Так на руси называлось пострижение в монахи

Постриг

Так на руси называлось пострижение в монахи

Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзуру (от лат. tonsura — стрижка). В русской традиии аналогом тонзуры являлось гуменцо.

Содержание

Православная церковь

В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

Монашеский постриг

Так на руси называлось пострижение в монахи

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.

При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».

Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:

Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).

Католическая церковь

В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

Русский обычай

На руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — пóстриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что Постриг «рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

Источник

Пострижение

Так на руси называлось пострижение в монахи

Так на руси называлось пострижение в монахи

Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзу́ру (от лат. tonsura — стрижка). В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо.

Содержание

Православная церковь

В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

Монашеский постриг

Так на руси называлось пострижение в монахи

Так на руси называлось пострижение в монахи

Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.

При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».

Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:

Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название «Последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).

Католическая церковь

В католицизме использовалась тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

Русский обычай

На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство, и мать постригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Пострижение» в других словарях:

пострижение — см. постриг Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. пострижение сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов

ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, христианский обряд, совершаемый после крещения, при посвящении в чтеца, принятии монашества. Состоит в крестообразном выстрижении священником (в монастыре игуменом) волос на голове проходящего обряд … Современная энциклопедия

ПОСТРИЖЕНИЕ — (постриг) христианский обряд обрезания волос на голове верующих, принимающих монашество или посвящаемых в священнослужители … Большой Энциклопедический словарь

ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, пострижения, мн. нет, ср. (книжн., церк.). Действие по гл. постричь во 2 знач. постригать. « А! схима… так! святое постриженье… Ударил час, в монахи царь идет!… (Начинается обряд пострижения).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. постричь, ся. 2. То же, что постриг. П. в монахи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Пострижение — (волос) церковный обряд. Совершается, во первых, надново крещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства,которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко римскоммире стриженее волос служило признаком рабства). Во… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

пострижение — я; ср. к Постричь (2 зн.) и Постричься (2 зн.). Пройти п. Обряд пострижения. П. в монахи. * * * пострижение (постриг), христианский обряд обрезания волос на голове верующих, принимающих монашество или посвящаемых в священнослужители. * * *… … Энциклопедический словарь

пострижение — я, ср. См. постригать. ► [Борис Годунов:] Кто там? А! схима. Так! Святое постриженье. Ударил час! В монахи царь идет. // Пушкин. Борис Годунов //; Касатский был пострижен в иеромонахи с именем Сергия. Пострижение было важным внутренним… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Пострижение — церковный обряд, в христианстве, совершаемый при посвящении в духовное звание или в монашество. Заимствован из обычая стричь волосы рабам в Риме и Греции, символизировал «рабство богу» … Большая советская энциклопедия

Пострижение — (волос) церковный обряд. Совершается, во первых, над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко римском мире стрижение волос служило признаком рабства). Во… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Так на руси называлось пострижение в монахи

При принятии схимы человек получал иное имя – монашеское, и оно обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.

Принятие схимы как заимствованный византийский обычай

Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших постриг.

Однако пострижение в схиму практиковалось также при переворотах и свержении императоров, особенно у венецианцев и генуэзцев, которые жестоко враждовали между собой: каждая сторона старалась получить влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.

На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050 году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. В отличие от византийских правил на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.

Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский

Великий князь Александр Ярославич правил в то сложное для Руси время, когда над страной, состоящей из уделов, периодически нависала опасность гражданских распрей, а также наседали татары с Востока и католические крестоносцы Ливонского ордена с Запада. Перед ним встала задача выбора пути для всего государства, и глубоко религиозный Александр избрал Восток, произнеся свою знаменитую фразу о том, что никто не приносит большей жертвы, чем положивший душу «за други своя». Это означало: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.

Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, он даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также распространено было христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.

Александр стремился удержать страну в едином кулаке. Он посадил править в Великом Новгороде своего старшего сына Василия. Но последний принял участие в восстании против княжеской власти. Александр подавил бунт и расправился с советчиками сына, отрезав им носы или выколов глаза. Самого Василия он проклял и лишил права наследования. Его отлучение от власти привело к тому, что третий сын Невского Андрей пошёл войной на второго, Дмитрия; звал на Русь татар и вверг страну в пучину войн и погибели.

Таковы были некоторые деяния Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей и те, кто правит, действительно нуждаются в дополнительной защите перед Богом.

Великий князь Александр Невский умер, когда возвращался из Орды. Ему было всего 42 года. Он успел принять схиму и был пострижен с именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу после смерти, но канонизировали только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.

Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. При советской власти монастырь переделали под отделение милиции, раку передали в местный музей, а мощи Александра были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Пострижение женщин из семей высшей знати

Многие княгини добровольно постригались в монахини после смерти мужа, но тем не менее продолжали участвовать в светской жизни. Вспомним хотя бы трагическую судьбу семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли во время эпидемии чумы. Он тоже заразился, когда целовал их перед погребением. Симеон был пострижен с именем Созонтий, а его вдова Мария впоследствии приняла постриг с именем Фотиния. Однако Мария-Фотиния не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия помогала в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий и даже в организации строительства первого каменного Кремля.

Пострижение и власть

Источник

Постриг монашеский

По́стриг мона́шеский – обряд посвя­ще­ния в мона­ше­ство, при кото­ром постри­га­е­мый дает Богу пожиз­нен­ные обеты и к испол­не­нию их полу­чает дар содей­ству­ю­щей Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Так на руси называлось пострижение в монахи

Суще­ствует три сте­пени мона­ше­ства – рясо­фор, мантия (малая схима) и схима (вели­кая схима).

Постриг в рясо­фор совер­ша­ется чте­нием опре­де­лен­ных молитв и кре­сто­об­раз­ным постри­же­нием волос, при этом имя или меня­ется на новое, или же остав­ля­ется преж­ним. Постри­га­е­мый обетов не про­из­но­сит, но само его по сво­бод­ной воле вступ­ле­ние на мона­ше­ский путь явля­ется выра­жен­ным обе­ща­нием Богу непо­роч­ного ино­че­ского жития. Ново­по­стри­жен­ный обла­ча­ется в рясу и клобук (отсюда – «рясо­фор») и име­ну­ется «рясо­фор­ным мона­хом», «иноком».

При постриге в малую схиму, или в мантию, постри­га­е­мый дает Богу обеты без­бра­чия, послу­ша­ния (насто­я­телю и братии) и нес­тя­жа­ния. С постри­же­нием волос ему наре­ка­ется новое имя, он обла­ча­ется в мона­ше­ские одежды и име­ну­ется ман­тий­ным мона­хом, или просто «мона­хом».

После­до­ва­ние пострига в вели­кую схиму в глав­ном похоже на чин постри­же­ния в мантию, но отли­ча­ется боль­шей тор­же­ствен­но­стью и стро­го­стью. Постри­га­е­мому дается новое имя, он обла­ча­ется в схим­ни­че­скую одежду – т.н. схиму (куколь) и име­ну­ется «схи­мо­на­хом», «схим­ни­ком».

Совер­ши­те­лем пострига может быть только иерей-монах (иеро­мо­нах, игумен, архи­манд­рит), полу­чив­ший бла­го­сло­ве­ние пра­вя­щего в епар­хии архи­ерея, или сам архи­ерей. В мона­стыре постриг совер­шает насто­я­тель (по согла­со­ва­нию с пра­вя­щим архи­ереем), или, в особых слу­чаях, кто-либо иной, с его бла­го­сло­ве­ния.

Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий: «Духов­ное дей­ствие Божией бла­го­дати в душе совер­ша­ется вели­ким дол­го­тер­пе­нием, пре­муд­ро­стью и таин­ствен­ным смот­ре­нием ума, когда и чело­век с вели­ким тер­пе­нием под­ви­за­ется в про­дол­же­ние вре­мени и целых лет. И дело бла­го­дати тогда уже ока­зы­ва­ется в нем совер­шен­ным, когда сво­бод­ное про­из­во­ле­ние его, по мно­го­крат­ном испы­та­нии, ока­жется бла­го­угод­ным Духу, и с тече­нием вре­мени пока­жет опыт­ность и тер­пе­ние» (Духов­ные беседы. Беседа 9.1).

Постри­же­ние

Постри­же­ние всегда было одним из основ­ных рели­ги­оз­ных обря­дов: сим­во­лом послу­ша­ния и жертвы. С неза­па­мят­ных времен люди чув­ство­вали в воло­сах нали­чие «маны», сосре­до­то­че­ние в них силы и энер­гии чело­века. При­ме­ром может слу­жить биб­лей­ское повест­во­ва­ние о Сам­соне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохра­ня­ется в посто­ян­ной оза­бо­чен­но­сти людей по поводу своих волос и при­че­сок. Они оста­ются выра­же­нием, сим­во­лом чело­ве­че­ской кра­соты, сим­во­лом наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти (напри­мер, стиль при­че­сок «Афро»), даже сим­во­лом неко­то­рых глу­бо­ких пато­ло­ги­че­ских откло­не­ний в чело­веке. Короче говоря, суще­ствует «тайна волос» как одного из основ­ных средств само­вы­ра­же­ния, само­утвер­жде­ния и харак­тер­но­сти. Поэтому хри­сти­ан­ский обряд постри­же­ния волос (кото­рый, помимо чино­по­сле­до­ва­ния кре­ще­ния, встре­ча­ется в постри­же­нии в мона­ше­ский чин и в посвя­ще­нии в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рас­смат­ри­ваться как один из многих других «освя­щен­ных древ­но­стью» обря­дов, совер­ша­е­мых неиз­вестно почему и при­ни­ма­е­мых в каче­стве неотъ­ем­ле­мой части нашего «насле­дия». В Церкви все всегда дей­стви­тель­ное, насто­я­щее. Каждый сим­во­ли­че­ский акт сим­во­ли­чен именно потому, что он являет саму Реаль­ность, те глу­бо­чай­шие и «неиз­ре­чен­ные» ее пласты, с кото­рыми мы обща­емся посред­ством сим­во­лов и обря­дов. После­кре­щаль­ное «постри­же­ние власов» начи­на­ется тор­же­ствен­ной молит­вой, кото­рая под­во­дит итоги зна­че­нию таин­ства: вос­ста­нов­ле­ние чело­века как самого совер­шен­ного, самого пре­крас­ного Божьего тво­ре­ния. Как будто Цер­ковь, совер­шив работу по вос­ста­нов­ле­нию, смот­рит на чело­века и вос­кли­цает радостно и лику­юще: как ты пре­кра­сен! Вла­дыко Гос­поди Боже наш, иже обра­зом Твоим почти­вый чело­века, от души сло­вес­ныя и тела бла­го­леп­наго устро­и­вый его: яко да тело служит сло­вес­ной души: главу убо на высо­чай­ших поло­жи­вый, и в ней мно­жай­шая чувств водру­зи­вый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно наса­ди­вый, да всеми бла­го­да­рит Тя Изрядно художннка… Чело­век есть образ Боже­ствен­ной неиз­ре­чен­ной славы и кра­соты, и созер­цать чело­ве­че­скую кра­соту и радо­ваться ей – значит воз­но­сить бла­го­да­ре­ние Самому Богу. Как и все в мире сем, кра­сота была затем­нена, уни­жена, иска­ле­чена, пре­вра­щена в падшую кра­соту. И неко­то­рые склонны просто-напро­сто отка­заться от нее как от дья­воль­ского иску­ше­ния. Однако не таково вос­при­я­тие кра­соты Цер­ко­вью. Несмотря на всю ее дегра­да­цию, кра­сота всегда оста­ется боже­ствен­ной как Божий знак и печать на тво­ре­нии. Чело­век пре­кра­сен, и он должен быть вос­ста­нов­лен в своей кра­соте, должен воз­ра­до­ваться этой кра­соте и воз­не­сти бла­го­да­ре­ние Богу за нее, как это сделал святой еги­пет­ский монах, по чистоте сердца уви­дев­ший боже­ствен­ную кра­соту даже в блуд­нице. В нашем падшем мире путь к вос­ста­нов­ле­нию боже­ствен­ной кра­соты лежит через послу­ша­ние и жертву. И таким обра­зом, жизнь начи­на­ется с при­не­се­ния жертвы Богу, т. е. с при­не­се­ния Ему с радо­стью и бла­го­дар­но­стью того, что в этом мире стало сим­во­лом чело­ве­че­ской падшей кра­соты. Таков смысл после­кре­щаль­ного постри­же­ния волос: это первая сво­бод­ная и радост­ная жертва чело­века Богу. Осо­бенно «точным» и живым это зна­че­ние ста­но­вится при кре­ще­нии мла­ден­цев: дей­стви­тельно, ребе­нок, не может пред­ло­жить Богу ничего дру­гого, и поэтому мы отре­заем у него несколько скуд­ных воло­си­нок с головы! Слав­ное уни­чи­же­ние: начало един­ственно истин­ного пути к насто­я­щей кра­соте, радо­сти и пол­ноте жизни…

Источник

Так на руси называлось пострижение в монахи

Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо

Одна из русских икон.

Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас «насильно постричь» больше невозможно. В принципе 🙂
Так на руси называлось пострижение в монахи
Е.Ф. Лопухина

Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html

Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения «поп-расстрига» или расстрижение.
Так на руси называлось пострижение в монахи
Филарет (А. Денисенко)

Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так.
Так на руси называлось пострижение в монахи
Г. Гапон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *