Святое писание что это такое простыми словами

Библия и Евангелие — чем отличаются?

Священное Писание

Священное Писание представляет собой Божье Откровение, записанное избранными Им людьми для передачи в неизменном виде последующим поколениям. Христианское Священное Писание содержится в Библии. В настоящее время в продаже можно встретить отдельно продающиеся книги «Библия» и “Евангелие». Из-за этого у многих возникает непонимание и путаница. Закономерно встают вопросы: чем отличаются Библия и Евангелие? В чем разница? Не одна ли это книга, но названная на разных языках? Необходимо внести ясность.

Что такое Библия

Библия — это греческое слово, означающее «Книги». Именно так, во множественном числе — не одна книга, а мини-библиотека. Это название относится ко всему комплексу Священного Писания, разделенному на Ветхий и Новый Заветы. Деление текстов на две части связано с приходом в мир Сына Божия. До Его Воплощения — это книги Ветхого Завета, после — книги Нового Завета.

Книги, вошедшие в состав Библии, имеют разнообразное содержание. Они были написана в течение продолжительного времени, более 1000 лет. Их писали на разных языках (еврейский, арамейский, греческий) разные люди, от рыбаков до царей. Поэтому жанры, стиль, манера изложения этих Книг существенно отличаются. Однако при всем этом Книги Священного Писания составляют одно целое. Все вместе они представляют собой максимально полное учение о истинном Боге.

«Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию» (митрополит Бориспольский Антоний Паканич).

Книги Ветхого Завета

Библия разделена на Ветхий и Новый Заветы. В библейском понимании Завет — это двухстороннее соглашение между Творцом и людьми. Божьи предложения можно условно выразить формулой: «если ты будешь…, то Я…». Господь обещает даровать особые благословения человеку при выполнении определенных условий, содержащихся в Завете.

Книги Ветхого Завета были написаны до Воплощения Сына Божия. В этих Книгах раскрываются первостепенные истины для всего человечества: сотворение мира, причины и следствие грехопадения первых людей. Ветхий Завет говорит о Божьих обетованиях (обещаниях), представлены богодухновенные образцы покаянных, просительных и хвалебных молитв. В ветхозаветные времена Божественные откровения способствовали людям «подготовиться» к встрече со Спасителем мира.

Ветхозаветные книги сообщают правила поведения (Закон) для людей, а также наказание за их нарушение. Главное событие в Библии — Крестная Жертва Сына Божия. Но что это за Жертва и зачем нужна, Кто и по какому поводу ее приносит, можно понять только из текста Ветхого Завета.

«В какой-то момент своего духовного роста всякий живущий в Боге человек неведомым образом проходит через Ветхий Завет для того, чтобы от него перейти к новозаветному боговедению. Как и когда это происходит, есть тайна, ведомая одному только Богу. Очевидно, переход этот осуществляется по-разному для каждой отдельной личности.

Но одно несомненно: Ветхий Завет неизбежен в деле нашего личного спасения. Поэтому ветхозаветные священные книги, в которых запечатлен для нас необходимый нам ветхозаветный религиозный опыт, находят свое естественное место в каноне Писания, в котором заключено то слово, которое угодно было Богу нарочито обратить ко всему человечеству через особо на то Им избранных богодухновенных писателей-пророков» (протоиерей Алексий Князев).

Книги Нового Завета

В Новый Завет вошли Книги, написанные после пришествия в мир Сына Божия. Они повествуют о жизни и искупительном служении Иисуса Христа, изложены основы и история зарождения учрежденной Церкви. В состав Нового Завета вошло 4 евангельские книги и 23 апостольских произведения.

Смысл заключения Нового Завета заключался в качественном изменении соглашения между людьми и Богом. Человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольной Крестной смертью Сына Божия, вступает в совершенно иное, по сравнению с ветхозаветным, состояние. В ветхозаветном мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось условиях как бы юридического договора. В Новом Завете человек, не способный сам себя спасти, получил спасение Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира. Выдвигается новый принцип для обретения спасения — вера в Иисуса Христа как Спасителя мира.

«Ста­рое, а по­то­му вре­мен­ное, «со­гла­ше­ние», за­клю­чен­ное меж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком через по­сред­ство од­но­го на­ро­да, сме­ни­лось Но­вым и веч­ным Со­ю­зом-За­ве­том со все­ми людь­ми. Он за­клю­чён через во­пло­ще­ние, рас­пя­тие и вос­кре­се­ние Сы­на Бо­жия, став­ше­го Сы­ном Че­ло­ве­че­ским. Хри­стос Сам ука­зал гра­ни­цу меж­ду эти­ми дву­мя уров­ня­ми бы­тия: «Это – кровь Моя Но­во­го Со­ю­за (За­ве­та)». По­это­му ми­ро­вая ис­то­рия и де­лит­ся на два пе­ри­о­да: эру до и эру по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва, или эру вет­хо­го (ста­ро­го) и эру Но­во­го За­ве­та» (иподиакон Георгий Рубан).

Евангелие

Евангелиями названы 4 книги Нового Завета. Их авторами являются апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов. Первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) очень близки по содержанию и рассказывают в основном об одних и тех же событиях. Они называются синоптическими (от древнегреческого «συνοπτικός», со-«наблюдающий»). Евангелие от Иоанна существенно отличается от них как по содержанию, так и по стилистике. Иоанну как ближайшему ученику были открыты особые духовные тайны, поэтому и его Евангелие в большей степени касается богословских вопросов.

Значение Евангелия

Святые Отцы утверждают, что чтение Евангелия направляют христиан на путь, прямо ведущий в Царствие Небесное к самому Господу. Поэтому очень важно для каждого читать Священное Писание ежедневно. В исполнение заповеди Спасителя «проповедуйте Евангелие всей твари» (Евангелие от Марка, 16:15), во время православных богослужений происходит торжественный вынос Евангелия и его чтение. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие.

«Евангельский текст, заключенный в богато украшенный оклад, хранится во святая святых православного храма, а именно – в алтаре на святом престоле. В литургической практике Православной Церкви напрестольному Евангелию воздаются те же почести, какие принято воздавать святому Кресту и святым иконам – во время богослужения Евангелие кадят, его благоговейно лобызают, им благословляют молящихся.

И все это потому, что в этой Книге заключены «глаголы вечной жизни» (Евангелие от Иоанна, 6,68), те самые слова, которые произнес в дни Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Есть там и слова человеческие, которыми апостолы, эти неложные свидетели великих и спасительных дел Христовых, описали нам историю земной жизни своего Божественного Учителя. Но и они имеют статус непогрешимой истины, так что все Евангелие без изъятия и до последнего слова «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Второе послание апостола Павла к Тимофею,3:16-17)» (священник Андрей Гупало).

Библия и Евангелие: чем отличаются?

Итак, чем отличаются Библия и Евангелие?

Библия — это весь комплекс Священных Книг (всего 77). Евангелие — это важнейшая, но лишь часть (4 книги) Нового Завета. То есть Евангелие это составной элемент Библии, в котором заключен главный спасительный смысл всего Священного Писания.

Евангелие — канонические, то есть богодухновенные, Книги, читаемые во время церковных служб. В Библию помимо канонических входят 11 второканонических Книг. Во время службы в церкви они не читаются. Но как высоконравственное учение их включили в состав Ветхого Завета для назидательного чтения.

Ветхий Завет составлялся более 10 веков (с 15 века до Рождества Христова). Четыре Евангелия писали чуть более 50 лет (с 41 года после Рождества Христова). Последнее Евангелие от Иоанна было составлено между 90 и 110 годами.

Евангелия повествуют о Пришествии Христа, от Его Рождения до Вознесения на небо. А в Библии помимо этого содержится рассказ от начала сотворения мира. Таким образом решается вопрос «чем отличаются Библия и Евангелие».

«Православная Церковь воспринимает Священное Писание как неделимое целое, в центре которого находится Евангелие. Ветхий Завет понимается Церковью как «приготовление к Евангелию», а писания апостолов – как авторитетное толкование Евангельской Вести, принадлежащее ближайшим ученикам Христа» (митрополит Волоколамский Иларион).

Источник

Священное Писание

Святое писание что это такое простыми словами

Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

Богодухновенность Священного Писания

Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.

При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

Кто написал Библию

Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.

Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

Канон Священного Писания

Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.

Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.

Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.

Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.

Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).

Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.

Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).

Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

Источник

Священное Писание и Священное Предание: православный взгляд

лекция пред­се­да­теля ОВЦС,
пред­се­да­теля Сино­даль­ной Биб­лей­ско-Бого­слов­ской комис­сии
мит­ро­по­лита Воло­ко­лам­ского Ила­ри­она
в Вели­ко­тыр­нов­ском уни­вер­си­тете (Бол­га­рия)

1. Писа­ние и Пре­да­ние

Хри­сти­ан­ство явля­ется бого­от­кро­вен­ной рели­гией. В пра­во­слав­ном пони­ма­нии Боже­ствен­ное Откро­ве­ние вклю­чает в себя Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние. Писа­ние — это вся Библия, то есть все книги Вет­хого и Нового Заве­тов. Что же каса­ется Пре­да­ния, то этот термин тре­бует спе­ци­аль­ного разъ­яс­не­ния, так как упо­треб­ля­ется в разных зна­че­ниях. Нередко под Пре­да­нием пони­мают всю сово­куп­ность пись­мен­ных и устных источ­ни­ков, при помощи кото­рых хри­сти­ан­ская вера пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ния. Апо­стол Павел гово­рит: «Стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Под «словом» здесь пони­ма­ется устное Пре­да­ние, под «посла­нием» — пись­мен­ное. К уст­ному Пре­да­нию свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий отно­сил крест­ное зна­ме­ние, обра­ще­ние в молитве на восток, эпи­клезу евха­ри­стии, чин освя­ще­ния воды кре­ще­ния и елея пома­за­ния, трое­крат­ное погру­же­ние чело­века при кре­ще­нии и т.п., то есть пре­иму­ще­ственно литур­ги­че­ские или обря­до­вые тра­ди­ции, пере­дан­ные изустно и прочно вошед­шие в цер­ков­ную прак­тику. Впо­след­ствии эти обычаи были зафик­си­ро­ваны в пись­мен­ном виде — в тво­ре­ниях Отцов Церкви, в поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров, в литур­ги­че­ских текстах. Зна­чи­тель­ная часть того, что изна­чально было устным Пре­да­нием, стало пись­мен­ным Пре­да­нием, кото­рое про­дол­жало сосу­ще­ство­вать с устным Пре­да­нием.

Если Пре­да­ние пони­мать в смысле сово­куп­но­сти устных и пись­мен­ных источ­ни­ков, то как оно соот­но­сится с Писа­нием? Явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию, или оно пред­став­ляет собой состав­ную часть Пре­да­ния?

Прежде чем отве­тить на этот вопрос, необ­хо­димо отме­тить, что про­бле­ма­тика вза­и­мо­от­но­ше­ния между Писа­нием и Пре­да­нием, хотя и отра­жена у многих пра­во­слав­ных авто­ров, не явля­ется пра­во­слав­ной по своему про­ис­хож­де­нию. Вопрос о том, что важнее, Писа­ние или Пре­да­ние, был постав­лен в ходе поле­мики между Рефор­ма­цией и Контр­ре­фор­ма­цией в XVI—XVII сто­ле­тиях. Лидеры Рефор­ма­ции (Лютер, Каль­вин) выдви­нули прин­цип «доста­точ­но­сти Писа­ния», согласно кото­рому абсо­лют­ным авто­ри­те­том в Церкви поль­зу­ется только Писа­ние; что же каса­ется позд­ней­ших веро­учи­тель­ных доку­мен­тов, будь то поста­нов­ле­ния Собо­ров или тво­ре­ния Отцов Церкви, то они авто­ри­тетны лишь постольку, поскольку согла­су­ются с уче­нием Писа­ния. Те дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния, литур­ги­че­ские и обря­до­вые тра­ди­ции, кото­рые не осно­ваны на авто­ри­тете Писа­ния, не могли, по мнению лиде­ров Рефор­ма­ции, быть при­знаны леги­тим­ными и потому под­ле­жали упразд­не­нию. С Рефор­ма­ции начался про­цесс реви­зии цер­ков­ного Пре­да­ния, кото­рый про­дол­жа­ется в недрах про­те­стан­тизма и поныне.

В про­ти­во­вес про­те­стант­скому прин­ципу «sola Scriptura» (лат. «только Писа­ние») бого­словы Контр­ре­фор­ма­ции под­чер­ки­вали важ­ность Пре­да­ния, без кото­рого, по их мнению, Писа­ние не имело бы авто­ри­тета. Оппо­нент Лютера на Лейп­циг­ском дис­путе 1519 года утвер­ждал, что «Писа­ние не явля­ется под­лин­ным без авто­ри­тета Церкви». Про­тив­ники Рефор­ма­ции ука­зы­вали, в част­но­сти, на то, что канон Свя­щен­ного Писа­ния был сфор­ми­ро­ван именно цер­ков­ным Пре­да­нием, опре­де­лив­шим, какие книги должны в него войти, а какие нет. На Три­дент­ском Соборе 1546 года была сфор­му­ли­ро­вана теория двух источ­ни­ков, согласно кото­рой Писа­ние не может рас­смат­ри­ваться как един­ствен­ный источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния: не менее важным источ­ни­ком явля­ется Пре­да­ние, состав­ля­ю­щее жиз­ненно важное допол­не­ние к Писа­нию.

Рус­ские пра­во­слав­ные бого­словы XIX века, говоря о Писа­нии и Пре­да­нии, рас­став­ляли акценты несколько по-иному. Они наста­и­вали на пер­вич­но­сти Пре­да­ния по отно­ше­нию к Писа­нию и воз­во­дили начало хри­сти­ан­ского Пре­да­ния не только к ново­за­вет­ной Церкви, но и ко вре­ме­нам Вет­хого Завета. Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский под­чер­ки­вал, что Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета нача­лось с Моисея, но до Моисея истин­ная вера сохра­ня­лась и рас­про­стра­ня­лась посред­ством Пре­да­ния. Что же каса­ется Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета, то оно нача­лось с Еван­ге­ли­ста Матфея, но до того «осно­ва­ние дог­ма­тов, учение жизни, устав бого­слу­же­ния, законы управ­ле­ния цер­ков­ного» нахо­ди­лись в Пре­да­нии.

У А.С. Хомя­кова соот­но­ше­ние Пре­да­ния и Писа­ния рас­смат­ри­ва­ется в кон­тек­сте учения о дей­ствии Духа Свя­того в Церкви. Хомя­ков считал, что Писа­нию пред­ше­ствует Пре­да­ние, а Пре­да­нию — «дело», под кото­рым он пони­мал бого­от­кро­вен­ную рели­гию, начи­ная от Адама, Ноя, Авра­ама и других «родо­на­чаль­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей вет­хо­за­вет­ной Церкви». Цер­ковь Хри­стова явля­ется про­дол­же­нием Церкви вет­хо­за­вет­ной: и в той и в другой жил и про­дол­жает жить Дух Божий. Этот Дух дей­ствует в Церкви мно­го­об­разно — в Писа­нии, Пре­да­нии и в деле. Един­ство Писа­ния и Пре­да­ния пости­га­ется чело­ве­ком, кото­рый живет в Церкви; вне Церкви невоз­можно постичь ни Писа­ние, ни Пре­да­ние, ни дело.

В XX веке мысли Хомя­кова о Пре­да­нии раз­ви­вал В.Н. Лос­ский. Он опре­де­лял Пре­да­ние как «жизнь Духа Свя­того в Церкви, жизнь, сооб­ща­ю­щая каж­дому члену Тела Хри­стова спо­соб­ность слы­шать, при­ни­мать, позна­вать Истину в при­су­щем ей свете, а не есте­ствен­ном свете чело­ве­че­ского разума». Согласно Лос­скому, жизнь в Пре­да­нии это усло­вие пра­виль­ного вос­при­я­тия Писа­ния, это не что иное, как бого­по­зна­ние, бого­об­ще­ние и бого­ви­де­ние, кото­рые были при­сущи Адаму до изгна­ния из рая, биб­лей­ским пра­от­цам Авра­аму, Исааку и Иакову, бого­видцу Моисею и про­ро­кам, а затем и «оче­вид­цам и слу­жи­те­лям Слова» ( Лк. 1:2 ) — апо­сто­лам и после­до­ва­те­лям Христа. Един­ство и непре­рыв­ность этого опыта, хра­ни­мого в Церкви вплоть до насто­я­щего вре­мени, состав­ляет суть цер­ков­ного Пре­да­ния. Чело­век, нахо­дя­щийся вне Церкви, даже если бы он изучил все источ­ники хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, не сможет видеть ее внут­рен­нюю серд­це­вину.

Отве­чая на постав­лен­ный ранее вопрос о том, явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию или состав­ной частью послед­него, мы должны со всей опре­де­лен­но­стью ска­зать, что в пра­во­слав­ном пони­ма­нии Писа­ние явля­ется частью Пре­да­ния и немыс­лимо вне Пре­да­ния. Поэтому Писа­ние отнюдь не само­до­ста­точно и не может само по себе, изо­ли­ро­ванно от цер­ков­ной тра­ди­ции, слу­жить кри­те­рием Истины. Книги Свя­щен­ного Писа­ния созда­ва­лись в разное время раз­ными авто­рами, и каждая из этих книг отра­жала опыт кон­крет­ного чело­века или группы людей, отра­жала опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский этап жизни Церкви, вклю­чая вет­хо­за­вет­ный период). Пер­вич­ным был опыт, а вто­рич­ным — его выра­же­ние в книгах Писа­ния. Именно Цер­ковь при­дает этим книгам — как Вет­хого, так и Нового Заве­тов — то един­ство, кото­рого они лишены, если рас­смат­ри­вать их с чисто исто­ри­че­ской или тек­сто­ло­ги­че­ской точки зрения.

Вер­ность Пре­да­нию, жизнь в Духе Святом помогли Церкви рас­по­знать внут­рен­нее един­ство вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных книг, создан­ных раз­ными авто­рами в разное время, и из всего мно­го­об­ра­зия древ­них пись­мен­ных памят­ни­ков отобрать в канон Свя­щен­ного Писа­ния те книги, кото­рые скреп­лены этим един­ством, отде­лить бого­дух­но­вен­ные сочи­не­ния от не-бого­дух­но­вен­ных.

2. Свя­щен­ное Писа­ние в Пра­во­слав­ной Церкви

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции Ветхий Завет, Еван­ге­лие и корпус апо­столь­ских посла­ний вос­при­ни­ма­ются как три части неде­ли­мого целого. При этом Еван­ге­лию отда­ется без­услов­ное пред­по­чте­ние как источ­нику, доно­ся­щему до хри­стиан живой голос Иисуса, Ветхий Завет вос­при­ни­ма­ется как про­об­ра­зу­ю­щий хри­сти­ан­ские истины, а посла­ния апо­столь­ские — как авто­ри­тет­ное тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия, при­над­ле­жа­щее бли­жай­шим уче­ни­кам Христа. В соот­вет­ствии с этим пони­ма­нием, свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец в посла­нии к Фила­дель­фий­цам гово­рит: «Будем при­бе­гать к Еван­ге­лию, как к плоти Иисуса, и к апо­сто­лам, как к пре­сви­тер­ству Церкви. Будем любить также и про­ро­ков, ибо и они воз­ве­щали то, что отно­сится к Еван­ге­лию, на Христа упо­вали и Его ожи­дали и спас­лись верою в Него».

Учение о Еван­ге­лии как «плоти Иисуса», Его вопло­ще­нии в слове, полу­чило раз­ви­тие у Ори­гена. Во всем Писа­нии он видит «кено­зис» (исто­ща­ние) Бога Слова, вопло­ща­ю­ще­гося в несо­вер­шен­ные формы чело­ве­че­ских слов: «Все, при­зна­ва­е­мое словом Божиим, есть откро­ве­ние вопло­тив­ше­гося Слова Божия, Кото­рое было в начале у Бога ( Ин.1:2 ) и исто­щило Себя. Поэтому мы за нечто чело­ве­че­ское при­знаем Слово Божие, став­шее чело­ве­ком, ибо Слово в Писа­ниях всегда ста­но­вится плотью и оби­тает с нами ( Ин.1:14 )».

Этим объ­яс­ня­ется то, что в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Еван­ге­лие явля­ется не только книгой для чтения, но и объ­ек­том литур­ги­че­ского покло­не­ния: закры­тое Еван­ге­лие лежит на пре­столе, его целуют, его выно­сят для покло­не­ния веру­ю­щим. Во время архи­ерей­ской хиро­то­нии рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову руко­по­ла­га­е­мого, а при совер­ше­нии таин­ства Еле­освя­ще­ния рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову боль­ного. В каче­стве объ­екта литур­ги­че­ского покло­не­ния Еван­ге­лие вос­при­ни­ма­ется как символ Самого Христа.

Деяния апо­столь­ские, собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла также чита­ются в Церкви еже­дневно и также про­чи­ты­ва­ются цели­ком в тече­ние всего года. Чтение Деяний начи­на­ется в ночь Святой Пасхи и про­дол­жа­ется в тече­ние пас­халь­ного пери­ода, далее сле­дуют собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла.

Что же каса­ется книг Вет­хого Завета, то они чита­ются в Церкви выбо­рочно. Осно­вой пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния явля­ется Псал­тирь, кото­рая про­чи­ты­ва­ется цели­ком в тече­ние недели, а в Вели­ком посту — дважды в неделю. В тече­ние Вели­кого поста еже­дневно чита­ются зачала из Книг Бытия и Исход, Книги про­рока Исаии, Книги Пре­муд­ро­сти Соло­мона. В празд­ники и дни памяти особо чтимых святых поло­жено читать три «паре­мии» — три отрывка из книг Вет­хого Завета. В пред­две­рии вели­ких празд­ни­ков — нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и Пасхи — совер­ша­ются особые бого­слу­же­ния с чте­нием боль­шего коли­че­ства паре­мий (до пят­на­дцати), пред­став­ля­ю­щих собой тема­ти­че­скую выборку из всего Вет­хого Завета, отно­ся­щу­юся к празд­ну­е­мому собы­тию.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Ветхий Завет вос­при­ни­ма­ется как про­об­раз ново­за­вет­ных реаль­но­стей и рас­смат­ри­ва­ется через призму Нового Завета. Такой род тол­ко­ва­ния полу­чил в науке назва­ние «типо­ло­ги­че­ского». Начало ему поло­жено Самим Хри­стом, Кото­рый сказал о Ветхом Завете: «Иссле­дуйте Писа­ния, ибо вы дума­ете чрез них иметь жизнь вечную; а они сви­де­тель­ствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). В соот­вет­ствии с этим ука­за­нием Христа, в Еван­ге­лиях многие собы­тия из Его жизни истол­ко­ваны как испол­не­ние вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв. Типо­ло­ги­че­ские тол­ко­ва­ния Вет­хого Завета встре­ча­ются в посла­ниях апо­стола Павла, в осо­бен­но­сти, в Посла­нии к Евреям, где вся вет­хо­за­вет­ная исто­рия тол­ку­ется в про­об­ра­зо­ва­тель­ном, типо­ло­ги­че­ском смысле. Та же тра­ди­ция про­дол­жена в бого­слу­жеб­ных текстах Пра­во­слав­ной Церкви, напол­нен­ных аллю­зи­ями на собы­тия из Вет­хого Завета, кото­рые трак­ту­ются при­ме­ни­тельно к Христу и собы­тиям из Его жизни, а также к собы­тиям из жизни ново­за­вет­ной Церкви.

По учению Гри­го­рия Бого­слова, в Свя­щен­ном Писа­нии зало­жены все дог­ма­ти­че­ские истины хри­сти­ан­ской Церкви: надо только уметь их рас­по­зна­вать. Нази­ан­зин пред­ла­гает такой метод чтения Писа­ния, кото­рый можно назвать «ретро­спек­тив­ным»: он заклю­ча­ется в том, чтобы рас­смат­ри­вать тексты Писа­ния, исходя из после­ду­ю­щего Пре­да­ния Церкви, и иден­ти­фи­ци­ро­вать в них те дог­маты, кото­рые более полно сфор­му­ли­ро­ваны в позд­ней­шую эпоху. Такой подход к Писа­нию явля­ется основ­ным в пат­ри­сти­че­ский период. В част­но­сти, по мнению Гри­го­рия, не только ново­за­вет­ные, но и вет­хо­за­вет­ные тексты содер­жат учение о Святой Троице.

Таким обра­зом, Библию сле­дует читать в свете дог­ма­ти­че­ского пре­да­ния Церкви. В IV веке и пра­во­слав­ные, и ариане при­бе­гали к тек­стам Писа­ния для под­твер­жде­ния своих бого­слов­ских уста­но­вок. В зави­си­мо­сти от этих уста­но­вок, к одним и тем же тек­стам при­ла­гали разные кри­те­рии и тол­ко­вали их по-раз­ному. Для Гри­го­рия Бого­слова, как и для других Отцов Церкви, в част­но­сти, Иринея Лион­ского, суще­ствует один кри­те­рий пра­виль­ного под­хода к Писа­нию: вер­ность Пре­да­нию Церкви. Только то тол­ко­ва­ние биб­лей­ских тек­стов леги­тимно, счи­тает Гри­го­рий, кото­рое осно­вы­ва­ется на цер­ков­ном Пре­да­нии: всякое другое тол­ко­ва­ние ложно, так как «окра­ды­вает» Боже­ство. Вне кон­тек­ста Пре­да­ния биб­лей­ские тексты утра­чи­вают свою дог­ма­ти­че­скую зна­чи­мость. И наобо­рот, внутри Пре­да­ния даже те тексты, кото­рые не выра­жают прямо дог­ма­ти­че­ские истины, полу­чают новое осмыс­ле­ние. Хри­сти­ане видят в текстах Писа­ния то, чего не видят нехри­сти­ане; пра­во­слав­ным откры­ва­ется то, что оста­ется сокры­тым от ере­ти­ков. Тайна Троицы для нахо­дя­щихся вне Церкви оста­ется под покры­ва­лом, кото­рое сни­ма­ется только Хри­стом и только для тех, кто пре­бы­вает внутри Церкви.

Если Ветхий Завет явля­ется про­об­ра­зом Нового Завета, то Новый Завет, по мнению неко­то­рых тол­ко­ва­те­лей, явля­ется тенью гря­ду­щего Цар­ства Божия: «Закон есть тень Еван­ге­лия, а Еван­ге­лие есть образ буду­щих благ», — гово­рит Максим Испо­вед­ник. Эту идею пре­по­доб­ный Максим заим­ство­вал у Ори­гена, так же как и алле­го­ри­че­ский метод тол­ко­ва­ния Писа­ния, кото­рым он широко поль­зо­вался. Алле­го­ри­че­ский метод давал воз­мож­ность Ори­гену и другим пред­ста­ви­те­лям алек­сан­дрий­ской школы рас­смат­ри­вать сюжеты из Вет­хого и Нового Заве­тов как про­об­разы духов­ного опыта отдель­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти. Одним из клас­си­че­ских при­ме­ров мисти­че­ской интер­пре­та­ции подоб­ного рода явля­ется тол­ко­ва­ние Ори­гена на Песнь Песней, где чита­тель выхо­дит далеко за пре­делы бук­валь­ного смысла и пере­но­сится в иную реаль­ность, причем сам текст вос­при­ни­ма­ется лишь как образ, символ этой реаль­но­сти.

После Ори­гена такой тип тол­ко­ва­ния полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние в пра­во­слав­ной тра­ди­ции: мы нахо­дим его, в част­но­сти, у Гри­го­рия Нис­ского, Мака­рия Еги­пет­ского и Мак­сима Испо­вед­ника. Максим Испо­вед­ник гово­рил о тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния как вос­хож­де­нии от буквы к духу. Ана­го­ги­че­ский метод тол­ко­ва­ния Писа­ния (от греч. anagogê, вос­хож­де­ние), как и алле­го­ри­че­ский метод, исхо­дит из того, что тайна биб­лей­ского текста неис­чер­па­ема: только внеш­няя канва Писа­ния огра­ни­чена рам­ками повест­во­ва­ния, а «созер­ца­ние» (theôria), или таин­ствен­ный внут­рен­ний смысл, явля­ется бес­пре­дель­ным. Все в Писа­нии свя­зано с внут­рен­ней духов­ной жизнью чело­века, и буква Писа­ния воз­во­дит к этому духов­ному смыслу.

Типо­ло­ги­че­ское, алле­го­ри­че­ское и ана­го­ги­че­ское тол­ко­ва­ние Писа­ния напол­няет собой и бого­слу­жеб­ные тексты Пра­во­слав­ной Церкви. Так, напри­мер, Вели­кий канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского, чита­е­мый в Вели­ком посту, содер­жит целую гале­рею биб­лей­ских пер­со­на­жей из Вет­хого и Нового Заве­тов; в каждом случае пример биб­лей­ского героя сопро­вож­да­ется ком­мен­та­рием со ссыл­кой на духов­ный опыт моля­ще­гося или при­зы­вом к пока­я­нию. В такой интер­пре­та­ции биб­лей­ский пер­со­наж ста­но­вится про­об­ра­зом вся­кого веру­ю­щего.

Если гово­рить о пра­во­слав­ной мона­ше­ской тра­ди­ции тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, то прежде всего надо отме­тить, что у мона­хов было особое отно­ше­ние к Свя­щен­ному Писа­нию как источ­нику рели­ги­оз­ного вдох­но­ве­ния: они не только читали и тол­ко­вали его, но еще и заучи­вали его наизусть. Монахи, как пра­вило, не инте­ре­со­ва­лись «науч­ной» экзе­ге­ти­кой Писа­ния: они рас­смат­ри­вали Писа­ние как руко­вод­ство к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти и стре­ми­лись пони­мать его посред­ством испол­не­ния напи­сан­ного в нем. В своих сочи­не­ниях Святые Отцы-аскеты наста­и­вают на том, что все, ска­зан­ное в Писа­нии, необ­хо­димо при­ме­нять к соб­ствен­ной жизни: тогда станет понят­ным и скры­тый смысл Писа­ния.

В аске­ти­че­ской тра­ди­ции Восточ­ной Церкви при­сут­ствует мысль о том, что чтение Свя­щен­ного Писа­ния — лишь вспо­мо­га­тель­ное сред­ство на пути духов­ной жизни подвиж­ника. Харак­терно выска­зы­ва­ние пре­по­доб­ного Исаака Сирина: «Пока чело­век не примет Уте­ши­теля, ему необ­хо­димы Боже­ствен­ные Писа­ния… Но когда сила Духа сни­зой­дет в дей­ству­ю­щую в чело­веке душев­ную силу, тогда вместо закона Писа­ний уко­ре­ня­ются в сердце запо­веди Духа…». По мысли пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова, необ­хо­ди­мость в Писа­нии отпа­дает, когда чело­век встре­ча­ется с Богом лицом к лицу.

В при­ве­ден­ных суж­де­ниях Отцов восточ­ной Церкви отнюдь не отри­ца­ется необ­хо­ди­мость чтения Свя­щен­ного Писа­ния и не ума­ля­ется зна­че­ние Писа­ния. Скорее, здесь выра­жено тра­ди­ци­он­ное восточно-хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о том, что опыт при­ча­стия Христу в Святом Духе выше любого сло­вес­ного выра­же­ния этого опыта, будь то Свя­щен­ное Писа­ние или какой-либо другой авто­ри­тет­ный пись­мен­ный источ­ник. Хри­сти­ан­ство — это рели­гия встречи с Богом, а не книж­ного знания о Боге, и хри­сти­ане — отнюдь не «люди Книги», как они назы­ва­ются в Коране. Свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий) счи­тает неслу­чай­ным, что Иисус Хри­стос не напи­сал ни одной книги: суть хри­сти­ан­ства — не в нрав­ствен­ных запо­ве­дях, не в бого­слов­ском учении, а в спа­се­нии чело­века бла­го­да­тью Духа Свя­того в осно­ван­ной Хри­стом Церкви.

Наста­и­вая на при­о­ри­тете цер­ков­ного опыта, Пра­во­сла­вие отвер­гает те тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые не осно­ваны на опыте Церкви, про­ти­во­ре­чат этому опыту или явля­ются плодом дея­тель­но­сти авто­ном­ного чело­ве­че­ского разума. В этом корен­ное раз­ли­чие между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом. Про­воз­гла­сив прин­цип «sola Scriptura» и отверг­нув Пре­да­ние Церкви, про­те­станты открыли широ­кий про­стор для про­из­воль­ных тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния. Пра­во­сла­вие же утвер­ждает, что вне Церкви, вне Пре­да­ния пра­виль­ное пони­ма­ние Писа­ния невоз­можно.

3. Состав и авто­ри­тет Пре­да­ния. Свя­то­оте­че­ское насле­дие

Помимо Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов, в состав Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви входят другие пись­мен­ные источ­ники, в том числе бого­слу­жеб­ные тексты, чино­по­сле­до­ва­ния таинств, поста­нов­ле­ния Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров, тво­ре­ния Отцов и учи­те­лей древ­ней Церкви. Каков авто­ри­тет этих тек­стов для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина?

Без­услов­ным и непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том поль­зу­ются веро­учи­тель­ные опре­де­ле­ния Все­лен­ских Собо­ров, про­шед­шие цер­ков­ную рецеп­цию. Прежде всего, речь идет о Никео-Царе­град­ском Сим­воле веры, кото­рый пред­став­ляет собой сум­мар­ное изло­же­ние пра­во­слав­ного веро­уче­ния, при­ня­тое на I Все­лен­ском Соборе (325 г.) и допол­нен­ное на II Соборе (381 г.). Речь идет также о других дог­ма­ти­че­ских опре­де­ле­ниях Собо­ров, вошед­ших в кано­ни­че­ские сбор­ники Пра­во­слав­ной Церкви. Эти опре­де­ле­ния не под­ле­жат изме­не­нию и явля­ются обще­обя­за­тель­ными для всех членов Церкви. Что же каса­ется дис­ци­пли­нар­ных правил Пра­во­слав­ной Церкви, их при­ме­не­ние опре­де­ля­ется реаль­ной жизнью Церкви на каждом исто­ри­че­ском этапе ее раз­ви­тия. Неко­то­рые пра­вила, уста­нов­лен­ные Отцами древ­но­сти, сохра­ня­ются в Пра­во­слав­ной Церкви, тогда как другие вышли из упо­треб­ле­ния. Новая коди­фи­ка­ция кано­ни­че­ского права явля­ется одной из неот­лож­ных задач Пра­во­слав­ной Церкви.

Без­услов­ным авто­ри­те­том поль­зу­ется литур­ги­че­ское Пре­да­ние Церкви. По своей дог­ма­ти­че­ской без­упреч­но­сти бого­слу­жеб­ные тексты Пра­во­слав­ной Церкви сле­дуют за Свя­щен­ным Писа­нием и веро­оп­ре­де­ле­ни­ями Собо­ров. Эти тексты явля­ются не просто тво­ре­ни­ями выда­ю­щихся бого­сло­вов и поэтов, но частью литур­ги­че­ского опыта многих поко­ле­ний хри­стиан. Авто­ри­тет бого­слу­жеб­ных тек­стов в Пра­во­слав­ной Церкви зиждется на рецеп­ции, кото­рой эти тексты под­вер­га­лись в тече­ние многих веков, когда они чита­лись и пелись повсе­местно в пра­во­слав­ных храмах. За эти века все оши­боч­ное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недо­ра­зу­ме­нию или недо­смотру, было отсе­яно самим цер­ков­ным Пре­да­нием; оста­лось лишь чистое и без­упреч­ное бого­сло­вие, обле­чен­ное в поэ­ти­че­ские формы цер­ков­ных гимнов. Потому Цер­ковь и при­знала бого­слу­жеб­ные тексты в каче­стве «пра­вила веры», в каче­стве непо­гре­ши­мого веро­учи­тель­ного источ­ника.

Сле­ду­ю­щее по зна­че­нию место в иерар­хии авто­ри­те­тов зани­мают тво­ре­ния Отцов Церкви. Из свя­то­оте­че­ского насле­дия при­о­ри­тет­ное зна­че­ние для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина имеют про­из­ве­де­ния Отцов Древ­ней Церкви, в осо­бен­но­сти же восточ­ных Отцов, ока­зав­ших реша­ю­щее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики. Мнения запад­ных Отцов, согла­су­ю­щи­еся с уче­нием Восточ­ной Церкви, орга­ни­че­ски впле­та­ются в пра­во­слав­ное Пре­да­ние, вме­ща­ю­щее в себя как восточ­ное, так и запад­ное бого­слов­ское насле­дие. Те же мнения запад­ных авто­ров, кото­рые нахо­дятся в явном про­ти­во­ре­чии с уче­нием Восточ­ной Церкви, не явля­ются авто­ри­тет­ными для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина.

В тво­ре­ниях Отцов Церкви необ­хо­димо раз­ли­чать вре­мен­ное и вечное: с одной сто­роны, то, что сохра­няет цен­ность на века и имеет непре­лож­ное зна­че­ние для совре­мен­ного хри­сти­а­нина, а с другой, то, что явля­ется досто­я­нием исто­рии, что роди­лось и умерло внутри того кон­тек­ста, в кото­ром жил данный цер­ков­ный автор. Напри­мер, многие есте­ствен­но­на­уч­ные взгляды, содер­жа­щи­еся в «Бесе­дах на Шестод­нев» Васи­лия Вели­кого и в «Точном изло­же­нии пра­во­слав­ной веры» Иоанна Дамас­кина, явля­ются уста­рев­шими, тогда как бого­слов­ское осмыс­ле­ние твар­ного кос­моса этими авто­рами сохра­няет свою зна­чи­мость и в наше время. Другой подоб­ный пример — антро­по­ло­ги­че­ские взгляды визан­тий­ских Отцов, верив­ших, как и все в визан­тий­скую эпоху, что тело чело­века состоит из четы­рех стихий, что душа раз­де­лена на три части (разум­ную, жела­тель­ную и раз­дра­жи­тель­ную). Эти взгляды, заим­ство­ван­ные из антич­ной антро­по­ло­гии, сейчас уже уста­рели, но многое из того, что гово­рили упо­мя­ну­тые Отцы о чело­веке, о его душе и теле, о стра­стях, о спо­соб­но­стях ума и души не поте­ряло свое зна­че­ние и в наши дни.

В свя­то­оте­че­ских писа­ниях, кроме того, сле­дует отли­чать то, что гово­ри­лось их авто­рами от лица Церкви и что выра­жает обще­цер­ков­ное учение, от част­ных бого­слов­ских мнений (тео­ло­гу­ме­нов). Част­ные мнения не должны отсе­каться для созда­ния некоей упро­щен­ной «суммы бого­сло­вия», для выве­де­ния неко­его «общего зна­ме­на­теля» пра­во­слав­ного дог­ма­ти­че­ского учения. В то же время част­ное мнение, даже если его авто­ри­тет осно­вы­ва­ется на имени чело­века, при­знан­ного Цер­ко­вью в каче­стве Отца и учи­теля, поскольку оно не освя­щено собор­ной рецеп­цией цер­ков­ного разума, не может быть постав­лено на один уро­вень с мне­ни­ями, такую рецеп­цию про­шед­шими. Част­ное мнение, коль скоро оно было выра­жено Отцом Церкви и не осуж­дено соборно, входит в гра­ницы допу­сти­мого и воз­мож­ного, но не может счи­таться обще­обя­за­тель­ным для пра­во­слав­ных веру­ю­щих.

На сле­ду­ю­щем месте после свя­то­оте­че­ских писа­ний стоят сочи­не­ния так назы­ва­е­мых учи­те­лей Церкви — бого­сло­вов древ­но­сти, ока­зав­ших вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние цер­ков­ного учения, однако по тем или иным при­чи­нам не воз­ве­ден­ным Цер­ко­вью в ранг Отцов (к числу тако­вых отно­сятся, напри­мер, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и Тер­тул­лиан). Их мнения авто­ри­тетны постольку, поскольку они согла­су­ются с обще­цер­ков­ным уче­нием.

Из апо­кри­фи­че­ской лите­ра­туры авто­ри­тет­ными могут счи­таться только те памят­ники, кото­рые рецеп­ти­ро­ваны в бого­слу­же­нии или в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Те же апо­крифы, кото­рые были отверг­нуты цер­ков­ным созна­нием, ника­кого авто­ри­тета для пра­во­слав­ного веру­ю­щего не имеют.

Отдель­ного упо­ми­на­ния заслу­жи­вают сочи­не­ния на дог­ма­ти­че­ские темы, появив­ши­еся в XVI—XIX веках и иногда назы­ва­е­мые «сим­во­ли­че­скими кни­гами» Пра­во­слав­ной Церкви, напи­сан­ными либо против като­ли­че­ства, либо против про­те­стан­тизма. К числу таких доку­мен­тов отно­сятся, в част­но­сти: ответы пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского Иере­мии II люте­ран­ским бого­сло­вам (1573—1581); Испо­ве­да­ние веры мит­ро­по­лита Мака­рия Кри­то­пула (1625); Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние мит­ро­по­лита Петра Могилы (1642); Испо­ве­да­ние веры пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского Доси­фея (1672), извест­ное в России под именем «Посла­ния восточ­ных пат­ри­ар­хов»; ряд анти­ка­то­ли­че­ских и анти­про­те­стант­ских посла­ний восточ­ных Пат­ри­ар­хов XVIII — первой поло­вины XIX века; Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов папе Пию IX (1848); Ответ Кон­стан­ти­но­поль­ского Синода папе Льву IX (1895). По мнению архи­епи­скопа Васи­лия (Кри­во­ше­ина), данные сочи­не­ния, состав­лен­ные в период силь­ного ино­слав­ного вли­я­ния на пра­во­слав­ное бого­сло­вие, имеют вто­ро­сте­пен­ный авто­ри­тет.

Нако­нец, необ­хо­димо ска­зать об авто­ри­тет­но­сти про­из­ве­де­ний совре­мен­ных пра­во­слав­ных бого­сло­вов по веро­учи­тель­ным вопро­сам. К этим про­из­ве­де­ниям может быть при­ме­нен тот же кри­те­рий, что и к сочи­не­ниям древ­них учи­те­лей Церкви: они авто­ри­тетны в той мере, в какой соот­вет­ствуют цер­ков­ному Пре­да­нию и отра­жают свя­то­оте­че­ский образ мыслей. Пра­во­слав­ные авторы XX века внесли суще­ствен­ный вклад в дело истол­ко­ва­ния раз­лич­ных аспек­тов пра­во­слав­ного Пре­да­ния, раз­ви­тия пра­во­слав­ного бого­сло­вия и осво­бож­де­ния его от чуждых вли­я­ний, разъ­яс­не­ния основ пра­во­слав­ной веры перед лицом ино­слав­ных хри­стиан. Многие труды совре­мен­ных пра­во­слав­ных бого­сло­вов стали неотъ­ем­ле­мой частью пра­во­слав­ного Пре­да­ния, попол­нив собой ту сокро­вищ­ницу, в кото­рую, по словам Иринея Лион­ского, апо­столы поло­жили «все, что отно­сится к истине», и кото­рая на про­тя­же­нии веков обо­га­ща­лась все новыми и новыми про­из­ве­де­ни­ями на бого­слов­ские темы.

Таким обра­зом, пра­во­слав­ное Пре­да­ние не огра­ни­чи­ва­ется какой-либо одной эпохой, кото­рая оста­лась в про­шлом, но устрем­лено вперед к веч­но­сти и открыто любым вызо­вам вре­мени. По мнению про­то­и­е­рея Геор­гия Фло­ров­ского, «Цер­ковь сейчас обла­дает не мень­шим авто­ри­те­том, чем в про­шед­шие сто­ле­тия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые вре­мена»; потому нельзя огра­ни­чи­вать «век Отцов» каким-либо вре­ме­нем в про­шлом. А извест­ный совре­мен­ный бого­слов епи­скоп Дио­клий­ский Кал­лист (Уэр) гово­рит: «Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен не просто знать и цити­ро­вать Отцов, но глу­боко про­ник­нуться свя­то­оте­че­ским духом и усво­ить себе свя­то­оте­че­ский “образ мыслей”… Утвер­ждать, будто Святых Отцов более быть не может, − значит утвер­ждать, что Святой Дух поки­нул Цер­ковь».

Итак, «золо­той век», нача­тый Хри­стом, апо­сто­лами и древними Отцами, будет про­дол­жаться до тех пор, пока стоит на земле Цер­ковь Хри­стова и пока дей­ствует в ней Святой Дух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *