Так как я болел в течение целого семестра
ЛИЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
22. Запомните типичные языковые конструкции заявления:
Вместо | Следует писать |
Я должен срочно уехать | Ввиду срочного отъезда |
Из-за того что у меня нет денег | В силу отсутствия средств За неимением средств |
Из-за того что изменилось расписание | Вследствие изменения расписания |
Как записано в принятом нами плане | Согласно утверждённому плану |
Так как я стараюсь устроиться на работу | В связи с устройством на работу |
Мне была выдана справка | На основании справки |
Я болел | По причине болезни |
1. Из-за того что я должен уехать на родину
2. В связи с тем, что я срочно должен уехать в командировку
3. В силу того что у меня недостаточно денег
4. Вследствие того что изменилось расписание движения поездов
5. Поскольку расписание поездов было изменено
6. Так как я болел в течение целого семестра
8. Так как я нахожусь в больнице
24. Ознакомьтесь с правилами написания и расположения реквизитов заявления:
1. Адресат (должность, инициалы, фамилия в дательном падеже, вверху, справа).
2. Фамилия, инициалы заявителя, адрес (если заявление пишется на имя работника той же организации, к которой относится заявитель, адрес не указывается).
3. Наименование документа (в середине листа с заглавной буквы).
5. Опись документальных приложений (при их наличии).
6. Подпись заявителя (внизу справа).
7. Дата подачи заявления (слева, ниже подписи, месяц пишется словом).
25. Расположите реквизиты заявления в соответствии с последовательностью, указанной выше:
Заявление А.В. Васильева
Декану гуманитарного факультета НГТУ проф. М.В. Ромму Ксерокопию путёвки в санаторий прилагаю
Прошу разрешить мне досрочную сдачу экзаменов за летнюю экзаменационную сессию в связи с тем, что в период с 10.06 по 30.06.10г. я должна буду проходить курс лечения в санатории
от студентки группы Со-82 Васильевой А.В.
26. Напишите заявления с просьбой:
1) оказать вам материальную помощь;
2) перевести вас с одного факультета на другой;
3) изменить расписание занятий;
4) перевести вас с дневного отделения на вечернее;
5) принять на работу на должность менеджера фирмы.
27. Ознакомьтесь с правилами написания и расположения реквизитов доверенности:
1. Наименование документа.
2. Фамилия, имя, отчество (иногда должность, адрес, паспортные данные) доверителя.
3. Фамилия, имя, отчество (иногда должность), адрес, паспортные данные доверенного лица.
5. Подпись доверителя (внизу справа).
6. Дата выдачи доверенности (слева, ниже подписи, месяц пишется словом).
7. Наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя (ниже даты выдачи, в левом углу).
8. Дата удостоверения и подпись.
28. Расположите реквизиты доверенности в соответствии с последовательностью, указанной выше:
2. Петров Николай Иванович
3. Я, Петров Николай Иванович, студент гуманитарного факультета НГТУ
5. Подпись Н.И. Петрова удостоверяю, декан гуманитарного факультета М.В. Ромм 25.05.2010 г.
7. доверяю Ивановой Ирине Сергеевне, проживающей по адресу: г. Новосибирск, ул. Выборная, д. 6 кв. 10, паспорт: серия 4009 № 145676, выдан Кировским РОВД г.
8. получить мою стипендию за июнь 2010 г. в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей
29. Напишите доверенность:
1) на получение каким-либо лицом денежной суммы с вашего вклада в банке;
2) на покупку автомобиля на ваше имя;
3) на получение посылки на почте;
4) на получение заработной платы в кассе организации.
30. Ознакомьтесь с правилами написания и расположения реквизитов объяснительной записки:
1. Адресат (руководитель организации, подразделения).
2. Фамилия, инициалы, должность работника (студента), пишущего объяснительную записку.
3. Наименование документа (в середине листа с заглавной буквы).
5. Опись документальных приложений (при их наличии).
6. Подпись (внизу справа).
31. Расположите реквизиты объяснительной записки в соответствии с последовательностью, указанной выше:
1. Объяснительная записка
2. Заведующей кафедрой русского языка НГТУ Н.И. Колесниковой
3. 15 апреля 2010 г.
4. Справку из 25 отделения милиции Ленинского района г. Новосибирска прилагаю
6. Я, Егорова Марина Николаевна
7. отсутствовала на занятиях по русскому языку и культуре речи 12 апреля 2010 г. в связи с дорожно-транспортным происшествием, участницей которого я стала
32. Сравните реквизиты объяснительной записки с реквизитами заявления, сделайте свои выводы.
33. Напишите объяснительную записку:
1) по поводу опоздания на работу;
2) по поводу отсутствия на экзамене;
3) по поводу несвоевременного выполнения распоряжения руководителя подразделения.
34. Составьте расписку в соответствии с последовательностью реквизитов в правом столбце:
1. 10 апреля 2010г. | 1) наименование документа |
2. Поликарпова И.С. | (в центре, с заглавной бук- |
3. Расписка | вы) |
4. Я, Поликарпова Инесса | 2) фамилия, имя, отчество, |
Семёновна, начальник | должность лица, дающего |
технического отдела | расписку |
ЗАО «ЛОТ» | 3) наименование учреждения, |
5. Получила со склада | предприятия или лица, |
фирмы | от которого получено что- |
6. 1 (один) цветной телеви- | либо |
зор марки «Филипс» | 4) точное название получен- |
для использования в от- | ного с указанием количе- |
деле в течение месяца | ства или суммы (сначала цифрами, затем в скобках прописью) 5) подпись получателя (справа) 6) дата составления расписки (слева) |
35. Напишите расписку в получении:
1) мультимедийного проектора для проведения студенческой научной конференции;
2) экспонатов музея для проведения вечера российской культуры;
3) спортивного инвентаря для участия команды факультета в соревнованиях.
36. Какие документы необходимо написать:
1. Если нарушено распоряжение декана факультета 2. Если во временное пользование получена дорогостоящая техника 3. Если необходимо досрочно сдать экзамен 4. Если необходимо перевестись с одного отделения на другой Так как я болел в течение целого семестраСтруктура заявления Пример заявления «Социально-гуманитарный» Заявление Дата ______________П.Б. Петров Задание 1. Прочитайте список типичных языковых конструкций, используемых при написании заявлений. Составьте и запишите предложения с каждой из предложенных конструкций. Ввиду срочного отъезда из города В силу отсутствия средств Вследствие изменения расписания За неимением средств на покупку аппаратуры По причине болезни Согласно утвержденному плану В связи с отсутствием Благодаря помощи коллег За недостатком (чего) За недостатком средств Задание 2. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из таблицы. Задание 3. Напишите заявление на имя декана вашего факультета о переносе сроков летней сессии на сентябрь месяц в связи: Задание 4. Найдите ошибки в следующем тексте заявления Отредактируйте его. Директору завода «Энергия» Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть. Структура объяснительной записки Дата написания объяснительной записки (ниже подписи и слева листа, число и год пишутся цифрами, а месяц словами). Пример объяснительной записки: Заведующему кафедрой русского языка Я, Смирнова Анна Николаевна, отсутствовала на занятиях по русскому языку и культуре речи с 14.03. по 18.04.2011г. в связи с вынужденным отъездом к заболевшей матери в город Новгород. Справку о болезни матери из районной поликлиники №4 Новгорода прилагаю. Задание 1. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: Задание 2. Напишите объяснительную записку на имя декана вашего факультета от имени студента, пропустившего две недели занятий. Пример докладной записки: ОТДЕЛ НОВЫХ ПРОЕКТОВ ООО»Кадры» В связи с расширением сферы деятельности отдела рекламы необходимо увеличение численности сотрудников. Руководитель отдела Подпись И.А. Чернышева Задание 1. Составьте справку Денисову И.К. о том, что он является студентом 3 курса факультета экономики Педагогического института. Доверенность применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации или другого физического лица при получении материальных ценностей. Доверенность должна быть заверена нотариусом или организацией, в которой доверитель работает или учится. Пример доверенности: Доверенность Я, Гошин Павел Михайлович, студент механического факультета Технического института, проживающий по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Шевченко 25, кв.15(паспорт: серия 6012 № 324415, выдан ОВД Петроградского района г. Санкт- Петербурга 20.02. 2012), доверяю Ивановой Анне Сергеевне, проживающей по адресу, г. Санкт-Петербург, ул. Озерная, д.6, кв. 9, (паспорт: серия 4009 N 145676, выдан 34 ОВД Выборгского района г. Санкт- Петербурга 10.03. 2000 г., получить мою стипендию за июнь 2012 г. в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей. Задание 1. Напишите доверенность: Задание 2. Заполните доверенность, выбрав произвольную ситуацию: (место составления) (дата) (для физических лиц –Ф.И.О., паспорт: серия___№_______, выдан (кем, когда), адрес. Для юридических лиц полное наименование и номер государственной регистрации, Ф.И.О. уполномоченного лица) (для физических лиц- Ф.И.О., паспорт: серия___№_______, выдан (кем, когда), адрес. Для юридических лиц полное наименование и номер государственной регистрации.) совершать от моего имени следующие действия:___________________ (перечень действий должен быть прописан как можно более детально- что, когда и где должно быть сделано) Настоящая доверенность действует в течение ___________________ с момента ее выдачи. Подпись доверителя ___________. Место и дата заполнения могут быть указаны как в начале документа, так и в конце листа. Основные типы языковых нарушений в текстах офици- ально-делового стиля (синтаксические ошибки)Ошибки в употреблении причастных и деепричастных обо- ротов:
l Разрыв устойчивого словосочетания, составного сказуемо- го или нарушение порядка слов:
l Контаминация близких по значению глагольных и имен- ных словосочетаний:
l Избыточное использование отглагольных существительных: Рассмотрение претензии Петрова В. С. о несоблюдении ком- панией-производителем своих договорных обязательств будет возможно после выяснения причин нарушений и представления соответствующих документов; Выявление случаев сбоев и нарушений в работе системы спо- собствовало снижению затрат времени и улучшению общих эко- номических показателей. Хранение продукции, осуществляемое с нарушением установ- ленных требований, приводит к резкому снижению ее качества и сокращению сроков ее реализации; По причине существования протечек кровли и невозможно- сти проведения ремонтных работ с последующим проживанием в квартире по вине строительной компании мною не будет произво- диться оплата коммунальных услуг; Исполнитель вправе отказать заказчику в возврате уплачен- ной суммы в случае уведомления Исполнителя Заказчиком о не- возможности прибытия и посещения занятий позже, чем за пять рабочих дней до даты начала оказания услуги. l Ошибки в словосочетаниях с предлогом по:
l Ошибки в унификации падежных форм: Дошкольное образовательное учреждение обязуется гаранти- ровать ребенку: – обеспечение охраны жизни (сущ. ср. рода, совпадающие формы именительного и винительного падежей); – развитие его творческих способностей и интересов (то же самое); – коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка. l Использование родительного падежа после предлога со- гласно: ГДОУ обязуется осуществлять лечебно-профилактические ме- роприятия согласно оздоровительной программы. ГДОУ обязуется осуществлять медицинское обслуживание в соответствии с договором поликлиники и штатного расписания (смешанное использование творительного и родительного падежей). Законный представитель имеет право оказывать ГДОУ по- сильную помощь в реализации задач: оздоровление, экологическое воспитание, укрепление материально-технической базы, участво- вать в благоустройстве детского сада. а) Отсутствие сотрудника на рабочем месте будет наказано штрафом (прав.: Отсутствующий сотрудник будет оштрафован); б) Помимо высказанных директором замечаний, указывалось на недопустимость нарушения установленных законов (прав.: Ди- ректор сделал ряд замечаний, в частности, указал на недопусти- мость нарушения установленных законов). а) Данный приказ касается заведующих и начальников отде- лов (заведующие чем? начальники чего?); б) Необходимо срочно собраться всем управляющим и дирек- торам заводов (управляющие чем? директора чего?). Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте особенности русской и зарубежной школ делового письма. 2. Как проявляются правила этикета в практике делового письма? 3. Дайте определение понятия культура официальной пере- писки. 4. Перечислите виды и типы языковых нарушений в текстах официально-делового стиля. Тестовые задания 1. Практика западной и американской деловой переписки предусматривает…
2. В приведенных предложениях нет избыточного использо- вания отглагольных существительных. а) Особое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки освоить новое оборудование. б) Рабочие завода выражают полную уверенность, что им уда- стся добиться своевременного выполнения заказа. в) Завод завершает освоение новой модели трактора. г) Для включения сигнализации необходимо произвести по- вертывание рычага. 3. Ошибка в употреблении устойчивого словосочетания до- пущена в предложениях. а) Отношения России и Германии всегда играли важную роль в жизни обоих народов. б) Особое место должно быть уделено проведению мероприя- тий, направленных на защиту атомных станций от аварий. в) Сейчас важно осознать то место, которое заняла церковь в жизни общества. г) Стабилизация зоны Севера играет ключевое значение для Российской Федерации. 4. Лексическая сочетаемость нарушена в предложении. а) Придется ещѐ раз пересчитать все данные. б) Был провозглашѐн приговор суда. в) Он дал мне заимообразно … рублей. г) Он отказал мне под благовидным предлогом. 5. Предложения содержат ошибки в употреблении производ- ного предлога. а) Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. б) В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. в) Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в тече- ние определѐнного периода. г) В соответствии с действующим законодательством авторам изобретений могут быть присвоены почѐтные звания. 6. Административный речевой этикет нарушен в предложе- ниях. а) Направляем Вам откорректированный вариант проекта но- вого положения. Просим рассмотреть и утвердить. б) Просим Вас прислать проект Устава фирмы. в) Институт просит предоставить Ваши экспонаты для выставки. г) Обращаюсь к Вам с убедительной просьбой прислать сроч- но необходимую документацию. 7. Допущена ошибка. Заявление подано от … а) Константина Живаго (Живаго); б) Натальи Седых (Седых); в) Антонины Венда (Венда); г) Олега Мицкевич (Мицкевич). 8. Отметьте случаи ненормативного употребления фразеоло- гизмов. а) Социальное страхование в области в настоящий момент на- ходится ниже всякой критики. б) Умение смотреть в глаза фактам приходит с опытом, с уве- ренностью в своих силах. в) Мастер не раз уверял собрание, что сделает всѐ по силе воз- можности, однако порядки остались прежними. г) Каждый нарушитель должен усвоить, что ему не сойдет с рук даже малейшее отступление от устава и закона. Контрольные задания 1. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции из таблицы. Образец.В связи с тем что я должен срочно уехать в Москву. – В связи со срочным отъездом в Москву. Типичные языковые конструкции заявления
Вариант I В силу того что у меня нет достаточного количества денег… Вследствие того что изменилось расписание движения поездов… Вариант II Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолет… Так как я болел в течение целого семестра… Вариант III Вследствие того что я опоздал на вокзал… Поскольку расписание движения поездов было изменено… 2. Составьте предложения, характерные для официально- делового стиля, используя каждый из следующих отыменных предлогов: Вариант I.В целях, в части, в связи, во избежание. Вариант II.В отношении, на предмет, в соответствии, на осно- вании. Вариант III.В силу, по линии, в течение, в счѐт. 3. Прочитайте предложения и отредактируйте их. Образец.Организация и участие в избирательной кампании финансируется средствами самого депутата. – Организация (че- го?) избирательной кампании и участие (в чем?) в ней финансиру- ется средствами самого депутата. Вариант I.Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно- исследовательских институтов. Целью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий. Вариант II.Первостепенной задачей является корректировка и наблюдение за развитием передовых технологий. Запрещается приносить в компьютерный класс и пользоваться по- сторонними носителями информации (дискеты, компакт-диски и т. д.). Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышени- ем тарифов и ужесточением условий страхования. Вариант III.Перевозчик не возмещает и не несет ответствен- ности за повреждения, вызванные стихийными бедствиями. Разработка и презентация новой упаковки продукции финанси- руется производителем. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выяв- ленные случаи нарушения установленных правил. 4. Раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже. Составьте с ними предложения. Вариант I.Заведующий (лаборатория); благодаря (умелое руко- водство); вопреки (требования). Вариант II.Руководитель (филиал); заведующий (кафедра); руководство (предприятие). Вариант III.Согласно (приказ); управляющий (отдел); куриро- вать (аспиранты). 5. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отре- дактируйте предложения. Образец.Должность управляющего клуба является вакантной. – Должность управляющего (чем?) клубом является вакантной. Вариант I.Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэро- порта был восстановлен. Пассажир должен удостовериться в агентстве о времени и месте от- правления. Вариант II.Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. Согласно приказа ректора университет переходит на шестиднев- ную форму обучения. Управляющий производства отклонил данное предложение. Вариант III.В случае нарушения данной инструкции уча- щийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории. Вследствие изменению расписания движение поездов было приос- тановлено. В обязанности заведующего отдела входит своевременная подго- товка финансового отчѐта. Практическое занятие № 7 Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
|