Способны ли современные дети на такую глубину чувств как у николеньки иртеньева

Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?

Николенька Ирьеньев на первый взгляд не сильно отличается от других детей. Он добрый, воспитанный и веселый ребенок. Мальчик очень сильно любит свою маму, и если вдруг представляет жизнь без нее, то начинает плакать. Он часто думает о маме и папе, и в своих молитвах Богу просит помочь им.

Мальчик растет и развивается вместе со своими друзьями, как и все дети его возраста. Иногда он обижается и грубит им, но в скором времени все забывает и продолжает общаться как раньше.

Как и многие мальчишки, Николенька хочет стать военным, и, чтобы быть счастливым, взять себе в жены хорошую и красивую девушку. Детскими годами автор хочет показать взросление и превращение мальчика в юношу.

Но есть у него и отличие от некоторых современных детей. Сейчас ребята его годов необычайно избалованы, ожидая, что родителя сделают все за них. Николенька же всегда был самостоятельным мальчиком и никогда ничего не ждал от других. За все свои действия современные дети ждут награды и поощрения, в то время как Ирьентьев делал все бескорыстно и честно, ничего не ожидая взамен. Но это зависит не от генетических особенностей ребенка, а в первую очередь от воспитания родителей. Мальчик Николенька иначе смотрел на жизнь, помогая окружающим и не требуя ничего взамен.

Сочинение-рассуждение 2

Николеньку Иртеньева можно назвать весьма добрым, веселым и воспитанным мальчиком. Он не отличается ничем выдающимся, однако является весьма хорошим человеком, который не сильно отличался от остальных. Он очень привязан к матери, и говорит ей о том, что очень сильно ее любит. И непросто говорил, а показывал всем видом, обнимая матушку, и сообщая тот факт, что не может существовать без нее. Когда он представляет, что когда-нибудь сможет остаться без мамы, то горько плачет, а в своих молитвах он просит Бога помочь маме и папе. Это говорит о том, что он является невероятно добрым и эмпатичным человеком, который сопереживает и думает об остальных. У него есть кумир в лице Ивина Сережи, ка которого он мечтает быть похожим. Ради этого, он даже начинает меньше помогать Иленьке, который является слабым ребенком.

Нельзя сказать, что он отличается от своих ровесников, так как представляет типичный образ человека своих лет, который растет и развивается вместе со своими товарищами. Бывает так, что он грубит своим добрым друзьям в порыве гнева, однако, после нескольких часов, забывает обо всем, и продолжает общение с ними. Он мечтает стать военным человеком, и жениться на доброй и красивой девушке, с которой будет счастлив. Автор хотел показать историю данного персонажа, старался рассказать о его взрослении, и превращении из мальчика в юношу.

Если говорить о том, какой контраст представлял бы данный образ героя в сегодняшние дни, то стоит отметить, что современные дети смотрелись бы гораздо избалованнее него. Ведь они привыкли, что при помощи своих родителей, они могут решить большинство своих проблем. Это говорит и о самостоятельности, которая у мальчика присутствовала в довольно развитой форме. Также, современники его возраста, думают о том, чтобы получать от своей деятельности какую-либо выгоду, в то время, как Коленька действовал весьма бескорыстно и честно. Он старался помогать окружающим людям, если того требовала ситуация. Стоит сказать, что это относится не ко всем детям, так как все же существует большая зависимость между тем, какое воспитание дают родители своему ребенку, в какой среде он растет, и какие генетические качества в нем заложены. Главными отличиями Николеньки от современных детей являются его принципы, идеалы и понятия о жизни. Произведение получилось очень ярким, поучительным и интересным, оно говорит о том, что нужно помогать людям, не требуя ничего взамен.

Источник

Характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность»: образ, описание характера и внешности

Способны ли современные дети на такую глубину чувств как у николеньки иртеньева
Николенька Иртеньев.
Художник К. А. Клементьева

Автобиографическая повесть «Юность» является третьей частью знаменитой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого.

В повести «Юность» читатели узнают о том, как главный герой, Николенька Иртеньев, проводит годы своей юности, что чувствует и думает в этот период жизни.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Толстого: описание характера и внешности героя.

Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Толстого: описание характера и внешности героя

«Мне хотелось сказать свое имя: Николай Иртеньев. «

«Так‑то‑с, Николай Петрович, – говорил мне старик. «

«. я невольно оскорбляю их признаками своего благосостояния.»

Юный Николенька живет в Москве вместе со своей семьей, которая состоит из отца, старшего брата Володи и сестры Любочки. Мать Николеньки умерла несколько лет назад.

«Я уважал Дубкова, как только может уважать шестнадцатилетний мальчик. «

«Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было, – самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.»

«. когда меня княгиня пригласила танцовать, и я почему‑то, несмотря на то, что ехал с одной мыслью танцовать очень много, сказал, что я не танцую, я оробел и, оставшись один между незнакомыми людьми, впал в свою обычную непреодолимую, всё возрастающую застенчивость. Я молча стоял на одном месте целый вечер.»

«Несмотря на происходившую у меня в голове путаницу понятий, я в это лето был юн, невинен, свободен и поэтому почти счастлив.»

«. я продолжал считать своею непременною обязанностью скрывать от всего общества Нехлюдовых и в особенности от Вареньки свои настоящие чувства и наклонности, и старался выказывать себя совершенно другим молодым человеком от того, каким я был в действительности, и даже таким, какого не могло быть в действительности.»

«Могу смело сказать, что я был гораздо лучше в действительности, чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя. «

«Ни в детстве, ни в отрочестве, ни потом в более зрелом возрасте я не замечал за собой порока лжи; напротив, я скорее был слишком правдив и откровенен; но в эту первую эпоху юности на меня часто находило странное желание, без всякой видимой причины, лгать самым отчаянным образом.»

«Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества. «

«В тот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где‑нибудь встретить. Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. Третье чувство было – надежда на необыкновенное, тщеславное счастье. Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального.»

«Сердечные дела занимали меня в эту зиму довольно много. Я был влюблен три раза.»

«Для меня музыка, или скорее игра на фортепьяно, была средство прельщать девиц своими чувствами. С помощью Катеньки, выучившись нотам и выломав немного свои толстые пальцы. я тотчас же принялся играть пьесы. «

«Чтение французских романов, которых много привез с собой Володя, было другим моим занятием в это лето.»

«После обеда я иногда удостоивал девочек ездить верхом с ними. «

«. Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический. «

«. я живо оделся в студенческий сюртук и пришел в гостиную. «

«. мундир и сюртук из глянцевитого черного сукна с отливом, и отбивал мелом лацкана, а теперь принес совсем готовое платье, с блестящими золотыми пуговицами, завернутыми бумажками.»

«. имя мое напечатано в списке студентов, у меня шпага на портупее. «

«. при ярком блеске солнца на моих пуговицах, кокарде шляпы и шпаге. «

«Светские удовольствия, которым, вступая в университет, я мечтал предаться в подражание старшему брату, совершенно разочаровали меня в эту зиму.»

«. я в первый раз должен был ехать на бал. «

«Но я был всю зиму эту в таком тумане, происходившем от наслаждения тем, что я большой и что я «comme il faut». «

«Я приходил на лекции только потому, что уж так привык, и что папа усылал меня из дома. Притом же знакомых у меня было много, и мне было часто весело в университете.»

«В последнее время я уже начинал наблюдать и обсуживать характер моего друга, но дружба наша вследствие этого нисколько не изменилась: она еще была так молода и сильна, что, с какой бы стороны я ни смотрел на Дмитрия, я не мог не видеть его совершенством.» (глава XIV)

«. дружба моя с Дмитрием держалась только на волоске.» (глава XLI)

«Вы не перейдете на второй курс, г. Иртеньев.»

«Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив.»

«. роптал на Провидение за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.»

«. я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»

Это был цитатный образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Льва Толстого: описание характера и внешности героя.

Источник

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны. «.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны. «.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны. «.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку».
Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны. «.

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать-самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! »
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос! «.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны. «.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Источник

Ответы к тесту по литературе Л.Н.Толстой «Детство» 7 класс

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьёзные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – всё это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Способны ли современные дети на такую глубину чувств как у николеньки иртеньева

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Пётр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Серёжа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Рассуждение

Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека — мамы.

С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.

В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием — диалектика души.

Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.

Главная тематика произведения — формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.

Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.

Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора — вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.

В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.

Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Вариант 2

Повесть «Детство» создана Толстым на основе детских воспоминаний. Этим произведением ознаменовано начало творчества писателя. «Детство» — это первая повесть трилогии, была напечатана в 1852 году.

Произведение представлено в автобиографическом жанре. В нем писатель раскрыл сложный внутренний мир, переживания маленького мальчика. Описывая будничную жизнь ребенка, с ее тревогами, радостями, обидами, автор показал устройство целого сословия дворян начала девятнадцатого века.

Автор отмечает, как важно проявлять деликатность к чувствам маленького человека. Случай, происшедший на вечере у бабушки характерно продемонстрировал, как глубоко можно ранить впечатлительного ребенка. Прозвучавшее во всеуслышание заявление о симпатии Николеньки, заставило мальчика испытать мучительное смущение. Такие тревожные переживания человек несет в себе долгие годы и помнит о них, будучи взрослым человеком.

Десятилетний мальчик так открыт всему светлому и прекрасному, он испытывает чувство любви и нежности ко всем родным и близким ему людям. Он любит и брата с сестрой, посмеивающихся над его мягкостью и схожестью с маменькой, и отстраненно равнодушного отца, порой огорчавшего его ненаглядную маменьку. И эта искренность умиляет и восхищает. Только маленькое детское сердечко может так искренне любить.

Главными героями произведения являются: десятилетний Николенька Иртеньев, его маменька Наталья Николаевна, умная, добрая, оказавшая огромное влияние на сына, отец Петр Александрович, типичный дворянин, умело скрывающий свои недостатки за добропорядочностью, старенькая экономка Наталья Савишна, безгранично преданная семье, учитель Карл Иванович, добрый, заботливый, но требовательный наставник.

Автор описывает один год из жизни Николеньки. Но за этот период происходят события, которые кардинально меняют устоявшийся уклад. Волнующим и стрессовым явлением для ребенка стал переезд из родного дома, где он провел безоблачные ранние годы своей маленькой жизни, в город в дом бабушки.

В окружении мальчика появляются новые люди, новые отношения, новые эмоции впечатления. Перемены требуют серьезной мыслительной работы, Николенька анализирует, делает выводы, определяет свое отношение ко всему, что с ним происходит.

Происшедшее с Николенькой за этот трудный для него год, оставит неизгладимый след в его душе и, безусловно, повлияет на его характер.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный это неблагодарность…»

Материал по литературе на тему «Л.Н. Толстой «Детство»» (6 класс).

Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Л.Н. Толстой. «Детство»

— Прочитай эпиграф. Какие эпитеты употребляет Толстой, говоря о детстве? Почему? Почему писатель обращается именно к детству?

(Толстой написал свою повесть «Детство», наверное, потому, что относится к воспитанию души неравнодушно, переживает за людей, у которых она не воспитана. А ещё потому, наверное, что он считает, что самые важные моменты в жизни бывают в детстве.

Толстой написал свою повесть «Детство», наверное, потому, что хочет нам сказать, что человеку не надо пропускать ни одной минуты жизни без того, чтобы не открыть для себя что-то новое.

Толстой назвал свою повесть просто «Детство», а не «Детство Николеньки», например, так как хотел обобщить: показать, что во всяком детстве есть общее с детством других людей

— Что значит автобиография? (Автобиографическая повесть — литературный жанр, в основе которого лежит описание собственной жизни; повествование в автобиографической повести, как правило, ведётся от первого лица и сосредоточено на психологических переживаниях, мыслях и чувствах автора.)

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионы и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало»

. Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в
образе maman
некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми.

Именно в повести «Детство»

Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали
«диалектикой души» (постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии).
Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

— Как вы думаете, кому принадлежат слова, вынесенные в эпиграф нашего урока, — автору или Николеньке? Почему вы так решили? Какие чувства передают эти слова?

— Подумай над вопросом: “Какую цель поставил перед собой автор, создав автобиографическую повесть?”

Лев Толстой в начале пути

Из статьи А.В. Чичерина

“Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства” — эти слова, сказанные Л.Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.

«Детство» — первое произведение двадцатичетырёхлетнего юнкера, ведущего военную, походную жизнь, участ­вующего в сражениях, — в поэтическом отношении необыкновенно совершенно.

Читая это произведение, вы не заметите, что оно — итог долгой, трудной, терпеливой работы. В дневниках того времени Толстой особенно внушает себе самому, что терпение и упорство в труде — свойства, которые он должен каждодневно в себе развивать и укоренять, что без этого он ничего не достигнет. И он создаёт одну за другой четыре редакции своего произведения, перепахивая каждую строку, перестраивая, коренным образом меняя сюжет, смысл и наполнение образов…

Сохранены или вновь введены только ясные, выразительные детали. Читатель видит мать героя, когда она разливает чай: “…Одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли”. При всём её спокойствии, уравновешенности, постоянной заботе о других, о хозяйственных мелочах для блага детей и мужа, при всём этом вода, текущая через верх чайника на поднос, выражает её тайное смятение и предчувствие последствий предстоящей разлуки.

Или ещё деталь: пальцы приказчика Якова, в яростном движении которых опровергалось всё то, что говорил отец и что Яков безмолвно и почтительно выслушивал.

Или — “чёрная круглая табакерка” и другие предметы вокруг Карла Иваныча, которые лежат так чинно, они доказывают, что совесть его чиста…

В «Детстве» всё взято в движении, всё, что есть, тотчас перестанет быть.

Последний день в деревне. Последние занятия с Карлом Иванычем. Охота перед самым отъездом. Расставание с матерью навсегда. Образ отца в его отношении к приказчику, к Грише, в споре с матерью во время обеда, во время охоты. И в Москве: динамичное название глав — «Собираются гости», «До мазурки», «Мазурка», «После мазурки», «В постели». Но за лёгкой музыкой танца слышится иная музыка, в детской влюблённости таятся иного рода мотивы: “…Когда я лежу и думаю о ней, Бог знает, отчего делается грустно и ужасно хочется плакать”. И вдруг эти тайные мелодии нарастают могучим ударом: «Письмо», «Что ожидало нас в деревне», «Горе». И самая грустная, самая захватывающая песня «Последние грустные воспоминания», — прощание с детством. Около сотни страниц, двадцать восемь глав, в каждой — пронизанный быстрым движением и в то же время весьма устойчивый быт.

— Каковы главные художественные особенности повести «Детство»? (Главное для автора — показать «диалектику души», а сюжет имеет второстепенное значение. В образе рассказчика сочетаются особенности восприятия мальчика-рассказчика и оценки взрослого человека — автора-повествователя.)

Беседа по главе «Maman»

— С каких событий начинается глава «Maman»?

— О чём в ней рассказывается?

— Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.

— Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?

— О какой черте её характера это говорит?

— Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?

— Выбери портретные описания

и проанализируй их. (От чьего имени дано описание? Какими способами описывается внутреннее состояние человека? Какова роль художественных деталей?)

— Что важнее для писателя: события или описание состояний, чувств, душевных движений?

— Каково отношение мальчика к матери и как оно проявляется в его поведении?

— Какой вывод о красоте человеческих лиц делает Толстой?

Беседа по главе «Что за человек был мой отец?».

— Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.

— Как относится отец мальчика к людям?

— Любили ли его окружающие?

— Удалось ли ему сделать карьеру?

— Что отец Николеньки любил в жизни?

— Для чего он жил? Прочитайте.

— Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.

— Прочитайте выразительно фрагмент главы со слов «Он умел взять верх в отношениях с всяким» до слов «…что не видел в том необходимости». Проанализируйте повествование

об отце. (Важны ли для рассказчика события, происходившие с его отцом, и их динамика? Свой ответ обоснуйте. Как характеризуют отца его поступки? Какова авторская оценка отца? Выберите цитаты, которые показывают положительные и отрицательные черты отца в восприятии сына? Проследите, как показано влияние жизненных обстоятельств на характер отца, его отношение к жизни. Какую роль играет в этом фрагменте художественное время?)

— Кто даёт оценки отцу: одиннадцатилетний мальчик или взрослый человек, вспоминающий своё детство.

— Почему в рассказе об отце повествование

трудно отделить от
описаний
.

— Какое влияние оказали на Николеньку его родители?

Тема — детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема — становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

Идея — нужно любить своих родителей, близких.

Беседа по главе «Детство»

— Как вспоминает о своём детстве Николенька?

— Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»

— О чем молится маленький Николенька?

— Какие моменты детства ему дороги?

— Что запомнилось рассказчику из детства: события или чувства? Почему?

— Как можно охарактеризовать его отношение к матери? Способны ли современные дети на такую глубину чувств? Обоснуйте свою позицию.

— Прочитай выразительно первый и три последних абзаца главы. Почему в них много вопросительных предложений?

— Охарактеризуйте художественное время главы. Как меняется возраст рассказчика?

Эссе (100-150 слов) на тему «Способны ли современные дети на такую глубину чувств, как у Николеньки Иртеньева?»

Толкование непонятных слов

Борзятник – охотник при борзых.

Выжлятник – старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Мальтретировать – плохо обходиться, обижать.

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 2-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет её ровным слоем толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестаёт идти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *