Сыны енаковы в библии кто такие
Енаковы сыны
Смотреть что такое «Енаковы сыны» в других словарях:
Исполины — I. Представители племен людей, отличавшихся необычайно высоким ростом. С остатками этих племен израильтяне столкнулись при покорении Ханаана. До моавитян и аммонитян на вост. берегу Иордана жили емимы и замзумимы (Втор 2:10 и след.,20 и след.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Емимы — (Эмимы), народ, изгнанный моавитянами из места его проживания (Втор 2:10 и след.). Е. были исполинами, как и см. Енаковы сыны. Кедорлаомер со своими союзниками разгромил их войско при Шаве Кириафаиме (Быт 14:5) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Замзумимы — Замзумимы, могучий, великорослый народ, к рый был изгнан аммонитянами (Втор 2:20 и след.). Его сравнивают с Енаковыми сынами (см. Енаковы сыны), возм., З. тождественны зузимам (см. Зузимы). (см. Исполины.) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Фалмай — (евр. Талмай): 1) человек из сынов Енаковых (см. Енаковы сыны), живших в Хевроне (Чис 13:23). Он вместе с братьями был изгнан Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10); 2) сын Емиуда, царя см. Гессура (1). Его дочь Мааха была женой Давида и матерью… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Шешай — (Сесай), потомок Енака, живший в Хевроне (Чис 13:23). Вместе с братьями он был изгнан из города Халевом (Нав 15:14; Суд 1:10). см. Енаковы сыны … Библейская энциклопедия Брокгауза
Энакимы — сыны Энаковы (Енакимы, сыны Енаковы, евр. длинношейный, высокорослый ) род исполинов или Рефаимов, живших некогда в земле Ханаанской; название свое Э. получили от Энака, сына Арбы (Ииc. Нав. XV, 13). Э. обитали по сю сторону Иордана в укрепленных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Энакимы, род — сыны Энаковы (Енакимы, сыны Енаковы, евр. длинношейный, высокорослый ) род исполинов или Рефаимов, живших некогда в земле Ханаанской; название свое Э. получили от Энака, сына Арбы (Иис. Нав. XV, 13). Э. обитали по сю сторону Иордана в укрепленных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Исполины — Исполины, или нефилим (ивр. נפילים, от ивр. נָפַל разрушать, ниспровергать, развращать) люди, которые рождались в результате браков между «сынами Божиими» и «дочерями человеческими» (Бытие 6:2). Содержание 1 Описание 1.1 Рост … Википедия
Рефаимы и Анакимы — великаны жившие до Библейского потопа
Рефаимы — таинственное полумифическое племя, жившее во времена Давида и Голиафа. Это внушавшие страх своим обликом и культурой люди-гиганты, злые создания, враждебные ко всем чужакам. Узнайте, кто эти колоссы, откуда произошли и отчего их боялись люди древности.
Рефаимы — этимология
Согласно Библии, «рефаим» тождественно слову «исполин», что имеет два или три древнееврейских понятия — гигант, тиран или нефилим. Книга Чисел гласит, что разведчики, посланные на землю, что предназначалась для входа израильтян, дурно говорили об этой области.
Возвратившись, они отзывались о местности как о пожирающей всякого ребенка. Народы также пожираемы, а властвуют люди великого роста. Израильтянами они именовались как «сыны Енаковы». В глазах гигантов люди – подобие саранче.
Во Второзаконии (1:28) говорится, что сердца израильтян полнились страхом перед ними более, чем перед большими и укреплёнными городами. Ибо все живое страшилось великанов, что вытесняли народ рефаимов с родных земель. Сами рефаимы звались эмимами. Это не уступавший Енаковым сынам в росте, многочисленности и величии народ. Эмимы — моавитянское название рефаимов.
Израильтян направил сам Господь, помог низвергнуть гигантов. Когда поразил их по всему Израилю, они перевелись на земле обетованной. Уцелевшие бежали в города Геф, Газ и Азот.
Откуда взялись рефаимы, а потом и наследники — сыны Енаковы, об этом говорит Книга Бытия в шестой главе. В ней речь идёт о живших на земле исполинах с того времени, как Сыны Божии – ангелы – впервые вошли к дочерям Евы. В Книге Еноха объясняется, что ангелы ходили среди смертных в плотском облике. Их влекли простоволосые женщины. Будто бы оттого пошёл обычай покрывать голову покрывалом, чтобы не привлекать нескромного взгляда падших и не допустить нового рождения чудовищных детей.
«Рефаим» также означает «нечестивец», «мертвец», помимо тирана и гиганта. Это племя не бывших людьми, только по материнской линии. Отцы не происходили от рода человеческого. Гиганты в Библии всяких разновидностей — аммонитяне, аморреи. Все они не люди, а враждебные монстры. Когда они заметно расплодились, Бог устроил потоп на земле.
Великаны в Библии
В библейских сказаниях упоминаются люди колоссального роста, и мы привыкли списывать это на мифологическое преувеличение. А если это не человек, а нечто иное? Как, например, Иесвий, бывший потомком рефаимового племени, у него одно копье весило как триста медных сиклей.
В двадцатом стихе упоминается присутствие человека с шестью пальцами на руках и ногах. Роста великого. Сражался в Гефе. Последний потомок рефаимов, царь Ог, около четырех метров высотой, а спать ему приходилось на железной кровати, потому что деревянная постель не выдерживала веса великана.
Известный по битве с Давидом филистимский единоборец Голиаф также родом из города Геф, имел рост в шесть локтей и еще пядь сверху. Броня у него чешуйчатая, и весила как пять тысяч медных сиклей. На нем щит и наколенники из меди, нес копьё весом как шестьсот железных сиклей. Шесть локтей роста — три-четыре метра, а пять тысяч медных сиклей — двести килограмм. Это никак не человек с гигантизмом, у таких хрупкие кости, не вынесут такого веса.
В ней гласит, что нефилимы, рефаимы, а также эмимы — все произошли от преступного союза ангелов и женщин. Получившиеся создания оказались ни ангелами, ни людьми, а чем-то промежуточным. Они несли в себе семя великого греха, поскольку зачаты в нем. Первая книга Паралипоменон ясно говорит об этом. А также гласит, что когда один из рефаимовых потомков по имени Саф был насмерть сражён Совохаем Хушатянином, рефаимы усмирились.
В Библии написано, что все произошедшие от нефилимов и рефаимов, – потомки мертвецов. Ни они, ни сыны Енаковы, ни всякий, в ком течет греховная кровь, не воскреснут в час Страшного суда. Это доказательство того, что племя не относилось к человеческому роду. Только люди воскреснут, чтобы предстать перед судом высшим в конце времён. Как не оживают мёртвые, так не восстанут гиганты прежних тысячелетий, поскольку они не Божьи творения, а порождения лукавого. Ибо только он толкнул непорочных на грех соития с женщинами.
Анаким, гиборим и прочие титаны
Анаким – название доханаанского племени, что жило в первые периоды библейской эпохи патриархов в 2000 — 1700 годы до н. э. Слово же «гиборим» переводится как «могучие», а замзумимы – разновидность людей необыкновенно высокого роста, огромной силы и мощи. Как и племя авим, что жило в эпоху пришествия народа израильского в обещанную высшими силами землю. П леменам титанов приписывается происхождение от Бене Элогим – падших в блуд ангелов и в наказание скованных Богом до часа Страшного суда.
Ученые полагают, что по обычаю неизраильским народам давалось расовое имя, что не имело множественного числа, название «рефаим» – имя нарицательное. И писавшие Библию считали анаким, авим и прочих титанов не отдельными племенами, а породой людей колоссального телосложения, что встречались среди населявших те земли наций. Перенося библейские названия на исторические народы, то анаким во время войны за Ханаан, скорее всего, амореи, а когда настала эпоха Авраама — хиттиты. Героические гиганты Давида происходили из рода филистимлян и хиттитов.
Другие ученые говорят, что рефаим – древнейшее население палестинкой земли, позже его завоевало и поработило ханаанейское племя, а также филистимляне и израильтяне.
Амим и замзумимы оказались не растворены, а изгнаны. Считается, что слова «рефаим», «анаким», «замзумим» стали ассоциироваться с духами умерших, тенями, темнотой и дряхлостью. С тем, что вызывало страх и отвращение. Применение слова «слабость» к известным физической мощью племенам происходит из того, что гиганты не дружили. Меж ними творились распри и тяжбы, поэтому могущественные предки, нефилимы, перебили друг друга. Довели мир до падения и пали вместе с ним.
О происхождении анаким и легендах агадской мифологии
Лучше всего это описывается в агадической литературе, где слово «анаким» произошло от «анак», то есть «шея». Переводится как шейное ожерелье — достижение небес, поскольку у анаким гигантский рост и охватывали солнце, чтобы потребовать дождь у высших сил. Израильские разведчики, узрев головами достигавших облаков людей испытали ужас и бежали, решили, что и Господь не убережет от гигантов.
Мифология гласит и о том, что нефилимы, рафаимы и потомки имели зубы в шестнадцать рядов, а также колоссальную прожорливость. В день съедали тысячу верблюдов, быков и лошадей. Не устрашившись предостережений Ноя, нефилимы полагались на чудовищный рост и огромные ноги и считали, что остановят подъем воды.
Легенды о великанах прошли сквозь века: у братьев Гримм в сборнике «Детские и семейные сказки» есть видоизменённая легенда о дочери Анака, что в саду отца сорвала гранатовое яблоко. Дюжина пришедших в тот сад разведчиков, узрев отца, от испуга спряталась под кожурой от яблок, подумав, что это пещера. Когда дочь Анака возвратилась, испугалась, что отец выбранит за неряшливость, и выкинула шелуху. А вместе с ней и дюжину разведчиков.
ЗАГАДКА РЕФАИМОВ
Вероятно, мало для кого станет новостью, что многие непредвзятые исследователи ищут и находят ответы на вопросы, обращаясь к Библии. Информация, содержащаяся в текстах Ветхого Завета, нередко помогает правильно понять ту или иную проблему, но в других случаях с ее помощью можно получить лишь намек или подсказку.
Рефаимы были рослым народом, но и среди них книги Ветхого Завета выделяют особую группу гигантов, которые именуются сынами Енаковыми, Енакимами, или Емимами: «И сказал мне Господь. Ар отдал Я во владение сынам Лотовым; прежде жили там Емимы, народ великий, многочис
ленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между рефаимами как сыны Енаковы; моавитяне же называют их Емимами» (Втор., 2: 9—11). Кто такой Енак, неизвестно, это имя отсутствует в числе прародителей разных народов, упоминаемых в Библии. Сынов Енаковых видели израильские лазутчики, отправленные Моисеем в землю обетованную, которые «дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Се- сай и Фалмай, дети Енаковы» (Числ., 13: 23). Вернувшись в израильский стан, они рассказывали: «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же мы были мы и в глазах их» (Числ.
Книга Иисуса Навина повествует о том, что в войнах с израильтянами сыны Енаковы были почти целиком истреблены: «В то же время пришел Иисус и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» (Нав., 11:21—22). «И Халеву, сыну Иефонниину, Иисус дал часть. Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых» (Нав. 15:13—14).
Впоследствии потомки рефаимов жили среди филистимлян (об этом народе речь пойдет ниже) в Газе, Гефе и Азоте — трех центрах филистимского пятиградия, и принимали активное участие в войнах с израильтянами, происходивших в X веке до н.э.:
«И открылась снова война между филистимлянами и израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с филистимлянами; и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из
В числе гигантов — потомков рефаимов, сражавшихся на стороне филистимлян, был и знаменитый Голиаф, побежденный Давидом:
«И выступил из стана филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа. » (1-я Царств., 17:4—7).
Кто же такие эти библейские гиганты? Проще всего объявить их эпическим преувеличением. Но ведь не всех противников Израиля, живших в древние времена в Палестине, Ветхий Завет именует гигантами! Речь идет только об одной группе, причем история развития этой группы дана, что называется, в динамике: «великий, многочисленный и высо
кий» народ рефаимов жил в Палестине очень давно, даже еще до прихода аммонитян; «между рефаимами» выделялась особая группа гигантов — сыны Енаковы; ко времени прихода израильтян (XIII в. до н.э.) от этого некогда многочисленного народа оставались буквально единицы, и среди них Ог, царь Васанский; уцелевшие потомки рефаимов ушли на запад и жили среди филистимлян. Далее Библия уже ничего не сообщает о них — очевидно, после X века до н.э. рефаимы исчезли как отдельная этническая группа.
Что за высокорослый народ, много выше современных людей, мог обитать в древние времена на территории Палестины параллельно с людьми обычного роста? Из того, что мы уже знаем об истории развития человеческого рода, ответ напрашивается сам собой: неандертальцы.
Американский антрополог Альфред Ромер[†††] пишет по поводу останков неандертальцев, найденных в Палестине (Ма- гарет-эт-Табун и Магарет-эт-Скул), что «в то время как одни черепа уверенно можно считать неандертальскими, другие показывают различную степень многочисленных неоантро- пических (то есть современного человека. — Авт.) признаков». Его коллега Уильям Хоуэлле[‡‡‡], исследуя кости неандертальцев из пещеры Скул (Израиль), сказал, что «это — необыкновенная разновидность. Там, кажется, жило одно племя, демонстрировавшее типы от почти неандертальца до почти сапиенса». Другие ученые склонны даже опускать это «почти». Позднее, изучая останки неандертальцев, найден
ные на горе Кармел, А. Ромер пришел к выводу, что они «могут рассматриваться как результат интербридинга доминирующей расы (кроманьонского человека) с его занимающими более низкое положение предшественниками (неандертальским человеком)».
Череп неандертальца из Магарет-эт-Скул (гора Кармел, Израиль), демонстрирующий смесь неандерталоидных и сапиентных признаков, причем сапиентные признаки преобладают
Таким образом, останки неандертальцев, живших в Палестине, демонстрируют удивительное разнообразие физических типов и, что более важно — наглядно иллюстрируют факт смешивания людей неандертальского и современного типов. Ясно, что потомство, появившееся на свет в результате этого смешивания, должно было обладать многими признаками неандертальцев, в том числе высоким ростом и большой физической силой.
Исчезновение рефаимов, уже к XIII веку до н.э. считавшихся «истребленными Господом», произошло скорее всего от естественных причин, связанных с различиями в составе крови неандертальца и современного человека. Человеческая кровь, как известно, классифицируется согласно различным параметрам, наиболее важными из которых являются антигены системы АВО и резус-харакгеристи-т ки. Антигены системы АВО были открыты Ландштейне- ром в 1900 году самыми пер
выми из групп крови. Эта система характеризуется наличием трех основных антигенов — А, В и О. Факторы А и В действует подобно антителам, и если кровь, содержащая один или оба из них, перелита человеку, чья кровь их не содержит, происходят неблагоприятные реакции. Кровь группы О не содержит никаких антител и обычно может передаваться без реакции со стороны получателя. Кровь большинства людей (и, очевидно, всех других приматов), содержащая так называемый резус-фактор, называется резус-положительной, или Rh+ кровью. Кровь, испытывающая недостаток этого фактора, называется резус-отрицательной.
Сегодня установлено, что кровь неандертальского человека, Homo neanderthalensis, появившегося на Земле около 700 тысяч лет назад, не содержала ни один из факторов А, В или Rh. Намного позже — возможно, около 200 тысяч лет назад — «главная» человеческая линия, Homo sapiens, приобрела А, В и Rh-факторы. В конкуренции между родственными видами, или расами, наличие в крови антител является мощным генетическим преимуществом для тех, кто ими обладает. История имеет множество примеров, когда аборигены разных континентов, вступая в контакт с европейскими поселенцами, тысячами гибли от эпидемий типа кори, так как у них в крови не было антител против подобных болезней.
концов о нем остались лишь легенды, дожившие на наших дней на страницах Библии.
Сыны енаковы в библии кто такие
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Рефаимы
Рефаимы — народ ветхозаветных исполинов.
В Септуагинте и Вульгате переводилось как «гиганты». Также слово «рефаимы» в употреблении нарицательно стало синонимом словам: «нечестивцы», «тираны» и «гиганты». В русском Синодальном переводе слово «рефаимы» переведено как «мертвецы», непонятно почему.
Иов. 26:5 — Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них.
Biblia Sancti Petri Rodensis BNF Latin 6 (3) fol-65v detail
Посмертная судьба рефаимов – в шеоле.
Согласно мидрашу, во время потопа один из исполинов по имени Ог сумел спастись, получив у Ноя разрешение держаться за ковчег снаружи. Его потомки также были гигантами, они описаны в следующих книгах Торы.
Вот здесь всё правильно. Потому что для обозначения мертвецов есть арамейское «муут». Например, «оживут мертвецы (муут) твои» Ис.26. Поэтому к приведенным притчам «мертвецы» не подходят. Их автор Соломон имел ввиду рефаимов. Работников ада. Надзирателей. Мучителей.
3:11. ибо только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских. (Книга Второзаконие 3:11)
Рефаимы, как гибриды второй волны, целенаправленно истреблялись.
В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф‐Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве‐Кириафаиме…(Книга Бытие 14:5)
Земля сынов Лотовых считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; народ великий, многочисленный и высокий, и истребил их Господь (Втор.2:19-21)
Библия говорит, единицам всё же удалось спастись среди филистимлян. Филистимляне составляли народность, которая прибыла с островов и поселилась на земле ханаанской. Именно филистимляне оказались причастны к поддержанию рода гибридных созданий. Это из их среды поднялись великаны новой волны.
16 Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в 300 сиклей меди и который опоясан был новым мечом.
22 Эти 4 были из рода Рефаимов в Гефе, и они пали от руки Давида и слуг его. (2Цар.21)
Не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид (кобра), и плодом его будет летучий дракон. (Ис.14:29)
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. (Дан.2:43)
Быт.6:4, «В то время были на земле исполины, а также после того как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим».
Сыны енаковы в библии кто такие
ДЕТИ ЕНАКОВЫ
ИСПОЛИНЫ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН
святитель Николай Сербский
Библейские темы (отрывок) azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/biblejskie-temy=2_8_4
Давным-давно среди людей жили исполины. Предания о них хранят все народы мира; хранит такое предание в своих сказаниях и песнях и сербский народ. Исполины всегда представляются нам как мифологические герои, обладающие сверхчеловеческой силой. Мы могли бы сомневаться в существовании этих исполинов, несмотря на множество легенд и песен, если бы о них не свидетельствовало Священное Писание. Но и в Священном Писании встречаются упоминания и описания исполинов, однако уже не как мифических существ, а как реальных людей, которые действительно существовали как исторические личности. В Библии указаны земли, в которых они жили, описываются их внешний облик и подвиги, а некоторые даже называются по имени: это так называемые дети Енаковы.
Впервые евреи о них узнали от посланников Моисея, которых он направил «высмотреть землю» (Чис.13:3) обетованную. Было это так.
На своем пути из Египта евреи остановились в пустыне Фаран. Народ был недоволен и роптал на Моисея за то, что он увел их из страны Египетской и привел в пустыню. Чтобы утешить и поддержать народ, доказать ему, что он ведет его в страну, которая лучше Египетской, Моисей по Промыслу Божию избрал по одному человеку из двенадцати колен Израилевых и послал в землю Ханаанскую, землю обетованную, которая простиралась перед ними, чтобы они осмотрели ее и рассказали о ней. Ушли двенадцать посланцев в землю Ханаанскую и оставались в ней сорок дней, затем, вернувшись в пустыню Фаран, рассказали обо всем, что видели и узнали: они говорили о богатстве той земли, ее плодородии и обилии земных плодов в ней; говорили, что «в ней подлинно течет молоко и мед» (Чис.13:28). Но с великим страхом говорили они о гигантах, живущих в той земле: «но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» (Чис.13:29). В Хевроне они встретили несколько известных сынов Енаковых, которых они называют по именам: Ахиман, Сесай и Фалмай. Но и в других местах они видели «исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:34). Так говорили десять из двенадцати посланных высматривать землю Ханаанскую. Народ испугался этих рассказов и возмутился против вождя своего Моисея. Двое же из двенадцати, Иисус Навин и Халев, ободряли народ, говоря: «только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.14:9); но народ больше верил тем десятерым и хотел побить камнями Иисуса Навина и Халева.
И в другом месте Библии говорится о Енаковых детях как об исполинах. Стоя у пределов земли Ханаанской, Моисей воззвал к народу: «Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими, с укреплениями до небес, народом [великим,] многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?». Знай же ныне, что Господь, Бог твой, идет пред тобою, как огнь поядающий; Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою» (Втор.9:1–3).
И далее мы находим два описания исполинов: Ога, царя Васанского, и Голиафа Филистимлянина. О царе Оге говорится, что «только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов» (Втор.3:11) (исполинов с той стороны Иордана). О Голиафе же, которого Давид поразил камнем из пращи, сказано: «единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди» (то есть около четырех метров). «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; а самое копье его в шестьсот сиклей железа» (ср.: 1Цар.17:4, 5, 7).
Вот какими были древние исполины в стародавние времена, вот какими, согласно библейской истории, были дети Енаковы.
Евреи были испуганы самим рассказом об исполинах, каково же им было встретиться с одним из них лицом к лицу! Когда Голиаф выступил перед войском Саула и начал подстрекать евреев, вызывая себе противника для поединка, тогда «Саул и весь Израиль испугались весьма» (1Цар.17:11). Целое войско испугалось одного человека! И страх этот продолжался не час и не день, а целых сорок дней! Один исполин держал в страхе и трепете целое войско сорок дней!
– Скажи мне, внучек, чем заняты современные люди? Ослеп дед твой и не видит, что на свете происходит.
– Против кого же вооружаются современные люди, внучек?
– Против людей, дедушка.
– Это же ожившие енакииты! А какому Богу они поклоняются и на какого Бога надеются?
– Поклоняются телу, деньгам и металлу. На этих богов надеются, их умножают без меры во всех своих землях.
– Да, да, это ожившие сыны Енаковы. Разве не видишь, дитя? Погибнут они, ручаюсь тебе разумом моим, который видит лучше глаз. Но скажи мне: может быть, они одновременно вооружаются благочестием, добротой, истиной, справедливостью, милосердием, душевной чистотой, верностью, взаимным терпением?
– Я тебе скажу, чадо, не победят енакииты. Не победят идолопоклонники. Не победит физическая сила, не победит военная мощь. Если войну развяжут народы, одинаково напоенные безбожным духом Енаковым, они будут истреблять друг друга без победы с той или другой стороны. Войны их будут тянуться бесконечно, никто не победит, все проиграют. Если же война вспыхнет между двумя народами, один из которых будет духа Енакова, а другой Божиего, реальную и окончательную победу одержит народ, в котором живет дух Божий. «Не бойся» (Лк.12:32), – сказал Всевышний народу, который на Него надеялся, Его на помощь призывал и Его закон исполнял. Если сегодня найдется такой народ, пусть самый малочисленный, но освященный истиной, вооруженный правдой, опоясанный благочестием и сплоченный добром и братолюбием, такому народу присудит Господь победу и славу, даже если на этот народ восстанет весь мир. Веришь ли ты мне, дитя?
– Верю, дедушка. Ты всегда говоришь правду. Верю всему, что ты говоришь. Ты для меня живая Библия.
– Бог да благословит тебя, внучек.
Народ православный, вооружаешься ли? Чем вооружаешься?
Если же и ты вооружаешься исполинской верой, справедливостью, благородством и достоинством, если берешь в союзники Бога, Который все видит и все может, если очищаешься от греха и омываешься от беззаконий покаянием и исправлением, если крестом осеняешься и молитвой укрепляешься, – тогда битва твоя уже сейчас увенчана победой. Господь будет воевать за тебя и сохранит тебя в страшный час опасности.
Гедеон и триста человек из народа его, вооруженные духом и истиной, победили и уничтожили неисчислимое воинство язычников-мадианитян.
Царь Константин, вооруженный крестным знамением, одержал победу над превосходящим его в силе языческим войском царя-безбожника Максентия.
Великий князь Димитрий с небольшим православным, покаянным и священным, русским войском, которое благословил именем Божиим преподобный Сергий, разбил татаро-монгольскую рать на Куликовом поле.
Хотя войска Карагеоргия7) всегда уступали в численности и оснащении туркам, они неизменно выходили из битвы с победой. Карагеоргий сам много молился и вел сербов под крестоносной хоругвью, но и сербский народ был тогда надежно вооружен верой и благочестием и малым числом побеждал большее войско, и пушки из ствола черешни оказывались сильнее железных. Такими же, как Карагеоргий, были и князь Милош8), и наши сербские крестьянские князья, воеводы креста и свободы.
В последних войнах против турецкой и австрийской сил сербы малым войском побеждали войско великое.
Народ православный, слушай и запомни это слово Божие: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев.26:14, 17).
Если не хочешь шаткого мира и проигранной войны, прилепись к Господу Богу своему и закону Его, и Бог благословит тебя и в мире, и в рати, добрый мой народ православный. Да будет так. Аминь.