Так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 80 х годов хх века
Тема 4.16. Современная проза и поэзия для детей
Основные понятия и термины по теме: автор, герой, тема, проблема, идея, композиция, стилизация, ирония, внутренний мир героя
План изучения темы
Детская литература 60-80 гг. поэзия в детском чтении
Краткое изложение теоретических вопросов:
Дальнейшее развитие прозы и поэзии для детей. Углубление психологизма, расширение социальной проблематики, многогранность юмора. Творчество С. Баруздина, В. Драгунского, В. Голявкина. Широта тематики в поэтических произведениях для детей (стихи об отчизне, природе, труде и др.). Творчество Я.Акима, В.Берестова, Б.Заходера, Э.Успенского.
Время, наступившее после смерти Сталина (1953), точнее, после XX съезда КПСС (1956), на котором Хрущев развенчал «культ личности», и по начало 60-х годов получило название «оттепели». Первые мотивы оттепели, связанные с ожиданием мирного времени, появились в детских стихах В. М. Инбер, написанных в конце войны; они восходят к тютчевскому мотиву оттепели. За стихотворением Инбер «Оттепель» (1945) последовало стихотворение Заболоцкого с тем же названием, опубликованное во взрослом «толстом» журнале. В 1956г стихотворение «Радость» Чуковского.
За недолгие годы рубежа первых послевоенных десятилетий успело сформироваться поколение людей, мыслящих гораздо более свободно, чем их отцы. Они стали создавать свою культуру, отчасти принятую властями, а отчасти не принятую, неофициальную. В литературе эти два потока — официальный и неофициальный — тесно взаимодействовали, так что в выходивших в свет произведениях вдумчивый читатель улавливал в подтексте то, о чем в неопубликованных, отвергаемых произведениях говорилось впрямую.
Государство, как и прежде, проявляло заинтересованность в детской литературе. Большое внимание уделялось научной работе по изучению социальной и возрастной психологии читателей. Настала пора формирования отдельной отрасли литературоведения — исследования детской литературы.
В печати активно выступали критики с анализом текущего литературного процесса. В педагогической прессе регулярно публиковались статьи о детских писателях. Появлялись новинки детской литературы. Ежегодным праздником стала Неделя детской и юношеской книги. Часто проводились творческие конкурсы среди детских писателей.
Литературный процесс в 60 —80-е годы шел в целом очень активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками.
Разумеется, невиданно возросшее количество детских писателей — еще не показатель качества литературы, но пристальное внимание к их работе критиков, педагогов, родителей, а также юных читателей способствовало поддержанию планки качества на должной высоте.
Продолжали работать мастера со сложившимся в 20—30-е годы творческим «я» — С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, В. Катаев, Л.Пантелеев, В.Осеева, Н.Носов и др. Своим творчеством они обеспечивали преемственную связь с традициями реалистической детской литературы.
Возрождению книги для маленьких много способствовал приход в детские издательства бывших фронтовиков — Б.Заходера, Я.Акима, Д.Самойлова, Р. Погодина и др. Это поколение писателей отличалось не только смелым высказыванием правды, но и особенно бережным отношением к детству и к народной культуре; они имели «взгляд на вещи просветленный» (одно из качеств детского писателя, по Белинскому). Их произведения проникнуты верой в жизнь и радостью
В конце 50-х годов заявили о себе писатели, которых относят к поколению «шестидесятников». В области литературы для дошкольников и младших школьников многое сделали такие «шестидесятники», как В.Берестов, И.Токмакова, Р.Сеф, Г.Сапгир, И.Мазнин, Ю. Мориц, Э.Успенский, Ю. Коваль, В. Голявкин, В.Драгунский, Г. Цыферов. Для этого поколения характерны раскованность, граничившая с озорством, любовь к художественной игре (отсюда — обращение к традициям Серебряного века, к русскому авангарду 20 — 30-х годов, к западноевропейскому модернизму).
Человек и история, человек и общество, человек и природа — так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 — 80-х годов.
60—80-е годы — период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. Подспудное накопление этих противоречий привело к завершению очередной литературной эпохи. Это был период создания целой империи детской книги — исключительного по мощности, многообразию и сложности феномена культуры детства.
Практические занятияне предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения Самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
Форма контроля самостоятельной работы выполнение и сдача С и ПР, защита реферата и доклада, проверка конспекта и таблиц, проверка рабочих тетрадей
Вопросы для самоконтроля по теме:
Дальнейшее развитие прозы и поэзии для детей.
Углубление психологизма, расширение социальной проблематики, многогранность юмора.
Творчество С. Баруздина, В. Драгунского, В. Голявкина
Широта тематики в поэтических произведениях для детей
Раздел 4. Русская детская литература XX века
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Основные темы, проблемы, герои поэзии 60–80-х годов
Разделы: Литература
Цель урока: дать краткий обзор поэзии, показать её роль в общественной жизни страны.
Методические приёмы: лекция, презентации учащихся о поэтах, выразительное чтение стихов наизусть.
Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее,
и более мудрым, чем последующее.
Джордж Оруэлл
I. Основная направленность (пафос) поэзии 60-х годов.
Журнал «Огонёк» в 1988 году напечатал фотографии 4-х наиболее талантливых поэтов-шестидесятников. Это были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Появился новый жанр, названный позже «авторской» песней. Свои стихи пели под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, позже – В.Высоцкий, Юлий Ким.
Именно они ярко начинали теперь уже мифические легендарные годы советской поэзии, когда стихи вдруг стали необычайно популярны, когда Политехнический музей во время вечеров поэзии приходилось оцеплять конной милицией, а стотысячные стадионы не могли вместить всех желающих послушать стихи. Это было время, когда «стихи можно было читать на собрании, и они могли решить исход голосования» (И. Золотусский), когда «на поэтические вечера люди приходили, готовые вложить всего себя, готовые мыслить, сопереживать, чувствовать» (А. Имерманис). Время, меняющееся по 10 раз на дню и обещавшее ещё более крутые переломы, помогало своим поэтам, создавая мощный резонанс их стихам.
Удивительно мощное эхо!
Очевидно, такая эпоха.
Но и поэты помогали времени, почти мгновенно откликаясь на новейшие события и веяния, формулируя общественное мнение и «о путях России прежней, и о теперешней о ней».
Новая география – Сибирь, Средняя Азия, Колыма, зарубежье, российская глубинка.
Новые герои – рыцари немедленного действия, т.е. юные романтики (продавщицы, космонавты, работницы различных фабрик, пенсионеры-доминошники, рабочие-интеллигенты и т.п.).
Проблемы правды и справедливости, света и тени в оценке лиц, событий, процессов.
Они вспомнили о гражданской, просветительской, нравственной миссии поэзии.
Поэзия стала делом государственным. Говоря от имени молодёжи, поэты той эпохи апеллировали прежде всего к государству, именно от него рассчитывали получить и отклик, и признание, настаивали на том, чтобы их мнение было принято при определении стратегии государства.
2. Смотрим кадры из фильма Хуциева «Застава Ильича» (вечер в Политехническом).
Далее слушаем аудиозаписи стихов поэтов-шестидесятников.
Учащиеся читают наизусть стихи вышеназванных поэтов.
Учитель: Конечно, были и другие стихи, другие направления в поэзии – обращения к вечности, к природе, когда «всё исчезает, остаётся пространство, звёзды и певец» (О. Мандельштам «Отравлен хлеб, и воздух выпит»). Но, оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что гражданская публицистическая направленность была основной.
У каждой медали две стороны, так и господствующее положение гражданской поэзии потеснило, сделало незаметной глубокую философскую тихую лирику.
По словам Л. Анненского, «. откровенный человек победил сокровенного человека, шум победил тишину, внешнее оказалось ярче внутреннего. Тяжёлый опыт отступил перед лёгким возбуждением, и многие приобретшие популярность поэты словно бы забыли о том, что они не только публицисты и учителя в школе для взрослых, но ещё и (в первую, в решающую очередь) поэты».
В конце 60-х годов наметился отход поэзии к рубежам классических традиций.
II. Особенности поэзии 70-х годов.
Время как бы опустело,
В нём того, что было, нет.
Но и то, что быть хотело,
Не вступило в ясный след,
Словно жить осталось тело,
А души у тела нет.
1. Стремление поэзии 60-х к открытию всё новых и новых территорий, к расширению радиуса действия (космос, гидростанции и др.) сменилось культом устойчивости, неохоты к перемене мест и вообще возвращением в дом, под родное крыло.
Возвращаюсь к простым вещам,
К свету малому в малом окошке.
Приобщаюсь к дымящимся щам,
Приручаюсь к домашней ложке.
А. Передреев («Возвращаюсь к простым вещам. »)
Тема малой родины – основная в творчестве рано и трагически ушедшего от нас Н. Рубцова, В. Соколова, Н. Тряпкина, А. Жигулина.
Читаем наизусть стихи:
2. Изменилось в 70-е годы и представление о задачах поэзии, о её месте и роли в духовной жизни общества. Вместо диалога с государством – исповедь, очищающая исповедь смятенного сердца перед народом, и ключевыми словами стали не слова «правда» и «справедливость», а слова и понятия: «совесть», «любовь», «сыновний долг», «отзывчивость» и т. п.
Пафос созидания, борьбы и энтузиазма, разрушения старых авторитетов сменился пафосом размышления, углубления в вечные вопросы бытия.
Глеб Горбовский «Быть».
3. Появилось повышенное внимание к внутреннему миру личности, к душе человека, пытливый интерес к онтологической проблематике, т.е. к вопросам жизни и смерти, конечных целей бытия, ответственности человека перед природой.
А. Передреев «Беспощадная суть познанья. ».
Ю. Кузнецов «Атомная сказка».
И, естественно, понизился гражданский тонус поэзии, утратилось чувство близости к современности.
Е.Евтушенко оскорбил многих своих собратьев по поэтическому цеху, обвинив их в том, что «. всё это лжевозвышенное фетство, // мурлыканье с расчётом на века, // от крыс и от сраженья с ними – // бегство в тот уголок, // где блюдце молока» («Тихая» поэзия).
Или: Надо не прятаться – драться!
Но никакие призывы, обвинения, дискуссии о заветах В.Маяковского не помогали, как и напоминания о том, что традиции великой русской поэзии не только в элегиях и философской лирике, но и в гражданственно-страстных строках поэтов-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Престиж поэзии падал неудержимо.
Следует учесть и такие обстоятельства: из жизни ушло много талантливых поэтов.
Это А. Ахматова – 1966, А.Яшин – 1968, Н. Рыленков – 1969, Н. Рубцов, А. Твардовский, С. Прокофьев – 1971, Я. Смеляков – 1972, Г. Шпаликов – 1974 и др.
Некоторые вынуждены были уехать за границу: И. Бродский – 1972, А. Галич – 1974.
Другие ушли в глубокое подполье.
Причины смены стилей поэзии объясняются и литературно: острая реакция на перевес публицистичности в предыдущем десятилетии и общественно-политически, и социально. Настала эпоха долгого затишья, застоя, утраты содержания слов и понятий, эпоха лицемерия, полного расхождения между делами и словами. Стало почти неприлично произносить громкие слова, не обеспеченные делом.
4. Какие намечались выходы из кризисной ситуации?
а) Евтушенко и Вознесенский неумеренно повышали, форсировали, напрягали голоса, срывались на крик, привлекая внимание к трагедиям мира и экстремальным положениям и характерам родной действительности:
Я хотел бы на всех баррикадах твоих, человечество, драться!
Е. Евтушенко «Я хотел бы. »
В эти годы появляются поэмы Е. Евтушенко: «Коррида» – 67 год, «Под кожей статуи Свободы» – 68 год, «Снег в Токио» – 74 год, «Голубь в Сант-Яго» – 80 год.
А. Вознесенский «Лёд – 69».
Позже поэт скажет об этих стихах так:
Ах, какой ты был гурман!
Боль примешивал, как соус,
В очарованный роман,
Аж посасывала совесть.
б) Обращение ряда поэтов к отечественной истории прошлых столетий и к праисторическому прошлому, к пещерному времени, к языческому фольклору, к мистическим откровениям, магическим тайнам. Выбор вариантов огромен: здесь и идеи тибетских мудрецов, и нынешних экстрасенсов в стихах В.Сидорова, и великодержавная, почти имперская лирика С. Куняева, произведения Ю. Кузнецова и других поэтов. При всём разнообразии этих умственных хобби и поветрий можно заметить общее, что великолепно по социальной зоркости и поэтической силе отразил в поэме «Проза в стихах» А. Межиров (ж. «Смена» ноябрь, декабрь 1988 г.):
Радели о Христе,
Однако вскоре
Перуна Иисусу предпочли.
И с четырьмя Евангелиями в споре
До Индии додумались дойти.
А смысл единый этого раденья,
Сулящий только свару и возню,
В звериной жажде самоутвержденья,
В которой прежде всех себя виню.
Кто увлечён арийством, кто шаманством,
Кто в том, кто в этом прозревает суть,
Лишь только б развязаться с христианством
И два тысячелетья зачеркнуть.
в) Образ России, русского национального, так называемого русского духа, уклада жизни тоже своеобразно поднимался и подавался в стихах ряда поэтов, особенно Ю. Кузнецова. Это (в его изображении) остров, равно враждебный и Востоку, и Западу, противостоящий всем мировым грозам и бурям времени, погружённый в былинное забытье. Стихотворение «И снился мне кондовый сон России».
Надежда у поэта одна, что в этом мире погибнет чужое, но родное сожмётся в кулак.
Ю. Кузнецов «Русская мысль».
Что же питало, определяло стих большинства поэтов, что служило энергетической базой их творчества? Память. Ведущая тема – память. Даже в названиях стихов звучало это слово.
И даже то, что позабыто,
Живёт невидимо в душе.
А. Жигулин («Мой бедный мозг, мой хрупкий разум. »)
Все вспоминают, даже молодые. О чём же?
1. Вспоминают об исторической славе нашего народа. Особенно дружный отклик вызвало 800-летие Куликовской битвы.
Появляются стихотворные воспоминания о великих мужах России, о воителях древней Руси, о С. Радонежском, об Иване Грозном, Петре I, Степане Разине, о героях Бородинского сражения (И. Шкляревский, В. Устинов, М. Дудин, Ф. Чуев и др.)
2. Воспоминания о Великой Отечественной войне.
Их особенно много. Почему? Причина историческая: десятилетия не стёрли из памяти ничего. Война явила примеры высочайшего героизма, благородства и одновременно чудовищной низости, обнаружив то, о чём преступно забыть. В судьбе фронтового поколения именно эти 1418 дней, как оказалось, явились центральными, и ничто не смогло ни сравниться с ними, ни затмить их. Молодые поколения, лишь краем захваченные военной бедой, обнаружили, что фундаментом их системы гражданских и нравственных ценностей является память о времени величайшего испытания. Конечно, лучшие стихи и поэмы о былом пропитаны живой кровью тех немногих поэтов, заставивших говорить о себе.
Геннадий Русаков. Стихи проникнуты трагическим мотивом раннего сиротства, беспризорничества, жуткого пребывания в детдоме.
Сладко мне пожилось-попилось
Голытьбе, продолжателю рода.
На железной земле поспалось
Под присмотром большого народа.
Русаковы, скупая родня!
Отзовитесь – охрипну от воя:
«Кто-нибудь – отыщите меня
В детприёмнике под Лозовою»!
Я от плача осип в детдомах,
Я в раздаточных пайки ворую.
У, как скудно в моих закромах!
Я гнилыми жмыхами пирую.
Этот трагический мотив одиночества объединяет стихи Русакова и его сверстников: И. Шкляревского, В. Устинова, Ю. Кузнецова. Выводы из горького опыта у них разные, но прав Б. Слуцкий, заметивший, что последнее из поколений войны приковано к жутким впечатлениям младенчества, перечёркнутого безотцовщиной:
Войны у них в памяти нету,
Война у них только в крови,
В глубинах гемоглобина
В составе костей нетвердых.
В. Устинов «Когда отец погиб за Красным камнем. »
Ю. Кузнецов «Шёл отец. »
Это чувство одиночества заставляет искать причал. Возник культ семьи, за который можно уцепиться. Выход только в чувстве кровной связи со всеми живущими и с теми, кто уже в земле.
Г. Русаков «И я Иван, не помнящий родства. »
Так раскрывается губительная сила войны. Неизбывна она и в памяти тех поэтов, которые прошли войну.
Это Ю. Воронов (писал о блокаде Ленинграда), Д. Самойлов, который пытался запретить себе вспоминать, но не смог. Это Ю. Левитанский, тоже восклицавший: «Я это всё почти забыл. // Я это всё хочу забыть», но обнаруживший, как и все поэты фронтового поколения: «Я не участвую в войне – она участвует во мне». (Стихотворение «Ну что с того, что я там был»).
Образы войны по-разному высвечены у М. Дудина, К. Ваншенкина, Ю. Друниной и др.
Но даже среди этих славных имён обращает на себя внимание Юрий Белаш.
Он художник, пришедший в литературу только в 50 лет. Его стихи потрясают сгущённостью примет фронтового быта, единственным в своём роде умением не отводить взгляд от жестоких подробностей войны. Надо ли так писать о войне? Он убеждён, что надо для того, чтобы было всем понятно, как трудно было сохранить живую душу в себе на войне.
Стихи о войне – это стихи о жизни, не делимой на мир и войну, по утверждению А. Межирова, это незримый, но прочный мост из прошлого через настоящее в грядущие дни.
Память о войне, как и об иных тягчайших общенародных испытаниях, заставляет думать о жизни, а не о смерти, о её величайшей хрупкости, о том, как предотвратить возможную мировую бойню, как отвести угрозу самоуничтожения человечества.
Это «Реквием» Анны Ахматовой, в котором муки человеческие выражены высоким поэтическим слогом.
Это А.Т. Твардовский и его поэма «По праву памяти» с глубинным исследованием сталинизма, его калечащей сути.
В.Корнилов. Горькие стихи о Н.Гумилёве как память и о тех поэтах, кто потом был подвержен репрессиям.
Особой обличающей силой обладают стихи тех, кто жил в эти десятилетия на свободе, но из кого живую душу вынимали зрелища расправ с поэтами и художниками. Это была жизнь среди лжи и лицемерия, среди неверия и отчаяния, расхождения слов и дела, приводящие к равнодушию и безразличию, к духовному болоту целого поколения.
Это стихи Б. Слуцкого, О. Берггольц и др. (журнал «Знамя №8, 1987г.).
Спасением для поэтов 20 века всегда была классика.
Б. Слуцкий «Романы из школьной программы».
Вдали от всех Парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Лекция 39. ПОЭЗИЯ 60–80 гг. В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
(Б.В. ЗАХОДЕР, Г.В. САПГИР, В. БЕРЕСТОВ, И.П. ТОКМАКОВА, Я.Л. АКИМ, Р.С. СЕФ)
Время, наступившее после смерти Сталина (1953), точнее, после XX съезда КПСС (1956), на котором Хрущев развенчал «культ личности», и по начало 60-х годов получило название «оттепели». Первые мотивы оттепели, связанные с ожиданием мирного времени, появились в детских стихах В. М. Инбер, написанных в конце войны; они восходят к тютчевскому мотиву оттепели. За стихотворением Инбер «Оттепель» (1945) последовало стихотворение Заболоцкого с тем же названием, опубликованное во взрослом «толстом» журнале. В 1956г стихотворение «Радость» Чуковского.
За недолгие годы рубежа первых послевоенных десятилетий успело сформироваться поколение людей, мыслящих гораздо более свободно, чем их отцы. Они стали создавать свою культуру, отчасти принятую властями, а отчасти не принятую, неофициальную. В литературе эти два потока — официальный и неофициальный — тесно взаимодействовали, так что в выходивших в свет произведениях вдумчивый читатель улавливал в подтексте то, о чем в неопубликованных, отвергаемых произведениях говорилось впрямую.
Государство, как и прежде, проявляло заинтересованность в детской литературе. Большое внимание уделялось научной работе по изучению социальной и возрастной психологии читателей. Настала пора формирования отдельной отрасли литературоведения — исследования детской литературы.
В печати активно выступали критики с анализом текущего литературного процесса. В педагогической прессе регулярно публиковались статьи о детских писателях. Появлялись новинки детской литературы. Ежегодным праздником стала Неделя детской и юношеской книги. Часто проводились творческие конкурсы среди детских писателей.
Литературный процесс в 60 —80-е годы шел в целом очень активно, сопровождался дискуссиями и творческими поисками.
Ра зумеется, невиданно возросшее количество детских писателей — еще не показатель качества литературы, но пристальное внимание к их работе критиков, педагогов, родителей, а также юных читателей способствовало поддержанию планки качества на должной высоте.
Продолжали работать мастера со сложившимся в 20—30-е годы творческим «я» — С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, В. Катаев, Л.Пантелеев, В.Осеева, Н.Носов и др. Своим творчеством они обеспечивали преемственную связь с традициями реалистической детской литературы.
Возрождению книги для маленьких много способствовал приход в детские издательства бывших фронтовиков — Б.Заходера, Я.Акима, Д.Самойлова, Р. Погодина и др. Это поколение писателей отличалось не только смелым высказыванием правды, но и особенно бережным отношением к детству и к народной культуре; они имели «взгляд на вещи просветленный» (одно из качеств детского писателя, по Белинскому). Их произведения проникнуты верой в жизнь и радостью
В конце 50-х годов заявили о себе писатели, которых относят к поколению «шестидесятников». В области литературы для дошкольников и младших школьников многое сделали такие «шестидесятники», как В.Берестов, И.Токмакова, Р.Сеф, Г.Сапгир, И.Мазнин, Ю. Мориц, Э.Успенский, Ю. Коваль, В. Голявкин, В.Драгунский, Г. Цыферов. Для этого поколения характерны раскованность, граничившая с озорством, любовь к художественной игре (отсюда — обращение к традициям Серебряного века, к русскому авангарду 20 — 30-х годов, к западноевропейскому модернизму).
Человек и история, человек и общество, человек и природа — так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 — 80-х годов.
60—80-е годы — период противоречий между административно-идеологическим управлением культурой и свободно складывающимся литературным процессом. Подспудное накопление этих противоречий привело к завершению очередной литературной эпохи. Это был период создания целой империи детской книги — исключительного по мощности, многообразию и сложности феномена культуры детства.
Лекция 40. БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР
Б. В. Заходер (1918 — 2000) известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы.
Его дорога в детскую литературу лежала через увлечение зоологией (учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов) и через две войны — финскую и Великую Отечественную. С отличием окончив в 1946 году Литературный институт имени М. Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей — «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква “Я”. Веселые стихи польских поэтов».
Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде», но не издавал книг. С 1955 стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.
Заходер – поэт-анималист, рассказывающий занимательные истории о животных, вступающий в диалоги с ними. «Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии», — так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин.
Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» (впервые под названием «Про мохнатых и пернатых», 1966) совершает прогулку с детьми по зоопарку; сюжет цикла давний — использован он и Маяковским, и Маршаком. Его зоопарк — это еще и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человеческим типом. Например, кабан «дик и злобен», змея тупая и недобрая («мало мозга, много яда»), попугай глуп. Одна лишь ехидна вызывает сочувствие у автора:
Эта зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Характерны ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры:
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый рапунок.
Игра в слово — основа сказочного вымысла в творчестве Заходера — не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. В «Моей Вообразилии» (1978; так называется стихотворный цикл) обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица (из «Мухи-Цокотухи» — «На тебе хочу жениться»), Мним, Южный Ктототам. Из-за опечатки в словах Кит и Кот меняются местами. Играя вслова-омонимы, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) превращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ежик превращается в ежик-щетку.
Вихрем мчится под водой Головастик молодой.
А за ним — ещё пяток,
А за ним — сплошной поток.
Б. Заходер пользуется всей палитрой комического — от мягкого юмора до иронии и сатиры, — смешивая их во всевозможных пропорциях.
Темп стиха и напор действия заставляют вспомнить Чуковского, у которого тоже все бегут, скачут, на ходу решая важные вопросы.
Однако в отличие от Чуковского Заходер придавал большое значение познавательной стороне произведения. Например, цикл «Пипа Суринамская и другие диковинные звери» (1975) посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.
Достаточно ощутимо в стихах Заходера влияние Маяковского (в особенности его стихов для детей). Это прослеживается не только в поэтике, близкой к агитационным стихам, но прежде всего в интересе к социальной жизни. Герой Заходера, будь то человек или животное, рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций и качеств. Оттого и просвечивает сквозь зоологический эпос Заходера эпос человеческого общества.
Среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках — «На задней парте» (1965). Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпатию: на задней парте — озорники с добрым сердцем и живым умом.
Прозаические сказки Б.Заходера 60—70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под многозначительным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил его под нравственное, т.е. человеческое, обобщение (например, симбиоз актинии и рака-отшельника трактуется как проявление долгой дружеской привязанности).
В прозаических сказках также обнаруживает себя фольклор. Так, «Русачок» (1966) — сказка о превращениях Головастика в Лягушку и Зайчонка во взрослого Зайца — построен как типичная народная сказка с цепной композицией и обрамлением.
Не менее заметно и литературное, книжное начало, связанное с творчеством Редьярда Киплинга. Например, сказка «Серая Звездочка» (1963) построена по-киплинговски, т.е. с системой героев, в которую включен и маленький слушатель сказки. Идея цикла – призыв к доброму отношению к животным. Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.
Переводы (а точнее, пересказы) принесли Заходеру, пожалуй, самую большую славу. Подчеркивая, что он пишет пересказ, Заходер оставляет за собой право на свободное обращение с подлинником.
Дети уже нескольких поколений читают в его пересказесказкиА. Милна«Винни-Пух и все-все-все»(1960),П. Трэверс«Мэри Поппинс»(1968),Дж. Барри«Питер Пэн, или Мальчик, Который Не Хотел Расти»(1971),Л. Кэрролла«Приключения Алисы в Стране Чудес»(1972; за эту работу переводчик был удостоен международной премии имени X. К. Андерсена), сказки братьев Гримм«Удалой портняжка», «Бабушка Вьюга», «Бременские музыканты»и многие другие произведения детской мировой литературы.
Некоторые свои сказки и пересказы Заходер переделал в пьесы для детских театров. Это «Ростик в Дремучем Лесу» (1976), «Мэри Поппинс» (в соавторстве с В. Климовским, 1976), «Крылья Дюймовочки» (в соавторстве с В. Климовским, 1978), «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1982).
Б. Заходер — автор либретто оперы «Лопушок у Лукоморья» (1977) и мюзикла «Снова Винни-Пух». Написал он несколько пьес и для кукольного театра: «Очень умные игрушки» (1976), «Русачок» (1977), «Песня про всех на свете» (1982).
По его сценариям сняты мультфильмы «Жил-был Фип», «Птичка Тари», «Фантик», «Топчумба» и др. Писал Б.Заходер стихи и для взрослых читателей.