Так отменили техосмотр или нет
РСА: отмена техосмотра для ОСАГО не влияет на стоимость полиса
pavlentii / Depositphotos.com |
Российский Союз Автостраховщиков (РСА) заверил 1 на своем официальном сайте о том, что отвязывание оформления полиса ОСАГО от факта прохождения автовладельцем техосмотра не может сказаться и не скажется на стоимости полиса ОСАГО.
Напомним, что с 22 августа для оформления автостраховки действующая диагностическая карта больше не нужна (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). РСА поясняет, что это было сделано, в первую очередь, для удобства автовладельцев и повысило доступность обязательной “автогражданки”.
При этом, подчеркивают специалисты, такой тарифный фактор, как факт прохождения или непрохождения техосмотра, не может применяться в силу того, что техосмотр является обязательным. Техосмотр действительно не отменили, его должны проходить все автомобилисты. Более того, с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб. (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Какие индивидуальные факторы учитывают страховые компании при расчете стоимости ОСАГО? Узнайте ответ из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В РСА напоминают также, что в случае если ДТП произошло вследствие технической неисправности автомобиля виновника аварии и у виновника будет отсутствовать действующая диагностическая карта, к нему может быть применен регресс со стороны страховщика. То есть страховая компания может взыскать с такого водителя все суммы, которые она выплатила пострадавшим.
Добавим, что в июле начальник ГИБДД МВД России Михаил Черников предложил отменить обязательный техосмотр для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Но на сегодняшний день это только инициатива, она находится на рассмотрении Правительства РФ.
Техосмотр отменили, но не для всех. Кому придется все равно проходить
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении законопроект «Единой России», предусматривающий отмену обязательного техосмотра для владельцев частного транспорта и его перевод на добровольную основу. Об этом сообщает сайт нижней палаты парламента.
«Законом отменяется «обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях». При этом указанные лица вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию», — отмечено в сообщении.
Ранее авторы инициативы подготовили две важные поправки в законопроект. Первая исключает практику так называемых «техосмотров на обочине» — когда при наличии действительной диагностической карты сотрудники ГИБДД ставят под сомнение техническую исправность автомобиля и подвергают его дополнительному осмотру прямо на месте остановки.
Второе нововведение предполагает отказ от штрафов для владельцев личного транспорта, которые продолжают ездить без диагностической карты. «Штрафовать тех, кто использует транспорт в личных целях и не имеет диагностической карты, — не должны», — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Таким образом, процедуру обязательного техосмотра надо будет проходить только при постановке автомобиля на учет, либо при смене владельца, если возраст машины превышает четыре года. Кроме этого, техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов автомобиля.
Техосмотр 2022: вопросы и ответы, которые помогут во всем разобраться
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в законодательство об отмене обязательного технического осмотра для частных транспортных средств. Что это значит, кому диагностическая карта все-таки понадобится и будет ли штраф — во всех нюансах разобрался Autonews.ru.
Техосмотр уже отменили?
Кому теперь не точно не нужно приезжать на техосмотр?
Техосмотр не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Важно, что такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях. То есть собственники не должны предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Кому все-таки придется проходить техосмотр?
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. Как уточнили в Союзе операторов технического осмотра, речь тут может идти о ситуациях, когда инспекторы ГИБДД выявляют нарушение, например, разбитую фару. Это будет прямым нарушением ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Тогда, предположил Бурдюгов, инспекторы будут отправлять водителей на техосмотр — получить диагностическую карту без устранения недостатка официальным путем невозможно.
«Данная поправка никак не повлияет на количество посетителей пунктов техосмотра. Эта возможность у инспекторов была и ранее. Просто повторили норму из других нормативно-правовых актов», — сказал Autonews.ru председатель Союза Максим Бурдюгов.
В свою очередь председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палаты Игорь Волчек также предположил, что речь идет о нарушении норм ст. 12.5 КоАП, но пока не уверен, будут ли инспекторы в таком случае направлять водителей на «принудительный» техосмотр. Он допустил, что авторы документа дадут дополнительные разъяснения.
Что будет со штрафом за отсутствие техосмотра? Ведь в марте камеры должны начать фиксацию.
С 1 марта 2022 года заработают изменения в законодательстве, которые позволят выписывать штрафы в размере 2 тысяч рублей собственникам транспортных средств без техосмотра. Фиксировать такое нарушение смогут дорожные камеры. Однако с учетом изменений депутаты внесли поправки, которые отменяют такой штраф для собственников частных автомобилей и мотоциклов.
«Еще одна поправка — автомобилистов личного транспорта не будут штрафовать за отсутствие диагностической карты. Это очень важно, потому что, когда мы принимали законопроект в первом чтении и говорили, что техосмотр отменяется, такая норма оставалась», — объяснил вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.
Получается, что штрафовать будут только при нарушении всего нескольких обязательных пунктов, когда техосмотр необходим.
А если я захочу пройти техосмотр?
Пройти техосмотр можно по желанию в любом пункте техосмотра.
Как купить полис ОСАГО без техосмотра?
Полисы ОСАГО страховщики уже начали продавать без техосмотра.
Что будет с регрессом со стороны страховых компаний?
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения водителей со страховыми компаниями. Если у виновника ДТП-физического лица автомобиль окажется технически неисправен, ему грозит регресс со стороны страховщиков. То есть страховщик покроет ущерб по ДТП потерпевшим, но возмещать всю стоимость придется виновнику. Такую позицию Autonews.ru подтвердили в Российском союзе автостраховщиков.
Зачем техосмотр вообще отменили?
Как объяснили в Госдуме, это решение облегчит жизнь многим автовладельцам. Речь идет примерно о 50 млн транспортных средств. При этом участники отрасли признали, что большинство водителей проходили техосмотр в «серую» и фактически на станции не приезжали.
Техосмотр 2022: последние важные новости для автомобилистов
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра для автомобилистов еще в начале ноября. Авторы документа обещали, что до Нового года его примут во втором и третьем чтениях. Однако точных дат рассмотрения законопроекта по-прежнему нет. Разбираемся, что происходит на данный момент с этим документом, а также, какие изменения ожидают саму процедуру техосмотра.
Для кого техосмотр будет обязательным
В случае если законопроект получит окончательный «зеленый свет», автовладельцам разрешат обращаться за проведением техосмотра только по собственному желанию. Обязательной этой процедура останется только при постановке частных автомобилей и мотоциклов на учет — при смене собственника и только в случае, если машина старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. По подсчетам властей, отмена обязательного техосмотра коснется примерно 50 млн транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов, облегчив жизнь их владельцам.
Что ждет перевозчиков
Эта инициатива распространяется только на физических лиц — перевозчиков и коммерческого транспорта изменения не коснутся. Также в этот список попал личный автотранспорт, используемый в служебных целях.
Почему техосмотр больше не нужен
В пояснительной записке авторы законопроекта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования прописаны в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Почему документу потребовалась доработка
Изначально правительство страны дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. При этом потребовало внести в документ доработки. Правда сам отзыв на данный момент звучит не очень понятно. Там подчеркивается, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать. Внесли ли авторы законопроекта необходимые изменения в документ перед вторым и третьем чтением пока неизвестно.
Штрафы за отсутствие техосмотра могут вырасти
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России. На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
После принятия нового закона штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. Причем наказание для недобросовестных водителей вырастут уже с марта следующего года, когда вступят в силу в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Так, размер взыскания за езду без диагностической карты вырастет до 2000 рублей.
Требования к процедуре техосмотра ужесточат
Поимо ужесточения наказания за езду без диагностических карт, власти собираются изменить требования и к фотографированию автомобилей на пунктах техосмотра. Как объяснили в Министерстве транспорта России, такие меры необходимы для борьбы с мошенничеством. Сейчас во время процедуры прохождения техосмотра должны быть сделаны две фотографии: спереди и сзади автомобиля. Однако в ведомстве хотят изменить это требование. Так, на первом снимке должен быть запечатлен автомобиль в ракурсе спереди и сбоку, а рядом с ним в полный рост должен стоять технический эксперт. В аналогичной композиции должен быть сделан и второй снимок — сзади.
В Минтрансе такие требования объяснили тем, что «участились факты фальсификации» снимков, загружаемых в информационную систему техосмотра ЕАИСТО МВД. Нововведение должно заработать с марта следующего года.
Техосмотр 2021: его отмена забуксовала, водители радовались слишком рано
Обещанная автомобилистами отмена техосмотра столкнулась с неожиданными трудностями: поправки придется серьезно доработать, чтобы привести документ в соответствие с международным законодательством. Об этом предупредили операторы пунктов технического осмотра. Ранее авторы документа обещали, что техосмотр получится оперативно отменить в трех чтениях в Госдуме до конца года. Разбираемся, что придется доработать в законопроекте и успеют ли его принять в заявленные сроки.
На какой стадии сейчас отмена техосмотра
Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрил 26 октября разработанный «Единой Россией» законопроект о техосмотре. Как сообщал глава комитета Евгений Москвичев, документ одобрили к рассмотрению в первом чтении, и до Нового года его примут во втором и третьем чтениях.
9 ноября в Госдуме в первом чтении приняли законопроект партии «Единая Россия» по отмене обязательного техосмотра и переводу его на добровольную основу. Нововведение позволит водителями по желанию обращаться за проведением техосмотра, а не в обязательном порядке, как сейчас. Но есть исключения. Владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для всех остальных случаев техосмотр как обязательная процедура в случае принятия закона будет отменен.
Почему техосмотр до сих пор не получается сделать добровольным
8 ноября Правительство дало положительный отзыв на внесенный законопроект об отмене обязательного техосмотра. Однако потребовало внести в него доработки — уточнения в отзыве звучат не очень понятно. Там указало, что в настоящее время в техническом регламенте Таможенного союза, проверка выполнения требований к транспортным средствам в случае изменения их конструкции осуществляется «в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности» ее изменения, последующей проверки безопасности конструкции и техосмотра транспорта. Чтобы привести этот пункт в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе, его придется доработать.
В настоящее время в сопроводительной документации к законопроекту информации о дате рассмотрения во втором и третьем чтениях нет — информация о ходе документа ограничена прошедшим 9 ноября первом чтением. Авторам дано 30 дней на предоставление новых поправок, то есть до 8 декабря 2021 года.
При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, и что разработка поправок может занять долгое время. Так, в частности, предположил в беседе с Autonews.ru председатель Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек
Как объяснил Волчек, под необходимыми доработками имеются в виду сложности с приведением документа в соответствие с нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно документу, все транспортные средства, зарегистрированные на территории Таможенного союза, в обязательном порядке обязаны проходить обязательный техосмотр. Россия, по словам эксперта, в одностороннем не может отказаться от выполнения взятых на себя требований. Сейчас в Таможенный союз входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.
Как уточнил Волчек, при внесении изменений в конструкцию автомобиля нужно сначала пройти техническую экспертизу в специальной лаборатории, получить там одобрение и после этого пройти техосмотр. «Тогда на машине с изменениями можно ездить. Авторы документа взяли эту простую формулировку и написали непонятным языком», — объяснил Волчек значение сложной формулировки из законопроекта.
При этом он указал, что все требования к транспортным средствам прописаны «в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей». Он уточнил, что речь идет обо всех без исключения автомобилях, которые зарегистрированы или эксплуатируются на единой таможенной территории Таможенного союза.
«Техрегламент касается всех возможных транспортных средств и не привязаны к водителям-частникам или к юридическим лицам. Весь транспорт категорий L, M, N и O проходит техосмотр. Нет исключений», — сказал Волчек.
Он также указал на п.3. ст. 72 Техрегламента, согласно которому «проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения».
«Вот еще одна статься, согласно которой автомобили должны проходить техосмотр. Поэтому этот законопроект полностью противоречит этой норме. Могу только предположить, что законодатели пока не могут придумать, как обойти эту норму или пока не разобрались, в чем состоит проблема. Мы регулярно направляли обращения в правительство, в которых предупреждали, что такие изменения противоречат соглашению», — отметил представитель отрасли.
У Волчека вызвали большие сомнения, что международные нормы все-таки получится обойти.
«Выхода при полном переходе на добровольную основу я не вижу. Отменять техосмотр у всех стран-участниц? Я уверен, что Беларусь или Казахстан отменять техосмотр не будут. Кроме того, в регламенте прямо указано, что нормы созданы для защиты жизни и здоровья граждан, выходит, что мы не хотим эти нормы соблюдать?», — рассуждает представитель отрасли.
Одним из возможных выходов эксперт назвал установление порога в 5-7 лет, после которого техосмотр все-таки будет обязателен для всех частных автомобилей.
«По моему собственному мнению, если техосмотр так хочется отменить, можно установить предельный возраст автомобиля, до которого эта процедура необязательна. После этой отметки все должны будут приезжать на техосмотр независимо от того, продавал собственник автомобиль кому-то другому или нет. У нас сейчас средний возраст автомобиля в России — около 13 лет. И если я на своей машине езжу 15-20 лет без техосмотра, почему это менее опасно, если за руль сядет новый собственник, который обязан проходить проверку? А если машину возрастом старше четырех лет за год перепродавали пять раз, она тоже должна пять раз приезжать на техосмотр?».
Как уточнил Волчек, такая конструкция позволяет избежать противоречий с Регламентом, поскольку в нем прописано проходить его в обязательном порядке, но не указаны точные сроки — их могут устанавливать сами страны-участницы по своему усмотрению. При этом эксперт заключил, что полностью отказываться от техосмотра и переводить его на добровольную основу нерационально.
С тем, что привести документ в соответствие с международными нормами будет не так просто согласен и председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов.
«Вряд ли данный законопроект примут в действующей редакции так как она противоречит Конституции, внутренним законам, так и Международным обязательствам Российской Федерации, а также в нем присутствуют формулировки, которые не определены достоверно и могут трактоваться с двойным смыслом», — заявил Бурдюгов.
Участник отрасли предупредил, что на данный момент в России единственным документом, который подтверждает исправность транспортного средства остается именно диагностическая карта.
«Также пока никто не отменяет ст. 14 ФЗ 40 об «ОСАГО» по которой страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП в том случае если у него будет отсутствовать диагностическая карта. Чтобы доказать страховой компании что автомобиль на момент ДТП был исправен нужно будет проводить дорогостоящую процедуру», — предупредил Бурдюгов.
При этом авторы законопроекта уверены: международные обязательства России по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении, предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
«Закон не нарушает ни один действующий закон — о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, законы стран ЕврАзЭс. Мы не нарушаем концепцию, которая говорит о том, что техосмотр должен проходить грузовой и пассажирский транспорт», — уточнил Москвичев.
Какие автомобили сейчас должны проходить техосмотр
До принятия изменения в силу проходить техосмотр обязаны следующие транспортные средства:
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Эти виды транспорта изменения вообще не коснутся.