Так на руси называлось пострижение в монахи
Постриг
Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзуру (от лат. tonsura — стрижка). В русской традиии аналогом тонзуры являлось гуменцо.
Содержание
Православная церковь
В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.
Монашеский постриг
Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.
При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».
Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:
Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.
После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).
Католическая церковь
В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.
Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.
Русский обычай
На руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — пóстриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.
Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что Постриг «рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего».
Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.
Пострижение
Пострижение — в православной и католической церквях символическое и обрядовое действие, состоящие в пострижении волос в знак принадлежности к церкви. В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили тонзу́ру (от лат. tonsura — стрижка). В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо.
Содержание
Православная церковь
В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.
Монашеский постриг
Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени.
При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».
Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:
Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.
После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название «Последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).
Католическая церковь
В католицизме использовалась тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.
Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше налысо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу. Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.
Русский обычай
На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг (устар. — пострег). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.
Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство, и мать постригаемого считалась названной сестрой постригающего».
Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Пострижение» в других словарях:
пострижение — см. постриг Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. пострижение сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, христианский обряд, совершаемый после крещения, при посвящении в чтеца, принятии монашества. Состоит в крестообразном выстрижении священником (в монастыре игуменом) волос на голове проходящего обряд … Современная энциклопедия
ПОСТРИЖЕНИЕ — (постриг) христианский обряд обрезания волос на голове верующих, принимающих монашество или посвящаемых в священнослужители … Большой Энциклопедический словарь
ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, пострижения, мн. нет, ср. (книжн., церк.). Действие по гл. постричь во 2 знач. постригать. « А! схима… так! святое постриженье… Ударил час, в монахи царь идет!… (Начинается обряд пострижения).» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ПОСТРИЖЕНИЕ — ПОСТРИЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. постричь, ся. 2. То же, что постриг. П. в монахи. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пострижение — (волос) церковный обряд. Совершается, во первых, надново крещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства,которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко римскоммире стриженее волос служило признаком рабства). Во… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
пострижение — я; ср. к Постричь (2 зн.) и Постричься (2 зн.). Пройти п. Обряд пострижения. П. в монахи. * * * пострижение (постриг), христианский обряд обрезания волос на голове верующих, принимающих монашество или посвящаемых в священнослужители. * * *… … Энциклопедический словарь
пострижение — я, ср. См. постригать. ► [Борис Годунов:] Кто там? А! схима. Так! Святое постриженье. Ударил час! В монахи царь идет. // Пушкин. Борис Годунов //; Касатский был пострижен в иеромонахи с именем Сергия. Пострижение было важным внутренним… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Пострижение — церковный обряд, в христианстве, совершаемый при посвящении в духовное звание или в монашество. Заимствован из обычая стричь волосы рабам в Риме и Греции, символизировал «рабство богу» … Большая советская энциклопедия
Пострижение — (волос) церковный обряд. Совершается, во первых, над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко римском мире стрижение волос служило признаком рабства). Во… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Так на руси называлось пострижение в монахи
При принятии схимы человек получал иное имя – монашеское, и оно обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.
Принятие схимы как заимствованный византийский обычай
Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших постриг.
Однако пострижение в схиму практиковалось также при переворотах и свержении императоров, особенно у венецианцев и генуэзцев, которые жестоко враждовали между собой: каждая сторона старалась получить влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.
На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050 году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. В отличие от византийских правил на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.
Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский
Великий князь Александр Ярославич правил в то сложное для Руси время, когда над страной, состоящей из уделов, периодически нависала опасность гражданских распрей, а также наседали татары с Востока и католические крестоносцы Ливонского ордена с Запада. Перед ним встала задача выбора пути для всего государства, и глубоко религиозный Александр избрал Восток, произнеся свою знаменитую фразу о том, что никто не приносит большей жертвы, чем положивший душу «за други своя». Это означало: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.
Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, он даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также распространено было христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.
Александр стремился удержать страну в едином кулаке. Он посадил править в Великом Новгороде своего старшего сына Василия. Но последний принял участие в восстании против княжеской власти. Александр подавил бунт и расправился с советчиками сына, отрезав им носы или выколов глаза. Самого Василия он проклял и лишил права наследования. Его отлучение от власти привело к тому, что третий сын Невского Андрей пошёл войной на второго, Дмитрия; звал на Русь татар и вверг страну в пучину войн и погибели.
Таковы были некоторые деяния Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей и те, кто правит, действительно нуждаются в дополнительной защите перед Богом.
Великий князь Александр Невский умер, когда возвращался из Орды. Ему было всего 42 года. Он успел принять схиму и был пострижен с именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу после смерти, но канонизировали только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.
Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. При советской власти монастырь переделали под отделение милиции, раку передали в местный музей, а мощи Александра были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Пострижение женщин из семей высшей знати
Многие княгини добровольно постригались в монахини после смерти мужа, но тем не менее продолжали участвовать в светской жизни. Вспомним хотя бы трагическую судьбу семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли во время эпидемии чумы. Он тоже заразился, когда целовал их перед погребением. Симеон был пострижен с именем Созонтий, а его вдова Мария впоследствии приняла постриг с именем Фотиния. Однако Мария-Фотиния не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия помогала в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий и даже в организации строительства первого каменного Кремля.
Пострижение и власть
Постриг монашеский
По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.
Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Постриг в рясофор совершается чтением определенных молитв и крестообразным пострижением волос, при этом имя или меняется на новое, или же оставляется прежним. Постригаемый обетов не произносит, но само его по свободной воле вступление на монашеский путь является выраженным обещанием Богу непорочного иноческого жития. Новопостриженный облачается в рясу и клобук (отсюда – «рясофор») и именуется «рясофорным монахом», «иноком».
При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».
Последование пострига в великую схиму в главном похоже на чин пострижения в мантию, но отличается большей торжественностью и строгостью. Постригаемому дается новое имя, он облачается в схимническую одежду – т.н. схиму (куколь) и именуется «схимонахом», «схимником».
Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.
Преподобный Макарий Великий: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1).
Пострижение
Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах наличие «маны», сосредоточение в них силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Но даже в наше время кое-что от этой веры сохраняется в постоянной озабоченности людей по поводу своих волос и причесок. Они остаются выражением, символом человеческой красоты, символом национальной принадлежности (например, стиль причесок «Афро»), даже символом некоторых глубоких патологических отклонений в человеке. Короче говоря, существует «тайна волос» как одного из основных средств самовыражения, самоутверждения и характерности. Поэтому христианский обряд пострижения волос (который, помимо чинопоследования крещения, встречается в пострижении в монашеский чин и в посвящении в чтецы, т. е. в члены клира) не должен рассматриваться как один из многих других «освященных древностью» обрядов, совершаемых неизвестно почему и принимаемых в качестве неотъемлемой части нашего «наследия». В Церкви все всегда действительное, настоящее. Каждый символический акт символичен именно потому, что он являет саму Реальность, те глубочайшие и «неизреченные» ее пласты, с которыми мы общаемся посредством символов и обрядов. Послекрещальное «пострижение власов» начинается торжественной молитвой, которая подводит итоги значению таинства: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного Божьего творения. Как будто Церковь, совершив работу по восстановлению, смотрит на человека и восклицает радостно и ликующе: как ты прекрасен! Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его: яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшая чувств водрузивый… власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изрядно художннка… Человек есть образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту и радоваться ей – значит возносить благодарение Самому Богу. Как и все в мире сем, красота была затемнена, унижена, искалечена, превращена в падшую красоту. И некоторые склонны просто-напросто отказаться от нее как от дьявольского искушения. Однако не таково восприятие красоты Церковью. Несмотря на всю ее деградацию, красота всегда остается божественной как Божий знак и печать на творении. Человек прекрасен, и он должен быть восстановлен в своей красоте, должен возрадоваться этой красоте и вознести благодарение Богу за нее, как это сделал святой египетский монах, по чистоте сердца увидевший божественную красоту даже в блуднице. В нашем падшем мире путь к восстановлению божественной красоты лежит через послушание и жертву. И таким образом, жизнь начинается с принесения жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарностью того, что в этом мире стало символом человеческой падшей красоты. Таков смысл послекрещального пострижения волос: это первая свободная и радостная жертва человека Богу. Особенно «точным» и живым это значение становится при крещении младенцев: действительно, ребенок, не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы! Славное уничижение: начало единственно истинного пути к настоящей красоте, радости и полноте жизни…
Так на руси называлось пострижение в монахи
Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо
Одна из русских икон.
Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас «насильно постричь» больше невозможно. В принципе 🙂
Е.Ф. Лопухина
Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html
Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения «поп-расстрига» или расстрижение.
Филарет (А. Денисенко)
Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так.
Г. Гапон