представляешь себе его?
Пытаюсь придумать оригинальный способ пригласить тебя на свидание, но хороших идей нет.
Считаю минуты до нашей встречи.
Готовлю для тебя кое-то вкусное, попробуешь угадать?
Собираюсь поразить тебя своей красотой сегодня вечером.
Посылаю тебе лучики добра и любви.
Не поверишь, но только собирал(ась/ся) тебе написать.
Хотел(а) пригласить тебя погулять, но, видимо, опоздала.
Думала, что ты меня не любишь.
Скучаю. Надеюсь. Жду.
Смотрю на наши фотографии.
Составляю наш фотоколлаж.
Выбираю нам фильм на вечер.
Родственнику
Чтобы красиво ответить на вопрос «что делаешь» сестре, брату, маме, папе, тете, дяде, дедушке и т.д., следует помнить о статусе и возрасте каждого.
Собираюсь выполнить все домашние дела, которые ты мне указал(а) в записке.
Думаю о том, как разбогатеть.
Планирую сделать уроки и стать невероятно умным(ой).
Решаю математическую задачу, которая, кажется, не планирует сдаваться.
Собираюсь погулять с (имя домашнего питомца).
Готовлю обед, чтобы собраться всей семьей за столом.
Смотрю новости, чтобы быть в курсе последних событий.
С юмором, оригинально
Думаю, за что ты меня любишь.
Планирую наш отпуск, чтобы не получилось, как в прошлый раз.
С какой целью интересуешься?
Если твой вопрос не предполагает предложения выпить кофе, то я очень занят(а).
Деградирую у телевизора.
Просвещаюсь благодаря каналу Дискавери.
Продавливаю диван, как обычно.
Планирую съесть все, что есть в доме, а потом жаловаться на фигуру.
Познаю этот мир благодаря интернету.
Радуюсь достижениям человечества с телефоном в руках.
Думаю о том, как сложно было нашим предкам без всех благ цивилизации.
Хотел прогуляться, но у моих ног, похоже, иные планы на этот день.
Ищу иголку в стоге сена, как говорит моя мама.
Пополняю личную страницу в Инсте своим прекрасными кадрами из последнего отпуска.
Крашусь, чтобы скорее отправиться украшать этот мир.
Переживаю за вас за всех, ведь солнышко в виде меня, еще не украшает улицы этого унылого города.
Купаюсь в самокритике.
Душу собственного самозванца.
Пытаюсь попасть в поток и познать дзен.
Практикую йогу, чтобы лучше тебя понимать.
Бездействую, так как мир уже спасен до меня.
Жду сигнала бедствия, чтобы отправиться на спасение планеты.
Грущу о еде, которую только что съел(а).
Мечтаю о шоколадке, но никто мне ее не несет.
Заполняю память новыми мыслями, так как старые были безжалостно стерты.
Изучаю страницу бывшего, чтобы убедиться, что ему там плохо без меня.
Совершенствую собственную внешность — выщипываю брови.
Довожу свое тело до совершенства.
Воюю с собственными волосами.
Готовлюсь стать моржом, так как отключили горячую воду.
Думаю, кто дольше живет вегетарианцы или фрукторианцы, так как нормальной еды в доме нет.
Массаж коту, чтобы он был добрее ко мне.
Не шевелюсь, чтобы не спугнуть кота.
Любую красотами природы через призму цивилизации.
Паникую, мне же вечером на свидание!
Ем, я же толстая! И логичная!
Вспоминаю о том, как было прекрасно на море.
Чищу список друзей о тех, кто сейчас на море. Предатели нам не нужны.
Что делать, если скучно на уроках?
1. Пишите все примеры прописными буквами, заменяя цифры на слова. Выводите аккуратно каждую буковку, переодически интересуясь у учителя, как пишется то или иное число («адин» или «один».
2. У доски возьмите мел и скребите им по доске так, чтобы все ученики морщились и закрывали уши руками.
3.Попросите учителя выйти. Когда он согласится, сидите на месте. Через три минуты снова попросите выйти. Сидите на месте. И т.д.
4. Возьмите учебник и начните лизать его. Когда ошарашенный учитель попросит у вас дневник, полижите и его (не учителя, а дневник).
5. Самым наглым образом лапайте соседа. На зверский взгляд учителя покажите ему свой язычок, томно закатите глаза и выдавите из себя: «не ревнуйте. »
6. Заявите, что у Вас аллергия на говно и потому, Вам надо находиться подальше от класса математики.
1. Пишите слова карандашом, а подчеркивайте все ручкой. Сойдут варианты письма салатовой или малиновой ручкой.
2. Засуньте в свои ноздри карандаши и ударьтесь ими о парту.
3. Закажите наконец пиццу с анчоусами и угостите ей весь класс, забыв об учителе.
4. Поиграйте на мобильном телефоне. Звук погромче.
5. Ковыряйтесь в носу, а потом суйте пальцы с козюльками в рот. Предложите козюльки учителю.
6. У доски пишите все английскимифранцузскимикитайскими буквами. Когда учитель начнет ругаться и скажет все стереть, возьмите ведро с водой и опрокиньте его на доску
1. Разрыдайтесь. Будь то «Муму», «Отцы и Дети» или «А зори здесь тихие». Рыдайте пронзительно, орите на всю школу, что они не должны были умереть.
2. Если у вас классное соченение — пукните. Тихонечко пукните. Через несколько секунд пукните два раза. Еще через несколько — три.
3. Вместо руки тяните ногу.
4. Излагая свою мысль, употребляйте жаргон. Чем больше, тем лучше.
5. Принесите с собой бюст Пушкина и целуйте его время от времени. Причем не коротким «чмок» в щечку, а основательно в шею, в губы, в лоб.
6. Достаньте расческу, причешите голову. Снимите штаны и причесывайте дальше.
1. Говорите английские слова, но с французским или японским акцентом.
2. Почаще употребляйте выражения на тип «peace dance» (танец мира) и chop is dish (котлета — это еда).
3. Испачкайте рот в красной пасте (втяните в себя конец стержня) и плюйтесь на журнал.
4. Подложите в контрольную работу изпользованный презерватив.
5. Расклейте по всему классу листовки с надписями «Буш — козел! Голосуйте за Жириновского».
6. Выйдите к доске, когда вам скажут рассказать пересказ и прокуренным голосом спойте «ой,мороз,мороз!»
1. Классика: поинтересуйтесь откуда берутся дети.
2. Покажите, наконец, всем, вашу мать, чем мальчики отличаются от девочек!
3. Листайте учебник и смушенно хихикайте, иногда прикрывая рот рукой и исторгая что-то типа «какой у него большой. » (учителю станет интересно)
4. Возьмите степлер и громким голосом протяните несколько раз: «оплачиваем за проезд», при этом «простепливая» все растения в классе.
5. Громко чихните, не прикрывая рот.
6. Сидите тихо, выпучив глаза и сжав губы. Покраснейте, надуйте щеки. Тужтесь.
1. Пописайте на Америку (если карта на доске).
2. Съешьте мел и заявите, что все равно в России еще много известняка.
3. Вытрите рот атласом.
4. Сядьте учителю на колени и попросите покатать вас по Европе, при этом яростно ерзая и подрыгивая.
5. (только для девушек) Громко заявите однокласснику, что вы беременны от него. Говорите громко, много, не останавливаясь. Если вас перебивают, рыдайте и бейте учителя портфелем по голове.
6. Заявите учителю, что пришло время молитвы, встаньте на колени и начинайте молиться (для большего эффекта подговорите весь класс).
1. При беге каждые сто метров снимайте с себя одну вещь.
2. Претворитесь мертвым. no comments
3. Оденьте мини-юбку
Как оригинально, красиво и интересно ответить на вопрос «Чем занимаешься?»: варианты ответов парню, девушке. Что ответить, когда спрашивают «Что делаешь?» — по жизни, в свободное время, на работе, сей
Список прикольных ответов на вопрос «Чем занимаешься?», «Что делаешь?»
Отношения между людьми всегда завязываются на взаимных интересах и ладном, интересном общении. В силу скромности, стеснительности или недостаточности опыта диалог не всегда может «получаться». Улучшить свои коммуникативные навыки, научиться располагать к себе людей и уметь «правильно» отвечать на вопросы помогут советы данной статьи.
Наиболее частый вопрос, который могут задать человеку в соцсетях, в телефонном разговоре или лично – это вопрос о ваших занятиях (как в общем, так и в данный момент).
Как ответить на вопрос:
Прикольные ответы для разговора
Варианты ответов на сайте знакомств
Чтобы понять человека и хорошо себя показать в интернет-общении, нужно постараться быть креативным и интересным, но вместе с тем – искренним человеком.
Девушка на сайте знакомств нередко получает вопрос «Чем занимаешься?», и это для нее – дело привычное. Но не каждая девушка думает о том, что написать и как ответить правильно. Ведь человек, который ее спрашивает – потенциальный друг (или даже больше), но пока что – человек далекий, практически чужой, незнакомый. Стоит быть скромнее и проще, и отвечать на сайте знакомств нечто нейтральное.
Список красивых ответов на вопрос «Чем занимаешься?», «Что делаешь?»
Показать себя с лучшей стороны сможет ваше умение хорошо подбирать ответы на любые поставленные вопросы. Конечно же, вы всегда можете быть остроумны и находчивы, если имеете большой словарный запас. Однако для этого требуется много времени, а вот подготовленный список ответов «сэкономит» ваши силы.
Варианты:
Красивые и романтичные варианты ответов
«Чем занимаешься?»: общие ответы
Когда люди слышат этот вопрос, они, как правило, говорят о том, чем занимаются в данный момент времени, например: «Кушаю», «Смотрю фильм» или «Прибираюсь в комнате». Но это не самый хороший вариант, поскольку подобные ответы звучат примитивно и скучно. Намного правильнее будет сказать: «Я продавец» или «Я веб-дизайнер». Если девушка спрашивает парня о том, чем он занимается, то он может сказать: «Разговариваю с самым интересным человеком в мире» или «Думаю о тебе». Так вы сможете заинтересовать собеседника и создать благоприятную почву для продолжения диалога. Также неплохими ответами могут стать:
Ученые выяснили, что мелатонин может защитить человека от COVID-19
Мужчина заметил мальчика с нарисованными часами и не смог пройти мимо
В Греции со дна затонувшего древнеримского судна подняли античные амфоры (фото)
Все это звучит интересно и необычно, а банальность нужна лишь в том случае, когда беседа вам надоела и вы хотите поскорее закончить ее.
Список умных ответов на вопрос «Что делаешь?», «Чем занимаешься?»
«Умный» ответ – это те мысли, которые вы выражаете, правильно и грамотно подбирая слова, используя красивые обороты и цитату, литературную лексику. Ваши ответы должны не только давать собеседнику конкретную информацию, но и показывать вашу образованность.
Варианты:
Остроумные ответы на вопросы
Оригинальные, прикольные, смешные ответы
Хотите покорить собеседника или собеседницу своим юмором и живым интеллектом? Попробуйте придумать что-то оригинальное.
Примеры ответа на вопрос «Что делаешь?»:
Ответы-приколы такого рода придумает каждый. Будьте осторожны! Шутки и приколы хороши в дружбе, но далеко не всегда они уместны, особенно, когда человек вам нравится. В таком случае, возможно, лучше придумать нечто более романтичное…
Список ответов на вопрос «Чем занимаешься?», «Что делаешь?» смешных, шуткой
Попробуйте научиться отвечать на любой, даже самый банальный вопрос смешно и юмористично. Это вернет или задаст вашим отношениям с человеком особый позитивный тон. Сарказм нынче очень популярен и научиться ему не сложно.
Вот вам варианты ответов:
Ответы для диалога
How was your day? Как прошел твой день?
Здесь, как и на все последующие вопросы, можно отвечать теми же словами: (It was) great, good, fine, ok, not so great и так далее.
Но вот вам еще интересные примеры:
My day was amazing. – Мой день прошел замечательно.
Could have been worse. – Могло быть и хуже.
Pretty busy. – Довольно напряженно.
Stressful. – Тяжело (стрессово).
Please don’t ask. – Пожалуйста, не спрашивай.
My day has been terrible! – Мой день прошел ужасно! (has been вместо was, т. к. он еще не закончился).
It could have been better. – Могло быть и лучше.
So so. All I did today was clean up the mess I made yesterday. How about you? – Так себе. Все, чем я сегодня занимался — уборка беспорядка, который я устроил вчера. А как прошел твой день?
Splendid, thanks! And yours? – Шикарно, спасибо! А твой?
Список остроумных ответов на вопрос «Чем занимаешься?», «Что делаешь?»
Это особый род ответов, немного юмористических и немного грубых, которые могут выглядеть как сарказм или как издевка.
Варианты ответов:
Семь популярных вариантов того, как отвечать на вопрос: «Что делаешь?»
Большинство людей, услышав этот вопрос, испытывают раздражение. Почему? Конечно, не потому, что совсем не знают, как отвечать. На вопрос: «Что делаешь?» — всегда найдется какой-нибудь ответ, но смущает не это. Чем бы ты ни занимался в эту минуту, чужое любопытство застает врасплох. Как поступить воспитанному человеку? Давать подробный отчет, отшучиваться или прохладно намекнуть, дескать, это никого не касается?
Прежде чем узнать, как отвечать на вопрос «что делаешь», задумаемся над тем, почему люди задают его. Если это телефонный разговор, собеседник может интересоваться, чем ты в данный момент занимаешься, с тем чтобы выяснить, удобно ли сейчас говорить, сколько времени ты можешь ему уделить и т. п. Тогда нет никаких затруднений в том, как отвечать на вопрос «что делаешь». Можно поделиться с человеком, чем действительно занимаешься в данный момент: читаешь, смотришь кино, бродишь по интернету или просто бездельничаешь. Или сказать, мол, в данный момент очень занят и не можешь разговаривать. А если звонок долгожданный – смело можно говорить: с нетерпением ожидаешь его.
Однако в большинстве случаев этот вопрос не несет в себе особого смысла и является лишь способом завязать разговор. У англичан, к примеру, фраза: «How are you?» («Как дела?») — означает приветствие и не предполагает никаких объяснений. Если вдруг начать подробно описывать собеседнику дело, которым занимаешься, он, скорее всего, оборвет тебя на полуслове, поскольку совсем не намеревался выслушивать пространную исповедь. Как отвечать на вопрос «что делаешь» в таком случае?
Самый популярный ответ: «Ничего особенного. А ты?» И тогда собеседник либо отделается парой незначительных фраз и перейдет к тому главному, ради чего, собственно, и затеял диалог, либо начнет обстоятельно рассказывать о своих делах. Может быть, он и позвонил (написал в чат) только для того, чтобы выговориться, излить душу?
Ответ номер два по частоте употребления: «Разговариваю с тобой», — или: «Ты не поверишь, но сижу во «ВКонтакте»» (или в другой социальной сети, где был задан этот вопрос). Для поддержки диалога этого вполне достаточно. Одновременно так можно намекнуть, что ты не любитель формальных вопросов. И совершенно точно — этот человек больше никогда не задаст такого вопроса, если ответить, что ведешь статистику того, сколько человек за день спросили у тебя «что делаешь» и «как дела».
Третий распространенный ответ на вопрос: «Что делаешь?» — шутка. Она может быть нейтральной, доброй или в некоторой степени обидной. Собеседнику, понимающему юмор, можно сказать, что спасаешь мир, охотишься на кухне на диких тараканов, отращиваешь волосы, размышляешь о смысле жизни и т. п. Можно отшутиться и так: «Думаю, как ограбить ювелирный магазин. Ты со мной?»
Четвертый способ отбить охоту задавать бестактные вопросы – это встречный вопрос: «А почему ты спрашиваешь?»; «Зачем тебе нужна эта информация, как ты будешь ее использовать?» После подобного настойчивого допроса придет черед смущаться собеседнику.
Пятый вариант – игнорирование неудобного вопроса. Если он прозвучал сразу после приветствия, то достаточно просто поприветствовать в ответ. Если же вы уже поздоровались, и визави спрашивает о делах, можно спокойно перевести разговор в другое русло – поделиться новостями, поинтересоваться конкретными деталями жизни собеседника и так далее.
Отзыв номер шесть – оценить «оригинальность» вопроса: «Отличный вопрос! Спроси еще, как мир спасти!»
Седьмой вариант заключается в демонстрации бурной эмоциональной реакции в ответ. Можно имитировать шок, потрясение: «Поверить не могу, что ты меня об этом спрашиваешь!»
Совершенно ясно: знаменитый русский вопрос «что делать» и надоедливая приветственная фраза «что делаешь» ни семантически, ни философски не связаны между собой. Крылатый вопрос «что делать» беспокоил лучшие отечественные умы и сердца, мечтавшие о всемирной справедливости, правде и доброте. Николай Гаврилович Чернышевский, поставивший его в заголовок своего произведения, не предполагал, что для далеких потомков в двадцать первом столетии эта проблема так и не будет решена.
Когда парень спрашивает, что делаешь, завтра, чем занимаешься – что ему отвечать?
Если молодой человек интересуется у девушки ее занятостью и видом деятельности, он точно заинтересован ею, как личностью и даже не прочь пофлиртовать.
Ответить можно так:
Как ответить на вопрос любимому человеку?
Если любимая девушка
задала такой вопрос, то нужно ответить:
Если вопрос задал любимый парень
Список оригинальных ответов на вопрос «Чем занимаешься?», «Что делаешь?»
Список и варианты:
Список вопросов (№1)
Список вопросов (№2)
Список вопросов (№3)
Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать. Почему такая учеба неэффективна
Давным-давно профсоюзы боролись за восьмичасовой рабочий день. Изобретенное ими правило гласило: «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон».
И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше.
Да, можно работать на выходных и в отпуске, брать работу на дом. Но толку от этого будет мало. Вспомните историю про отца ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Когда Резерфорд увидел своего аспиранта поздно вечером в лаборатории, он сделал ему выговор. «Когда же вы думаете?» — возмутился Резерфорд. Если человек постоянно работает, то у него просто нет времени осмыслить происходящее.
К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.
Больше учатся, но не лучше знают
Большие домашние задания помогают лучше учиться?
Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. И в этом соревновании российские школьники победили другие страны.
Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.
Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет.
Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий.
На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов требуется заниматься больше.
Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны.
Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США.
Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.
Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.
Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашнего задания
Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам.
Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт ( Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018) :
1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.
2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).
3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.
4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.
Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.
Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.
Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах.
Битва с домашним заданием
У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.
Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями.
Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.
Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающееся с этой буквы.
Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.
Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?
Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.
Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.
На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.
Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.
Почему мы перевели детей на семейное обучение
В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.
Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.
Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца. Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали. Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное.
Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.
Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания.
Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.
Силы тратятся, а результатов нет. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Вячеслав Бутусов.