Стратсессия что это такое простыми словами

Зачем бизнесу стратегические сессии и как их проводить

У владельцев бизнеса должно быть четкое понимание, куда и зачем идти. Стратегические сессии помогают определить вектор движения в долгосрочной и среднесрочной перспективе. По моему опыту, после сессий участники начинают думать вне шаблонов и часто принимают решения за рамками привычных действий.

Я вывела формулу идеального для меня сценария стратегической сессии, которой хочу поделиться. Вы сможете трансформировать ее под свои задачи.

Стратсессия что это такое простыми словами

Я люблю цитату: «Когда корабль не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — на мой взгляд, она максимально точно отражает важность стратегической сессии и для среднего бизнеса, и для крупных игроков рынка.

Чаще всего стратегические сессии решают следующие задачи:

Стратсессия — ежегодное собрание топ-менеджеров. Сейчас обычно проводят две-три встречи в год, поскольку может быть много повесток по разным направлениям.

Что нужно для подготовки

К стратегической сессии нужно готовиться заранее. Изучить рынок и внутренние документы, обсудить ожидания и цели будущей стратсессии, чтобы понять, какой список участников нам потребуется.

Это не всегда только руководители компании и топ-менеджмент. Для работы над видением в крупном бизнесе мы приглашаем акционеров. А вот для обсуждения миссии и ценностей часто собирают еще и ключевых сотрудников и менеджеров среднего звена. Ведь они будут транслировать эти ценности: на внешний рынок и внутри компании — подчиненным.

Стратсессия что это такое простыми словами

Следующий шаг — продумать сценарий сессии и инструменты работы, чтобы вовлечь всех участников и получить максимальный результат от стратегической сессии.

Кроме того, надо подумать, как структурировать полученные во время сессии результаты. Это может быть, к примеру, Google-документ или презентация.

Место проведения стратсессии должно быть вырвано из контекста рабочей обстановки — это позволит посмотреть за рамки привычных методов работы.

Сейчас многие компании готовы проводить стратегические сессии онлайн. Это требует дополнительной подготовки и инструментария. Онлайн-формат хорош для малых и средних бизнесов, потому что он дешевле. Следует позаботиться о качестве связи и о том, чтобы всем участникам встречи было комфортно.

Запланировать нужно и постсессионные мероприятия, которые помогут понять, двигаетесь ли вы в выбранном направлении.

Мой опыт работы на стратсессиях

Мы — индустриальная компания с выделенным сбытовым подразделением. Успешно реализовали стратегию интегрированного роста, добавили в портфель новое производственное предприятие.

Основная цель на данный момент — удержать долю домашнего рынка. Мы ее не отдаем, а сохраняем позиции. Глобальная задача: приросты в объемах реализации. У нас есть свободная производственная мощность.

Задача на стратсессию может быть такой — сформулировать стратегическую цель и разработать направления для формирования стратегии развития.

На старте я рассказываю свое видение рынка, даю независимый взгляд — что мне удалось найти в открытых источниках. Дальше я спрашиваю, к чему мы хотим прийти через энное количество лет.

Стратсессия что это такое простыми словами

Обязательные пункты в сценарии:

По итогам стратсессии, которую мы проводили, можем прийти к выводу, что технологическую цепочку не будем менять. Считаем, что если и дорабатывать продукт, то в рамках существующего производства.

Как модератору вывести на дискуссию команду? Что конкретно сделать?

Если кратко — через презентации, работу над болевыми точками. У меня есть список вопросов, которые я задаю, когда мы описываем текущее состояние.

Общие — что хорошо, что плохо?

Совет: до стратсессии попросите сотрудников зафиксировать на стикерах или в анонимной Google-форме по пять плюсов и по пять минусов компании. Задача на этом этапе — разговорить людей.

Стратсессия что это такое простыми словами

Дальше переходим к пяти главным направлениям — клиенты, продукты, сотрудники, менеджмент, процессы.

В каждом из этих направлений задаем не больше 10 вопросов. Например, по блоку «Клиенты» можно спросить, что прирастает: количество клиентов, средний чек, оборот или прибыль? В блоке «Продукты»: на какой стадии жизненного цикла находятся продукты?

Выбираем вопросы для обсуждения в зависимости от цели стратсессии и задач.

Категоризируем находки, которые мы получили с помощью вопросов, по трем группам:

— количественные показатели;
— качественные показатели;
— организационные показатели.

Инструментарий, который мы будем использовать, зависит от того, с кем работаем. Если это креативные люди (сотрудники рекламных агентств, например), можем обойтись стикерами, ножницами и карандашами. Если крупная корпорация, стоит присмотреться к традиционным форматам, но постараться вывести из шаблонного мышления, за грани привычной парадигмы.

Пять возможных ошибок при проведении стратсессии

«Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их», — считал философ Джордж Сантаяна, и я с ним полностью согласна.

1. Не готовиться. Есть стереотип: «Я профессионал, я разберусь на месте». Так не работает. Да, вы, возможно, проведете стратсессию, но результаты будут не столь эффективны, насколько могли бы. Всегда прописывайте сценарий и альтернативные варианты развития событий.

2. Уходить в обтекаемые дискуссии. Начинать обсуждение с самого сложного: с миссии компании, видения. Задача модератора — разогреть команду, подвести к сложному вопросу. Начинайте с простого вопроса, который легко решить, а уже где-то к середине встречи переходите к моментам, которые требуют долгих обсуждений.

Стратсессия что это такое простыми словами

3. Слабая цель. Ставьте амбициозные цели и не путайте их с задачами. Пример — сформулируйте цель так: «Войти в топ-3 лидеров рынка», задача при этом — заработать 1 000 000 долларов.

4. Нет ожиданий от стратсессии. Ключевая ошибка — когда не знаешь, чего от тебя ожидают, трудно привести к нужному результату. На входе интервьюируйте основных участников, чего они ожидают от проводимой стратсессии.

5. Не даем высказаться всем. Если мы вовлекаем в дискуссии только топов, то можем получить очень односторонние и однобокие выводы по заданной теме стратсессии и не те результаты, которых ожидали. Спрашивайте всех, кто стоит ниже по иерархии.

И еще одна ошибка, которая касается модераторов, — нельзя отдавать свою роль никому другому. Наша энергия должна уходить ровным счетом на то, чтобы провести сессию от начала до конца и прийти к результату, который мы и собственник бизнеса ожидаем.

Важно:

→ Стратегическая сессия — работающий инструмент для любого бизнеса
Начните с мини-стратсессии по какой-то простой задаче. Посмотрите, как проходит командная работа. Выведите для себя и своей команды алгоритмы, как это работает и к каким результатам вы пришли.

Стратсессия что это такое простыми словами

→ Подбирайте команду стратсессии под задачу
Команда может быть не статичной, если сессия разбивается на несколько встреч. Такие гиганты, как Coca-Cola или Mars, на неделю вывозят сотрудников в другие страны и проводят ряд сессий в зависимости от того, какой на сегодня фокус.

→ Привлекайте внешних модераторов, особенно на первых сессиях
Все зависит от компании: в некоторых горизонтальных компаниях, где все в иерархии распределены, стратсессию может проводить кто-то из топов. Если вы считаете, что вам нужен внешний модератор, — это тоже решение.

→ Введите стратсессии как обязательный инструмент
Я знаю компании, которые на первые сессии приглашают модератора. А дальше настолько вовлекаются в эту историю, что назначают ответственного у себя, отправляют на курсы модерации-фасилитации и обходятся своими силами.

Заключение

Крайне рекомендую пользоваться этим инструментом и провести первую стратсессию. При грамотной постановке целей, правильном подборе людей и верно выбранном инструментарии вы сможете выйти за рамки ваших шаблонов, структурируете направления своей деятельности и вовлечете людей для внедрения изменений.

Источник

Стратегическая сессия — инструкция по применению

Стратсессия что это такое простыми словами

Прежде всего, предлагаю договориться, что мы называем стратегической сессией и определить, для чего она проводится.

Стратегическая сессия — это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически-значимых решений организации, с участием ключевых руководителей компании.

Цели стратегических сессий:

Ниже представлены примеры целей некоторых уже проведенных конкретных стратегических сессий (словами заказчика с небольшой редакцией автора статьи).

1. «Сделать так, чтобы руководители региональных представительств (150 человек) признали, что качество работы с клиентами у них неудовлетворительное, и что ответственность за это лежит на них самих, а не на управляющей компании. После стратсессии участники должны выйти с конкретными идеями и планами, как повышать качество сервиса у себя в представительствах, должны искренне хотеть эти планы реализовать».

2. «Найти возможности сокращения бюджета на 10% на предстоящий год и сформировать оптимизированный план развития компании».

3. «Разработать стратегию и план запуска нового направления бизнеса N, обеспечить единое видение нового бизнеса среди всех членов команды».

4. «Выявить все дублирующие друг друга (прямо и косвенно) проекты, запущенные в компании, обеспечить интеграцию проектов между собой и с целями компании, сформировать единую программу проектов».

Результатами стратсессий обычно являются:

Стратегической сессией, как правило, управляет модератор, используя, соответственно, методы модерации и фасилитации. От профессионализма этого человека зависит то, насколько успешна будет работа всей группы. Так как в стратегических сессиях обычно принимают участие руководители и эксперты, время которых стоит довольно дорого, целесообразно привлекать для роли модератора-фасилитатора профессионала. В противном случае, стратсессия может превратиться в «Съезд народных депутатов», многоголосье, «переливание из пустого в порожнее», не ведущее к единому видению и решению задачи.

Модерация отличается от фасилитации тем, что в ней имеется конкретный четкий алгоритм работы группы. А фасилитация — это скорее набор различных методов групповой работы, скомпонованных по усмотрению ведущего, какого-либо жесткого универсального сценария нет.

Почему важен именно профессиональный модератор, фасилитатор (ведь можно назначить кого-то из своих руководителей или экспертов для координации работы группы)? Приведу основные аргументы:

Вот пример фразы руководителя компании, для которой я проводила стратегическую сессию: «Почему мы сами не можем, работая вместе (на совещаниях, например), достигнуть таких же результатов?! Люди те же, времени столько же, изначальные проблемы и задачи аналогичные, а результат совместной работы совсем другой».

Чтобы оценить значимость привлечения профессионала, предлагаю посмотреть на примеры целей, приведенные в этой статье выше. Если Вы чувствуете уверенность, что могли бы обеспечить результат по этим целям, например в течение 1 рабочего дня, возможно, экспертный ведущий Вам, правда, не нужен. Но, как правило, чтобы уложиться в ограниченное время и обеспечить результат с требуемым качеством, без соответствующего эксперта не обойтись.

Важные факторы, влияющие на успех стратегической сессии:

Примерные этапы проведения стратегической сессии:

1. Подготовка (создание рабочей атмосферы).

3. Анализ текущей ситуации.

5. Определение альтернатив.

6. Оценка и выбор альтернативной стратегии.

7. Проработка принятого решения в деталях.

8. Определение критериев эффективности реализации выбранной стратегии

9. Каскадирование целей и задач, формирование плана действий.

Наиболее распространенные сложности при проведении стратегических сессий:

Все эти сложности профессиональный модератор преодолеет мастерски. Ваши ключевые задачи, как клиента-заказчика, сводятся к тому, чтобы поставить цель для стратегической сессии и собрать людей в назначенное время.

Выбрать модератора или фасилитатора не сложно — смотрите на опыт и инструментарий, которым пользуется эксперт. Профессионалов на рынке не так много, но достаточно, для того, чтобы найти «своего человека».

Несколько советов, как выбрать ведущего стратегической сессии:

Чтобы на этапе выбора модератора-фасилитатора продиагностировать его потенциальную способность быть «серым кардиналом», а не «звездой», обратите внимание, как взаимодействует с вами эксперт на переговорах. Сообщите о любой проблеме, волнующей Вас, и посмотрите реакцию потенциального ведущего. Занимается ли он, в ходе беседы, самопозиционированием (не проявил ли себя как нарцисс? — явление часто встречающееся среди тех, кто выбирает профессию «рулить группами людей»)? Или волшебным образом, незаметно для Вас, этот человек помог продвинуться в понимании и решении проблемы.

Ключевые рекомендации по взаимодействию заказчика и исполнителя (провайдера) при подготовке стратегических сессий:

1. Убедиться, что исполнитель понимает контекст, почему возникла потребность в стратсессии, какие актуальные задачи стоят перед компанией, как задача, проблема стратсессии решалась раньше. Описать профиль участников, их отношение к теме стратсессии, специфику личностную и профессиональную.

2. Согласовать цели и задачи стратсессии.

3. Согласовать логистику стратсессии (регламент работы, кофе-брейки, обеды перемещения, обеспечение материалами — кто, когда, куда, с помощью чего, что делает). Часто на логистические задачи привлекается третья компания, хорошо, если эти два исполнителя будут понимать задачи друг друга, их работа будет согласована между собой.

4. Согласовать требования к помещениям или дать исполнителю детальное описание имеющихся помещений, убедиться, что они подходят. Как бы ни казалось это банальным, иногда помещение может разрушить все планы модератора.

Например, мы планировали дилерскую конференцию с элементами модерации для крупной автомобильной компании. Нам дали информацию о помещениях, на фото были просторные залы, в каждом из которых могли свободно разместиться по 2 группы для работы. Но на месте оказалось, что залы маленькие (раза в 3 меньше, чем мы ожидали), столы двух групп стоят впритык друг к другу. Пришлось оперативно менять формат работы, объединять группы в одну большую на каждой площадке, менять сценарий, давать новые инструкции всем тренерам.

5. Обеспечить встречу провайдера с внутренним заказчиком (скорее всего это первое лицо) для согласования целей и сценария стратсессии и обеспечения поддержки. Плюс, как правило, полезны встречи с ключевыми руководителями перед стратегической сессией — обсудить цели стратсессии, их видение.

6. Согласовать формат отчетности от провайдера (структура отчета, фото и проч.)

7. Согласовать возможное участие ведущего в дальнейшей работе после проведения стратегической сессии (иногда нужны промежуточные пост-сессии, как в тренинге, и хорошо, если их проводит тот же человек или компания).

8. Обсудить алгоритм сценария стратегической сессии, помочь провайдеру заранее спрогнозировать, какие ответы он скорее всего будет получать на опорные вопросы в текущей формулировке.

9. Обеспечить исполнителю моральную и информационную поддержку. Вы работаете на одну цель. Если выбрали исполнителя, больше не надо его проверять «на слабо», обеспечьте все возможности для его эффективной подготовки.

Возможное пост-сопровождение после стратегической сессии:

Для того, чтобы разобраться с тем, какое сопровождение необходимо после стратегической сессии, давайте разберемся, зачем это сопровождение нужно. Ключевые цели следующие:

Исходя из этих целей можно выбирать подходящий формат пост-сопровождения. На моей практике, системно к этому вопросу подходят лишь немногие клиенты. Но та же беда существует и в отношении программ обучения: слишком часто клиенты все силы направляют на сами тренинги, игнорируя необходимость последующих поддерживающих мероприятий (без которых невозможно достижение цели, ради которой проводились тренинги). Я по этому поводу всегда говорю: «хотите реальных результатов — от 30 до 60 % бюджета сразу закладывайте на пост-сопровождение (и в отношении стратсессий и в отношении обучения персонала)». Видимо пока рынок в нашем Отечестве только зреет до глубокого понимания этой идеи.

Итого, по результатам многолетних наблюдений, могу сказать, что даже удачно проведенная стратсессия сама по себе менее эффективна в долгосрочной перспективе, чем более слабая сессия, но, включенная в какую-то целостную систему мероприятий, связанных с развитием компании. Грубо говоря, стратегическая сессия — это не «мимолетное видение», а элемент достижения конкретных целей и задач компании. Она должна происходить не «вдруг» и не «потому, что пришло время ежегодного собрания», а в связи с тем, что назрели значимые вопросы, требующие совместного обсуждения.

Желаю Вам успешных осмысленных стратегических сессий и компетентных провайдеров!

Источник

Стратегическая сессия: от А до Я

В статье представлены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание тем, кто планирует проводить стратегическую (или проектную) сессию.

Прежде всего, предлагаю договориться, что мы называем стратегической сессией и определить, для чего она проводится.

Стратегическая сессия — это форма групповой работы, направленная на совместную разработку стратегически-значимых решений организации, с участием ключевых руководителей компании.

Цели стратегических сессий:

· Разработка стратегии компании или значимого проекта.

· Поиск и проработка решения для выхода из трудной ситуации (случившейся или ожидаемой).

· Обеспечение единого видения относительно ситуации, принимаемых решений, планов (случаи, когда стратегическая сессия прежде всего преследует цель командообразования).

· Приращение знаний о каком-либо вопросе или изменение отношения к какой-либо теме (это случаи, когда стратсессия связана с учебными или пропагандистскими целями).

Ниже представлены примеры целей некоторых уже проведенных конкретных стратегических сессий (словами заказчика с небольшой редакцией автора статьи).

Результатами стратсессий обычно являются:

· Проработанные решения и планы.

· Трансляция важной информации или идей (участники «прониклись» идеями).

· Единое видение и командный дух.

· Новые идеи и альтернативные стратегии.

Стратегической сессией, как правило, управляет модератор, используя, соответственно, методы модерации и фасилитации. От профессионализма этого человека зависит то, насколько успешна будет работа всей группы. Так как в стратегических сессиях обычно принимают участие руководители и эксперты, время которых стоит довольно дорого, целесообразно привлекать для роли модератора-фасилитатора профессионала. В противном случае, стратсессия может превратиться в «Съезд народных депутатов», многоголосье, «переливание из пустого в порожнее», не ведущее к единому видению и решению задачи.

Модерация отличается от фасилитации тем, что в ней имеется конкретный четкий алгоритм работы группы. А фасилитация — это скорее набор различных методов групповой работы, скомпонованных по усмотрению ведущего, какого-либо жесткого универсального сценария нет.

Почему важен именно профессиональный модератор, фасилитатор (ведь можно назначить кого-то из своих руководителей или экспертов для координации работы группы)? Приведу основные аргументы:

Вот пример фразы руководителя компании, для которой я проводила стратегическую сессию: «Почему мы сами не можем, работая вместе (на совещаниях, например), достигнуть таких же результатов?! Люди те же, времени столько же, изначальные проблемы и задачи аналогичные, а результат совместной работы совсем другой.»

Чтобы оценить значимость привлечения профессионала, предлагаю посмотреть на примеры целей, приведенные в этой статье выше. Если Вы чувствуете уверенность, что могли бы обеспечить результат по этим целям, например в течение 1 рабочего дня, возможно, экспертный ведущий Вам, правда, не нужен. Но, как правило, чтобы уложиться в ограниченное время и обеспечить результат с требуемым качеством, без соответствующего эксперта не обойтись.

Важные факторы, влияющие на успех стратегической сессии:

Примерные этапы проведения стратегической сессии:

Наиболее распространенные сложности при проведении стратегических сессий:

Все эти сложности профессиональный модератор преодолеет мастерски. Ваши ключевые задачи, как клиента-заказчика, сводятся к тому, чтобы поставить цель для стратегической сессии и собрать людей в назначенное время.

Выбрать модератора или фасилитатора не сложно — смотрите на опыт и инструментарий, которым пользуется эксперт. Профессионалов на рынке не так много, но достаточно, для того, чтобы найти «своего человека».

Несколько советов, как выбрать ведущего стратегической сессии:

Чтобы на этапе выбора модератора-фасилитатора продиагностировать его потенциальную способность быть «серым кардиналом», а не «звездой», обратите внимание, как взаимодействует с вами эксперт на переговорах. Сообщите о любой проблеме, волнующей Вас, и посмотрите реакцию потенциального ведущего. Занимается ли он, в ходе беседы, самопозиционированием (не проявил ли себя как нарцисс? — явление часто встречающееся среди тех, кто выбирает профессию «рулить группами людей»)? Или волшебным образом, незаметно для Вас, этот человек помог продвинуться в понимании и решении проблемы.

Не важно, кого вы привлекаете — крупную компанию-подрядчика или фриланса, который соберет для вас команду ведущих самостоятельно. Смотрите на конкретного человека-исполнителя, а не на брэнд и регалии компании.

Ключевые рекомендации по взаимодействию заказчика и исполнителя (провайдера) при подготовке стратегических сессий:

1. Убедиться, что исполнитель понимает контекст, почему возникла потребность в стратсессии, какие актуальные задачи стоят перед компанией, как задача, проблема стратсессии решалась раньше. Описать профиль участников, их отношение к теме стратсессии, специфику личностную и профессиональную.

2. Согласовать цели и задачи стратсессии.

3. Согласовать логистику стратсессии (регламент работы, кофе-брейки, обеды перемещения, обеспечение материалами — кто, когда, куда, с помощью чего, что делает). Часто на логистические задачи привлекается третья компания, хорошо, если эти два исполнителя будут понимать задачи друг друга, их работа будет согласована между собой.

4. Согласовать требования к помещениям или дать исполнителю детальное описание имеющихся помещений, убедиться, что они подходят. Как бы ни казалось это банальным, иногда помещение может разрушить все планы модератора.

Например, мы планировали дилерскую конференцию с элементами модерации для крупной автомобильной компании. Нам дали информацию о помещениях, на фото были просторные залы, в каждом из которых могли свободно разместиться по 2 группы для работы. Но на месте оказалось, что залы маленькие (раза в 3 меньше, чем мы ожидали), столы двух групп стоят вплотную друг к другу. Пришлось оперативно менять формат работы, объединять группы в одну большую на каждой площадке, менять сценарий, давать новые инструкции всем тренерам.

5. Обеспечить встречу провайдера с внутренним заказчиком (скорее всего это первое лицо) для согласования целей и сценария стратсессии и обеспечения поддержки. Плюс, как правило, полезны встречи с ключевыми руководителями перед стратегической сессией — обсудить цели стратсессии, их видение.

6. Согласовать формат отчетности от провайдера (структура отчета, фото и проч.)

7. Согласовать возможное участие ведущего в дальнейшей работе после проведения стратегической сессии (иногда нужны промежуточные пост-сессии, как в тренинге, и хорошо, если их проводит тот же человек или компания).

8. Обсудить алгоритм сценария стратегической сессии, помочь провайдеру заранее спрогнозировать, какие ответы он скорее всего будет получать на опорные вопросы в текущей формулировке.

9. Обеспечить исполнителю моральную и информационную поддержку. Вы работаете на одну цель. Если выбрали исполнителя, больше не надо его проверять «на слабо», обеспечьте все возможности для его эффективной подготовки.

Возможное пост-сопровождение после стратегической сессии:

Для того, чтобы разобраться с тем, какое сопровождение необходимо после стратегической сессии, давайте разберемся, зачем это сопровождение нужно. Ключевые цели следующие:

Исходя из этих целей можно выбирать подходящий формат пост-сопровождения. На моей практике, системно к этому вопросу подходят лишь немногие клиенты. Но та же беда существует и в отношении программ обучения: слишком часто клиенты все силы направляют на сами тренинги, игнорируя необходимость последующих поддерживающих мероприятий (без которых невозможно достижение цели, ради которой проводились тренинги). Я по этому поводу всегда говорю: «хотите реальных результатов — от 30 до 60% бюджета сразу закладывайте на пост-сопровождение (и в отношении стратсессий и в отношении обучения персонала)». Видимо пока рынок в нашем Отечестве только зреет до глубокого понимания этой идеи…

Итого, по результатам многолетних наблюдений, могу сказать, что даже удачно проведенная стратсессия сама по себе менее эффективна в долгосрочной перспективе, чем более слабая сессия, но, включенная в какую-то целостную систему мероприятий, связанных с развитием компании. Грубо говоря, стратегическая сессия — это не «мимолетное видение», а элемент достижения конкретных целей и задач компании. Она должна происходить не «вдруг» и не «потому, что пришло время ежегодного собрания», а в связи с тем, что назрели значимые вопросы, требующие совместного обсуждения.

Желаю Вам успешных осмысленных стратегических сессий и компетентных провайдеров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *