Свтк россети что это простыми словами
«Нужно быть готовым к вызовам, иначе вылетим из бизнеса»
Совет директоров компании «Россети» под руководством министра энергетики РФ Александра Новака утвердил концепцию «Цифровая трансформация – 2030», предполагающую полное преобразование энергетической инфраструктуры в течение десяти лет через переход на цифровые технологии. О том, зачем цифровизация простым потребителям, какие проекты планируется запустить и как крупнейшая энергетическая компания страны защитит себя от киберугроз, в интервью «Известиям» рассказал замгендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик.
— Компания «Россети» взяла курс на цифровизацию энергетической инфраструктуры. А зачем она потребителю? Ведь аналоговый формат стабильно обеспечивал электроэнергией граждан и предприятия десятки лет.
— Цифровизация — это как раз и есть требование самого потребителя, желающего управлять системой, понимать, как она работает, получать ту услугу, которая ему интересна, нужна и полезна. Чтобы удовлетворить все потребности, «Россети» сами должны быть готовыми к этим вызовам, иначе рискуем вылететь из бизнеса. Мы четко знаем, как развивается электроэнергетика в мире, куда движется рынок Европы и Америки. Смотрим, что делают другие компании для клиента, и адаптируем это под себя, так как вряд ли сможем привнести что-то уникальное — люди везде одинаковые. Отмечу, что российский клиент требователен. Мы знаем, что наше приложение должно быть таким же удобным, как лучшие банковские практики, оно должно как минимум позволять выбирать тарифы, перечислять деньги и подключать свою генерацию.
— На какие дополнительные преимущества или услуги помимо надежного электроснабжения от цифровизации смогут рассчитывать бытовые и промышленные потребители?
— Для потребителя частного это возможность управления электроснабжением, тарифным меню — в любой момент они могут стать просьюмерами, то есть производить и потреблять электроэнергию одновременно. Они также получат дополнительные услуги, которые делают жизнь лучше: умный дом, электромобили, IoT — интернет вещей. А у промышленных потребителей цифровизация связана с точкой входа — это качественное надежное потребление, в нужном объеме и в нужный момент. Cдругой стороны, наши услуги предприятиям связаны и с IoT: поможем сбором данных и, главное, их анализом. Мы как электроснабжающая организация глубоко погружены в процесс работы с большими данными, умеем их анализировать, поэтому вернем клиенту не просто данные, а выводы.
— Хватит ли для развития этих услуг цифровизации только электросетей? Какие еще изменения в отрасли потребуются?
— Цифровизация электросетей — это первый этап, создание базиса, включающий автоматизацию сетей, подстанций, замену оборудования на цифровое. На этой базе будем двигаться дальше и проводить цифровую трансформацию, заключающуюся в смене бизнес-процессов, культуры и подходов, переобучение сотрудников, введение новых услуг. То есть задача — изменить саму суть нашего бизнеса. Таким образом, с помощью цифровизации мы поменяем базис и начнем создавать надстройку — цифровую трансформацию.
— Согласно концепции «Цифровая трансформация – 2030» «Россети» реализуют пилотные проекты — в частности, цифровую электроподстанцию. Где будет реализован этот проект и в чем его суть?
— Это масштабный проект, один из столпов концепции трансформации. Суть цифровой электроподстанции — замена классических аналоговых элементов на цифровые. Такие подстанции уже существуют. Например, подстанция «Медведевская» в «Сколково», подстанция им. М.П. Сморгунова под Красноярском. Сейчас разрабатываем финальный вариант программы цифровой трансформации, в котором определены базовые подстанции, которые будут либо реформированы, либо построены новые по девяти типовым проектам.
— Цифровизация затронет городские диспетчерские центры. Как «Россети» планируют перестраивать эти объекты? В каких регионах запущены пилотные проекты?
— Компания обкатывает проект «Цифровой электромонтер». Каким оборудованием оснащены сотрудники и как повышается производительность их труда?
— Электромонтеров оснащают специальным мобильным оборудованием — планшетами, через которые они дистанционно получают плановые задания, допуск к работам, а затем в режиме реального времени отчитываются о выполнении. Это сокращает количество заполняемых бумаг. Кроме того, у них есть смарт-часы с датчиками контроля перемещения, по ним определяется точное местоположение бригад на электронной карте и скорость, с которой выполняется работа. В итоге производительность увеличивается примерно на 20%. А в будущем безопасность сотрудников обеспечат каски с технологией дополненной реальности. Их интерфейс будет предоставлять информацию о нарушениях, и при выполнении работ электромонтер поймет, где существует опасность, куда можно заходить, куда нельзя. Проект «Цифровой электромонтер» обкатывается в «Россети Северо-Запад» и «Россети Московский регион». Со следующего года он стартует в «Россети Урал».
— Первые цифровые энергообъекты лишь появляются, а вы за десять с небольшим лет планируете оцифровать все ваши производственные активы. Как собираетесь успеть?
— Все наши 15 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и Федеральная сетевая компания, образующие «Россети», — уникальные комплексы, где работают исключительные профессионалы. До конца текущего года утвердим программу цифровой трансформации для каждой компании, и таким образом это будет 16 параллельных процессов, поэтому за 10 лет успеем.
— Готовы ли российские производители в полном объеме поставлять необходимое для цифровизации электросетевой инфраструктуры оборудование, включая микроэлектронику и программное обеспечение?
— В полном объеме, конечно, не готовы, да сейчас это и невозможно. Однако у нас есть великолепное оборудование. Например, реклоузеры компании «Таврида» — интеллектуальные коммутационные аппараты, объединяющие в одном устройстве силовой вакуумный выключатель с системой измерения токов и напряжения и микропроцессорный шкаф управления с функциями защит и автоматики. Малоизвестный факт — переоборудованием городской сети одной западноевропейской столицы занимается «Таврида», оснащает своими реклоузерами.
Сейчас почти вся система телемеханики отечественная. Релейную систему защиты (РЗА) производит много компаний, например ProSoftSystems, проектный центр ЭКРА. В России есть Объединенная приборостроительная корпорация, которая умеет всё: создавать оборудование, механизмы, им просто нужно дать четкое целеполагание. Не стоит забывать, что и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса разработаны и создаются модульные счетчики электроэнергии, умные выключатели, оптические трансформаторы. А программное обеспечение у нас вообще идеальное, есть свои программы управления технологическими процессами, есть мирового аналога программы защиты.
— Как в век ежечасно растущих киберугроз и геополитической нестабильности «Россети» планируют исключить внешнее негативное воздействие на управляемую в цифровом формате инфраструктуру?
— Кибербезопасность — один из элементов цифровой трансформации. В «Россетях» создан центр обеспечения борьбы с киберугрозами, где работают одни из лучших профессионалов рынка. Их задача — защитить критическую инфраструктуру, опередить противника. Вначале всё оборудование тестируется на наличие вредоносного программного обеспечения. Если обнаруживаем — устраняем и работаем на опережение: устанавливаем фильтры и контролируем входящую информацию, чтобы никто не мог внести изменения, установить вредоносное ПО.
Положение о системе внутреннего технического контроля в ПАО «МРСК Центра» в новой редакции
1 Приложение 14 к решению Совета директоров ПАО «МРСК Центра» Протокол от г. 27/15 Положение о системе внутреннего технического контроля в ПАО «МРСК Центра» в новой редакции Москва
5 Термины Определения Высокая квалификация знание работником требований работника производственного процесса и технологии выполнения работ на энергообъектах, выраженное в наличии разряда, категории выше среднего для отдельно взятого подразделения или руководящей должности, квалификационной группы по электробезопасности не ниже 4* (*кроме специалистов по экологии, СМиТ) Ответственное лицо за производственный контроль подразделения бизнес процесса/ бизнес сервиса (ОПК БП/БС) Бизнес- процессы (бизнессервис) области распространения СВТК лицо, целью деятельности которого помимо установленного производственного функционала, является контроль хода бизнес-процесса (бизнессервиса) в объеме осуществляемых проверок (тематических, целевых) основные бизнес-процессы Общества, которые реализуют задачи направленные на достижение следующих целей: осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса; обеспечение устойчивого развития распределительного электросетевого комплекса; обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии). Целевая подсистема управления «Основные бизнес-процессы»: БП 10.1 «Техническое обслуживание, ремонт и замена»; БП 10.2 «Диагностика»; БП 10.3 «Оперативно-технологическое управление»; БП 10.5 «Метрологическое обеспечение»; БП 11 «Управление перспективным и техническим развитием»; БП 18 «Управление производственной безопасностью». Целевая подсистема управления «Клиенты»: БП 7 «Реализация услуг по передаче электрической энергии». Целевая подсистема управления «Системы управления»: БП 12 «Управление информационными ресурсами и технологиями». Бизнес-сервисы: БС 5 «Управление логистикой и МТО». 5
7 Термины Определения Структурные подразделения структурные подразделения исполнительного Общества аппарата и филиалов Общества, непосредственно участвующие в процессе обеспечения надежного функционирования, эффективной эксплуатации (техническое обслуживание, ремонты, оперативно-технологическое управление) электрических сетей, а также внедрения новых видов техники и технологии (далее производственные структурные подразделения). Технический надзор комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности Общества Линейные руководители непосредственные руководители производственного персонала (мастера, инженеры, оперативные руководители и т.д.) 3. Задачи СВТК Основной целью СВТК является своевременно выявлять и эффективно реагировать на производственные риски, путем контроля и анализа хода бизнес процессов Общества, в т.ч путем: Контроля соблюдения законодательных и нормативных требований в процессе производственной деятельности персонала филиалов Общества; Контроля состояния и уровня эксплуатации оборудования электрических сетей и действий персонала в процессе производства работ для обеспечения надежной, безопасной и эффективной работы электрических сетей и персонала; Контроля соблюдения законодательных и нормативных требований промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда Задачами функционирования всех уровней внутреннего технического контроля, являются: повышение эффективности, надежности и безопасности работы оборудования и персонала электрических сетей, обеспечение нормируемых 7
9 Общества, который подразделяется на: производственный контроль; самоконтроль; взаимоконтроль. Структура внутреннего технического контроля представлена на рисунке 1 Рис. 1 Структура внутреннего технического контроля В рамках производственного контроля проводятся следующие проверки производственной деятельности: тематическая; целевая; комплексная; внеплановая Технический надзор осуществляется в соответствии с ОРД ПАО «Россети». Задачей технического надзора в том числе является подготовка предложений, направленных на повышение уровня эксплуатации и надежности работы оборудования, безопасности производства и персонала на всех уровнях производственной деятельности филиалов Общества на основании анализа результатов надзорной деятельности. 4. Проверки временных рабочих мест Кроме вышеперечисленных в п.3.2. проверок, руководителями и специалистами филиалов и их структурных подразделений проводятся периодические проверки временных рабочих мест, выполняемые по 9
11 разработку и представление генеральному директору Общества (руководителю филиала Общества) проектов ОРД по результатам анализа контрольной деятельности с мероприятиями и управленческими решениями, а также контролем полного и своевременного их выполнения Контроль качества расследования и учет технологических нарушений, пожаров и случаев производственного травматизма. Департамент производственной безопасности и производственного контроля в части организации эффективного внутреннего технического контроля обеспечивает: организацию и контроль функционирования уровней внутреннего технического контроля в субъектах СВТК Общества; применение эффективной методологии внутреннего технического контроля в структурных подразделениях Общества; разработку и контроль реализации мероприятий по результатам анализа деятельности СВТК Общества, направленных на повышение эффективности внутреннего технического контроля и деятельности субъектов СВТК Общества; организацию формирования и использования информационного поля субъектов СВТК Общества; контроль, анализ и оценку эффективности деятельности уровней СВТК субъектов СВТК Общества с разработкой мероприятий, направленных на ее повышение; координации механизма функционального взаимодействия между уровнями СВТК Общества; периодическую подготовку и представление первому заместителю Генерального директора- главному инженеру Общества отчетов, по результатам деятельности СВТК всех уровней, о состоянии оборудования ПС и ВЛ, аварийности, охраны труда, промышленной, пожарной, и экологической безопасности объектов электросетевого хозяйства; мониторинг качества актов расследования технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев на электросетевых объектах, контроль за разработкой и проведением превентивных мероприятий по их предупреждению; анализ выданных актов-предписаний инспекторским персоналом РУТН Центра по итогам текущего технического надзора с оценкой эффективности производственного контроля в Обществе. Разработка корректирующих мероприятий Структурные подразделения Управлений ПБиПК филиалов Общества в рамках реализации задач внутреннего технического контроля помимо вышеперечисленного обеспечивают: методическое обеспечение уровней СВТК (производственного контроля, производственного самоконтроля и взаимоконтроля); анализ и оценку эффективности деятельности уровней СВТК (производственного контроля, производственного самоконтроля и 11
12 взаимоконтроля) с разработкой и реализацией мероприятий, направленных на ее повышение; организацию расследования и учета технологических нарушений, пожаров и случаев травматизма в зоне ответственности и контроль выполнения мероприятий актов расследования; разработку и представление техническим руководителям филиалов проектов ОРД по результатам регулярного контроля и расследования технологических нарушений, пожаров и несчастных случаев с мероприятиями и управленческими решениями, а также контроль полного и своевременного их выполнения; наполнение и использование «Информационного поля» СВТК Функции РУТН Центра в части технического надзора на объектах Общества определяются ОРД ПАО «Россети» Производственный контроль осуществляется непосредственными руководителями производственных структурных подразделений Общества, филиалов Общества, в соответствии с распределением функций и обеспечивает: организацию регулярного контроля за соблюдением установленных требований технической эксплуатации электрических сетей, охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности; контроль соответствия содержания, эксплуатации и технического состояния энергоустановок и эксплуатационной документации требованиям НТД и ОРД; контроль выполнения предусмотренных законодательством РФ и ОРД Общества требований по организации работы с персоналом; проведение регулярных проверок работающих бригад; выявление и оценку производственных рисков с разработкой и реализацией организационных и технических мероприятий по их устранению или снижению до приемлемого уровня; оценку эффективности производственного самоконтроля, взаимоконтроля с разработкой мероприятий по ее повышению; контроль соблюдения технологий выполняемых работ; контроль объемов ремонтов, испытаний и обследований, своевременностью их выполнения; контроль готовности к работе энергообъектов в особые периоды (ОЗП, паводок, пожароопасный, грозовой периоды); контроль за новым строительством и реконструкцией; наполнение и использование информационного поля СВТК. 6. Цели и задачи производственного контроля Производственный контроль осуществляется линейными (текущий) или функциональными (текущий и периодический) руководителями в рамках их должностных обязанностей и компетенций (направлений производственной деятельности). 12
14 обязательное текущее непрерывное обучение и периодическое повышение квалификации работников (рабочих, специалистов и руководителей всех уровней), в рамках их должностных (трудовых) обязанностей с итоговой и периодической проверкой знаний (аттестацией), а также обучение руководителей навыкам производственного контроля; проведение работниками, осуществляющими производственный контроль, текущей оценки его эффективности для оперативной корректировки своей контрольной деятельности или подготовки предложений для вышестоящих уровней СВТК в части совершенствования производственного контроля; организация периодического контроля осуществления ПК со стороны ДПБиПК Общества, УПБиПК филиалов Общества, с обязательной фиксацией получаемых результатов и оценкой эффективности производственного контроля, с последующей соответствующей мотивацией работников, осуществляющих производственный контроль, многолетний персонифицированный учет результатов и оценок ПК; обеспечение сбора (включая анонимный) и анализа замечаний и предложений работников по выявлению проблем, рисков и негативных тенденций с разработкой и реализацией мероприятий по повышению эффективности производственного контроля на всех уровнях управления; разработка и доведение до каждого руководителя критериев оценки эффективности производственного контроля с применением постоянно действующей справедливой и понятной системы мотивации производственной деятельности Методика практической организации производственного контроля Общества определяется локальным внутренним документом Общества, утверждаемым приказом генерального директора Общества в соответствии с действующей организационной структурой Производственный самоконтроль и взаимоконтроль обеспечивает: добросовестное выполнение каждым работником Общества трудовых обязанностей и контроль действий других работников при выполнении ими своих производственных функций, определенных должностными и производственными инструкциями, инструкциями по охране труда, заданиями непосредственных и вышестоящих руководителей; соблюдение локальных нормативных требований по технологии выполнения работ; соблюдение требований по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности при производстве работ; соблюдение установленных требований по ведению технической документации на своем рабочем месте; содержание своего рабочего места в соответствии с требованиями норм по охране труда; выполнение ответственными лицами (допускающими, 14
15 ответственными руководителями работ, производителями работ, членами бригады, контролирующими переключения и т.д.) требований правил в пределах закреплённой зоны ответственности В своей деятельности субъекты СВТК Общества руководствуются законодательством Российской Федерации и действующими НТД и ОРД Общества. Кроме этого, деятельность каждого из уровней СВТК регламентируется соответствующими ОРД, определяющими их цели, задачи, функции, порядок взаимодействия и информационного обмена, права и ответственность: положениями о производственных структурных подразделениях Общества; основными принципами производственного контроля; основными принципами производственного самоконтроля и взаимоконтроля; информационным обменом между различными уровнями системы внутреннего технического контроля субъектов СВТК Общества. 7. Ответственность Работники, организующие и осуществляющие внутренний технический контроль несут ответственность: 7.1. Первый заместитель Генерального директора- главный инженер Общества, филиала Общества: за эффективное руководство деятельностью СВТК; за оценку работоспособности и эффективности СВТК Общества/ филиала Общества, внедрение мероприятий по снижению рисков и совершенствованию производственной деятельности, учет результатов анализа производственной деятельности при формировании производственных программ Руководитель производственной безопасности и производственного контроля Общества, УПБиПК филиала Общества: за организацию и контроль эффективности функционирование СВТК; за качественный анализ результатов деятельности СВТК, разработку предложений по снижению рисков и совершенствованию производственной деятельности Руководители и специалисты технического блока ИА и филиалов Общества, осуществляющие текущий и периодический производственный контроль, несут ответственность за: выполнение графиков проверок в рамках СВТК; проведение эффективных проверок производственной деятельности структурных подразделений, бригад, групп и отдельных работников; отсутствие не выявленных при текущем и периодическом контроле отклонений от установленных требований, в дальнейшем приведших к негативным последствиям, а также зафиксированных верхними уровнями СВТК; 15
16 несвоевременное принятие мер по устранению отклонений от установленных требований, негативных тенденций и производственных рисков; неэффективное методическое и функциональное руководство деятельностью самоконтроля подчиненного персонала; несвоевременное или некачественное наполнение и неэффективное использование информационного поля СВТК. 16
Россети и цифровизация – подробный разбор
Миллиарды капитальных затрат, которые планируют потратить Россети – это не шутки. Попробуем разобраться, что это такое вообще, какой эффект может дать холдингу и дочерним компаниям. Некоторые ошибочно сводят цифровизацию к повсеместной установке «умных» счётчиков, но тема намного обширнее.
(на всякий случай отрекомендуюсь: тема энергетики мне близка, поскольку по долгу службы посетил не один десяток подстанций, в основном подстанции ФСК ЕЭС, описываемое оборудование (АСУТП, РЗА, счётчики и т.п.) своими глазами видел и понимаю, как эти системы работают)
По этой теме высказался Электромонтёр https://smart-lab.ru/blog/473188.php. Написано эмоционально, но я не полностью согласен со сделанными им выводами и кроме того вижу технические неточности. Не хочу критиковать и влезать в полемику, просто представлю своё видение, и если оно приведёт к конструктивному обсуждению – замечательно. Тема на самом деле непростая – не столько технически, сколько в плане перевода этих инвестиций на язык денег. Нас, инвесторов, всё-таки не железки интересуют, а денежная отдача от всех этих мероприятий.
Первая картинка из презентации Россетей, буду обращаться к ней всё время. Взята тут http://electricalnet.ru/blog/glava-rossetei-pavel-livinskii-pro-tsifrovizatsiu
Как видим, тут много всего разного. Внедряться будет в три этапа:
На первом этапе в основном затраты на приборы учёта, телемеханизацию и связь. Управляемые элементы сети и цифровые вторичные системы на последние этапы.
Буду рассматривать компоненты инвестпрограммы по порядку перечисления на второй картинке.
Первое направление цифровизации – это система учёта (на первой картинке — зеленые 1 и 4).
«Умные» счётчики, передающие данные о потреблении на сервер, с возможностью удалённого отключения потребителей.
«Новый прибор учета – это фактически небольшой компьютер, который не просто считает киловатт-часы, но и имеет ряд дополнительных функций. … приборы «умного учета» могут предотвратить пожар, связанный с коротким замыканием в проводке. Система находит так называемые «токи утечки» и отключает электричество, когда они появляются. Новые счетчики также защитят приборы от перепадов напряжения в сети. Прибор следит за показателями качества электроэнергии, и если они выходят за пределы нормы, то он автоматически отключит дом, а после восстановления нормального режима опять включит.
Показания со счетчика снимаются дистанционно: системы «умного учета» представляют собой комплекс современных цифровых устройств, объединенных в единую сеть. Информация от потребительских приборов передается на главный сервер в районе электрических сетей, где оператор снимает показания со счетчиков и передает эти данные в энергосбытовые компании. Таким образом, потребители избавляются от визитов инспекторов и контролеров, а счета на оплату электроэнергии приходят по почте.»
При этом вряд ли будет рост операционных расходов. Часто вы обслуживаете и ремонтируете электросчётчики в своих квартирах? Нет. Так и здесь. Счётчик считает пробегающие электроны, GSM-модем передаёт данные на сервер. Никаких хитростей нет, заменить сломанный счётчик может любой штатный электрик. Один сервер на энергосистему или возможно на весь МРСК и один-два специалиста по системам учёта.
В общем, думаю, что это полезное и даже необходимое направление для инвестиций, которое точно окупается. Тем более что оно может производиться без вложений со стороны Россетей вообще, через так называемые энергосервисные контракты – когда установка счётчиков идёт за счёт внешнего инвестора, который потом получает долю экономии. (http://www.rosseti.ru/press/news/?ELEMENT_ID=27844)
Ливинский об этом говорит так:
«Реальный пример — переход на цифровые технологии в Мамоновском и Багратионовском районах Калининградской области, где мы как раз и реализовали пилотный проект.
Сети в этих районах были ненаблюдаемыми, со значительным количеством незаконных подключений, что приводило к ежедневным отключениям. А сейчас местные жители забыли про это, потому что мы видим всю сеть. Уже на первом этапе мы снизили потери с 23% до 13%, а по окончании реализации всех запланированных мер выйдем на 6-7%. Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%, почти на 20% снизили свои операционные затраты. Все получаемые результаты свидетельствуют о том, что данный опыт необходимо тиражировать и на других территориях.»
В общем, инвестиции в систему учёта – это понятное и хорошее вложение. Если бы цифровизация состояла только из этого — было бы отлично.
Второй компонент. Телемеханизация (на первой картинке это зелёные 7,8 плюс красная 1). 253 млрд.
Телемеханика — это система сбора информации об оборудовании подстанции и удалённого управления. Чтобы при необходимости отключить какой-нибудь выключатель это мог сделать диспетчер, а не приходилось посылать дежурную бригаду. Из документа «Положение ОАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе»:
«Уровень автоматизации сетей 35-110 (220) кВ и особенно 6-20 кВ значительно отстает от аналогичного показателя в развитых странах. Только 38% от общего количества центров питания оснащены телесигнализацией и менее 16% имеют телеуправление». То есть только 16% подстанций может рулить диспетчер, уютно сидя за компьютером, а на остальные 84% подстанций едут в любое время дня и ночи коллеги Электромонтёра, зачастую за десятки километров.
Есть смысл в инвестициях сюда? Думаю, есть. Экономия времени дежурных бригад и затрат на технику, плюс если диспетчер видит состояние оборудования, может устроить предупредительный ремонт вместо аварийного, дешевле отремонтировать трансформатор, а не менять сгоревший (хорошо, если сгорит один, а не со всей подстанцией).
Счётчик может обойтись GSM-модемом, он передаёт «в центр» немного информации. Для управления подстанциями, особенно большого напряжения, на которых стоит много оборудования и работают десятки разнообразных датчиков и выключателей и передаётся много информации, нужны более серьёзные каналы связи. Технической политикой Россетей определено, что основа сети связи – это ВОЛС, оптоволокно. Надёжный канал с отличной пропускной способностью, который позволит удалённо управлять подстанцией, организовать видеонаблюдение и т.п. Без этого компонента не заработают остальные (кроме системы учёта). Дополнительный мегаплюс ВОЛС – что мощности линии можно сдавать в аренду, и это в перспективе дополнительный заработок для МРСК, а ФСК уже зарабатывает, пока 0,5 млрд за 2017, но это только начало: http://www.fsk-ees.ru/press_center/company_news/?ELEMENT_ID=227680 Необходимость этих инвестиций тоже не вызывает сомнений.
Четвёртое направление. Кибербезопасность. Это обратная сторона медали – чем современнее оборудование и система управления подстанции, тем выше риск взлома. 159 млрд – получите-распишитесь L Почему такие огромные затраты и как это будет окупаться, неясно. Скорее всего, это мегабабло будет осваивать Лаборатория Касперского и дружественные ИТ-компании: https://www.ruscable.ru/news/2017/03/23/Zaschitu_Laboratorii_Kasperskogo_dlya_energetiches/
Пятое направление. Управляемые элементы сети. Скорее всего, это реклоузеры (синяя 1 на первой картинке). Реклоузеры – специальные штуки, позволяющие отключать только один участок высоковольтной линии и оставлять в работе остальные (http://tmtrade.ru/index.php/chto-takoe-reklouzer). Т.е. если птица сядет неудачно на провода и замкнёт две фазы, то отключится вся ЛЭП со всеми подключенными к ней потребителями. А реклоузеры позволят отключить только один «повреждённый» кусок ЛЭП, да ещё и включить его автоматически, когда останки несчастного существа упадут с проводов.
Теоретически это позволит увеличить продолжительность работы линии и выручку МРСК, но каких суммах может идти речь? Ливинский оперирует показателем SAIDI – это время отключения потребителя за год в часах. Цитата о результатах пробного проекта цифровизации: «Мы повысили показатели SAIDI и SAIFI на 60%» (он немного оговорился, эти показатели надо снижать, а не повышать). В годовом отчёте за 2016 средняя длительность отключения – 2,8 часа. Если этот показатель снизится на 60% до 1 часа в год (!), насколько повысится выручка сетевых компаний? А вложения здесь внушительные – 186 млрд. Надёжность сети, конечно, повысится, но никакой окупаемости я тут не вижу.
Шестое. Системы управления (красные 2-3 на первой картинке). Нужны для оптимизации потерь и управления сетями при авариях. Внятной информации о перспективах и окупаемости этих систем не нашёл.
Седьмое. Цифровые вторичные системы подстанций (синие 2-4 на первой картинке). Вот это самое большое и затратное направление. Пусть не смущают запланированные 188 млрд, здесь можно спокойно освоить не один триллион. На эту тему есть документы «Программа инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. с перспективой до 2025 г.» и аналогичная «Программа инновационного развития ПАО «ФСК ЕЭС» на 2016-2020 годы с перспективой до 2025 года», а в них раздел «Цифровая подстанция».
Вкратце, в чём суть. На каждой подстанции есть первичное оборудование (трансформаторы, выключатели и т.п.) и куча вторичных систем, которые управляют первичным (АСУТП, РЗА, ПА, и ещё много страшных слов). Все эти вторичные системы обычно представляют сборную солянку из разнородного оборудования разных производителей и лет выпуска, работающих на разных протоколах. Плюс от каждой системы до оборудования свои провода, в итоге на одной подстанции десятки километров кабелей. А обслуживающий персонал должен знать всё это оборудование, уметь обслуживать и ремонтировать, копаясь в куче медных проводов. Вместо этого предлагается всю вторичку объединить на одном протоколе МЭК 61850. Это реальная тема, современная инновация, продвигается сейчас по всему миру. ФСК предполагает следующую отдачу:
Допустим.
В перспективе все подстанции Россетей теоретически ждёт модернизация оборудования под этот протокол. Ещё раз хочу отметить, что запланированные на это направление 188 млрд – это крохи. Допустим, что до 2025 года на цифровую подстанцию потратят 100 млрд. За эти деньги будет вот что:
Внедрение элементов цифровой подстанции – на 68 подстанций. Полностью цифровые подстанции – целых 4! Четыре.
Напомню, подстанций напряжением 35 кВ – 7000, 110-330 – 7000, 220 кВ – 600, 500кВ и выше – 123. Итого порядка 15000 подстанций, подпадающих под проект «Цифровая подстанция». 100 млрд потратят, а что получат? «Цифровая подстанция» — это реально бездонная бочка для капитальных затрат.
Резюмирую. Россети анонсировали (и приступили к выполнению) масштабной инвестпрограммы, которая на деле состоит из нескольких не всегда связанных направлений. Где-то окупаемость очевидна, где-то нет, где-то инвестиции точно не окупятся.
Ещё раз про общие цифры.
Общие инвестиции в цифровизацию — 1,3 млрд. руб. Программа даст эффект 13% по IRR, а NPV (дисконт 11%) будет положительным — 70 млрд. руб. Срок окупаемости — 14 лет, CAPEX и OPEX к 2030 году должны снизиться на 30% (http://www.bigpowernews.ru/news/document81559.phtml)
Ну как так. NPV – 70 млрд при инвестициях в 1300 млрд. Вы вложите миллион триста тысяч в проект на 7 лет, чтобы получить по итогу всего 70 тысяч.
В дальнейшем я разберу влияние этой кампании на инвестпрограммы ФСК ЕЭС и нескольких распределительных компаний. Вкратце. В ФСК уже проведена огромная работа по установке счётчиков и прокладке ВОЛС, плюс с телемеханизацией всё в порядке, поэтому эти инвестиции в размере 600+ млрд лягут на плечи МРСК. Управляемые элементы сети скорее всего туда же. Кибербезопасность и системы управления – пока непонятно. Цифровая подстанция – до 2025 года в ФСК 72 млрд, остальное по МРСК. А после 2025 и ФСК, и МРСК смогут осваивать по теме цифровых подстанций любые мыслимые суммы.