Справки а и б на алкоголь что это такое
Что такое справка А и каково ее назначение
К каждой позиции товарно-транспортной накладной или таможенной декларации прилагается справка А. Она содержит основные реквизиты партии товара: дату розлива, информацию о производителе или импортере и прочее. Эта справка оформляется компанией, которая осуществляет производство либо импорт продукции, а ее копия передается покупателю. При каждой последующей перепродаже копия справки А также включается в комплект документов.
Электронный вариант справки А существует и в ЕГАИС. По содержанию она соответствует бумажному варианту, однако может отличаться по номеру и дате.
Назначение справки А
Справка А является источником информации, которая отсутствует в накладных ЕГАИС. Например, о дате розлива, а зачастую и об импортере. Таким образом, если сверить данные справки А с фактически поступившим товаром, можно избежать расхождений в ЕГАИС.
Кроме того, сведения справки А используются при формировании декларации по алкогольной продукции. Сервис Контур.Алкодекларация берет данные из Контур.Маркет, в том числе из справки А берется информация об импортерах.
Справка А в Контур.Маркет
Посмотреть данные справки А в сервисе можно в накладной. Выберите необходимый товар и откройте информацию по нему:
Теперь перейдите на вкладку «Справка А»:
Каждой позиции в накладной должна соответствовать собственная справка А. Контур.Маркет запрашивает их автоматически. Чтобы удостовериться, что все справки А получены, можно запросить их вручную. Для этого в разделе «Мои товары» нужно выбрать пункт меню «ЕГАИС» и в раскрывающемся списке выбрать «Запрос справок А»:
Справка А и Б на алкоголь: правила заполнения
Каждое предприятие заинтересовано в получении прибыли. Успех напрямую зависит от того, насколько правильно и четко ведется документация. Существуют определенные виды бумаг, оформление которых необходимо. Особенно это касается деятельности по производству или продаже спиртосодержащей продукции.
Оборот любого алкоголя должен осуществляться только в тех случаях, когда имеются следующие сопроводительные документы (оформленные надлежащим образом):
С их помощью можно легко подтвердить, что спиртосодержащая продукция легальна. А вот ситуация, когда нет какого-либо одного документа из данного перечня, будет считаться незаконным оборотом, и предполагает наказание. Об ответственности будет сказано позднее.
Разница между ТТН и ГТД
Многие предприниматели или представители юридических лиц ошибочно полагают, что две справки к ГТД и ТТН полностью одинаковые. Но это не так. Да, они имеют цель сообщить потребителю об алкогольной продукции. Но разница состоит в том, что справка к грузовой декларации выдается на импортную продукцию, в отличие от справки к ТТН, прилагающейся к отечественному алкоголю. У справки на алкоголь к ТТН есть два раздела (их еще называют раздел А и Б).
Что это за справка к ТТН?
Справка А и Б на алкоголь и спиртосодержащую продукцию, прикладываемая к товарно-транспортной накладной при поставке вышеозначенной продукции, является обязательной к предоставлению, заполняется по определенным правилам и хранится 5 лет.
Все формы первичной документации должны быть утверждены руководителем организации.
Указанный документ применим, когда производится оборот продукции, содержащей в своем составе алкоголь, произведенной на территории России или на территории стран, входящих в Таможенный союз, а также в отношении алкогольной продукции, которую ввезли на территорию страны.
В данной статье мы рассмотрим основные правила, по которым проходит заполнение справок А и Б на алкоголь, которые закрепило законодательство.
По каким правилам осуществляется заполнение справки на алкогольную продукцию?
Данными правилами устанавливается порядок, который должен соблюдаться при заполнении справки на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию.
Настоящая справка должны быть заполнена в полном соответствии с товарно-транспортной накладной или данной накладной международного образца, к которой она прилагается. Заполнение справки необходимо каждый последующий раз при оптовой реализации (отгрузке) товара, в составе которого содержится этиловый спирт. Справка А и Б на алкоголь заполняется отправителем (последний владелец) с указанием каждой позиции товара каждой перемещаемой партии. Также подлежит заполнению при перемещении продукции между подразделениями предприятия или товаропроизводителя, если таковые имеют различное местоположение.
Справка А и Б на алкоголь: основные требования
Предприятие или товаропроизводитель, которые производят или продают алкогольную продукцию на территории страны, обязаны заполнять справку на этилосодержащую продукцию, которая состоит из разделов А и Б. Оба раздела заполняются полностью, исключая заполнение граф, содержащих данные об уполномоченном лице получателя (покупателя). Отправитель должен заверить раздел А и левую часть раздела Б своими подписями и печатями, а также подписью получателя.
Предприятие, которое осуществляет производство этилосодержащей продукции на территории стран, входящих в состав Таможенного союза, или же осуществляет импорт таковой продукции на территорию стран-членов Таможенного союза, производит заполнение разделов А и Б справки аналогично. Исключение составляет пункт 12 раздела А и графы с данными покупателя или его уполномоченного лица (в данных графах указывается информация об уполномоченном лице).
Предприятие, осуществляющее закупку алкогольной продукции, при ее получении заверяет оба раздела справки своими печатями и подписью уполномоченного лица, такой же порядок заполнения имеется и в отношении индивидуальных предпринимателей, которые получают пиво и пивные напитки. Необходимо заверить подписями данные, которые относятся к данному индивидуальному предпринимателю.
При перемещении
При осуществлении последующих реализаций или перемещений алкогольной продукции по предприятию продавцом должен заполняться только раздел Б справки. Причем заполняются обе части раздела Б, и происходит заверение печатями и подписью в левой части раздела Б справки. Получатель товара, в свою очередь, заверяет правую часть раздела подписью и печатями. Аналогично заполняется справка А и Б на алкоголь (что это такое, теперь понятно) индивидуальным предпринимателем при получении пивных напитков или пива.
Все указанные выше правила заполнения справки на алкогольную продукцию зафиксированы законодательством и отражены в Постановлении Правительства.
Рекомендации по заполнению раздела А справки на алкогольную продукцию
Данный раздел справки заполняется в соответствии со следующими требованиями:
Для юридических лиц
В случае если речь идет об организации или сельскохозяйственном производителе, которые являются юридическим лицом, необходимо указать его наименование, а также адрес местоположения в соответствии с КЛАДР (классификатором), содержащий краткое наименование страны, административную единицу, город или иной населенный пункт, улицу, дом, корпус, если таковой имеется.
Если речь идет о структурном подразделении, то заполнение происходит аналогично и в соответствии с правилом, относящимся к юридическим лицам.
В случае же с индивидуальными предпринимателями, которые действуют, но юридическое лицо не образуют, – вместо наименования и адреса должны быть указаны Ф. И. О. предпринимателя, а вместо адреса местоположения – фактический адрес регистрации. Именно для этих категорий заполнение справки не составляет труда:
В отношении предприятий и сельскохозяйственных производителей, осуществляющих свою деятельность в качестве юридического лица, а также частных предпринимателей, указывается ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). Для юридических лиц необходимо через знак дроби указать код причины постановки на учет по месту регистрации. В случае с обособленными подразделениями – код причины постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Некоторые нюансы
В отношении лиц, осуществляющих производство на территории стран-членов Таможенного союза и производящих ввоз алкогольной продукции на территорию Российской Федерации:
Информация о договоре поставки
Пункт 11 должен содержать данные о договоре поставки, на основании которого производится отгрузка или перемещение товара: реквизиты, дата заключения и его номер. В случае если отгрузку производит:
Пункт 12 содержит номер и дату, когда была подтверждена фиксация информации в ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системе по учету объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции).
В пункте 13 раздела А справки должен быть указан диапазон и серии акцизных или специальных федеральных марок, которыми произведена маркировка алкогольной продукции. Причем, если номера марок следуют друг за другом, то возможно указание диапазона; а если маркировка отсутствует вообще, то следует указать наименование разрешительного документа, позволяющего производить отгрузку товара без акциза, а также полные реквизиты данного документа.
Итак, справка А и Б на алкоголь – это обязательный документ, который необходимо заполнять при осуществлении перевозок спиртосодержащей продукции. Также важно ее правильно заполнить.
Нюансы заполнения раздела Б
Раздел Б справки на алкогольную продукцию должен заполняться аналогично требованиям к заполнению раздела А. Однако:
Чем еще примечательна справка А и Б на алкоголь? Правила заполнения простые, но их нужно придерживаться.
Основными правилами при заполнении обоих разделов А и Б справки на алкогольную продукцию является то, что они должны быть оформлены на русском языке, также не допускается наложение оттисков печатей на уже проставленные оттиски при последующих заверениях справки.
Если справка А и Б на алкоголь уменьшается по размеру, то ни в коем случае не допускается изменение размера печати.
Сроки и порядок хранения справки на алкогольную продукцию
В соответствии с Федеральным Законом, первичная документация в бухучете должна храниться в течение тех сроков, которые установлены правилами производства государственного архива. Данный срок составляет не менее пяти лет по истечении отчетного года. Первичная документация по произведенной хозяйственной операции хранится пять лет. Законодательством подтверждено, что справка А и Б на алкоголь к товарно-транспортной накладной должна храниться в течение именно этого срока.
Отсутствие справки на алкогольную продукцию, в соответствии с кодексом об административных правонарушениях, может повлечь за собой штрафные санкции в размере от 4 000 рублей до 5 000 рублей для лиц, занимающих определенные должности, и в размере от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей для юрлиц.
Таким образом, оборот спиртосодержащей продукции легален, только если есть все обязательные документы. Будет ли отмена справок А и Б на алкоголь? В 2018 году планируется отойти от бумажных справок, поскольку вся информация фиксируется в ЕГАИС. Это кажется очень удобным, но как оно будет на самом деле, покажет время.
ЕГАИС 3.0: новые правила
С 1 июля 2018 года все участники алкогольного рынка обязаны вести помарочный (поштучный) учет маркируемой алкогольной продукции при приеме и списании. Важность данных изменений заключаются в возможности отследить движение каждой бутылки от производителя до конечного покупателя, полностью исключая попадания в продажу контрафактной продукции. Изменения коснулись также сопроводительной документации, алкогольной декларации и возможности подачи документов с помощью портала госуслуг.
Постановка на учет партионной и помарочной продукции
При принятии на учет маркируемой алкогольной продукции от поставщика розничные организации и общепит обязаны сканировать акцизную марку каждой бутылки, для того чтобы сверить фактически полученные бутылки с бутылками, полученными по накладной из ЕГАИС. И при выявлении расхождений принимать меры, в противном случае, фактические остатки на складе не будут соответствовать остаткам в ЕГАИС, что не допустимо при новом формате ЕГАИС. И принять такой алкоголь на баланс не получится.
Помарочной продукцией является алкогольная продукция, производство или импорт которой были учтены помарочно, или по которой была выполнена привязка марок, то есть учет ведется в разрезе каждой бутылки, а не по партиям.
Партионная продукция – это алкогольная продукция, помарочный учет которой не производился при производстве или импорте. Или же та помарочная продукция, у которой указание марок при отгрузке, списании или перемещении не было произведено. Это возможно, если продукция была произведена или импортирована до 1 июля 2018 г.
Как правильно работать с Регистром № 3
Третий регистр не похож на первый или второй регистр. Он является справочником хранилища марок. В данный регистр ничего переносить не нужно, как это делали раньше (то есть переносили поступивший алкоголь с Регистра № 1 на Регистр № 2 с помощью документа «Передачи в Регистр № 2»). Также с третьего регистра ничего не нужно списывать.
Продукция, занесенная в ЕГАИС помарочно, будет списываться по первому регистру автоматически при продаже.
При приемке товара вся алкогольная продукция будет храниться на первом регистре, а информация по маркам, которые были отсканированы при приемке, будут храниться на Регистре № 3. То есть при приемке алкоголя с марками нового образца, уже не будет необходимости делать передачу на Регистр № 2. Достаточно будет только проверить алкоголь механизмами, реализованными в учетных программах, и подтвердить накладную.
Следует так же отметить, что прием алкоголя со старыми акцизными марками не потерпела изменений. Так же, как и раньше, после подтверждения необходимо передавать данные по алкогольной продукции в Регистр № 2.
Расхождение остатков в декларации с данным ЕГАИС
Данное письмо пришло всем, у кого разница составляла более 100 литров. Соответственно, возможная погрешность в декларации допустима, это связано с различными методами регистрации продаж и закупок. Например, при получении товара датой в накладной 31 марта 2018 г., а фактическом подтверждении в ЕГАИС 1 или 2 апреля 2018 г.. В декларации необходимо учитывать эту накладную от 31 марта, а в ЕГАИС это накладная будет учитываться уже в следующем квартале, после подтверждения.
По данным I квартала никого не штрафовали, так как дают II квартал для исправления погрешностей и корректировки, если были неправильно внесены данные в декларацию. Расхождения в остатках по данным II квартала будут поводом для проведения проверок на предприятии. За выявленные нарушения будут уже штрафовать. Расхождения в остатках будут трактоваться как нарушение ст. 14.19 КоАП РФ, должностное лицо могут оштрафовать на 10 000 – 15 000 руб., юридическое лицо — на 150 000 –200 000 руб.
Отмена справок «А» и «Б»
Согласно изменениям в ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2018 г., не требуется оформлять справки «А» и «Б» в бумажном виде в тех случаях, когда хозяйственная операция фиксируется в ЕГАИС. То есть, если предприятие осуществляет розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, а также алкогольной продукции, маркированной марками нового образца разделы справок А и Б в сопроводительных документах не нужны.
Но следует уточнить, что данный закон не относиться к оптовому звену, только для розницы. Также это не относиться к алкогольной продукции, маркируемой марками старого образца.
Получение алкогольной лицензии через портал госуслуг
Но прежде чем подавать документы на продление или оформление лицензии, рекомендуется проверить и оплатить задолженность в налоговой. И подавать документы не ранее чем через 10 дней после погашения задолженности. Это связано с тем, что запрос информации о задолженности организации, подающей документы на лицензию, запрашиваются у ФНС, а не у местных налоговых органов. Поэтому раньше, чем через 10 дней, налоговая не сможет разнести оплату налогов.
Будьте внимательны, так как, если обнаружится задолженность, госпошлина за лицензию не возвращается. Организация будет вынуждена платить госпошлину повторно.
Изменения в «1С:Розница 8», «1С:Управление торговлей 8», «1С:УНФ 8»
После получения накладной с маркированной алкогольной продукцией необходимо провести проверку фактически полученного товара с данными из ЕГАИС
Для этого на форме документа «Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (входящая)» на вкладке «Товары» необходимо нажать на ссылку «Проверить поступившую алкогольную продукцию». После чего откроется форма «Проверка поступившей алкогольной продукции», в которой нужно просканировать все акцизные марки.
До проверки статус у позиций – «Не проверялась». Во время сканирования марок, если акцизная марка прошла проверку, статус меняется на «В наличии». Также возможен статус «Отложена», если позиция не найдена или вызывает затруднение в определении ее местоположения. В случае отсутствия товара – «Отсутствует».
При выявлении несоответствий необходимо правильно отразить местоположение бутылки. Возможно или оставить там, где найдена, то есть программа перемещает продукцию в текущее расположение считанной акцизной марки. Или переместить в упаковку, то есть туда, где должна находиться.
Сейчас на рынке достаточно много партионной алкогольной продукции. Данная продукция в отличие от поштучной алкогольной продукции отгружается без указания акцизной марки.
В программе в окне «Проверка поступившей алкогольной продукции» отображается на отдельной закладке «Партионная». Данный товар возможно принять двумя способами.
Первый способ: организация отгружает данную продукцию поштучно, то есть сканирует марки и передает их в Регистр № 3. Для этого необходимо при проверке отсканировать акцизные марки алкогольной продукции и штрихкоды упаковок. После подтверждения накладной нужно поставить эти акцизные марки на баланс в Регистр № 3 «Актом постановки на баланс ЕГАИС» и выбрать «К оформлению (регистр №3)».
Второй способ: принять продукцию, по которой в накладной нет акцизных марок, как партионную. Для этого на форме «Проверка поступившей алкогольной продукции» на вкладке «Партионная» в поле «Факт» необходимо указать количество продукции без марок.
Когда проверка закончена следует выполнить команду «Проверка завершена». Если по факту товар соответствует накладной в ЕГАИС, необходимо выполнить передачу подтверждения накладной.
Если были выявлены расхождения, то есть при сканировании всех акцизных марок, какой-то позиции нет и у нее указан статус «Отсутствует», то при отправке подтверждения, будет автоматически сформирован акт расхождения.
Для учета расхождения при оформлении поступления в информационной базе необходимо установить флаг «Есть расхождения». Данный флаг становится доступен только после подтверждения отправленного акта расхождения в ЕГАИС.
Это еще одно изменение добавлено в новых релизах конфигураций «1С». В предыдущих релизах программ именно из этого документа происходила отправка акта расхождения в ЕГАИС, так как данный акт не формировался автоматически при передаче подтверждения. Сейчас же флаг необходим только для учета расхождений в самой информационной базе.
В части не маркируемой алкогольной продукции изменений не произошло. Как и раньше после подтверждения накладной, необходимо произвести передачу данных на Регистр № 2. Списание проданной продукции, производится, как и раньше со второго регистра с помощью «Акта списания».
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Справки а и б на алкоголь что это такое
С вводом в оборот новых акцизных марок и переходом на помарочный учет в ЕГАИС производители и оптовики получили право не оформлять в бумажном виде Справки А и Б по маркированной алкогольной продукции.
Но в последнее время многие оптовики стали отказывать в бумажных справках и по алкоголю, оборот которого сопровождается акцизными марками старого образца. Принимать ли такой алкоголь ресторанам и какие риски это несет общепиту?
Статьи 10.1.2 и 10.1.3 Федерального закона 171-ФЗ определяют, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
«справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС
справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции».
Иными словами, если на алкоголь наклеена марка нового образца, то он в ЕГАИС учитывается помарочно, а значит информация о нем зафиксирована в системе по каждой единице продукции, а значит справки не являются для такого алкоголя обязательными сопроводительными документами.
Но все не так просто, потому что для ускорения перевода на помарочный учет ФСРАР обязал поставщиков отражать выпуск продукции помарочно не только по новым акцизным маркам, но и по старым:
— с 01.06.2019, при фиксации в ЕГАИС отчета о производстве продукции, оклеенной марками старого образца, будет требоваться обязательное указание всех идентификаторов ЕГАИС;
— с 01.07.2019, при фиксации отгрузки отечественной продукции, оклеенной марками старого образца, от ее производителя, будет требоваться обязательное указание всех идентификаторов ЕГАИС;
— с 15.01.2020, при фиксации в ЕГАИС отчета об импорте продукции, оклеенной марками старого образца, будет требоваться обязательное указание всех идентификаторов ЕГАИС;
— с 15.01.2020, при фиксации отгрузки импортной продукции от ее импортера, будет требоваться обязательное указание всех идентификаторов ЕГАИС.
И это серьезно все усложняет, потому что по этому требованию старые марки тоже могут быть выпущены производителем, а с 15.01.2020 и импортером, в формате помарочного учета, а значит по 171-ФЗ могут также не сопровождаться справками А и Б. И как понять, какие из старых марок должны быть со справками, а какие – без них? Это видно только по ЕГАИС и контролировать это достаточно сложно.
Есть еще один важный фактор. Письмо ФСРАР от 27.02.2019 относится только к производителям и импортерам и не затрагивает оптовое звено алкогольного рынка. Поэтому оптовик, принимая алкоголь со старыми марками помарочно от производителя, вполне может перевести его на второй регистр для упрощения внутреннего учета, и вам уже переместить его не как помарочный, а как партионный, а, следовательно, его оборот снова будет обязан сопровождаться справками А и Б. И сделать это может каждое оптовое звено на пути такого алкоголя от производителя до ресторана. Вы готовы это контролировать, и главное, отвечать за это перед ФСРАР?
Поэтому мы советуем не принимать алкоголь со старыми акцизными марками без справок А и Б, даже если ваш поставщик мотивирует такую поставку пунктами 10.1.3 ФЗ-171. Это риск, который вам не нужен.
Новые акцизные марки всегда учитываются помарочно и могут не сопровождаться Справками А и Б. Старые акцизные марки могут учитываться как помарочно, так и партионно. Помарочные могут не сопровождаться Справками А и Б, партионные – нет. Чтобы не путаться и не вводить дополнительного контроля требуйте справку А и Б от своих поставщиков, даже если они правы. Это тот случай, когда лучше перестраховаться. И те поставщики, которые строят с вами доверительные и долгосрочные отношения пойдут вам на встречу и обеспечат свои поставки нужными вам сопроводительными документами. Мы вам в этом обязательно поможем!